
Jawa 350 Special: спортивная легенда в современной версии
Те, кому сейчас в районе полтинника, согласятся, что вся наша молодость прошла под знаком «Явы». И не важно, это была папина «старушка», новенькая «мыльница» или друг, всегда готовый прокатить на своем чехословацком мотоцикле. Эта прекрасная (для того времени) техника оставила свой неизгладимый след в истории и памяти уже поседевших или полысевших ребят.
Именно поэтому всегда очень трепетно возвращаться к тем дням в воспоминаниях или современных репликам ретро-техники. Тем более, что в 90-х, когда сменилась политическая ситуация и в нашей стране, и в самой Чехословакии, «Явы» как будто бы испарились из повседневной жизни. Однако в последнее время явно прослеживается некоторое движение к возрождению былой славы.
Красивый спортивный мотоцикл Jawa 350 Special. Фото: youtube.com
Правда, к этому больше приложили руку не сами чехи, а их азиатские партнеры: Индия и Китай. Если первые, выкупив права на бренд, начали собственное производство, то вторые – много лет предоставляют недорогие и современные силовые агрегаты. Поэтому те редкие образцы наших времен, собранные в легендарном Тынеце-над-Сазавоу, получили двигатели, родом из Поднебесной.
Так совпало, что в конце прошлого десятилетия активизировался и индийский производитель, и выпуск моделей с китайскими моторами. Если в 2019 году публику познакомили с полувездеходным скремблером, то годом ранее представили гораздо более интересную модель.
Изначально это была, пожалуй, старая Honda 400. Другими словами, уже далеко не чудо с точки зрения производительности, но и не самый худший вариант. Он имеет плотный звук и чрезвычайно прост в обслуживании. Чтобы увеличить покупательский спрос, производитель специально надавил на набирающую повсеместную популярность «ретро-клавишу».
А что касается технологий изготовления, то не стоит думать, что (как и в 60-80-х) за всеми элементами стоят чешские конструкторы. В современных условиях было бы сложно разработать в Тынеце машину полностью с нуля, включая новый двигатель и электронику, чтобы она оставалась доступной для клиентов. За происхождением новинки нам предстоит отправиться в Китай, а конкретно к производителю Shineray.
Он поставляет свою продукцию нескольким брендам, в том числе и чешской марке. Хотя многим местным консерваторам это не совсем по вкусу, но мы живем в то время, когда на первый план выходит экономическая целесообразность. А она имеет место, позволив предлагать специальную версию за вполне приемлемые 119 900 крон (примерно 480 тыс. рублей). Ну, самое время обсудить, как этот мотоцикл выглядит внешне и на деле.
Старый карбюраторный двигатель получил впрыск в соответствии с европейскими нормами выбросов, а к колену выпускного патрубка добавили несколько неуклюже приваренный лямбда-зонд. К сожалению, это самое слабое место конструкции, поскольку две из трех протестированных единиц недавно имели эмиссионный дефект. Однако даже здесь применим популярный лозунг о нулевом влиянии на функциональность. Хотя, и несколько спорный.
Jawa 350 Special: сзади также смотрится неплохо. Фото: youtube.com
Конечно, спортивная версия превзошла по цене две другие модели, недавно предложенные производителем. Но она получила и самую эффектную внешность, правда, действительно гоночных качеств техника все же не показала. В лучших традициях времен советского импорта, вы не сможете выбрать цвет будущего двухколесного друга – по умолчанию он будет красным. Зато здесь имеется ABS, в то время как двум другим моделям приходится довольствоваться барабаном на заднем колесе. Вот основные характеристики силового агрегата:
✅ четырехтактный SOHC, одноцилиндровый
✅ рабочий объем – 397, 2 куб. см
✅ мощность – 28 л. с
✅ передача цепная
✅ запуск электрический
Если мы приедем на завод, то рядом с 350 OHC нас будет ждать «специальный». Он сильно напоминает классический 350/634. А это как раз техника, прекрасно знакомая всем представителям старшего поколения. Забавно, что боковые панели бака, включая классические хромированные колпаки, точно такие же, как на оригинальном 634 начала 70-х прошлого столетия. Но на этом схожесть не заканчивается.
С оптимальной крейсерской скорости в 110 км/ч можно комфортно разогнаться до ста сорока с лишним, классически прильнув к рулю. Правда, длительное удержание высоких оборотов не пройдет бесследно. Быстро происходит неприятная вибрация во всем теле мотоцикла. Все же он предназначен больше для использования в ритме чуть выше среднего и бить рекорды скорости ретро точно не собирается.
Большие дисковые тормоза. Фото: youtube.com
Не получится и использовать его в качестве туристической техники для дальних поездок. Положение за рулем уж точно этому не способствует, о чем очень быстро дадут знать нетренированные запястья и шейные позвонки. Да и второе посадочное место, скорее, чтобы просто недолго прокатить кого-то из желающих.
Еще одними неприятными моментами можно считать жесткий рычаг сцепления и не очень точное ножное переключение передач. Последняя проблема нарисовалась из-за желания придать модели некий облик спортивности – для этого сдвинули подножки, сместив и сам рычаг.
Поэтому, если мы говорим о каждодневном использовании, то проще всего выложить эквивалент 400 тысяч рублей за базовую версию 350 OHC. Именно на ней можно получить наибольший комфорт от частых поездок. Самый практичный – скремблер, немного неряшливый по конструкции, но может ездить и по более сложной местности. Special с капюшоном – самая дорогая, наименее удобная и совершенно непрактичная для длительных путешествий. Но она обладает прекрасным дизайном.
Движок Jawa 350 Special. Фото: youtube.com
Да, если будущий владелец – эстет или имеет некоторые спортивные амбиции, то он обязательно остановит свой выбор именно на специальной версии. Модель 350 OHC Special – гоночная, пришедшая из 60-х годов прошлого века. Она имеет обтекатель великолепной формы, вдохновленный спортивным четырехцилиндровым двигателем 673 и ряд других преимуществ:
✅ низкий руль
✅ расположенные на стаканах вилки
✅ плоское стеганое сиденье, заканчивающееся элегантным «бобом»
К этому стоит добавить еще спицованные колеса, сигарные выхлопы и маленькие зеркала на концах руля. Да и таких же качественных тормозов не найти ни у одного представителя бренда Jawa. Вот некоторые технические показатели мотоцикла:
✅ сухой вес – 167 кг
✅ рекомендуемая максимальная скорость – 130 км/ч
✅ шины (передние и задние) – 3,25 R18 и 130/80 R18
Наряду с такими плюсами, как красивый дизайн и хорошие ходовые качества, имеется и пару минусов. К ним можно отнести низкую для такого объема производительность и то, что для снятия чехла сидения понадобится специальный ключ.
Конечно, ностальгическая и эффектная внешность – это далеко не все, что ожидается от хорошего аппарата. Те, кто уже опробовал на практике Jawa 350 Special, поделились рядом ценных наблюдений. Они положительно оценили цельнометаллические подножки с алюминиевым рычагом заднего тормоза и качественные задние амортизаторы. Небольшой похвалы заслуживает вид приборов, расположенных высоко и чуть ниже круглого ветрового стекла. Есть простой тахометр и спидометр, несколько нетрадиционно размеченный километрами и милями в час.
Спидометр с тахометром в Special. Фото: youtube.com
В то же время, несколько поездок привело к выводам, что на нем не получится длительно гонять на пределе, а вот умеренный режим движения приносит максимальное удовольствие. Можно сказать, что это – не гоночный аппарат, а, скорее, такой любительский домашний вариант.
Поэтому напрашивается вывод: мотоцикл отлично подходит для неторопливой езды в сельской местности. Тем более, что там всегда найдутся те, кто будет долго смотреть вслед, размышляя: это новинка или гость из далекого прошлого?
Именно поэтому всегда очень трепетно возвращаться к тем дням в воспоминаниях или современных репликам ретро-техники. Тем более, что в 90-х, когда сменилась политическая ситуация и в нашей стране, и в самой Чехословакии, «Явы» как будто бы испарились из повседневной жизни. Однако в последнее время явно прослеживается некоторое движение к возрождению былой славы.

Правда, к этому больше приложили руку не сами чехи, а их азиатские партнеры: Индия и Китай. Если первые, выкупив права на бренд, начали собственное производство, то вторые – много лет предоставляют недорогие и современные силовые агрегаты. Поэтому те редкие образцы наших времен, собранные в легендарном Тынеце-над-Сазавоу, получили двигатели, родом из Поднебесной.
Возрождение бренда Jawa в прошлом десятилетии
Так совпало, что в конце прошлого десятилетия активизировался и индийский производитель, и выпуск моделей с китайскими моторами. Если в 2019 году публику познакомили с полувездеходным скремблером, то годом ранее представили гораздо более интересную модель.
Полностью закрытая версия Jawa 350 Special появилась в 2018-м. В том же году ее показали в рамках мотоциклетной ярмарки, прошедшей в Праге. Одноцилиндровая «четырехсотка» поставляется из Китая, а также доступна в Европе как Shineray, польский Romet или French Mash.
Изначально это была, пожалуй, старая Honda 400. Другими словами, уже далеко не чудо с точки зрения производительности, но и не самый худший вариант. Он имеет плотный звук и чрезвычайно прост в обслуживании. Чтобы увеличить покупательский спрос, производитель специально надавил на набирающую повсеместную популярность «ретро-клавишу».
А что касается технологий изготовления, то не стоит думать, что (как и в 60-80-х) за всеми элементами стоят чешские конструкторы. В современных условиях было бы сложно разработать в Тынеце машину полностью с нуля, включая новый двигатель и электронику, чтобы она оставалась доступной для клиентов. За происхождением новинки нам предстоит отправиться в Китай, а конкретно к производителю Shineray.
Он поставляет свою продукцию нескольким брендам, в том числе и чешской марке. Хотя многим местным консерваторам это не совсем по вкусу, но мы живем в то время, когда на первый план выходит экономическая целесообразность. А она имеет место, позволив предлагать специальную версию за вполне приемлемые 119 900 крон (примерно 480 тыс. рублей). Ну, самое время обсудить, как этот мотоцикл выглядит внешне и на деле.
Характеристики силового агрегата
Старый карбюраторный двигатель получил впрыск в соответствии с европейскими нормами выбросов, а к колену выпускного патрубка добавили несколько неуклюже приваренный лямбда-зонд. К сожалению, это самое слабое место конструкции, поскольку две из трех протестированных единиц недавно имели эмиссионный дефект. Однако даже здесь применим популярный лозунг о нулевом влиянии на функциональность. Хотя, и несколько спорный.

Конечно, спортивная версия превзошла по цене две другие модели, недавно предложенные производителем. Но она получила и самую эффектную внешность, правда, действительно гоночных качеств техника все же не показала. В лучших традициях времен советского импорта, вы не сможете выбрать цвет будущего двухколесного друга – по умолчанию он будет красным. Зато здесь имеется ABS, в то время как двум другим моделям приходится довольствоваться барабаном на заднем колесе. Вот основные характеристики силового агрегата:
✅ четырехтактный SOHC, одноцилиндровый
✅ рабочий объем – 397, 2 куб. см
✅ мощность – 28 л. с
✅ передача цепная
✅ запуск электрический
Если мы приедем на завод, то рядом с 350 OHC нас будет ждать «специальный». Он сильно напоминает классический 350/634. А это как раз техника, прекрасно знакомая всем представителям старшего поколения. Забавно, что боковые панели бака, включая классические хромированные колпаки, точно такие же, как на оригинальном 634 начала 70-х прошлого столетия. Но на этом схожесть не заканчивается.
Технические показатели и опыт эксплуатации
С оптимальной крейсерской скорости в 110 км/ч можно комфортно разогнаться до ста сорока с лишним, классически прильнув к рулю. Правда, длительное удержание высоких оборотов не пройдет бесследно. Быстро происходит неприятная вибрация во всем теле мотоцикла. Все же он предназначен больше для использования в ритме чуть выше среднего и бить рекорды скорости ретро точно не собирается.

Не получится и использовать его в качестве туристической техники для дальних поездок. Положение за рулем уж точно этому не способствует, о чем очень быстро дадут знать нетренированные запястья и шейные позвонки. Да и второе посадочное место, скорее, чтобы просто недолго прокатить кого-то из желающих.
Еще одними неприятными моментами можно считать жесткий рычаг сцепления и не очень точное ножное переключение передач. Последняя проблема нарисовалась из-за желания придать модели некий облик спортивности – для этого сдвинули подножки, сместив и сам рычаг.
Поэтому, если мы говорим о каждодневном использовании, то проще всего выложить эквивалент 400 тысяч рублей за базовую версию 350 OHC. Именно на ней можно получить наибольший комфорт от частых поездок. Самый практичный – скремблер, немного неряшливый по конструкции, но может ездить и по более сложной местности. Special с капюшоном – самая дорогая, наименее удобная и совершенно непрактичная для длительных путешествий. Но она обладает прекрасным дизайном.

Да, если будущий владелец – эстет или имеет некоторые спортивные амбиции, то он обязательно остановит свой выбор именно на специальной версии. Модель 350 OHC Special – гоночная, пришедшая из 60-х годов прошлого века. Она имеет обтекатель великолепной формы, вдохновленный спортивным четырехцилиндровым двигателем 673 и ряд других преимуществ:
✅ низкий руль
✅ расположенные на стаканах вилки
✅ плоское стеганое сиденье, заканчивающееся элегантным «бобом»
К этому стоит добавить еще спицованные колеса, сигарные выхлопы и маленькие зеркала на концах руля. Да и таких же качественных тормозов не найти ни у одного представителя бренда Jawa. Вот некоторые технические показатели мотоцикла:
✅ сухой вес – 167 кг
✅ рекомендуемая максимальная скорость – 130 км/ч
✅ шины (передние и задние) – 3,25 R18 и 130/80 R18
Наряду с такими плюсами, как красивый дизайн и хорошие ходовые качества, имеется и пару минусов. К ним можно отнести низкую для такого объема производительность и то, что для снятия чехла сидения понадобится специальный ключ.
Выводы тех, кто испытал технику на практике
Конечно, ностальгическая и эффектная внешность – это далеко не все, что ожидается от хорошего аппарата. Те, кто уже опробовал на практике Jawa 350 Special, поделились рядом ценных наблюдений. Они положительно оценили цельнометаллические подножки с алюминиевым рычагом заднего тормоза и качественные задние амортизаторы. Небольшой похвалы заслуживает вид приборов, расположенных высоко и чуть ниже круглого ветрового стекла. Есть простой тахометр и спидометр, несколько нетрадиционно размеченный километрами и милями в час.

В то же время, несколько поездок привело к выводам, что на нем не получится длительно гонять на пределе, а вот умеренный режим движения приносит максимальное удовольствие. Можно сказать, что это – не гоночный аппарат, а, скорее, такой любительский домашний вариант.
Поэтому напрашивается вывод: мотоцикл отлично подходит для неторопливой езды в сельской местности. Тем более, что там всегда найдутся те, кто будет долго смотреть вслед, размышляя: это новинка или гость из далекого прошлого?
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....