«Бора» – зачем наследному принцу понадобилась коммунальная машина
В разное время на АвтоВАЗе реализовывалось много интересных проектов, большая часть которых так и не пошла в серию. Особенный «бум» пришелся на 90-е. Еще в 70-е завод занимался машиной ВАЗ-2122, предназначенной для военных и представлявшей собой амфибию с открытым кузовом и брезентовым верхом. В некоторой степени «Бору», задуманную в 1989-м, можно считать продолжением проекта.
Предполагалось, что машина будет использоваться коммунальщиками и работниками сельского хозяйства, т. е. в ту пору о том, что авто станет развлекательным, речи и не шло. Вся конструкция отличалась простотой, можно даже сказать, примитивизмом. Мотор, трансмиссия, другие узлы и детали брали от серийных «Жигулей» (в техзадании требование по максимальной унификации выделялось отдельным пунктом).
Рама – несущая, к ней крепились пластиковые панели. Предусматривались брезентовый тент и дуга безопасности. Машина была близка к конвейеру, но распад СССР помешал осуществить задуманное.
О нем внезапно вспомнили в 1992: по одной из версий, причиной «восстановления памяти» стала поездка представителя столичной компании «Бора ЛТД» в Латинскую Америку. Там россиянин увидел, что машина из заброшенного проекта может очень пригодиться местным аграриям.
К тому времени автопроизводители вовсю выпускали пляжные открытые машины. Например, Citroёn Mehari, Austin Mini Moke и другие. Интересный факт: немецкая фирма Bohse Automobilbau GmbH, занимавшаяся экспортом «Лад» с задним приводом, переделывала их в подобие кабриолетов для того же «пляжного использования».
В отличии от своих западных «коллег» с открытым верхом, «Бора» имела полный привод. Другая особенность заключалась в каркасе, сделанным из алюминия: машина оказалась легче серийной «Нивы» на 200 кг. Впрочем, здесь свою роль сыграли и пластиковые панели. Раму автомобиля изготовили в Самаре на предприятии «Авиакор». Двигатель крепили прямо на каркас. К марту 1994-го первый действующий образец был готов к испытаниям.
Для начала новый автомобиль продемонстрировали в Лондоне на СИТЕКС-94. Затем выставочную модель отправили в ОАЭ, чтобы испытать в условиях пустыни. Все проходило реально: возможности машины демонстрировали потенциальным покупателям. И это удалось!
«Бора» показала высокую проходимость, ей был не страшен ни сыпучий, ни вязкий песок. Однако положительным исходом тест-драйва автомобиль в некотором роде был обязан наследному принцу Махмуду Амери, лично решившему проверить российскую технику.
Его Величество был настолько восхищен «Борой», что тут же ее выкупил и начал переговоры о поставках машинокомплектов в свою компанию «Амири Моторс». Сборку планировалось осуществлять в Эмиратах.
Заманчивым предложением АвтоВАЗ так и не смог воспользоваться: из-за сложнейшей экономической обстановки на заводе, да и в стране, поставлять 4-5 тыс. машинокомплектов в год предприятие было не в состоянии.
Какие-то попытки организовать серийное производство все же были: на «Авиакоре» сделали 5 каркасов, 2 из которых подвергли проверке на прочность. Тест показал правильность расчетов вазовских инженеров. В том же году собрали второй автомобиль.
Больше испытаний и каких-либо работ по доводке авто не проводилось. Заказчик «Бора ЛТД» оказался финансово несостоятельным. Производство планировалось открыть на сызранском заводе «Луч». Но у него появилось новое руководство, которое проект совершенно не интересовал.
Одна машина нашлась в России – ее восстановили и теперь она на полном ходу. Вторая так и осталась в ОАЭ: что с ней сегодня, неизвестно.
Предполагалось, что машина будет использоваться коммунальщиками и работниками сельского хозяйства, т. е. в ту пору о том, что авто станет развлекательным, речи и не шло. Вся конструкция отличалась простотой, можно даже сказать, примитивизмом. Мотор, трансмиссия, другие узлы и детали брали от серийных «Жигулей» (в техзадании требование по максимальной унификации выделялось отдельным пунктом).
Дизайнерскими изысками авто не блещет. Фото: YouTube.com
Рама – несущая, к ней крепились пластиковые панели. Предусматривались брезентовый тент и дуга безопасности. Машина была близка к конвейеру, но распад СССР помешал осуществить задуманное.
Возвращение к проекту
О нем внезапно вспомнили в 1992: по одной из версий, причиной «восстановления памяти» стала поездка представителя столичной компании «Бора ЛТД» в Латинскую Америку. Там россиянин увидел, что машина из заброшенного проекта может очень пригодиться местным аграриям.
Бора – холодный сильный ветер, огибающий возвышенности и обрушивающийся на берег моря, океана.
К тому времени автопроизводители вовсю выпускали пляжные открытые машины. Например, Citroёn Mehari, Austin Mini Moke и другие. Интересный факт: немецкая фирма Bohse Automobilbau GmbH, занимавшаяся экспортом «Лад» с задним приводом, переделывала их в подобие кабриолетов для того же «пляжного использования».
Подробности конструкции
В отличии от своих западных «коллег» с открытым верхом, «Бора» имела полный привод. Другая особенность заключалась в каркасе, сделанным из алюминия: машина оказалась легче серийной «Нивы» на 200 кг. Впрочем, здесь свою роль сыграли и пластиковые панели. Раму автомобиля изготовили в Самаре на предприятии «Авиакор». Двигатель крепили прямо на каркас. К марту 1994-го первый действующий образец был готов к испытаниям.
Выставочная «карьера»
Для начала новый автомобиль продемонстрировали в Лондоне на СИТЕКС-94. Затем выставочную модель отправили в ОАЭ, чтобы испытать в условиях пустыни. Все проходило реально: возможности машины демонстрировали потенциальным покупателям. И это удалось!
Внутри – тоже все от серийных авто. Фото: YouTube.com
«Бора» показала высокую проходимость, ей был не страшен ни сыпучий, ни вязкий песок. Однако положительным исходом тест-драйва автомобиль в некотором роде был обязан наследному принцу Махмуду Амери, лично решившему проверить российскую технику.
Во время поездки «Бору» сопровождала охрана на Nissan Patrol. Однако тяжелый «японец» скоро «утонул» в песках, а вазовская машина преспокойно поехала дальше.
Его Величество был настолько восхищен «Борой», что тут же ее выкупил и начал переговоры о поставках машинокомплектов в свою компанию «Амири Моторс». Сборку планировалось осуществлять в Эмиратах.
Высокую проходимость обеспечивают два работающих моста. Фото: YouTube.com
Заманчивым предложением АвтоВАЗ так и не смог воспользоваться: из-за сложнейшей экономической обстановки на заводе, да и в стране, поставлять 4-5 тыс. машинокомплектов в год предприятие было не в состоянии.
Дальнейшая судьба «Боры»
Какие-то попытки организовать серийное производство все же были: на «Авиакоре» сделали 5 каркасов, 2 из которых подвергли проверке на прочность. Тест показал правильность расчетов вазовских инженеров. В том же году собрали второй автомобиль.
Конец
Больше испытаний и каких-либо работ по доводке авто не проводилось. Заказчик «Бора ЛТД» оказался финансово несостоятельным. Производство планировалось открыть на сызранском заводе «Луч». Но у него появилось новое руководство, которое проект совершенно не интересовал.
Восстановленный экземпляр сегодня на ходу. Фото: YouTube.com
Одна машина нашлась в России – ее восстановили и теперь она на полном ходу. Вторая так и осталась в ОАЭ: что с ней сегодня, неизвестно.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...