Tatra 57 по прозвищу «Хадимршка», взятом из популярного кинофильма
1 457

Tatra 57 по прозвищу «Хадимршка», взятом из популярного кинофильма

История «татранских» автомобилей началась с типа 11, который в 1923 году стал первым образцом с центральной опорной трубой и качающимися полуосями (только сзади). Это прославило Копрживницкое автомобильное предприятие и используется до сих пор на грузовиках марки.


Уникальную концепцию шасси впервые представили на моделях Tatra 11 и 12, в которых использовался плоский двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением. Вскоре последовали более крупные четырехцилиндровые автомобили, также с моторами спереди, которые нуждались в свежем встречном потоке, но уже с четырьмя независимо подвешенными колесами.

Tatra 57 по прозвищу «Хадимршка», взятом из популярного кинофильмаПростенький дизайн Tatra 57. Фото: youtube.com

Одним из наиболее известных и пользующихся популярностью у клиентов стал постоянно модернизируемый тип 57. По стечению обстоятельств он получил необычное прозвище «Хадимршка», по которому его и помнят многие местные поклонники автостарины. Последний из таких автомобилей покинул заводской конвейер 75 лет назад.

Конструкция с хребтовой рамой


Несмотря на то, что эта модель такая древняя, сохранившиеся сегодня образцы Tatra 57, безусловно, являются гордостью ветеранских слетов. Так, на ежегодных традиционных поездках на холм Брно – Собесице всегда присутствует больше десятка таких автомобилей. И это, не считая производных от модели типов 52 и 54. В общем, эти авто обычно вместе составляют самую большую часть группы F (автомобили Tatra) для демонстрационных поездок.

Tatra 57, появившаяся в 1931 году, считалась самым успешным легковым автомобилем марки из Копрживнице с расположением двигателя спереди. Первоначально она компоновалась типичной носовой частью, благодаря чему начальные модели с воздушным охлаждением получили прозвище «железные». Но два модернизированных поколения 57A и B середины 30-х годов имели уже просторный корпус более современных форм.

Задняя часть автомобиля. Фото: youtube.com

На рынке легковых автомобилей Чехословакии того периода господствовали три марки: Skoda, Tatra и Praga. Правда, с ними также конкурировали автомобили более мелких местных производителей (Zetka, Aero, Jawa, Wikov и Walter). В целом, профильная отрасль в этой стране развивалась достаточно динамично.

На момент появления модели, инициатором которого являлся руководитель автомобильной компании доктор Ганс Ледвинка (1878 – 1957), имела большой успех кинокомедия «Вы не знаете Хадимршку». Это красивое название понравилось создателям, и они приняли его в качестве прозвища для автомобилей серии 57.

Главный конструктор Эрих Юбелакер (1899–1977), изучавший немецкую инженерию в Праге, использовал здесь принцип хребтовой рамы с центральной опорной трубой. Подобное уже применялось и в более ранних пассажирских типах с двигателями воздушного охлаждения.

Неплохой салон для того времени. Фото: youtube.com

Tatra 57 стала его первой крупной работой, позже он принимал участие в создании легенд аэродинамики Tatra 77, 77A, 87 и 97. В 40-х инженер покинул страну. Специалист завершил свою карьеру на немецком автопроизводстве Borgward в Бремене.

Небольшой четырехцилиндровый двигатель вполне подойдет


Стоит напомнить о том, что время появления автомобиля было непростым. Глубокий всемирный кризис сильно повлиял и на автомобильную сферу. Поэтому Tatra 57, как и многие ее современники, задумывалась как некий «народный автомобиль», доступный широким слоям значительно обедневшего населения. По этой причине она получила самый маленький из новых оппозитных четырехцилиндровых двигателей со следующими характеристиками:

✅ рабочим объемом 1155 куб. см
✅ принудительным воздушным охлаждением (обеспечивалось одним вентилятором)
✅ мощностью 13 кВт (18 л. с.) при 3000 об / мин

Прототипы модели имели еще меньший двигатель объемом 995 куб. см и мощностью всего 12,5 кВт (17 л. с). После расточки серийный мотор имел объем уже 1155 «кубиков» и развивал более высокую мощность. Коробка передач всегда была четырехступенчатой, приводной вал через опорную трубку шел к дифференциалу заднего моста.

Премьера первой Tatra 57 состоялась на Пражском автосалоне в октябре 1931 года. Серийные модели включали различные двухдверные кузова, построенные на шасси с независимо подвешенными колесами (поперечные листовые рессоры) и массой всего 410 кг.


Автомобиль очень быстро завоевал популярность у потенциальных клиентов. Его доступность и неплохие характеристики стали одной из причин успеха и того, что модель быстро обросла рядом модификаций:

✅ вариант с открытым кузовом
✅ автомобили с закрытыми кузовами
✅ престижный спортивный двухместный родстер со складной брезентовой крышей

Оригинальную Tatra 57 выпустили в количестве 5997 автомобилей до 1935 года, когда на смену ей пришла модель 57A с улучшенным и просторным кузовом. И это несмотря на то, что колесная база новинки уменьшилась до 2550 миллиметров. Четырехметровый закрытый автомобиль с большой площадью остекления относился к очень современным конструкциям того времени, поэтому интерес к нему проявился даже за рубежом. Он выпускался в следующих вариантах кузова:

✅ двухдверный закрытый
✅ полукабриолет с фиксированными дверными коробками
✅ двухместный родстер Sport

Позже к ним присоединились также и другие конструкции. Например, панельные фургоны (некоторые с остеклением под универсалы) и четырехместные кабриолеты. И это, не говоря уже о переделках от небольших кузовных цехов в минивэны с полезной массой 250 кг. На Tatra 57A устанавливали такой же двигатель, что и раньше, но с улучшенными характеристиками. Рабочий объем сохранился прежним – 1155 куб. см, а вот мощность незначительно выросла – 14,7 кВт (20 л. с).

Большой руль в Tatra 57. Фото: youtube.com

Еще одним важным фактором стало то, что машины начали поставляться и на экспорт. Так, для Китайской Народной Республики создана серия из сорока военных резервных Т 57А с открытым кузовом без дверей. Они получили иной индекс Т 57К (Кюбельваген) и уже компоновались более мощным четырехцилиндровым двигателем типа 57Б. Примерно в то же время венские «Австро-Татры» начали лицензионное производство модели 57А.

Последняя модификация 30-х и завершение производства


В конце 1938 года компания представила улучшенный тип Т 57Б, отличавшийся новой выпуклой носовой решеткой. Выпускался он только с закрытым двухдверным кузовом, во второй половине 40-х еще и как универсал. В последнем случае автомобиль получил маску от Т 57А, которая лучше сочеталась с угловатой задней частью кузова.

Объем четырехцилиндрового двигателя увеличился до 1256 куб. см, а мощность до 18,5 кВт (25 л. с) при неизменных 3000 об/мин. Багажное отделение новой формы в корме теперь стало доступно снаружи, благодаря откидному верху, закрепленному внизу двумя петлями. Поэтому запасное колесо пришлось переместить внутрь.

К 1938 году производство Т 57А достигло 8019 машин, что стало рекордом для легковой «Татры» с передним расположением двигателя. В периодическом производстве модернизированных Т 57Б было выпущено 6469 единиц, (примерно половина из них – после войны). Общее количество собранных единиц всей линейки составило 26 985 штук. Tatra 57 изредка принимала участие в гонках и соревнованиях, стоит упомянуть одиннадцатое место Ганса Шрайбера на ралли Монте-Карло 1933 года.

Двигатель и бензобак в одном месте. Фото: youtube.com

В 1949 году завершилась история популярных автомобилей «Татра», оснащенных плоским четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения с противоположными парами цилиндров. Небезынтересно, что производство самих силовых агрегатов продолжалось, ведь они использовались и в других целях (например, для независимого привода верхней части автокранов). Гениальная конструкция Ганса Ледвинки, таким образом, сохранилась вплоть до 70-х годов. Как и сами «Хадимршки», долгое время служившие чехословацким водителям, для которых часто новая машина была просто не по карману.
Как вам дизайн Tatra 57?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....