
Tatra 57 по прозвищу «Хадимршка», взятом из популярного кинофильма
История «татранских» автомобилей началась с типа 11, который в 1923 году стал первым образцом с центральной опорной трубой и качающимися полуосями (только сзади). Это прославило Копрживницкое автомобильное предприятие и используется до сих пор на грузовиках марки.
Уникальную концепцию шасси впервые представили на моделях Tatra 11 и 12, в которых использовался плоский двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением. Вскоре последовали более крупные четырехцилиндровые автомобили, также с моторами спереди, которые нуждались в свежем встречном потоке, но уже с четырьмя независимо подвешенными колесами.
Простенький дизайн Tatra 57. Фото: youtube.com
Одним из наиболее известных и пользующихся популярностью у клиентов стал постоянно модернизируемый тип 57. По стечению обстоятельств он получил необычное прозвище «Хадимршка», по которому его и помнят многие местные поклонники автостарины. Последний из таких автомобилей покинул заводской конвейер 75 лет назад.
Несмотря на то, что эта модель такая древняя, сохранившиеся сегодня образцы Tatra 57, безусловно, являются гордостью ветеранских слетов. Так, на ежегодных традиционных поездках на холм Брно – Собесице всегда присутствует больше десятка таких автомобилей. И это, не считая производных от модели типов 52 и 54. В общем, эти авто обычно вместе составляют самую большую часть группы F (автомобили Tatra) для демонстрационных поездок.
Tatra 57, появившаяся в 1931 году, считалась самым успешным легковым автомобилем марки из Копрживнице с расположением двигателя спереди. Первоначально она компоновалась типичной носовой частью, благодаря чему начальные модели с воздушным охлаждением получили прозвище «железные». Но два модернизированных поколения 57A и B середины 30-х годов имели уже просторный корпус более современных форм.
Задняя часть автомобиля. Фото: youtube.com
На рынке легковых автомобилей Чехословакии того периода господствовали три марки: Skoda, Tatra и Praga. Правда, с ними также конкурировали автомобили более мелких местных производителей (Zetka, Aero, Jawa, Wikov и Walter). В целом, профильная отрасль в этой стране развивалась достаточно динамично.
На момент появления модели, инициатором которого являлся руководитель автомобильной компании доктор Ганс Ледвинка (1878 – 1957), имела большой успех кинокомедия «Вы не знаете Хадимршку». Это красивое название понравилось создателям, и они приняли его в качестве прозвища для автомобилей серии 57.
Главный конструктор Эрих Юбелакер (1899–1977), изучавший немецкую инженерию в Праге, использовал здесь принцип хребтовой рамы с центральной опорной трубой. Подобное уже применялось и в более ранних пассажирских типах с двигателями воздушного охлаждения.
Неплохой салон для того времени. Фото: youtube.com
Tatra 57 стала его первой крупной работой, позже он принимал участие в создании легенд аэродинамики Tatra 77, 77A, 87 и 97. В 40-х инженер покинул страну. Специалист завершил свою карьеру на немецком автопроизводстве Borgward в Бремене.
Стоит напомнить о том, что время появления автомобиля было непростым. Глубокий всемирный кризис сильно повлиял и на автомобильную сферу. Поэтому Tatra 57, как и многие ее современники, задумывалась как некий «народный автомобиль», доступный широким слоям значительно обедневшего населения. По этой причине она получила самый маленький из новых оппозитных четырехцилиндровых двигателей со следующими характеристиками:
✅ рабочим объемом 1155 куб. см
✅ принудительным воздушным охлаждением (обеспечивалось одним вентилятором)
✅ мощностью 13 кВт (18 л. с.) при 3000 об / мин
Прототипы модели имели еще меньший двигатель объемом 995 куб. см и мощностью всего 12,5 кВт (17 л. с). После расточки серийный мотор имел объем уже 1155 «кубиков» и развивал более высокую мощность. Коробка передач всегда была четырехступенчатой, приводной вал через опорную трубку шел к дифференциалу заднего моста.
Автомобиль очень быстро завоевал популярность у потенциальных клиентов. Его доступность и неплохие характеристики стали одной из причин успеха и того, что модель быстро обросла рядом модификаций:
✅ вариант с открытым кузовом
✅ автомобили с закрытыми кузовами
✅ престижный спортивный двухместный родстер со складной брезентовой крышей
Оригинальную Tatra 57 выпустили в количестве 5997 автомобилей до 1935 года, когда на смену ей пришла модель 57A с улучшенным и просторным кузовом. И это несмотря на то, что колесная база новинки уменьшилась до 2550 миллиметров. Четырехметровый закрытый автомобиль с большой площадью остекления относился к очень современным конструкциям того времени, поэтому интерес к нему проявился даже за рубежом. Он выпускался в следующих вариантах кузова:
✅ двухдверный закрытый
✅ полукабриолет с фиксированными дверными коробками
✅ двухместный родстер Sport
Позже к ним присоединились также и другие конструкции. Например, панельные фургоны (некоторые с остеклением под универсалы) и четырехместные кабриолеты. И это, не говоря уже о переделках от небольших кузовных цехов в минивэны с полезной массой 250 кг. На Tatra 57A устанавливали такой же двигатель, что и раньше, но с улучшенными характеристиками. Рабочий объем сохранился прежним – 1155 куб. см, а вот мощность незначительно выросла – 14,7 кВт (20 л. с).
Большой руль в Tatra 57. Фото: youtube.com
Еще одним важным фактором стало то, что машины начали поставляться и на экспорт. Так, для Китайской Народной Республики создана серия из сорока военных резервных Т 57А с открытым кузовом без дверей. Они получили иной индекс Т 57К (Кюбельваген) и уже компоновались более мощным четырехцилиндровым двигателем типа 57Б. Примерно в то же время венские «Австро-Татры» начали лицензионное производство модели 57А.
В конце 1938 года компания представила улучшенный тип Т 57Б, отличавшийся новой выпуклой носовой решеткой. Выпускался он только с закрытым двухдверным кузовом, во второй половине 40-х еще и как универсал. В последнем случае автомобиль получил маску от Т 57А, которая лучше сочеталась с угловатой задней частью кузова.
Объем четырехцилиндрового двигателя увеличился до 1256 куб. см, а мощность до 18,5 кВт (25 л. с) при неизменных 3000 об/мин. Багажное отделение новой формы в корме теперь стало доступно снаружи, благодаря откидному верху, закрепленному внизу двумя петлями. Поэтому запасное колесо пришлось переместить внутрь.
К 1938 году производство Т 57А достигло 8019 машин, что стало рекордом для легковой «Татры» с передним расположением двигателя. В периодическом производстве модернизированных Т 57Б было выпущено 6469 единиц, (примерно половина из них – после войны). Общее количество собранных единиц всей линейки составило 26 985 штук. Tatra 57 изредка принимала участие в гонках и соревнованиях, стоит упомянуть одиннадцатое место Ганса Шрайбера на ралли Монте-Карло 1933 года.
Двигатель и бензобак в одном месте. Фото: youtube.com
В 1949 году завершилась история популярных автомобилей «Татра», оснащенных плоским четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения с противоположными парами цилиндров. Небезынтересно, что производство самих силовых агрегатов продолжалось, ведь они использовались и в других целях (например, для независимого привода верхней части автокранов). Гениальная конструкция Ганса Ледвинки, таким образом, сохранилась вплоть до 70-х годов. Как и сами «Хадимршки», долгое время служившие чехословацким водителям, для которых часто новая машина была просто не по карману.
Уникальную концепцию шасси впервые представили на моделях Tatra 11 и 12, в которых использовался плоский двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением. Вскоре последовали более крупные четырехцилиндровые автомобили, также с моторами спереди, которые нуждались в свежем встречном потоке, но уже с четырьмя независимо подвешенными колесами.

Одним из наиболее известных и пользующихся популярностью у клиентов стал постоянно модернизируемый тип 57. По стечению обстоятельств он получил необычное прозвище «Хадимршка», по которому его и помнят многие местные поклонники автостарины. Последний из таких автомобилей покинул заводской конвейер 75 лет назад.
Конструкция с хребтовой рамой
Несмотря на то, что эта модель такая древняя, сохранившиеся сегодня образцы Tatra 57, безусловно, являются гордостью ветеранских слетов. Так, на ежегодных традиционных поездках на холм Брно – Собесице всегда присутствует больше десятка таких автомобилей. И это, не считая производных от модели типов 52 и 54. В общем, эти авто обычно вместе составляют самую большую часть группы F (автомобили Tatra) для демонстрационных поездок.
Tatra 57, появившаяся в 1931 году, считалась самым успешным легковым автомобилем марки из Копрживнице с расположением двигателя спереди. Первоначально она компоновалась типичной носовой частью, благодаря чему начальные модели с воздушным охлаждением получили прозвище «железные». Но два модернизированных поколения 57A и B середины 30-х годов имели уже просторный корпус более современных форм.

На рынке легковых автомобилей Чехословакии того периода господствовали три марки: Skoda, Tatra и Praga. Правда, с ними также конкурировали автомобили более мелких местных производителей (Zetka, Aero, Jawa, Wikov и Walter). В целом, профильная отрасль в этой стране развивалась достаточно динамично.
На момент появления модели, инициатором которого являлся руководитель автомобильной компании доктор Ганс Ледвинка (1878 – 1957), имела большой успех кинокомедия «Вы не знаете Хадимршку». Это красивое название понравилось создателям, и они приняли его в качестве прозвища для автомобилей серии 57.
Главный конструктор Эрих Юбелакер (1899–1977), изучавший немецкую инженерию в Праге, использовал здесь принцип хребтовой рамы с центральной опорной трубой. Подобное уже применялось и в более ранних пассажирских типах с двигателями воздушного охлаждения.

Tatra 57 стала его первой крупной работой, позже он принимал участие в создании легенд аэродинамики Tatra 77, 77A, 87 и 97. В 40-х инженер покинул страну. Специалист завершил свою карьеру на немецком автопроизводстве Borgward в Бремене.
Небольшой четырехцилиндровый двигатель вполне подойдет
Стоит напомнить о том, что время появления автомобиля было непростым. Глубокий всемирный кризис сильно повлиял и на автомобильную сферу. Поэтому Tatra 57, как и многие ее современники, задумывалась как некий «народный автомобиль», доступный широким слоям значительно обедневшего населения. По этой причине она получила самый маленький из новых оппозитных четырехцилиндровых двигателей со следующими характеристиками:
✅ рабочим объемом 1155 куб. см
✅ принудительным воздушным охлаждением (обеспечивалось одним вентилятором)
✅ мощностью 13 кВт (18 л. с.) при 3000 об / мин
Прототипы модели имели еще меньший двигатель объемом 995 куб. см и мощностью всего 12,5 кВт (17 л. с). После расточки серийный мотор имел объем уже 1155 «кубиков» и развивал более высокую мощность. Коробка передач всегда была четырехступенчатой, приводной вал через опорную трубку шел к дифференциалу заднего моста.
Премьера первой Tatra 57 состоялась на Пражском автосалоне в октябре 1931 года. Серийные модели включали различные двухдверные кузова, построенные на шасси с независимо подвешенными колесами (поперечные листовые рессоры) и массой всего 410 кг.
Автомобиль очень быстро завоевал популярность у потенциальных клиентов. Его доступность и неплохие характеристики стали одной из причин успеха и того, что модель быстро обросла рядом модификаций:
✅ вариант с открытым кузовом
✅ автомобили с закрытыми кузовами
✅ престижный спортивный двухместный родстер со складной брезентовой крышей
Оригинальную Tatra 57 выпустили в количестве 5997 автомобилей до 1935 года, когда на смену ей пришла модель 57A с улучшенным и просторным кузовом. И это несмотря на то, что колесная база новинки уменьшилась до 2550 миллиметров. Четырехметровый закрытый автомобиль с большой площадью остекления относился к очень современным конструкциям того времени, поэтому интерес к нему проявился даже за рубежом. Он выпускался в следующих вариантах кузова:
✅ двухдверный закрытый
✅ полукабриолет с фиксированными дверными коробками
✅ двухместный родстер Sport
Позже к ним присоединились также и другие конструкции. Например, панельные фургоны (некоторые с остеклением под универсалы) и четырехместные кабриолеты. И это, не говоря уже о переделках от небольших кузовных цехов в минивэны с полезной массой 250 кг. На Tatra 57A устанавливали такой же двигатель, что и раньше, но с улучшенными характеристиками. Рабочий объем сохранился прежним – 1155 куб. см, а вот мощность незначительно выросла – 14,7 кВт (20 л. с).

Еще одним важным фактором стало то, что машины начали поставляться и на экспорт. Так, для Китайской Народной Республики создана серия из сорока военных резервных Т 57А с открытым кузовом без дверей. Они получили иной индекс Т 57К (Кюбельваген) и уже компоновались более мощным четырехцилиндровым двигателем типа 57Б. Примерно в то же время венские «Австро-Татры» начали лицензионное производство модели 57А.
Последняя модификация 30-х и завершение производства
В конце 1938 года компания представила улучшенный тип Т 57Б, отличавшийся новой выпуклой носовой решеткой. Выпускался он только с закрытым двухдверным кузовом, во второй половине 40-х еще и как универсал. В последнем случае автомобиль получил маску от Т 57А, которая лучше сочеталась с угловатой задней частью кузова.
Объем четырехцилиндрового двигателя увеличился до 1256 куб. см, а мощность до 18,5 кВт (25 л. с) при неизменных 3000 об/мин. Багажное отделение новой формы в корме теперь стало доступно снаружи, благодаря откидному верху, закрепленному внизу двумя петлями. Поэтому запасное колесо пришлось переместить внутрь.
К 1938 году производство Т 57А достигло 8019 машин, что стало рекордом для легковой «Татры» с передним расположением двигателя. В периодическом производстве модернизированных Т 57Б было выпущено 6469 единиц, (примерно половина из них – после войны). Общее количество собранных единиц всей линейки составило 26 985 штук. Tatra 57 изредка принимала участие в гонках и соревнованиях, стоит упомянуть одиннадцатое место Ганса Шрайбера на ралли Монте-Карло 1933 года.

В 1949 году завершилась история популярных автомобилей «Татра», оснащенных плоским четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения с противоположными парами цилиндров. Небезынтересно, что производство самих силовых агрегатов продолжалось, ведь они использовались и в других целях (например, для независимого привода верхней части автокранов). Гениальная конструкция Ганса Ледвинки, таким образом, сохранилась вплоть до 70-х годов. Как и сами «Хадимршки», долгое время служившие чехословацким водителям, для которых часто новая машина была просто не по карману.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....