Х-59 – бесшумный сверхзвук
Организованная NASA миссия Quesst имеет четко определенную цель – предоставление регуляторам информации, которая поможет им снять запрет (в США и некоторых других странах он существует на протяжении полувека) на пролеты сверхзвуковых воздушных судов над сушей. Как раз создание Х-59 должно стать доказательством возможности постройки гражданских самолетов с пониженной шумностью, возникающей от ударной волны.
В НАСА особо подчеркивают, что разработали и построили не прототип, а реальную летающую машину. Предполагается, что она превысит скорость звука в 1,4 раза. Конструкция самолета и примененные технологии должны резко снизить громкость барьерного удара. Официальная демонстрация экспериментального воздушного судна состоялась в Калифорнии, городе Палмдейл.
Считается, что одна из причин, затормозившей развитие этого направления авиации стал т. н. звуковой удар, беспокоящий людей, находящихся на земле. Да и двигатели на самолетах типа «Конкорд» и Ту-144 работали слишком громко. Эти проблемы взялась решить компания Lockheed Martin.
По словам ее сотрудника Дэвида Ричардсона, сила звукового удара у Х-59 будет, «как громкость хлопка закрывающейся дверцы машины». Также были проведены работы по снижению шумности двигателя (его производитель – General Electric Aviation), которая упала до 70-80 децибел. У обычного самолета эта цифра составляет не менее 140 дБ, т. е. почти вдвое больше.
Конфигурация машины, по мысли ее создателей, должна способствовать снижению громкости звукового удара. Чуть ли не треть фюзеляжа длиной 30,4 м занимает носовая часть самолета. Пилотская кабина размещена практически в центре воздушного судна.
При этом летчик лишен возможность видеть, что происходит прямо по курсу – лобового стекла просто нет. Этого и не требуется: внутри установлены дисплеи, к которым подключены видеокамеры высокого разрешения. Другие технические данные:
✅ взлетный вес – 14,7 т
✅ размах крыла – 9 м
✅ потолок – до 16800 м
✅ максимальная скорость – 1800 км/ч
Нижняя часть фюзеляжа имеет гладкую поверхность, благодаря которой волны, вызывающие удар, не будут соединяться сзади. Силовая установка размещена наверху, у основания хвоста.
Развиваемая экспериментальным самолетом скорость, конечно, серьезно не дотягивает до «классических» Ту-144 и Concorde. Первый достигал 2179 км/ч, поднимаясь на высоту в 20 тыс. метров, у второго – 2440 км/ч с таким же потолком. Однако и 1,4 Маха – тоже очень неплохо: Х-59 будет летать в два раза быстрее, чем любой современный авиалайнер.
Пока проходят наземные испытания: запускают силовую установку, машина осуществляет рулежку. В небо Х-59 должен подняться в начале лета (некоторые представители Lockheed Martin говорят о конце текущего года). После сдачи летных «экзаменов» сотрудники НАСА проведут опрос в городах, над которыми пролетал самолет. Это будет сделано для того, чтобы понять, как люди восприняли шум, возникающий в ходе преодоления звукового барьера. Полученные данные представят американскому управлению ГА и иным регулирующим организациям.
Производители Х-59 надеются, что положительные результаты испытаний помогут снять пятидесятилетний запрет на использование сверхзвуковой коммерческой авиации. А это подтолкнет ее дальнейшее развитие, остановившееся после окончания эксплуатации Ту-144 и Concorde. NASA в рамках миссии Quesst не собирается ограничиваться испытаниями Х-59. Исследования, связанные с уменьшением громкости сверхзвуковых двигателей, продлятся до 2027-го года.
В НАСА особо подчеркивают, что разработали и построили не прототип, а реальную летающую машину. Предполагается, что она превысит скорость звука в 1,4 раза. Конструкция самолета и примененные технологии должны резко снизить громкость барьерного удара. Официальная демонстрация экспериментального воздушного судна состоялась в Калифорнии, городе Палмдейл.
О сверхзвуковых гражданских самолетах
Считается, что одна из причин, затормозившей развитие этого направления авиации стал т. н. звуковой удар, беспокоящий людей, находящихся на земле. Да и двигатели на самолетах типа «Конкорд» и Ту-144 работали слишком громко. Эти проблемы взялась решить компания Lockheed Martin.
Х-59 в сборочном цехе. Фото: YouTube.com
По словам ее сотрудника Дэвида Ричардсона, сила звукового удара у Х-59 будет, «как громкость хлопка закрывающейся дверцы машины». Также были проведены работы по снижению шумности двигателя (его производитель – General Electric Aviation), которая упала до 70-80 децибел. У обычного самолета эта цифра составляет не менее 140 дБ, т. е. почти вдвое больше.
Конструкция Х-59
Конфигурация машины, по мысли ее создателей, должна способствовать снижению громкости звукового удара. Чуть ли не треть фюзеляжа длиной 30,4 м занимает носовая часть самолета. Пилотская кабина размещена практически в центре воздушного судна.
Самая длинная часть фюзеляжа – нос. Фото: YouTube.com
При этом летчик лишен возможность видеть, что происходит прямо по курсу – лобового стекла просто нет. Этого и не требуется: внутри установлены дисплеи, к которым подключены видеокамеры высокого разрешения. Другие технические данные:
✅ взлетный вес – 14,7 т
✅ размах крыла – 9 м
✅ потолок – до 16800 м
✅ максимальная скорость – 1800 км/ч
Нижняя часть фюзеляжа имеет гладкую поверхность, благодаря которой волны, вызывающие удар, не будут соединяться сзади. Силовая установка размещена наверху, у основания хвоста.
На Х-59 использованы шасси от F-16. Фото: YouTube.com
Развиваемая экспериментальным самолетом скорость, конечно, серьезно не дотягивает до «классических» Ту-144 и Concorde. Первый достигал 2179 км/ч, поднимаясь на высоту в 20 тыс. метров, у второго – 2440 км/ч с таким же потолком. Однако и 1,4 Маха – тоже очень неплохо: Х-59 будет летать в два раза быстрее, чем любой современный авиалайнер.
Состояние на сегодня
Пока проходят наземные испытания: запускают силовую установку, машина осуществляет рулежку. В небо Х-59 должен подняться в начале лета (некоторые представители Lockheed Martin говорят о конце текущего года). После сдачи летных «экзаменов» сотрудники НАСА проведут опрос в городах, над которыми пролетал самолет. Это будет сделано для того, чтобы понять, как люди восприняли шум, возникающий в ходе преодоления звукового барьера. Полученные данные представят американскому управлению ГА и иным регулирующим организациям.
После пролета над городами проведут опрос населения. Фото: YouTube.com
Производители Х-59 надеются, что положительные результаты испытаний помогут снять пятидесятилетний запрет на использование сверхзвуковой коммерческой авиации. А это подтолкнет ее дальнейшее развитие, остановившееся после окончания эксплуатации Ту-144 и Concorde. NASA в рамках миссии Quesst не собирается ограничиваться испытаниями Х-59. Исследования, связанные с уменьшением громкости сверхзвуковых двигателей, продлятся до 2027-го года.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
Rolls-Royce и будущее авиации: как инновации UltraFan меняют игру в строении авиадвигателей
Бренд Rolls-Royce всегда был синонимом роскоши, инноваций и высоких технологий, но их достижения простираются далеко за пределы автомобилей. Мало кто знает,...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
В России появился флагманский вертолет «Аурус»
Все комплектующие произведены в России. Воздушное судно можно эксплуатировать в любых климатических и географических зонах....
Внедорожники УАЗ оперативно доработали на заводе – критика подействовала
Забеспокоившись из-за критики на правительственном уровне, руководство Sollers поспешило доработать автомобили. И это первый случай массовых переделок из-за...
Самолет SSJ-100 становится еще более российским
Проект локализации лайнера продолжается. Теперь еще один элемент фюзеляжа производится в России....
При «вскрытии» Гранта удивила автомеханика
Чем может похвастаться «Гранта», которую в столице продают за 1,6 млн рублей? Конечно же, кондиционером, шестнадцатиклапанным двигателем времен «Приоры»,...
«В условиях вечной мерзлоты» – на самой сложный трассе России сдали новые участки
Федеральная трасса считалась одной из самых сложных из-за климата, низкого качества покрытия, а также несоответствия стандартам на многих участках. Теперь...
«Ил» - ВАСО представил свой, полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя
С ним, как ожидается, эффективность сохранения тяги самолета улучшится до оптимальных показателей. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
ВАЗ-2151 – неизвестный российский универсал
Заднеприводные автомобили марки ВАЗ до сих пор пользуются высокой популярностью в России. Более того, ВАЗ-2107 недавно стал самой распространенной моделью в...
УАЗ анонсировал скорое обновление «Хантера»
И не только. Сразу несколько модернизированных моделей выйдут на рынок с небольшим интервалом. Более подробно об этом читайте в нашем материале....
В Нижнем Новгороде наладят выпуск отсеков для отечественного лайнера
А именно для пассажирского МС-21. Для этого на авиастроительном предприятии «Сокол» откроют новый производственный участок. Подробнее об этом читайте в нашем...
Jawa против Иж Юпитера – какой из мотоциклов советских времен окажется быстрее?
Споры о том, какой мотоцикл лучше, в советское время возникали периодически. Как правило, велись они в легком и среднем классах. Например, считалось, что...
Как поступают владельцы электромобилей, подтопленных во время урагана Милтон
После затопления такие машины пожароопасны. А еще эти авто потом продают.... Риски значительно возросли из-за последствий урагана Милтон....