
«Мурена» – четырехместный самолет ждет заказчиков
По словам разработчиков, на проектирование и создание самолета было потрачено несколько лет. Затем еще длительное время на всевозможных авиасалонах, выставках показывали только макет машины. Действующий экземпляр продемонстрировали на МАКС-2017. «Мурену» (второе название МВЕН-3) которая поднималась в воздух, широкая публика увидела в 2018-м на мероприятии, посвященной авиакосмическим технологиям (Казань).
Что и говорить, самолет прошел нелегкий путь от макета до действующего экземпляра. Разработчики планировали сертифицировать и запустить машину в серию при наборе достаточного количества заказов. Внешне летательный аппарат выглядит стильно: заметно, что дизайнеры потрудились над внешним обликом самолета.
«Мурена» – классический высокоплан со свободнонесущим крылом, оборудованном зависающими элеронами и закрылками. Подобная механизация гарантирует хорошие показатели при взлете и посадке. Хвостовое оперение – Т-образное. Предусматривается возможность установки двигателей двух типов – на 100 или 115 «лошадей». В первом случае используется австрийский агрегат Rotax-912, во втором – Rotax-914.
Двигатель Rotax-914 на испытательном стенде. Фото: YouTube.com
У винтов – изменяемый шаг, что позволяет получать оптимальную производительность силовой установки в разных скоростных диапазонах. Фюзеляж имеет обтекаемую конфигурацию, что обеспечивает минимальное аэродинамическое сопротивление. Шасси – убирающееся. Основные технические данные:
✅ размах крыла, длина – 11 и 8,1 м
✅ взлетная масса (полезная нагрузка) – 1260 (462) кг
✅ скорость – до 330 км/ч
✅ расход горючего (автобензин АИ-95) – от 25 до 42 л/час
✅ длина полосы для взлета, посадки – 270 и 220 м
✅ скорость подъема – 5 м/с
Наименьшие затраты топлива на 1 км при 280 км/ч составляют всего 0,14 л (14 л/100 км), что сопоставимо с кроссовером, который эксплуатируется в городских условиях. «Мурена» рассчитана на четверых человек, включая пилота.
Внутри места хватит на четверых. Фото: YouTube.com
При изготовлении машины применен традиционный стеклопластик, а также графитоэпоксидный материал. В итоге масса четырехместного самолета оказалась сравнительно небольшой. В перспективе машина будет оснащаться спасательной парашютной системой, которую производит та же компания-разработчик – МВЕН.
Она просторная, с панорамным обзором, оснащена системой вентиляции, обогрева. «Мурена» управляется с любого из двух мест: дублирование дает возможность использовать самолет для обучения будущих пилотов.
На приборной панели – дисплеи. Фото: YouTube.com
Следить за параметрами двигателя, определять местонахождение можно по многофункциональным мониторам типа EFIS. Работает навигационная спутниковая система, есть радиосвязь.
Машина подойдет для патрулирования лесных массивов, ЛЭП, газо- и нефтепроводов, осуществления туристических экскурсий, деловых перелетов. На официальном сайте указано, что расходы на проект составили 110 млн руб. Срок окупаемости – пять лет. При серийном производстве необходимые инвестиции – от 1,5 млрд руб. Очевидно, что самолет получится недешевым. Эксперты отмечают и минусы этой машины.
Хороший дизайн продажи не гарантирует... Фото: YouTube.com
Например, многие уверены, что для легкомоторного аппарата хватило бы и одного двигателя. Другие считают, что убирающееся шасси в данной модели – непозволительная роскошь. В любом случае, на сегодня о судьбе «Мурены» пока ничего не слышно. Да, компания МВЕН больше известна, как серийный производитель спасательных быстродействующих парашютных систем. Тем не менее, у фирмы имеются удачные модели самолетов – например, тот же «Фермер». Остается только надеяться, что «Мурена» тоже пробьет себе дорогу к заказчикам.
Что и говорить, самолет прошел нелегкий путь от макета до действующего экземпляра. Разработчики планировали сертифицировать и запустить машину в серию при наборе достаточного количества заказов. Внешне летательный аппарат выглядит стильно: заметно, что дизайнеры потрудились над внешним обликом самолета.
Аэродинамическая схема и конструкция
«Мурена» – классический высокоплан со свободнонесущим крылом, оборудованном зависающими элеронами и закрылками. Подобная механизация гарантирует хорошие показатели при взлете и посадке. Хвостовое оперение – Т-образное. Предусматривается возможность установки двигателей двух типов – на 100 или 115 «лошадей». В первом случае используется австрийский агрегат Rotax-912, во втором – Rotax-914.

У винтов – изменяемый шаг, что позволяет получать оптимальную производительность силовой установки в разных скоростных диапазонах. Фюзеляж имеет обтекаемую конфигурацию, что обеспечивает минимальное аэродинамическое сопротивление. Шасси – убирающееся. Основные технические данные:
✅ размах крыла, длина – 11 и 8,1 м
✅ взлетная масса (полезная нагрузка) – 1260 (462) кг
✅ скорость – до 330 км/ч
✅ расход горючего (автобензин АИ-95) – от 25 до 42 л/час
✅ длина полосы для взлета, посадки – 270 и 220 м
✅ скорость подъема – 5 м/с
Наименьшие затраты топлива на 1 км при 280 км/ч составляют всего 0,14 л (14 л/100 км), что сопоставимо с кроссовером, который эксплуатируется в городских условиях. «Мурена» рассчитана на четверых человек, включая пилота.

При изготовлении машины применен традиционный стеклопластик, а также графитоэпоксидный материал. В итоге масса четырехместного самолета оказалась сравнительно небольшой. В перспективе машина будет оснащаться спасательной парашютной системой, которую производит та же компания-разработчик – МВЕН.
Кабина
Она просторная, с панорамным обзором, оснащена системой вентиляции, обогрева. «Мурена» управляется с любого из двух мест: дублирование дает возможность использовать самолет для обучения будущих пилотов.

Следить за параметрами двигателя, определять местонахождение можно по многофункциональным мониторам типа EFIS. Работает навигационная спутниковая система, есть радиосвязь.
Перспективы
Машина подойдет для патрулирования лесных массивов, ЛЭП, газо- и нефтепроводов, осуществления туристических экскурсий, деловых перелетов. На официальном сайте указано, что расходы на проект составили 110 млн руб. Срок окупаемости – пять лет. При серийном производстве необходимые инвестиции – от 1,5 млрд руб. Очевидно, что самолет получится недешевым. Эксперты отмечают и минусы этой машины.

Например, многие уверены, что для легкомоторного аппарата хватило бы и одного двигателя. Другие считают, что убирающееся шасси в данной модели – непозволительная роскошь. В любом случае, на сегодня о судьбе «Мурены» пока ничего не слышно. Да, компания МВЕН больше известна, как серийный производитель спасательных быстродействующих парашютных систем. Тем не менее, у фирмы имеются удачные модели самолетов – например, тот же «Фермер». Остается только надеяться, что «Мурена» тоже пробьет себе дорогу к заказчикам.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас