Volkswagen XL1: в 21 век на восьми с половиной (8,5) лошадях
Не показалось, не ослышались, поэтому мы и написали прописью и цифрами. Именно столько голов насчитывалось в упряжке новой немецкой модели. На рубеже 20-21 веков концерн «Фольксваген» возглавлял Фердинанд Пиех. Председатель совета директоров вдруг сильно озаботился состоянием народных кошельков. Опечалился, как много сограждане тратят на бензин. Могли бы лишний раз в кино сходить, но нужно машину заправлять.
А подарю-ка я им, малоимущим, самый экономичный в мире автомобиль, решил сердобольный директор. И, так как слово с делом у него не расходится, создал Volkswagen XL1 с минимальными тратами горючего – 1 л на 100 км пути.
Фантастика! Общественность обрадовалась. Ликовала ровно до тех пор, пока не увидела ценник на товаре. Оказалось, «самый экономичный» стоил бешеных денег – 111-150 тыс. евро. То есть, проездив лет этак 500, каждый смог бы ощутить колоссальную экономию семейного бюджета. Как так вышло?
Конечно, никакой заботы о народном кармане ни один производитель не испытывал во все времена. Даже создавая действительно доступные широкой аудитории авто, машиностроители пекутся о собственных прибылях, о быстром обороте капитала.
А в данном конкретном случае проект и вовсе задумывался как экспериментальный, заведомо убыточный. Решили снизить расход топлива до минимума, подумать, каким способом этого достичь. И посмотреть, что получится из затеи.
Только богатый производитель мог позволить себе заявиться в третье тысячелетие на 8,5 «конях». А будь он очень богатый, ворвался бы, видимо, на тройке с бубенцами.
Но ирония не уместна. Ф. Пиех серьезно продумывал стратегию «самого экономичного»:
✅ раму, КПП, каркас автокресел, рычаги подвески нужно изготовить из магния
✅ на кузов пустить неокрашенный карбон
✅ колесные диски сделать углепластиковыми
Для достижения цели, результатом которой стал герой нашего обзора Volkswagen XL1, создали два прототипа. Забегая вперед: модель «Икс Эл 1» не осталась на стадии концепта. Машина пошла в серию. Конвейер покинули 250 экземпляров. Из них 50 оставили для внутризаводских исследований. Остальное продали «малоимущим», мечтающим, как бы сэкономить на бензине и сходить в кино.
Идея возникла не на пустом месте. В 1999 году отличные отзывы получил 3-цилиндровый турбодизельный хетчбэк Lupo. Сити-кар тратил 3 л горючего на 100 км. Лучший в мире результат нужно было развивать: в этом смысл технического прогресса.
Применили запланированные сверхлегкие материалы, построили 2-местное авто. Внешне – чистый истребитель. Кузов – монокок с откидным прозрачным колпаком вместо крыши. Сиденья располагались друг за другом – схема «тандем». «Истребитель» показывал коэффициент лобового сопротивления 0,159.
Размеры 1-Litre car весом 381 кг:
✅ Длина – 3470 мм
✅ Ширина – 1250 мм
✅ Высота – 1100 мм
✅ Вместимость бензобака – 10 л
✅ Объем багажника – 80 л
Машину приводил в движение 1-цилиндрвый дизель объемом 299 см3. Крутящий момент передавался 6-диапазонной секвентальной роботизированной трансмиссией на заднюю ось. Педали сцепления не было.
Испытывал новинку Фердинанд Пиех собственной персоной. Пустив в галоп все восемь с половиной резвых лошадей, директор проехал из Вольфсбурга в Гамбург 230 км. На каждую сотню экспериментатор тратил 890 грамм топлива. О скорости, на которой начальник мчался на годовое собрание акционеров, история умалчивает.
Возможно, опоздал, раз в следующей генерации разработчики увеличили мощность движка до 13,4 л. с. Силовую установку усложнили: к 2-цилиндровому турбодизелю объем 800 см3 добавили электродвигатель.
Воспламенение в ДВС происходило от сжатия. Электромотор находился в одном блоке с дизелем и 7-скоростной коробкой DSG. Гибридный агрегат располагался сзади. Электродвижок с аккумулятором соединял высоковольтный кабель.
Зарядка предусматривалась от генератора и бытовой розетки. Суммарная мощность гибрида составляла 27 л. с., а в режиме «спорт» – 39 «лошадей». На одном электричестве можно было проехать 50 км.
Габариты модели при том же весе увеличились:
✅ Длина – 3813 мм
✅ Ширина – 1200 мм
✅ Высота – 1143 мм
Скоростные показатели известны – порядка 160 км/ч. Первую «сотню» автомобиль оставлял позади за 14,3 сек. Внешний дизайн повторял форму предшественника.
«Фольксваген» серии «Икс Эл 1» попадает в категорию удивительных, оригинальных, причудливых творений автопрома. Задуманное по сверхлегким материалам конструкторы осуществили: кузов монокок из углепластика, дверные стекла из поликарбоната, тормозные диски из керамики и углерода.
Каплевидная форма корпуса говорит об аэродинамике. На гладком кузове нет выступающих частей. Задние колесные арки с размерами шин 145/55 R16 прикрыты юбками, чтобы уменьшать сопротивление встречным воздушным потокам. На передних покрышках (115/80 R15) плоские диски. На аэродинамику работает низкая покатая крыша и усеченная корма.
На машине нет дверных ручек, а попасть внутрь можно с помощью ключа с дистанционным управлением и скрытой на заднем крыле кнопки. Не установили и зеркала заднего вида. Вместо них на дверях миниатюрные камеры. Панорама бокового заднего вида передается на крохотные экраны, встроенные в двери с внутренней стороны.
Эти же камеры выполняют роль поворотников – крутая фишка. Передняя светотехника выглядит эффектно: фары обычные, а под ними узкие габаритные огни. Дизайн задних фонарей фантастический, футуристичный. Кормовая оптика представляет собой букву «П» с длинной верхней перекладиной. Сюда вставлены и стоп-сигналы, и поворотники.
Размеры модели «Икс Эл 1»:
✅ Длина – 3888 мм
✅ Ширина – 1665 мм
✅ Высота – 1153 мм
✅ Вес – 795 кг
Объем багажника и топливного бака не изменились с первого прототипа. Двери – «крыло бабочки» с двумя шарнирами: на крыше и передней стойке. Заднего стекла инженеры не предусмотрели. Двигаться задним ходом проблематично, если только водителю не просемафорит флажками попутчик. И это в машине за 150 000 евро…
О сотнях тысяч с горечью не раз вспоминаешь, изучая салон. Автокресла в 2-местном купе расположены не на одной линии, как в стандартных авто. Неподвижное пассажирское сиденье сдвинуто назад. Регулировки водительского кресла ограничены движением назад/вперед. Так что дружеского толчка в плечо ожидать не приходится.
Стекла в «крыле бабочки» опускаются вручную – стеклоподъемники утяжелили бы машину. По этой же причине не установили усилителя руля. Нет бардачка: для документов прикрепили сеточку под приборкой.
Мультимедийный экран, на самом деле, GPS-навигатор. Полезной информации на дисплее минимум. Потыкав в несколько кнопочек, можно, например, узнать, какая дверь открыта. Это на случай, если водитель не поймет, откуда дует. Словом, спартанцы салютовали бы производителю.
Снова гибрид. Но очень сильный: общая мощность – 69 л. с. Характеристики 2-цилиндрового турбированного дизельного агрегата:
✅ Объем – 800 см3
✅ Мощность – 48 «лошадей»
✅ Суммарный момент силы – 140 Н*м
✅ Скоростной предел – 160 км/ч
✅ Разгонная динамика – 12,7 сек с 0 до 96 км
Электродвигатель, работающий как стартер и генератор, выдавал 27 л. с. В трансмиссии использовали 7-диапазонную автоматизированную DSG. Ведущие колеса задние.
Подвеска «Икс Эл 1» независимая на пружинах. Замедление авто поручено дисковым тормозам. Стараниями инженерного состава, автомобиль демонстрировал аэродинамический показатель на уровне 0,189.
Что до топливных расходов, официально – 0,9 л/100 км. Но это, если ехать на обоих двигателях. Учитывая, что аккумулятору требуется подзарядка от 220 В каждые 75 км, по факту выходит 2 л на сотню км. Рекламщиков, однако, мало что касается: так и трубили про 1 литр.
Удался ли эксперимент компании «Фольксваген»? Вспомнился General Motors EV1 1996-1999 гг. Тогда производитель тоже работал себе в убыток над первым в мире серийным электрокаром. Автомобилисты помнят драму с демонстрациями, арестами и уничтожением симпатичных машин.
«Джи Эм» потерял деньги, но не уронил лица. То же скажем и про немецких энтузиастов. Не все из задуманного получилось, но молодцы! Какую смелость нужно иметь, чтобы влететь в новое тысячелетие на горячих 8,5 «лошадях». Удивилась бы наша императрица Елизавета Петровна, которая в 1742 году явилась на собственную коронацию в экипаже, запряженном 23 лошадьми. А тут 8, да еще половинка…
А подарю-ка я им, малоимущим, самый экономичный в мире автомобиль, решил сердобольный директор. И, так как слово с делом у него не расходится, создал Volkswagen XL1 с минимальными тратами горючего – 1 л на 100 км пути.
Фантастика! Общественность обрадовалась. Ликовала ровно до тех пор, пока не увидела ценник на товаре. Оказалось, «самый экономичный» стоил бешеных денег – 111-150 тыс. евро. То есть, проездив лет этак 500, каждый смог бы ощутить колоссальную экономию семейного бюджета. Как так вышло?
Благая идея
Конечно, никакой заботы о народном кармане ни один производитель не испытывал во все времена. Даже создавая действительно доступные широкой аудитории авто, машиностроители пекутся о собственных прибылях, о быстром обороте капитала.
Аэродинамический профиль Volkswagen XL1 без выступающих элементов. Фото: YouTube.com
А в данном конкретном случае проект и вовсе задумывался как экспериментальный, заведомо убыточный. Решили снизить расход топлива до минимума, подумать, каким способом этого достичь. И посмотреть, что получится из затеи.
Только богатый производитель мог позволить себе заявиться в третье тысячелетие на 8,5 «конях». А будь он очень богатый, ворвался бы, видимо, на тройке с бубенцами.
Но ирония не уместна. Ф. Пиех серьезно продумывал стратегию «самого экономичного»:
✅ раму, КПП, каркас автокресел, рычаги подвески нужно изготовить из магния
✅ на кузов пустить неокрашенный карбон
✅ колесные диски сделать углепластиковыми
Для достижения цели, результатом которой стал герой нашего обзора Volkswagen XL1, создали два прототипа. Забегая вперед: модель «Икс Эл 1» не осталась на стадии концепта. Машина пошла в серию. Конвейер покинули 250 экземпляров. Из них 50 оставили для внутризаводских исследований. Остальное продали «малоимущим», мечтающим, как бы сэкономить на бензине и сходить в кино.
Первый прототип – Volkswagen 1-Litre car 2002 года
Идея возникла не на пустом месте. В 1999 году отличные отзывы получил 3-цилиндровый турбодизельный хетчбэк Lupo. Сити-кар тратил 3 л горючего на 100 км. Лучший в мире результат нужно было развивать: в этом смысл технического прогресса.
Архивное фото: Volkswagen 1-Litre car 2002 года. Фото: YouTube.com
Применили запланированные сверхлегкие материалы, построили 2-местное авто. Внешне – чистый истребитель. Кузов – монокок с откидным прозрачным колпаком вместо крыши. Сиденья располагались друг за другом – схема «тандем». «Истребитель» показывал коэффициент лобового сопротивления 0,159.
Размеры 1-Litre car весом 381 кг:
✅ Длина – 3470 мм
✅ Ширина – 1250 мм
✅ Высота – 1100 мм
✅ Вместимость бензобака – 10 л
✅ Объем багажника – 80 л
Машину приводил в движение 1-цилиндрвый дизель объемом 299 см3. Крутящий момент передавался 6-диапазонной секвентальной роботизированной трансмиссией на заднюю ось. Педали сцепления не было.
Испытывал новинку Фердинанд Пиех собственной персоной. Пустив в галоп все восемь с половиной резвых лошадей, директор проехал из Вольфсбурга в Гамбург 230 км. На каждую сотню экспериментатор тратил 890 грамм топлива. О скорости, на которой начальник мчался на годовое собрание акционеров, история умалчивает.
Второй прототип – Volkswagen L1 2009 года
Возможно, опоздал, раз в следующей генерации разработчики увеличили мощность движка до 13,4 л. с. Силовую установку усложнили: к 2-цилиндровому турбодизелю объем 800 см3 добавили электродвигатель.
Фронтальная часть Volkswagen XL1. Фото: YouTube.com
Воспламенение в ДВС происходило от сжатия. Электромотор находился в одном блоке с дизелем и 7-скоростной коробкой DSG. Гибридный агрегат располагался сзади. Электродвижок с аккумулятором соединял высоковольтный кабель.
Зарядка предусматривалась от генератора и бытовой розетки. Суммарная мощность гибрида составляла 27 л. с., а в режиме «спорт» – 39 «лошадей». На одном электричестве можно было проехать 50 км.
Габариты модели при том же весе увеличились:
✅ Длина – 3813 мм
✅ Ширина – 1200 мм
✅ Высота – 1143 мм
Скоростные показатели известны – порядка 160 км/ч. Первую «сотню» автомобиль оставлял позади за 14,3 сек. Внешний дизайн повторял форму предшественника.
Обзор модели 2011 года
«Фольксваген» серии «Икс Эл 1» попадает в категорию удивительных, оригинальных, причудливых творений автопрома. Задуманное по сверхлегким материалам конструкторы осуществили: кузов монокок из углепластика, дверные стекла из поликарбоната, тормозные диски из керамики и углерода.
Экстерьер
Каплевидная форма корпуса говорит об аэродинамике. На гладком кузове нет выступающих частей. Задние колесные арки с размерами шин 145/55 R16 прикрыты юбками, чтобы уменьшать сопротивление встречным воздушным потокам. На передних покрышках (115/80 R15) плоские диски. На аэродинамику работает низкая покатая крыша и усеченная корма.
Volkswagen XL1: камеры вместо зеркал заднего вида. Фото: YouTube.com
На машине нет дверных ручек, а попасть внутрь можно с помощью ключа с дистанционным управлением и скрытой на заднем крыле кнопки. Не установили и зеркала заднего вида. Вместо них на дверях миниатюрные камеры. Панорама бокового заднего вида передается на крохотные экраны, встроенные в двери с внутренней стороны.
Эти же камеры выполняют роль поворотников – крутая фишка. Передняя светотехника выглядит эффектно: фары обычные, а под ними узкие габаритные огни. Дизайн задних фонарей фантастический, футуристичный. Кормовая оптика представляет собой букву «П» с длинной верхней перекладиной. Сюда вставлены и стоп-сигналы, и поворотники.
Volkswagen XL1: покатая крыша, усеченная корма и задние фонари. Фото: YouTube.com
Размеры модели «Икс Эл 1»:
✅ Длина – 3888 мм
✅ Ширина – 1665 мм
✅ Высота – 1153 мм
✅ Вес – 795 кг
Объем багажника и топливного бака не изменились с первого прототипа. Двери – «крыло бабочки» с двумя шарнирами: на крыше и передней стойке. Заднего стекла инженеры не предусмотрели. Двигаться задним ходом проблематично, если только водителю не просемафорит флажками попутчик. И это в машине за 150 000 евро…
Интерьер
О сотнях тысяч с горечью не раз вспоминаешь, изучая салон. Автокресла в 2-местном купе расположены не на одной линии, как в стандартных авто. Неподвижное пассажирское сиденье сдвинуто назад. Регулировки водительского кресла ограничены движением назад/вперед. Так что дружеского толчка в плечо ожидать не приходится.
Водительское и пассажирское кресла Volkswagen XL1 находятся не на одной линии. Фото: YouTube.com
Стекла в «крыле бабочки» опускаются вручную – стеклоподъемники утяжелили бы машину. По этой же причине не установили усилителя руля. Нет бардачка: для документов прикрепили сеточку под приборкой.
Мультимедийный экран, на самом деле, GPS-навигатор. Полезной информации на дисплее минимум. Потыкав в несколько кнопочек, можно, например, узнать, какая дверь открыта. Это на случай, если водитель не поймет, откуда дует. Словом, спартанцы салютовали бы производителю.
Техническая часть
Снова гибрид. Но очень сильный: общая мощность – 69 л. с. Характеристики 2-цилиндрового турбированного дизельного агрегата:
✅ Объем – 800 см3
✅ Мощность – 48 «лошадей»
✅ Суммарный момент силы – 140 Н*м
✅ Скоростной предел – 160 км/ч
✅ Разгонная динамика – 12,7 сек с 0 до 96 км
Электродвигатель, работающий как стартер и генератор, выдавал 27 л. с. В трансмиссии использовали 7-диапазонную автоматизированную DSG. Ведущие колеса задние.
Моторный отсек и багажное отделения Volkswagen XL1 совмещены. Фото: YouTube.com
Подвеска «Икс Эл 1» независимая на пружинах. Замедление авто поручено дисковым тормозам. Стараниями инженерного состава, автомобиль демонстрировал аэродинамический показатель на уровне 0,189.
Что до топливных расходов, официально – 0,9 л/100 км. Но это, если ехать на обоих двигателях. Учитывая, что аккумулятору требуется подзарядка от 220 В каждые 75 км, по факту выходит 2 л на сотню км. Рекламщиков, однако, мало что касается: так и трубили про 1 литр.
Заключение
Удался ли эксперимент компании «Фольксваген»? Вспомнился General Motors EV1 1996-1999 гг. Тогда производитель тоже работал себе в убыток над первым в мире серийным электрокаром. Автомобилисты помнят драму с демонстрациями, арестами и уничтожением симпатичных машин.
Крутая фишка Volkswagen XL1 – встроенные в двери экраны, показывающие вид сзади сбоку. Фото: YouTube.com
«Джи Эм» потерял деньги, но не уронил лица. То же скажем и про немецких энтузиастов. Не все из задуманного получилось, но молодцы! Какую смелость нужно иметь, чтобы влететь в новое тысячелетие на горячих 8,5 «лошадях». Удивилась бы наша императрица Елизавета Петровна, которая в 1742 году явилась на собственную коронацию в экипаже, запряженном 23 лошадьми. А тут 8, да еще половинка…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Зачем в Ан-2 отверстия в сиденьях и почему нет туалета
Советский авиапром выпускал Ан-2 в разных вариациях: были обычные версии, санитарные, пожарные, десантные и многие другие. Но некоторые характерные приметы...
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный
Эта модель самолета проходила многолетние проверки, прежде чем попасть в первому заказчику. Япония не известна своими самолетами, но этот вызывает должное...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
SpaceX: после шестого полета Starship взят курс на Луну
SpaceX отчиталась о шестом успешном испытательном полете Starship: ускорительный многоразовый модуль и космический корабль вернулись на Землю. Впереди – полеты...
Эксклюзивный полет на советском авиалайнере Ту-134
Авиалайнер Ту-134 – это легенда советской пассажирской авиации. Его производство началось в 1966, а закончилось в 1989 году. Считается одним из самых массовых...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Космические корабли Boeing и SpaceX – попытка США отказаться от российских «Союзов»
Почти 10 лет США не имели собственных космических кораблей. И только благодаря частным корпорациям ситуацию удалось исправить....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...