
ЛП-33 – «стрижка» со скоростью 3 м в секунду
Если взять в руку березовую ветку, захватить ее большим и указательным пальцем, а затем провести от начала до конца, то в результате останется голый прутик. По схожему принципу работает любая сучкорезная машина. Правда, к такому технологическому решению пришли не сразу: долгое время была привычной картинка, когда человек с топором шел вдоль ствола и обрубал все лишнее. Позже это стали делать бензопилой.
Первые сучкорезные машины появились в лесных хозяйствах СССР в конце 50-х. Это СМ-2, по конструкции представлявшая собой громоздкую, длиной 30 м, решетчатую ферму. По ней ездила каретка с зажатым комлем и протаскивала ствол через режущую головку. В 1963-м году было организовано производство машин на базе ДТ-75.
Это серийная техника, впервые получившая широкое распространение в СССР. «Сучкорезка» производилась на базе трелевочника ТДТ-55. Трактор оборудовали шарнирной стрелой с режущей на одном конце и приемной головкой на другом. Последняя нужна для поддержки ствола и окончательной обрезки сучьев.
ТДТ-55, на базе которого сделан ЛП-30. Фото: YouTube.com
Захватывающее устройство приводилось в действие посредством лебедки с парой барабанов. Машина может начинать процесс очистки как с вершины дерева, так и с его комля, что очень удобно.
В транспортном положении стрела находится параллельно оси трактора. Когда он подъезжает к поваленному лесу, то разворачивает ее перпендикулярно. Затем ствол захватывается, зажимается и приподнимается. Включается лебедка и головка обрезает сучки диаметром до 15 см со скоростью 2 м/сек. Цикл повторяется, т. к. требуется несколько перехватов, количество которых зависит от длины дерева. За одну рабочую смену машина способна обработать до 120 «кубов» леса (это примерно 600 деревьев, объем каждого из которых не превышает 0,2 куб. м, т. е. «маломеры»).
Машина умеет не только обрезать сучки: оператор попутно сортирует хлысты, укладывая отдельно крупные и тонкие, комлями в одну сторону. Это облегчает последующую трелевку.
Сучкорез ЛП-30Б в работе. Фото: YouTube.com
Дополнительная функция ЛП-30 заключается в обустройстве временных дорог. В труднопроходимых местах эта техника раскладывает обрезанные ей сучки, чтобы облегчить проезд лесовозов. Однако у машины было слабое место – механический привод устройства, подающего ствол. Речь идет о двухбарабанной лебедке. Как показала практика, использование канатов снижает надежность машины. Тогда «пошли другим путем» и установили лебедку с одним барабаном, работающую через гидравлический привод. В результате конструкция упростилась: вес машины стал меньше на 500 кг, общая длина канатов теперь 25 м вместо прежних 61 м. Производительность «рестайлинговой» версии выросла, экономический эффект в то время за год достиг 3000 советских рублей. Техника получила индекс ЛП-30Б.
Это дальнейшая модификация сучкорезной машины, разработанная в 1970-е годы на базе более совершенного трелевочника ТТ-4. В ЛП-33 (ее выпускал Свердловский машиностроительный завод) используются те же технологические приемы, конструкция схожа с ЛП-30. Однако новая техника мощнее старой и способна обрабатывать хлысты объемом до кубометра. Диаметр срезаемых сучьев достигает уже 20 см, а дерева – до 75 см: для этого увеличили усилие протаскивающего механизма в 1,7 раза. Скорость движения дерева через головку теперь составляет 3 м/сек. Производительность ЛП-33 выросла до 165 куб. м (максимум – 300 куб. м, зависит от толщины ствола) леса в смену.
ЛП-33А. Фото: YouTube.com
Сегодня «чисто» сучкорезные машины постепенно уступают место т. н. лесным комбайнам, которые умеют свалить дерево, очистить его и уложить в штабель. Примером может служить МЛ-20. Тем не менее, «сучкорезки» разных модификаций продолжают трудиться в лесных хозяйствах страны и сегодня.
Первые сучкорезные машины появились в лесных хозяйствах СССР в конце 50-х. Это СМ-2, по конструкции представлявшая собой громоздкую, длиной 30 м, решетчатую ферму. По ней ездила каретка с зажатым комлем и протаскивала ствол через режущую головку. В 1963-м году было организовано производство машин на базе ДТ-75.
ЛП-30
Это серийная техника, впервые получившая широкое распространение в СССР. «Сучкорезка» производилась на базе трелевочника ТДТ-55. Трактор оборудовали шарнирной стрелой с режущей на одном конце и приемной головкой на другом. Последняя нужна для поддержки ствола и окончательной обрезки сучьев.

Захватывающее устройство приводилось в действие посредством лебедки с парой барабанов. Машина может начинать процесс очистки как с вершины дерева, так и с его комля, что очень удобно.
Как работает сучкорезная техника
В транспортном положении стрела находится параллельно оси трактора. Когда он подъезжает к поваленному лесу, то разворачивает ее перпендикулярно. Затем ствол захватывается, зажимается и приподнимается. Включается лебедка и головка обрезает сучки диаметром до 15 см со скоростью 2 м/сек. Цикл повторяется, т. к. требуется несколько перехватов, количество которых зависит от длины дерева. За одну рабочую смену машина способна обработать до 120 «кубов» леса (это примерно 600 деревьев, объем каждого из которых не превышает 0,2 куб. м, т. е. «маломеры»).
Машина умеет не только обрезать сучки: оператор попутно сортирует хлысты, укладывая отдельно крупные и тонкие, комлями в одну сторону. Это облегчает последующую трелевку.

Дополнительная функция ЛП-30 заключается в обустройстве временных дорог. В труднопроходимых местах эта техника раскладывает обрезанные ей сучки, чтобы облегчить проезд лесовозов. Однако у машины было слабое место – механический привод устройства, подающего ствол. Речь идет о двухбарабанной лебедке. Как показала практика, использование канатов снижает надежность машины. Тогда «пошли другим путем» и установили лебедку с одним барабаном, работающую через гидравлический привод. В результате конструкция упростилась: вес машины стал меньше на 500 кг, общая длина канатов теперь 25 м вместо прежних 61 м. Производительность «рестайлинговой» версии выросла, экономический эффект в то время за год достиг 3000 советских рублей. Техника получила индекс ЛП-30Б.
ЛП-33
Это дальнейшая модификация сучкорезной машины, разработанная в 1970-е годы на базе более совершенного трелевочника ТТ-4. В ЛП-33 (ее выпускал Свердловский машиностроительный завод) используются те же технологические приемы, конструкция схожа с ЛП-30. Однако новая техника мощнее старой и способна обрабатывать хлысты объемом до кубометра. Диаметр срезаемых сучьев достигает уже 20 см, а дерева – до 75 см: для этого увеличили усилие протаскивающего механизма в 1,7 раза. Скорость движения дерева через головку теперь составляет 3 м/сек. Производительность ЛП-33 выросла до 165 куб. м (максимум – 300 куб. м, зависит от толщины ствола) леса в смену.

Сегодня «чисто» сучкорезные машины постепенно уступают место т. н. лесным комбайнам, которые умеют свалить дерево, очистить его и уложить в штабель. Примером может служить МЛ-20. Тем не менее, «сучкорезки» разных модификаций продолжают трудиться в лесных хозяйствах страны и сегодня.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Shacman «приехал» – китайские самосвалы перестанут продавать в России
У Генеральной прокуратуры и главы Минпромторга возникли вопросы к качеству китайской продукции. Все подробности прошедшей проверки можно узнать из нашего...

«Кто крайний?» – строительство нового ракетно-космического комплекса выходит на финишную прямую
И уже формируется очередь из желающих совершить пуски с «Байтерека». Россия оттуда будет запускать свой «Союз-5». Все подробности читайте в нашем материале....

Третьему мосту через Волгу быть – проект одобрен и профинансирован
Президент поспособствовал скорейшему началу возведения. Вместе с ним построят новую магистраль, которая решит транспортные проблемы Ярославля, но не все жители...

Ограничения сняты – ПД-14 получил новый сертификат
Двигатель стал еще на шаг ближе к серийному производству. Силовой установке дали важное разрешение....

МС-21 получит инновационный двигатель
Это будет все тот же ПД-14, но созданный с привлечением новых передовых технологий. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Новый грузовой самолет Nuuva V300 совершил свой первый полет
По сути это беспилотный летательный контейнер, получивший нетипичную для таких аппаратов конструкцию и впечатляющий запас хода. Подробнее о проекте читайте в...

Стало известно, какой ресурс закладывает в новые двигатели АВТОВАЗ – мнения водителей
Инженеры и руководство компании назвали минимальные цифры, на которые нужно ориентироваться. А вот окажутся ли они выше – зависит от множества факторов....

Новинка Алексея Гарагашьяна: что на смену «Шерпа»
Изобретатель, инженер, автогонщик, конструктор. Алексей произвел если не революцию, то уж точно фурор в мире внедорожной техники. При этом скромный и...

В Нижнем Новгороде построят еще 158 кораблей
В их числе сухогрузы и круизные лайнеры. Сумма контракта превышает 162 млрд рублей....

Новый перронный автобус МАЗ умеет то, чего не могут другие
Минский автомобильный завод показал автобус, который может изменить представление о транспорте в аэропортах. На первый взгляд ничего нестандартного. Казалось...

Серийное производство самолетов «Байкал» стартует до конца года
По крайней мере, новый производственный корпус к этому времени построят. И проект контролируется президентом России....

Еще один российский пикап поступил в продажу – у него пять мест и большой грузовой отсек
Это новинка от российского бренда Sollers. Автомобиль, известный как ST8, предлагается с разными типами двигателей....

МАЗ-200 АДС-50: редкое наследие великой страны
Мало кто из современников видел машину воочию, уникальную конструктивно и по функционалу. Разве что посетители саратовского Парка Победы и автомобильного музея...

Новая Honda CR-V – воплощение экономичного и надежного кроссовера
Российский автомобильный рынок давно привык к китайскому автопрому. Поэтому появление новых моделей от ведущих мировых производителей – это всегда событие. Не...

Советские грузовики, которые буквально уничтожали топливо
Советский Союз не страдал от нехватки бензина, поэтому дизельные автомобили там появились достаточно поздно. И не потому, что топливо вдруг начали экономить....

Российский авиалайнер SJ-100 уже почти готов – осталось только совместить два самолета
Сейчас испытания проходят два авиалайнера. Если собрать их в один, получится на 100% импортозамещенный SJ-100....