
Volkswagen XL1: в 21 век на восьми с половиной (8,5) лошадях
Не показалось, не ослышались, поэтому мы и написали прописью и цифрами. Именно столько голов насчитывалось в упряжке новой немецкой модели. На рубеже 20-21 веков концерн «Фольксваген» возглавлял Фердинанд Пиех. Председатель совета директоров вдруг сильно озаботился состоянием народных кошельков. Опечалился, как много сограждане тратят на бензин. Могли бы лишний раз в кино сходить, но нужно машину заправлять.
А подарю-ка я им, малоимущим, самый экономичный в мире автомобиль, решил сердобольный директор. И, так как слово с делом у него не расходится, создал Volkswagen XL1 с минимальными тратами горючего – 1 л на 100 км пути.
Фантастика! Общественность обрадовалась. Ликовала ровно до тех пор, пока не увидела ценник на товаре. Оказалось, «самый экономичный» стоил бешеных денег – 111-150 тыс. евро. То есть, проездив лет этак 500, каждый смог бы ощутить колоссальную экономию семейного бюджета. Как так вышло?
Конечно, никакой заботы о народном кармане ни один производитель не испытывал во все времена. Даже создавая действительно доступные широкой аудитории авто, машиностроители пекутся о собственных прибылях, о быстром обороте капитала.
Аэродинамический профиль Volkswagen XL1 без выступающих элементов. Фото: YouTube.com
А в данном конкретном случае проект и вовсе задумывался как экспериментальный, заведомо убыточный. Решили снизить расход топлива до минимума, подумать, каким способом этого достичь. И посмотреть, что получится из затеи.
Только богатый производитель мог позволить себе заявиться в третье тысячелетие на 8,5 «конях». А будь он очень богатый, ворвался бы, видимо, на тройке с бубенцами.
Но ирония не уместна. Ф. Пиех серьезно продумывал стратегию «самого экономичного»:
✅ раму, КПП, каркас автокресел, рычаги подвески нужно изготовить из магния
✅ на кузов пустить неокрашенный карбон
✅ колесные диски сделать углепластиковыми
Для достижения цели, результатом которой стал герой нашего обзора Volkswagen XL1, создали два прототипа. Забегая вперед: модель «Икс Эл 1» не осталась на стадии концепта. Машина пошла в серию. Конвейер покинули 250 экземпляров. Из них 50 оставили для внутризаводских исследований. Остальное продали «малоимущим», мечтающим, как бы сэкономить на бензине и сходить в кино.
Идея возникла не на пустом месте. В 1999 году отличные отзывы получил 3-цилиндровый турбодизельный хетчбэк Lupo. Сити-кар тратил 3 л горючего на 100 км. Лучший в мире результат нужно было развивать: в этом смысл технического прогресса.
Архивное фото: Volkswagen 1-Litre car 2002 года. Фото: YouTube.com
Применили запланированные сверхлегкие материалы, построили 2-местное авто. Внешне – чистый истребитель. Кузов – монокок с откидным прозрачным колпаком вместо крыши. Сиденья располагались друг за другом – схема «тандем». «Истребитель» показывал коэффициент лобового сопротивления 0,159.
Размеры 1-Litre car весом 381 кг:
✅ Длина – 3470 мм
✅ Ширина – 1250 мм
✅ Высота – 1100 мм
✅ Вместимость бензобака – 10 л
✅ Объем багажника – 80 л
Машину приводил в движение 1-цилиндрвый дизель объемом 299 см3. Крутящий момент передавался 6-диапазонной секвентальной роботизированной трансмиссией на заднюю ось. Педали сцепления не было.
Испытывал новинку Фердинанд Пиех собственной персоной. Пустив в галоп все восемь с половиной резвых лошадей, директор проехал из Вольфсбурга в Гамбург 230 км. На каждую сотню экспериментатор тратил 890 грамм топлива. О скорости, на которой начальник мчался на годовое собрание акционеров, история умалчивает.
Возможно, опоздал, раз в следующей генерации разработчики увеличили мощность движка до 13,4 л. с. Силовую установку усложнили: к 2-цилиндровому турбодизелю объем 800 см3 добавили электродвигатель.
Фронтальная часть Volkswagen XL1. Фото: YouTube.com
Воспламенение в ДВС происходило от сжатия. Электромотор находился в одном блоке с дизелем и 7-скоростной коробкой DSG. Гибридный агрегат располагался сзади. Электродвижок с аккумулятором соединял высоковольтный кабель.
Зарядка предусматривалась от генератора и бытовой розетки. Суммарная мощность гибрида составляла 27 л. с., а в режиме «спорт» – 39 «лошадей». На одном электричестве можно было проехать 50 км.
Габариты модели при том же весе увеличились:
✅ Длина – 3813 мм
✅ Ширина – 1200 мм
✅ Высота – 1143 мм
Скоростные показатели известны – порядка 160 км/ч. Первую «сотню» автомобиль оставлял позади за 14,3 сек. Внешний дизайн повторял форму предшественника.
«Фольксваген» серии «Икс Эл 1» попадает в категорию удивительных, оригинальных, причудливых творений автопрома. Задуманное по сверхлегким материалам конструкторы осуществили: кузов монокок из углепластика, дверные стекла из поликарбоната, тормозные диски из керамики и углерода.
Каплевидная форма корпуса говорит об аэродинамике. На гладком кузове нет выступающих частей. Задние колесные арки с размерами шин 145/55 R16 прикрыты юбками, чтобы уменьшать сопротивление встречным воздушным потокам. На передних покрышках (115/80 R15) плоские диски. На аэродинамику работает низкая покатая крыша и усеченная корма.
Volkswagen XL1: камеры вместо зеркал заднего вида. Фото: YouTube.com
На машине нет дверных ручек, а попасть внутрь можно с помощью ключа с дистанционным управлением и скрытой на заднем крыле кнопки. Не установили и зеркала заднего вида. Вместо них на дверях миниатюрные камеры. Панорама бокового заднего вида передается на крохотные экраны, встроенные в двери с внутренней стороны.
Эти же камеры выполняют роль поворотников – крутая фишка. Передняя светотехника выглядит эффектно: фары обычные, а под ними узкие габаритные огни. Дизайн задних фонарей фантастический, футуристичный. Кормовая оптика представляет собой букву «П» с длинной верхней перекладиной. Сюда вставлены и стоп-сигналы, и поворотники.
Volkswagen XL1: покатая крыша, усеченная корма и задние фонари. Фото: YouTube.com
Размеры модели «Икс Эл 1»:
✅ Длина – 3888 мм
✅ Ширина – 1665 мм
✅ Высота – 1153 мм
✅ Вес – 795 кг
Объем багажника и топливного бака не изменились с первого прототипа. Двери – «крыло бабочки» с двумя шарнирами: на крыше и передней стойке. Заднего стекла инженеры не предусмотрели. Двигаться задним ходом проблематично, если только водителю не просемафорит флажками попутчик. И это в машине за 150 000 евро…
О сотнях тысяч с горечью не раз вспоминаешь, изучая салон. Автокресла в 2-местном купе расположены не на одной линии, как в стандартных авто. Неподвижное пассажирское сиденье сдвинуто назад. Регулировки водительского кресла ограничены движением назад/вперед. Так что дружеского толчка в плечо ожидать не приходится.
Водительское и пассажирское кресла Volkswagen XL1 находятся не на одной линии. Фото: YouTube.com
Стекла в «крыле бабочки» опускаются вручную – стеклоподъемники утяжелили бы машину. По этой же причине не установили усилителя руля. Нет бардачка: для документов прикрепили сеточку под приборкой.
Мультимедийный экран, на самом деле, GPS-навигатор. Полезной информации на дисплее минимум. Потыкав в несколько кнопочек, можно, например, узнать, какая дверь открыта. Это на случай, если водитель не поймет, откуда дует. Словом, спартанцы салютовали бы производителю.
Снова гибрид. Но очень сильный: общая мощность – 69 л. с. Характеристики 2-цилиндрового турбированного дизельного агрегата:
✅ Объем – 800 см3
✅ Мощность – 48 «лошадей»
✅ Суммарный момент силы – 140 Н*м
✅ Скоростной предел – 160 км/ч
✅ Разгонная динамика – 12,7 сек с 0 до 96 км
Электродвигатель, работающий как стартер и генератор, выдавал 27 л. с. В трансмиссии использовали 7-диапазонную автоматизированную DSG. Ведущие колеса задние.
Моторный отсек и багажное отделения Volkswagen XL1 совмещены. Фото: YouTube.com
Подвеска «Икс Эл 1» независимая на пружинах. Замедление авто поручено дисковым тормозам. Стараниями инженерного состава, автомобиль демонстрировал аэродинамический показатель на уровне 0,189.
Что до топливных расходов, официально – 0,9 л/100 км. Но это, если ехать на обоих двигателях. Учитывая, что аккумулятору требуется подзарядка от 220 В каждые 75 км, по факту выходит 2 л на сотню км. Рекламщиков, однако, мало что касается: так и трубили про 1 литр.
Удался ли эксперимент компании «Фольксваген»? Вспомнился General Motors EV1 1996-1999 гг. Тогда производитель тоже работал себе в убыток над первым в мире серийным электрокаром. Автомобилисты помнят драму с демонстрациями, арестами и уничтожением симпатичных машин.
Крутая фишка Volkswagen XL1 – встроенные в двери экраны, показывающие вид сзади сбоку. Фото: YouTube.com
«Джи Эм» потерял деньги, но не уронил лица. То же скажем и про немецких энтузиастов. Не все из задуманного получилось, но молодцы! Какую смелость нужно иметь, чтобы влететь в новое тысячелетие на горячих 8,5 «лошадях». Удивилась бы наша императрица Елизавета Петровна, которая в 1742 году явилась на собственную коронацию в экипаже, запряженном 23 лошадьми. А тут 8, да еще половинка…
А подарю-ка я им, малоимущим, самый экономичный в мире автомобиль, решил сердобольный директор. И, так как слово с делом у него не расходится, создал Volkswagen XL1 с минимальными тратами горючего – 1 л на 100 км пути.
Фантастика! Общественность обрадовалась. Ликовала ровно до тех пор, пока не увидела ценник на товаре. Оказалось, «самый экономичный» стоил бешеных денег – 111-150 тыс. евро. То есть, проездив лет этак 500, каждый смог бы ощутить колоссальную экономию семейного бюджета. Как так вышло?
Благая идея
Конечно, никакой заботы о народном кармане ни один производитель не испытывал во все времена. Даже создавая действительно доступные широкой аудитории авто, машиностроители пекутся о собственных прибылях, о быстром обороте капитала.

А в данном конкретном случае проект и вовсе задумывался как экспериментальный, заведомо убыточный. Решили снизить расход топлива до минимума, подумать, каким способом этого достичь. И посмотреть, что получится из затеи.
Только богатый производитель мог позволить себе заявиться в третье тысячелетие на 8,5 «конях». А будь он очень богатый, ворвался бы, видимо, на тройке с бубенцами.
Но ирония не уместна. Ф. Пиех серьезно продумывал стратегию «самого экономичного»:
✅ раму, КПП, каркас автокресел, рычаги подвески нужно изготовить из магния
✅ на кузов пустить неокрашенный карбон
✅ колесные диски сделать углепластиковыми
Для достижения цели, результатом которой стал герой нашего обзора Volkswagen XL1, создали два прототипа. Забегая вперед: модель «Икс Эл 1» не осталась на стадии концепта. Машина пошла в серию. Конвейер покинули 250 экземпляров. Из них 50 оставили для внутризаводских исследований. Остальное продали «малоимущим», мечтающим, как бы сэкономить на бензине и сходить в кино.
Первый прототип – Volkswagen 1-Litre car 2002 года
Идея возникла не на пустом месте. В 1999 году отличные отзывы получил 3-цилиндровый турбодизельный хетчбэк Lupo. Сити-кар тратил 3 л горючего на 100 км. Лучший в мире результат нужно было развивать: в этом смысл технического прогресса.

Применили запланированные сверхлегкие материалы, построили 2-местное авто. Внешне – чистый истребитель. Кузов – монокок с откидным прозрачным колпаком вместо крыши. Сиденья располагались друг за другом – схема «тандем». «Истребитель» показывал коэффициент лобового сопротивления 0,159.
Размеры 1-Litre car весом 381 кг:
✅ Длина – 3470 мм
✅ Ширина – 1250 мм
✅ Высота – 1100 мм
✅ Вместимость бензобака – 10 л
✅ Объем багажника – 80 л
Машину приводил в движение 1-цилиндрвый дизель объемом 299 см3. Крутящий момент передавался 6-диапазонной секвентальной роботизированной трансмиссией на заднюю ось. Педали сцепления не было.
Испытывал новинку Фердинанд Пиех собственной персоной. Пустив в галоп все восемь с половиной резвых лошадей, директор проехал из Вольфсбурга в Гамбург 230 км. На каждую сотню экспериментатор тратил 890 грамм топлива. О скорости, на которой начальник мчался на годовое собрание акционеров, история умалчивает.
Второй прототип – Volkswagen L1 2009 года
Возможно, опоздал, раз в следующей генерации разработчики увеличили мощность движка до 13,4 л. с. Силовую установку усложнили: к 2-цилиндровому турбодизелю объем 800 см3 добавили электродвигатель.

Воспламенение в ДВС происходило от сжатия. Электромотор находился в одном блоке с дизелем и 7-скоростной коробкой DSG. Гибридный агрегат располагался сзади. Электродвижок с аккумулятором соединял высоковольтный кабель.
Зарядка предусматривалась от генератора и бытовой розетки. Суммарная мощность гибрида составляла 27 л. с., а в режиме «спорт» – 39 «лошадей». На одном электричестве можно было проехать 50 км.
Габариты модели при том же весе увеличились:
✅ Длина – 3813 мм
✅ Ширина – 1200 мм
✅ Высота – 1143 мм
Скоростные показатели известны – порядка 160 км/ч. Первую «сотню» автомобиль оставлял позади за 14,3 сек. Внешний дизайн повторял форму предшественника.
Обзор модели 2011 года
«Фольксваген» серии «Икс Эл 1» попадает в категорию удивительных, оригинальных, причудливых творений автопрома. Задуманное по сверхлегким материалам конструкторы осуществили: кузов монокок из углепластика, дверные стекла из поликарбоната, тормозные диски из керамики и углерода.
Экстерьер
Каплевидная форма корпуса говорит об аэродинамике. На гладком кузове нет выступающих частей. Задние колесные арки с размерами шин 145/55 R16 прикрыты юбками, чтобы уменьшать сопротивление встречным воздушным потокам. На передних покрышках (115/80 R15) плоские диски. На аэродинамику работает низкая покатая крыша и усеченная корма.

На машине нет дверных ручек, а попасть внутрь можно с помощью ключа с дистанционным управлением и скрытой на заднем крыле кнопки. Не установили и зеркала заднего вида. Вместо них на дверях миниатюрные камеры. Панорама бокового заднего вида передается на крохотные экраны, встроенные в двери с внутренней стороны.
Эти же камеры выполняют роль поворотников – крутая фишка. Передняя светотехника выглядит эффектно: фары обычные, а под ними узкие габаритные огни. Дизайн задних фонарей фантастический, футуристичный. Кормовая оптика представляет собой букву «П» с длинной верхней перекладиной. Сюда вставлены и стоп-сигналы, и поворотники.

Размеры модели «Икс Эл 1»:
✅ Длина – 3888 мм
✅ Ширина – 1665 мм
✅ Высота – 1153 мм
✅ Вес – 795 кг
Объем багажника и топливного бака не изменились с первого прототипа. Двери – «крыло бабочки» с двумя шарнирами: на крыше и передней стойке. Заднего стекла инженеры не предусмотрели. Двигаться задним ходом проблематично, если только водителю не просемафорит флажками попутчик. И это в машине за 150 000 евро…
Интерьер
О сотнях тысяч с горечью не раз вспоминаешь, изучая салон. Автокресла в 2-местном купе расположены не на одной линии, как в стандартных авто. Неподвижное пассажирское сиденье сдвинуто назад. Регулировки водительского кресла ограничены движением назад/вперед. Так что дружеского толчка в плечо ожидать не приходится.

Стекла в «крыле бабочки» опускаются вручную – стеклоподъемники утяжелили бы машину. По этой же причине не установили усилителя руля. Нет бардачка: для документов прикрепили сеточку под приборкой.
Мультимедийный экран, на самом деле, GPS-навигатор. Полезной информации на дисплее минимум. Потыкав в несколько кнопочек, можно, например, узнать, какая дверь открыта. Это на случай, если водитель не поймет, откуда дует. Словом, спартанцы салютовали бы производителю.
Техническая часть
Снова гибрид. Но очень сильный: общая мощность – 69 л. с. Характеристики 2-цилиндрового турбированного дизельного агрегата:
✅ Объем – 800 см3
✅ Мощность – 48 «лошадей»
✅ Суммарный момент силы – 140 Н*м
✅ Скоростной предел – 160 км/ч
✅ Разгонная динамика – 12,7 сек с 0 до 96 км
Электродвигатель, работающий как стартер и генератор, выдавал 27 л. с. В трансмиссии использовали 7-диапазонную автоматизированную DSG. Ведущие колеса задние.

Подвеска «Икс Эл 1» независимая на пружинах. Замедление авто поручено дисковым тормозам. Стараниями инженерного состава, автомобиль демонстрировал аэродинамический показатель на уровне 0,189.
Что до топливных расходов, официально – 0,9 л/100 км. Но это, если ехать на обоих двигателях. Учитывая, что аккумулятору требуется подзарядка от 220 В каждые 75 км, по факту выходит 2 л на сотню км. Рекламщиков, однако, мало что касается: так и трубили про 1 литр.
Заключение
Удался ли эксперимент компании «Фольксваген»? Вспомнился General Motors EV1 1996-1999 гг. Тогда производитель тоже работал себе в убыток над первым в мире серийным электрокаром. Автомобилисты помнят драму с демонстрациями, арестами и уничтожением симпатичных машин.

«Джи Эм» потерял деньги, но не уронил лица. То же скажем и про немецких энтузиастов. Не все из задуманного получилось, но молодцы! Какую смелость нужно иметь, чтобы влететь в новое тысячелетие на горячих 8,5 «лошадях». Удивилась бы наша императрица Елизавета Петровна, которая в 1742 году явилась на собственную коронацию в экипаже, запряженном 23 лошадьми. А тут 8, да еще половинка…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....