Jawa 350 Special: спортивная легенда в современной версии
Те, кому сейчас в районе полтинника, согласятся, что вся наша молодость прошла под знаком «Явы». И не важно, это была папина «старушка», новенькая «мыльница» или друг, всегда готовый прокатить на своем чехословацком мотоцикле. Эта прекрасная (для того времени) техника оставила свой неизгладимый след в истории и памяти уже поседевших или полысевших ребят.
Именно поэтому всегда очень трепетно возвращаться к тем дням в воспоминаниях или современных репликам ретро-техники. Тем более, что в 90-х, когда сменилась политическая ситуация и в нашей стране, и в самой Чехословакии, «Явы» как будто бы испарились из повседневной жизни. Однако в последнее время явно прослеживается некоторое движение к возрождению былой славы.
Правда, к этому больше приложили руку не сами чехи, а их азиатские партнеры: Индия и Китай. Если первые, выкупив права на бренд, начали собственное производство, то вторые – много лет предоставляют недорогие и современные силовые агрегаты. Поэтому те редкие образцы наших времен, собранные в легендарном Тынеце-над-Сазавоу, получили двигатели, родом из Поднебесной.
Так совпало, что в конце прошлого десятилетия активизировался и индийский производитель, и выпуск моделей с китайскими моторами. Если в 2019 году публику познакомили с полувездеходным скремблером, то годом ранее представили гораздо более интересную модель.
Изначально это была, пожалуй, старая Honda 400. Другими словами, уже далеко не чудо с точки зрения производительности, но и не самый худший вариант. Он имеет плотный звук и чрезвычайно прост в обслуживании. Чтобы увеличить покупательский спрос, производитель специально надавил на набирающую повсеместную популярность «ретро-клавишу».
А что касается технологий изготовления, то не стоит думать, что (как и в 60-80-х) за всеми элементами стоят чешские конструкторы. В современных условиях было бы сложно разработать в Тынеце машину полностью с нуля, включая новый двигатель и электронику, чтобы она оставалась доступной для клиентов. За происхождением новинки нам предстоит отправиться в Китай, а конкретно к производителю Shineray.
Он поставляет свою продукцию нескольким брендам, в том числе и чешской марке. Хотя многим местным консерваторам это не совсем по вкусу, но мы живем в то время, когда на первый план выходит экономическая целесообразность. А она имеет место, позволив предлагать специальную версию за вполне приемлемые 119 900 крон (примерно 480 тыс. рублей). Ну, самое время обсудить, как этот мотоцикл выглядит внешне и на деле.
Старый карбюраторный двигатель получил впрыск в соответствии с европейскими нормами выбросов, а к колену выпускного патрубка добавили несколько неуклюже приваренный лямбда-зонд. К сожалению, это самое слабое место конструкции, поскольку две из трех протестированных единиц недавно имели эмиссионный дефект. Однако даже здесь применим популярный лозунг о нулевом влиянии на функциональность. Хотя, и несколько спорный.
Конечно, спортивная версия превзошла по цене две другие модели, недавно предложенные производителем. Но она получила и самую эффектную внешность, правда, действительно гоночных качеств техника все же не показала. В лучших традициях времен советского импорта, вы не сможете выбрать цвет будущего двухколесного друга – по умолчанию он будет красным. Зато здесь имеется ABS, в то время как двум другим моделям приходится довольствоваться барабаном на заднем колесе. Вот основные характеристики силового агрегата:
✅ четырехтактный SOHC, одноцилиндровый
✅ рабочий объем – 397, 2 куб. см
✅ мощность – 28 л. с
✅ передача цепная
✅ запуск электрический
Если мы приедем на завод, то рядом с 350 OHC нас будет ждать «специальный». Он сильно напоминает классический 350/634. А это как раз техника, прекрасно знакомая всем представителям старшего поколения. Забавно, что боковые панели бака, включая классические хромированные колпаки, точно такие же, как на оригинальном 634 начала 70-х прошлого столетия. Но на этом схожесть не заканчивается.
С оптимальной крейсерской скорости в 110 км/ч можно комфортно разогнаться до ста сорока с лишним, классически прильнув к рулю. Правда, длительное удержание высоких оборотов не пройдет бесследно. Быстро происходит неприятная вибрация во всем теле мотоцикла. Все же он предназначен больше для использования в ритме чуть выше среднего и бить рекорды скорости ретро точно не собирается.
Не получится и использовать его в качестве туристической техники для дальних поездок. Положение за рулем уж точно этому не способствует, о чем очень быстро дадут знать нетренированные запястья и шейные позвонки. Да и второе посадочное место, скорее, чтобы просто недолго прокатить кого-то из желающих.
Еще одними неприятными моментами можно считать жесткий рычаг сцепления и не очень точное ножное переключение передач. Последняя проблема нарисовалась из-за желания придать модели некий облик спортивности – для этого сдвинули подножки, сместив и сам рычаг.
Поэтому, если мы говорим о каждодневном использовании, то проще всего выложить эквивалент 400 тысяч рублей за базовую версию 350 OHC. Именно на ней можно получить наибольший комфорт от частых поездок. Самый практичный – скремблер, немного неряшливый по конструкции, но может ездить и по более сложной местности. Special с капюшоном – самая дорогая, наименее удобная и совершенно непрактичная для длительных путешествий. Но она обладает прекрасным дизайном.
Да, если будущий владелец – эстет или имеет некоторые спортивные амбиции, то он обязательно остановит свой выбор именно на специальной версии. Модель 350 OHC Special – гоночная, пришедшая из 60-х годов прошлого века. Она имеет обтекатель великолепной формы, вдохновленный спортивным четырехцилиндровым двигателем 673 и ряд других преимуществ:
✅ низкий руль
✅ расположенные на стаканах вилки
✅ плоское стеганое сиденье, заканчивающееся элегантным «бобом»
К этому стоит добавить еще спицованные колеса, сигарные выхлопы и маленькие зеркала на концах руля. Да и таких же качественных тормозов не найти ни у одного представителя бренда Jawa. Вот некоторые технические показатели мотоцикла:
✅ сухой вес – 167 кг
✅ рекомендуемая максимальная скорость – 130 км/ч
✅ шины (передние и задние) – 3,25 R18 и 130/80 R18
Наряду с такими плюсами, как красивый дизайн и хорошие ходовые качества, имеется и пару минусов. К ним можно отнести низкую для такого объема производительность и то, что для снятия чехла сидения понадобится специальный ключ.
Конечно, ностальгическая и эффектная внешность – это далеко не все, что ожидается от хорошего аппарата. Те, кто уже опробовал на практике Jawa 350 Special, поделились рядом ценных наблюдений. Они положительно оценили цельнометаллические подножки с алюминиевым рычагом заднего тормоза и качественные задние амортизаторы. Небольшой похвалы заслуживает вид приборов, расположенных высоко и чуть ниже круглого ветрового стекла. Есть простой тахометр и спидометр, несколько нетрадиционно размеченный километрами и милями в час.
В то же время, несколько поездок привело к выводам, что на нем не получится длительно гонять на пределе, а вот умеренный режим движения приносит максимальное удовольствие. Можно сказать, что это – не гоночный аппарат, а, скорее, такой любительский домашний вариант.
Поэтому напрашивается вывод: мотоцикл отлично подходит для неторопливой езды в сельской местности. Тем более, что там всегда найдутся те, кто будет долго смотреть вслед, размышляя: это новинка или гость из далекого прошлого?
Именно поэтому всегда очень трепетно возвращаться к тем дням в воспоминаниях или современных репликам ретро-техники. Тем более, что в 90-х, когда сменилась политическая ситуация и в нашей стране, и в самой Чехословакии, «Явы» как будто бы испарились из повседневной жизни. Однако в последнее время явно прослеживается некоторое движение к возрождению былой славы.
Красивый спортивный мотоцикл Jawa 350 Special. Фото: youtube.com
Правда, к этому больше приложили руку не сами чехи, а их азиатские партнеры: Индия и Китай. Если первые, выкупив права на бренд, начали собственное производство, то вторые – много лет предоставляют недорогие и современные силовые агрегаты. Поэтому те редкие образцы наших времен, собранные в легендарном Тынеце-над-Сазавоу, получили двигатели, родом из Поднебесной.
Возрождение бренда Jawa в прошлом десятилетии
Так совпало, что в конце прошлого десятилетия активизировался и индийский производитель, и выпуск моделей с китайскими моторами. Если в 2019 году публику познакомили с полувездеходным скремблером, то годом ранее представили гораздо более интересную модель.
Полностью закрытая версия Jawa 350 Special появилась в 2018-м. В том же году ее показали в рамках мотоциклетной ярмарки, прошедшей в Праге. Одноцилиндровая «четырехсотка» поставляется из Китая, а также доступна в Европе как Shineray, польский Romet или French Mash.
Изначально это была, пожалуй, старая Honda 400. Другими словами, уже далеко не чудо с точки зрения производительности, но и не самый худший вариант. Он имеет плотный звук и чрезвычайно прост в обслуживании. Чтобы увеличить покупательский спрос, производитель специально надавил на набирающую повсеместную популярность «ретро-клавишу».
А что касается технологий изготовления, то не стоит думать, что (как и в 60-80-х) за всеми элементами стоят чешские конструкторы. В современных условиях было бы сложно разработать в Тынеце машину полностью с нуля, включая новый двигатель и электронику, чтобы она оставалась доступной для клиентов. За происхождением новинки нам предстоит отправиться в Китай, а конкретно к производителю Shineray.
Он поставляет свою продукцию нескольким брендам, в том числе и чешской марке. Хотя многим местным консерваторам это не совсем по вкусу, но мы живем в то время, когда на первый план выходит экономическая целесообразность. А она имеет место, позволив предлагать специальную версию за вполне приемлемые 119 900 крон (примерно 480 тыс. рублей). Ну, самое время обсудить, как этот мотоцикл выглядит внешне и на деле.
Характеристики силового агрегата
Старый карбюраторный двигатель получил впрыск в соответствии с европейскими нормами выбросов, а к колену выпускного патрубка добавили несколько неуклюже приваренный лямбда-зонд. К сожалению, это самое слабое место конструкции, поскольку две из трех протестированных единиц недавно имели эмиссионный дефект. Однако даже здесь применим популярный лозунг о нулевом влиянии на функциональность. Хотя, и несколько спорный.
Jawa 350 Special: сзади также смотрится неплохо. Фото: youtube.com
Конечно, спортивная версия превзошла по цене две другие модели, недавно предложенные производителем. Но она получила и самую эффектную внешность, правда, действительно гоночных качеств техника все же не показала. В лучших традициях времен советского импорта, вы не сможете выбрать цвет будущего двухколесного друга – по умолчанию он будет красным. Зато здесь имеется ABS, в то время как двум другим моделям приходится довольствоваться барабаном на заднем колесе. Вот основные характеристики силового агрегата:
✅ четырехтактный SOHC, одноцилиндровый
✅ рабочий объем – 397, 2 куб. см
✅ мощность – 28 л. с
✅ передача цепная
✅ запуск электрический
Если мы приедем на завод, то рядом с 350 OHC нас будет ждать «специальный». Он сильно напоминает классический 350/634. А это как раз техника, прекрасно знакомая всем представителям старшего поколения. Забавно, что боковые панели бака, включая классические хромированные колпаки, точно такие же, как на оригинальном 634 начала 70-х прошлого столетия. Но на этом схожесть не заканчивается.
Технические показатели и опыт эксплуатации
С оптимальной крейсерской скорости в 110 км/ч можно комфортно разогнаться до ста сорока с лишним, классически прильнув к рулю. Правда, длительное удержание высоких оборотов не пройдет бесследно. Быстро происходит неприятная вибрация во всем теле мотоцикла. Все же он предназначен больше для использования в ритме чуть выше среднего и бить рекорды скорости ретро точно не собирается.
Большие дисковые тормоза. Фото: youtube.com
Не получится и использовать его в качестве туристической техники для дальних поездок. Положение за рулем уж точно этому не способствует, о чем очень быстро дадут знать нетренированные запястья и шейные позвонки. Да и второе посадочное место, скорее, чтобы просто недолго прокатить кого-то из желающих.
Еще одними неприятными моментами можно считать жесткий рычаг сцепления и не очень точное ножное переключение передач. Последняя проблема нарисовалась из-за желания придать модели некий облик спортивности – для этого сдвинули подножки, сместив и сам рычаг.
Поэтому, если мы говорим о каждодневном использовании, то проще всего выложить эквивалент 400 тысяч рублей за базовую версию 350 OHC. Именно на ней можно получить наибольший комфорт от частых поездок. Самый практичный – скремблер, немного неряшливый по конструкции, но может ездить и по более сложной местности. Special с капюшоном – самая дорогая, наименее удобная и совершенно непрактичная для длительных путешествий. Но она обладает прекрасным дизайном.
Движок Jawa 350 Special. Фото: youtube.com
Да, если будущий владелец – эстет или имеет некоторые спортивные амбиции, то он обязательно остановит свой выбор именно на специальной версии. Модель 350 OHC Special – гоночная, пришедшая из 60-х годов прошлого века. Она имеет обтекатель великолепной формы, вдохновленный спортивным четырехцилиндровым двигателем 673 и ряд других преимуществ:
✅ низкий руль
✅ расположенные на стаканах вилки
✅ плоское стеганое сиденье, заканчивающееся элегантным «бобом»
К этому стоит добавить еще спицованные колеса, сигарные выхлопы и маленькие зеркала на концах руля. Да и таких же качественных тормозов не найти ни у одного представителя бренда Jawa. Вот некоторые технические показатели мотоцикла:
✅ сухой вес – 167 кг
✅ рекомендуемая максимальная скорость – 130 км/ч
✅ шины (передние и задние) – 3,25 R18 и 130/80 R18
Наряду с такими плюсами, как красивый дизайн и хорошие ходовые качества, имеется и пару минусов. К ним можно отнести низкую для такого объема производительность и то, что для снятия чехла сидения понадобится специальный ключ.
Выводы тех, кто испытал технику на практике
Конечно, ностальгическая и эффектная внешность – это далеко не все, что ожидается от хорошего аппарата. Те, кто уже опробовал на практике Jawa 350 Special, поделились рядом ценных наблюдений. Они положительно оценили цельнометаллические подножки с алюминиевым рычагом заднего тормоза и качественные задние амортизаторы. Небольшой похвалы заслуживает вид приборов, расположенных высоко и чуть ниже круглого ветрового стекла. Есть простой тахометр и спидометр, несколько нетрадиционно размеченный километрами и милями в час.
Спидометр с тахометром в Special. Фото: youtube.com
В то же время, несколько поездок привело к выводам, что на нем не получится длительно гонять на пределе, а вот умеренный режим движения приносит максимальное удовольствие. Можно сказать, что это – не гоночный аппарат, а, скорее, такой любительский домашний вариант.
Поэтому напрашивается вывод: мотоцикл отлично подходит для неторопливой езды в сельской местности. Тем более, что там всегда найдутся те, кто будет долго смотреть вслед, размышляя: это новинка или гость из далекого прошлого?
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...