ЛП-33 – «стрижка» со скоростью 3 м в секунду
1 802

ЛП-33 – «стрижка» со скоростью 3 м в секунду

Если взять в руку березовую ветку, захватить ее большим и указательным пальцем, а затем провести от начала до конца, то в результате останется голый прутик. По схожему принципу работает любая сучкорезная машина. Правда, к такому технологическому решению пришли не сразу: долгое время была привычной картинка, когда человек с топором шел вдоль ствола и обрубал все лишнее. Позже это стали делать бензопилой.


Первые сучкорезные машины появились в лесных хозяйствах СССР в конце 50-х. Это СМ-2, по конструкции представлявшая собой громоздкую, длиной 30 м, решетчатую ферму. По ней ездила каретка с зажатым комлем и протаскивала ствол через режущую головку. В 1963-м году было организовано производство машин на базе ДТ-75.

ЛП-30


Это серийная техника, впервые получившая широкое распространение в СССР. «Сучкорезка» производилась на базе трелевочника ТДТ-55. Трактор оборудовали шарнирной стрелой с режущей на одном конце и приемной головкой на другом. Последняя нужна для поддержки ствола и окончательной обрезки сучьев.

ЛП-33 – «стрижка» со скоростью 3 м в секундуТДТ-55, на базе которого сделан ЛП-30. Фото: YouTube.com

Захватывающее устройство приводилось в действие посредством лебедки с парой барабанов. Машина может начинать процесс очистки как с вершины дерева, так и с его комля, что очень удобно.

Как работает сучкорезная техника


В транспортном положении стрела находится параллельно оси трактора. Когда он подъезжает к поваленному лесу, то разворачивает ее перпендикулярно. Затем ствол захватывается, зажимается и приподнимается. Включается лебедка и головка обрезает сучки диаметром до 15 см со скоростью 2 м/сек. Цикл повторяется, т. к. требуется несколько перехватов, количество которых зависит от длины дерева. За одну рабочую смену машина способна обработать до 120 «кубов» леса (это примерно 600 деревьев, объем каждого из которых не превышает 0,2 куб. м, т. е. «маломеры»).
Машина умеет не только обрезать сучки: оператор попутно сортирует хлысты, укладывая отдельно крупные и тонкие, комлями в одну сторону. Это облегчает последующую трелевку.

Сучкорез ЛП-30Б в работе. Фото: YouTube.com

Дополнительная функция ЛП-30 заключается в обустройстве временных дорог. В труднопроходимых местах эта техника раскладывает обрезанные ей сучки, чтобы облегчить проезд лесовозов. Однако у машины было слабое место – механический привод устройства, подающего ствол. Речь идет о двухбарабанной лебедке. Как показала практика, использование канатов снижает надежность машины. Тогда «пошли другим путем» и установили лебедку с одним барабаном, работающую через гидравлический привод. В результате конструкция упростилась: вес машины стал меньше на 500 кг, общая длина канатов теперь 25 м вместо прежних 61 м. Производительность «рестайлинговой» версии выросла, экономический эффект в то время за год достиг 3000 советских рублей. Техника получила индекс ЛП-30Б.

ЛП-33


Это дальнейшая модификация сучкорезной машины, разработанная в 1970-е годы на базе более совершенного трелевочника ТТ-4. В ЛП-33 (ее выпускал Свердловский машиностроительный завод) используются те же технологические приемы, конструкция схожа с ЛП-30. Однако новая техника мощнее старой и способна обрабатывать хлысты объемом до кубометра. Диаметр срезаемых сучьев достигает уже 20 см, а дерева – до 75 см: для этого увеличили усилие протаскивающего механизма в 1,7 раза. Скорость движения дерева через головку теперь составляет 3 м/сек. Производительность ЛП-33 выросла до 165 куб. м (максимум – 300 куб. м, зависит от толщины ствола) леса в смену.

ЛП-33А. Фото: YouTube.com

Сегодня «чисто» сучкорезные машины постепенно уступают место т. н. лесным комбайнам, которые умеют свалить дерево, очистить его и уложить в штабель. Примером может служить МЛ-20. Тем не менее, «сучкорезки» разных модификаций продолжают трудиться в лесных хозяйствах страны и сегодня.
А вы что думаете о сучкорезных машинах?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....