
Автобус Karosa Skoda 706 RTO и новая серия S, появившаяся в начале 60-х
Очень часто создание автобусов происходило на базе грузового шасси. Это очень удобно, потому что производитель может выпускать сразу несколько моделей различного назначения, основываясь на одной и той же конструкции. Поэтому сборкой пассажирской техники чаще всего занимались предприятия, ориентированные на дорожную технику.
Не стал исключением и концерн Skoda. Его популярный в послевоенные годы грузовой автомобиль модели «706» поделился элементами конструкции с пассажирской версией завода. Ею стал автобус Skoda 706 RTO, который создавался в сотрудничестве с производителем подобной техники компанией Karosa.
Совместный продукт нескольких компаний Karosa Skoda 706 RTO. Фото автора
Однако уже на момент его создания рассматривалась уникальная база с самонесущим кузовом. В итоге она досталась лишь преемнице «эр-те-очки» под названием «Кароса» из серии S. А первичная конструкция лишь получила модифицированное шасси грузовика.
Но тогда же компания предполагала возможность использования такого кузова. В первом случае этого не смогли добиться, ограничившись полусамонесущей конструкцией. Это хорошо видно из названия модели – аббревиатуры RTO, где каждая буква обозначала:
✅ рамный вариант
✅ трамбусового типа
✅ особый
А вот используемое число подтверждало наличие двигателя известной модели. По внешнему же виду о родстве с грузовиком судить было довольно сложно. Симаптичный заокругленный дизайн совершенно не походил на грубые очертания автомобиля 706 RT. А ведь изначально рассматривалась возможность использования квадратной маски, похожей на имеющуюся у базовой модели. К счастью, остановились на уже знакомом всем варианте. Вполне возможно, что именно поэтому за хорошо сохранившиеся RTO сегодня просят миллионы крон.
Кроме использования шасси от оригинального грузовика, у него же позаимствовали и силовой агрегат. Привод обеспечивал популярный Skoda 706. Напомню, что мы имеем дело с 6-цилиндровым дизельным мотором, в котором применили водяное охлаждение. Вот его основные характеристики:
✅ рабочий объем двигателя – 11 781 куб. см
✅ мощность – 160,5 л. с (118 кВт)
✅ пятиступенчатая механическая коробка передач
Чтобы адаптировать его для использовании в автобусной технике, производители применили ряд модернизаций: головок блока цилиндров и насоса. Также пришлось использовать иные форсунки. Установленный двигатель повлиял на то, что техника продавалась под именем известного бренда Skoda. А в целом, создание элементов конструкции распределилось следующим образом:
✅ силовой агрегат – Skoda
✅ шасси – Либерец (ЛИАЗ)
✅ сборка корпусов и автобусов – Karosa (Высоке Мыто)
Основой для кузова стала городская модель, известная как MTZ или МЕХ. Первый из них ориентировался на внутренний рынок, второй являлся экспортным вариантом, отличавшимся более массивными бамперами. Со временем появились разные исполнения с вариациями по количеству пассажирских мест. Также существовала и модификация с местом для гида.
Однодверная модификация KAR создавалась для междугородних линий, поэтому в ней предусмотрели верхние полки для хранения вещей. В другом исполнении присутствовал также багажник на крыше. Количество мест при этом варьировалось, максимум составлял 44 пассажира. Для дальних маршрутов следования производители предложили «Люкс», оборудованный более удобными кожаными сиденьями. Он получил шторки в салоне и остекление арок крыши. Его вместимость составила 40 человек. Вот физические параметры конструкции:
✅ длина – 10,81 м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 2,98 м
✅ колесная база – 5,45 м
Со временем модель обросла целым рядом модификаций. Ее успешная история побудила производителей двигаться дальше. Улучшенные конструкции получили временное обозначение серии S. К сожалению, некоторые из них так и остались в качестве прототипов.
Ее разработка началась в конце 50-х на национальном предприятии «Кароса Высоке Мыто», где уже производился с 1958 года Skoda 706 RTO. При этом перед инженерами стояла задача спроектировать совершенно новое транспортное средство, изначально оформленное как автобус, получившее самонесущий кузов. И в этом заключалось главное отличие от предшественника с полусамонесущей конструкцией в сочетании с модифицированным грузовым шасси 706 RT.
Входные двери не могли похвалиться особым комфортом. Фото автора
Первую функциональную часть нового автобуса выпустили в 1961 году под именем SM 11. Буква S обозначала двигатель Skoda под капотом, а M – использование этого конкретного образца в городских условиях. Цифра 11 определяла его приблизительную длину.
Полученный прототип адаптировали для городского использования. Поэтому SM 11 имел три двери для ускорения выхода и посадки пассажиров. Этому также способствовал более низкая кромка, по сравнению с предыдущей моделью. Обильное остекление, в свою очередь, улучшило обзор снаружи, а короткая колесная база (в сочетании с разделенной передней осью) положительно сказалась на маневренности.
Новая база конструкции позволила создавать разнообразные версии. Одна из них получила имя оригинального прототипа – городского SM 11. Модельный ряд пополнился Karosa SD 11, автобусом дальнего следования по прозвищу «Евробус» (для длительных маршрутов или туров). Он имел более мощный двигатель, выдававший более 209 л.с и всего одну дверь. Однако позже появилась и альтернатива со второй, располагавшейся за задней осью.
Пассажирский салон автобуса. Фото автора
Внутри имелось 47 мест при компоновке 2+2. При этом интересным вариантом стал прицеп LP 30, который помимо 30 спальных мест. включал в себя еще и:
✅ душевую
✅ раздевалку
✅ туалет
В итоге «Кароса» построил восемь экземпляров этого «ротеля» длиной девять и высотой три метра. Кузов SL 11 имел две двери: одну спереди, а другую между осями. Это был междугородний «линейный» автобус, предназначенный преимущественно для CSAD, вмещающий до 75 человек, из которых 45 сидячих.
А вот остальные опытные образцы не увидели выхода в серию, оставшись лишь прототипами. Кузов SM 16,5 1965 года выпуска представлял собой сочлененный городской автобус с тремя осями и длиной 16,6 метра. К сожалению, серийное производство не состоялось из-за недостаточной производственной мощности компании.
Karosa Skoda 706 RTO иногда эксплуатировался с пассажирским прицепом. Фото автора
Также дополнительной причиной стали внутренние договоренности СЭВ: производство двухсекционных автобусов в рамках международного сотрудничества взяла на себя венгерская компания «Икарус». Правда, несколько построенных прототипов все же поступили в эксплуатацию, оказавшись на братиславских или пардубицких линиях.
Также планировался совместный проект троллейбуса под названием Skoda T11. Завод в Острове-над-Огржи должен был поставлять электрооборудование, а «Кароса» – кузовные детали. Однако быстро выяснилось, что этот аппарат не очень подходит для подобной компоновки. База оказалась слишком хрупкой, чтобы выдержать электрооснастку. От его реализации отказались, тем более что в то время преимущество отдавали дизельным конструкциям.
Skoda 706 RTO не обладал особой быстроходностью. Фото автора
Лишним подтверждением авторитета и уважения к модели Skoda 706 RTO стал факт ее участия в международной выставке CZECHBUS 2023, прошедшей полтора месяца назад в чешской столице. Причем автобус-ветеран расположили на самом почетном месту у входа в экспозицию. Таким образом организаторы отдали дань чехословацким конструкторам прошлого, создавшим очень успешный вариант городского автобуса.
Не стал исключением и концерн Skoda. Его популярный в послевоенные годы грузовой автомобиль модели «706» поделился элементами конструкции с пассажирской версией завода. Ею стал автобус Skoda 706 RTO, который создавался в сотрудничестве с производителем подобной техники компанией Karosa.

Однако уже на момент его создания рассматривалась уникальная база с самонесущим кузовом. В итоге она досталась лишь преемнице «эр-те-очки» под названием «Кароса» из серии S. А первичная конструкция лишь получила модифицированное шасси грузовика.
Но тогда же компания предполагала возможность использования такого кузова. В первом случае этого не смогли добиться, ограничившись полусамонесущей конструкцией. Это хорошо видно из названия модели – аббревиатуры RTO, где каждая буква обозначала:
✅ рамный вариант
✅ трамбусового типа
✅ особый
А вот используемое число подтверждало наличие двигателя известной модели. По внешнему же виду о родстве с грузовиком судить было довольно сложно. Симаптичный заокругленный дизайн совершенно не походил на грубые очертания автомобиля 706 RT. А ведь изначально рассматривалась возможность использования квадратной маски, похожей на имеющуюся у базовой модели. К счастью, остановились на уже знакомом всем варианте. Вполне возможно, что именно поэтому за хорошо сохранившиеся RTO сегодня просят миллионы крон.
Появившийся в сотрудничестве ряда чехословацких компаний
Кроме использования шасси от оригинального грузовика, у него же позаимствовали и силовой агрегат. Привод обеспечивал популярный Skoda 706. Напомню, что мы имеем дело с 6-цилиндровым дизельным мотором, в котором применили водяное охлаждение. Вот его основные характеристики:
✅ рабочий объем двигателя – 11 781 куб. см
✅ мощность – 160,5 л. с (118 кВт)
✅ пятиступенчатая механическая коробка передач
Чтобы адаптировать его для использовании в автобусной технике, производители применили ряд модернизаций: головок блока цилиндров и насоса. Также пришлось использовать иные форсунки. Установленный двигатель повлиял на то, что техника продавалась под именем известного бренда Skoda. А в целом, создание элементов конструкции распределилось следующим образом:
✅ силовой агрегат – Skoda
✅ шасси – Либерец (ЛИАЗ)
✅ сборка корпусов и автобусов – Karosa (Высоке Мыто)
Основой для кузова стала городская модель, известная как MTZ или МЕХ. Первый из них ориентировался на внутренний рынок, второй являлся экспортным вариантом, отличавшимся более массивными бамперами. Со временем появились разные исполнения с вариациями по количеству пассажирских мест. Также существовала и модификация с местом для гида.
Автобусы Karosa Skoda 706 RTO вышли в серию в разгар 1958 года. Тогда же они успешно демонстрировались на выставке «ЭКСПО-58».
Однодверная модификация KAR создавалась для междугородних линий, поэтому в ней предусмотрели верхние полки для хранения вещей. В другом исполнении присутствовал также багажник на крыше. Количество мест при этом варьировалось, максимум составлял 44 пассажира. Для дальних маршрутов следования производители предложили «Люкс», оборудованный более удобными кожаными сиденьями. Он получил шторки в салоне и остекление арок крыши. Его вместимость составила 40 человек. Вот физические параметры конструкции:
✅ длина – 10,81 м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 2,98 м
✅ колесная база – 5,45 м
Со временем модель обросла целым рядом модификаций. Ее успешная история побудила производителей двигаться дальше. Улучшенные конструкции получили временное обозначение серии S. К сожалению, некоторые из них так и остались в качестве прототипов.
Перспективная серия S, появившаяся в середине 60-х
Ее разработка началась в конце 50-х на национальном предприятии «Кароса Высоке Мыто», где уже производился с 1958 года Skoda 706 RTO. При этом перед инженерами стояла задача спроектировать совершенно новое транспортное средство, изначально оформленное как автобус, получившее самонесущий кузов. И в этом заключалось главное отличие от предшественника с полусамонесущей конструкцией в сочетании с модифицированным грузовым шасси 706 RT.

Первую функциональную часть нового автобуса выпустили в 1961 году под именем SM 11. Буква S обозначала двигатель Skoda под капотом, а M – использование этого конкретного образца в городских условиях. Цифра 11 определяла его приблизительную длину.
Полученный прототип адаптировали для городского использования. Поэтому SM 11 имел три двери для ускорения выхода и посадки пассажиров. Этому также способствовал более низкая кромка, по сравнению с предыдущей моделью. Обильное остекление, в свою очередь, улучшило обзор снаружи, а короткая колесная база (в сочетании с разделенной передней осью) положительно сказалась на маневренности.
Само серийное производство SM 11 началось в 1965 году. В первом функциональном образце еще использовался ряд комплектующих зарубежных поставщиков, однако в более поздних прототипах увеличилась доля отечественных деталей.
Новая база конструкции позволила создавать разнообразные версии. Одна из них получила имя оригинального прототипа – городского SM 11. Модельный ряд пополнился Karosa SD 11, автобусом дальнего следования по прозвищу «Евробус» (для длительных маршрутов или туров). Он имел более мощный двигатель, выдававший более 209 л.с и всего одну дверь. Однако позже появилась и альтернатива со второй, располагавшейся за задней осью.

Внутри имелось 47 мест при компоновке 2+2. При этом интересным вариантом стал прицеп LP 30, который помимо 30 спальных мест. включал в себя еще и:
✅ душевую
✅ раздевалку
✅ туалет
В итоге «Кароса» построил восемь экземпляров этого «ротеля» длиной девять и высотой три метра. Кузов SL 11 имел две двери: одну спереди, а другую между осями. Это был междугородний «линейный» автобус, предназначенный преимущественно для CSAD, вмещающий до 75 человек, из которых 45 сидячих.
Троллейбус и «гармошка», не дождавшиеся реализации
А вот остальные опытные образцы не увидели выхода в серию, оставшись лишь прототипами. Кузов SM 16,5 1965 года выпуска представлял собой сочлененный городской автобус с тремя осями и длиной 16,6 метра. К сожалению, серийное производство не состоялось из-за недостаточной производственной мощности компании.

Также дополнительной причиной стали внутренние договоренности СЭВ: производство двухсекционных автобусов в рамках международного сотрудничества взяла на себя венгерская компания «Икарус». Правда, несколько построенных прототипов все же поступили в эксплуатацию, оказавшись на братиславских или пардубицких линиях.
Также планировался совместный проект троллейбуса под названием Skoda T11. Завод в Острове-над-Огржи должен был поставлять электрооборудование, а «Кароса» – кузовные детали. Однако быстро выяснилось, что этот аппарат не очень подходит для подобной компоновки. База оказалась слишком хрупкой, чтобы выдержать электрооснастку. От его реализации отказались, тем более что в то время преимущество отдавали дизельным конструкциям.

Лишним подтверждением авторитета и уважения к модели Skoda 706 RTO стал факт ее участия в международной выставке CZECHBUS 2023, прошедшей полтора месяца назад в чешской столице. Причем автобус-ветеран расположили на самом почетном месту у входа в экспозицию. Таким образом организаторы отдали дань чехословацким конструкторам прошлого, создавшим очень успешный вариант городского автобуса.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

С 1 февраля за авто старше 10 лет грозит штраф
Новые правила вступили в силу с 1 февраля и предусматривают штраф в размере от 2000 до 5000 руб. при наличии технических неисправностей....

Между Россией и КНДР построят автомобильный мост – мнения водителей
Правительство уже выбрало исполнителя работ. Согласно проекту, мост будет готов к началу 2027 года....

Производство Ил-76 хотят расширить
А у Ил-114, который должен решить вопрос с нехваткой региональных самолетов в нашей стране, просматриваются хорошие перспективы в плане экспорта. Подробности в...

«Урал» покорил новые вершины – обещают выпускать по 25 тысяч грузовиков в год
На предприятии запускают новый сборочный комплекс. Там есть и полноценный конвейер....

Серийный образец авиадвигателя ПД-8 впервые показали широкой публике
Силовая установка предназначена для SJ-100. На выставке присутствовали и другие долгожданные агрегаты для нашей авиации....

В России будут выпускать тракторы «Владимирец»
Только под новым брендом, и, похоже, это будут переименованные «китайцы». Подробнее о проекте читайте в нашем материале....

S7 Group показала финальную версию «Танго» – началось серийное производство
Вместе с легким самолетом российская компания показала полностью отечественный двигатель АПД-520. Для бельгийского мотора нашлась достойная замена....

Одобрен третий этап строительства Ленского моста
Строительство началось в конце 2024 года. Проект одобрен лично Президентом РФ....

В Петербурге начнется серийное производство тягачей БАЗ
Новые машины смогут перевозить до 20 тонн. Немалая часть комплектующих производится в России....

ГАЗ показал несколько семейных минивэнов – они пойдут в серию
Сделаны они на шасси стандартных моделей. А что, так можно было?...

Выпуск SJ-100 ускорят – в России откроют новое производство двигателей ПД-8
Это будет крупный логистический центр в Хабаровском крае. При нем появится участок для сборки авиадвигателей....

Boeing «приземлился» – компания терпит рекордные убытки из-за космического проекта
Сумма получилась даже больше, чем ВВП Сербии. Похоже компании придется выпускать одни лишь самолеты, а на звезды только посматривать....

«Нива» в кузове пикап еще и с заводским кунгом
Классическая «Нива» – машина, которая обрела статус культовой в России. Она относительно доступная, легко модернизируемая и с недорогими запасными частями....

Первый советский эндуро: что не получилось у «Верховина 6 Спорт»?
Советские мопеды – это не просто техника, а целая эпоха. «Верховина 6 Спорт» – один из самых интересных и необычных представителей навсегда ушедшего времени....

«Газель» и «Соболь» теперь продаются с усовершенствованными двигателями
Это моторы класса «Евро-5», и достались они не всем моделям. Кстати, двигатели отечественные, но с «китайским колоритом»....

КАМАЗ готов к выпуску новинок – проведена масштабная модернизация заводов
В общей сложности было задействовано более 1400 специалистов. Улучшение и ремонт оборудования проводился на всех основных подразделениях....