
Датчик температуры — почему показывает неправильно и как решить проблему
Датчик температуры (ДТОЖ) в автомобиле — это устройство, измеряющее нагрев антифриза в системе охлаждения. Этот контроллер преобразует полученные данные в электрический сигнал, который передается на приборную панель или блок управления двигателем (ЭБУ).
ДТОЖ необходим для правильного управления системой охлаждения двигателя. ЭБУ использует сигнал от датчика температуры для контроля работы вентилятора радиатора и термостата. Это помогает поддерживать оптимальную температуру двигателя, чтобы предотвратить перегрев или функционирование на холодную.
ДТОЖ предупреждает водителя о перегреве двигателя. Если температура мотора становится слишком высокой, ЭБУ включит соответствующий индикатор на приборной панели. Это сигнализирует о возможной неисправности, которая может привести к повреждению мотора. Также блок управления использует сигнал от датчика для отслеживания производительности двигателя. Это помогает ЭБУ оптимизировать работу ДВС для повышения топливной экономичности и снижения выбросов.
Датчик температуры — обычно надежное устройство, но и он со временем выходит из строя или начинает работать нестабильно. ДТОЖ может неправильно показывать температуру, что сбивает с толку водителя.
Расположение ДТОЖ на двигателе авто. Фото: YouTube.com
Место установки устройства нужно уточнять в сервисном мануале к вашему автомобилю. Обычно датчик находится на ДВС, рядом с магистралью выпуска выхлопных газов. ДТОЖ может располагаться непосредственно в термостате или рядом с ним, в радиаторе или под крышкой головки блока цилиндров. Датчик всегда должен контактировать с антифризом.
Основные компоненты ДТОЖ:
✅ терморезистор — это полупроводниковый элемент, сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры
✅ электрический штекер
✅ корпус устройства
✅ уплотнительная резинка
Принцип действия устройства основан на изменении сопротивления терморезистора. Данный показатель уменьшается, когда температура охлаждающей жидкости повышается. Если она понижается, сопротивление терморезистора, соответственно, увеличивается. Эти данные передаются на блок управления, который, в зависимости от ситуации, включает вентилятор или выполняет другие функции для стабилизации работы системы охлаждения.
Датчик с отключенным разъемом. Фото: YouTube.com
Электрическая цепь ДТОЖ обычно состоит из двух проводов. Один подключается к источнику питания, а другой — к терморезистору. Когда температура антифриза повышается, сопротивление терморезистора уменьшается, что приводит к увеличению тока в электрической цепи. Это изменение передается на приборную панель или ЭБУ в виде электрического сигнала.
ДТОЖ в автомобилях бывают двух основных типов: диапазонные и сигнальные. Первые имеют два рабочих диапазона температуры. В одном устройство выдает низкий сигнал, а в другом — высокий. Сигнальные ДТОЖ имеют линейную зависимость между температурой и сигналом.
От правильности функционирования устройства зависит подготовка горючей смеси для ее последующей подачи в цилиндры. Также его показания определяют установку правильного угла зажигания, от которого зависит расход бензина, мощность двигателя и объем вредных выбросов.
Иногда ДТОЖ может неправильно определять температуру двигателя, ошибаясь на 10-15 ° С. Мотор уже нагрелся выше нормы, но водитель об этом не знает, поскольку данные на панели приборов не соответствуют действительности. Это может привести к серьезному перегреву и повышению уровня антифриза.
Почему это происходит:
✅ сбои в работе термостата
✅ отключение датчика от блока управления, повреждение цепи
✅ недостаток антифриза в системе охлаждения
✅ неисправность блока управления
✅ загрязнение контроллера или плохой контакт
Бывает такое, что ДТОЖ фиксирует повышенную температуру, хотя по факту она в норме. На панели приборов отображается сообщение о перегреве. Из-за этого ЭБУ может ограничивать дальнейший нагрев ДВС, в результате чего происходят сбои в пуске, а расход горючего увеличивается.
Это может быть следствием недостатка антифриза в системе, обусловленного повреждением патрубков или радиатора. Возможно, износились уплотнители или вышел из строя вентилятор охлаждения ДВС. Проблема может заключаться в заклинивании термостата в одном положении, неполадками в работе водяной помпы, засоренном радиаторе. Иногда причина состоит в низком качестве охлаждающей жидкости или ее несвоевременной замене.
О неполадках в работе ДТОЖ говорит падение оборотов ДВС, вплоть до его полной остановки. Возникают проблемы с прогревом мотора, увеличивается расход топлива, двигатель запускается с трудом. Может усиливаться детонация агрегата, а на холостом ходу обороты слишком высокие. Также о неисправностях в работе датчика могут говорить ошибки, которые выдает блок управления.
Проверить ДТОЖ можно с помощью мультиметра:
✅ Найдите, где расположен датчик. Осмотрите устройство, убедитесь в отсутствии потеков антифриза
✅ Отключите от устройства колодку с проводами или снимите его. Во втором случае рекомендуется убедиться в том, что на датчик подается питание
✅ К выводам устройства нужно подключить щупы мультиметра. Проверяется сопротивление на холодном ДВС. Если вы только сняли датчик и он еще горячий, окуните его в холодную воду
✅ Заведите двигатель и подождите, пока он прогреется, чтобы запустился вентилятор. Если вы сняли ДТОЖ для проверки, его нужно окунуть в кипяток. Проверьте переходное сопротивление и сравните полученные показатели с нормированными. В среднем это 150-200 Ом на горячем и 7-8 кОм на холодном ДВС
Можно проверить работу устройства с помощью электронного термометра. Для этого дайте мотору остыть до 40-50 ° С, отключите клеммы от аккумулятора и отсоедините разъем питания от датчика. Открутите контроллер.
Диагностика с помощью мультиметра. Фото: YouTube.com
Вам нужно набрать в отдельную емкость воды и нагреть ее. Часть ДТОЖ опускается в теплую воду. Щупы мультиметра подсоедините к выводам контроллера и переведите тестер в режим омметра. Возьмите термометр и опустите его в воду. Показания с него и омметра снимаются с шагом примерно 5 ° С. Запишите данные и сравните с нормированными, они отличаются, в зависимости от модели авто.
Чтобы не столкнуться с проблемой перегрева, используйте только качественные охлаждающие жидкости. Дешевый антифриз может привести к образованию отложений в системе, что станет причиной выхода из строя датчика температуры. Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости. Недостаток антифриза может привести к перегреву ДВС.
Диагностика ДТОЖ с использованием термометра и мультиметра. Фото: YouTube.com
При осмотре датчика температуры обращайте внимание на его корпус. Трещины или сколы, коррозия, повреждение электрического разъема — все это приводит к нестабильной работе устройства. При проверке используйте ватный тампон, смоченный в спирте, чтобы очистить контакты. Регулярная профилактика датчика температуры поможет предотвратить его преждевременный выход из строя и сохранить оптимальную работу системы охлаждения двигателя.
ДТОЖ необходим для правильного управления системой охлаждения двигателя. ЭБУ использует сигнал от датчика температуры для контроля работы вентилятора радиатора и термостата. Это помогает поддерживать оптимальную температуру двигателя, чтобы предотвратить перегрев или функционирование на холодную.
Где находится и как работает?
ДТОЖ предупреждает водителя о перегреве двигателя. Если температура мотора становится слишком высокой, ЭБУ включит соответствующий индикатор на приборной панели. Это сигнализирует о возможной неисправности, которая может привести к повреждению мотора. Также блок управления использует сигнал от датчика для отслеживания производительности двигателя. Это помогает ЭБУ оптимизировать работу ДВС для повышения топливной экономичности и снижения выбросов.
Датчик температуры — обычно надежное устройство, но и он со временем выходит из строя или начинает работать нестабильно. ДТОЖ может неправильно показывать температуру, что сбивает с толку водителя.

Место установки устройства нужно уточнять в сервисном мануале к вашему автомобилю. Обычно датчик находится на ДВС, рядом с магистралью выпуска выхлопных газов. ДТОЖ может располагаться непосредственно в термостате или рядом с ним, в радиаторе или под крышкой головки блока цилиндров. Датчик всегда должен контактировать с антифризом.
Основные компоненты ДТОЖ:
✅ терморезистор — это полупроводниковый элемент, сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры
✅ электрический штекер
✅ корпус устройства
✅ уплотнительная резинка
Принцип действия устройства основан на изменении сопротивления терморезистора. Данный показатель уменьшается, когда температура охлаждающей жидкости повышается. Если она понижается, сопротивление терморезистора, соответственно, увеличивается. Эти данные передаются на блок управления, который, в зависимости от ситуации, включает вентилятор или выполняет другие функции для стабилизации работы системы охлаждения.

Электрическая цепь ДТОЖ обычно состоит из двух проводов. Один подключается к источнику питания, а другой — к терморезистору. Когда температура антифриза повышается, сопротивление терморезистора уменьшается, что приводит к увеличению тока в электрической цепи. Это изменение передается на приборную панель или ЭБУ в виде электрического сигнала.
ДТОЖ в автомобилях бывают двух основных типов: диапазонные и сигнальные. Первые имеют два рабочих диапазона температуры. В одном устройство выдает низкий сигнал, а в другом — высокий. Сигнальные ДТОЖ имеют линейную зависимость между температурой и сигналом.
От правильности функционирования устройства зависит подготовка горючей смеси для ее последующей подачи в цилиндры. Также его показания определяют установку правильного угла зажигания, от которого зависит расход бензина, мощность двигателя и объем вредных выбросов.
Почему ДТОЖ показывает неправильную температуру
Иногда ДТОЖ может неправильно определять температуру двигателя, ошибаясь на 10-15 ° С. Мотор уже нагрелся выше нормы, но водитель об этом не знает, поскольку данные на панели приборов не соответствуют действительности. Это может привести к серьезному перегреву и повышению уровня антифриза.
Почему это происходит:
✅ сбои в работе термостата
✅ отключение датчика от блока управления, повреждение цепи
✅ недостаток антифриза в системе охлаждения
✅ неисправность блока управления
✅ загрязнение контроллера или плохой контакт
Бывает такое, что ДТОЖ фиксирует повышенную температуру, хотя по факту она в норме. На панели приборов отображается сообщение о перегреве. Из-за этого ЭБУ может ограничивать дальнейший нагрев ДВС, в результате чего происходят сбои в пуске, а расход горючего увеличивается.
Это может быть следствием недостатка антифриза в системе, обусловленного повреждением патрубков или радиатора. Возможно, износились уплотнители или вышел из строя вентилятор охлаждения ДВС. Проблема может заключаться в заклинивании термостата в одном положении, неполадками в работе водяной помпы, засоренном радиаторе. Иногда причина состоит в низком качестве охлаждающей жидкости или ее несвоевременной замене.
Диагностика неисправности
О неполадках в работе ДТОЖ говорит падение оборотов ДВС, вплоть до его полной остановки. Возникают проблемы с прогревом мотора, увеличивается расход топлива, двигатель запускается с трудом. Может усиливаться детонация агрегата, а на холостом ходу обороты слишком высокие. Также о неисправностях в работе датчика могут говорить ошибки, которые выдает блок управления.
Проверить ДТОЖ можно с помощью мультиметра:
✅ Найдите, где расположен датчик. Осмотрите устройство, убедитесь в отсутствии потеков антифриза
✅ Отключите от устройства колодку с проводами или снимите его. Во втором случае рекомендуется убедиться в том, что на датчик подается питание
✅ К выводам устройства нужно подключить щупы мультиметра. Проверяется сопротивление на холодном ДВС. Если вы только сняли датчик и он еще горячий, окуните его в холодную воду
✅ Заведите двигатель и подождите, пока он прогреется, чтобы запустился вентилятор. Если вы сняли ДТОЖ для проверки, его нужно окунуть в кипяток. Проверьте переходное сопротивление и сравните полученные показатели с нормированными. В среднем это 150-200 Ом на горячем и 7-8 кОм на холодном ДВС
Можно проверить работу устройства с помощью электронного термометра. Для этого дайте мотору остыть до 40-50 ° С, отключите клеммы от аккумулятора и отсоедините разъем питания от датчика. Открутите контроллер.

Вам нужно набрать в отдельную емкость воды и нагреть ее. Часть ДТОЖ опускается в теплую воду. Щупы мультиметра подсоедините к выводам контроллера и переведите тестер в режим омметра. Возьмите термометр и опустите его в воду. Показания с него и омметра снимаются с шагом примерно 5 ° С. Запишите данные и сравните с нормированными, они отличаются, в зависимости от модели авто.
Чтобы не столкнуться с проблемой перегрева, используйте только качественные охлаждающие жидкости. Дешевый антифриз может привести к образованию отложений в системе, что станет причиной выхода из строя датчика температуры. Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости. Недостаток антифриза может привести к перегреву ДВС.

При осмотре датчика температуры обращайте внимание на его корпус. Трещины или сколы, коррозия, повреждение электрического разъема — все это приводит к нестабильной работе устройства. При проверке используйте ватный тампон, смоченный в спирте, чтобы очистить контакты. Регулярная профилактика датчика температуры поможет предотвратить его преждевременный выход из строя и сохранить оптимальную работу системы охлаждения двигателя.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

Сразу три американских автомобильных бренда откроют свои представительства в России
Речь о Ford, Chevrolet и Tesla. Причем первые двое даже не планируют поставки гибридных и электрических моделей — только ДВС!...

Верный курс – ЛиАЗ отказался от китайских двигателей в пользу российских
Наши моторы обходятся дешевле, да и проблем с поставками быть не должно. Какую силовую установку выбрали на замену китайской – читайте в нашем материале....

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Французы представили пассажирский самолет нового поколения
Техника получила комбинированную силовую установку и обещает запас хода более чем в 2000 км. И все это с нулевым уровнем выбросов. Подробнее о характеристиках...

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Почти собран современный и импортозамещенный Ан-2 «Кукурузник» – ТР-301/117
Этот самолет оснащается двигателем от Ми-8. Он окажется в три раза дешевле зарубежных аналогов....

Символичное событие – третий Ил-114-300 подняли в небо
Дебютный полет провели в честь памятной даты, которая касается как самого ПАО «Ил», так и всей авиации России. Директор компании также поделился статусом...

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

Запуск ракеты-носителя Spectrum завершился взрывом в прямом эфире
Конкуренция с Flacon 9 откладывается на потом. Инцидент запечатлели в прямой трансляции....

Успешно завершены тесты двигателя для тяжелой ракеты «Ангара-А5М»
Российская школа двигателестроения в очередной раз показала свои возможности. Поставки начнутся в ближайшие месяцы....

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....

В США создали первого в мире робота, который работает без электричества
Все, что ему нужно – сжатый газ. Никакая радиация и прочие факторы на него не влияют....

Полноприводный Соболь NN – неужели новый король бездорожья?
Долгожданное обновление для любителей настоящей внедорожной техники засветилось в новом видео на YouTube-канале «Иван Зенкевич PRO автомобили». Автор знакомит...