
Кольцеплан Нарушевича: замкнутое крыло торжествует
Еще со времен братьев Райт, впервые поднявших летательный аппарат в воздух, человечество не оставляла мысль улучшить аэродинамические качества самолета. Добрались изобретатели и до замкнутого контура крыла. Один из пионеров авиации – Луи Блерио построил такой гидроплан, названный в честь самого себя. Машина в воздух (1906-й год) так и не поднялась, но идея получила право на жизнь!
Тогда конструкторы действовали наугад. Чуть позже, в 1909-м француз Живодан построил машину с парой крыльев в виде колец, между которыми находился летчик. Самолет с 40-сильным движком тоже не полетел: однако в 1980-х энтузиаст Э. Филлон создал макет этого необычного воздушного судна. И оно полетело! Видимо, в начале ХХ века тяга у кольцеплана была недостаточной – моторчик оказался слабоват.
Известный немецкий конструктор Эрнст Хейнкель в 1944-м построил самолет с замкнутым, в виде девяти соединенных граней, крылом. Машина оснащалась парой моторов, вращавших винты, находившихся внутри кольца. Взлет осуществлялся с вертикального положения. Свой аппарат конструктор назвал Lerche, что в переводе значит «Жаворонок».
Самолет вертикального взлета Lerche (компьютерное моделирование). Фото: YouTube.com
В металле машина так и не была построена. Сегодня увидеть этот странный самолет можно разве что в компьютерной игре.
В этой стране попытки создать воздушное судно с замкнутыми плоскостями оказались относительно более удачными. В 1959-м был построен самолет вертикального взлета SNECMA C.450 Coleoptere.
Так должны были выглядеть французские самолеты с овальным крылом. Фото: YouTube.com
Вот он уже сумел подняться в небо, хотя и ненадолго. Приземление прошло жестко, но летчик-испытатель остался живым.
Дальнейшее испытание С-450 едва не превратилось в трагедию. Старт состоялся, самолет взлетел, однако при переходе от вертикального положения в горизонтальное аппарат начал падать. Пилот катапультировался, машина разбилась, а проект свернули.
Американцы тоже делали попытки создать свой самолет с кольцеобразным крылом. В 1967-м запустили проект Convair Model 49. В результате на свет появилось нечто, напоминающее одновременно и самолет, и вертолет.
Макет Convair Model 49 так и остался на столе. Фото: YouTube.com
Дело ограничилось постройкой небольшой модели. Правительство США дальнейшего хода идее не дало. Но на этом американцы не успокоились. Позже появляется проект авиалайнера от компании Lockheed с кольцеобразным крылом, замкнутым на хвосте.
При проектировании Ring Wing было допущено много ошибок. Фото: YouTube.com
Теперь просчеты конструкторов понятны. Хвост, соединенный с кольцом, мешал использовать подъемную силу на все «сто»: бока крыльев в процессе не участвовали. Жесткое их соединение с корпусом машины также ухудшало аэродинамику. Проект Ring Wing не был осуществлен. Но почему конструкторы всего мира «привязались» к кольцеобразному крылу – в чем его преимущества? Стоит разобраться подробнее.
Обычный «классический» самолет испытывает индуктивное сопротивление, когда потоки из-под плоскостей, где повышенное давление, переходят наверх через законцовки. В ходе этого процесса сзади крыла формируются вихри, на создание которых тратится энергия. Как раз она и показывает индуктивное сопротивление. В замкнутом кольцеобразном крыле воздух, пройдя через контур, устремляется вниз (законцовок-то нет!), улучшая подъемную силу.
Крыло не должно жестко крепится к фюзеляжу. Фото: YouTube.com
У машины может быть очень большой угол атаки – до 50°. Для сравнения: у обычных самолетов эта величина не превышает 22°. Находящийся в кольце воздух не дает срываться потоку с верха нижней части крыла. Все эти преимущества позволяют летать самолету без элементов механизации. Закрылки, предкрылки и т. п. ему не нужны. А это уменьшает массу машины. Оригинальная конструкция увеличила общую жесткость аппарата – ему не страшен боковой ветер. Есть и другие плюсы, которые стоит рассмотреть на примере действующего реального воздушного судна.
Реализация идеи машины с овальным крылом стартовала в 1988-м. Тогда в технический клуб, существовавший при Минском заводе, производящем шестеренки для сельхозмашин, от аграриев пришла просьба построить самолет, способный летать при боковых порывах ветра. На просторах Краснодарского края, славящимся бескрайними нивами, это превращалось в серьезную проблему: помех-то воздушным потокам не было. Сильнейшие боковые порывы воздуха делали АН-2 неуправляемым и превращали его в «бешенного слона», как говорили летчики. Проектированием машины занялся авиатехник Аркадий Нарушевич и пилот Анатолий Гущин.
У кольцеплана Нарушевича – мотор М-14П. Фото: YouTube.com
К ним присоединилось еще несколько энтузиастов. Сначала были произведены исследования. Выводы оказались неожиданными: согласно расчетам, выходило, что плоскости летательного аппарата должны быть кольцеобразными. Только в этом случае машина будет уверенно противостоять сильным боковым порывам ветра. Построили несколько моделей и проверили их на практике: все летало, расчеты оказались верными. Наконец, приступили к главному – приобрели нужные материалы и начали строить овальное крыло. А дальше – набивший оскомину сценарий: развал Советского Союза и прекращение финансирования. Построенное крыло сохранили.
Сначала машину проверяли на земле. Фото: YouTube.com
В 1998-м о проекте вспомнили и им заинтересовалась частная компания, которая выделила необходимые средства для продолжения постройки самолета. С крыла «сдули пыль» и приступили к созданию фюзеляжа. Машина была готова к 2004-му году.
Шасси – от вертолета Ми-4. Фото: YouTube.com
Начались испытания: самолет проверяли подлетами – при боковом ветре и в условиях полного штиля (для сравнения). Результаты оказались впечатляющими. Машина взлетала с полосы длиной всего 150 м. Благодаря кольцеобразному крылу, самолет практически не реагировал на порывы ветра, дующего со скоростью до 13 м/сек.
Машина в воздухе! Фото: YouTube.com
Но, был и еще один, может, самый главный плюс – соотношение максимального взлетного веса с полезной нагрузкой. Коэффициент оказался равным 0,45. К подобной цифре даже близко еще не подобрался ни один авиаконструктор! Для сравнения: у АН-2 – 0,27, Ту-134 и вовсе 0,177. Даже современный МС-21 имеет коэффициент 0,28.
Чтобы получить желаемый результат, необходимы точные расчеты. Только тогда овальные плоскости эффективно проявят свои лучшие качества. Нужно знать отношение размеров эллипсов друг у другу, особенности хорды и иных элементов. Авторы идеи подали документы на получение патента в РБ и РФ.
Изначально все упиралось в белорусские законы. Построенное в стране воздушное судно очень сложно поставить на официальный учет. Касательно машины Нарушевича и вовсе невозможно, т. к. его «детище» нельзя отнести ни к одному из существующих классов летательных аппаратов. Выручит Россия – есть договор с аэродромом в Воронеже. Однако для продолжения модернизации машины и постановке ее на конвейер требуется 12 млн долларов.
В музее на стоянке среди «старших братьев». Фото: YouTube.com
И здесь можно найти решение – например, показать самолет на одном из салонов МАКС: инвесторы почти наверняка найдутся. А пока аппарат, не летавший с 2004-го года, находится в авиационном музее г. Барановичи. Неужели никто не заинтересуется уникальным самолетом? Посмотрим…
Тогда конструкторы действовали наугад. Чуть позже, в 1909-м француз Живодан построил машину с парой крыльев в виде колец, между которыми находился летчик. Самолет с 40-сильным движком тоже не полетел: однако в 1980-х энтузиаст Э. Филлон создал макет этого необычного воздушного судна. И оно полетело! Видимо, в начале ХХ века тяга у кольцеплана была недостаточной – моторчик оказался слабоват.
Продолжение эпопеи
Известный немецкий конструктор Эрнст Хейнкель в 1944-м построил самолет с замкнутым, в виде девяти соединенных граней, крылом. Машина оснащалась парой моторов, вращавших винты, находившихся внутри кольца. Взлет осуществлялся с вертикального положения. Свой аппарат конструктор назвал Lerche, что в переводе значит «Жаворонок».

В металле машина так и не была построена. Сегодня увидеть этот странный самолет можно разве что в компьютерной игре.
Франция
В этой стране попытки создать воздушное судно с замкнутыми плоскостями оказались относительно более удачными. В 1959-м был построен самолет вертикального взлета SNECMA C.450 Coleoptere.

Вот он уже сумел подняться в небо, хотя и ненадолго. Приземление прошло жестко, но летчик-испытатель остался живым.
Беспилотник компанией SNECMA был разработан еще раньше, в 1954-м. Машина совершила 200 полетов, оказавшиеся успешными.
Дальнейшее испытание С-450 едва не превратилось в трагедию. Старт состоялся, самолет взлетел, однако при переходе от вертикального положения в горизонтальное аппарат начал падать. Пилот катапультировался, машина разбилась, а проект свернули.
США
Американцы тоже делали попытки создать свой самолет с кольцеобразным крылом. В 1967-м запустили проект Convair Model 49. В результате на свет появилось нечто, напоминающее одновременно и самолет, и вертолет.

Дело ограничилось постройкой небольшой модели. Правительство США дальнейшего хода идее не дало. Но на этом американцы не успокоились. Позже появляется проект авиалайнера от компании Lockheed с кольцеобразным крылом, замкнутым на хвосте.

Теперь просчеты конструкторов понятны. Хвост, соединенный с кольцом, мешал использовать подъемную силу на все «сто»: бока крыльев в процессе не участвовали. Жесткое их соединение с корпусом машины также ухудшало аэродинамику. Проект Ring Wing не был осуществлен. Но почему конструкторы всего мира «привязались» к кольцеобразному крылу – в чем его преимущества? Стоит разобраться подробнее.
Плюсы замкнутого контура
Обычный «классический» самолет испытывает индуктивное сопротивление, когда потоки из-под плоскостей, где повышенное давление, переходят наверх через законцовки. В ходе этого процесса сзади крыла формируются вихри, на создание которых тратится энергия. Как раз она и показывает индуктивное сопротивление. В замкнутом кольцеобразном крыле воздух, пройдя через контур, устремляется вниз (законцовок-то нет!), улучшая подъемную силу.

У машины может быть очень большой угол атаки – до 50°. Для сравнения: у обычных самолетов эта величина не превышает 22°. Находящийся в кольце воздух не дает срываться потоку с верха нижней части крыла. Все эти преимущества позволяют летать самолету без элементов механизации. Закрылки, предкрылки и т. п. ему не нужны. А это уменьшает массу машины. Оригинальная конструкция увеличила общую жесткость аппарата – ему не страшен боковой ветер. Есть и другие плюсы, которые стоит рассмотреть на примере действующего реального воздушного судна.
Самолет Нарушевича
Реализация идеи машины с овальным крылом стартовала в 1988-м. Тогда в технический клуб, существовавший при Минском заводе, производящем шестеренки для сельхозмашин, от аграриев пришла просьба построить самолет, способный летать при боковых порывах ветра. На просторах Краснодарского края, славящимся бескрайними нивами, это превращалось в серьезную проблему: помех-то воздушным потокам не было. Сильнейшие боковые порывы воздуха делали АН-2 неуправляемым и превращали его в «бешенного слона», как говорили летчики. Проектированием машины занялся авиатехник Аркадий Нарушевич и пилот Анатолий Гущин.

К ним присоединилось еще несколько энтузиастов. Сначала были произведены исследования. Выводы оказались неожиданными: согласно расчетам, выходило, что плоскости летательного аппарата должны быть кольцеобразными. Только в этом случае машина будет уверенно противостоять сильным боковым порывам ветра. Построили несколько моделей и проверили их на практике: все летало, расчеты оказались верными. Наконец, приступили к главному – приобрели нужные материалы и начали строить овальное крыло. А дальше – набивший оскомину сценарий: развал Советского Союза и прекращение финансирования. Построенное крыло сохранили.

В 1998-м о проекте вспомнили и им заинтересовалась частная компания, которая выделила необходимые средства для продолжения постройки самолета. С крыла «сдули пыль» и приступили к созданию фюзеляжа. Машина была готова к 2004-му году.

Начались испытания: самолет проверяли подлетами – при боковом ветре и в условиях полного штиля (для сравнения). Результаты оказались впечатляющими. Машина взлетала с полосы длиной всего 150 м. Благодаря кольцеобразному крылу, самолет практически не реагировал на порывы ветра, дующего со скоростью до 13 м/сек.

Но, был и еще один, может, самый главный плюс – соотношение максимального взлетного веса с полезной нагрузкой. Коэффициент оказался равным 0,45. К подобной цифре даже близко еще не подобрался ни один авиаконструктор! Для сравнения: у АН-2 – 0,27, Ту-134 и вовсе 0,177. Даже современный МС-21 имеет коэффициент 0,28.
Уникальные характеристики были достигнуты благодаря не только форме крыла. Оно не соединялось жестким способом с фюзеляжем. Плоскости крепились посредством подвесов и стоек. Это гарантировало образование подъемной силы по всему крылу.
Чтобы получить желаемый результат, необходимы точные расчеты. Только тогда овальные плоскости эффективно проявят свои лучшие качества. Нужно знать отношение размеров эллипсов друг у другу, особенности хорды и иных элементов. Авторы идеи подали документы на получение патента в РБ и РФ.
Почему не запускают в серию?
Изначально все упиралось в белорусские законы. Построенное в стране воздушное судно очень сложно поставить на официальный учет. Касательно машины Нарушевича и вовсе невозможно, т. к. его «детище» нельзя отнести ни к одному из существующих классов летательных аппаратов. Выручит Россия – есть договор с аэродромом в Воронеже. Однако для продолжения модернизации машины и постановке ее на конвейер требуется 12 млн долларов.

И здесь можно найти решение – например, показать самолет на одном из салонов МАКС: инвесторы почти наверняка найдутся. А пока аппарат, не летавший с 2004-го года, находится в авиационном музее г. Барановичи. Неужели никто не заинтересуется уникальным самолетом? Посмотрим…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....