Мотоцикл ИЖ-12 – первый четырехтактник завода, родом из 40-х
Несмотря на то, что многие упрекали советские модели мотоциклов в откровенном плагиате, это было не всегда так. Конечно, после того, как в качестве репараций в нашу страну попали передовые образцы техники из Германии, зарубежным опытом не преминули воспользоваться. И все дальнейшие разработки каждого из советских предприятий, в той или иной мере, опирались на какой-то из заграничных вариантов.
Тем не менее еще в 30-х годах отечественная мотоциклетная отрасль динамично развивалась, и советские инженеры предложили ряд интересных образцов. Особенно это касалось Ижевского завода. Собравшийся здесь творческий костяк смог представить целый ряд моделей с неплохими для того периода характеристиками.
После того как несколько моделей ИЖ 30-х годов уже колесили по стране, конструкторы, поднабравшиеся опыта и сумевшие устранить слабые места в схеме своих аппаратов, вышли на более высокий качественный уровень. Во-первых, они учли мировую и европейскую тенденцию сферы, отдававшую предпочтение в те времена именно четырехтактным двигателям. Во-вторых, в техническом отношении новинка получилась очень зрелой и ее, как говорится, не стыдно было показать «соседям», в смысле, европейским коллегам.
Удивительно, но этот мотоцикл и сейчас, более восьми десятилетий спустя, не выглядит как однозначный анахронизм. Видно, что заводские дизайнеры серьезно потрудились над его внешним видом, учитывая все передовые тенденции отрасли того периода. Стоит отметить и ленинградских коллег, поделившихся документацией на «Л-8», легшим в основу нового ижевского мотоцикла.
Все мы прекрасно понимаем, что в то время стало уже не до гражданского мотоцикла, пусть и с очень хорошими характеристиками и отличным дизайном. Все же в течение предыдущего периода заводчане не сидели сложа руки. Вдохновившись положительными отзывами сверху, они методично производили сборку отдельных экземпляров.
Это было необходимо и для доводки конструкции, и, конечно же, хотелось как-то опередить время и поскорее внедрить в производство всеобщего любимца завода. Таким образом, до июня 1941 года с конвейера Ижевского предприятия успело сойти 49 экземпляров ИЖ-12.
Весь этот период инженеры и испытатели усердно трудились над тем, чтобы мотоцикл, вышедший в массовое производство, имел как можно меньше слабых мест конструкции и радовал своих новых владельцев безотказной работой. К сожалению, все сложилось так, что эта неполная полусотня осталась единственным напоминаем о некогда созданной успешной модели.
Выполненный в окраске черный хром и с довольно брутальным дизайном, первый четырехтактник предприятия из Удмуртии смотрелся очень эффектно. Особенно местным инженерам удалась структура его передней части. Техника получила удобный руль, который позволял беспроблемную эксплуатацию довольно нелегкого мотоцикла как на малых оборотах, так и на предельных скоростях.
Кроме того, все приборы управления находились в полной доступности для водителя, позволяя спокойно передвигаться на мотоцикле, не отвлекаясь от дороги. Также эти элементы еще и выглядели довольно красиво и более чем современно для начала 40-х. Все сотрудники предприятия были уверены, что начало массового производства этой модели обязательно подымет всесоюзный престиж Ижевского мотозавода.
Одной из основных причин для гордости являлся силовой агрегат мотоцикла. Он стал не просто новинкой, а техническим прорывом для предприятия. Казалось, что именно такие (четырехтактные) конструкции будут теперь определять будущее советской мотоциклетной промышленности. Правда, на деле все вышло немного иначе. Вот основные характеристики двигателя ИЖ-12:
✅ одноцилиндровый, четырехтактный
✅ с воздушной системой охлаждения
✅ рабочий объем – 348 куб. см
✅ мощность – 13,5 л. с
Все эти показатели можно назвать очень достойными. Советские профильные специалисты признавали, что даже на общемировом уровне они выглядели довольно прилично. То же самое можно сказать и о ходовых характеристиках модели. Они позволяли эксплуатировать ее также и с боковым прицепом. Вот основные данные по ИЖ-12:
✅ дорожный просвет – 125 мм
✅ максимальная скорость – 105 км/ч
✅ расход топлива – 6 л / 100 км
✅ сухой вес мотоцикла – 150 кг
Правда, некоторые источники указывают более высокий показатель массы (185 кг). Возможно, это связано с некоторыми особенностями ее измерения. Или, может быть, существовали различные версии аппарата. Ведь, напомню, речь идет о мотоцикле, который так и не вышел в серию. А производство отдельных экземпляров всегда включает в себя вероятность всевозможных вариаций.
Если обратить внимание на остальные элементы конструкции, то стоит отметить, что (по традиции того периода) мотоцикл выполнили одноместным. Для седока предназначалось сидение велосипедного типа. Оно изготавливалось из грубой кожи, имея подпружиненную основу и достаточные параметры для удобства даже габаритного водителя.
На том месте, где в последующих моделях завода устанавливалось пассажирское сидение, находился компактный железный багажник. В целом, если над передней частью мотоцикла дизайнеры серьезно поработали, то задняя мало чем отличалась от предыдущих моделей предприятия. Вот как расположились некоторые элементы конструкции:
✅ педаль заднего тормоза – слева
✅ переключатель КПП – справа
✅ чугунный цилиндр мотора – вертикально, с небольшим наклоном
Головку цилиндра выполнили из алюминия. В ней расположили привод газораспределительного механизма. Инженеры применили верхнеклапанную систему, а объемный масляный картер сопрягался с трехступенчатой коробкой передач. Впервые в конструкции мотоцикла появилось не только ножное переключение, но и привычное для многих советских мотоциклистов магнето. Кстати, КПП стало единственным элементом, вызывавшим частые нарекания.
Сегодня мы привыкли к тому, что четырехтактные мотоциклетные двигатели выглядят на порядок экономичнее двухтактных конкурентов. Иногда это и приводится в качестве основного преимущества первых. Кажется, в начале 40-х все выглядело совсем по-другому. Если на одном литре топлива мотоцикл мог проехать чуть больше 16 километров, то полного бака хватало не более чем на 2/2,5 часа езды, в зависимости от режима движения.
В течение почти годовых испытаний новинки, она успешно прошла все необходимые тесты. Сотрудники завода-изготовителя усердно готовились к скорому выходу в серию. Все необходимые технические условия и производственные ресурсы позволяли начать массовое производство мотоциклов ИЖ-12 в любой момент. Но трагичные события первой половины 40-х поставили крест на перспективной модели.
Сегодня сохранилось всего несколько экземпляров аппарата, который мог полностью изменить развитие профильной советской области. Все они бережно хранятся энтузиастами и сотрудниками музеев. Известно, что один из них находится в Московском политехе, а другой – в Ижевском музее мотоциклов. Также ИЖ-12 является экспонатом одного из крупнейших в стране частных заведений – Музея техники Виктора Задорожного. Он выставлен там вместе с другими образцами техники, количество которых составляет почти тысячу штук.
Тем не менее еще в 30-х годах отечественная мотоциклетная отрасль динамично развивалась, и советские инженеры предложили ряд интересных образцов. Особенно это касалось Ижевского завода. Собравшийся здесь творческий костяк смог представить целый ряд моделей с неплохими для того периода характеристиками.
Первый четырехтактный мотоцикл завода ИЖ-12. Фото: youtube.com
После того как несколько моделей ИЖ 30-х годов уже колесили по стране, конструкторы, поднабравшиеся опыта и сумевшие устранить слабые места в схеме своих аппаратов, вышли на более высокий качественный уровень. Во-первых, они учли мировую и европейскую тенденцию сферы, отдававшую предпочтение в те времена именно четырехтактным двигателям. Во-вторых, в техническом отношении новинка получилась очень зрелой и ее, как говорится, не стыдно было показать «соседям», в смысле, европейским коллегам.
Мотоцикл с прекрасными перспективами
Удивительно, но этот мотоцикл и сейчас, более восьми десятилетий спустя, не выглядит как однозначный анахронизм. Видно, что заводские дизайнеры серьезно потрудились над его внешним видом, учитывая все передовые тенденции отрасли того периода. Стоит отметить и ленинградских коллег, поделившихся документацией на «Л-8», легшим в основу нового ижевского мотоцикла.
Советский ИЖ-12 в качестве прототипа был показан ответственным товарищам в 1940 году. Он получил однозначное одобрение специалистов и «зеленую улицу» для выхода в серию. Массовое производство должно было стартовать в середине лета 1941 года.
Все мы прекрасно понимаем, что в то время стало уже не до гражданского мотоцикла, пусть и с очень хорошими характеристиками и отличным дизайном. Все же в течение предыдущего периода заводчане не сидели сложа руки. Вдохновившись положительными отзывами сверху, они методично производили сборку отдельных экземпляров.
Это было необходимо и для доводки конструкции, и, конечно же, хотелось как-то опередить время и поскорее внедрить в производство всеобщего любимца завода. Таким образом, до июня 1941 года с конвейера Ижевского предприятия успело сойти 49 экземпляров ИЖ-12.
Огромная и мощная фара ИЖ-12. Фото: youtube.com
Весь этот период инженеры и испытатели усердно трудились над тем, чтобы мотоцикл, вышедший в массовое производство, имел как можно меньше слабых мест конструкции и радовал своих новых владельцев безотказной работой. К сожалению, все сложилось так, что эта неполная полусотня осталась единственным напоминаем о некогда созданной успешной модели.
Дизайн и техническая сторона мотоцикла
Выполненный в окраске черный хром и с довольно брутальным дизайном, первый четырехтактник предприятия из Удмуртии смотрелся очень эффектно. Особенно местным инженерам удалась структура его передней части. Техника получила удобный руль, который позволял беспроблемную эксплуатацию довольно нелегкого мотоцикла как на малых оборотах, так и на предельных скоростях.
Кроме того, все приборы управления находились в полной доступности для водителя, позволяя спокойно передвигаться на мотоцикле, не отвлекаясь от дороги. Также эти элементы еще и выглядели довольно красиво и более чем современно для начала 40-х. Все сотрудники предприятия были уверены, что начало массового производства этой модели обязательно подымет всесоюзный престиж Ижевского мотозавода.
Измерительный прибор на фаре ИЖ-12. Фото: youtube.com
Одной из основных причин для гордости являлся силовой агрегат мотоцикла. Он стал не просто новинкой, а техническим прорывом для предприятия. Казалось, что именно такие (четырехтактные) конструкции будут теперь определять будущее советской мотоциклетной промышленности. Правда, на деле все вышло немного иначе. Вот основные характеристики двигателя ИЖ-12:
✅ одноцилиндровый, четырехтактный
✅ с воздушной системой охлаждения
✅ рабочий объем – 348 куб. см
✅ мощность – 13,5 л. с
Все эти показатели можно назвать очень достойными. Советские профильные специалисты признавали, что даже на общемировом уровне они выглядели довольно прилично. То же самое можно сказать и о ходовых характеристиках модели. Они позволяли эксплуатировать ее также и с боковым прицепом. Вот основные данные по ИЖ-12:
✅ дорожный просвет – 125 мм
✅ максимальная скорость – 105 км/ч
✅ расход топлива – 6 л / 100 км
✅ сухой вес мотоцикла – 150 кг
Правда, некоторые источники указывают более высокий показатель массы (185 кг). Возможно, это связано с некоторыми особенностями ее измерения. Или, может быть, существовали различные версии аппарата. Ведь, напомню, речь идет о мотоцикле, который так и не вышел в серию. А производство отдельных экземпляров всегда включает в себя вероятность всевозможных вариаций.
350-кубовый двигатель ИЖ-12. Фото: youtube.com
Если обратить внимание на остальные элементы конструкции, то стоит отметить, что (по традиции того периода) мотоцикл выполнили одноместным. Для седока предназначалось сидение велосипедного типа. Оно изготавливалось из грубой кожи, имея подпружиненную основу и достаточные параметры для удобства даже габаритного водителя.
На том месте, где в последующих моделях завода устанавливалось пассажирское сидение, находился компактный железный багажник. В целом, если над передней частью мотоцикла дизайнеры серьезно поработали, то задняя мало чем отличалась от предыдущих моделей предприятия. Вот как расположились некоторые элементы конструкции:
✅ педаль заднего тормоза – слева
✅ переключатель КПП – справа
✅ чугунный цилиндр мотора – вертикально, с небольшим наклоном
Головку цилиндра выполнили из алюминия. В ней расположили привод газораспределительного механизма. Инженеры применили верхнеклапанную систему, а объемный масляный картер сопрягался с трехступенчатой коробкой передач. Впервые в конструкции мотоцикла появилось не только ножное переключение, но и привычное для многих советских мотоциклистов магнето. Кстати, КПП стало единственным элементом, вызывавшим частые нарекания.
Сегодня мы привыкли к тому, что четырехтактные мотоциклетные двигатели выглядят на порядок экономичнее двухтактных конкурентов. Иногда это и приводится в качестве основного преимущества первых. Кажется, в начале 40-х все выглядело совсем по-другому. Если на одном литре топлива мотоцикл мог проехать чуть больше 16 километров, то полного бака хватало не более чем на 2/2,5 часа езды, в зависимости от режима движения.
Сохранившаяся память об ИЖ-12
В течение почти годовых испытаний новинки, она успешно прошла все необходимые тесты. Сотрудники завода-изготовителя усердно готовились к скорому выходу в серию. Все необходимые технические условия и производственные ресурсы позволяли начать массовое производство мотоциклов ИЖ-12 в любой момент. Но трагичные события первой половины 40-х поставили крест на перспективной модели.
Большой и красивый бензобак. Фото: youtube.com
Сегодня сохранилось всего несколько экземпляров аппарата, который мог полностью изменить развитие профильной советской области. Все они бережно хранятся энтузиастами и сотрудниками музеев. Известно, что один из них находится в Московском политехе, а другой – в Ижевском музее мотоциклов. Также ИЖ-12 является экспонатом одного из крупнейших в стране частных заведений – Музея техники Виктора Задорожного. Он выставлен там вместе с другими образцами техники, количество которых составляет почти тысячу штук.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....