Первый серийный паровоз и железнодорожный маршрут России
Изобретение паровоза в свое время стало настоящим прорывом, давшим старт промышленному буму. Железная дорога появилась в нашей стране позже, чем в Европе по ряду причин. Но это направление развивалось такими бурными темпами, что в определенный момент именно Россия нарушила монополию Англии в строительстве паровозов.
В художественных фильмах авторы изобретений – инженеры с отличным образованием и учеными степенями. Но история создания транспорта на паровой тяге в России связана с Ефимом и Мироном Черепановыми – отец и сын были крепостными и работали в горнодобывающей империи Демидовых.
Они всю жизнь прожили в Нижнем Тагиле. Если до этого все мужчины семьи трудились на шахтах, то отец Ефима смог устроить его в мастерскую. Благодаря природной любознательности и любви к технике он уже к 20 годам стал мастером. В 33 руководил ремонтным отделом одного завода, а вскоре в его ведении были все девять предприятий, находящихся в городе. По его инициативе был организован современный аналог конструкторского бюро.
В 1821 году Ефима направляли в Англию для якобы ознакомления с работой тамошних рудников. На самом деле, целью был банальный промышленный шпионаж, но чертежей паровоза британцы не показали, он был вынужден руководствоваться только внешними наблюдениями. Через 12 лет прислали уже Мирона, но и он не смог узнать никаких подробностей конструкции техники.
В 1834 году отец с сыном начали работать над паровой телегой, которая должна была перевозить руду. Для этого построили первое депо, больше напоминавшее сарай, а по улице проложили рельсы. Процесс занял около полугода, приходилось работать в личное время, так как от основных обязанностей Черепановых никто не освободил.
В начале сентября 1934 года паровоз впервые поехал, Местный народ с изумлением встречал огромную машину с высокой дымящей трубой. За эту заслугу Ефиму выдали вольную и наградили медалью. Через 3 года Мирон также стал свободным человеком.
Паровоз перевозил руду по линии длиной чуть больше 850 метров. Но местные приказчики были не очень довольны техникой, так как она отнимала хлеб у перевозчиков и требовала определенной квалификации персонала.
Когда техника сломалась, начальство решило, что ремонтировать ее дорого и вернула перевозку лошадьми. Правда, это была конка, так как они таскали тележки по рельсам. Три паровоза оказались не нужны и просто ржавели в поле.
Как бы странно это не звучало, но железнодорожный маршрут в России появился намного раньше первого поезда. И это несмотря на то, что Черепановым удалось создать достаточно надежную модель. Во многом это было связано с тем, что тогда зарубежная техника считалась лучше отечественной и никто не хотел даже рассматривать вариант, созданный крепостными.
История железной дороги началась в 1834 году, когда было принято решение проложить пути от Санкт-Петербурга до Царского Села. Позднее решили увеличить маршрут до Павловска – дачного городка, расположенного неподалеку. В итоге общая длина составила 27 км. Был сооружен и первый в стране железнодорожный мост через Обводный канал. Руководил работами австрийский инженер Герстнер. Именно по его указанию ширину колеи сделали 1829 мм, а не 1435, как в Европе. Он считал, что такой вариант намного лучше для создания паровозов и вагонов.
В начале октября в Кронштадт прибыл первый английский паровоз, а 3 ноября его обкатали на участке путей Павловск-Большое Кузьмино. Все необходимое закупали не только в Британии, но и в Бельгии. Всего было приобретено 6 единиц техники, которую укомплектовали 19 грузовыми и 44 пассажирскими вагонами.
Использовались европейские модели, модернизированные под увеличенную колею. Мощность силового агрегата составляла 40 л.с. Он мог тянуть несколько вагонов со скоростью 42,5 км/ч.
В конце октября 1837 года провели открытие части дороги от Петербурга до Царского Села. 30 числа в 14.30 состав в торжественной обстановке отправился в свою первую поездку. Кроме учредителей проекта были представители городских властей и сам император Николай I. До пункта назначения состав из восьми вагонов доехал за 35 минут, назад вернулся за 27. Он разогнался более, чем до 60 км, а средняя скорость составила 51 км.
Управлял паровозом в первой поездке сам Герстнер. После этого поезд в течение 3 дней возил всех желающих по маршруту. В будние дни состав передвигался на конной тяге, а в выходные ходил паровоз. Только с начала апреля 1838 года лошадей перестали использовать вообще. В конце мая открыли второй участок дороги до Павловска, который известен тем, что там был концертный зал на вокзале, где выступал Штраус и другие знаменитые музыканты того времени.
Основная часть техники и комплектующих покупалась за границей. Более того, из Англии везли даже уголь, так как считалось, что русское топливо вредно для паровозов.
15 мая 1938 г появилось первое постоянное расписание движения составов. Они начинали работу с 9 утра и ездили до 22 часов. Интервал между поездами составлял от 3 до 4 ч. Путь был одинарным, поэтому паровозы отправлялись с конечных пунктов одновременно и разъезжались на станции посередине. Второй путь был сдан в эксплуатацию в 1876 г, что сократило время поездки и сделало ее безопаснее.
Что касается цены билетов, то на самые дешевые пассажирские места в вагонах без рессор и крыши она составляла 40 коп. В так называемом «Шарабане» (3-й класс) стоимость была 80 коп. В закрытом «Дилижансе» приходилось платить 1 р 80 коп. А в самом престижном вагоне «Берлин» 1 класса – 2,5 руб. Это недешевое удовольствие, в то время на 2 рубля можно было взять мешок картофеля и 2,5 кг свинины.
Все началось с мастерской, которая ранее использовалась в горнодобывающей промышленности. Главное управление путей сообщения организовало завод, на котором работали выпускники Петербургского института, готовившего инженеров транспортной сферы. Хоть Черепановы сделали паровоз задолго до этого, работу в 1844 году начали с нуля. Сборка велась практически круглосуточно при свете лампад и факелов.
Уже в начале весны 1845 года в присутствии толпы зевак из депо вышла первая модель, которую впоследствии маркировали буквой «Д» в честь инженера Докучаева, руководившего проектом. Это была отличная техника для своего времени, превосходившая английские локомотивы как по мощности, так и по удобству управления.
Первый паровоз имел формулу 1-3-0, ранее не использовавшуюся никем. Отличить его можно по ведущей задней оси, находившейся под площадкой, на которой располагался машинист. Также производили модели 0-3-0 без передних бегунковых колес.
Это была крупная техника – вес составлял 30 тонн, а диаметр ведущих колес – 137 см, они не имели противовесов, поэтому ход был неровным. Топку делали из меди, а трубы из латуни. Топливом выступали дрова, так как русский уголь применять все еще боялись, а английский стоил дорого.
На первых моделях машинист с помощником располагались на открытой площадке. Позднее появился навес для защиты от непогоды, а потом и полноценная кабина – паровоз приобрел привычный вид.
«Сухопутный дилижанец» – первый русский паровоз
В художественных фильмах авторы изобретений – инженеры с отличным образованием и учеными степенями. Но история создания транспорта на паровой тяге в России связана с Ефимом и Мироном Черепановыми – отец и сын были крепостными и работали в горнодобывающей империи Демидовых.
Отец и сын Черепановы разработали свой паровоз практически с нуля. Фото: youtube.com
Они всю жизнь прожили в Нижнем Тагиле. Если до этого все мужчины семьи трудились на шахтах, то отец Ефима смог устроить его в мастерскую. Благодаря природной любознательности и любви к технике он уже к 20 годам стал мастером. В 33 руководил ремонтным отделом одного завода, а вскоре в его ведении были все девять предприятий, находящихся в городе. По его инициативе был организован современный аналог конструкторского бюро.
Сохранились чертежи модели паровоза. Фото: youtube.com
В 1821 году Ефима направляли в Англию для якобы ознакомления с работой тамошних рудников. На самом деле, целью был банальный промышленный шпионаж, но чертежей паровоза британцы не показали, он был вынужден руководствоваться только внешними наблюдениями. Через 12 лет прислали уже Мирона, но и он не смог узнать никаких подробностей конструкции техники.
У себя в мастерской они уже создали более двух десятков паровых машин, которые качали воду, промывали породу, применялись в металлопрокате и т.д.
Так выглядела первая модель российской разработки. Фото: youtube.com
В 1834 году отец с сыном начали работать над паровой телегой, которая должна была перевозить руду. Для этого построили первое депо, больше напоминавшее сарай, а по улице проложили рельсы. Процесс занял около полугода, приходилось работать в личное время, так как от основных обязанностей Черепановых никто не освободил.
В начале сентября 1934 года паровоз впервые поехал, Местный народ с изумлением встречал огромную машину с высокой дымящей трубой. За эту заслугу Ефиму выдали вольную и наградили медалью. Через 3 года Мирон также стал свободным человеком.
Паровоз перевозил руду по линии длиной чуть больше 850 метров. Но местные приказчики были не очень довольны техникой, так как она отнимала хлеб у перевозчиков и требовала определенной квалификации персонала.
Сохранилось даже небольшое видео работы паровоза Черепановых. Фото: youtube.com
Когда техника сломалась, начальство решило, что ремонтировать ее дорого и вернула перевозку лошадьми. Правда, это была конка, так как они таскали тележки по рельсам. Три паровоза оказались не нужны и просто ржавели в поле.
Планировалось доставить одну из единиц в Петербург на выставку, но что-то сорвалось. В итоге для первой пассажирской линии покупали импортную технику по 47,5 тыс., в то время как отечественная модель обходилась всего в полторы.
Первая железная дорога
Как бы странно это не звучало, но железнодорожный маршрут в России появился намного раньше первого поезда. И это несмотря на то, что Черепановым удалось создать достаточно надежную модель. Во многом это было связано с тем, что тогда зарубежная техника считалась лучше отечественной и никто не хотел даже рассматривать вариант, созданный крепостными.
Картина первой поездки по царскосельской дороге. Фото: youtube.com
История железной дороги началась в 1834 году, когда было принято решение проложить пути от Санкт-Петербурга до Царского Села. Позднее решили увеличить маршрут до Павловска – дачного городка, расположенного неподалеку. В итоге общая длина составила 27 км. Был сооружен и первый в стране железнодорожный мост через Обводный канал. Руководил работами австрийский инженер Герстнер. Именно по его указанию ширину колеи сделали 1829 мм, а не 1435, как в Европе. Он считал, что такой вариант намного лучше для создания паровозов и вагонов.
Именно благодаря Герстнеру началось строительство первой железнодорожной линии в России. Фото: youtube.com
Все комплектующие приобретали за границей. Работы завершились во второй половине 1836 года. В конце сентября между павловском и Царским Селом провели проверочную поездку, используя конную тягу.
В начале октября в Кронштадт прибыл первый английский паровоз, а 3 ноября его обкатали на участке путей Павловск-Большое Кузьмино. Все необходимое закупали не только в Британии, но и в Бельгии. Всего было приобретено 6 единиц техники, которую укомплектовали 19 грузовыми и 44 пассажирскими вагонами.
Фото, сделанное незадолго до запуска дороги. Фото: youtube.com
Использовались европейские модели, модернизированные под увеличенную колею. Мощность силового агрегата составляла 40 л.с. Он мог тянуть несколько вагонов со скоростью 42,5 км/ч.
В конце октября 1837 года провели открытие части дороги от Петербурга до Царского Села. 30 числа в 14.30 состав в торжественной обстановке отправился в свою первую поездку. Кроме учредителей проекта были представители городских властей и сам император Николай I. До пункта назначения состав из восьми вагонов доехал за 35 минут, назад вернулся за 27. Он разогнался более, чем до 60 км, а средняя скорость составила 51 км.
Огромное количество людей смотрело на первую поездку. Фото: youtube.com
Управлял паровозом в первой поездке сам Герстнер. После этого поезд в течение 3 дней возил всех желающих по маршруту. В будние дни состав передвигался на конной тяге, а в выходные ходил паровоз. Только с начала апреля 1838 года лошадей перестали использовать вообще. В конце мая открыли второй участок дороги до Павловска, который известен тем, что там был концертный зал на вокзале, где выступал Штраус и другие знаменитые музыканты того времени.
Павловский вокзал – место концертов и балов. Фото: youtube.com
Основная часть техники и комплектующих покупалась за границей. Более того, из Англии везли даже уголь, так как считалось, что русское топливо вредно для паровозов.
15 мая 1938 г появилось первое постоянное расписание движения составов. Они начинали работу с 9 утра и ездили до 22 часов. Интервал между поездами составлял от 3 до 4 ч. Путь был одинарным, поэтому паровозы отправлялись с конечных пунктов одновременно и разъезжались на станции посередине. Второй путь был сдан в эксплуатацию в 1876 г, что сократило время поездки и сделало ее безопаснее.
Нынешний Витебский вокзал был местом отправления состава из Петербурга. Фото: youtube.com
Линия существовала по 2 января 1900 года, затем она вошла в Московско-Виндаво-Рыбинскую дорогу и была переделана на ширину 1524 мм, которая являлась стандартной для России.
Что касается цены билетов, то на самые дешевые пассажирские места в вагонах без рессор и крыши она составляла 40 коп. В так называемом «Шарабане» (3-й класс) стоимость была 80 коп. В закрытом «Дилижансе» приходилось платить 1 р 80 коп. А в самом престижном вагоне «Берлин» 1 класса – 2,5 руб. Это недешевое удовольствие, в то время на 2 рубля можно было взять мешок картофеля и 2,5 кг свинины.
Первый серийный паровоз
Все началось с мастерской, которая ранее использовалась в горнодобывающей промышленности. Главное управление путей сообщения организовало завод, на котором работали выпускники Петербургского института, готовившего инженеров транспортной сферы. Хоть Черепановы сделали паровоз задолго до этого, работу в 1844 году начали с нуля. Сборка велась практически круглосуточно при свете лампад и факелов.
В этом здании наладили первое серийное производство паровозов в России. Фото: youtube.com
Уже в начале весны 1845 года в присутствии толпы зевак из депо вышла первая модель, которую впоследствии маркировали буквой «Д» в честь инженера Докучаева, руководившего проектом. Это была отличная техника для своего времени, превосходившая английские локомотивы как по мощности, так и по удобству управления.
Сохранилась только точная модель первого паровоза. Фото: youtube.com
Первый паровоз имел формулу 1-3-0, ранее не использовавшуюся никем. Отличить его можно по ведущей задней оси, находившейся под площадкой, на которой располагался машинист. Также производили модели 0-3-0 без передних бегунковых колес.
Это была крупная техника – вес составлял 30 тонн, а диаметр ведущих колес – 137 см, они не имели противовесов, поэтому ход был неровным. Топку делали из меди, а трубы из латуни. Топливом выступали дрова, так как русский уголь применять все еще боялись, а английский стоил дорого.
Так выглядел вариант с колесной формулой 0-3-0. Фото: youtube.com
На первых моделях машинист с помощником располагались на открытой площадке. Позднее появился навес для защиты от непогоды, а потом и полноценная кабина – паровоз приобрел привычный вид.
- Ice
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...