Volkswagen XL1: в 21 век на восьми с половиной (8,5) лошадях
3 368

Volkswagen XL1: в 21 век на восьми с половиной (8,5) лошадях

Не показалось, не ослышались, поэтому мы и написали прописью и цифрами. Именно столько голов насчитывалось в упряжке новой немецкой модели. На рубеже 20-21 веков концерн «Фольксваген» возглавлял Фердинанд Пиех. Председатель совета директоров вдруг сильно озаботился состоянием народных кошельков. Опечалился, как много сограждане тратят на бензин. Могли бы лишний раз в кино сходить, но нужно машину заправлять.


А подарю-ка я им, малоимущим, самый экономичный в мире автомобиль, решил сердобольный директор. И, так как слово с делом у него не расходится, создал Volkswagen XL1 с минимальными тратами горючего – 1 л на 100 км пути.

Фантастика! Общественность обрадовалась. Ликовала ровно до тех пор, пока не увидела ценник на товаре. Оказалось, «самый экономичный» стоил бешеных денег – 111-150 тыс. евро. То есть, проездив лет этак 500, каждый смог бы ощутить колоссальную экономию семейного бюджета. Как так вышло?

Благая идея


Конечно, никакой заботы о народном кармане ни один производитель не испытывал во все времена. Даже создавая действительно доступные широкой аудитории авто, машиностроители пекутся о собственных прибылях, о быстром обороте капитала.

Volkswagen XL1: в 21 век на восьми с половиной (8,5) лошадях Аэродинамический профиль Volkswagen XL1 без выступающих элементов. Фото: YouTube.com

А в данном конкретном случае проект и вовсе задумывался как экспериментальный, заведомо убыточный. Решили снизить расход топлива до минимума, подумать, каким способом этого достичь. И посмотреть, что получится из затеи.

Только богатый производитель мог позволить себе заявиться в третье тысячелетие на 8,5 «конях». А будь он очень богатый, ворвался бы, видимо, на тройке с бубенцами.

Но ирония не уместна. Ф. Пиех серьезно продумывал стратегию «самого экономичного»:

✅ раму, КПП, каркас автокресел, рычаги подвески нужно изготовить из магния
✅ на кузов пустить неокрашенный карбон
✅ колесные диски сделать углепластиковыми

Для достижения цели, результатом которой стал герой нашего обзора Volkswagen XL1, создали два прототипа. Забегая вперед: модель «Икс Эл 1» не осталась на стадии концепта. Машина пошла в серию. Конвейер покинули 250 экземпляров. Из них 50 оставили для внутризаводских исследований. Остальное продали «малоимущим», мечтающим, как бы сэкономить на бензине и сходить в кино.

Первый прототип – Volkswagen 1-Litre car 2002 года


Идея возникла не на пустом месте. В 1999 году отличные отзывы получил 3-цилиндровый турбодизельный хетчбэк Lupo. Сити-кар тратил 3 л горючего на 100 км. Лучший в мире результат нужно было развивать: в этом смысл технического прогресса.

Архивное фото: Volkswagen 1-Litre car 2002 года. Фото: YouTube.com

Применили запланированные сверхлегкие материалы, построили 2-местное авто. Внешне – чистый истребитель. Кузов – монокок с откидным прозрачным колпаком вместо крыши. Сиденья располагались друг за другом – схема «тандем». «Истребитель» показывал коэффициент лобового сопротивления 0,159.

Размеры 1-Litre car весом 381 кг:

✅ Длина – 3470 мм
✅ Ширина – 1250 мм
✅ Высота – 1100 мм
✅ Вместимость бензобака – 10 л
✅ Объем багажника – 80 л

Машину приводил в движение 1-цилиндрвый дизель объемом 299 см3. Крутящий момент передавался 6-диапазонной секвентальной роботизированной трансмиссией на заднюю ось. Педали сцепления не было.

Испытывал новинку Фердинанд Пиех собственной персоной. Пустив в галоп все восемь с половиной резвых лошадей, директор проехал из Вольфсбурга в Гамбург 230 км. На каждую сотню экспериментатор тратил 890 грамм топлива. О скорости, на которой начальник мчался на годовое собрание акционеров, история умалчивает.

Второй прототип – Volkswagen L1 2009 года


Возможно, опоздал, раз в следующей генерации разработчики увеличили мощность движка до 13,4 л. с. Силовую установку усложнили: к 2-цилиндровому турбодизелю объем 800 см3 добавили электродвигатель.

Фронтальная часть Volkswagen XL1. Фото: YouTube.com

Воспламенение в ДВС происходило от сжатия. Электромотор находился в одном блоке с дизелем и 7-скоростной коробкой DSG. Гибридный агрегат располагался сзади. Электродвижок с аккумулятором соединял высоковольтный кабель.

Зарядка предусматривалась от генератора и бытовой розетки. Суммарная мощность гибрида составляла 27 л. с., а в режиме «спорт» – 39 «лошадей». На одном электричестве можно было проехать 50 км.

Габариты модели при том же весе увеличились:

✅ Длина – 3813 мм
✅ Ширина – 1200 мм
✅ Высота – 1143 мм

Скоростные показатели известны – порядка 160 км/ч. Первую «сотню» автомобиль оставлял позади за 14,3 сек. Внешний дизайн повторял форму предшественника.

Обзор модели 2011 года


«Фольксваген» серии «Икс Эл 1» попадает в категорию удивительных, оригинальных, причудливых творений автопрома. Задуманное по сверхлегким материалам конструкторы осуществили: кузов монокок из углепластика, дверные стекла из поликарбоната, тормозные диски из керамики и углерода.

Экстерьер


Каплевидная форма корпуса говорит об аэродинамике. На гладком кузове нет выступающих частей. Задние колесные арки с размерами шин 145/55 R16 прикрыты юбками, чтобы уменьшать сопротивление встречным воздушным потокам. На передних покрышках (115/80 R15) плоские диски. На аэродинамику работает низкая покатая крыша и усеченная корма.

Volkswagen XL1: камеры вместо зеркал заднего вида. Фото: YouTube.com

На машине нет дверных ручек, а попасть внутрь можно с помощью ключа с дистанционным управлением и скрытой на заднем крыле кнопки. Не установили и зеркала заднего вида. Вместо них на дверях миниатюрные камеры. Панорама бокового заднего вида передается на крохотные экраны, встроенные в двери с внутренней стороны.

Эти же камеры выполняют роль поворотников – крутая фишка. Передняя светотехника выглядит эффектно: фары обычные, а под ними узкие габаритные огни. Дизайн задних фонарей фантастический, футуристичный. Кормовая оптика представляет собой букву «П» с длинной верхней перекладиной. Сюда вставлены и стоп-сигналы, и поворотники.

Volkswagen XL1: покатая крыша, усеченная корма и задние фонари. Фото: YouTube.com

Размеры модели «Икс Эл 1»:

✅ Длина – 3888 мм
✅ Ширина – 1665 мм
✅ Высота – 1153 мм
✅ Вес – 795 кг

Объем багажника и топливного бака не изменились с первого прототипа. Двери – «крыло бабочки» с двумя шарнирами: на крыше и передней стойке. Заднего стекла инженеры не предусмотрели. Двигаться задним ходом проблематично, если только водителю не просемафорит флажками попутчик. И это в машине за 150 000 евро…

Интерьер


О сотнях тысяч с горечью не раз вспоминаешь, изучая салон. Автокресла в 2-местном купе расположены не на одной линии, как в стандартных авто. Неподвижное пассажирское сиденье сдвинуто назад. Регулировки водительского кресла ограничены движением назад/вперед. Так что дружеского толчка в плечо ожидать не приходится.

Водительское и пассажирское кресла Volkswagen XL1 находятся не на одной линии. Фото: YouTube.com

Стекла в «крыле бабочки» опускаются вручную – стеклоподъемники утяжелили бы машину. По этой же причине не установили усилителя руля. Нет бардачка: для документов прикрепили сеточку под приборкой.

Мультимедийный экран, на самом деле, GPS-навигатор. Полезной информации на дисплее минимум. Потыкав в несколько кнопочек, можно, например, узнать, какая дверь открыта. Это на случай, если водитель не поймет, откуда дует. Словом, спартанцы салютовали бы производителю.

Техническая часть


Снова гибрид. Но очень сильный: общая мощность – 69 л. с. Характеристики 2-цилиндрового турбированного дизельного агрегата:

✅ Объем – 800 см3
✅ Мощность – 48 «лошадей»
✅ Суммарный момент силы – 140 Н*м
✅ Скоростной предел – 160 км/ч
✅ Разгонная динамика – 12,7 сек с 0 до 96 км

Электродвигатель, работающий как стартер и генератор, выдавал 27 л. с. В трансмиссии использовали 7-диапазонную автоматизированную DSG. Ведущие колеса задние.

Моторный отсек и багажное отделения Volkswagen XL1 совмещены. Фото: YouTube.com

Подвеска «Икс Эл 1» независимая на пружинах. Замедление авто поручено дисковым тормозам. Стараниями инженерного состава, автомобиль демонстрировал аэродинамический показатель на уровне 0,189.

Что до топливных расходов, официально – 0,9 л/100 км. Но это, если ехать на обоих двигателях. Учитывая, что аккумулятору требуется подзарядка от 220 В каждые 75 км, по факту выходит 2 л на сотню км. Рекламщиков, однако, мало что касается: так и трубили про 1 литр.

Заключение


Удался ли эксперимент компании «Фольксваген»? Вспомнился General Motors EV1 1996-1999 гг. Тогда производитель тоже работал себе в убыток над первым в мире серийным электрокаром. Автомобилисты помнят драму с демонстрациями, арестами и уничтожением симпатичных машин.

Крутая фишка Volkswagen XL1 – встроенные в двери экраны, показывающие вид сзади сбоку. Фото: YouTube.com

«Джи Эм» потерял деньги, но не уронил лица. То же скажем и про немецких энтузиастов. Не все из задуманного получилось, но молодцы! Какую смелость нужно иметь, чтобы влететь в новое тысячелетие на горячих 8,5 «лошадях». Удивилась бы наша императрица Елизавета Петровна, которая в 1742 году явилась на собственную коронацию в экипаже, запряженном 23 лошадьми. А тут 8, да еще половинка…
А как вы оцениваете попытку создать самый экономичный автомобиль Volkswagen XL1?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....