.d-md-none .d-lg-block bibimot

ВРТ-300 – вертолетные беспилотники в России

ВРТ-300 – вертолетные беспилотники в России
Этот беспилотный аппарат вертолетного типа был спроектирован еще в 2014-м году: разработкой машины занималось КБ «ВР-Технологии», являющееся частью холдинга «Вертолеты России». В создании дрона принимали участие специалисты из такой авторитетной организации, как Научный центр Миля и Камова. Особенность ВРТ-300 в том, что изначально он предназначался для использования в гражданской сфере – Минобороны РФ в разработке участия не принимало.


Широкая общественность впервые увидела машину на МАКС-2017. Но только через пару лет БПЛА смог подняться в воздух. После успешного окончания испытаний в 2021-м году дрон, наконец, поставили на конвейер. На сегодня ВРТ-300 – действующая машина, которую эксплуатируют во многих регионах (в основном труднодоступных) России и не только.

Чем лучше БПЛА вертолетного типа


Сегодня наибольшее распространение получили мультикоптеры. Вроде бы, надежные устройства, сравнительно недорогие, так зачем же заморачиваться постройкой более сложного БПЛА вертолетного типа? Не все так просто. Привычные большинству мультикоптеры имеют существенный минус – недостаточная стабильность в полете. Чтобы ее обеспечить, применяется электроника, которая делает перемещение дрона устойчивым благодаря регулировке скорости вращения винтов.

ВРТ-300 – вертолетные беспилотники в РоссииМультикоптеры сегодня более популярны. Фото: YouTube.com

БЛПА-вертолет ведет себя в воздухе более стабильно из-за меньшего количества пропеллеров. Например, рассматриваемый VRT-300 сделан по соосной схеме. Это дает возможность не только уверенно летать даже в непростых погодных условиях, но и увеличивает дальность по сравнению с мультикоптерами. Последний параметр частично обусловлен установкой ДВС.

Почему же тогда дроны вертолетного типа не так популярны, как их «младшие собратья»? Причин несколько и одна из них – более сложная конструкция и, как следствие, относительно дорогое техническое обслуживание. Разумеется, цена вертолетных БПЛА тоже выше. Управлять ими сложнее – требуются обученные операторы. В комплекте с дроном идет пункт управления, перемещаемый в специальном контейнере (как у БПЛА БАС-200).

Система управления вертолетным дроном. Фото: YouTube.com

Контролируют полет два человека: внешний пилот (командир) и оператор нагрузки. И еще один минус – опасность для людей, находящихся рядом. Длинные лопасти могут нанести серьезные травмы – такие случае уже фиксировались. Например, диаметр несущего винта у ВРТ-300 составляет 4,8 м (!).

Первые вертолетные БПЛА в РФ


ВРТ-300 создавался не на пустом месте – опыт уже имелся. В 1993-м году КБ им. Камова при поддержке компании DHI (Южная Корея) реализовало проект Ка-37. Это беспилотный вертолет, выполненный по соосной схеме. БПЛА оборудовался парой силовых агрегатов типа П-037, имел аппаратуру для проведения мониторинга местности, аэрофотосъемок. Машина могла летать с грузом в 50 кг по заданной траектории в автоматическом режиме со скоростью до 110 км/ч на расстояние 88 км.

Так выглядел один из первых беспилотников РФ – Ка-137 (компьютерная реконструкция). Фото: YouTube.com

Дальнейшим развитием проекта стал беспилотник Ка-137, по внешнему виду напоминавший НЛО. Это сферическая конструкция на четырех «ногах». Он превосходил своего предшественника по дальности и скорости, мог лететь в любом направлении вне зависимости от погоды. Однако о судьбе уникальной машины ничего не известно: предполагается – проект закрыли из-за отсутствия финансирования, что для 90-х – обыденное явление.

Технические особенности ВРТ-300


Наибольший взлетный вес машины составляет 380 кг, при этом на полезную нагрузку приходится 70 кг. Аппарат имеет длину в 408 см при высоте 205 см. Дрон развивает скорость до 180 км/ч, что обеспечивается дизельным ДВС (запас горючего – 100 л). В воздухе VRT-300 может находиться в течение пяти часов, пролетая 150 км (последние модификации преодолевают до 325 км). Устойчивая радиосвязь обеспечивается на расстоянии до 100 км. Максимальная высота – до 5,8 км (статическая 2,1 км).

Модификации и сфера использования


Модель Opticvision предназначена для оказания помощи при ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и в иных чрезвычайных ситуациях. Также машина способна диагностировать ЛЭП, делать картографические съемки, мониторить дороги, нефтяные и газовые магистрали. БПЛА готов выполнять и главную свою задачу – доставлять грузы.

Оранжевый цвет хорошо различается на снегу. Фото: YouTube.com

Вторая модификация – Arctic Supervision будет применяться в плане развития транспортной инфраструктуры Севморпути. Машина способна мониторить ледовую обстановку, для чего оснащается локатором, имеющим хорошее разрешение и работающим в Х-диапазоне. Благодаря компактным габаритам, дрон может опускаться на любую буровую платформу или корабль даже при отсутствии специальной площадки.

Заказчики и положение дел на сегодня


На состоявшемся в 2019-м авиашоу Dubai Airshow в ОАЭ был заключен договор с фирмой Tawazun о приобретении арабами половины акций создателя дронов «ВР-Технологии». Общая стоимость ценных бумаг оценивалась в 450 млн долларов.

Применение дрона ВРТ-300 военными сомнительно – машина оснащена громко работающим ДВС. Тем не менее, не исключено: свою нишу в армии БПЛА все же найдет.

Это было необходимо для получения инвестиций, благодаря которым будет ускорено создание легкого одномоторного вертолета ВРТ-500, в скорейшем получении которых заинтересована Tawazun.

Несостоявшийся проект ВРТ-500 (компьютерная реконструкция). Фото: YouTube.com

VRT-500 – машина, рассчитанная на пять человек с наибольшей взлетной массой в 1,6 тонны и дальностью полета до 1 тыс. км. Однако от VRT-300 тоже тогда никто не отказывался: в Абу-Даби в ходе авиасалона IDEX-2021 заключено соглашение о поставке в Эмираты 100 экземпляров.

К сожалению, в ноябре минувшего года фонд Strategic Development Fund из ОАЭ отказался от поддержки проекта VRT-300 и совместной разработки VRT-500 и из-за сильнейшего санкционного давления. На машину хотели ставить движок Pratt & Whitney PW207V (Канада), авионику Thales (Франция). Сборка должна была осуществляться в Италии (Breda-Nardini).

На авиасалоне МАКС-2021 гендиректор главного почтового ведомства страны М. Акимов подписал договор с руководителем компании «Вертолеты России» о поставке беспилотников (речь идет о ВРТ-300 и БАС-200) для работы в Чукотском АО.

«Коллега» ВРТ-300 – БАС-200. Фото: YouTube.com

Были проведены испытательные полеты из Анадыря в Угольные Копи. Предполагается, что БПЛА будут использоваться на двадцати маршрутах и обеспечат доставку до 245 т корреспонденции от «Почта России» в год.

Первые эксперименты с беспилотниками, проведенные «Почтой России» в 2018-м году, оказались неудачными. Тем не менее, руководитель ведомства посчитал данное направление перспективным. И, как оказалось, не зря.

По мнению главы «Почта России» применение вертолетных дронов в труднодоступных регионах страны сокращает сроки доставки примерно в два раза. При этом объем транспортировок грузов может вырасти десятикратно, а себестоимость упасть в 1,81 раза. В дальнейшем планируется использовать ВРТ-300 и БАС-200 на Камчатке, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО – всего на 48-ми маршрутах.

ВРТ-300 на Чукотке работают и сегодня. Фото: YouTube.com

Также рассматривалась возможность использования дронов в Свердловской области. Беспилотники будут доставлять посылки, корреспонденцию от сортировочных пунктов к отделениям связи. Радует, что машины разработаны не зря и трудятся в российских регионах. А вот об экспорте, по-видимому, пока придется забыть.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о ВРТ-300?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Грузовые беспилотники уже способны на перевозку людейСамолеты без пилотов – появятся или нет?