
От ТД-5 до ДГКу – за грибами да ягодами на «пионерке»!
Для многих читателей дрезина – это что-то киношное, из фильмов про Дикий Запад, революцию, гражданскую войну или старуху Шапокляк. Тем не менее, этот вид транспорта довольно успешно использовался длительное время: мускульной силы было достаточно, чтобы передвигаться на этом виде транспорта по рельсам. На дрезинах возили рабочие бригады для ремонта путей.
Однако прогресс идет вперед и вот уже появляются рельсовые тележки, оснащенные небольшими двигателями. В СССР в 50-х годах появляется ТД-5 – транспортная дрезина, которая, подобно «Фольксваген Жук», АН-2 и другим рекордсменам, прослужила многие десятилетия.
Ручные дрезины остались в далеком прошлом. Фото: YouTube.com
Только в отличие от авто и самолета, производится сегодня! Дрезину, разработанную в 50-е выпускает Калужский механический завод – купить ее может любой желающий.
Казалось бы: зачем обычному человеку дрезина? Она нужна разве что рабочим-путейцам (несмотря на запрет, видимо, тайком от руководства, их все-таки используют). Но не торопитесь с выводами – на необъятных российских просторах полно мест, где сохранились узкоколейные железные дороги, по которым зачастую поезда уже не ходят. Зато местные жители добираются из одного пункта до другого с относительным комфортом. Ну, или ездят в лес по грибы да ягоды.
Если прочитать инструкцию к этой дрезине, окажется, что ее экипаж должен состоять из …четырех человек. Зачем? Даже в современном самолете только два пилота. Оказывается, все подобные ж/д транспортные средства делятся на две разновидности – съемные и несъемные.
Серийная ТД-5М. Фото: YouTube.com
ТД-5У относится к первой категории. Это значит, что при необходимости (ввиду приближающегося навстречу поезда или на обратном пути) ее нужно развернуть вручную. Сделать это проще всего вчетвером.
Общая схема, разработанная в 50-е, до сих пор остается неизменной. Вся разница – в устанавливаемых двигателях. Изначально это были мотоциклетные моторы от «Урала» и «Днепра», развивавшие 41 и 36 «лошадей» соответственно. Сегодня на дрезину устанавливают Kohler, выдающий всего 27 л. с. Но их вполне хватает, чтобы разогнаться до 50 км/ч с «грузом» в шесть человек. Впрочем, такая скорость и не требуется: старые узкоколейки уже разваливаются, стыки большие, дрезину трясет так сильно, что есть риск вывалиться, если ехать быстро. А когда все происходит в лесу, нужно поберечь глаза от хлыщущих веток.
Движок – от мотоцикла. Фото: YouTube.com
Основное пространство над мотором занимает деревянная лавка, внизу которой – подножки. Пассажиры сидят спиной друг к другу. Из органов управления – рычажок газа, ручка тормоза со сцеплением. Акселератор можно оставить в фиксированном положении – вот вам и «круиз-контроль».
Места для сидения – деревянные скамейки. Фото: YouTube.com
Внизу – рычаг заднего хода, под ногой – педаль для переключения передач (как на мотоцикле). И еще один элемент оборудования – фара, одновременно служащая корпусом под замок зажигания.
Помимо четырехступенчатой КПП и реверса, дрезина оснащается контрприводом, распределяющим энергию крутящего момента между обеими осями. Последние подвешены на пружинах. Все передачи – цепные. Но самая главная ценность – колеса. На дрезине они не цельнолитые, как на больших локомотивах и вагонах, а штампованные. Из-за этого протираются очень быстро: на поверхности образуются микротрещины. Умельцы вытачивают колеса из цилиндров двигателя погрузчика, работающего на лесозаготовках.
Самое ценное в дрезине – колеса. Фото: YouTube.com
А вот тормоза изначально неэффективные – колодки даже на заводских машинах вытачивают из березы. На мокрых или заснеженных путях экстренно остановиться не получится: при вождении в сырую погоду это нужно учитывать. Практически все дрезины имеют эксплуатационное «ноу-хау» – колеса закрепляются через диэлектрические прокладки (чаще – фибра). Это делается для сигнализации на ж/д переездах: тогда автоматика не будет принимать дрезину за поезд и опускать шлагбаум.
Местные жители, которым достались в наследство от разорившихся предприятий заводские «пионерки», снимают с них «уральский» или «днепровский» движок и ставят менее мощный мотор. Например, от «Восхода». И это вполне понятно: полупустая дрезина со штатным силовым агрегатом свободно разгоняется до 80 км/ч.
У «пионерки» – своя приборная панель!. Фото: YouTube.com
Нестись с такой скоростью на открытой машине, которая мчится по разбитым рельсам с широченными стыками и гнилыми шпалами, опасно! Не зря ТД-5 называют «бешенной табуреткой». Поэтому для поездок на небольшие расстояния скромного движка от «Восхода» вполне достаточно.
Зачем тогда на заводе ставили такие «мощные» моторы? Причина заключается в том, что ТД-5У шли в комплекте с парой прицепов. Каждый из них мог «потянуть» тонну груза или десять человек. Прицепы оснащались тормозами: на тележке, как указывает инструкция, должен сидеть человек, который при необходимости потянет за рычаг.
Рабочий подгоняет прицеп. Фото: YouTube.com
Сколько всего было выпущено ТД-5 и ее модификаций, сказать невозможно. Однако стоит напомнить – сегодня дрезину ТД-5 РЖД запретила. На чем же ездят рабочие-путейцы? Если говорить о наиболее массовой дрезине-мотовозе, то это ДГКу (выпущено 4500 единиц техники). Ее производством занимался Тихорецкий завод с 1963-й по 1989-й год.
Так расшифровывается ДГКу, оборудованная дизелем ЯМЗ-238 в 240 л. с., который, в свою очередь, крутит генератор, выдающий 220 и 380 вольт. Двигатель оснащается парой радиаторов для лучшего охлаждения на затяжных подъемах. В комплекте с мотором идет пятиступенчатая МКПП (на практике всегда включена 4-я), от которой идет кардан на гидропередачу. Последнюю можно назвать автоматической двухскоростной коробкой, работающей в двух режимах.
Самый массовый мотовоз ДГКу на трассе. Фото: YouTube.com
Первый разгоняет мотовоз от 0 до 40 км/ч, второй – от 40 до 80 км/ч. Если машина используется, как маневровая, то диапазон будет от 0 до 20 и от 20 до 40 км/ч. Колесные пары подключены постоянно, т. е. можно сказать, что у ДГКу полный привод. Мотовоз оборудован компрессором, благодаря которому работает пневматическая тормозная система.
Дрезина весит 29 т и способна разгоняться до 80 км/ч. Используется для доставки бригад к местам повреждений путей. Для выполнения работ мотовоз оборудован сварочным аппаратом. ДГКу оснащена краном-манипулятором и кузовной платформой для погрузки/разгрузки и транспортировки рельс длиной до 25 м.
Приборная панель в ДГКу. Фото: YouTube.com
Для их снятия применяется электрический магнит, питаемый от генератора мотовоза. Экипаж состоит из двух человек – машиниста и его помощника. Позже дрезину ДГКу заменила новая модель – МПТ-4, а самой современной является АГМс-П, выпускавшаяся всего год – с 2001 по 2002-й. О них расскажем в следующих выпусках.
Однако прогресс идет вперед и вот уже появляются рельсовые тележки, оснащенные небольшими двигателями. В СССР в 50-х годах появляется ТД-5 – транспортная дрезина, которая, подобно «Фольксваген Жук», АН-2 и другим рекордсменам, прослужила многие десятилетия.

Только в отличие от авто и самолета, производится сегодня! Дрезину, разработанную в 50-е выпускает Калужский механический завод – купить ее может любой желающий.
На сегодня специальным приказом по российским железным дорогам эксплуатация дрезины ТД-5 из-за несчастных случаев, связанных с гибелью и получением травм рабочими, запрещена.
Казалось бы: зачем обычному человеку дрезина? Она нужна разве что рабочим-путейцам (несмотря на запрет, видимо, тайком от руководства, их все-таки используют). Но не торопитесь с выводами – на необъятных российских просторах полно мест, где сохранились узкоколейные железные дороги, по которым зачастую поезда уже не ходят. Зато местные жители добираются из одного пункта до другого с относительным комфортом. Ну, или ездят в лес по грибы да ягоды.
ТД-5У (узкоколейная)
Если прочитать инструкцию к этой дрезине, окажется, что ее экипаж должен состоять из …четырех человек. Зачем? Даже в современном самолете только два пилота. Оказывается, все подобные ж/д транспортные средства делятся на две разновидности – съемные и несъемные.

ТД-5У относится к первой категории. Это значит, что при необходимости (ввиду приближающегося навстречу поезда или на обратном пути) ее нужно развернуть вручную. Сделать это проще всего вчетвером.
Самая первая версия мотодрезины ТД-5 реализовывалась под торговой маркой «Пионер». С тех пор все дрезины с мотором прозвали «пионерками».
Общая схема, разработанная в 50-е, до сих пор остается неизменной. Вся разница – в устанавливаемых двигателях. Изначально это были мотоциклетные моторы от «Урала» и «Днепра», развивавшие 41 и 36 «лошадей» соответственно. Сегодня на дрезину устанавливают Kohler, выдающий всего 27 л. с. Но их вполне хватает, чтобы разогнаться до 50 км/ч с «грузом» в шесть человек. Впрочем, такая скорость и не требуется: старые узкоколейки уже разваливаются, стыки большие, дрезину трясет так сильно, что есть риск вывалиться, если ехать быстро. А когда все происходит в лесу, нужно поберечь глаза от хлыщущих веток.

Основное пространство над мотором занимает деревянная лавка, внизу которой – подножки. Пассажиры сидят спиной друг к другу. Из органов управления – рычажок газа, ручка тормоза со сцеплением. Акселератор можно оставить в фиксированном положении – вот вам и «круиз-контроль».

Внизу – рычаг заднего хода, под ногой – педаль для переключения передач (как на мотоцикле). И еще один элемент оборудования – фара, одновременно служащая корпусом под замок зажигания.
Ходовая часть
Помимо четырехступенчатой КПП и реверса, дрезина оснащается контрприводом, распределяющим энергию крутящего момента между обеими осями. Последние подвешены на пружинах. Все передачи – цепные. Но самая главная ценность – колеса. На дрезине они не цельнолитые, как на больших локомотивах и вагонах, а штампованные. Из-за этого протираются очень быстро: на поверхности образуются микротрещины. Умельцы вытачивают колеса из цилиндров двигателя погрузчика, работающего на лесозаготовках.

А вот тормоза изначально неэффективные – колодки даже на заводских машинах вытачивают из березы. На мокрых или заснеженных путях экстренно остановиться не получится: при вождении в сырую погоду это нужно учитывать. Практически все дрезины имеют эксплуатационное «ноу-хау» – колеса закрепляются через диэлектрические прокладки (чаще – фибра). Это делается для сигнализации на ж/д переездах: тогда автоматика не будет принимать дрезину за поезд и опускать шлагбаум.
Прицепы
Местные жители, которым достались в наследство от разорившихся предприятий заводские «пионерки», снимают с них «уральский» или «днепровский» движок и ставят менее мощный мотор. Например, от «Восхода». И это вполне понятно: полупустая дрезина со штатным силовым агрегатом свободно разгоняется до 80 км/ч.

Нестись с такой скоростью на открытой машине, которая мчится по разбитым рельсам с широченными стыками и гнилыми шпалами, опасно! Не зря ТД-5 называют «бешенной табуреткой». Поэтому для поездок на небольшие расстояния скромного движка от «Восхода» вполне достаточно.
Те, кто живет рядом с узкоколейкой, зачастую предпочитают собрать мотодрезину самостоятельно. Варят каркас, устанавливают мотоциклетный двигатель, достают колеса и – готово.
Зачем тогда на заводе ставили такие «мощные» моторы? Причина заключается в том, что ТД-5У шли в комплекте с парой прицепов. Каждый из них мог «потянуть» тонну груза или десять человек. Прицепы оснащались тормозами: на тележке, как указывает инструкция, должен сидеть человек, который при необходимости потянет за рычаг.

Сколько всего было выпущено ТД-5 и ее модификаций, сказать невозможно. Однако стоит напомнить – сегодня дрезину ТД-5 РЖД запретила. На чем же ездят рабочие-путейцы? Если говорить о наиболее массовой дрезине-мотовозе, то это ДГКу (выпущено 4500 единиц техники). Ее производством занимался Тихорецкий завод с 1963-й по 1989-й год.
Универсальная грузовая крановая дрезина
Так расшифровывается ДГКу, оборудованная дизелем ЯМЗ-238 в 240 л. с., который, в свою очередь, крутит генератор, выдающий 220 и 380 вольт. Двигатель оснащается парой радиаторов для лучшего охлаждения на затяжных подъемах. В комплекте с мотором идет пятиступенчатая МКПП (на практике всегда включена 4-я), от которой идет кардан на гидропередачу. Последнюю можно назвать автоматической двухскоростной коробкой, работающей в двух режимах.

Первый разгоняет мотовоз от 0 до 40 км/ч, второй – от 40 до 80 км/ч. Если машина используется, как маневровая, то диапазон будет от 0 до 20 и от 20 до 40 км/ч. Колесные пары подключены постоянно, т. е. можно сказать, что у ДГКу полный привод. Мотовоз оборудован компрессором, благодаря которому работает пневматическая тормозная система.
Производилась и более мощная разновидность описываемой дрезины – ДГКу-5, способная перевозить уже до 6 т и развивать скорость в 100 км/ч. В экспортном варианте 02-Т кран поднимает до 4 т.
Дрезина весит 29 т и способна разгоняться до 80 км/ч. Используется для доставки бригад к местам повреждений путей. Для выполнения работ мотовоз оборудован сварочным аппаратом. ДГКу оснащена краном-манипулятором и кузовной платформой для погрузки/разгрузки и транспортировки рельс длиной до 25 м.

Для их снятия применяется электрический магнит, питаемый от генератора мотовоза. Экипаж состоит из двух человек – машиниста и его помощника. Позже дрезину ДГКу заменила новая модель – МПТ-4, а самой современной является АГМс-П, выпускавшаяся всего год – с 2001 по 2002-й. О них расскажем в следующих выпусках.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Shacman «приехал» – китайские самосвалы перестанут продавать в России
У Генеральной прокуратуры и главы Минпромторга возникли вопросы к качеству китайской продукции. Все подробности прошедшей проверки можно узнать из нашего...

«Кто крайний?» – строительство нового ракетно-космического комплекса выходит на финишную прямую
И уже формируется очередь из желающих совершить пуски с «Байтерека». Россия оттуда будет запускать свой «Союз-5». Все подробности читайте в нашем материале....

Третьему мосту через Волгу быть – проект одобрен и профинансирован
Президент поспособствовал скорейшему началу возведения. Вместе с ним построят новую магистраль, которая решит транспортные проблемы Ярославля, но не все жители...

Ограничения сняты – ПД-14 получил новый сертификат
Двигатель стал еще на шаг ближе к серийному производству. Силовой установке дали важное разрешение....

МС-21 получит инновационный двигатель
Это будет все тот же ПД-14, но созданный с привлечением новых передовых технологий. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Новый грузовой самолет Nuuva V300 совершил свой первый полет
По сути это беспилотный летательный контейнер, получивший нетипичную для таких аппаратов конструкцию и впечатляющий запас хода. Подробнее о проекте читайте в...

Стало известно, какой ресурс закладывает в новые двигатели АВТОВАЗ – мнения водителей
Инженеры и руководство компании назвали минимальные цифры, на которые нужно ориентироваться. А вот окажутся ли они выше – зависит от множества факторов....

Новинка Алексея Гарагашьяна: что на смену «Шерпа»
Изобретатель, инженер, автогонщик, конструктор. Алексей произвел если не революцию, то уж точно фурор в мире внедорожной техники. При этом скромный и...

В Нижнем Новгороде построят еще 158 кораблей
В их числе сухогрузы и круизные лайнеры. Сумма контракта превышает 162 млрд рублей....

Новый перронный автобус МАЗ умеет то, чего не могут другие
Минский автомобильный завод показал автобус, который может изменить представление о транспорте в аэропортах. На первый взгляд ничего нестандартного. Казалось...

Серийное производство самолетов «Байкал» стартует до конца года
По крайней мере, новый производственный корпус к этому времени построят. И проект контролируется президентом России....

Еще один российский пикап поступил в продажу – у него пять мест и большой грузовой отсек
Это новинка от российского бренда Sollers. Автомобиль, известный как ST8, предлагается с разными типами двигателей....

МАЗ-200 АДС-50: редкое наследие великой страны
Мало кто из современников видел машину воочию, уникальную конструктивно и по функционалу. Разве что посетители саратовского Парка Победы и автомобильного музея...

Новая Honda CR-V – воплощение экономичного и надежного кроссовера
Российский автомобильный рынок давно привык к китайскому автопрому. Поэтому появление новых моделей от ведущих мировых производителей – это всегда событие. Не...

Советские грузовики, которые буквально уничтожали топливо
Советский Союз не страдал от нехватки бензина, поэтому дизельные автомобили там появились достаточно поздно. И не потому, что топливо вдруг начали экономить....

Российский авиалайнер SJ-100 уже почти готов – осталось только совместить два самолета
Сейчас испытания проходят два авиалайнера. Если собрать их в один, получится на 100% импортозамещенный SJ-100....