
«Бора» – зачем наследному принцу понадобилась коммунальная машина
В разное время на АвтоВАЗе реализовывалось много интересных проектов, большая часть которых так и не пошла в серию. Особенный «бум» пришелся на 90-е. Еще в 70-е завод занимался машиной ВАЗ-2122, предназначенной для военных и представлявшей собой амфибию с открытым кузовом и брезентовым верхом. В некоторой степени «Бору», задуманную в 1989-м, можно считать продолжением проекта.
Предполагалось, что машина будет использоваться коммунальщиками и работниками сельского хозяйства, т. е. в ту пору о том, что авто станет развлекательным, речи и не шло. Вся конструкция отличалась простотой, можно даже сказать, примитивизмом. Мотор, трансмиссия, другие узлы и детали брали от серийных «Жигулей» (в техзадании требование по максимальной унификации выделялось отдельным пунктом).
Дизайнерскими изысками авто не блещет. Фото: YouTube.com
Рама – несущая, к ней крепились пластиковые панели. Предусматривались брезентовый тент и дуга безопасности. Машина была близка к конвейеру, но распад СССР помешал осуществить задуманное.
О нем внезапно вспомнили в 1992: по одной из версий, причиной «восстановления памяти» стала поездка представителя столичной компании «Бора ЛТД» в Латинскую Америку. Там россиянин увидел, что машина из заброшенного проекта может очень пригодиться местным аграриям.
К тому времени автопроизводители вовсю выпускали пляжные открытые машины. Например, Citroёn Mehari, Austin Mini Moke и другие. Интересный факт: немецкая фирма Bohse Automobilbau GmbH, занимавшаяся экспортом «Лад» с задним приводом, переделывала их в подобие кабриолетов для того же «пляжного использования».
В отличии от своих западных «коллег» с открытым верхом, «Бора» имела полный привод. Другая особенность заключалась в каркасе, сделанным из алюминия: машина оказалась легче серийной «Нивы» на 200 кг. Впрочем, здесь свою роль сыграли и пластиковые панели. Раму автомобиля изготовили в Самаре на предприятии «Авиакор». Двигатель крепили прямо на каркас. К марту 1994-го первый действующий образец был готов к испытаниям.
Для начала новый автомобиль продемонстрировали в Лондоне на СИТЕКС-94. Затем выставочную модель отправили в ОАЭ, чтобы испытать в условиях пустыни. Все проходило реально: возможности машины демонстрировали потенциальным покупателям. И это удалось!
Внутри – тоже все от серийных авто. Фото: YouTube.com
«Бора» показала высокую проходимость, ей был не страшен ни сыпучий, ни вязкий песок. Однако положительным исходом тест-драйва автомобиль в некотором роде был обязан наследному принцу Махмуду Амери, лично решившему проверить российскую технику.
Его Величество был настолько восхищен «Борой», что тут же ее выкупил и начал переговоры о поставках машинокомплектов в свою компанию «Амири Моторс». Сборку планировалось осуществлять в Эмиратах.
Высокую проходимость обеспечивают два работающих моста. Фото: YouTube.com
Заманчивым предложением АвтоВАЗ так и не смог воспользоваться: из-за сложнейшей экономической обстановки на заводе, да и в стране, поставлять 4-5 тыс. машинокомплектов в год предприятие было не в состоянии.
Какие-то попытки организовать серийное производство все же были: на «Авиакоре» сделали 5 каркасов, 2 из которых подвергли проверке на прочность. Тест показал правильность расчетов вазовских инженеров. В том же году собрали второй автомобиль.
Больше испытаний и каких-либо работ по доводке авто не проводилось. Заказчик «Бора ЛТД» оказался финансово несостоятельным. Производство планировалось открыть на сызранском заводе «Луч». Но у него появилось новое руководство, которое проект совершенно не интересовал.
Восстановленный экземпляр сегодня на ходу. Фото: YouTube.com
Одна машина нашлась в России – ее восстановили и теперь она на полном ходу. Вторая так и осталась в ОАЭ: что с ней сегодня, неизвестно.
Предполагалось, что машина будет использоваться коммунальщиками и работниками сельского хозяйства, т. е. в ту пору о том, что авто станет развлекательным, речи и не шло. Вся конструкция отличалась простотой, можно даже сказать, примитивизмом. Мотор, трансмиссия, другие узлы и детали брали от серийных «Жигулей» (в техзадании требование по максимальной унификации выделялось отдельным пунктом).

Рама – несущая, к ней крепились пластиковые панели. Предусматривались брезентовый тент и дуга безопасности. Машина была близка к конвейеру, но распад СССР помешал осуществить задуманное.
Возвращение к проекту
О нем внезапно вспомнили в 1992: по одной из версий, причиной «восстановления памяти» стала поездка представителя столичной компании «Бора ЛТД» в Латинскую Америку. Там россиянин увидел, что машина из заброшенного проекта может очень пригодиться местным аграриям.
Бора – холодный сильный ветер, огибающий возвышенности и обрушивающийся на берег моря, океана.
К тому времени автопроизводители вовсю выпускали пляжные открытые машины. Например, Citroёn Mehari, Austin Mini Moke и другие. Интересный факт: немецкая фирма Bohse Automobilbau GmbH, занимавшаяся экспортом «Лад» с задним приводом, переделывала их в подобие кабриолетов для того же «пляжного использования».
Подробности конструкции
В отличии от своих западных «коллег» с открытым верхом, «Бора» имела полный привод. Другая особенность заключалась в каркасе, сделанным из алюминия: машина оказалась легче серийной «Нивы» на 200 кг. Впрочем, здесь свою роль сыграли и пластиковые панели. Раму автомобиля изготовили в Самаре на предприятии «Авиакор». Двигатель крепили прямо на каркас. К марту 1994-го первый действующий образец был готов к испытаниям.
Выставочная «карьера»
Для начала новый автомобиль продемонстрировали в Лондоне на СИТЕКС-94. Затем выставочную модель отправили в ОАЭ, чтобы испытать в условиях пустыни. Все проходило реально: возможности машины демонстрировали потенциальным покупателям. И это удалось!

«Бора» показала высокую проходимость, ей был не страшен ни сыпучий, ни вязкий песок. Однако положительным исходом тест-драйва автомобиль в некотором роде был обязан наследному принцу Махмуду Амери, лично решившему проверить российскую технику.
Во время поездки «Бору» сопровождала охрана на Nissan Patrol. Однако тяжелый «японец» скоро «утонул» в песках, а вазовская машина преспокойно поехала дальше.
Его Величество был настолько восхищен «Борой», что тут же ее выкупил и начал переговоры о поставках машинокомплектов в свою компанию «Амири Моторс». Сборку планировалось осуществлять в Эмиратах.

Заманчивым предложением АвтоВАЗ так и не смог воспользоваться: из-за сложнейшей экономической обстановки на заводе, да и в стране, поставлять 4-5 тыс. машинокомплектов в год предприятие было не в состоянии.
Дальнейшая судьба «Боры»
Какие-то попытки организовать серийное производство все же были: на «Авиакоре» сделали 5 каркасов, 2 из которых подвергли проверке на прочность. Тест показал правильность расчетов вазовских инженеров. В том же году собрали второй автомобиль.
Конец
Больше испытаний и каких-либо работ по доводке авто не проводилось. Заказчик «Бора ЛТД» оказался финансово несостоятельным. Производство планировалось открыть на сызранском заводе «Луч». Но у него появилось новое руководство, которое проект совершенно не интересовал.

Одна машина нашлась в России – ее восстановили и теперь она на полном ходу. Вторая так и осталась в ОАЭ: что с ней сегодня, неизвестно.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....