В НАСА особо подчеркивают, что разработали и построили не прототип, а реальную летающую машину. Предполагается, что она превысит скорость звука в 1,4 раза. Конструкция самолета и примененные технологии должны резко снизить громкость барьерного удара. Официальная демонстрация экспериментального воздушного судна состоялась в Калифорнии, городе Палмдейл.
О сверхзвуковых гражданских самолетах
Считается, что одна из причин, затормозившей развитие этого направления авиации стал т. н. звуковой удар, беспокоящий людей, находящихся на земле. Да и двигатели на самолетах типа «Конкорд» и Ту-144 работали слишком громко. Эти проблемы взялась решить компания Lockheed Martin.
![Х-59 – бесшумный сверхзвук](/uploads/posts/2024-01/2024-01-14_09-58-53.jpg)
По словам ее сотрудника Дэвида Ричардсона, сила звукового удара у Х-59 будет, «как громкость хлопка закрывающейся дверцы машины». Также были проведены работы по снижению шумности двигателя (его производитель – General Electric Aviation), которая упала до 70-80 децибел. У обычного самолета эта цифра составляет не менее 140 дБ, т. е. почти вдвое больше.
Конструкция Х-59
Конфигурация машины, по мысли ее создателей, должна способствовать снижению громкости звукового удара. Чуть ли не треть фюзеляжа длиной 30,4 м занимает носовая часть самолета. Пилотская кабина размещена практически в центре воздушного судна.
![](/uploads/posts/2024-01/2024-01-14_10-00-42.jpg)
При этом летчик лишен возможность видеть, что происходит прямо по курсу – лобового стекла просто нет. Этого и не требуется: внутри установлены дисплеи, к которым подключены видеокамеры высокого разрешения. Другие технические данные:
✅ взлетный вес – 14,7 т
✅ размах крыла – 9 м
✅ потолок – до 16800 м
✅ максимальная скорость – 1800 км/ч
Нижняя часть фюзеляжа имеет гладкую поверхность, благодаря которой волны, вызывающие удар, не будут соединяться сзади. Силовая установка размещена наверху, у основания хвоста.
![](/uploads/posts/2024-01/2024-01-14_10-01-51.jpg)
Развиваемая экспериментальным самолетом скорость, конечно, серьезно не дотягивает до «классических» Ту-144 и Concorde. Первый достигал 2179 км/ч, поднимаясь на высоту в 20 тыс. метров, у второго – 2440 км/ч с таким же потолком. Однако и 1,4 Маха – тоже очень неплохо: Х-59 будет летать в два раза быстрее, чем любой современный авиалайнер.
Состояние на сегодня
Пока проходят наземные испытания: запускают силовую установку, машина осуществляет рулежку. В небо Х-59 должен подняться в начале лета (некоторые представители Lockheed Martin говорят о конце текущего года). После сдачи летных «экзаменов» сотрудники НАСА проведут опрос в городах, над которыми пролетал самолет. Это будет сделано для того, чтобы понять, как люди восприняли шум, возникающий в ходе преодоления звукового барьера. Полученные данные представят американскому управлению ГА и иным регулирующим организациям.
![](/uploads/posts/2024-01/2024-01-14_09-59-41.jpg)
Производители Х-59 надеются, что положительные результаты испытаний помогут снять пятидесятилетний запрет на использование сверхзвуковой коммерческой авиации. А это подтолкнет ее дальнейшее развитие, остановившееся после окончания эксплуатации Ту-144 и Concorde. NASA в рамках миссии Quesst не собирается ограничиваться испытаниями Х-59. Исследования, связанные с уменьшением громкости сверхзвуковых двигателей, продлятся до 2027-го года.