
Автобус Karosa Skoda 706 RTO и новая серия S, появившаяся в начале 60-х
Очень часто создание автобусов происходило на базе грузового шасси. Это очень удобно, потому что производитель может выпускать сразу несколько моделей различного назначения, основываясь на одной и той же конструкции. Поэтому сборкой пассажирской техники чаще всего занимались предприятия, ориентированные на дорожную технику.
Не стал исключением и концерн Skoda. Его популярный в послевоенные годы грузовой автомобиль модели «706» поделился элементами конструкции с пассажирской версией завода. Ею стал автобус Skoda 706 RTO, который создавался в сотрудничестве с производителем подобной техники компанией Karosa.
Совместный продукт нескольких компаний Karosa Skoda 706 RTO. Фото автора
Однако уже на момент его создания рассматривалась уникальная база с самонесущим кузовом. В итоге она досталась лишь преемнице «эр-те-очки» под названием «Кароса» из серии S. А первичная конструкция лишь получила модифицированное шасси грузовика.
Но тогда же компания предполагала возможность использования такого кузова. В первом случае этого не смогли добиться, ограничившись полусамонесущей конструкцией. Это хорошо видно из названия модели – аббревиатуры RTO, где каждая буква обозначала:
✅ рамный вариант
✅ трамбусового типа
✅ особый
А вот используемое число подтверждало наличие двигателя известной модели. По внешнему же виду о родстве с грузовиком судить было довольно сложно. Симаптичный заокругленный дизайн совершенно не походил на грубые очертания автомобиля 706 RT. А ведь изначально рассматривалась возможность использования квадратной маски, похожей на имеющуюся у базовой модели. К счастью, остановились на уже знакомом всем варианте. Вполне возможно, что именно поэтому за хорошо сохранившиеся RTO сегодня просят миллионы крон.
Кроме использования шасси от оригинального грузовика, у него же позаимствовали и силовой агрегат. Привод обеспечивал популярный Skoda 706. Напомню, что мы имеем дело с 6-цилиндровым дизельным мотором, в котором применили водяное охлаждение. Вот его основные характеристики:
✅ рабочий объем двигателя – 11 781 куб. см
✅ мощность – 160,5 л. с (118 кВт)
✅ пятиступенчатая механическая коробка передач
Чтобы адаптировать его для использовании в автобусной технике, производители применили ряд модернизаций: головок блока цилиндров и насоса. Также пришлось использовать иные форсунки. Установленный двигатель повлиял на то, что техника продавалась под именем известного бренда Skoda. А в целом, создание элементов конструкции распределилось следующим образом:
✅ силовой агрегат – Skoda
✅ шасси – Либерец (ЛИАЗ)
✅ сборка корпусов и автобусов – Karosa (Высоке Мыто)
Основой для кузова стала городская модель, известная как MTZ или МЕХ. Первый из них ориентировался на внутренний рынок, второй являлся экспортным вариантом, отличавшимся более массивными бамперами. Со временем появились разные исполнения с вариациями по количеству пассажирских мест. Также существовала и модификация с местом для гида.
Однодверная модификация KAR создавалась для междугородних линий, поэтому в ней предусмотрели верхние полки для хранения вещей. В другом исполнении присутствовал также багажник на крыше. Количество мест при этом варьировалось, максимум составлял 44 пассажира. Для дальних маршрутов следования производители предложили «Люкс», оборудованный более удобными кожаными сиденьями. Он получил шторки в салоне и остекление арок крыши. Его вместимость составила 40 человек. Вот физические параметры конструкции:
✅ длина – 10,81 м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 2,98 м
✅ колесная база – 5,45 м
Со временем модель обросла целым рядом модификаций. Ее успешная история побудила производителей двигаться дальше. Улучшенные конструкции получили временное обозначение серии S. К сожалению, некоторые из них так и остались в качестве прототипов.
Ее разработка началась в конце 50-х на национальном предприятии «Кароса Высоке Мыто», где уже производился с 1958 года Skoda 706 RTO. При этом перед инженерами стояла задача спроектировать совершенно новое транспортное средство, изначально оформленное как автобус, получившее самонесущий кузов. И в этом заключалось главное отличие от предшественника с полусамонесущей конструкцией в сочетании с модифицированным грузовым шасси 706 RT.
Входные двери не могли похвалиться особым комфортом. Фото автора
Первую функциональную часть нового автобуса выпустили в 1961 году под именем SM 11. Буква S обозначала двигатель Skoda под капотом, а M – использование этого конкретного образца в городских условиях. Цифра 11 определяла его приблизительную длину.
Полученный прототип адаптировали для городского использования. Поэтому SM 11 имел три двери для ускорения выхода и посадки пассажиров. Этому также способствовал более низкая кромка, по сравнению с предыдущей моделью. Обильное остекление, в свою очередь, улучшило обзор снаружи, а короткая колесная база (в сочетании с разделенной передней осью) положительно сказалась на маневренности.
Новая база конструкции позволила создавать разнообразные версии. Одна из них получила имя оригинального прототипа – городского SM 11. Модельный ряд пополнился Karosa SD 11, автобусом дальнего следования по прозвищу «Евробус» (для длительных маршрутов или туров). Он имел более мощный двигатель, выдававший более 209 л.с и всего одну дверь. Однако позже появилась и альтернатива со второй, располагавшейся за задней осью.
Пассажирский салон автобуса. Фото автора
Внутри имелось 47 мест при компоновке 2+2. При этом интересным вариантом стал прицеп LP 30, который помимо 30 спальных мест. включал в себя еще и:
✅ душевую
✅ раздевалку
✅ туалет
В итоге «Кароса» построил восемь экземпляров этого «ротеля» длиной девять и высотой три метра. Кузов SL 11 имел две двери: одну спереди, а другую между осями. Это был междугородний «линейный» автобус, предназначенный преимущественно для CSAD, вмещающий до 75 человек, из которых 45 сидячих.
А вот остальные опытные образцы не увидели выхода в серию, оставшись лишь прототипами. Кузов SM 16,5 1965 года выпуска представлял собой сочлененный городской автобус с тремя осями и длиной 16,6 метра. К сожалению, серийное производство не состоялось из-за недостаточной производственной мощности компании.
Karosa Skoda 706 RTO иногда эксплуатировался с пассажирским прицепом. Фото автора
Также дополнительной причиной стали внутренние договоренности СЭВ: производство двухсекционных автобусов в рамках международного сотрудничества взяла на себя венгерская компания «Икарус». Правда, несколько построенных прототипов все же поступили в эксплуатацию, оказавшись на братиславских или пардубицких линиях.
Также планировался совместный проект троллейбуса под названием Skoda T11. Завод в Острове-над-Огржи должен был поставлять электрооборудование, а «Кароса» – кузовные детали. Однако быстро выяснилось, что этот аппарат не очень подходит для подобной компоновки. База оказалась слишком хрупкой, чтобы выдержать электрооснастку. От его реализации отказались, тем более что в то время преимущество отдавали дизельным конструкциям.
Skoda 706 RTO не обладал особой быстроходностью. Фото автора
Лишним подтверждением авторитета и уважения к модели Skoda 706 RTO стал факт ее участия в международной выставке CZECHBUS 2023, прошедшей полтора месяца назад в чешской столице. Причем автобус-ветеран расположили на самом почетном месту у входа в экспозицию. Таким образом организаторы отдали дань чехословацким конструкторам прошлого, создавшим очень успешный вариант городского автобуса.
Не стал исключением и концерн Skoda. Его популярный в послевоенные годы грузовой автомобиль модели «706» поделился элементами конструкции с пассажирской версией завода. Ею стал автобус Skoda 706 RTO, который создавался в сотрудничестве с производителем подобной техники компанией Karosa.

Однако уже на момент его создания рассматривалась уникальная база с самонесущим кузовом. В итоге она досталась лишь преемнице «эр-те-очки» под названием «Кароса» из серии S. А первичная конструкция лишь получила модифицированное шасси грузовика.
Но тогда же компания предполагала возможность использования такого кузова. В первом случае этого не смогли добиться, ограничившись полусамонесущей конструкцией. Это хорошо видно из названия модели – аббревиатуры RTO, где каждая буква обозначала:
✅ рамный вариант
✅ трамбусового типа
✅ особый
А вот используемое число подтверждало наличие двигателя известной модели. По внешнему же виду о родстве с грузовиком судить было довольно сложно. Симаптичный заокругленный дизайн совершенно не походил на грубые очертания автомобиля 706 RT. А ведь изначально рассматривалась возможность использования квадратной маски, похожей на имеющуюся у базовой модели. К счастью, остановились на уже знакомом всем варианте. Вполне возможно, что именно поэтому за хорошо сохранившиеся RTO сегодня просят миллионы крон.
Появившийся в сотрудничестве ряда чехословацких компаний
Кроме использования шасси от оригинального грузовика, у него же позаимствовали и силовой агрегат. Привод обеспечивал популярный Skoda 706. Напомню, что мы имеем дело с 6-цилиндровым дизельным мотором, в котором применили водяное охлаждение. Вот его основные характеристики:
✅ рабочий объем двигателя – 11 781 куб. см
✅ мощность – 160,5 л. с (118 кВт)
✅ пятиступенчатая механическая коробка передач
Чтобы адаптировать его для использовании в автобусной технике, производители применили ряд модернизаций: головок блока цилиндров и насоса. Также пришлось использовать иные форсунки. Установленный двигатель повлиял на то, что техника продавалась под именем известного бренда Skoda. А в целом, создание элементов конструкции распределилось следующим образом:
✅ силовой агрегат – Skoda
✅ шасси – Либерец (ЛИАЗ)
✅ сборка корпусов и автобусов – Karosa (Высоке Мыто)
Основой для кузова стала городская модель, известная как MTZ или МЕХ. Первый из них ориентировался на внутренний рынок, второй являлся экспортным вариантом, отличавшимся более массивными бамперами. Со временем появились разные исполнения с вариациями по количеству пассажирских мест. Также существовала и модификация с местом для гида.
Автобусы Karosa Skoda 706 RTO вышли в серию в разгар 1958 года. Тогда же они успешно демонстрировались на выставке «ЭКСПО-58».
Однодверная модификация KAR создавалась для междугородних линий, поэтому в ней предусмотрели верхние полки для хранения вещей. В другом исполнении присутствовал также багажник на крыше. Количество мест при этом варьировалось, максимум составлял 44 пассажира. Для дальних маршрутов следования производители предложили «Люкс», оборудованный более удобными кожаными сиденьями. Он получил шторки в салоне и остекление арок крыши. Его вместимость составила 40 человек. Вот физические параметры конструкции:
✅ длина – 10,81 м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 2,98 м
✅ колесная база – 5,45 м
Со временем модель обросла целым рядом модификаций. Ее успешная история побудила производителей двигаться дальше. Улучшенные конструкции получили временное обозначение серии S. К сожалению, некоторые из них так и остались в качестве прототипов.
Перспективная серия S, появившаяся в середине 60-х
Ее разработка началась в конце 50-х на национальном предприятии «Кароса Высоке Мыто», где уже производился с 1958 года Skoda 706 RTO. При этом перед инженерами стояла задача спроектировать совершенно новое транспортное средство, изначально оформленное как автобус, получившее самонесущий кузов. И в этом заключалось главное отличие от предшественника с полусамонесущей конструкцией в сочетании с модифицированным грузовым шасси 706 RT.

Первую функциональную часть нового автобуса выпустили в 1961 году под именем SM 11. Буква S обозначала двигатель Skoda под капотом, а M – использование этого конкретного образца в городских условиях. Цифра 11 определяла его приблизительную длину.
Полученный прототип адаптировали для городского использования. Поэтому SM 11 имел три двери для ускорения выхода и посадки пассажиров. Этому также способствовал более низкая кромка, по сравнению с предыдущей моделью. Обильное остекление, в свою очередь, улучшило обзор снаружи, а короткая колесная база (в сочетании с разделенной передней осью) положительно сказалась на маневренности.
Само серийное производство SM 11 началось в 1965 году. В первом функциональном образце еще использовался ряд комплектующих зарубежных поставщиков, однако в более поздних прототипах увеличилась доля отечественных деталей.
Новая база конструкции позволила создавать разнообразные версии. Одна из них получила имя оригинального прототипа – городского SM 11. Модельный ряд пополнился Karosa SD 11, автобусом дальнего следования по прозвищу «Евробус» (для длительных маршрутов или туров). Он имел более мощный двигатель, выдававший более 209 л.с и всего одну дверь. Однако позже появилась и альтернатива со второй, располагавшейся за задней осью.

Внутри имелось 47 мест при компоновке 2+2. При этом интересным вариантом стал прицеп LP 30, который помимо 30 спальных мест. включал в себя еще и:
✅ душевую
✅ раздевалку
✅ туалет
В итоге «Кароса» построил восемь экземпляров этого «ротеля» длиной девять и высотой три метра. Кузов SL 11 имел две двери: одну спереди, а другую между осями. Это был междугородний «линейный» автобус, предназначенный преимущественно для CSAD, вмещающий до 75 человек, из которых 45 сидячих.
Троллейбус и «гармошка», не дождавшиеся реализации
А вот остальные опытные образцы не увидели выхода в серию, оставшись лишь прототипами. Кузов SM 16,5 1965 года выпуска представлял собой сочлененный городской автобус с тремя осями и длиной 16,6 метра. К сожалению, серийное производство не состоялось из-за недостаточной производственной мощности компании.

Также дополнительной причиной стали внутренние договоренности СЭВ: производство двухсекционных автобусов в рамках международного сотрудничества взяла на себя венгерская компания «Икарус». Правда, несколько построенных прототипов все же поступили в эксплуатацию, оказавшись на братиславских или пардубицких линиях.
Также планировался совместный проект троллейбуса под названием Skoda T11. Завод в Острове-над-Огржи должен был поставлять электрооборудование, а «Кароса» – кузовные детали. Однако быстро выяснилось, что этот аппарат не очень подходит для подобной компоновки. База оказалась слишком хрупкой, чтобы выдержать электрооснастку. От его реализации отказались, тем более что в то время преимущество отдавали дизельным конструкциям.

Лишним подтверждением авторитета и уважения к модели Skoda 706 RTO стал факт ее участия в международной выставке CZECHBUS 2023, прошедшей полтора месяца назад в чешской столице. Причем автобус-ветеран расположили на самом почетном месту у входа в экспозицию. Таким образом организаторы отдали дань чехословацким конструкторам прошлого, создавшим очень успешный вариант городского автобуса.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....