Датчик температуры — почему показывает неправильно и как решить проблему
Датчик температуры (ДТОЖ) в автомобиле — это устройство, измеряющее нагрев антифриза в системе охлаждения. Этот контроллер преобразует полученные данные в электрический сигнал, который передается на приборную панель или блок управления двигателем (ЭБУ).
ДТОЖ необходим для правильного управления системой охлаждения двигателя. ЭБУ использует сигнал от датчика температуры для контроля работы вентилятора радиатора и термостата. Это помогает поддерживать оптимальную температуру двигателя, чтобы предотвратить перегрев или функционирование на холодную.
ДТОЖ предупреждает водителя о перегреве двигателя. Если температура мотора становится слишком высокой, ЭБУ включит соответствующий индикатор на приборной панели. Это сигнализирует о возможной неисправности, которая может привести к повреждению мотора. Также блок управления использует сигнал от датчика для отслеживания производительности двигателя. Это помогает ЭБУ оптимизировать работу ДВС для повышения топливной экономичности и снижения выбросов.
Датчик температуры — обычно надежное устройство, но и он со временем выходит из строя или начинает работать нестабильно. ДТОЖ может неправильно показывать температуру, что сбивает с толку водителя.
Место установки устройства нужно уточнять в сервисном мануале к вашему автомобилю. Обычно датчик находится на ДВС, рядом с магистралью выпуска выхлопных газов. ДТОЖ может располагаться непосредственно в термостате или рядом с ним, в радиаторе или под крышкой головки блока цилиндров. Датчик всегда должен контактировать с антифризом.
Основные компоненты ДТОЖ:
✅ терморезистор — это полупроводниковый элемент, сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры
✅ электрический штекер
✅ корпус устройства
✅ уплотнительная резинка
Принцип действия устройства основан на изменении сопротивления терморезистора. Данный показатель уменьшается, когда температура охлаждающей жидкости повышается. Если она понижается, сопротивление терморезистора, соответственно, увеличивается. Эти данные передаются на блок управления, который, в зависимости от ситуации, включает вентилятор или выполняет другие функции для стабилизации работы системы охлаждения.
Электрическая цепь ДТОЖ обычно состоит из двух проводов. Один подключается к источнику питания, а другой — к терморезистору. Когда температура антифриза повышается, сопротивление терморезистора уменьшается, что приводит к увеличению тока в электрической цепи. Это изменение передается на приборную панель или ЭБУ в виде электрического сигнала.
ДТОЖ в автомобилях бывают двух основных типов: диапазонные и сигнальные. Первые имеют два рабочих диапазона температуры. В одном устройство выдает низкий сигнал, а в другом — высокий. Сигнальные ДТОЖ имеют линейную зависимость между температурой и сигналом.
От правильности функционирования устройства зависит подготовка горючей смеси для ее последующей подачи в цилиндры. Также его показания определяют установку правильного угла зажигания, от которого зависит расход бензина, мощность двигателя и объем вредных выбросов.
Иногда ДТОЖ может неправильно определять температуру двигателя, ошибаясь на 10-15 ° С. Мотор уже нагрелся выше нормы, но водитель об этом не знает, поскольку данные на панели приборов не соответствуют действительности. Это может привести к серьезному перегреву и повышению уровня антифриза.
Почему это происходит:
✅ сбои в работе термостата
✅ отключение датчика от блока управления, повреждение цепи
✅ недостаток антифриза в системе охлаждения
✅ неисправность блока управления
✅ загрязнение контроллера или плохой контакт
Бывает такое, что ДТОЖ фиксирует повышенную температуру, хотя по факту она в норме. На панели приборов отображается сообщение о перегреве. Из-за этого ЭБУ может ограничивать дальнейший нагрев ДВС, в результате чего происходят сбои в пуске, а расход горючего увеличивается.
Это может быть следствием недостатка антифриза в системе, обусловленного повреждением патрубков или радиатора. Возможно, износились уплотнители или вышел из строя вентилятор охлаждения ДВС. Проблема может заключаться в заклинивании термостата в одном положении, неполадками в работе водяной помпы, засоренном радиаторе. Иногда причина состоит в низком качестве охлаждающей жидкости или ее несвоевременной замене.
О неполадках в работе ДТОЖ говорит падение оборотов ДВС, вплоть до его полной остановки. Возникают проблемы с прогревом мотора, увеличивается расход топлива, двигатель запускается с трудом. Может усиливаться детонация агрегата, а на холостом ходу обороты слишком высокие. Также о неисправностях в работе датчика могут говорить ошибки, которые выдает блок управления.
Проверить ДТОЖ можно с помощью мультиметра:
✅ Найдите, где расположен датчик. Осмотрите устройство, убедитесь в отсутствии потеков антифриза
✅ Отключите от устройства колодку с проводами или снимите его. Во втором случае рекомендуется убедиться в том, что на датчик подается питание
✅ К выводам устройства нужно подключить щупы мультиметра. Проверяется сопротивление на холодном ДВС. Если вы только сняли датчик и он еще горячий, окуните его в холодную воду
✅ Заведите двигатель и подождите, пока он прогреется, чтобы запустился вентилятор. Если вы сняли ДТОЖ для проверки, его нужно окунуть в кипяток. Проверьте переходное сопротивление и сравните полученные показатели с нормированными. В среднем это 150-200 Ом на горячем и 7-8 кОм на холодном ДВС
Можно проверить работу устройства с помощью электронного термометра. Для этого дайте мотору остыть до 40-50 ° С, отключите клеммы от аккумулятора и отсоедините разъем питания от датчика. Открутите контроллер.
Вам нужно набрать в отдельную емкость воды и нагреть ее. Часть ДТОЖ опускается в теплую воду. Щупы мультиметра подсоедините к выводам контроллера и переведите тестер в режим омметра. Возьмите термометр и опустите его в воду. Показания с него и омметра снимаются с шагом примерно 5 ° С. Запишите данные и сравните с нормированными, они отличаются, в зависимости от модели авто.
Чтобы не столкнуться с проблемой перегрева, используйте только качественные охлаждающие жидкости. Дешевый антифриз может привести к образованию отложений в системе, что станет причиной выхода из строя датчика температуры. Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости. Недостаток антифриза может привести к перегреву ДВС.
При осмотре датчика температуры обращайте внимание на его корпус. Трещины или сколы, коррозия, повреждение электрического разъема — все это приводит к нестабильной работе устройства. При проверке используйте ватный тампон, смоченный в спирте, чтобы очистить контакты. Регулярная профилактика датчика температуры поможет предотвратить его преждевременный выход из строя и сохранить оптимальную работу системы охлаждения двигателя.
ДТОЖ необходим для правильного управления системой охлаждения двигателя. ЭБУ использует сигнал от датчика температуры для контроля работы вентилятора радиатора и термостата. Это помогает поддерживать оптимальную температуру двигателя, чтобы предотвратить перегрев или функционирование на холодную.
Где находится и как работает?
ДТОЖ предупреждает водителя о перегреве двигателя. Если температура мотора становится слишком высокой, ЭБУ включит соответствующий индикатор на приборной панели. Это сигнализирует о возможной неисправности, которая может привести к повреждению мотора. Также блок управления использует сигнал от датчика для отслеживания производительности двигателя. Это помогает ЭБУ оптимизировать работу ДВС для повышения топливной экономичности и снижения выбросов.
Датчик температуры — обычно надежное устройство, но и он со временем выходит из строя или начинает работать нестабильно. ДТОЖ может неправильно показывать температуру, что сбивает с толку водителя.
Расположение ДТОЖ на двигателе авто. Фото: YouTube.com
Место установки устройства нужно уточнять в сервисном мануале к вашему автомобилю. Обычно датчик находится на ДВС, рядом с магистралью выпуска выхлопных газов. ДТОЖ может располагаться непосредственно в термостате или рядом с ним, в радиаторе или под крышкой головки блока цилиндров. Датчик всегда должен контактировать с антифризом.
Основные компоненты ДТОЖ:
✅ терморезистор — это полупроводниковый элемент, сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры
✅ электрический штекер
✅ корпус устройства
✅ уплотнительная резинка
Принцип действия устройства основан на изменении сопротивления терморезистора. Данный показатель уменьшается, когда температура охлаждающей жидкости повышается. Если она понижается, сопротивление терморезистора, соответственно, увеличивается. Эти данные передаются на блок управления, который, в зависимости от ситуации, включает вентилятор или выполняет другие функции для стабилизации работы системы охлаждения.
Датчик с отключенным разъемом. Фото: YouTube.com
Электрическая цепь ДТОЖ обычно состоит из двух проводов. Один подключается к источнику питания, а другой — к терморезистору. Когда температура антифриза повышается, сопротивление терморезистора уменьшается, что приводит к увеличению тока в электрической цепи. Это изменение передается на приборную панель или ЭБУ в виде электрического сигнала.
ДТОЖ в автомобилях бывают двух основных типов: диапазонные и сигнальные. Первые имеют два рабочих диапазона температуры. В одном устройство выдает низкий сигнал, а в другом — высокий. Сигнальные ДТОЖ имеют линейную зависимость между температурой и сигналом.
От правильности функционирования устройства зависит подготовка горючей смеси для ее последующей подачи в цилиндры. Также его показания определяют установку правильного угла зажигания, от которого зависит расход бензина, мощность двигателя и объем вредных выбросов.
Почему ДТОЖ показывает неправильную температуру
Иногда ДТОЖ может неправильно определять температуру двигателя, ошибаясь на 10-15 ° С. Мотор уже нагрелся выше нормы, но водитель об этом не знает, поскольку данные на панели приборов не соответствуют действительности. Это может привести к серьезному перегреву и повышению уровня антифриза.
Почему это происходит:
✅ сбои в работе термостата
✅ отключение датчика от блока управления, повреждение цепи
✅ недостаток антифриза в системе охлаждения
✅ неисправность блока управления
✅ загрязнение контроллера или плохой контакт
Бывает такое, что ДТОЖ фиксирует повышенную температуру, хотя по факту она в норме. На панели приборов отображается сообщение о перегреве. Из-за этого ЭБУ может ограничивать дальнейший нагрев ДВС, в результате чего происходят сбои в пуске, а расход горючего увеличивается.
Это может быть следствием недостатка антифриза в системе, обусловленного повреждением патрубков или радиатора. Возможно, износились уплотнители или вышел из строя вентилятор охлаждения ДВС. Проблема может заключаться в заклинивании термостата в одном положении, неполадками в работе водяной помпы, засоренном радиаторе. Иногда причина состоит в низком качестве охлаждающей жидкости или ее несвоевременной замене.
Диагностика неисправности
О неполадках в работе ДТОЖ говорит падение оборотов ДВС, вплоть до его полной остановки. Возникают проблемы с прогревом мотора, увеличивается расход топлива, двигатель запускается с трудом. Может усиливаться детонация агрегата, а на холостом ходу обороты слишком высокие. Также о неисправностях в работе датчика могут говорить ошибки, которые выдает блок управления.
Проверить ДТОЖ можно с помощью мультиметра:
✅ Найдите, где расположен датчик. Осмотрите устройство, убедитесь в отсутствии потеков антифриза
✅ Отключите от устройства колодку с проводами или снимите его. Во втором случае рекомендуется убедиться в том, что на датчик подается питание
✅ К выводам устройства нужно подключить щупы мультиметра. Проверяется сопротивление на холодном ДВС. Если вы только сняли датчик и он еще горячий, окуните его в холодную воду
✅ Заведите двигатель и подождите, пока он прогреется, чтобы запустился вентилятор. Если вы сняли ДТОЖ для проверки, его нужно окунуть в кипяток. Проверьте переходное сопротивление и сравните полученные показатели с нормированными. В среднем это 150-200 Ом на горячем и 7-8 кОм на холодном ДВС
Можно проверить работу устройства с помощью электронного термометра. Для этого дайте мотору остыть до 40-50 ° С, отключите клеммы от аккумулятора и отсоедините разъем питания от датчика. Открутите контроллер.
Диагностика с помощью мультиметра. Фото: YouTube.com
Вам нужно набрать в отдельную емкость воды и нагреть ее. Часть ДТОЖ опускается в теплую воду. Щупы мультиметра подсоедините к выводам контроллера и переведите тестер в режим омметра. Возьмите термометр и опустите его в воду. Показания с него и омметра снимаются с шагом примерно 5 ° С. Запишите данные и сравните с нормированными, они отличаются, в зависимости от модели авто.
Чтобы не столкнуться с проблемой перегрева, используйте только качественные охлаждающие жидкости. Дешевый антифриз может привести к образованию отложений в системе, что станет причиной выхода из строя датчика температуры. Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости. Недостаток антифриза может привести к перегреву ДВС.
Диагностика ДТОЖ с использованием термометра и мультиметра. Фото: YouTube.com
При осмотре датчика температуры обращайте внимание на его корпус. Трещины или сколы, коррозия, повреждение электрического разъема — все это приводит к нестабильной работе устройства. При проверке используйте ватный тампон, смоченный в спирте, чтобы очистить контакты. Регулярная профилактика датчика температуры поможет предотвратить его преждевременный выход из строя и сохранить оптимальную работу системы охлаждения двигателя.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...