От ТД-5 до ДГКу – за грибами да ягодами на «пионерке»!
Для многих читателей дрезина – это что-то киношное, из фильмов про Дикий Запад, революцию, гражданскую войну или старуху Шапокляк. Тем не менее, этот вид транспорта довольно успешно использовался длительное время: мускульной силы было достаточно, чтобы передвигаться на этом виде транспорта по рельсам. На дрезинах возили рабочие бригады для ремонта путей.
Однако прогресс идет вперед и вот уже появляются рельсовые тележки, оснащенные небольшими двигателями. В СССР в 50-х годах появляется ТД-5 – транспортная дрезина, которая, подобно «Фольксваген Жук», АН-2 и другим рекордсменам, прослужила многие десятилетия.
Только в отличие от авто и самолета, производится сегодня! Дрезину, разработанную в 50-е выпускает Калужский механический завод – купить ее может любой желающий.
Казалось бы: зачем обычному человеку дрезина? Она нужна разве что рабочим-путейцам (несмотря на запрет, видимо, тайком от руководства, их все-таки используют). Но не торопитесь с выводами – на необъятных российских просторах полно мест, где сохранились узкоколейные железные дороги, по которым зачастую поезда уже не ходят. Зато местные жители добираются из одного пункта до другого с относительным комфортом. Ну, или ездят в лес по грибы да ягоды.
Если прочитать инструкцию к этой дрезине, окажется, что ее экипаж должен состоять из …четырех человек. Зачем? Даже в современном самолете только два пилота. Оказывается, все подобные ж/д транспортные средства делятся на две разновидности – съемные и несъемные.
ТД-5У относится к первой категории. Это значит, что при необходимости (ввиду приближающегося навстречу поезда или на обратном пути) ее нужно развернуть вручную. Сделать это проще всего вчетвером.
Общая схема, разработанная в 50-е, до сих пор остается неизменной. Вся разница – в устанавливаемых двигателях. Изначально это были мотоциклетные моторы от «Урала» и «Днепра», развивавшие 41 и 36 «лошадей» соответственно. Сегодня на дрезину устанавливают Kohler, выдающий всего 27 л. с. Но их вполне хватает, чтобы разогнаться до 50 км/ч с «грузом» в шесть человек. Впрочем, такая скорость и не требуется: старые узкоколейки уже разваливаются, стыки большие, дрезину трясет так сильно, что есть риск вывалиться, если ехать быстро. А когда все происходит в лесу, нужно поберечь глаза от хлыщущих веток.
Основное пространство над мотором занимает деревянная лавка, внизу которой – подножки. Пассажиры сидят спиной друг к другу. Из органов управления – рычажок газа, ручка тормоза со сцеплением. Акселератор можно оставить в фиксированном положении – вот вам и «круиз-контроль».
Внизу – рычаг заднего хода, под ногой – педаль для переключения передач (как на мотоцикле). И еще один элемент оборудования – фара, одновременно служащая корпусом под замок зажигания.
Помимо четырехступенчатой КПП и реверса, дрезина оснащается контрприводом, распределяющим энергию крутящего момента между обеими осями. Последние подвешены на пружинах. Все передачи – цепные. Но самая главная ценность – колеса. На дрезине они не цельнолитые, как на больших локомотивах и вагонах, а штампованные. Из-за этого протираются очень быстро: на поверхности образуются микротрещины. Умельцы вытачивают колеса из цилиндров двигателя погрузчика, работающего на лесозаготовках.
А вот тормоза изначально неэффективные – колодки даже на заводских машинах вытачивают из березы. На мокрых или заснеженных путях экстренно остановиться не получится: при вождении в сырую погоду это нужно учитывать. Практически все дрезины имеют эксплуатационное «ноу-хау» – колеса закрепляются через диэлектрические прокладки (чаще – фибра). Это делается для сигнализации на ж/д переездах: тогда автоматика не будет принимать дрезину за поезд и опускать шлагбаум.
Местные жители, которым достались в наследство от разорившихся предприятий заводские «пионерки», снимают с них «уральский» или «днепровский» движок и ставят менее мощный мотор. Например, от «Восхода». И это вполне понятно: полупустая дрезина со штатным силовым агрегатом свободно разгоняется до 80 км/ч.
Нестись с такой скоростью на открытой машине, которая мчится по разбитым рельсам с широченными стыками и гнилыми шпалами, опасно! Не зря ТД-5 называют «бешенной табуреткой». Поэтому для поездок на небольшие расстояния скромного движка от «Восхода» вполне достаточно.
Зачем тогда на заводе ставили такие «мощные» моторы? Причина заключается в том, что ТД-5У шли в комплекте с парой прицепов. Каждый из них мог «потянуть» тонну груза или десять человек. Прицепы оснащались тормозами: на тележке, как указывает инструкция, должен сидеть человек, который при необходимости потянет за рычаг.
Сколько всего было выпущено ТД-5 и ее модификаций, сказать невозможно. Однако стоит напомнить – сегодня дрезину ТД-5 РЖД запретила. На чем же ездят рабочие-путейцы? Если говорить о наиболее массовой дрезине-мотовозе, то это ДГКу (выпущено 4500 единиц техники). Ее производством занимался Тихорецкий завод с 1963-й по 1989-й год.
Так расшифровывается ДГКу, оборудованная дизелем ЯМЗ-238 в 240 л. с., который, в свою очередь, крутит генератор, выдающий 220 и 380 вольт. Двигатель оснащается парой радиаторов для лучшего охлаждения на затяжных подъемах. В комплекте с мотором идет пятиступенчатая МКПП (на практике всегда включена 4-я), от которой идет кардан на гидропередачу. Последнюю можно назвать автоматической двухскоростной коробкой, работающей в двух режимах.
Первый разгоняет мотовоз от 0 до 40 км/ч, второй – от 40 до 80 км/ч. Если машина используется, как маневровая, то диапазон будет от 0 до 20 и от 20 до 40 км/ч. Колесные пары подключены постоянно, т. е. можно сказать, что у ДГКу полный привод. Мотовоз оборудован компрессором, благодаря которому работает пневматическая тормозная система.
Дрезина весит 29 т и способна разгоняться до 80 км/ч. Используется для доставки бригад к местам повреждений путей. Для выполнения работ мотовоз оборудован сварочным аппаратом. ДГКу оснащена краном-манипулятором и кузовной платформой для погрузки/разгрузки и транспортировки рельс длиной до 25 м.
Для их снятия применяется электрический магнит, питаемый от генератора мотовоза. Экипаж состоит из двух человек – машиниста и его помощника. Позже дрезину ДГКу заменила новая модель – МПТ-4, а самой современной является АГМс-П, выпускавшаяся всего год – с 2001 по 2002-й. О них расскажем в следующих выпусках.
Однако прогресс идет вперед и вот уже появляются рельсовые тележки, оснащенные небольшими двигателями. В СССР в 50-х годах появляется ТД-5 – транспортная дрезина, которая, подобно «Фольксваген Жук», АН-2 и другим рекордсменам, прослужила многие десятилетия.
Ручные дрезины остались в далеком прошлом. Фото: YouTube.com
Только в отличие от авто и самолета, производится сегодня! Дрезину, разработанную в 50-е выпускает Калужский механический завод – купить ее может любой желающий.
На сегодня специальным приказом по российским железным дорогам эксплуатация дрезины ТД-5 из-за несчастных случаев, связанных с гибелью и получением травм рабочими, запрещена.
Казалось бы: зачем обычному человеку дрезина? Она нужна разве что рабочим-путейцам (несмотря на запрет, видимо, тайком от руководства, их все-таки используют). Но не торопитесь с выводами – на необъятных российских просторах полно мест, где сохранились узкоколейные железные дороги, по которым зачастую поезда уже не ходят. Зато местные жители добираются из одного пункта до другого с относительным комфортом. Ну, или ездят в лес по грибы да ягоды.
ТД-5У (узкоколейная)
Если прочитать инструкцию к этой дрезине, окажется, что ее экипаж должен состоять из …четырех человек. Зачем? Даже в современном самолете только два пилота. Оказывается, все подобные ж/д транспортные средства делятся на две разновидности – съемные и несъемные.
Серийная ТД-5М. Фото: YouTube.com
ТД-5У относится к первой категории. Это значит, что при необходимости (ввиду приближающегося навстречу поезда или на обратном пути) ее нужно развернуть вручную. Сделать это проще всего вчетвером.
Самая первая версия мотодрезины ТД-5 реализовывалась под торговой маркой «Пионер». С тех пор все дрезины с мотором прозвали «пионерками».
Общая схема, разработанная в 50-е, до сих пор остается неизменной. Вся разница – в устанавливаемых двигателях. Изначально это были мотоциклетные моторы от «Урала» и «Днепра», развивавшие 41 и 36 «лошадей» соответственно. Сегодня на дрезину устанавливают Kohler, выдающий всего 27 л. с. Но их вполне хватает, чтобы разогнаться до 50 км/ч с «грузом» в шесть человек. Впрочем, такая скорость и не требуется: старые узкоколейки уже разваливаются, стыки большие, дрезину трясет так сильно, что есть риск вывалиться, если ехать быстро. А когда все происходит в лесу, нужно поберечь глаза от хлыщущих веток.
Движок – от мотоцикла. Фото: YouTube.com
Основное пространство над мотором занимает деревянная лавка, внизу которой – подножки. Пассажиры сидят спиной друг к другу. Из органов управления – рычажок газа, ручка тормоза со сцеплением. Акселератор можно оставить в фиксированном положении – вот вам и «круиз-контроль».
Места для сидения – деревянные скамейки. Фото: YouTube.com
Внизу – рычаг заднего хода, под ногой – педаль для переключения передач (как на мотоцикле). И еще один элемент оборудования – фара, одновременно служащая корпусом под замок зажигания.
Ходовая часть
Помимо четырехступенчатой КПП и реверса, дрезина оснащается контрприводом, распределяющим энергию крутящего момента между обеими осями. Последние подвешены на пружинах. Все передачи – цепные. Но самая главная ценность – колеса. На дрезине они не цельнолитые, как на больших локомотивах и вагонах, а штампованные. Из-за этого протираются очень быстро: на поверхности образуются микротрещины. Умельцы вытачивают колеса из цилиндров двигателя погрузчика, работающего на лесозаготовках.
Самое ценное в дрезине – колеса. Фото: YouTube.com
А вот тормоза изначально неэффективные – колодки даже на заводских машинах вытачивают из березы. На мокрых или заснеженных путях экстренно остановиться не получится: при вождении в сырую погоду это нужно учитывать. Практически все дрезины имеют эксплуатационное «ноу-хау» – колеса закрепляются через диэлектрические прокладки (чаще – фибра). Это делается для сигнализации на ж/д переездах: тогда автоматика не будет принимать дрезину за поезд и опускать шлагбаум.
Прицепы
Местные жители, которым достались в наследство от разорившихся предприятий заводские «пионерки», снимают с них «уральский» или «днепровский» движок и ставят менее мощный мотор. Например, от «Восхода». И это вполне понятно: полупустая дрезина со штатным силовым агрегатом свободно разгоняется до 80 км/ч.
У «пионерки» – своя приборная панель!. Фото: YouTube.com
Нестись с такой скоростью на открытой машине, которая мчится по разбитым рельсам с широченными стыками и гнилыми шпалами, опасно! Не зря ТД-5 называют «бешенной табуреткой». Поэтому для поездок на небольшие расстояния скромного движка от «Восхода» вполне достаточно.
Те, кто живет рядом с узкоколейкой, зачастую предпочитают собрать мотодрезину самостоятельно. Варят каркас, устанавливают мотоциклетный двигатель, достают колеса и – готово.
Зачем тогда на заводе ставили такие «мощные» моторы? Причина заключается в том, что ТД-5У шли в комплекте с парой прицепов. Каждый из них мог «потянуть» тонну груза или десять человек. Прицепы оснащались тормозами: на тележке, как указывает инструкция, должен сидеть человек, который при необходимости потянет за рычаг.
Рабочий подгоняет прицеп. Фото: YouTube.com
Сколько всего было выпущено ТД-5 и ее модификаций, сказать невозможно. Однако стоит напомнить – сегодня дрезину ТД-5 РЖД запретила. На чем же ездят рабочие-путейцы? Если говорить о наиболее массовой дрезине-мотовозе, то это ДГКу (выпущено 4500 единиц техники). Ее производством занимался Тихорецкий завод с 1963-й по 1989-й год.
Универсальная грузовая крановая дрезина
Так расшифровывается ДГКу, оборудованная дизелем ЯМЗ-238 в 240 л. с., который, в свою очередь, крутит генератор, выдающий 220 и 380 вольт. Двигатель оснащается парой радиаторов для лучшего охлаждения на затяжных подъемах. В комплекте с мотором идет пятиступенчатая МКПП (на практике всегда включена 4-я), от которой идет кардан на гидропередачу. Последнюю можно назвать автоматической двухскоростной коробкой, работающей в двух режимах.
Самый массовый мотовоз ДГКу на трассе. Фото: YouTube.com
Первый разгоняет мотовоз от 0 до 40 км/ч, второй – от 40 до 80 км/ч. Если машина используется, как маневровая, то диапазон будет от 0 до 20 и от 20 до 40 км/ч. Колесные пары подключены постоянно, т. е. можно сказать, что у ДГКу полный привод. Мотовоз оборудован компрессором, благодаря которому работает пневматическая тормозная система.
Производилась и более мощная разновидность описываемой дрезины – ДГКу-5, способная перевозить уже до 6 т и развивать скорость в 100 км/ч. В экспортном варианте 02-Т кран поднимает до 4 т.
Дрезина весит 29 т и способна разгоняться до 80 км/ч. Используется для доставки бригад к местам повреждений путей. Для выполнения работ мотовоз оборудован сварочным аппаратом. ДГКу оснащена краном-манипулятором и кузовной платформой для погрузки/разгрузки и транспортировки рельс длиной до 25 м.
Приборная панель в ДГКу. Фото: YouTube.com
Для их снятия применяется электрический магнит, питаемый от генератора мотовоза. Экипаж состоит из двух человек – машиниста и его помощника. Позже дрезину ДГКу заменила новая модель – МПТ-4, а самой современной является АГМс-П, выпускавшаяся всего год – с 2001 по 2002-й. О них расскажем в следующих выпусках.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....