Х-59 – бесшумный сверхзвук
Организованная NASA миссия Quesst имеет четко определенную цель – предоставление регуляторам информации, которая поможет им снять запрет (в США и некоторых других странах он существует на протяжении полувека) на пролеты сверхзвуковых воздушных судов над сушей. Как раз создание Х-59 должно стать доказательством возможности постройки гражданских самолетов с пониженной шумностью, возникающей от ударной волны.
В НАСА особо подчеркивают, что разработали и построили не прототип, а реальную летающую машину. Предполагается, что она превысит скорость звука в 1,4 раза. Конструкция самолета и примененные технологии должны резко снизить громкость барьерного удара. Официальная демонстрация экспериментального воздушного судна состоялась в Калифорнии, городе Палмдейл.
Считается, что одна из причин, затормозившей развитие этого направления авиации стал т. н. звуковой удар, беспокоящий людей, находящихся на земле. Да и двигатели на самолетах типа «Конкорд» и Ту-144 работали слишком громко. Эти проблемы взялась решить компания Lockheed Martin.
По словам ее сотрудника Дэвида Ричардсона, сила звукового удара у Х-59 будет, «как громкость хлопка закрывающейся дверцы машины». Также были проведены работы по снижению шумности двигателя (его производитель – General Electric Aviation), которая упала до 70-80 децибел. У обычного самолета эта цифра составляет не менее 140 дБ, т. е. почти вдвое больше.
Конфигурация машины, по мысли ее создателей, должна способствовать снижению громкости звукового удара. Чуть ли не треть фюзеляжа длиной 30,4 м занимает носовая часть самолета. Пилотская кабина размещена практически в центре воздушного судна.
При этом летчик лишен возможность видеть, что происходит прямо по курсу – лобового стекла просто нет. Этого и не требуется: внутри установлены дисплеи, к которым подключены видеокамеры высокого разрешения. Другие технические данные:
✅ взлетный вес – 14,7 т
✅ размах крыла – 9 м
✅ потолок – до 16800 м
✅ максимальная скорость – 1800 км/ч
Нижняя часть фюзеляжа имеет гладкую поверхность, благодаря которой волны, вызывающие удар, не будут соединяться сзади. Силовая установка размещена наверху, у основания хвоста.
Развиваемая экспериментальным самолетом скорость, конечно, серьезно не дотягивает до «классических» Ту-144 и Concorde. Первый достигал 2179 км/ч, поднимаясь на высоту в 20 тыс. метров, у второго – 2440 км/ч с таким же потолком. Однако и 1,4 Маха – тоже очень неплохо: Х-59 будет летать в два раза быстрее, чем любой современный авиалайнер.
Пока проходят наземные испытания: запускают силовую установку, машина осуществляет рулежку. В небо Х-59 должен подняться в начале лета (некоторые представители Lockheed Martin говорят о конце текущего года). После сдачи летных «экзаменов» сотрудники НАСА проведут опрос в городах, над которыми пролетал самолет. Это будет сделано для того, чтобы понять, как люди восприняли шум, возникающий в ходе преодоления звукового барьера. Полученные данные представят американскому управлению ГА и иным регулирующим организациям.
Производители Х-59 надеются, что положительные результаты испытаний помогут снять пятидесятилетний запрет на использование сверхзвуковой коммерческой авиации. А это подтолкнет ее дальнейшее развитие, остановившееся после окончания эксплуатации Ту-144 и Concorde. NASA в рамках миссии Quesst не собирается ограничиваться испытаниями Х-59. Исследования, связанные с уменьшением громкости сверхзвуковых двигателей, продлятся до 2027-го года.
В НАСА особо подчеркивают, что разработали и построили не прототип, а реальную летающую машину. Предполагается, что она превысит скорость звука в 1,4 раза. Конструкция самолета и примененные технологии должны резко снизить громкость барьерного удара. Официальная демонстрация экспериментального воздушного судна состоялась в Калифорнии, городе Палмдейл.
О сверхзвуковых гражданских самолетах
Считается, что одна из причин, затормозившей развитие этого направления авиации стал т. н. звуковой удар, беспокоящий людей, находящихся на земле. Да и двигатели на самолетах типа «Конкорд» и Ту-144 работали слишком громко. Эти проблемы взялась решить компания Lockheed Martin.
Х-59 в сборочном цехе. Фото: YouTube.com
По словам ее сотрудника Дэвида Ричардсона, сила звукового удара у Х-59 будет, «как громкость хлопка закрывающейся дверцы машины». Также были проведены работы по снижению шумности двигателя (его производитель – General Electric Aviation), которая упала до 70-80 децибел. У обычного самолета эта цифра составляет не менее 140 дБ, т. е. почти вдвое больше.
Конструкция Х-59
Конфигурация машины, по мысли ее создателей, должна способствовать снижению громкости звукового удара. Чуть ли не треть фюзеляжа длиной 30,4 м занимает носовая часть самолета. Пилотская кабина размещена практически в центре воздушного судна.
Самая длинная часть фюзеляжа – нос. Фото: YouTube.com
При этом летчик лишен возможность видеть, что происходит прямо по курсу – лобового стекла просто нет. Этого и не требуется: внутри установлены дисплеи, к которым подключены видеокамеры высокого разрешения. Другие технические данные:
✅ взлетный вес – 14,7 т
✅ размах крыла – 9 м
✅ потолок – до 16800 м
✅ максимальная скорость – 1800 км/ч
Нижняя часть фюзеляжа имеет гладкую поверхность, благодаря которой волны, вызывающие удар, не будут соединяться сзади. Силовая установка размещена наверху, у основания хвоста.
На Х-59 использованы шасси от F-16. Фото: YouTube.com
Развиваемая экспериментальным самолетом скорость, конечно, серьезно не дотягивает до «классических» Ту-144 и Concorde. Первый достигал 2179 км/ч, поднимаясь на высоту в 20 тыс. метров, у второго – 2440 км/ч с таким же потолком. Однако и 1,4 Маха – тоже очень неплохо: Х-59 будет летать в два раза быстрее, чем любой современный авиалайнер.
Состояние на сегодня
Пока проходят наземные испытания: запускают силовую установку, машина осуществляет рулежку. В небо Х-59 должен подняться в начале лета (некоторые представители Lockheed Martin говорят о конце текущего года). После сдачи летных «экзаменов» сотрудники НАСА проведут опрос в городах, над которыми пролетал самолет. Это будет сделано для того, чтобы понять, как люди восприняли шум, возникающий в ходе преодоления звукового барьера. Полученные данные представят американскому управлению ГА и иным регулирующим организациям.
После пролета над городами проведут опрос населения. Фото: YouTube.com
Производители Х-59 надеются, что положительные результаты испытаний помогут снять пятидесятилетний запрет на использование сверхзвуковой коммерческой авиации. А это подтолкнет ее дальнейшее развитие, остановившееся после окончания эксплуатации Ту-144 и Concorde. NASA в рамках миссии Quesst не собирается ограничиваться испытаниями Х-59. Исследования, связанные с уменьшением громкости сверхзвуковых двигателей, продлятся до 2027-го года.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...