Вариатор на Тойота РАВ4 — от устройства до ремонта
390

Вариатор на Тойота РАВ4 — от устройства до ремонта

Вариатор на Toyota RAV4 представляет собой клиноременную бесступенчатую коробку (CVT). В ней нет отдельных передач, как в механической или автоматической КПП.


Вместо этого, передаточное отношение между двигателем и ведущими колесами меняется плавно, за счет изменения диаметра шкивов и ширины ремня. Первые вариаторы начали ставиться на третье поколение Toyota RAV4 в 2005 году, их производителем была компания Aisin. До этого японские внедорожники оснащались «механикой» и автоматической бесступенчатой КПП.

Конструктивные особенности


Переднеприводные внедорожники RAV4 могут оснащаться CVT К111, К112 или К114. Эти вариаторы разрабатывались Aisin. Полноприводные автомобили оборудовались модернизированными КПП K111F, K112F или K114F. Все вариаторные коробки, которые ставились на внедорожники «РАВ4» — производные CVT K111-K111F. Они выпускались с 2005 по 2019 годы и также ставились на Toyota Estima, Alphard и некоторые модели Blade.

Вариатор на Тойота РАВ4 — от устройства до ремонтаРычаг вариаторной КПП в Toyota RAV4. Фото: YouTube.com

CVT — бесступенчатая коробка передач, конструкция которой предусматривает взаимодействие двух валов с раздвижными ребордами посредством ремня, натянутого между ними. Ведущий шкив соединен с мотором, ведомый передает усилие на колеса.
Валы состоят из ребордов. При изменении крутящего момента они приближаются друг к другу, в результате чего ремень ведущего выталкивается наружу. К основным элементам вариаторной коробки на RAV4 также относятся гидробдлок и фильтр.

Принцип действия


При нажатии на газ увеличиваются обороты мотора и ведущего вала. На ремень вариатора передается крутящий момент, в результате чего задействуется второй шкив. Чем выше скорость движения, тем ближе сходятся валы. При увеличении передач шкивы получают форму клина. Если скорость движения падает, валы начинают расходиться, в результате чего ремень расслабляется и проваливается.

Управляет вариаторной коробкой передач ЭБУ. Основные конструктивные элементы модуля — микропроцессор, контролирующее устройство, гидравлический узел. Последний регулирует работу валов.

Блок управления получает и обрабатывает следующие данные:

✅ о количестве оборотов мотора
✅ о скорости движения внедорожника
✅ о положении педали газа

В соответствии с полученными данными микропроцессор вычисляет необходимое передаточное число для режима езды на данный момент. Сигналы от блока управления поступают на гидроблок, который создает давление с учетом скорости движения. На основе этой информации подбираются положения ведомого и ведущего валов. Стабильность работы CVT во многом зависит от качества смазки. Масло обрабатывает внутренние компоненты коробки и обеспечивает необходимое давление на реборды валов.

Слабые места и неисправности


Подшипники вариатора являются расходным материалом, который имеет ограниченный срок службы. В «тойотовских» CVT они отрабатывают около 100 тысяч км, иногда — меньше. При износе подшипников водитель начинает слышать шум и вибрацию. Если вовремя не решить проблему, неисправность деталей может привести к заклиниванию, что потребует дорогостоящего ремонта или замены коробки передач.

Еще одной проблемой, характерной для любой CVT, можно назвать износ ремня. Это расходный материал с ограниченным ресурсом эксплуатации. При износе ремня он начинает проскальзывать, что приводит к повышенному шуму, вибрации и ухудшению плавности хода. За этими признаками нужно следить, чтобы своевременно устранить проблему. Со временем ремень может оборваться, что потребует дорогостоящего ремонта или замены вариатора.

Поддон вариатора в Toyota RAV4. Фото: YouTube.com

Засорение системы охлаждения — одна из типичных проблем, характерных для CVT на RAV4. Правильная работа этого узла необходима для предотвращения перегрева коробки передач. При засорении системы охлаждения рабочая температура вариатора увеличивается, в результате чего его конструктивные элементы изнашиваются быстрее.

Особое внимание нужно уделить работе гидроблока. Это блок управления коробкой, при неисправности которого CVT начинает функционировать некорректно. Ухудшается плавность хода автомобиля, появляются шумы и вибрации. При снижении мощности мотора также нужно сделать диагностику вариатора. Если масло в коробке передач не меняется, соленоиды забиваются. Это приводит к тому, что КПП начинает работать рывками.

Слив масла из КПП RAV4. Фото: YouTube.com

Масляное голодание — проблема, которая может вывести из строя КПП. При отсутствии смазки в вариаторе происходит трение между его элементами, что приводит к их износу. Первыми выходят из строя шестерни планетарного ряда, которые передают крутящий момент от двигателя к колесам. Продукты износа в виде металлической стружки оседают на магнитах в поддоне вариатора. Если пробег автомобиля более 150 тысяч км, а размеры стальной крошки больше 1 мм, это говорит о том, что в работе агрегата происходит цепная реакция разрушения шестерен.

Из-за чего случается масляное голодание:

✅ Недостаточное количество масла в вариаторе. Это может быть следствием утечек, неправильной замены или использования некачественной смазки
✅ Работа вариатора на высоких оборотах при отсутствии масла. При буксировке автомобиля или движении по бездорожью нагрузка на коробку особенно высокая

Масляное голодание сопровождается снижением мощности, ухудшением плавности хода. Периодически могут ощущаться вибрации и удары. Если же вы используете некачественное масло, возможен выход из строя передней шестерни. Эта неисправность может быть следствием эксплуатации внедорожника в жестких условиях. Продукты износа передней шестерни могут стать причиной поломки других элементов CVT.

Профилактика неисправностей


Первое и самое главное — регулярно меняйте масло в коробке. В нем не должно быть отложений и продуктов износа, только так оно будет качественно выполнять свои функции. Для замены используйте только рекомендованную смазку для вариаторов.

Избегайте резких стартов и торможений. Старайтесь трогаться и тормозить плавно, чтобы избежать высоких нагрузок на CVT. В мороз прогревайте коробку перед тем, как начать движение. Не допускайте перегрева и длительной работы вариатора на высоких оборотах. Внедорожники с вариаторной КПП нельзя буксировать или использовать для буксировки других авто. Если вы сломались на дороге, единственное решение — вызов эвакуатора.

Цены


Если коробка передач не подлежит ремонту, всегда можно заменить агрегат. Стоимость новых вариаторных трансмиссий К120С на Яндекс.Маркете составляет порядка 170 тысяч рублей. Эти CVT подходят для установки на внедорожники RAV4 и Camry. Подержанные вариаторы К111 можно приобрести за 50-70 тыс. руб.

Цены на подержанный вариатор для RAV4. Фото: market.yandex.ru

Вариатор на Toyota RAV4 — надежная коробка передач, обеспечивающая плавное переключение режимов и хорошую динамику разгона внедорожника. Но при этом данная КПП характеризуется дороговизной и сложностью ремонта. Проблем можно избежать, своевременно реагируя на посторонние звуки в работе коробки и обеспечив регулярное обслуживание агрегата.
Вы бы купили авто с вариатором?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...