
На российском ядерном буксире «Зевс» – от Венеры до Юпитера
Идея использовать ядерную энергию для движения космических кораблей была озвучена еще в 1960-е годы Курчатовым, Королевым, а также Келдышем. И работы в этом направлении велись: советская организация «Энергия» проектировала атомную установку, способную работать на орбите.
После развала Союза вопросом создания ядерного двигателя для космического аппарата стали заниматься с 2010-го года. Программа получила название «Нуклон», корабль, работающий на атомной энергии – «Зевс». Зачастую его называют «ядерным буксиром». Впервые широкой общественности продемонстрировали макет на салоне МАКС-2019. А о том, как будет работать буксир, рассказали и показали в трехмерной графике на выставке «Армия-2020».
Нынешние аппараты для разгона используют химическое топливо, главная проблема которого заключается в быстром расходе. Чтобы достичь орбиты, нужно иметь очень объемные баки. Разогнавшись, дальше ракета летит сама, пользуясь оставшимся топливом для маневрирования. При этом скорость выходящих газов достигает 4,5 км/сек.
На химическом топливе сегодня далеко не улетишь. Фото: YouTube.com
Правда, существует необычный метод для получения дополнительного ускорения. Речь идет о пролете рядом с какой-нибудь планетой, гравитационная система которой «подтолкнет» космический аппарат. Но этот способ довольно сложный, требует точных расчетов и увеличивает время выполнения полета к конкретной цели. К тому же метод гравитационного ускорения не всегда подходит.
Здесь рабочее тело (ртутные пары, ксенон, аргон), находящееся в электрическом поле, разгоняется гораздо быстрее, чем потоки газов, вырабатываемые химическим топливом. Ионный двигатель способен разгонять космический аппарат до скорости в 210 км/сек. Рабочего тела нужно меньше и функционировать инертные газы смогут значительно дольше.
Есть и минус – относительно малая тяга. Однако если учесть огромные расстояния и продолжительность действия ионных двигателей, то в итоге они буду эффективнее химических.
Чтобы космический корабль получился надежным и быстрым, логично установить на него одновременно несколько агрегатов. Но тут возникает проблема: для ионизации необходимо большое количество энергии. Солнечные батареи выдать столько электричества не смогут. К тому же панели будут терять свою эффективность по мере удаления от светила.
Солнечные батареи тоже пригодятся. Фото: YouTube.com
Решение проблемы найдено: нужно на борту аппарата запустить ядерный реактор, который будет располагаться в отдельном модуле. Система должна функционировать, как на Земле. Вырабатывается тепло, которое затем посредством турбин превращается в электричество. Оно и будет подавать энергию к ионным двигателям.
«Зевс» с развернутыми системами. Фото: YouTube.com
Здесь тоже имеется свой минус – медленный (по сравнению с химическими агрегатами) набор скорости. К примеру, до нашего спутника корабль с ионным двигателем доберется не так скоро, как используемые ныне аппараты. Но зато не потребуется «таскать» с собой большой запас горючего.
А это значит, что до дальних планет, например, Марса, корабль с ядерным реактором в итоге долетит быстрее. Да еще и сможет без дозаправок вернуться на Землю. Подобный вариант, например, для ракет Starship (SpaseX) невозможен: эти аппараты работают на химическом топливе и их необходимо подпитывать на орбите или планете.
Это еще одна проблема, которая пока решается. В космосе избавление от излишнего нагрева делается только посредством излучения. Главный вопрос – габариты радиатора, который при выработке тысяч кВт энергии должен будет сбрасывать т. н. низкопотенциальное тепло. Тут два варианта. Первый подразумевает небольшие габариты излучателя при высоких температурах. Во второй «версии» все наоборот: при относительно малом нагреве размеры радиатора нужно увеличивать. В последнем случае расчеты показывают, что излучатель получится с футбольное поле!
Энергетический модуль вблизи: справа вверху и снизу, вероятно, холодильные излучатели. Фото: YouTube.com
«Поставщик» электричества должен бесперебойно функционировать на протяжении десятилетий. В связи с этим встал вопрос о надежности механических систем, работающих через трение. Найти подшипники с длительным ресурсом, которые станут крутиться в непростых условиях космоса, довольно проблематично. В результате остановились на варианте с магнитными (возможно, газовыми) опорами бесконтактного типа, чтобы не допускать трения металлических деталей.
Изначально аппарат хотели собирать на Земле, но позже решили, что выгодней это сделать на орбите. Его общая масса составит 20 т: семь будет весить ядерный реактор, тонна пойдет на горючее и 10 тыс. кг отводится для полезной нагрузки.
Запуск произойдет с космодрома «Восточный» с помощью ракеты-носителя «Ангара». Фото: YouTube.com
Затем «Зевс» (по сути, это транспортно-энергетический модуль, ТЭМ) проходит испытания и с неработающим реактором выводится ракетой-носителем на орбиту высотой 800 км. На ней он может находиться не одну сотню лет. Далее все нужные элементы раскрываются и запускается ядерная цепная реакция.
Собирать аппарат будут в космосе. Фото: YouTube.com
Потом на орбите совершается стыковка с модулем, в котором находится научное оборудование и топливо – инертный газ. Раскручиваясь по спирали, комплекс набирает вторую космическую скорость и, если надо, разгоняется, улетая от Земли к назначенной цели.
До Марса – за полтора месяца. Фото: YouTube.com
Энергии ядерной установки хватит на десяток лет, ее мощность составляет 300-1000 кВт. Этого достаточно, чтобы, например, слетать к Юпитеру и вернуться обратно на земную орбиту, где можно стыковаться с другим модулем.
Предполагается, что сначала «Зевс» потянет космический комплекс на Луну, где оставит на орбите небольшой космический аппарат. Затем буксир отправится к Венере и далее – к одному из спутников Юпитера. Вся миссия займет пятьдесят месяцев.
В плане истории – схожая ситуация. Исследования и проектирование ядерных установок, способных работать в космосе, шли до 1970-х. Затем – пауза и возобновление исследований в 2010-х. НАСА создало прототип ядерной станции под названием Kilopower.
Американский ядерный реактор Kilopower. Фото: YouTube.com
Предполагалось, что реактор будет использоваться на Луне и Марсе. Однако американская станция располагает расчетной мощностью, которая меньше той, что у «Зевса», до 100 раз.
Есть еще проект от DRACO (исследовательская организация от Минобороны) по созданию ракеты с ядерным прямоточным двигателем. Однако он менее эффективен, если сравнивать с установкой, разрабатываемой в РФ. Также есть проекты от американского физика Ибрахими и компании Helicity Space. По уровню готовности они значительно уступают российскому аппарату, который должен полететь в 2030-м.
В конце июня 2022-го года глава Роскосмоса Д. Рогозин сообщил, что финансового обеспечения для продолжения работ над «Зевсом», хватит до 2024-го года. Он наступил – остается только ждать новостей, которых пока нет.
После развала Союза вопросом создания ядерного двигателя для космического аппарата стали заниматься с 2010-го года. Программа получила название «Нуклон», корабль, работающий на атомной энергии – «Зевс». Зачастую его называют «ядерным буксиром». Впервые широкой общественности продемонстрировали макет на салоне МАКС-2019. А о том, как будет работать буксир, рассказали и показали в трехмерной графике на выставке «Армия-2020».
Что требуется для освоения дальнего космоса
Нынешние аппараты для разгона используют химическое топливо, главная проблема которого заключается в быстром расходе. Чтобы достичь орбиты, нужно иметь очень объемные баки. Разогнавшись, дальше ракета летит сама, пользуясь оставшимся топливом для маневрирования. При этом скорость выходящих газов достигает 4,5 км/сек.

Правда, существует необычный метод для получения дополнительного ускорения. Речь идет о пролете рядом с какой-нибудь планетой, гравитационная система которой «подтолкнет» космический аппарат. Но этот способ довольно сложный, требует точных расчетов и увеличивает время выполнения полета к конкретной цели. К тому же метод гравитационного ускорения не всегда подходит.
Ионные двигатели – в чем разница?
Здесь рабочее тело (ртутные пары, ксенон, аргон), находящееся в электрическом поле, разгоняется гораздо быстрее, чем потоки газов, вырабатываемые химическим топливом. Ионный двигатель способен разгонять космический аппарат до скорости в 210 км/сек. Рабочего тела нужно меньше и функционировать инертные газы смогут значительно дольше.
Ионные агрегаты уже применяют, в основном для выполнения маневров, а также используют в качестве маршевого двигателя, например, в аппарате «Хаябус» (Япония). Он достиг астероида Итокава и сумел вернуться обратно.
Есть и минус – относительно малая тяга. Однако если учесть огромные расстояния и продолжительность действия ионных двигателей, то в итоге они буду эффективнее химических.
Как работает ядерный буксир
Чтобы космический корабль получился надежным и быстрым, логично установить на него одновременно несколько агрегатов. Но тут возникает проблема: для ионизации необходимо большое количество энергии. Солнечные батареи выдать столько электричества не смогут. К тому же панели будут терять свою эффективность по мере удаления от светила.

Решение проблемы найдено: нужно на борту аппарата запустить ядерный реактор, который будет располагаться в отдельном модуле. Система должна функционировать, как на Земле. Вырабатывается тепло, которое затем посредством турбин превращается в электричество. Оно и будет подавать энергию к ионным двигателям.

Здесь тоже имеется свой минус – медленный (по сравнению с химическими агрегатами) набор скорости. К примеру, до нашего спутника корабль с ионным двигателем доберется не так скоро, как используемые ныне аппараты. Но зато не потребуется «таскать» с собой большой запас горючего.
Начиная с 1970-й и вплоть до 1988-го СССР запустил 32 спутника, оборудованных ядерной термоэлектрической установкой.
А это значит, что до дальних планет, например, Марса, корабль с ядерным реактором в итоге долетит быстрее. Да еще и сможет без дозаправок вернуться на Землю. Подобный вариант, например, для ракет Starship (SpaseX) невозможен: эти аппараты работают на химическом топливе и их необходимо подпитывать на орбите или планете.
Сброс тепла и «железо»
Это еще одна проблема, которая пока решается. В космосе избавление от излишнего нагрева делается только посредством излучения. Главный вопрос – габариты радиатора, который при выработке тысяч кВт энергии должен будет сбрасывать т. н. низкопотенциальное тепло. Тут два варианта. Первый подразумевает небольшие габариты излучателя при высоких температурах. Во второй «версии» все наоборот: при относительно малом нагреве размеры радиатора нужно увеличивать. В последнем случае расчеты показывают, что излучатель получится с футбольное поле!

«Поставщик» электричества должен бесперебойно функционировать на протяжении десятилетий. В связи с этим встал вопрос о надежности механических систем, работающих через трение. Найти подшипники с длительным ресурсом, которые станут крутиться в непростых условиях космоса, довольно проблематично. В результате остановились на варианте с магнитными (возможно, газовыми) опорами бесконтактного типа, чтобы не допускать трения металлических деталей.
Куда и как полетит «Зевс»
Изначально аппарат хотели собирать на Земле, но позже решили, что выгодней это сделать на орбите. Его общая масса составит 20 т: семь будет весить ядерный реактор, тонна пойдет на горючее и 10 тыс. кг отводится для полезной нагрузки.

Затем «Зевс» (по сути, это транспортно-энергетический модуль, ТЭМ) проходит испытания и с неработающим реактором выводится ракетой-носителем на орбиту высотой 800 км. На ней он может находиться не одну сотню лет. Далее все нужные элементы раскрываются и запускается ядерная цепная реакция.

Потом на орбите совершается стыковка с модулем, в котором находится научное оборудование и топливо – инертный газ. Раскручиваясь по спирали, комплекс набирает вторую космическую скорость и, если надо, разгоняется, улетая от Земли к назначенной цели.

Энергии ядерной установки хватит на десяток лет, ее мощность составляет 300-1000 кВт. Этого достаточно, чтобы, например, слетать к Юпитеру и вернуться обратно на земную орбиту, где можно стыковаться с другим модулем.
За одну «ходку» ТЭМ способен перевезти столько груза, сколько все миссии NASA доставляли в пределах Солнечной системы за минувшие тридцать лет.
Предполагается, что сначала «Зевс» потянет космический комплекс на Луну, где оставит на орбите небольшой космический аппарат. Затем буксир отправится к Венере и далее – к одному из спутников Юпитера. Вся миссия займет пятьдесят месяцев.
На Западе
В плане истории – схожая ситуация. Исследования и проектирование ядерных установок, способных работать в космосе, шли до 1970-х. Затем – пауза и возобновление исследований в 2010-х. НАСА создало прототип ядерной станции под названием Kilopower.

Предполагалось, что реактор будет использоваться на Луне и Марсе. Однако американская станция располагает расчетной мощностью, которая меньше той, что у «Зевса», до 100 раз.
В 2011-м американцы заинтересовались российским проектом и предложили сотрудничество. Но достичь соглашения не удалось.
Есть еще проект от DRACO (исследовательская организация от Минобороны) по созданию ракеты с ядерным прямоточным двигателем. Однако он менее эффективен, если сравнивать с установкой, разрабатываемой в РФ. Также есть проекты от американского физика Ибрахими и компании Helicity Space. По уровню готовности они значительно уступают российскому аппарату, который должен полететь в 2030-м.
Что сегодня
В конце июня 2022-го года глава Роскосмоса Д. Рогозин сообщил, что финансового обеспечения для продолжения работ над «Зевсом», хватит до 2024-го года. Он наступил – остается только ждать новостей, которых пока нет.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....