ВРТ-300 – вертолетные беспилотники в России
Этот беспилотный аппарат вертолетного типа был спроектирован еще в 2014-м году: разработкой машины занималось КБ «ВР-Технологии», являющееся частью холдинга «Вертолеты России». В создании дрона принимали участие специалисты из такой авторитетной организации, как Научный центр Миля и Камова. Особенность ВРТ-300 в том, что изначально он предназначался для использования в гражданской сфере – Минобороны РФ в разработке участия не принимало.
Широкая общественность впервые увидела машину на МАКС-2017. Но только через пару лет БПЛА смог подняться в воздух. После успешного окончания испытаний в 2021-м году дрон, наконец, поставили на конвейер. На сегодня ВРТ-300 – действующая машина, которую эксплуатируют во многих регионах (в основном труднодоступных) России и не только.
Сегодня наибольшее распространение получили мультикоптеры. Вроде бы, надежные устройства, сравнительно недорогие, так зачем же заморачиваться постройкой более сложного БПЛА вертолетного типа? Не все так просто. Привычные большинству мультикоптеры имеют существенный минус – недостаточная стабильность в полете. Чтобы ее обеспечить, применяется электроника, которая делает перемещение дрона устойчивым благодаря регулировке скорости вращения винтов.
БЛПА-вертолет ведет себя в воздухе более стабильно из-за меньшего количества пропеллеров. Например, рассматриваемый VRT-300 сделан по соосной схеме. Это дает возможность не только уверенно летать даже в непростых погодных условиях, но и увеличивает дальность по сравнению с мультикоптерами. Последний параметр частично обусловлен установкой ДВС.
Почему же тогда дроны вертолетного типа не так популярны, как их «младшие собратья»? Причин несколько и одна из них – более сложная конструкция и, как следствие, относительно дорогое техническое обслуживание. Разумеется, цена вертолетных БПЛА тоже выше. Управлять ими сложнее – требуются обученные операторы. В комплекте с дроном идет пункт управления, перемещаемый в специальном контейнере (как у БПЛА БАС-200).
Контролируют полет два человека: внешний пилот (командир) и оператор нагрузки. И еще один минус – опасность для людей, находящихся рядом. Длинные лопасти могут нанести серьезные травмы – такие случае уже фиксировались. Например, диаметр несущего винта у ВРТ-300 составляет 4,8 м (!).
ВРТ-300 создавался не на пустом месте – опыт уже имелся. В 1993-м году КБ им. Камова при поддержке компании DHI (Южная Корея) реализовало проект Ка-37. Это беспилотный вертолет, выполненный по соосной схеме. БПЛА оборудовался парой силовых агрегатов типа П-037, имел аппаратуру для проведения мониторинга местности, аэрофотосъемок. Машина могла летать с грузом в 50 кг по заданной траектории в автоматическом режиме со скоростью до 110 км/ч на расстояние 88 км.
Дальнейшим развитием проекта стал беспилотник Ка-137, по внешнему виду напоминавший НЛО. Это сферическая конструкция на четырех «ногах». Он превосходил своего предшественника по дальности и скорости, мог лететь в любом направлении вне зависимости от погоды. Однако о судьбе уникальной машины ничего не известно: предполагается – проект закрыли из-за отсутствия финансирования, что для 90-х – обыденное явление.
Наибольший взлетный вес машины составляет 380 кг, при этом на полезную нагрузку приходится 70 кг. Аппарат имеет длину в 408 см при высоте 205 см. Дрон развивает скорость до 180 км/ч, что обеспечивается дизельным ДВС (запас горючего – 100 л). В воздухе VRT-300 может находиться в течение пяти часов, пролетая 150 км (последние модификации преодолевают до 325 км). Устойчивая радиосвязь обеспечивается на расстоянии до 100 км. Максимальная высота – до 5,8 км (статическая 2,1 км).
Модель Opticvision предназначена для оказания помощи при ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и в иных чрезвычайных ситуациях. Также машина способна диагностировать ЛЭП, делать картографические съемки, мониторить дороги, нефтяные и газовые магистрали. БПЛА готов выполнять и главную свою задачу – доставлять грузы.
Вторая модификация – Arctic Supervision будет применяться в плане развития транспортной инфраструктуры Севморпути. Машина способна мониторить ледовую обстановку, для чего оснащается локатором, имеющим хорошее разрешение и работающим в Х-диапазоне. Благодаря компактным габаритам, дрон может опускаться на любую буровую платформу или корабль даже при отсутствии специальной площадки.
На состоявшемся в 2019-м авиашоу Dubai Airshow в ОАЭ был заключен договор с фирмой Tawazun о приобретении арабами половины акций создателя дронов «ВР-Технологии». Общая стоимость ценных бумаг оценивалась в 450 млн долларов.
Это было необходимо для получения инвестиций, благодаря которым будет ускорено создание легкого одномоторного вертолета ВРТ-500, в скорейшем получении которых заинтересована Tawazun.
VRT-500 – машина, рассчитанная на пять человек с наибольшей взлетной массой в 1,6 тонны и дальностью полета до 1 тыс. км. Однако от VRT-300 тоже тогда никто не отказывался: в Абу-Даби в ходе авиасалона IDEX-2021 заключено соглашение о поставке в Эмираты 100 экземпляров.
На авиасалоне МАКС-2021 гендиректор главного почтового ведомства страны М. Акимов подписал договор с руководителем компании «Вертолеты России» о поставке беспилотников (речь идет о ВРТ-300 и БАС-200) для работы в Чукотском АО.
Были проведены испытательные полеты из Анадыря в Угольные Копи. Предполагается, что БПЛА будут использоваться на двадцати маршрутах и обеспечат доставку до 245 т корреспонденции от «Почта России» в год.
По мнению главы «Почта России» применение вертолетных дронов в труднодоступных регионах страны сокращает сроки доставки примерно в два раза. При этом объем транспортировок грузов может вырасти десятикратно, а себестоимость упасть в 1,81 раза. В дальнейшем планируется использовать ВРТ-300 и БАС-200 на Камчатке, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО – всего на 48-ми маршрутах.
Также рассматривалась возможность использования дронов в Свердловской области. Беспилотники будут доставлять посылки, корреспонденцию от сортировочных пунктов к отделениям связи. Радует, что машины разработаны не зря и трудятся в российских регионах. А вот об экспорте, по-видимому, пока придется забыть.
Широкая общественность впервые увидела машину на МАКС-2017. Но только через пару лет БПЛА смог подняться в воздух. После успешного окончания испытаний в 2021-м году дрон, наконец, поставили на конвейер. На сегодня ВРТ-300 – действующая машина, которую эксплуатируют во многих регионах (в основном труднодоступных) России и не только.
Чем лучше БПЛА вертолетного типа
Сегодня наибольшее распространение получили мультикоптеры. Вроде бы, надежные устройства, сравнительно недорогие, так зачем же заморачиваться постройкой более сложного БПЛА вертолетного типа? Не все так просто. Привычные большинству мультикоптеры имеют существенный минус – недостаточная стабильность в полете. Чтобы ее обеспечить, применяется электроника, которая делает перемещение дрона устойчивым благодаря регулировке скорости вращения винтов.
Мультикоптеры сегодня более популярны. Фото: YouTube.com
БЛПА-вертолет ведет себя в воздухе более стабильно из-за меньшего количества пропеллеров. Например, рассматриваемый VRT-300 сделан по соосной схеме. Это дает возможность не только уверенно летать даже в непростых погодных условиях, но и увеличивает дальность по сравнению с мультикоптерами. Последний параметр частично обусловлен установкой ДВС.
Почему же тогда дроны вертолетного типа не так популярны, как их «младшие собратья»? Причин несколько и одна из них – более сложная конструкция и, как следствие, относительно дорогое техническое обслуживание. Разумеется, цена вертолетных БПЛА тоже выше. Управлять ими сложнее – требуются обученные операторы. В комплекте с дроном идет пункт управления, перемещаемый в специальном контейнере (как у БПЛА БАС-200).
Система управления вертолетным дроном. Фото: YouTube.com
Контролируют полет два человека: внешний пилот (командир) и оператор нагрузки. И еще один минус – опасность для людей, находящихся рядом. Длинные лопасти могут нанести серьезные травмы – такие случае уже фиксировались. Например, диаметр несущего винта у ВРТ-300 составляет 4,8 м (!).
Первые вертолетные БПЛА в РФ
ВРТ-300 создавался не на пустом месте – опыт уже имелся. В 1993-м году КБ им. Камова при поддержке компании DHI (Южная Корея) реализовало проект Ка-37. Это беспилотный вертолет, выполненный по соосной схеме. БПЛА оборудовался парой силовых агрегатов типа П-037, имел аппаратуру для проведения мониторинга местности, аэрофотосъемок. Машина могла летать с грузом в 50 кг по заданной траектории в автоматическом режиме со скоростью до 110 км/ч на расстояние 88 км.
Так выглядел один из первых беспилотников РФ – Ка-137 (компьютерная реконструкция). Фото: YouTube.com
Дальнейшим развитием проекта стал беспилотник Ка-137, по внешнему виду напоминавший НЛО. Это сферическая конструкция на четырех «ногах». Он превосходил своего предшественника по дальности и скорости, мог лететь в любом направлении вне зависимости от погоды. Однако о судьбе уникальной машины ничего не известно: предполагается – проект закрыли из-за отсутствия финансирования, что для 90-х – обыденное явление.
Технические особенности ВРТ-300
Наибольший взлетный вес машины составляет 380 кг, при этом на полезную нагрузку приходится 70 кг. Аппарат имеет длину в 408 см при высоте 205 см. Дрон развивает скорость до 180 км/ч, что обеспечивается дизельным ДВС (запас горючего – 100 л). В воздухе VRT-300 может находиться в течение пяти часов, пролетая 150 км (последние модификации преодолевают до 325 км). Устойчивая радиосвязь обеспечивается на расстоянии до 100 км. Максимальная высота – до 5,8 км (статическая 2,1 км).
Модификации и сфера использования
Модель Opticvision предназначена для оказания помощи при ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и в иных чрезвычайных ситуациях. Также машина способна диагностировать ЛЭП, делать картографические съемки, мониторить дороги, нефтяные и газовые магистрали. БПЛА готов выполнять и главную свою задачу – доставлять грузы.
Оранжевый цвет хорошо различается на снегу. Фото: YouTube.com
Вторая модификация – Arctic Supervision будет применяться в плане развития транспортной инфраструктуры Севморпути. Машина способна мониторить ледовую обстановку, для чего оснащается локатором, имеющим хорошее разрешение и работающим в Х-диапазоне. Благодаря компактным габаритам, дрон может опускаться на любую буровую платформу или корабль даже при отсутствии специальной площадки.
Заказчики и положение дел на сегодня
На состоявшемся в 2019-м авиашоу Dubai Airshow в ОАЭ был заключен договор с фирмой Tawazun о приобретении арабами половины акций создателя дронов «ВР-Технологии». Общая стоимость ценных бумаг оценивалась в 450 млн долларов.
Применение дрона ВРТ-300 военными сомнительно – машина оснащена громко работающим ДВС. Тем не менее, не исключено: свою нишу в армии БПЛА все же найдет.
Это было необходимо для получения инвестиций, благодаря которым будет ускорено создание легкого одномоторного вертолета ВРТ-500, в скорейшем получении которых заинтересована Tawazun.
Несостоявшийся проект ВРТ-500 (компьютерная реконструкция). Фото: YouTube.com
VRT-500 – машина, рассчитанная на пять человек с наибольшей взлетной массой в 1,6 тонны и дальностью полета до 1 тыс. км. Однако от VRT-300 тоже тогда никто не отказывался: в Абу-Даби в ходе авиасалона IDEX-2021 заключено соглашение о поставке в Эмираты 100 экземпляров.
К сожалению, в ноябре минувшего года фонд Strategic Development Fund из ОАЭ отказался от поддержки проекта VRT-300 и совместной разработки VRT-500 и из-за сильнейшего санкционного давления. На машину хотели ставить движок Pratt & Whitney PW207V (Канада), авионику Thales (Франция). Сборка должна была осуществляться в Италии (Breda-Nardini).
На авиасалоне МАКС-2021 гендиректор главного почтового ведомства страны М. Акимов подписал договор с руководителем компании «Вертолеты России» о поставке беспилотников (речь идет о ВРТ-300 и БАС-200) для работы в Чукотском АО.
«Коллега» ВРТ-300 – БАС-200. Фото: YouTube.com
Были проведены испытательные полеты из Анадыря в Угольные Копи. Предполагается, что БПЛА будут использоваться на двадцати маршрутах и обеспечат доставку до 245 т корреспонденции от «Почта России» в год.
Первые эксперименты с беспилотниками, проведенные «Почтой России» в 2018-м году, оказались неудачными. Тем не менее, руководитель ведомства посчитал данное направление перспективным. И, как оказалось, не зря.
По мнению главы «Почта России» применение вертолетных дронов в труднодоступных регионах страны сокращает сроки доставки примерно в два раза. При этом объем транспортировок грузов может вырасти десятикратно, а себестоимость упасть в 1,81 раза. В дальнейшем планируется использовать ВРТ-300 и БАС-200 на Камчатке, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО – всего на 48-ми маршрутах.
ВРТ-300 на Чукотке работают и сегодня. Фото: YouTube.com
Также рассматривалась возможность использования дронов в Свердловской области. Беспилотники будут доставлять посылки, корреспонденцию от сортировочных пунктов к отделениям связи. Радует, что машины разработаны не зря и трудятся в российских регионах. А вот об экспорте, по-видимому, пока придется забыть.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...