«Бора» – зачем наследному принцу понадобилась коммунальная машина
В разное время на АвтоВАЗе реализовывалось много интересных проектов, большая часть которых так и не пошла в серию. Особенный «бум» пришелся на 90-е. Еще в 70-е завод занимался машиной ВАЗ-2122, предназначенной для военных и представлявшей собой амфибию с открытым кузовом и брезентовым верхом. В некоторой степени «Бору», задуманную в 1989-м, можно считать продолжением проекта.
Предполагалось, что машина будет использоваться коммунальщиками и работниками сельского хозяйства, т. е. в ту пору о том, что авто станет развлекательным, речи и не шло. Вся конструкция отличалась простотой, можно даже сказать, примитивизмом. Мотор, трансмиссия, другие узлы и детали брали от серийных «Жигулей» (в техзадании требование по максимальной унификации выделялось отдельным пунктом).
Рама – несущая, к ней крепились пластиковые панели. Предусматривались брезентовый тент и дуга безопасности. Машина была близка к конвейеру, но распад СССР помешал осуществить задуманное.
О нем внезапно вспомнили в 1992: по одной из версий, причиной «восстановления памяти» стала поездка представителя столичной компании «Бора ЛТД» в Латинскую Америку. Там россиянин увидел, что машина из заброшенного проекта может очень пригодиться местным аграриям.
К тому времени автопроизводители вовсю выпускали пляжные открытые машины. Например, Citroёn Mehari, Austin Mini Moke и другие. Интересный факт: немецкая фирма Bohse Automobilbau GmbH, занимавшаяся экспортом «Лад» с задним приводом, переделывала их в подобие кабриолетов для того же «пляжного использования».
В отличии от своих западных «коллег» с открытым верхом, «Бора» имела полный привод. Другая особенность заключалась в каркасе, сделанным из алюминия: машина оказалась легче серийной «Нивы» на 200 кг. Впрочем, здесь свою роль сыграли и пластиковые панели. Раму автомобиля изготовили в Самаре на предприятии «Авиакор». Двигатель крепили прямо на каркас. К марту 1994-го первый действующий образец был готов к испытаниям.
Для начала новый автомобиль продемонстрировали в Лондоне на СИТЕКС-94. Затем выставочную модель отправили в ОАЭ, чтобы испытать в условиях пустыни. Все проходило реально: возможности машины демонстрировали потенциальным покупателям. И это удалось!
«Бора» показала высокую проходимость, ей был не страшен ни сыпучий, ни вязкий песок. Однако положительным исходом тест-драйва автомобиль в некотором роде был обязан наследному принцу Махмуду Амери, лично решившему проверить российскую технику.
Его Величество был настолько восхищен «Борой», что тут же ее выкупил и начал переговоры о поставках машинокомплектов в свою компанию «Амири Моторс». Сборку планировалось осуществлять в Эмиратах.
Заманчивым предложением АвтоВАЗ так и не смог воспользоваться: из-за сложнейшей экономической обстановки на заводе, да и в стране, поставлять 4-5 тыс. машинокомплектов в год предприятие было не в состоянии.
Какие-то попытки организовать серийное производство все же были: на «Авиакоре» сделали 5 каркасов, 2 из которых подвергли проверке на прочность. Тест показал правильность расчетов вазовских инженеров. В том же году собрали второй автомобиль.
Больше испытаний и каких-либо работ по доводке авто не проводилось. Заказчик «Бора ЛТД» оказался финансово несостоятельным. Производство планировалось открыть на сызранском заводе «Луч». Но у него появилось новое руководство, которое проект совершенно не интересовал.
Одна машина нашлась в России – ее восстановили и теперь она на полном ходу. Вторая так и осталась в ОАЭ: что с ней сегодня, неизвестно.
Предполагалось, что машина будет использоваться коммунальщиками и работниками сельского хозяйства, т. е. в ту пору о том, что авто станет развлекательным, речи и не шло. Вся конструкция отличалась простотой, можно даже сказать, примитивизмом. Мотор, трансмиссия, другие узлы и детали брали от серийных «Жигулей» (в техзадании требование по максимальной унификации выделялось отдельным пунктом).
Дизайнерскими изысками авто не блещет. Фото: YouTube.com
Рама – несущая, к ней крепились пластиковые панели. Предусматривались брезентовый тент и дуга безопасности. Машина была близка к конвейеру, но распад СССР помешал осуществить задуманное.
Возвращение к проекту
О нем внезапно вспомнили в 1992: по одной из версий, причиной «восстановления памяти» стала поездка представителя столичной компании «Бора ЛТД» в Латинскую Америку. Там россиянин увидел, что машина из заброшенного проекта может очень пригодиться местным аграриям.
Бора – холодный сильный ветер, огибающий возвышенности и обрушивающийся на берег моря, океана.
К тому времени автопроизводители вовсю выпускали пляжные открытые машины. Например, Citroёn Mehari, Austin Mini Moke и другие. Интересный факт: немецкая фирма Bohse Automobilbau GmbH, занимавшаяся экспортом «Лад» с задним приводом, переделывала их в подобие кабриолетов для того же «пляжного использования».
Подробности конструкции
В отличии от своих западных «коллег» с открытым верхом, «Бора» имела полный привод. Другая особенность заключалась в каркасе, сделанным из алюминия: машина оказалась легче серийной «Нивы» на 200 кг. Впрочем, здесь свою роль сыграли и пластиковые панели. Раму автомобиля изготовили в Самаре на предприятии «Авиакор». Двигатель крепили прямо на каркас. К марту 1994-го первый действующий образец был готов к испытаниям.
Выставочная «карьера»
Для начала новый автомобиль продемонстрировали в Лондоне на СИТЕКС-94. Затем выставочную модель отправили в ОАЭ, чтобы испытать в условиях пустыни. Все проходило реально: возможности машины демонстрировали потенциальным покупателям. И это удалось!
Внутри – тоже все от серийных авто. Фото: YouTube.com
«Бора» показала высокую проходимость, ей был не страшен ни сыпучий, ни вязкий песок. Однако положительным исходом тест-драйва автомобиль в некотором роде был обязан наследному принцу Махмуду Амери, лично решившему проверить российскую технику.
Во время поездки «Бору» сопровождала охрана на Nissan Patrol. Однако тяжелый «японец» скоро «утонул» в песках, а вазовская машина преспокойно поехала дальше.
Его Величество был настолько восхищен «Борой», что тут же ее выкупил и начал переговоры о поставках машинокомплектов в свою компанию «Амири Моторс». Сборку планировалось осуществлять в Эмиратах.
Высокую проходимость обеспечивают два работающих моста. Фото: YouTube.com
Заманчивым предложением АвтоВАЗ так и не смог воспользоваться: из-за сложнейшей экономической обстановки на заводе, да и в стране, поставлять 4-5 тыс. машинокомплектов в год предприятие было не в состоянии.
Дальнейшая судьба «Боры»
Какие-то попытки организовать серийное производство все же были: на «Авиакоре» сделали 5 каркасов, 2 из которых подвергли проверке на прочность. Тест показал правильность расчетов вазовских инженеров. В том же году собрали второй автомобиль.
Конец
Больше испытаний и каких-либо работ по доводке авто не проводилось. Заказчик «Бора ЛТД» оказался финансово несостоятельным. Производство планировалось открыть на сызранском заводе «Луч». Но у него появилось новое руководство, которое проект совершенно не интересовал.
Восстановленный экземпляр сегодня на ходу. Фото: YouTube.com
Одна машина нашлась в России – ее восстановили и теперь она на полном ходу. Вторая так и осталась в ОАЭ: что с ней сегодня, неизвестно.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...