Компактная модель из 30-х – Mercedes-Benz 170 W15
488

Компактная модель из 30-х – Mercedes-Benz 170 W15

При упоминании марки Mercedes в уме невольно всплывают картинки с красивыми, просторными и очень надежными автомобилями. Да, это и есть тот имидж, который компания усердно зарабатывала и подтверждала на протяжении многих десятилетий. Кажется, что в линейке такого промышленного титана нет места для бюджетных моделей.


Это, конечно же, не так. На данный момент самым маленьким классическим легковым автомобилем Mercedes-Benz является W177 A-Class, который выпускается с апреля 2018 года. Самый короткий хэтчбек имеет размеры 4,42 м. В принципе, даже такие параметры сложно счесть однозначно скромными.

Компактная модель из 30-х – Mercedes-Benz 170 W15Неплохой дизайн Mercedes-Benz 170 W15 в стиле 30-х. Фото: youtube.com

Однако в прошлом бренд «трехконечной звезды» выпускал автомобили гораздо меньших размеров. И не только первый А, который классифицировался как MPV, но имел длину меньше 3,6 м. Коллекция маленьких «Мерседесов» богата и уходит глубоко в прошлое. Сегодня мы вспомним об одном из таких, появившемся более девяти десятилетий назад. А вот начало истории его создания и вовсе уводит нас вглубь на целое столетие.

Долгий путь к прогрессу


Еще в начале 20-х годов минувшего века конструкторы компании «Бенц» в Мангейме рассматривали идею использования независимой подвески и качающихся полуосей. Это действительно произошло, но только с гоночными автомобилями. Невероятно интересный «Тропфенваген» типа RH имел подобную конструкцию, по крайней мере, сзади.

Также ему достался аэродинамический кузов, рядный шестицилиндровый двухлитровый двигатель с четырехклапанной технологией и установкой посередине. Правда, в итоге спорткар не добился заметных успехов, а современную технологию шасси так и не удалось внедрить в серийное производство.

Задний багажник с запасным колесом. Фото: youtube.com

С 1924 года два бывших конкурента более или менее объединили свои интересы в Mercedes-Benz, однако компаниям пришлось столкнуться с рядом организационных трудностей. Клиенты хотели компактный легковой автомобиль по привлекательной цене, но с соответствующим качеством и высоким техническим уровнем. И именно его развитие задержалось. Экономическая ситуация в Германии стабилизировалась очень быстро, недавняя гиперинфляция ушла в прошлое. Однако 40-сильный Mercedes Пауля Даймлера 1923/25 годов имел нагнетатели и был слишком дорогим.

Решение проблемы нашли к началу 30-х. Им стал 4-метровый Mercedes-Benz 170 W15 с небольшим шестицилиндровым двигателем и независимой подвеской. Первый автомобиль из Штутгарта со знаменитой торговой маркой «170» удивил своими передовыми технологиями.


К последним можно отнести гидравлические тормоза и многое другое. Но всему этому предшествовал путь длительных проверок и доработок, включающий промежуточные варианты. Компания Benz подготовила эволюцию своей популярной модели – 10/35, переживший слияние двух производителей в 1926 году. Он одним из первых получил имя нового бренда, но в следующем сезоне был снят с конвейера по причине неконкурентоспособности.

Фердинанд Порше и его команда разработали Mercedes-Benz 8/38 PS, который уже получил традиционное для серии обозначение, а именно W02. Его выпустили на рынок в 1926 году, оснастив двухлитровым шестицилиндровым двигателем. Но это по-прежнему был автомобиль традиционной конструкции, с жесткими мостами и полуэллиптическими рессорами.

Также началась работа над W01 с шестицилиндровым двигателем объемом 1,4 л, который оказался меньше, чем 8/38. В 1928 году последовал еще один легковой автомобиль: W14, на этот раз с 1,3-литровым четырехцилиндровым мотором типа М 14. Обе машины по-прежнему оставались классикой, поскольку в их шасси вообще ничего не изменилось.

Приборная панель Mercedes-Benz 170 W15: просто и понятно. Фото: youtube.com

Но идея современного легкового автомобиля не давала спокойно спать штутгартским инженерам. Еще в июне 1928 года в протоколе правления говорилось, что хорошая маленькая модель по разумной цене крайне необходима для общего ассортимента продаваемой продукции.

Оба варианта обсуждались оживленно. В октябре того же года было принято решение: приоритет будет отдан более крупному двигателю. Прототип запустили в реализацию, поэтому его испытания продолжились. В июне 1929 года инженеры уже работали над трансмиссией и поворотными мостами. Но внезапно грянул кризис, который заставил всех производителей мира пересмотреть свою концепцию в пользу недорогих и экономичных автомобилей со скромными параметрами и силовыми агрегатами.

Спасительная новинка


В архивах можно найти запись от мая 1930 года о том, что машина ставится в серию. Новые Mercedes-Benz 170 W15 разошлись нарасхват, рынок принял их с энтузиазмом. В 1932 году из ворот завода вышло 4438 экземпляров. Это может показаться незначительной цифрой, но общее производство легковых автомобилей компании составляло всего 5996 единиц. Да, спустя всего 12 месяцев доля в 74 % выглядит очень впечатляюще. Более того, экспорт за пределы Германии представлял собой абсолютный минимум. Вот основные показатели W15:

✅ колесная база – 2600 мм
✅ полная масса – ок. 1455 кг
✅ максимальная скорость – 90 км/ч

Производитель больших и дорогих автомобилей показал себя хорошо. W15 представлял собой продвинутый «компакт» длиной 3940 мм без бамперов, с ними он легко превышал 4-метровую отметку. Модель получила независимую подвеску и гидравлические барабанные тормоза на всех четырех колесах. Ее комфорт выглядел образцовым, учитывая размеры автомобиля, что очень пригодилось на плохих дорогах того времени.

С небольшим шестицилиндровым двигателем


Центр тяжести слегка понизили, что также способствовало лучшей управляемости и устойчивости. А в начале 30-х годов такие характеристики не считались само собой разумеющимися в этом сегменте. Очень высокие автомобили уже были не в моде, поэтому размеры «Мерседеса» с закрытым кузовом составляли 1,65 м (высота) и 1,63 метра (ширина). К этому стоит добавить и характеристики двигателя:

✅ рабочий объем – 1692 куб. см
✅ мощность – 32 л. с при 3200 об/мин
✅ одинарный карбюратор «Солекс» (тип 30 FVST или 30 BFV)

Шестицилиндровому варианту инженеры отдали предпочтение из-за более низких вибраций. Распределительный вал приводился в движение шестернями. Мотор получил центральную смазку, водяное охлаждение могло похвастаться помпой и термостатом. Мощность традиционно передавалась на задние колеса через однодисковое сухое сцепление и четырехступенчатую коробку прямого переключения. Рычаг разместили в традиционном для того времени месте – на полу. Само шасси весило 750 кг, кузов автомобиля – 1050-1200 кг.

Просторный задний диван. Фото: youtube.com

Основой стала рама из овальных стальных трубок в форме буквы U. Спереди располагались две поперечные листовые рессоры, одна под осями, другая над ними, и рычажные амортизаторы. Сзади о комфорте экипажа заботились по две винтовые пружины на каждое колесо. За свои услуги компактный «Мерседес» требовал 11 литров бензина на каждую сотню километров. Скромного топливного бака (33 л) хватало всего на 300 км. Он располагался в моторном отсеке. Серийные автомобили получили большие восемнадцатидюймовые колеса.

Успешная премьера и дальнейшее развитие


Премьера W15 состоялась на Парижском автосалоне, проходившем с 1 по 11 октября 1931 года. Эксперты не жалели похвал, даже те, кто раньше считал новаторский дизайн авантюрой. К этому присоединилась и буквально ошеломленная мирская общественность. А еще новинка оказалась относительно доступной, ни один Mercedes в то время не стоил дешевле.

Ассортимент вариантов кузова постепенно расширялся. До 1934 года Mercedes-Benz 170 W15 удерживал позицию самого массового автомобиля марки. И тут произошли наиболее существенные изменения. Основа шасси осталась прежней, но на смену «уху» пришла нижняя штампованная стальная рама коробчатого профиля. Произошла и модификация кузова: в частности, у четырехдверных седанов и кабриолетов сзади добавили больший багажник. Всего за время производства сделали около 170 правок.

Двигатель Mercedes-Benz 170 W15. Фото: youtube.com

В 1935 году завод произвел 3020 единиц, что составляло долю рынка менее 2 %. К следующему, когда появилась более известная серия W136, свет увидело, в общей сложности, 13 775 экземпляров W15. Последние серийные автомобили этой модели были доступны в продаже до 1937 года включительно.
Как вам дизайн Mercedes-Benz 170 W15?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Як-18Т снова вернут в «строй»

Як-18Т снова вернут в «строй»

С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России

«Везува С2» – сделано в России

Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Полируем фары картоном

Полируем фары картоном

Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Собираем клюкву трактором

Собираем клюкву трактором

Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....