Региональный поезд RegioMouse 810 – оптимальный вариант для малозагруженных участков
1 512

Региональный поезд RegioMouse 810 – оптимальный вариант для малозагруженных участков

Железнодорожные ветки и маршруты сильно различаются по степени своей загруженности. Это касается и грузового, и пассажирского сообщения. Во втором случае транспортники прибегают к различным способам решения стоящих перед ними задач.


Например, в советские времена мало кто обращал внимание на курсирование полупустых электричек. А, иногда, случалось и наоборот. В городах-миллионниках и других густонаселенных районах пригородные поезда могли задыхаться от перегруженности. Эти вопросы решались, но не очень быстро. Причиной являлась государственная собственность, а, значит, отсутствием финансовых потерь конкретного предприятия или владельца.

Региональный поезд RegioMouse 810 – оптимальный вариант для малозагруженных участковRegioMouse в цветовых тонах Cesky drahy. Фото автора

Сегодня все обстоит немного по-другому. Частные владельцы не намерены терпеть дополнительные убытки, перевозя воздух в вагонах. Не оставят они без внимания и переполненные салоны. Ведь такой подход сильно бьет по имиджу и может сыграть на руку конкурентам.

Именно по этой причине, при формировании теперешних подвижных составов принимается во внимание и степень загруженности конкретной линии или маршрута. При повышенных показателях формируются спаренные электрички, при пониженных – иногда применяются 1-2-вагонные специальные конструкции, напоминающие автомотрису.

Региональный, для сниженного пассажиропотока


Этот вопрос стоит на повестке дня не только перед российскими железнодорожниками, но и их европейскими коллегами. Так компания Vagonka Studenka еще в начале 70-х предложила компактную серию 810. Эти вагончики уже полвека являются самыми распространенными конструкциями подобного типа на чешских железных дорогах.

Кроме RegioMouse существует и серия 811 для региональных маршрутов. Фото автора

Но, учитывая их солидный возраст, со временем понадобилась серьезная модернизация, ведь самым молодым из них уже более 40 лет. Особенно процесс активизировался в середине 90-х, когда сменился политический курс и появились частные железнодорожные перевозчики. Кроме смены оригинального красно-желтого цвета на более прогрессивный грязно-белый с голубыми и синими вставками, доработка коснулась и механической части.

Начиная с 2018 года некоторые региональные линии Cesky drahy с низким пассажиропотоком приняли обновленную конструкцию, получившую название RegioMouse 810. В них применили сдвижные наружные двери на рычаге (шириной 69 см) и другие современные элементы. В их числе: место для велосипедов или колясок с одной стороны (помеченное пиктограммами), и туалет – с другой.


При этом, к положительным переменам можно отнести и новый, более современный силовой агрегат. А вот в минус стоит записать сохранение старой входной лестницы в салон вагона. Особенно это ощущается на платформах прежнего образца, от которых первая ступенька находится на приличной высоте. Это значительно затрудняет посадку пожилых, груженных или маломобильных пассажиров.

Модернизированные «мышки»


Интересно, что чешская производственная компания продолжила придерживаться избранной традиции, беря имя для своих конструкций из животного мира. После слонов, пантер, акул появилась и скромная «мышка». На самом деле, учитывая компактные размеры техники, такое название кажется вполне для нее подходящим. Написанное на боковой части вагона, оно сопровождается рисунком самого грызуна, выпустившего длинный хвост.

RegioMouse 810 используются и для подвоза работников железной дороги на ремонтный участок. Фото автора

Cesky drahy занимаются модернизацией машин серии 810/809 с 2012 года. Постепенно ее объем корректировался и развивался в соответствии с требованиями регионов и опытом эксплуатации. В данное время в ходу находятся 67 единиц серии 810 и 17 – серии 809. Текущие улучшения включают в себя ряд позиций:

✅ новые сидения
✅ отопление
✅ полуоткрывающиеся окна
✅ новые места для велосипедов
✅ верхние поперечные багажные полки

Один из вагонов для испытаний оборудован новым вакуумным туалетом. Оригинальный двигатель от LIAZ в настоящее время заменен шестицилиндровым Tedom TD152 AH TX 01. Это привод с турбокомпрессорами и электронным управлением впрыска, что приводит к экономии в процессе эксплуатации. Также в будущем возможна установка Wi-Fi или розетки для подзарядки мелких электроприборов.

Всего для возможной будущей модернизации доступны 200 машин прошлых конструкций. Но какие из них подвергнут переделке зависит от ряда факторов. В том числе, согласований с заказчиками в отношении требуемых будущих характеристик и терминов, когда улучшенные конструкции должны стать в строй. Тогда менее загруженные маршруты смогут получить экономически выгодные вагоны для дальнейшей эксплуатации. В то же время, наиболее старые и изношенные экземпляры просто выводятся из использования, отправляясь на слом.

Сейчас улучшенные RegioMouse уже трудятся на региональных маршрутах Моравско-Силезского и Устецкого краев. Причем, в первом случае к поезду предъявлялся ряд требований, которые ремонтники смогли удовлетворить только к началу 2020 года:

✅ полное кондиционирование вагонов
✅ прицепной вагон
✅ улучшенные сидения
✅ доступность Wi-Fi во всем внутреннем пространстве

В Остраве и окрестностях теперь используется 14 моторных и 10 прицепных секций, прошедших полную модернизацию. Во внутренней зоне они имеют удобные посадочные места с широким запасом пространства для каждого пассажира. Они получили стилизованные мягкие чехлы и полуоткатные окна с квадратными замками.

Кабина машиниста напомнила советские «деревянные» электрички. Фото автора

Хотя внешние изменения коснулись лишь новой цветовой гаммы, внутри они произведены на более высоком уровне. Это и установка информационной системы с использованием панелей с обеих сторон конструкции, включая кнопки для знаков остановки. Клиентам доступны акустические объявления об их названиях, а моторные и другие вагоны оснащены технологией Wi-Fi, включая USB-разъемы. Многие пассажиры также оценили новые крепления для велосипедов в прицепных моделях.

Как проходил процесс глубокой переделки


После отправки вагонов в ремонтные мастерские, сначала убрали шасси, позже демонтировав все узлы нижней части машины, оставив лишь воздухораспределительные патрубки. Позже удалили все элементы пассажирской части салона, в том числе старые конструкции туалетов. С конструкций сняли всю прежнюю проводку, включая распределительные щиты и электрические части.

Только после этого были тщательно вымыты и обработаны днища машин. Следующим этапом стали сварочные работы. На первом этапе отремонтировали корродированные части конструкции, а на втором наварили швы для фиксации новых компонентов. Очередным шагом стало покрытие днища краской на водной основе и прокладка современных кабелей. Это подготовило основной момент – установку дизельного двигателя TEDOM с улучшенными характеристиками.

Новые сиденья не лучшей конфигурацию, но в салоне стало просторнее. Фото автора

Завершающим этапом реконструкции являлись отделка салона, установка кондиционеров и подключения всех электрокомпонентов. Конечным результатом можно считать получившийся состав на гидропередаче. Вот его основные показатели (в скобках – отличие от базовой модели):

✅ места для сидения – 45 (55)
✅ эксплуатационный вес – 21 (20) тонн
✅ длина по бамперам – 13,97 м
✅ ширина колеи – 1435 мм
✅ максимальная скорость – 80 км/ч
✅ стабильная тяга – 152 (155) кВт

Естественно, что даже модернизированная конструкция не является однозначной новинкой. Тем более, что в ней остались некоторые слабые места, имевшиеся у базовой модели. Но, похоже, такой вариант стал оптимальным для того, чтобы сохранить рентабельность перевозки на маршрутах с низким пассажиропотоком. А это гораздо лучше, чем полная отмена или значительное сокращения количества рейсов.
Как считаете, правильно было модернизировать в RegioMouse 810 или лучше создавать новые?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....