
Первый серийный паровоз и железнодорожный маршрут России
Изобретение паровоза в свое время стало настоящим прорывом, давшим старт промышленному буму. Железная дорога появилась в нашей стране позже, чем в Европе по ряду причин. Но это направление развивалось такими бурными темпами, что в определенный момент именно Россия нарушила монополию Англии в строительстве паровозов.
В художественных фильмах авторы изобретений – инженеры с отличным образованием и учеными степенями. Но история создания транспорта на паровой тяге в России связана с Ефимом и Мироном Черепановыми – отец и сын были крепостными и работали в горнодобывающей империи Демидовых.
Отец и сын Черепановы разработали свой паровоз практически с нуля. Фото: youtube.com
Они всю жизнь прожили в Нижнем Тагиле. Если до этого все мужчины семьи трудились на шахтах, то отец Ефима смог устроить его в мастерскую. Благодаря природной любознательности и любви к технике он уже к 20 годам стал мастером. В 33 руководил ремонтным отделом одного завода, а вскоре в его ведении были все девять предприятий, находящихся в городе. По его инициативе был организован современный аналог конструкторского бюро.
Сохранились чертежи модели паровоза. Фото: youtube.com
В 1821 году Ефима направляли в Англию для якобы ознакомления с работой тамошних рудников. На самом деле, целью был банальный промышленный шпионаж, но чертежей паровоза британцы не показали, он был вынужден руководствоваться только внешними наблюдениями. Через 12 лет прислали уже Мирона, но и он не смог узнать никаких подробностей конструкции техники.
Так выглядела первая модель российской разработки. Фото: youtube.com
В 1834 году отец с сыном начали работать над паровой телегой, которая должна была перевозить руду. Для этого построили первое депо, больше напоминавшее сарай, а по улице проложили рельсы. Процесс занял около полугода, приходилось работать в личное время, так как от основных обязанностей Черепановых никто не освободил.
В начале сентября 1934 года паровоз впервые поехал, Местный народ с изумлением встречал огромную машину с высокой дымящей трубой. За эту заслугу Ефиму выдали вольную и наградили медалью. Через 3 года Мирон также стал свободным человеком.
Паровоз перевозил руду по линии длиной чуть больше 850 метров. Но местные приказчики были не очень довольны техникой, так как она отнимала хлеб у перевозчиков и требовала определенной квалификации персонала.
Сохранилось даже небольшое видео работы паровоза Черепановых. Фото: youtube.com
Когда техника сломалась, начальство решило, что ремонтировать ее дорого и вернула перевозку лошадьми. Правда, это была конка, так как они таскали тележки по рельсам. Три паровоза оказались не нужны и просто ржавели в поле.
Как бы странно это не звучало, но железнодорожный маршрут в России появился намного раньше первого поезда. И это несмотря на то, что Черепановым удалось создать достаточно надежную модель. Во многом это было связано с тем, что тогда зарубежная техника считалась лучше отечественной и никто не хотел даже рассматривать вариант, созданный крепостными.
Картина первой поездки по царскосельской дороге. Фото: youtube.com
История железной дороги началась в 1834 году, когда было принято решение проложить пути от Санкт-Петербурга до Царского Села. Позднее решили увеличить маршрут до Павловска – дачного городка, расположенного неподалеку. В итоге общая длина составила 27 км. Был сооружен и первый в стране железнодорожный мост через Обводный канал. Руководил работами австрийский инженер Герстнер. Именно по его указанию ширину колеи сделали 1829 мм, а не 1435, как в Европе. Он считал, что такой вариант намного лучше для создания паровозов и вагонов.
Именно благодаря Герстнеру началось строительство первой железнодорожной линии в России. Фото: youtube.com
В начале октября в Кронштадт прибыл первый английский паровоз, а 3 ноября его обкатали на участке путей Павловск-Большое Кузьмино. Все необходимое закупали не только в Британии, но и в Бельгии. Всего было приобретено 6 единиц техники, которую укомплектовали 19 грузовыми и 44 пассажирскими вагонами.
Фото, сделанное незадолго до запуска дороги. Фото: youtube.com
Использовались европейские модели, модернизированные под увеличенную колею. Мощность силового агрегата составляла 40 л.с. Он мог тянуть несколько вагонов со скоростью 42,5 км/ч.
В конце октября 1837 года провели открытие части дороги от Петербурга до Царского Села. 30 числа в 14.30 состав в торжественной обстановке отправился в свою первую поездку. Кроме учредителей проекта были представители городских властей и сам император Николай I. До пункта назначения состав из восьми вагонов доехал за 35 минут, назад вернулся за 27. Он разогнался более, чем до 60 км, а средняя скорость составила 51 км.
Огромное количество людей смотрело на первую поездку. Фото: youtube.com
Управлял паровозом в первой поездке сам Герстнер. После этого поезд в течение 3 дней возил всех желающих по маршруту. В будние дни состав передвигался на конной тяге, а в выходные ходил паровоз. Только с начала апреля 1838 года лошадей перестали использовать вообще. В конце мая открыли второй участок дороги до Павловска, который известен тем, что там был концертный зал на вокзале, где выступал Штраус и другие знаменитые музыканты того времени.
Павловский вокзал – место концертов и балов. Фото: youtube.com
Основная часть техники и комплектующих покупалась за границей. Более того, из Англии везли даже уголь, так как считалось, что русское топливо вредно для паровозов.
15 мая 1938 г появилось первое постоянное расписание движения составов. Они начинали работу с 9 утра и ездили до 22 часов. Интервал между поездами составлял от 3 до 4 ч. Путь был одинарным, поэтому паровозы отправлялись с конечных пунктов одновременно и разъезжались на станции посередине. Второй путь был сдан в эксплуатацию в 1876 г, что сократило время поездки и сделало ее безопаснее.
Нынешний Витебский вокзал был местом отправления состава из Петербурга. Фото: youtube.com
Что касается цены билетов, то на самые дешевые пассажирские места в вагонах без рессор и крыши она составляла 40 коп. В так называемом «Шарабане» (3-й класс) стоимость была 80 коп. В закрытом «Дилижансе» приходилось платить 1 р 80 коп. А в самом престижном вагоне «Берлин» 1 класса – 2,5 руб. Это недешевое удовольствие, в то время на 2 рубля можно было взять мешок картофеля и 2,5 кг свинины.
Все началось с мастерской, которая ранее использовалась в горнодобывающей промышленности. Главное управление путей сообщения организовало завод, на котором работали выпускники Петербургского института, готовившего инженеров транспортной сферы. Хоть Черепановы сделали паровоз задолго до этого, работу в 1844 году начали с нуля. Сборка велась практически круглосуточно при свете лампад и факелов.
В этом здании наладили первое серийное производство паровозов в России. Фото: youtube.com
Уже в начале весны 1845 года в присутствии толпы зевак из депо вышла первая модель, которую впоследствии маркировали буквой «Д» в честь инженера Докучаева, руководившего проектом. Это была отличная техника для своего времени, превосходившая английские локомотивы как по мощности, так и по удобству управления.
Сохранилась только точная модель первого паровоза. Фото: youtube.com
Первый паровоз имел формулу 1-3-0, ранее не использовавшуюся никем. Отличить его можно по ведущей задней оси, находившейся под площадкой, на которой располагался машинист. Также производили модели 0-3-0 без передних бегунковых колес.
Это была крупная техника – вес составлял 30 тонн, а диаметр ведущих колес – 137 см, они не имели противовесов, поэтому ход был неровным. Топку делали из меди, а трубы из латуни. Топливом выступали дрова, так как русский уголь применять все еще боялись, а английский стоил дорого.
Так выглядел вариант с колесной формулой 0-3-0. Фото: youtube.com
На первых моделях машинист с помощником располагались на открытой площадке. Позднее появился навес для защиты от непогоды, а потом и полноценная кабина – паровоз приобрел привычный вид.
«Сухопутный дилижанец» – первый русский паровоз
В художественных фильмах авторы изобретений – инженеры с отличным образованием и учеными степенями. Но история создания транспорта на паровой тяге в России связана с Ефимом и Мироном Черепановыми – отец и сын были крепостными и работали в горнодобывающей империи Демидовых.

Они всю жизнь прожили в Нижнем Тагиле. Если до этого все мужчины семьи трудились на шахтах, то отец Ефима смог устроить его в мастерскую. Благодаря природной любознательности и любви к технике он уже к 20 годам стал мастером. В 33 руководил ремонтным отделом одного завода, а вскоре в его ведении были все девять предприятий, находящихся в городе. По его инициативе был организован современный аналог конструкторского бюро.

В 1821 году Ефима направляли в Англию для якобы ознакомления с работой тамошних рудников. На самом деле, целью был банальный промышленный шпионаж, но чертежей паровоза британцы не показали, он был вынужден руководствоваться только внешними наблюдениями. Через 12 лет прислали уже Мирона, но и он не смог узнать никаких подробностей конструкции техники.
У себя в мастерской они уже создали более двух десятков паровых машин, которые качали воду, промывали породу, применялись в металлопрокате и т.д.

В 1834 году отец с сыном начали работать над паровой телегой, которая должна была перевозить руду. Для этого построили первое депо, больше напоминавшее сарай, а по улице проложили рельсы. Процесс занял около полугода, приходилось работать в личное время, так как от основных обязанностей Черепановых никто не освободил.
В начале сентября 1934 года паровоз впервые поехал, Местный народ с изумлением встречал огромную машину с высокой дымящей трубой. За эту заслугу Ефиму выдали вольную и наградили медалью. Через 3 года Мирон также стал свободным человеком.
Паровоз перевозил руду по линии длиной чуть больше 850 метров. Но местные приказчики были не очень довольны техникой, так как она отнимала хлеб у перевозчиков и требовала определенной квалификации персонала.

Когда техника сломалась, начальство решило, что ремонтировать ее дорого и вернула перевозку лошадьми. Правда, это была конка, так как они таскали тележки по рельсам. Три паровоза оказались не нужны и просто ржавели в поле.
Планировалось доставить одну из единиц в Петербург на выставку, но что-то сорвалось. В итоге для первой пассажирской линии покупали импортную технику по 47,5 тыс., в то время как отечественная модель обходилась всего в полторы.
Первая железная дорога
Как бы странно это не звучало, но железнодорожный маршрут в России появился намного раньше первого поезда. И это несмотря на то, что Черепановым удалось создать достаточно надежную модель. Во многом это было связано с тем, что тогда зарубежная техника считалась лучше отечественной и никто не хотел даже рассматривать вариант, созданный крепостными.

История железной дороги началась в 1834 году, когда было принято решение проложить пути от Санкт-Петербурга до Царского Села. Позднее решили увеличить маршрут до Павловска – дачного городка, расположенного неподалеку. В итоге общая длина составила 27 км. Был сооружен и первый в стране железнодорожный мост через Обводный канал. Руководил работами австрийский инженер Герстнер. Именно по его указанию ширину колеи сделали 1829 мм, а не 1435, как в Европе. Он считал, что такой вариант намного лучше для создания паровозов и вагонов.

Все комплектующие приобретали за границей. Работы завершились во второй половине 1836 года. В конце сентября между павловском и Царским Селом провели проверочную поездку, используя конную тягу.
В начале октября в Кронштадт прибыл первый английский паровоз, а 3 ноября его обкатали на участке путей Павловск-Большое Кузьмино. Все необходимое закупали не только в Британии, но и в Бельгии. Всего было приобретено 6 единиц техники, которую укомплектовали 19 грузовыми и 44 пассажирскими вагонами.

Использовались европейские модели, модернизированные под увеличенную колею. Мощность силового агрегата составляла 40 л.с. Он мог тянуть несколько вагонов со скоростью 42,5 км/ч.
В конце октября 1837 года провели открытие части дороги от Петербурга до Царского Села. 30 числа в 14.30 состав в торжественной обстановке отправился в свою первую поездку. Кроме учредителей проекта были представители городских властей и сам император Николай I. До пункта назначения состав из восьми вагонов доехал за 35 минут, назад вернулся за 27. Он разогнался более, чем до 60 км, а средняя скорость составила 51 км.

Управлял паровозом в первой поездке сам Герстнер. После этого поезд в течение 3 дней возил всех желающих по маршруту. В будние дни состав передвигался на конной тяге, а в выходные ходил паровоз. Только с начала апреля 1838 года лошадей перестали использовать вообще. В конце мая открыли второй участок дороги до Павловска, который известен тем, что там был концертный зал на вокзале, где выступал Штраус и другие знаменитые музыканты того времени.

Основная часть техники и комплектующих покупалась за границей. Более того, из Англии везли даже уголь, так как считалось, что русское топливо вредно для паровозов.
15 мая 1938 г появилось первое постоянное расписание движения составов. Они начинали работу с 9 утра и ездили до 22 часов. Интервал между поездами составлял от 3 до 4 ч. Путь был одинарным, поэтому паровозы отправлялись с конечных пунктов одновременно и разъезжались на станции посередине. Второй путь был сдан в эксплуатацию в 1876 г, что сократило время поездки и сделало ее безопаснее.

Линия существовала по 2 января 1900 года, затем она вошла в Московско-Виндаво-Рыбинскую дорогу и была переделана на ширину 1524 мм, которая являлась стандартной для России.
Что касается цены билетов, то на самые дешевые пассажирские места в вагонах без рессор и крыши она составляла 40 коп. В так называемом «Шарабане» (3-й класс) стоимость была 80 коп. В закрытом «Дилижансе» приходилось платить 1 р 80 коп. А в самом престижном вагоне «Берлин» 1 класса – 2,5 руб. Это недешевое удовольствие, в то время на 2 рубля можно было взять мешок картофеля и 2,5 кг свинины.
Первый серийный паровоз
Все началось с мастерской, которая ранее использовалась в горнодобывающей промышленности. Главное управление путей сообщения организовало завод, на котором работали выпускники Петербургского института, готовившего инженеров транспортной сферы. Хоть Черепановы сделали паровоз задолго до этого, работу в 1844 году начали с нуля. Сборка велась практически круглосуточно при свете лампад и факелов.

Уже в начале весны 1845 года в присутствии толпы зевак из депо вышла первая модель, которую впоследствии маркировали буквой «Д» в честь инженера Докучаева, руководившего проектом. Это была отличная техника для своего времени, превосходившая английские локомотивы как по мощности, так и по удобству управления.

Первый паровоз имел формулу 1-3-0, ранее не использовавшуюся никем. Отличить его можно по ведущей задней оси, находившейся под площадкой, на которой располагался машинист. Также производили модели 0-3-0 без передних бегунковых колес.
Это была крупная техника – вес составлял 30 тонн, а диаметр ведущих колес – 137 см, они не имели противовесов, поэтому ход был неровным. Топку делали из меди, а трубы из латуни. Топливом выступали дрова, так как русский уголь применять все еще боялись, а английский стоил дорого.

На первых моделях машинист с помощником располагались на открытой площадке. Позднее появился навес для защиты от непогоды, а потом и полноценная кабина – паровоз приобрел привычный вид.
- Ice
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....