.d-md-none .d-lg-block bibimot

«Бора» – зачем наследному принцу понадобилась коммунальная машина

«Бора» – зачем наследному принцу понадобилась коммунальная машина
В разное время на АвтоВАЗе реализовывалось много интересных проектов, большая часть которых так и не пошла в серию. Особенный «бум» пришелся на 90-е. Еще в 70-е завод занимался машиной ВАЗ-2122, предназначенной для военных и представлявшей собой амфибию с открытым кузовом и брезентовым верхом. В некоторой степени «Бору», задуманную в 1989-м, можно считать продолжением проекта.


Предполагалось, что машина будет использоваться коммунальщиками и работниками сельского хозяйства, т. е. в ту пору о том, что авто станет развлекательным, речи и не шло. Вся конструкция отличалась простотой, можно даже сказать, примитивизмом. Мотор, трансмиссия, другие узлы и детали брали от серийных «Жигулей» (в техзадании требование по максимальной унификации выделялось отдельным пунктом).

«Бора» – зачем наследному принцу понадобилась коммунальная машинаДизайнерскими изысками авто не блещет. Фото: YouTube.com

Рама – несущая, к ней крепились пластиковые панели. Предусматривались брезентовый тент и дуга безопасности. Машина была близка к конвейеру, но распад СССР помешал осуществить задуманное.

Возвращение к проекту


О нем внезапно вспомнили в 1992: по одной из версий, причиной «восстановления памяти» стала поездка представителя столичной компании «Бора ЛТД» в Латинскую Америку. Там россиянин увидел, что машина из заброшенного проекта может очень пригодиться местным аграриям.

Бора – холодный сильный ветер, огибающий возвышенности и обрушивающийся на берег моря, океана.

К тому времени автопроизводители вовсю выпускали пляжные открытые машины. Например, Citroёn Mehari, Austin Mini Moke и другие. Интересный факт: немецкая фирма Bohse Automobilbau GmbH, занимавшаяся экспортом «Лад» с задним приводом, переделывала их в подобие кабриолетов для того же «пляжного использования».

Подробности конструкции


В отличии от своих западных «коллег» с открытым верхом, «Бора» имела полный привод. Другая особенность заключалась в каркасе, сделанным из алюминия: машина оказалась легче серийной «Нивы» на 200 кг. Впрочем, здесь свою роль сыграли и пластиковые панели. Раму автомобиля изготовили в Самаре на предприятии «Авиакор». Двигатель крепили прямо на каркас. К марту 1994-го первый действующий образец был готов к испытаниям.

Выставочная «карьера»


Для начала новый автомобиль продемонстрировали в Лондоне на СИТЕКС-94. Затем выставочную модель отправили в ОАЭ, чтобы испытать в условиях пустыни. Все проходило реально: возможности машины демонстрировали потенциальным покупателям. И это удалось!

Внутри – тоже все от серийных авто. Фото: YouTube.com

«Бора» показала высокую проходимость, ей был не страшен ни сыпучий, ни вязкий песок. Однако положительным исходом тест-драйва автомобиль в некотором роде был обязан наследному принцу Махмуду Амери, лично решившему проверить российскую технику.

Во время поездки «Бору» сопровождала охрана на Nissan Patrol. Однако тяжелый «японец» скоро «утонул» в песках, а вазовская машина преспокойно поехала дальше.

Его Величество был настолько восхищен «Борой», что тут же ее выкупил и начал переговоры о поставках машинокомплектов в свою компанию «Амири Моторс». Сборку планировалось осуществлять в Эмиратах.

Высокую проходимость обеспечивают два работающих моста. Фото: YouTube.com

Заманчивым предложением АвтоВАЗ так и не смог воспользоваться: из-за сложнейшей экономической обстановки на заводе, да и в стране, поставлять 4-5 тыс. машинокомплектов в год предприятие было не в состоянии.

Дальнейшая судьба «Боры»


Какие-то попытки организовать серийное производство все же были: на «Авиакоре» сделали 5 каркасов, 2 из которых подвергли проверке на прочность. Тест показал правильность расчетов вазовских инженеров. В том же году собрали второй автомобиль.

Конец


Больше испытаний и каких-либо работ по доводке авто не проводилось. Заказчик «Бора ЛТД» оказался финансово несостоятельным. Производство планировалось открыть на сызранском заводе «Луч». Но у него появилось новое руководство, которое проект совершенно не интересовал.

Восстановленный экземпляр сегодня на ходу. Фото: YouTube.com

Одна машина нашлась в России – ее восстановили и теперь она на полном ходу. Вторая так и осталась в ОАЭ: что с ней сегодня, неизвестно.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о «Бора»?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
ВАЗ-2122 – почему одобренная всеми амфибия не пошла в сериюVolkswagen Bora IV – «дикая» смесь немецкого педантизма с китайской простотой