Компактная модель из 30-х – Mercedes-Benz 170 W15
При упоминании марки Mercedes в уме невольно всплывают картинки с красивыми, просторными и очень надежными автомобилями. Да, это и есть тот имидж, который компания усердно зарабатывала и подтверждала на протяжении многих десятилетий. Кажется, что в линейке такого промышленного титана нет места для бюджетных моделей.
Это, конечно же, не так. На данный момент самым маленьким классическим легковым автомобилем Mercedes-Benz является W177 A-Class, который выпускается с апреля 2018 года. Самый короткий хэтчбек имеет размеры 4,42 м. В принципе, даже такие параметры сложно счесть однозначно скромными.
Однако в прошлом бренд «трехконечной звезды» выпускал автомобили гораздо меньших размеров. И не только первый А, который классифицировался как MPV, но имел длину меньше 3,6 м. Коллекция маленьких «Мерседесов» богата и уходит глубоко в прошлое. Сегодня мы вспомним об одном из таких, появившемся более девяти десятилетий назад. А вот начало истории его создания и вовсе уводит нас вглубь на целое столетие.
Еще в начале 20-х годов минувшего века конструкторы компании «Бенц» в Мангейме рассматривали идею использования независимой подвески и качающихся полуосей. Это действительно произошло, но только с гоночными автомобилями. Невероятно интересный «Тропфенваген» типа RH имел подобную конструкцию, по крайней мере, сзади.
Также ему достался аэродинамический кузов, рядный шестицилиндровый двухлитровый двигатель с четырехклапанной технологией и установкой посередине. Правда, в итоге спорткар не добился заметных успехов, а современную технологию шасси так и не удалось внедрить в серийное производство.
С 1924 года два бывших конкурента более или менее объединили свои интересы в Mercedes-Benz, однако компаниям пришлось столкнуться с рядом организационных трудностей. Клиенты хотели компактный легковой автомобиль по привлекательной цене, но с соответствующим качеством и высоким техническим уровнем. И именно его развитие задержалось. Экономическая ситуация в Германии стабилизировалась очень быстро, недавняя гиперинфляция ушла в прошлое. Однако 40-сильный Mercedes Пауля Даймлера 1923/25 годов имел нагнетатели и был слишком дорогим.
К последним можно отнести гидравлические тормоза и многое другое. Но всему этому предшествовал путь длительных проверок и доработок, включающий промежуточные варианты. Компания Benz подготовила эволюцию своей популярной модели – 10/35, переживший слияние двух производителей в 1926 году. Он одним из первых получил имя нового бренда, но в следующем сезоне был снят с конвейера по причине неконкурентоспособности.
Фердинанд Порше и его команда разработали Mercedes-Benz 8/38 PS, который уже получил традиционное для серии обозначение, а именно W02. Его выпустили на рынок в 1926 году, оснастив двухлитровым шестицилиндровым двигателем. Но это по-прежнему был автомобиль традиционной конструкции, с жесткими мостами и полуэллиптическими рессорами.
Также началась работа над W01 с шестицилиндровым двигателем объемом 1,4 л, который оказался меньше, чем 8/38. В 1928 году последовал еще один легковой автомобиль: W14, на этот раз с 1,3-литровым четырехцилиндровым мотором типа М 14. Обе машины по-прежнему оставались классикой, поскольку в их шасси вообще ничего не изменилось.
Но идея современного легкового автомобиля не давала спокойно спать штутгартским инженерам. Еще в июне 1928 года в протоколе правления говорилось, что хорошая маленькая модель по разумной цене крайне необходима для общего ассортимента продаваемой продукции.
Оба варианта обсуждались оживленно. В октябре того же года было принято решение: приоритет будет отдан более крупному двигателю. Прототип запустили в реализацию, поэтому его испытания продолжились. В июне 1929 года инженеры уже работали над трансмиссией и поворотными мостами. Но внезапно грянул кризис, который заставил всех производителей мира пересмотреть свою концепцию в пользу недорогих и экономичных автомобилей со скромными параметрами и силовыми агрегатами.
В архивах можно найти запись от мая 1930 года о том, что машина ставится в серию. Новые Mercedes-Benz 170 W15 разошлись нарасхват, рынок принял их с энтузиазмом. В 1932 году из ворот завода вышло 4438 экземпляров. Это может показаться незначительной цифрой, но общее производство легковых автомобилей компании составляло всего 5996 единиц. Да, спустя всего 12 месяцев доля в 74 % выглядит очень впечатляюще. Более того, экспорт за пределы Германии представлял собой абсолютный минимум. Вот основные показатели W15:
✅ колесная база – 2600 мм
✅ полная масса – ок. 1455 кг
✅ максимальная скорость – 90 км/ч
Производитель больших и дорогих автомобилей показал себя хорошо. W15 представлял собой продвинутый «компакт» длиной 3940 мм без бамперов, с ними он легко превышал 4-метровую отметку. Модель получила независимую подвеску и гидравлические барабанные тормоза на всех четырех колесах. Ее комфорт выглядел образцовым, учитывая размеры автомобиля, что очень пригодилось на плохих дорогах того времени.
Центр тяжести слегка понизили, что также способствовало лучшей управляемости и устойчивости. А в начале 30-х годов такие характеристики не считались само собой разумеющимися в этом сегменте. Очень высокие автомобили уже были не в моде, поэтому размеры «Мерседеса» с закрытым кузовом составляли 1,65 м (высота) и 1,63 метра (ширина). К этому стоит добавить и характеристики двигателя:
✅ рабочий объем – 1692 куб. см
✅ мощность – 32 л. с при 3200 об/мин
✅ одинарный карбюратор «Солекс» (тип 30 FVST или 30 BFV)
Шестицилиндровому варианту инженеры отдали предпочтение из-за более низких вибраций. Распределительный вал приводился в движение шестернями. Мотор получил центральную смазку, водяное охлаждение могло похвастаться помпой и термостатом. Мощность традиционно передавалась на задние колеса через однодисковое сухое сцепление и четырехступенчатую коробку прямого переключения. Рычаг разместили в традиционном для того времени месте – на полу. Само шасси весило 750 кг, кузов автомобиля – 1050-1200 кг.
Основой стала рама из овальных стальных трубок в форме буквы U. Спереди располагались две поперечные листовые рессоры, одна под осями, другая над ними, и рычажные амортизаторы. Сзади о комфорте экипажа заботились по две винтовые пружины на каждое колесо. За свои услуги компактный «Мерседес» требовал 11 литров бензина на каждую сотню километров. Скромного топливного бака (33 л) хватало всего на 300 км. Он располагался в моторном отсеке. Серийные автомобили получили большие восемнадцатидюймовые колеса.
Премьера W15 состоялась на Парижском автосалоне, проходившем с 1 по 11 октября 1931 года. Эксперты не жалели похвал, даже те, кто раньше считал новаторский дизайн авантюрой. К этому присоединилась и буквально ошеломленная мирская общественность. А еще новинка оказалась относительно доступной, ни один Mercedes в то время не стоил дешевле.
Ассортимент вариантов кузова постепенно расширялся. До 1934 года Mercedes-Benz 170 W15 удерживал позицию самого массового автомобиля марки. И тут произошли наиболее существенные изменения. Основа шасси осталась прежней, но на смену «уху» пришла нижняя штампованная стальная рама коробчатого профиля. Произошла и модификация кузова: в частности, у четырехдверных седанов и кабриолетов сзади добавили больший багажник. Всего за время производства сделали около 170 правок.
В 1935 году завод произвел 3020 единиц, что составляло долю рынка менее 2 %. К следующему, когда появилась более известная серия W136, свет увидело, в общей сложности, 13 775 экземпляров W15. Последние серийные автомобили этой модели были доступны в продаже до 1937 года включительно.
Это, конечно же, не так. На данный момент самым маленьким классическим легковым автомобилем Mercedes-Benz является W177 A-Class, который выпускается с апреля 2018 года. Самый короткий хэтчбек имеет размеры 4,42 м. В принципе, даже такие параметры сложно счесть однозначно скромными.
Неплохой дизайн Mercedes-Benz 170 W15 в стиле 30-х. Фото: youtube.com
Однако в прошлом бренд «трехконечной звезды» выпускал автомобили гораздо меньших размеров. И не только первый А, который классифицировался как MPV, но имел длину меньше 3,6 м. Коллекция маленьких «Мерседесов» богата и уходит глубоко в прошлое. Сегодня мы вспомним об одном из таких, появившемся более девяти десятилетий назад. А вот начало истории его создания и вовсе уводит нас вглубь на целое столетие.
Долгий путь к прогрессу
Еще в начале 20-х годов минувшего века конструкторы компании «Бенц» в Мангейме рассматривали идею использования независимой подвески и качающихся полуосей. Это действительно произошло, но только с гоночными автомобилями. Невероятно интересный «Тропфенваген» типа RH имел подобную конструкцию, по крайней мере, сзади.
Также ему достался аэродинамический кузов, рядный шестицилиндровый двухлитровый двигатель с четырехклапанной технологией и установкой посередине. Правда, в итоге спорткар не добился заметных успехов, а современную технологию шасси так и не удалось внедрить в серийное производство.
Задний багажник с запасным колесом. Фото: youtube.com
С 1924 года два бывших конкурента более или менее объединили свои интересы в Mercedes-Benz, однако компаниям пришлось столкнуться с рядом организационных трудностей. Клиенты хотели компактный легковой автомобиль по привлекательной цене, но с соответствующим качеством и высоким техническим уровнем. И именно его развитие задержалось. Экономическая ситуация в Германии стабилизировалась очень быстро, недавняя гиперинфляция ушла в прошлое. Однако 40-сильный Mercedes Пауля Даймлера 1923/25 годов имел нагнетатели и был слишком дорогим.
Решение проблемы нашли к началу 30-х. Им стал 4-метровый Mercedes-Benz 170 W15 с небольшим шестицилиндровым двигателем и независимой подвеской. Первый автомобиль из Штутгарта со знаменитой торговой маркой «170» удивил своими передовыми технологиями.
К последним можно отнести гидравлические тормоза и многое другое. Но всему этому предшествовал путь длительных проверок и доработок, включающий промежуточные варианты. Компания Benz подготовила эволюцию своей популярной модели – 10/35, переживший слияние двух производителей в 1926 году. Он одним из первых получил имя нового бренда, но в следующем сезоне был снят с конвейера по причине неконкурентоспособности.
Фердинанд Порше и его команда разработали Mercedes-Benz 8/38 PS, который уже получил традиционное для серии обозначение, а именно W02. Его выпустили на рынок в 1926 году, оснастив двухлитровым шестицилиндровым двигателем. Но это по-прежнему был автомобиль традиционной конструкции, с жесткими мостами и полуэллиптическими рессорами.
Также началась работа над W01 с шестицилиндровым двигателем объемом 1,4 л, который оказался меньше, чем 8/38. В 1928 году последовал еще один легковой автомобиль: W14, на этот раз с 1,3-литровым четырехцилиндровым мотором типа М 14. Обе машины по-прежнему оставались классикой, поскольку в их шасси вообще ничего не изменилось.
Приборная панель Mercedes-Benz 170 W15: просто и понятно. Фото: youtube.com
Но идея современного легкового автомобиля не давала спокойно спать штутгартским инженерам. Еще в июне 1928 года в протоколе правления говорилось, что хорошая маленькая модель по разумной цене крайне необходима для общего ассортимента продаваемой продукции.
Оба варианта обсуждались оживленно. В октябре того же года было принято решение: приоритет будет отдан более крупному двигателю. Прототип запустили в реализацию, поэтому его испытания продолжились. В июне 1929 года инженеры уже работали над трансмиссией и поворотными мостами. Но внезапно грянул кризис, который заставил всех производителей мира пересмотреть свою концепцию в пользу недорогих и экономичных автомобилей со скромными параметрами и силовыми агрегатами.
Спасительная новинка
В архивах можно найти запись от мая 1930 года о том, что машина ставится в серию. Новые Mercedes-Benz 170 W15 разошлись нарасхват, рынок принял их с энтузиазмом. В 1932 году из ворот завода вышло 4438 экземпляров. Это может показаться незначительной цифрой, но общее производство легковых автомобилей компании составляло всего 5996 единиц. Да, спустя всего 12 месяцев доля в 74 % выглядит очень впечатляюще. Более того, экспорт за пределы Германии представлял собой абсолютный минимум. Вот основные показатели W15:
✅ колесная база – 2600 мм
✅ полная масса – ок. 1455 кг
✅ максимальная скорость – 90 км/ч
Производитель больших и дорогих автомобилей показал себя хорошо. W15 представлял собой продвинутый «компакт» длиной 3940 мм без бамперов, с ними он легко превышал 4-метровую отметку. Модель получила независимую подвеску и гидравлические барабанные тормоза на всех четырех колесах. Ее комфорт выглядел образцовым, учитывая размеры автомобиля, что очень пригодилось на плохих дорогах того времени.
С небольшим шестицилиндровым двигателем
Центр тяжести слегка понизили, что также способствовало лучшей управляемости и устойчивости. А в начале 30-х годов такие характеристики не считались само собой разумеющимися в этом сегменте. Очень высокие автомобили уже были не в моде, поэтому размеры «Мерседеса» с закрытым кузовом составляли 1,65 м (высота) и 1,63 метра (ширина). К этому стоит добавить и характеристики двигателя:
✅ рабочий объем – 1692 куб. см
✅ мощность – 32 л. с при 3200 об/мин
✅ одинарный карбюратор «Солекс» (тип 30 FVST или 30 BFV)
Шестицилиндровому варианту инженеры отдали предпочтение из-за более низких вибраций. Распределительный вал приводился в движение шестернями. Мотор получил центральную смазку, водяное охлаждение могло похвастаться помпой и термостатом. Мощность традиционно передавалась на задние колеса через однодисковое сухое сцепление и четырехступенчатую коробку прямого переключения. Рычаг разместили в традиционном для того времени месте – на полу. Само шасси весило 750 кг, кузов автомобиля – 1050-1200 кг.
Просторный задний диван. Фото: youtube.com
Основой стала рама из овальных стальных трубок в форме буквы U. Спереди располагались две поперечные листовые рессоры, одна под осями, другая над ними, и рычажные амортизаторы. Сзади о комфорте экипажа заботились по две винтовые пружины на каждое колесо. За свои услуги компактный «Мерседес» требовал 11 литров бензина на каждую сотню километров. Скромного топливного бака (33 л) хватало всего на 300 км. Он располагался в моторном отсеке. Серийные автомобили получили большие восемнадцатидюймовые колеса.
Успешная премьера и дальнейшее развитие
Премьера W15 состоялась на Парижском автосалоне, проходившем с 1 по 11 октября 1931 года. Эксперты не жалели похвал, даже те, кто раньше считал новаторский дизайн авантюрой. К этому присоединилась и буквально ошеломленная мирская общественность. А еще новинка оказалась относительно доступной, ни один Mercedes в то время не стоил дешевле.
Ассортимент вариантов кузова постепенно расширялся. До 1934 года Mercedes-Benz 170 W15 удерживал позицию самого массового автомобиля марки. И тут произошли наиболее существенные изменения. Основа шасси осталась прежней, но на смену «уху» пришла нижняя штампованная стальная рама коробчатого профиля. Произошла и модификация кузова: в частности, у четырехдверных седанов и кабриолетов сзади добавили больший багажник. Всего за время производства сделали около 170 правок.
Двигатель Mercedes-Benz 170 W15. Фото: youtube.com
В 1935 году завод произвел 3020 единиц, что составляло долю рынка менее 2 %. К следующему, когда появилась более известная серия W136, свет увидело, в общей сложности, 13 775 экземпляров W15. Последние серийные автомобили этой модели были доступны в продаже до 1937 года включительно.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...