ЛП-33 – «стрижка» со скоростью 3 м в секунду
Если взять в руку березовую ветку, захватить ее большим и указательным пальцем, а затем провести от начала до конца, то в результате останется голый прутик. По схожему принципу работает любая сучкорезная машина. Правда, к такому технологическому решению пришли не сразу: долгое время была привычной картинка, когда человек с топором шел вдоль ствола и обрубал все лишнее. Позже это стали делать бензопилой.
Первые сучкорезные машины появились в лесных хозяйствах СССР в конце 50-х. Это СМ-2, по конструкции представлявшая собой громоздкую, длиной 30 м, решетчатую ферму. По ней ездила каретка с зажатым комлем и протаскивала ствол через режущую головку. В 1963-м году было организовано производство машин на базе ДТ-75.
Это серийная техника, впервые получившая широкое распространение в СССР. «Сучкорезка» производилась на базе трелевочника ТДТ-55. Трактор оборудовали шарнирной стрелой с режущей на одном конце и приемной головкой на другом. Последняя нужна для поддержки ствола и окончательной обрезки сучьев.
Захватывающее устройство приводилось в действие посредством лебедки с парой барабанов. Машина может начинать процесс очистки как с вершины дерева, так и с его комля, что очень удобно.
В транспортном положении стрела находится параллельно оси трактора. Когда он подъезжает к поваленному лесу, то разворачивает ее перпендикулярно. Затем ствол захватывается, зажимается и приподнимается. Включается лебедка и головка обрезает сучки диаметром до 15 см со скоростью 2 м/сек. Цикл повторяется, т. к. требуется несколько перехватов, количество которых зависит от длины дерева. За одну рабочую смену машина способна обработать до 120 «кубов» леса (это примерно 600 деревьев, объем каждого из которых не превышает 0,2 куб. м, т. е. «маломеры»).
Машина умеет не только обрезать сучки: оператор попутно сортирует хлысты, укладывая отдельно крупные и тонкие, комлями в одну сторону. Это облегчает последующую трелевку.
Дополнительная функция ЛП-30 заключается в обустройстве временных дорог. В труднопроходимых местах эта техника раскладывает обрезанные ей сучки, чтобы облегчить проезд лесовозов. Однако у машины было слабое место – механический привод устройства, подающего ствол. Речь идет о двухбарабанной лебедке. Как показала практика, использование канатов снижает надежность машины. Тогда «пошли другим путем» и установили лебедку с одним барабаном, работающую через гидравлический привод. В результате конструкция упростилась: вес машины стал меньше на 500 кг, общая длина канатов теперь 25 м вместо прежних 61 м. Производительность «рестайлинговой» версии выросла, экономический эффект в то время за год достиг 3000 советских рублей. Техника получила индекс ЛП-30Б.
Это дальнейшая модификация сучкорезной машины, разработанная в 1970-е годы на базе более совершенного трелевочника ТТ-4. В ЛП-33 (ее выпускал Свердловский машиностроительный завод) используются те же технологические приемы, конструкция схожа с ЛП-30. Однако новая техника мощнее старой и способна обрабатывать хлысты объемом до кубометра. Диаметр срезаемых сучьев достигает уже 20 см, а дерева – до 75 см: для этого увеличили усилие протаскивающего механизма в 1,7 раза. Скорость движения дерева через головку теперь составляет 3 м/сек. Производительность ЛП-33 выросла до 165 куб. м (максимум – 300 куб. м, зависит от толщины ствола) леса в смену.
Сегодня «чисто» сучкорезные машины постепенно уступают место т. н. лесным комбайнам, которые умеют свалить дерево, очистить его и уложить в штабель. Примером может служить МЛ-20. Тем не менее, «сучкорезки» разных модификаций продолжают трудиться в лесных хозяйствах страны и сегодня.
Первые сучкорезные машины появились в лесных хозяйствах СССР в конце 50-х. Это СМ-2, по конструкции представлявшая собой громоздкую, длиной 30 м, решетчатую ферму. По ней ездила каретка с зажатым комлем и протаскивала ствол через режущую головку. В 1963-м году было организовано производство машин на базе ДТ-75.
ЛП-30
Это серийная техника, впервые получившая широкое распространение в СССР. «Сучкорезка» производилась на базе трелевочника ТДТ-55. Трактор оборудовали шарнирной стрелой с режущей на одном конце и приемной головкой на другом. Последняя нужна для поддержки ствола и окончательной обрезки сучьев.
ТДТ-55, на базе которого сделан ЛП-30. Фото: YouTube.com
Захватывающее устройство приводилось в действие посредством лебедки с парой барабанов. Машина может начинать процесс очистки как с вершины дерева, так и с его комля, что очень удобно.
Как работает сучкорезная техника
В транспортном положении стрела находится параллельно оси трактора. Когда он подъезжает к поваленному лесу, то разворачивает ее перпендикулярно. Затем ствол захватывается, зажимается и приподнимается. Включается лебедка и головка обрезает сучки диаметром до 15 см со скоростью 2 м/сек. Цикл повторяется, т. к. требуется несколько перехватов, количество которых зависит от длины дерева. За одну рабочую смену машина способна обработать до 120 «кубов» леса (это примерно 600 деревьев, объем каждого из которых не превышает 0,2 куб. м, т. е. «маломеры»).
Машина умеет не только обрезать сучки: оператор попутно сортирует хлысты, укладывая отдельно крупные и тонкие, комлями в одну сторону. Это облегчает последующую трелевку.
Сучкорез ЛП-30Б в работе. Фото: YouTube.com
Дополнительная функция ЛП-30 заключается в обустройстве временных дорог. В труднопроходимых местах эта техника раскладывает обрезанные ей сучки, чтобы облегчить проезд лесовозов. Однако у машины было слабое место – механический привод устройства, подающего ствол. Речь идет о двухбарабанной лебедке. Как показала практика, использование канатов снижает надежность машины. Тогда «пошли другим путем» и установили лебедку с одним барабаном, работающую через гидравлический привод. В результате конструкция упростилась: вес машины стал меньше на 500 кг, общая длина канатов теперь 25 м вместо прежних 61 м. Производительность «рестайлинговой» версии выросла, экономический эффект в то время за год достиг 3000 советских рублей. Техника получила индекс ЛП-30Б.
ЛП-33
Это дальнейшая модификация сучкорезной машины, разработанная в 1970-е годы на базе более совершенного трелевочника ТТ-4. В ЛП-33 (ее выпускал Свердловский машиностроительный завод) используются те же технологические приемы, конструкция схожа с ЛП-30. Однако новая техника мощнее старой и способна обрабатывать хлысты объемом до кубометра. Диаметр срезаемых сучьев достигает уже 20 см, а дерева – до 75 см: для этого увеличили усилие протаскивающего механизма в 1,7 раза. Скорость движения дерева через головку теперь составляет 3 м/сек. Производительность ЛП-33 выросла до 165 куб. м (максимум – 300 куб. м, зависит от толщины ствола) леса в смену.
ЛП-33А. Фото: YouTube.com
Сегодня «чисто» сучкорезные машины постепенно уступают место т. н. лесным комбайнам, которые умеют свалить дерево, очистить его и уложить в штабель. Примером может служить МЛ-20. Тем не менее, «сучкорезки» разных модификаций продолжают трудиться в лесных хозяйствах страны и сегодня.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...