Компактная модель из 30-х – Mercedes-Benz 170 W15
При упоминании марки Mercedes в уме невольно всплывают картинки с красивыми, просторными и очень надежными автомобилями. Да, это и есть тот имидж, который компания усердно зарабатывала и подтверждала на протяжении многих десятилетий. Кажется, что в линейке такого промышленного титана нет места для бюджетных моделей.
Это, конечно же, не так. На данный момент самым маленьким классическим легковым автомобилем Mercedes-Benz является W177 A-Class, который выпускается с апреля 2018 года. Самый короткий хэтчбек имеет размеры 4,42 м. В принципе, даже такие параметры сложно счесть однозначно скромными.
Однако в прошлом бренд «трехконечной звезды» выпускал автомобили гораздо меньших размеров. И не только первый А, который классифицировался как MPV, но имел длину меньше 3,6 м. Коллекция маленьких «Мерседесов» богата и уходит глубоко в прошлое. Сегодня мы вспомним об одном из таких, появившемся более девяти десятилетий назад. А вот начало истории его создания и вовсе уводит нас вглубь на целое столетие.
Еще в начале 20-х годов минувшего века конструкторы компании «Бенц» в Мангейме рассматривали идею использования независимой подвески и качающихся полуосей. Это действительно произошло, но только с гоночными автомобилями. Невероятно интересный «Тропфенваген» типа RH имел подобную конструкцию, по крайней мере, сзади.
Также ему достался аэродинамический кузов, рядный шестицилиндровый двухлитровый двигатель с четырехклапанной технологией и установкой посередине. Правда, в итоге спорткар не добился заметных успехов, а современную технологию шасси так и не удалось внедрить в серийное производство.
С 1924 года два бывших конкурента более или менее объединили свои интересы в Mercedes-Benz, однако компаниям пришлось столкнуться с рядом организационных трудностей. Клиенты хотели компактный легковой автомобиль по привлекательной цене, но с соответствующим качеством и высоким техническим уровнем. И именно его развитие задержалось. Экономическая ситуация в Германии стабилизировалась очень быстро, недавняя гиперинфляция ушла в прошлое. Однако 40-сильный Mercedes Пауля Даймлера 1923/25 годов имел нагнетатели и был слишком дорогим.
К последним можно отнести гидравлические тормоза и многое другое. Но всему этому предшествовал путь длительных проверок и доработок, включающий промежуточные варианты. Компания Benz подготовила эволюцию своей популярной модели – 10/35, переживший слияние двух производителей в 1926 году. Он одним из первых получил имя нового бренда, но в следующем сезоне был снят с конвейера по причине неконкурентоспособности.
Фердинанд Порше и его команда разработали Mercedes-Benz 8/38 PS, который уже получил традиционное для серии обозначение, а именно W02. Его выпустили на рынок в 1926 году, оснастив двухлитровым шестицилиндровым двигателем. Но это по-прежнему был автомобиль традиционной конструкции, с жесткими мостами и полуэллиптическими рессорами.
Также началась работа над W01 с шестицилиндровым двигателем объемом 1,4 л, который оказался меньше, чем 8/38. В 1928 году последовал еще один легковой автомобиль: W14, на этот раз с 1,3-литровым четырехцилиндровым мотором типа М 14. Обе машины по-прежнему оставались классикой, поскольку в их шасси вообще ничего не изменилось.
Но идея современного легкового автомобиля не давала спокойно спать штутгартским инженерам. Еще в июне 1928 года в протоколе правления говорилось, что хорошая маленькая модель по разумной цене крайне необходима для общего ассортимента продаваемой продукции.
Оба варианта обсуждались оживленно. В октябре того же года было принято решение: приоритет будет отдан более крупному двигателю. Прототип запустили в реализацию, поэтому его испытания продолжились. В июне 1929 года инженеры уже работали над трансмиссией и поворотными мостами. Но внезапно грянул кризис, который заставил всех производителей мира пересмотреть свою концепцию в пользу недорогих и экономичных автомобилей со скромными параметрами и силовыми агрегатами.
В архивах можно найти запись от мая 1930 года о том, что машина ставится в серию. Новые Mercedes-Benz 170 W15 разошлись нарасхват, рынок принял их с энтузиазмом. В 1932 году из ворот завода вышло 4438 экземпляров. Это может показаться незначительной цифрой, но общее производство легковых автомобилей компании составляло всего 5996 единиц. Да, спустя всего 12 месяцев доля в 74 % выглядит очень впечатляюще. Более того, экспорт за пределы Германии представлял собой абсолютный минимум. Вот основные показатели W15:
✅ колесная база – 2600 мм
✅ полная масса – ок. 1455 кг
✅ максимальная скорость – 90 км/ч
Производитель больших и дорогих автомобилей показал себя хорошо. W15 представлял собой продвинутый «компакт» длиной 3940 мм без бамперов, с ними он легко превышал 4-метровую отметку. Модель получила независимую подвеску и гидравлические барабанные тормоза на всех четырех колесах. Ее комфорт выглядел образцовым, учитывая размеры автомобиля, что очень пригодилось на плохих дорогах того времени.
Центр тяжести слегка понизили, что также способствовало лучшей управляемости и устойчивости. А в начале 30-х годов такие характеристики не считались само собой разумеющимися в этом сегменте. Очень высокие автомобили уже были не в моде, поэтому размеры «Мерседеса» с закрытым кузовом составляли 1,65 м (высота) и 1,63 метра (ширина). К этому стоит добавить и характеристики двигателя:
✅ рабочий объем – 1692 куб. см
✅ мощность – 32 л. с при 3200 об/мин
✅ одинарный карбюратор «Солекс» (тип 30 FVST или 30 BFV)
Шестицилиндровому варианту инженеры отдали предпочтение из-за более низких вибраций. Распределительный вал приводился в движение шестернями. Мотор получил центральную смазку, водяное охлаждение могло похвастаться помпой и термостатом. Мощность традиционно передавалась на задние колеса через однодисковое сухое сцепление и четырехступенчатую коробку прямого переключения. Рычаг разместили в традиционном для того времени месте – на полу. Само шасси весило 750 кг, кузов автомобиля – 1050-1200 кг.
Основой стала рама из овальных стальных трубок в форме буквы U. Спереди располагались две поперечные листовые рессоры, одна под осями, другая над ними, и рычажные амортизаторы. Сзади о комфорте экипажа заботились по две винтовые пружины на каждое колесо. За свои услуги компактный «Мерседес» требовал 11 литров бензина на каждую сотню километров. Скромного топливного бака (33 л) хватало всего на 300 км. Он располагался в моторном отсеке. Серийные автомобили получили большие восемнадцатидюймовые колеса.
Премьера W15 состоялась на Парижском автосалоне, проходившем с 1 по 11 октября 1931 года. Эксперты не жалели похвал, даже те, кто раньше считал новаторский дизайн авантюрой. К этому присоединилась и буквально ошеломленная мирская общественность. А еще новинка оказалась относительно доступной, ни один Mercedes в то время не стоил дешевле.
Ассортимент вариантов кузова постепенно расширялся. До 1934 года Mercedes-Benz 170 W15 удерживал позицию самого массового автомобиля марки. И тут произошли наиболее существенные изменения. Основа шасси осталась прежней, но на смену «уху» пришла нижняя штампованная стальная рама коробчатого профиля. Произошла и модификация кузова: в частности, у четырехдверных седанов и кабриолетов сзади добавили больший багажник. Всего за время производства сделали около 170 правок.
В 1935 году завод произвел 3020 единиц, что составляло долю рынка менее 2 %. К следующему, когда появилась более известная серия W136, свет увидело, в общей сложности, 13 775 экземпляров W15. Последние серийные автомобили этой модели были доступны в продаже до 1937 года включительно.
Это, конечно же, не так. На данный момент самым маленьким классическим легковым автомобилем Mercedes-Benz является W177 A-Class, который выпускается с апреля 2018 года. Самый короткий хэтчбек имеет размеры 4,42 м. В принципе, даже такие параметры сложно счесть однозначно скромными.
Неплохой дизайн Mercedes-Benz 170 W15 в стиле 30-х. Фото: youtube.com
Однако в прошлом бренд «трехконечной звезды» выпускал автомобили гораздо меньших размеров. И не только первый А, который классифицировался как MPV, но имел длину меньше 3,6 м. Коллекция маленьких «Мерседесов» богата и уходит глубоко в прошлое. Сегодня мы вспомним об одном из таких, появившемся более девяти десятилетий назад. А вот начало истории его создания и вовсе уводит нас вглубь на целое столетие.
Долгий путь к прогрессу
Еще в начале 20-х годов минувшего века конструкторы компании «Бенц» в Мангейме рассматривали идею использования независимой подвески и качающихся полуосей. Это действительно произошло, но только с гоночными автомобилями. Невероятно интересный «Тропфенваген» типа RH имел подобную конструкцию, по крайней мере, сзади.
Также ему достался аэродинамический кузов, рядный шестицилиндровый двухлитровый двигатель с четырехклапанной технологией и установкой посередине. Правда, в итоге спорткар не добился заметных успехов, а современную технологию шасси так и не удалось внедрить в серийное производство.
Задний багажник с запасным колесом. Фото: youtube.com
С 1924 года два бывших конкурента более или менее объединили свои интересы в Mercedes-Benz, однако компаниям пришлось столкнуться с рядом организационных трудностей. Клиенты хотели компактный легковой автомобиль по привлекательной цене, но с соответствующим качеством и высоким техническим уровнем. И именно его развитие задержалось. Экономическая ситуация в Германии стабилизировалась очень быстро, недавняя гиперинфляция ушла в прошлое. Однако 40-сильный Mercedes Пауля Даймлера 1923/25 годов имел нагнетатели и был слишком дорогим.
Решение проблемы нашли к началу 30-х. Им стал 4-метровый Mercedes-Benz 170 W15 с небольшим шестицилиндровым двигателем и независимой подвеской. Первый автомобиль из Штутгарта со знаменитой торговой маркой «170» удивил своими передовыми технологиями.
К последним можно отнести гидравлические тормоза и многое другое. Но всему этому предшествовал путь длительных проверок и доработок, включающий промежуточные варианты. Компания Benz подготовила эволюцию своей популярной модели – 10/35, переживший слияние двух производителей в 1926 году. Он одним из первых получил имя нового бренда, но в следующем сезоне был снят с конвейера по причине неконкурентоспособности.
Фердинанд Порше и его команда разработали Mercedes-Benz 8/38 PS, который уже получил традиционное для серии обозначение, а именно W02. Его выпустили на рынок в 1926 году, оснастив двухлитровым шестицилиндровым двигателем. Но это по-прежнему был автомобиль традиционной конструкции, с жесткими мостами и полуэллиптическими рессорами.
Также началась работа над W01 с шестицилиндровым двигателем объемом 1,4 л, который оказался меньше, чем 8/38. В 1928 году последовал еще один легковой автомобиль: W14, на этот раз с 1,3-литровым четырехцилиндровым мотором типа М 14. Обе машины по-прежнему оставались классикой, поскольку в их шасси вообще ничего не изменилось.
Приборная панель Mercedes-Benz 170 W15: просто и понятно. Фото: youtube.com
Но идея современного легкового автомобиля не давала спокойно спать штутгартским инженерам. Еще в июне 1928 года в протоколе правления говорилось, что хорошая маленькая модель по разумной цене крайне необходима для общего ассортимента продаваемой продукции.
Оба варианта обсуждались оживленно. В октябре того же года было принято решение: приоритет будет отдан более крупному двигателю. Прототип запустили в реализацию, поэтому его испытания продолжились. В июне 1929 года инженеры уже работали над трансмиссией и поворотными мостами. Но внезапно грянул кризис, который заставил всех производителей мира пересмотреть свою концепцию в пользу недорогих и экономичных автомобилей со скромными параметрами и силовыми агрегатами.
Спасительная новинка
В архивах можно найти запись от мая 1930 года о том, что машина ставится в серию. Новые Mercedes-Benz 170 W15 разошлись нарасхват, рынок принял их с энтузиазмом. В 1932 году из ворот завода вышло 4438 экземпляров. Это может показаться незначительной цифрой, но общее производство легковых автомобилей компании составляло всего 5996 единиц. Да, спустя всего 12 месяцев доля в 74 % выглядит очень впечатляюще. Более того, экспорт за пределы Германии представлял собой абсолютный минимум. Вот основные показатели W15:
✅ колесная база – 2600 мм
✅ полная масса – ок. 1455 кг
✅ максимальная скорость – 90 км/ч
Производитель больших и дорогих автомобилей показал себя хорошо. W15 представлял собой продвинутый «компакт» длиной 3940 мм без бамперов, с ними он легко превышал 4-метровую отметку. Модель получила независимую подвеску и гидравлические барабанные тормоза на всех четырех колесах. Ее комфорт выглядел образцовым, учитывая размеры автомобиля, что очень пригодилось на плохих дорогах того времени.
С небольшим шестицилиндровым двигателем
Центр тяжести слегка понизили, что также способствовало лучшей управляемости и устойчивости. А в начале 30-х годов такие характеристики не считались само собой разумеющимися в этом сегменте. Очень высокие автомобили уже были не в моде, поэтому размеры «Мерседеса» с закрытым кузовом составляли 1,65 м (высота) и 1,63 метра (ширина). К этому стоит добавить и характеристики двигателя:
✅ рабочий объем – 1692 куб. см
✅ мощность – 32 л. с при 3200 об/мин
✅ одинарный карбюратор «Солекс» (тип 30 FVST или 30 BFV)
Шестицилиндровому варианту инженеры отдали предпочтение из-за более низких вибраций. Распределительный вал приводился в движение шестернями. Мотор получил центральную смазку, водяное охлаждение могло похвастаться помпой и термостатом. Мощность традиционно передавалась на задние колеса через однодисковое сухое сцепление и четырехступенчатую коробку прямого переключения. Рычаг разместили в традиционном для того времени месте – на полу. Само шасси весило 750 кг, кузов автомобиля – 1050-1200 кг.
Просторный задний диван. Фото: youtube.com
Основой стала рама из овальных стальных трубок в форме буквы U. Спереди располагались две поперечные листовые рессоры, одна под осями, другая над ними, и рычажные амортизаторы. Сзади о комфорте экипажа заботились по две винтовые пружины на каждое колесо. За свои услуги компактный «Мерседес» требовал 11 литров бензина на каждую сотню километров. Скромного топливного бака (33 л) хватало всего на 300 км. Он располагался в моторном отсеке. Серийные автомобили получили большие восемнадцатидюймовые колеса.
Успешная премьера и дальнейшее развитие
Премьера W15 состоялась на Парижском автосалоне, проходившем с 1 по 11 октября 1931 года. Эксперты не жалели похвал, даже те, кто раньше считал новаторский дизайн авантюрой. К этому присоединилась и буквально ошеломленная мирская общественность. А еще новинка оказалась относительно доступной, ни один Mercedes в то время не стоил дешевле.
Ассортимент вариантов кузова постепенно расширялся. До 1934 года Mercedes-Benz 170 W15 удерживал позицию самого массового автомобиля марки. И тут произошли наиболее существенные изменения. Основа шасси осталась прежней, но на смену «уху» пришла нижняя штампованная стальная рама коробчатого профиля. Произошла и модификация кузова: в частности, у четырехдверных седанов и кабриолетов сзади добавили больший багажник. Всего за время производства сделали около 170 правок.
Двигатель Mercedes-Benz 170 W15. Фото: youtube.com
В 1935 году завод произвел 3020 единиц, что составляло долю рынка менее 2 %. К следующему, когда появилась более известная серия W136, свет увидело, в общей сложности, 13 775 экземпляров W15. Последние серийные автомобили этой модели были доступны в продаже до 1937 года включительно.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....