Кольцеплан Нарушевича: замкнутое крыло торжествует
Еще со времен братьев Райт, впервые поднявших летательный аппарат в воздух, человечество не оставляла мысль улучшить аэродинамические качества самолета. Добрались изобретатели и до замкнутого контура крыла. Один из пионеров авиации – Луи Блерио построил такой гидроплан, названный в честь самого себя. Машина в воздух (1906-й год) так и не поднялась, но идея получила право на жизнь!
Тогда конструкторы действовали наугад. Чуть позже, в 1909-м француз Живодан построил машину с парой крыльев в виде колец, между которыми находился летчик. Самолет с 40-сильным движком тоже не полетел: однако в 1980-х энтузиаст Э. Филлон создал макет этого необычного воздушного судна. И оно полетело! Видимо, в начале ХХ века тяга у кольцеплана была недостаточной – моторчик оказался слабоват.
Известный немецкий конструктор Эрнст Хейнкель в 1944-м построил самолет с замкнутым, в виде девяти соединенных граней, крылом. Машина оснащалась парой моторов, вращавших винты, находившихся внутри кольца. Взлет осуществлялся с вертикального положения. Свой аппарат конструктор назвал Lerche, что в переводе значит «Жаворонок».
В металле машина так и не была построена. Сегодня увидеть этот странный самолет можно разве что в компьютерной игре.
В этой стране попытки создать воздушное судно с замкнутыми плоскостями оказались относительно более удачными. В 1959-м был построен самолет вертикального взлета SNECMA C.450 Coleoptere.
Вот он уже сумел подняться в небо, хотя и ненадолго. Приземление прошло жестко, но летчик-испытатель остался живым.
Дальнейшее испытание С-450 едва не превратилось в трагедию. Старт состоялся, самолет взлетел, однако при переходе от вертикального положения в горизонтальное аппарат начал падать. Пилот катапультировался, машина разбилась, а проект свернули.
Американцы тоже делали попытки создать свой самолет с кольцеобразным крылом. В 1967-м запустили проект Convair Model 49. В результате на свет появилось нечто, напоминающее одновременно и самолет, и вертолет.
Дело ограничилось постройкой небольшой модели. Правительство США дальнейшего хода идее не дало. Но на этом американцы не успокоились. Позже появляется проект авиалайнера от компании Lockheed с кольцеобразным крылом, замкнутым на хвосте.
Теперь просчеты конструкторов понятны. Хвост, соединенный с кольцом, мешал использовать подъемную силу на все «сто»: бока крыльев в процессе не участвовали. Жесткое их соединение с корпусом машины также ухудшало аэродинамику. Проект Ring Wing не был осуществлен. Но почему конструкторы всего мира «привязались» к кольцеобразному крылу – в чем его преимущества? Стоит разобраться подробнее.
Обычный «классический» самолет испытывает индуктивное сопротивление, когда потоки из-под плоскостей, где повышенное давление, переходят наверх через законцовки. В ходе этого процесса сзади крыла формируются вихри, на создание которых тратится энергия. Как раз она и показывает индуктивное сопротивление. В замкнутом кольцеобразном крыле воздух, пройдя через контур, устремляется вниз (законцовок-то нет!), улучшая подъемную силу.
У машины может быть очень большой угол атаки – до 50°. Для сравнения: у обычных самолетов эта величина не превышает 22°. Находящийся в кольце воздух не дает срываться потоку с верха нижней части крыла. Все эти преимущества позволяют летать самолету без элементов механизации. Закрылки, предкрылки и т. п. ему не нужны. А это уменьшает массу машины. Оригинальная конструкция увеличила общую жесткость аппарата – ему не страшен боковой ветер. Есть и другие плюсы, которые стоит рассмотреть на примере действующего реального воздушного судна.
Реализация идеи машины с овальным крылом стартовала в 1988-м. Тогда в технический клуб, существовавший при Минском заводе, производящем шестеренки для сельхозмашин, от аграриев пришла просьба построить самолет, способный летать при боковых порывах ветра. На просторах Краснодарского края, славящимся бескрайними нивами, это превращалось в серьезную проблему: помех-то воздушным потокам не было. Сильнейшие боковые порывы воздуха делали АН-2 неуправляемым и превращали его в «бешенного слона», как говорили летчики. Проектированием машины занялся авиатехник Аркадий Нарушевич и пилот Анатолий Гущин.
К ним присоединилось еще несколько энтузиастов. Сначала были произведены исследования. Выводы оказались неожиданными: согласно расчетам, выходило, что плоскости летательного аппарата должны быть кольцеобразными. Только в этом случае машина будет уверенно противостоять сильным боковым порывам ветра. Построили несколько моделей и проверили их на практике: все летало, расчеты оказались верными. Наконец, приступили к главному – приобрели нужные материалы и начали строить овальное крыло. А дальше – набивший оскомину сценарий: развал Советского Союза и прекращение финансирования. Построенное крыло сохранили.
В 1998-м о проекте вспомнили и им заинтересовалась частная компания, которая выделила необходимые средства для продолжения постройки самолета. С крыла «сдули пыль» и приступили к созданию фюзеляжа. Машина была готова к 2004-му году.
Начались испытания: самолет проверяли подлетами – при боковом ветре и в условиях полного штиля (для сравнения). Результаты оказались впечатляющими. Машина взлетала с полосы длиной всего 150 м. Благодаря кольцеобразному крылу, самолет практически не реагировал на порывы ветра, дующего со скоростью до 13 м/сек.
Но, был и еще один, может, самый главный плюс – соотношение максимального взлетного веса с полезной нагрузкой. Коэффициент оказался равным 0,45. К подобной цифре даже близко еще не подобрался ни один авиаконструктор! Для сравнения: у АН-2 – 0,27, Ту-134 и вовсе 0,177. Даже современный МС-21 имеет коэффициент 0,28.
Чтобы получить желаемый результат, необходимы точные расчеты. Только тогда овальные плоскости эффективно проявят свои лучшие качества. Нужно знать отношение размеров эллипсов друг у другу, особенности хорды и иных элементов. Авторы идеи подали документы на получение патента в РБ и РФ.
Изначально все упиралось в белорусские законы. Построенное в стране воздушное судно очень сложно поставить на официальный учет. Касательно машины Нарушевича и вовсе невозможно, т. к. его «детище» нельзя отнести ни к одному из существующих классов летательных аппаратов. Выручит Россия – есть договор с аэродромом в Воронеже. Однако для продолжения модернизации машины и постановке ее на конвейер требуется 12 млн долларов.
И здесь можно найти решение – например, показать самолет на одном из салонов МАКС: инвесторы почти наверняка найдутся. А пока аппарат, не летавший с 2004-го года, находится в авиационном музее г. Барановичи. Неужели никто не заинтересуется уникальным самолетом? Посмотрим…
Тогда конструкторы действовали наугад. Чуть позже, в 1909-м француз Живодан построил машину с парой крыльев в виде колец, между которыми находился летчик. Самолет с 40-сильным движком тоже не полетел: однако в 1980-х энтузиаст Э. Филлон создал макет этого необычного воздушного судна. И оно полетело! Видимо, в начале ХХ века тяга у кольцеплана была недостаточной – моторчик оказался слабоват.
Продолжение эпопеи
Известный немецкий конструктор Эрнст Хейнкель в 1944-м построил самолет с замкнутым, в виде девяти соединенных граней, крылом. Машина оснащалась парой моторов, вращавших винты, находившихся внутри кольца. Взлет осуществлялся с вертикального положения. Свой аппарат конструктор назвал Lerche, что в переводе значит «Жаворонок».
Самолет вертикального взлета Lerche (компьютерное моделирование). Фото: YouTube.com
В металле машина так и не была построена. Сегодня увидеть этот странный самолет можно разве что в компьютерной игре.
Франция
В этой стране попытки создать воздушное судно с замкнутыми плоскостями оказались относительно более удачными. В 1959-м был построен самолет вертикального взлета SNECMA C.450 Coleoptere.
Так должны были выглядеть французские самолеты с овальным крылом. Фото: YouTube.com
Вот он уже сумел подняться в небо, хотя и ненадолго. Приземление прошло жестко, но летчик-испытатель остался живым.
Беспилотник компанией SNECMA был разработан еще раньше, в 1954-м. Машина совершила 200 полетов, оказавшиеся успешными.
Дальнейшее испытание С-450 едва не превратилось в трагедию. Старт состоялся, самолет взлетел, однако при переходе от вертикального положения в горизонтальное аппарат начал падать. Пилот катапультировался, машина разбилась, а проект свернули.
США
Американцы тоже делали попытки создать свой самолет с кольцеобразным крылом. В 1967-м запустили проект Convair Model 49. В результате на свет появилось нечто, напоминающее одновременно и самолет, и вертолет.
Макет Convair Model 49 так и остался на столе. Фото: YouTube.com
Дело ограничилось постройкой небольшой модели. Правительство США дальнейшего хода идее не дало. Но на этом американцы не успокоились. Позже появляется проект авиалайнера от компании Lockheed с кольцеобразным крылом, замкнутым на хвосте.
При проектировании Ring Wing было допущено много ошибок. Фото: YouTube.com
Теперь просчеты конструкторов понятны. Хвост, соединенный с кольцом, мешал использовать подъемную силу на все «сто»: бока крыльев в процессе не участвовали. Жесткое их соединение с корпусом машины также ухудшало аэродинамику. Проект Ring Wing не был осуществлен. Но почему конструкторы всего мира «привязались» к кольцеобразному крылу – в чем его преимущества? Стоит разобраться подробнее.
Плюсы замкнутого контура
Обычный «классический» самолет испытывает индуктивное сопротивление, когда потоки из-под плоскостей, где повышенное давление, переходят наверх через законцовки. В ходе этого процесса сзади крыла формируются вихри, на создание которых тратится энергия. Как раз она и показывает индуктивное сопротивление. В замкнутом кольцеобразном крыле воздух, пройдя через контур, устремляется вниз (законцовок-то нет!), улучшая подъемную силу.
Крыло не должно жестко крепится к фюзеляжу. Фото: YouTube.com
У машины может быть очень большой угол атаки – до 50°. Для сравнения: у обычных самолетов эта величина не превышает 22°. Находящийся в кольце воздух не дает срываться потоку с верха нижней части крыла. Все эти преимущества позволяют летать самолету без элементов механизации. Закрылки, предкрылки и т. п. ему не нужны. А это уменьшает массу машины. Оригинальная конструкция увеличила общую жесткость аппарата – ему не страшен боковой ветер. Есть и другие плюсы, которые стоит рассмотреть на примере действующего реального воздушного судна.
Самолет Нарушевича
Реализация идеи машины с овальным крылом стартовала в 1988-м. Тогда в технический клуб, существовавший при Минском заводе, производящем шестеренки для сельхозмашин, от аграриев пришла просьба построить самолет, способный летать при боковых порывах ветра. На просторах Краснодарского края, славящимся бескрайними нивами, это превращалось в серьезную проблему: помех-то воздушным потокам не было. Сильнейшие боковые порывы воздуха делали АН-2 неуправляемым и превращали его в «бешенного слона», как говорили летчики. Проектированием машины занялся авиатехник Аркадий Нарушевич и пилот Анатолий Гущин.
У кольцеплана Нарушевича – мотор М-14П. Фото: YouTube.com
К ним присоединилось еще несколько энтузиастов. Сначала были произведены исследования. Выводы оказались неожиданными: согласно расчетам, выходило, что плоскости летательного аппарата должны быть кольцеобразными. Только в этом случае машина будет уверенно противостоять сильным боковым порывам ветра. Построили несколько моделей и проверили их на практике: все летало, расчеты оказались верными. Наконец, приступили к главному – приобрели нужные материалы и начали строить овальное крыло. А дальше – набивший оскомину сценарий: развал Советского Союза и прекращение финансирования. Построенное крыло сохранили.
Сначала машину проверяли на земле. Фото: YouTube.com
В 1998-м о проекте вспомнили и им заинтересовалась частная компания, которая выделила необходимые средства для продолжения постройки самолета. С крыла «сдули пыль» и приступили к созданию фюзеляжа. Машина была готова к 2004-му году.
Шасси – от вертолета Ми-4. Фото: YouTube.com
Начались испытания: самолет проверяли подлетами – при боковом ветре и в условиях полного штиля (для сравнения). Результаты оказались впечатляющими. Машина взлетала с полосы длиной всего 150 м. Благодаря кольцеобразному крылу, самолет практически не реагировал на порывы ветра, дующего со скоростью до 13 м/сек.
Машина в воздухе! Фото: YouTube.com
Но, был и еще один, может, самый главный плюс – соотношение максимального взлетного веса с полезной нагрузкой. Коэффициент оказался равным 0,45. К подобной цифре даже близко еще не подобрался ни один авиаконструктор! Для сравнения: у АН-2 – 0,27, Ту-134 и вовсе 0,177. Даже современный МС-21 имеет коэффициент 0,28.
Уникальные характеристики были достигнуты благодаря не только форме крыла. Оно не соединялось жестким способом с фюзеляжем. Плоскости крепились посредством подвесов и стоек. Это гарантировало образование подъемной силы по всему крылу.
Чтобы получить желаемый результат, необходимы точные расчеты. Только тогда овальные плоскости эффективно проявят свои лучшие качества. Нужно знать отношение размеров эллипсов друг у другу, особенности хорды и иных элементов. Авторы идеи подали документы на получение патента в РБ и РФ.
Почему не запускают в серию?
Изначально все упиралось в белорусские законы. Построенное в стране воздушное судно очень сложно поставить на официальный учет. Касательно машины Нарушевича и вовсе невозможно, т. к. его «детище» нельзя отнести ни к одному из существующих классов летательных аппаратов. Выручит Россия – есть договор с аэродромом в Воронеже. Однако для продолжения модернизации машины и постановке ее на конвейер требуется 12 млн долларов.
В музее на стоянке среди «старших братьев». Фото: YouTube.com
И здесь можно найти решение – например, показать самолет на одном из салонов МАКС: инвесторы почти наверняка найдутся. А пока аппарат, не летавший с 2004-го года, находится в авиационном музее г. Барановичи. Неужели никто не заинтересуется уникальным самолетом? Посмотрим…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...