Tucker 48: когда гениальной мысли не хватило пустячка – кучи денег
2 462

Tucker 48: когда гениальной мысли не хватило пустячка – кучи денег

Приятное сочетание – хорошие мозги и банковский счет со множеством нулей. Тогда все удачно складывается: одаренный человек создает автомобильные шедевры, осуществляет великие проекты. Но счастливое стечение обстоятельств – ум и Эверест долларов – редкость.


Не наблюдалось оное и в случае с Престоном Такером. Первого (смекалки) было в избытке, второго (финансы) катастрофически не хватало. В итоге желание создать революционный автомобиль и понимание, как это сделать, окончились крахом. На свет появился 51 экземпляр модели Tucker 48, считая прототип, и… Все! Дальше дело не пошло. Презренные деньги: то кончают начинаться, то начинают кончаться...

Однако перестанем толочь воду в аккумуляторе. Перейдем к машине, которую в 50-х общественность раскритиковала и выбросила на обочину истории. Сегодня за уникум дают $2,25 млн. Кто придумал конструкцию?

Престон Такер (1903–1956)


Судьбу будущего изобретателя определило место рождения – Детройт. Тут сосредоточена автомобильная индустрия Америки. Жизнь в начале прошлого века весело кипела, промышленность развивалась бешеными темпами. В штате с отличным географическим расположением скрещивали копья автогиганты: «Форд», «Крайслер» и «Дженерал Моторс».

Tucker 48: когда гениальной мысли не хватило пустячка – кучи денег Модель Tucker 48 на параде ретроавтомобилей. Фото: YouTube.com

Не удивительно, что у местной молодежи с рождения в жилах тек бензин. Все, а Такер в особенности, были помешаны на автомобилях. Престон родился в семье инженера-путейца и учительницы, поэтому в природных данных, воспитании и обучении сомневаться не приходиться.

В 11 лет парень водил машину, в 16 занимался ремонтом, кастомизацией и перепродажей популярных марок. В какой-то период Такер служил рассыльным в компании «Кадиллак». Здесь он удивлял начальство, шустрее других развозя депеши на роликовых коньках.

Будучи очарован высокими скоростями, в 18 лет пошел служить в полицию. Как же! У копов самые современные и быстрые автомобили. Гонял от души не столько за преступниками, сколько в собственное удовольствие. Вечно что-нибудь придумывал, улучшал. Например, однажды получил головомойку за проделанную паяльной лампой дыру в приборной панели, чтобы теплый воздух от мотора согревал салон.

Поворотная центральная фара Tucker 48. Фото: YouTube.com

Словом, рационализаторство перло из молодого человека. Просто прирожденный механик, хотя даже техническую школу толком не окончил. Все время трудился, зарабатывал деньги. Идей в голове роилась тьма. А цель там, вдалеке, маячила одна… Ну, конечно! Самый быстрый на планете серийный автомобиль. Эх, сколько вас, фантазеров, разбилось о суровые реалии!

Предыстория рождения модели Tucker 48


Судьба помотала Престона: продавал машины Studebaker, поработал на сборочной линии «Форд», трудился менеджером у дистрибьютора пива. Последний эпизод относился к жизни инженера в Индианаполисе, куда он в 30-х переехал с семьей, чтобы находиться поближе к гонкам.

Всюду обаятельный, коммуникабельный мечтатель заводил знакомства, связи с выдающимися личностями, имевшими отношение к машиностроению. Среди товарищей были братья-автогонщики Шевроле, стилист Дж. Лоусон, разработчик двигателей Гарри Миллер.

С создателем моторов у Такера вышел конфуз. Друзья подрядились усовершенствовать силовую установку Ford V-8 для болидов заводской команды. Работали в спешке над 10 агрегатами, протестировали кое-как. На треке у всех участников заклинило рулевые колонки: фордовцы вылетели из соревнований… Досадно! Зато опыт в копилочку.

Редкая конструкция дверей Tucker 48. Фото: YouTube.com

Еще один занимательный факт из биографии основателя автомобильной марки Tucker Corporation. Перед Второй мировой Престон в собственном сарае создал броневик, способный разгоняться до 160 км/ч. Военные открещивались от БМП с ураганной скоростью, как черт от ладана. Не хотели, даже несмотря на кондиционер (1939 год!) и прочие удобства. Не барышень, мол, возить.

А вращающаяся пулеметная башня (турель) понравилась воякам. Такер производил оборудование для стрельбы кустарным способом. После войны правительство изъяло лицензию: таким был закон. А отец изобретения до конца жизни обивал пороги судов, пытаясь возместить авторские отчисления. Не получил ни цента…

Мытарства с моделью Tucker 48


Впрочем, бороться с Законом инженеру в дальнейшем пришлось немало. По наступлении мирного времени, когда производителям разрешили выпускать гражданские авто, Престон понял: акулы бизнеса начнут с довоенных моделей, знакомых публике.

Небьющееся лобовое стекло Tucker 48 вылетает полностью. Фото: YouTube.com

А он придумал нечто новое, невиданное. Это был момент в истории американской машиностроительной отрасли, когда перед маленькими независимыми автопроизводителями открывались большие перспективы.

Образ седана с объемом двигателя 9,3 л сложился в голове изобретателя, существовал в чертежах. Дело за малым – деньги. Серьезные инвесторы отказывались вкладываться в сомнительный проект молодой компании. Престон придумал гениальную хитрость.

Предприниматель арендовал самый крупный в мире завод с условием, что через год на счету Tucker Corporation будет $15 млн. Набралось 17 млн. Но как?

Искусство продавать глиняные машинки


Престон купил разворот популярной газеты, нанял фотографа. Разработчики слепили из глины машину такой, как она выглядела бы в реальности. Но в 8 раз меньше оригинала. Фото получилось – комар носа не подточит.

Истинные размеры машины при снаряженной массе 1900 кг:

✅ Длина – 5563 мм
✅ Ширина – 2007 мм
✅ Высота – 1524 мм
✅ Между осями – 3251 мм

«Торпеда на колесах», «15 лет испытаний привели к созданию автомобиля года», и т. д., писала пресса. Общественность увидела по-настоящему оригинальную модель. В газетных столбцах описывались достоинства и преимущества новой марки.

Заднемоторная компоновка Tucker 48 позволила создать под переднем капотом объемный багажник. Фото: YouTube.com

От имени «Торпеда» автор вскоре отказался, боясь нежелательной ассоциации населения с только что пережитыми лихими годами. Индекс «48» в названии модели означает год ее выпуска.

«Реклама – двигатель торговли»


Владельцам обещали лобовое небьющееся стекло, вылетающее без осколков при аварии, ремни безопасности, защиту от боковых ударов. Другие инновации:

✅ инжекторный тип питания
✅ травмобезопасная складная рулевая колонка
✅ поворачивающиеся вслед за рулем 3 передние фары, которые освещали бы повороты
✅ коробка передач с гидротрансформатором

Полностраничная реклама во многих ведущих изданиях сыграла отведенную роль: публика хотела купить революционный автомобиль. Акции компании уходили влет. Повалил шквал писем: 115 тыс. за короткий период. Одни американцы желали приобрести модель в собственность, другие были готовы торговать модной штучкой. Такер продавал лицензии дилерам за 14-38 тыс. долларов.

Деньги потекли пусть не полноводной рекой, но бурным ручьем. На них П. Такер собирался продолжить разработку нового двигателя, который был пока на этапе придумки.

Выставочный экземпляр Tucker 48. Фото: YouTube.com

Не успел: купившие лицензии дистрибьюторы начали требовать машины в свои центры или вернуть деньги. Стоимость акций устремилась вниз.

Судебные дела


Руководство компании во главе с Такером попало в цейтнот. Нужно было выкручиваться. Тем более, Закон поднял голову. Комиссия США по ценным бумагам узрела в действиях предпринимателя чистую аферу.

Большая доля правды присутствовала. «15 лет испытаний…» были вымыслом, ведь на тот момент не создали прототипа даже в единственном числе.

Стильное рулевое колесо Tucker 48. Фото: YouTube.com

Искренность намерений Престон доказывал в суде. Прокурора-то он убедил, но нескоро: такие дела длятся годами. А авторитет производителя и доверие сограждан были безвозвратно утеряны.

Дальнейшее развитие событий


Мотаясь между судебными заседаниями и заводом, босс Tucker Corporation на ходу, срочно менял конструкцию авто. Первое – двигатель. Дорабатывать и испытывать новый 9,3-литровый агрегат времени не было. Поэтому разработчики установили подходящий по размерам вертолетный движок.

Характеристики, впрочем, неплохие:

✅ Объем – 5,5 л
✅ Мощность – 166 л. с.
✅ Момент силы – 504 Н*м
✅ Количество цилиндров – 6, архитектура V6

Авиационную установку поместили как-то боком над задним мостом, на который подавался и привод. К слову, и заводик по производству вертолетных моторов выкупили, предполагая выпускать сотни тысяч Tucker 48.

Вертолетный двигатель Tucker 48. Фото: YouTube.com

Погорячились. Отказавшись от прогрессивной гидравлической трансмиссии, магниевых колес, инновационных тормозных дисков, машину превратили в заурядность.

Не установили также самогерметизирующиеся бескамерные шины. А поворотной сделали только центральную фару «глаз циклопа»: она активировалась при угле поворота более 10 градусов.

Но вот незадача: в 17 штатах 3 головные фары были под запретом. Пришлось изготовить крышку для «циклопа», чтобы эксплуатировать машину в тех местностях.

Что еще не так?


Амбициозную мечту о независимой подвеске на резине вместо пружин инженер осуществил. Механизм подрессоривания вышел хорошим, но критически недолговечным. С задними колесами вообще получился конструкционный ляп: чтобы поменять покрышку, нужно было снять крыло.

Новатор преуспел только в вопросе безопасности. Модель снабдили верхней дугой жесткости на случай переворота авто, конструкция рамы спасала от боковых ударов. Приборную панель сделали мягкой во избежание дополнительных травм экипажа в авариях.

Шесть выхлопных труб Tucker 48 по числу цилиндров. Фото: YouTube.com

А ремни безопасности народ принял враждебно: что-то с машиной не так, раз нужно пристегиваться. Закон об обязательной установке ремней вышел только в 1961 году.

Итогом всей кутерьмы стало банкротство фирмы, наследием – 51 единица бесценных автомобилей. Разбирая причины развала компании, некоторые эксперты говорят о травле со стороны чиновников и «Большой тройки». Но объективно: модель была «сырая», недодуманная, экспериментальная. Маркетинговая политика непрофессиональная. Денег вечно не хватало…

Если представить автомобильную индустрию в виде пылающего костра, то модель Tucker 48 – искра. Оторвавшись от пламени, она рванула вверх, ярко вспыхнула и погасла где-то по пути к небу…
А какая, по вашему мнению, главная причина провала модели Tucker 48?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....