«Бора» – зачем наследному принцу понадобилась коммунальная машина
В разное время на АвтоВАЗе реализовывалось много интересных проектов, большая часть которых так и не пошла в серию. Особенный «бум» пришелся на 90-е. Еще в 70-е завод занимался машиной ВАЗ-2122, предназначенной для военных и представлявшей собой амфибию с открытым кузовом и брезентовым верхом. В некоторой степени «Бору», задуманную в 1989-м, можно считать продолжением проекта.
Предполагалось, что машина будет использоваться коммунальщиками и работниками сельского хозяйства, т. е. в ту пору о том, что авто станет развлекательным, речи и не шло. Вся конструкция отличалась простотой, можно даже сказать, примитивизмом. Мотор, трансмиссия, другие узлы и детали брали от серийных «Жигулей» (в техзадании требование по максимальной унификации выделялось отдельным пунктом).
Рама – несущая, к ней крепились пластиковые панели. Предусматривались брезентовый тент и дуга безопасности. Машина была близка к конвейеру, но распад СССР помешал осуществить задуманное.
О нем внезапно вспомнили в 1992: по одной из версий, причиной «восстановления памяти» стала поездка представителя столичной компании «Бора ЛТД» в Латинскую Америку. Там россиянин увидел, что машина из заброшенного проекта может очень пригодиться местным аграриям.
К тому времени автопроизводители вовсю выпускали пляжные открытые машины. Например, Citroёn Mehari, Austin Mini Moke и другие. Интересный факт: немецкая фирма Bohse Automobilbau GmbH, занимавшаяся экспортом «Лад» с задним приводом, переделывала их в подобие кабриолетов для того же «пляжного использования».
В отличии от своих западных «коллег» с открытым верхом, «Бора» имела полный привод. Другая особенность заключалась в каркасе, сделанным из алюминия: машина оказалась легче серийной «Нивы» на 200 кг. Впрочем, здесь свою роль сыграли и пластиковые панели. Раму автомобиля изготовили в Самаре на предприятии «Авиакор». Двигатель крепили прямо на каркас. К марту 1994-го первый действующий образец был готов к испытаниям.
Для начала новый автомобиль продемонстрировали в Лондоне на СИТЕКС-94. Затем выставочную модель отправили в ОАЭ, чтобы испытать в условиях пустыни. Все проходило реально: возможности машины демонстрировали потенциальным покупателям. И это удалось!
«Бора» показала высокую проходимость, ей был не страшен ни сыпучий, ни вязкий песок. Однако положительным исходом тест-драйва автомобиль в некотором роде был обязан наследному принцу Махмуду Амери, лично решившему проверить российскую технику.
Его Величество был настолько восхищен «Борой», что тут же ее выкупил и начал переговоры о поставках машинокомплектов в свою компанию «Амири Моторс». Сборку планировалось осуществлять в Эмиратах.
Заманчивым предложением АвтоВАЗ так и не смог воспользоваться: из-за сложнейшей экономической обстановки на заводе, да и в стране, поставлять 4-5 тыс. машинокомплектов в год предприятие было не в состоянии.
Какие-то попытки организовать серийное производство все же были: на «Авиакоре» сделали 5 каркасов, 2 из которых подвергли проверке на прочность. Тест показал правильность расчетов вазовских инженеров. В том же году собрали второй автомобиль.
Больше испытаний и каких-либо работ по доводке авто не проводилось. Заказчик «Бора ЛТД» оказался финансово несостоятельным. Производство планировалось открыть на сызранском заводе «Луч». Но у него появилось новое руководство, которое проект совершенно не интересовал.
Одна машина нашлась в России – ее восстановили и теперь она на полном ходу. Вторая так и осталась в ОАЭ: что с ней сегодня, неизвестно.
Предполагалось, что машина будет использоваться коммунальщиками и работниками сельского хозяйства, т. е. в ту пору о том, что авто станет развлекательным, речи и не шло. Вся конструкция отличалась простотой, можно даже сказать, примитивизмом. Мотор, трансмиссия, другие узлы и детали брали от серийных «Жигулей» (в техзадании требование по максимальной унификации выделялось отдельным пунктом).
Дизайнерскими изысками авто не блещет. Фото: YouTube.com
Рама – несущая, к ней крепились пластиковые панели. Предусматривались брезентовый тент и дуга безопасности. Машина была близка к конвейеру, но распад СССР помешал осуществить задуманное.
Возвращение к проекту
О нем внезапно вспомнили в 1992: по одной из версий, причиной «восстановления памяти» стала поездка представителя столичной компании «Бора ЛТД» в Латинскую Америку. Там россиянин увидел, что машина из заброшенного проекта может очень пригодиться местным аграриям.
Бора – холодный сильный ветер, огибающий возвышенности и обрушивающийся на берег моря, океана.
К тому времени автопроизводители вовсю выпускали пляжные открытые машины. Например, Citroёn Mehari, Austin Mini Moke и другие. Интересный факт: немецкая фирма Bohse Automobilbau GmbH, занимавшаяся экспортом «Лад» с задним приводом, переделывала их в подобие кабриолетов для того же «пляжного использования».
Подробности конструкции
В отличии от своих западных «коллег» с открытым верхом, «Бора» имела полный привод. Другая особенность заключалась в каркасе, сделанным из алюминия: машина оказалась легче серийной «Нивы» на 200 кг. Впрочем, здесь свою роль сыграли и пластиковые панели. Раму автомобиля изготовили в Самаре на предприятии «Авиакор». Двигатель крепили прямо на каркас. К марту 1994-го первый действующий образец был готов к испытаниям.
Выставочная «карьера»
Для начала новый автомобиль продемонстрировали в Лондоне на СИТЕКС-94. Затем выставочную модель отправили в ОАЭ, чтобы испытать в условиях пустыни. Все проходило реально: возможности машины демонстрировали потенциальным покупателям. И это удалось!
Внутри – тоже все от серийных авто. Фото: YouTube.com
«Бора» показала высокую проходимость, ей был не страшен ни сыпучий, ни вязкий песок. Однако положительным исходом тест-драйва автомобиль в некотором роде был обязан наследному принцу Махмуду Амери, лично решившему проверить российскую технику.
Во время поездки «Бору» сопровождала охрана на Nissan Patrol. Однако тяжелый «японец» скоро «утонул» в песках, а вазовская машина преспокойно поехала дальше.
Его Величество был настолько восхищен «Борой», что тут же ее выкупил и начал переговоры о поставках машинокомплектов в свою компанию «Амири Моторс». Сборку планировалось осуществлять в Эмиратах.
Высокую проходимость обеспечивают два работающих моста. Фото: YouTube.com
Заманчивым предложением АвтоВАЗ так и не смог воспользоваться: из-за сложнейшей экономической обстановки на заводе, да и в стране, поставлять 4-5 тыс. машинокомплектов в год предприятие было не в состоянии.
Дальнейшая судьба «Боры»
Какие-то попытки организовать серийное производство все же были: на «Авиакоре» сделали 5 каркасов, 2 из которых подвергли проверке на прочность. Тест показал правильность расчетов вазовских инженеров. В том же году собрали второй автомобиль.
Конец
Больше испытаний и каких-либо работ по доводке авто не проводилось. Заказчик «Бора ЛТД» оказался финансово несостоятельным. Производство планировалось открыть на сызранском заводе «Луч». Но у него появилось новое руководство, которое проект совершенно не интересовал.
Восстановленный экземпляр сегодня на ходу. Фото: YouTube.com
Одна машина нашлась в России – ее восстановили и теперь она на полном ходу. Вторая так и осталась в ОАЭ: что с ней сегодня, неизвестно.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...