Rotax – более 100 лет работы: от велосипедных втулок до авиамоторов
Любой велосипедист, обладающий обычным дорожным односкоростным байком, наверняка знает, что в заднем колесе имеется специальная втулка, обеспечивающая движение накатом и торможение. Эту деталь изобрел и запатентовал в 1906-м году Фридрих Готшальт – основатель Rotax. С того момента дела небольшой немецкой компании из Дрездена, которая официально зарегистрирована в 1920-м, пошли в гору.
В 1943-м «Ротакс» переезжает в Австрию: сначала в г. Велс, а после окончания войны – Гунскирхен, где находится и сегодня. В 1950-м фирма становится хорошо известным производителем моторов для мотороллеров Lohner. Знаковым событием компании можно считать ее вливание в канадскую L’Auto-Neige Bombardier, занимавшуюся разработкой снегоходов. Ее глава Джозеф-Арманд Бомбардье никак не мог подобрать хороший мотор для своей техники, пока не увидел успехи Rotax на этом поприще. После восьмилетнего партнерства снегоходные машины Ski-Doo стали одними из самых популярных в мире.
В 1967-м Rotax серийно производит для «Бомбардира» агрегаты, которые устанавливаются на мотоциклы Can-Am. И снова успех! В 1970-м канадцы выкупили «Ротакс», которая стала называться Bombardier – Rotax, сейчас официальное наименование компании – Powertrain GmbH & Co KG.
Став филиалом Bombardier, «Ротакс» поставлял двухтактные моторы к байкам самых разных марок: известных и не очень. Это BMW, Harley-Davidson, KTM, Jawa, Kramer и многие-многие другие. Интересно: производители мотоциклов обычно ставили свой логотип на крышку двигателя. И только профессиональные эксперты знали, что на байке стоит продукт от Rotax. Сегодня компания производит моторы для гидро- и квадроциклов, катеров марки Ski-Doo, вездеходов и машин, участвующих в картинге.
В последнем случае речь идет о спортивной технике. Начиная с 1997-го «Ротакс» реализовал 80 тыс. двигателей мощностью 8-34 л. с. к картам. Компания даже организовала свой моночемпионат ROTAX MAX CHALLENGE. Он проводится в 70-ти странах мира на всех континентах, а количество участников перевалило за 50 тысяч.
1982-й год отмечен парой важных для компании событий: впервые был испытан, поставлен на конвейер четырехтактный мотоциклетный движок, и началось производство авиамоторов. Последние выпускаются для самолетов класса VLA (расшифровывается, переводится, как «очень легкие летательные аппараты») и мотодельтапланов.
Головное предприятие находится в Гунскирхене (Австрия), еще оно – в Мексике. За год компания выпускает около 300 тыс. двигателей, причем второй завод по количеству выпущенной продукции потихоньку нагоняет первый. Последнее время стало «модным» утверждать: мол, все производство сегодня перенесено в Китай, а Европа занимается только продажами. Однако Rotax это не касается, и фирма не собирается покидать «насиженное» место.
И тому есть веские причины. Первая заключается в соседстве с большим количеством учебных заведений, расположенных неподалеку. Именно оттуда компания еще на стадии обучения «черпает» новые кадры для своего производства. Вторая причина – почти все предприятия, поставляющие комплектующие, находятся на расстоянии не более 600 км.
В основном это обработка металлических заготовок, сборка, наладка двигателей и проверка их на стендах. Своего литейного производства нет. Из Турции привозят чугунные, из Италии – алюминиевые «полуфабрикаты». Продукцию даже хорошо себя зарекомендовавших партнеров обязательно проверяют. Выборочно заготовки раскалывают (в т. ч. подвергнувшиеся обработке), чтобы протестировать структуру материала. В двигателях используют чугунные цилиндры, устанавливаемые в алюминиевые блоки. Обработка одного «горшка» (плазменное напыление прочного металла на стенки) занимает 7 минут.
В цехах строго поддерживается температура в 21°, что гарантирует точную регулировку термозазоров. Если будет жарче, конвейер немедленно остановится. Штат завода – примерно 1200 специалистов, работающих в три смены. На конвейере практикуется метод ротации: человек, трудящийся на одном посту, через некоторое время переходит на другой. Это значит, что сборщик не будет десятилетиями «крутить одну и ту же гайку», а заодно лучше вникнет в производство. В начале конвейера можно увидеть только половинку картера, в конце – готовый двигатель.
Если он двухтактный, испытывается на «холодную» в течение 1 мин. Четырехтактный проверяется до 7 мин., на «горячую». За сутки завод выдает от 400 до 450 силовых агрегатов.
К первенцам можно отнести двухтактные моторы, появившиеся в начале 80-х. Это 185-я модель в 9,5 «лошадей» (устанавливалась на самолет Lazair Ultralight) и 277-я, развивавшая 26 л. с. (еще была 275-я). Позже выпускались другие моторы: для «двухтактников» – первые две цифры приблизительно соответствуют литражу и мощности. Например, Rotax 447 выдает 40 л. с. при объеме 437 «кубиков».
Из наиболее популярных моторов также стоит выделить модели 377, 503, 532, 535, 582 и 618 UL. Самые последние модификации оборудованы жидкостной системой охлаждения. Наработка описанных выше силовых агрегатов до капремонта составляет не более 300 часов.
Самый первый из них – Rotax 912, имеющий несколько вариантов, различающихся по мощности: 80-100 «лошадей». Следующий этап – разработка Rotax-914, развивающего уже 115 л. с. и имеющего турбонаддув. Но в чем особенность двигателей? Это относительно малый объем цилиндров при большом количестве лошадиных сил, что достигается высокими оборотами коленвала – до 5 тыс. об/мин. Однако винт вращается с меньшей частотой – до 2400 об/мин. Чтобы достичь соответствия в этом плане, применяется редуктор.
Позднее компания представила 915-й мотор, выдававший 135 л. с. И по сей день двигатели семейства 912/914/915 являются самыми распространенными для легких летательных аппаратов.
К примеру: двигатели «Ротакс» устанавливаются на такие самолеты, как Diamond DV20, Tecnam P2006T, Leza/Lockwood Aircam. Два последних оснащаются парой двигателей.
В США (2022-й год) было проведено статистическое исследование по поводу аварий самолетов, связанных с отказом двигателей. Результат: летательные аппараты, оснащенные Rotax, имели наименьшее число поломок, приводящих к катастрофам. И это несмотря на то, что по всему миру от 70-ти до 80 % самолетов легкой авиации имеют четырехтактный мотор от «Ротакс».
На сегодня это гибридные силовые агрегаты, а также попытки усилить мощность двигателей с помощью турбонаддува. Речь в основном идет о силовых агрегатах для мото-, квадроциклов. В первом случае решается проблема создания подходящей компьютерной программы, способной увязать в единый регулируемый цикл энергию от батарей и генератора, чтобы соединить ее с электродвигателями. Решения уже есть и обкатываются на опытных версиях – электроспайдерах.
Проблема импортозамещения в РФ никуда не делась, в т. ч. по отношению к двигателям для легкомоторных самолетов. После развала СССР малогабаритные авиационные моторы были представлены морально устаревшими моделями М-14 и их модификациями.
Сейчас 90 % легкомоторных машин, даже выпущенных в России, оснащаются движками из-за границы. Причем, это необязательно Rotax: есть еще Lycoming, JLT Motors Ecoyota, Continental Aerospace Technologies и многие другие.
На сегодняшний момент импортозамещением в этой сфере пытается заниматься завод «Агат» из Ярославской области. Пока предприятие разработало два двигателя: модели «Б», второе название АПД-110/120 (до 120 л. с.) и «Б1» – ПД-1400 (до 100 л. с.). Нам остается только пожелать успехов соотечественникам и ждать конкретных результатов.
В 1943-м «Ротакс» переезжает в Австрию: сначала в г. Велс, а после окончания войны – Гунскирхен, где находится и сегодня. В 1950-м фирма становится хорошо известным производителем моторов для мотороллеров Lohner. Знаковым событием компании можно считать ее вливание в канадскую L’Auto-Neige Bombardier, занимавшуюся разработкой снегоходов. Ее глава Джозеф-Арманд Бомбардье никак не мог подобрать хороший мотор для своей техники, пока не увидел успехи Rotax на этом поприще. После восьмилетнего партнерства снегоходные машины Ski-Doo стали одними из самых популярных в мире.
Канадские снегоходы BRP популярны и сегодня. Фото: YouTube.com
В 1967-м Rotax серийно производит для «Бомбардира» агрегаты, которые устанавливаются на мотоциклы Can-Am. И снова успех! В 1970-м канадцы выкупили «Ротакс», которая стала называться Bombardier – Rotax, сейчас официальное наименование компании – Powertrain GmbH & Co KG.
Мотоциклетная эпопея
Став филиалом Bombardier, «Ротакс» поставлял двухтактные моторы к байкам самых разных марок: известных и не очень. Это BMW, Harley-Davidson, KTM, Jawa, Kramer и многие-многие другие. Интересно: производители мотоциклов обычно ставили свой логотип на крышку двигателя. И только профессиональные эксперты знали, что на байке стоит продукт от Rotax. Сегодня компания производит моторы для гидро- и квадроциклов, катеров марки Ski-Doo, вездеходов и машин, участвующих в картинге.
Современный катер от Bombardier Recreational Products. Фото: YouTube.com
В последнем случае речь идет о спортивной технике. Начиная с 1997-го «Ротакс» реализовал 80 тыс. двигателей мощностью 8-34 л. с. к картам. Компания даже организовала свой моночемпионат ROTAX MAX CHALLENGE. Он проводится в 70-ти странах мира на всех континентах, а количество участников перевалило за 50 тысяч.
1982-й год отмечен парой важных для компании событий: впервые был испытан, поставлен на конвейер четырехтактный мотоциклетный движок, и началось производство авиамоторов. Последние выпускаются для самолетов класса VLA (расшифровывается, переводится, как «очень легкие летательные аппараты») и мотодельтапланов.
О заводе
Головное предприятие находится в Гунскирхене (Австрия), еще оно – в Мексике. За год компания выпускает около 300 тыс. двигателей, причем второй завод по количеству выпущенной продукции потихоньку нагоняет первый. Последнее время стало «модным» утверждать: мол, все производство сегодня перенесено в Китай, а Европа занимается только продажами. Однако Rotax это не касается, и фирма не собирается покидать «насиженное» место.
Большинство процессов на заводе автоматизировано, но без рабочих все равно не обойтись. Фото: YouTube.com
И тому есть веские причины. Первая заключается в соседстве с большим количеством учебных заведений, расположенных неподалеку. Именно оттуда компания еще на стадии обучения «черпает» новые кадры для своего производства. Вторая причина – почти все предприятия, поставляющие комплектующие, находятся на расстоянии не более 600 км.
Технологические процессы
В основном это обработка металлических заготовок, сборка, наладка двигателей и проверка их на стендах. Своего литейного производства нет. Из Турции привозят чугунные, из Италии – алюминиевые «полуфабрикаты». Продукцию даже хорошо себя зарекомендовавших партнеров обязательно проверяют. Выборочно заготовки раскалывают (в т. ч. подвергнувшиеся обработке), чтобы протестировать структуру материала. В двигателях используют чугунные цилиндры, устанавливаемые в алюминиевые блоки. Обработка одного «горшка» (плазменное напыление прочного металла на стенки) занимает 7 минут.
Готовые моторы проверяют на компьютерных стендах. Фото: YouTube.com
В цехах строго поддерживается температура в 21°, что гарантирует точную регулировку термозазоров. Если будет жарче, конвейер немедленно остановится. Штат завода – примерно 1200 специалистов, работающих в три смены. На конвейере практикуется метод ротации: человек, трудящийся на одном посту, через некоторое время переходит на другой. Это значит, что сборщик не будет десятилетиями «крутить одну и ту же гайку», а заодно лучше вникнет в производство. В начале конвейера можно увидеть только половинку картера, в конце – готовый двигатель.
На выходе – мотор, подготовленный к установке. Фото: YouTube.com
Если он двухтактный, испытывается на «холодную» в течение 1 мин. Четырехтактный проверяется до 7 мин., на «горячую». За сутки завод выдает от 400 до 450 силовых агрегатов.
Авиадвигатели Rotax
К первенцам можно отнести двухтактные моторы, появившиеся в начале 80-х. Это 185-я модель в 9,5 «лошадей» (устанавливалась на самолет Lazair Ultralight) и 277-я, развивавшая 26 л. с. (еще была 275-я). Позже выпускались другие моторы: для «двухтактников» – первые две цифры приблизительно соответствуют литражу и мощности. Например, Rotax 447 выдает 40 л. с. при объеме 437 «кубиков».
Одноместный Lazair Ultralight с двухтактным Rotax. Фото: YouTube.com
Из наиболее популярных моторов также стоит выделить модели 377, 503, 532, 535, 582 и 618 UL. Самые последние модификации оборудованы жидкостной системой охлаждения. Наработка описанных выше силовых агрегатов до капремонта составляет не более 300 часов.
Четырехтактные двигатели
Самый первый из них – Rotax 912, имеющий несколько вариантов, различающихся по мощности: 80-100 «лошадей». Следующий этап – разработка Rotax-914, развивающего уже 115 л. с. и имеющего турбонаддув. Но в чем особенность двигателей? Это относительно малый объем цилиндров при большом количестве лошадиных сил, что достигается высокими оборотами коленвала – до 5 тыс. об/мин. Однако винт вращается с меньшей частотой – до 2400 об/мин. Чтобы достичь соответствия в этом плане, применяется редуктор.
Одна из самых популярных моделей – 912-я. Фото: YouTube.com
Позднее компания представила 915-й мотор, выдававший 135 л. с. И по сей день двигатели семейства 912/914/915 являются самыми распространенными для легких летательных аппаратов.
Diamond DV20 с двигателем Rotax. Фото: YouTube.com
К примеру: двигатели «Ротакс» устанавливаются на такие самолеты, как Diamond DV20, Tecnam P2006T, Leza/Lockwood Aircam. Два последних оснащаются парой двигателей.
Гарантии и безопасность
В США (2022-й год) было проведено статистическое исследование по поводу аварий самолетов, связанных с отказом двигателей. Результат: летательные аппараты, оснащенные Rotax, имели наименьшее число поломок, приводящих к катастрофам. И это несмотря на то, что по всему миру от 70-ти до 80 % самолетов легкой авиации имеют четырехтактный мотор от «Ротакс».
Чем занимается Rotax в перспективе
На сегодня это гибридные силовые агрегаты, а также попытки усилить мощность двигателей с помощью турбонаддува. Речь в основном идет о силовых агрегатах для мото-, квадроциклов. В первом случае решается проблема создания подходящей компьютерной программы, способной увязать в единый регулируемый цикл энергию от батарей и генератора, чтобы соединить ее с электродвигателями. Решения уже есть и обкатываются на опытных версиях – электроспайдерах.
А что у нас?
Проблема импортозамещения в РФ никуда не делась, в т. ч. по отношению к двигателям для легкомоторных самолетов. После развала СССР малогабаритные авиационные моторы были представлены морально устаревшими моделями М-14 и их модификациями.
Двигатель «Агат Б». Фото: YouTube.com
Сейчас 90 % легкомоторных машин, даже выпущенных в России, оснащаются движками из-за границы. Причем, это необязательно Rotax: есть еще Lycoming, JLT Motors Ecoyota, Continental Aerospace Technologies и многие другие.
На сегодняшний момент импортозамещением в этой сфере пытается заниматься завод «Агат» из Ярославской области. Пока предприятие разработало два двигателя: модели «Б», второе название АПД-110/120 (до 120 л. с.) и «Б1» – ПД-1400 (до 100 л. с.). Нам остается только пожелать успехов соотечественникам и ждать конкретных результатов.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Зачем в Ан-2 отверстия в сиденьях и почему нет туалета
Советский авиапром выпускал Ан-2 в разных вариациях: были обычные версии, санитарные, пожарные, десантные и многие другие. Но некоторые характерные приметы...
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный
Эта модель самолета проходила многолетние проверки, прежде чем попасть в первому заказчику. Япония не известна своими самолетами, но этот вызывает должное...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
SpaceX: после шестого полета Starship взят курс на Луну
SpaceX отчиталась о шестом успешном испытательном полете Starship: ускорительный многоразовый модуль и космический корабль вернулись на Землю. Впереди – полеты...
Эксклюзивный полет на советском авиалайнере Ту-134
Авиалайнер Ту-134 – это легенда советской пассажирской авиации. Его производство началось в 1966, а закончилось в 1989 году. Считается одним из самых массовых...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Космические корабли Boeing и SpaceX – попытка США отказаться от российских «Союзов»
Почти 10 лет США не имели собственных космических кораблей. И только благодаря частным корпорациям ситуацию удалось исправить....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...