Tatra 57 по прозвищу «Хадимршка», взятом из популярного кинофильма
История «татранских» автомобилей началась с типа 11, который в 1923 году стал первым образцом с центральной опорной трубой и качающимися полуосями (только сзади). Это прославило Копрживницкое автомобильное предприятие и используется до сих пор на грузовиках марки.
Уникальную концепцию шасси впервые представили на моделях Tatra 11 и 12, в которых использовался плоский двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением. Вскоре последовали более крупные четырехцилиндровые автомобили, также с моторами спереди, которые нуждались в свежем встречном потоке, но уже с четырьмя независимо подвешенными колесами.
Одним из наиболее известных и пользующихся популярностью у клиентов стал постоянно модернизируемый тип 57. По стечению обстоятельств он получил необычное прозвище «Хадимршка», по которому его и помнят многие местные поклонники автостарины. Последний из таких автомобилей покинул заводской конвейер 75 лет назад.
Несмотря на то, что эта модель такая древняя, сохранившиеся сегодня образцы Tatra 57, безусловно, являются гордостью ветеранских слетов. Так, на ежегодных традиционных поездках на холм Брно – Собесице всегда присутствует больше десятка таких автомобилей. И это, не считая производных от модели типов 52 и 54. В общем, эти авто обычно вместе составляют самую большую часть группы F (автомобили Tatra) для демонстрационных поездок.
Tatra 57, появившаяся в 1931 году, считалась самым успешным легковым автомобилем марки из Копрживнице с расположением двигателя спереди. Первоначально она компоновалась типичной носовой частью, благодаря чему начальные модели с воздушным охлаждением получили прозвище «железные». Но два модернизированных поколения 57A и B середины 30-х годов имели уже просторный корпус более современных форм.
На рынке легковых автомобилей Чехословакии того периода господствовали три марки: Skoda, Tatra и Praga. Правда, с ними также конкурировали автомобили более мелких местных производителей (Zetka, Aero, Jawa, Wikov и Walter). В целом, профильная отрасль в этой стране развивалась достаточно динамично.
На момент появления модели, инициатором которого являлся руководитель автомобильной компании доктор Ганс Ледвинка (1878 – 1957), имела большой успех кинокомедия «Вы не знаете Хадимршку». Это красивое название понравилось создателям, и они приняли его в качестве прозвища для автомобилей серии 57.
Главный конструктор Эрих Юбелакер (1899–1977), изучавший немецкую инженерию в Праге, использовал здесь принцип хребтовой рамы с центральной опорной трубой. Подобное уже применялось и в более ранних пассажирских типах с двигателями воздушного охлаждения.
Tatra 57 стала его первой крупной работой, позже он принимал участие в создании легенд аэродинамики Tatra 77, 77A, 87 и 97. В 40-х инженер покинул страну. Специалист завершил свою карьеру на немецком автопроизводстве Borgward в Бремене.
Стоит напомнить о том, что время появления автомобиля было непростым. Глубокий всемирный кризис сильно повлиял и на автомобильную сферу. Поэтому Tatra 57, как и многие ее современники, задумывалась как некий «народный автомобиль», доступный широким слоям значительно обедневшего населения. По этой причине она получила самый маленький из новых оппозитных четырехцилиндровых двигателей со следующими характеристиками:
✅ рабочим объемом 1155 куб. см
✅ принудительным воздушным охлаждением (обеспечивалось одним вентилятором)
✅ мощностью 13 кВт (18 л. с.) при 3000 об / мин
Прототипы модели имели еще меньший двигатель объемом 995 куб. см и мощностью всего 12,5 кВт (17 л. с). После расточки серийный мотор имел объем уже 1155 «кубиков» и развивал более высокую мощность. Коробка передач всегда была четырехступенчатой, приводной вал через опорную трубку шел к дифференциалу заднего моста.
Автомобиль очень быстро завоевал популярность у потенциальных клиентов. Его доступность и неплохие характеристики стали одной из причин успеха и того, что модель быстро обросла рядом модификаций:
✅ вариант с открытым кузовом
✅ автомобили с закрытыми кузовами
✅ престижный спортивный двухместный родстер со складной брезентовой крышей
Оригинальную Tatra 57 выпустили в количестве 5997 автомобилей до 1935 года, когда на смену ей пришла модель 57A с улучшенным и просторным кузовом. И это несмотря на то, что колесная база новинки уменьшилась до 2550 миллиметров. Четырехметровый закрытый автомобиль с большой площадью остекления относился к очень современным конструкциям того времени, поэтому интерес к нему проявился даже за рубежом. Он выпускался в следующих вариантах кузова:
✅ двухдверный закрытый
✅ полукабриолет с фиксированными дверными коробками
✅ двухместный родстер Sport
Позже к ним присоединились также и другие конструкции. Например, панельные фургоны (некоторые с остеклением под универсалы) и четырехместные кабриолеты. И это, не говоря уже о переделках от небольших кузовных цехов в минивэны с полезной массой 250 кг. На Tatra 57A устанавливали такой же двигатель, что и раньше, но с улучшенными характеристиками. Рабочий объем сохранился прежним – 1155 куб. см, а вот мощность незначительно выросла – 14,7 кВт (20 л. с).
Еще одним важным фактором стало то, что машины начали поставляться и на экспорт. Так, для Китайской Народной Республики создана серия из сорока военных резервных Т 57А с открытым кузовом без дверей. Они получили иной индекс Т 57К (Кюбельваген) и уже компоновались более мощным четырехцилиндровым двигателем типа 57Б. Примерно в то же время венские «Австро-Татры» начали лицензионное производство модели 57А.
В конце 1938 года компания представила улучшенный тип Т 57Б, отличавшийся новой выпуклой носовой решеткой. Выпускался он только с закрытым двухдверным кузовом, во второй половине 40-х еще и как универсал. В последнем случае автомобиль получил маску от Т 57А, которая лучше сочеталась с угловатой задней частью кузова.
Объем четырехцилиндрового двигателя увеличился до 1256 куб. см, а мощность до 18,5 кВт (25 л. с) при неизменных 3000 об/мин. Багажное отделение новой формы в корме теперь стало доступно снаружи, благодаря откидному верху, закрепленному внизу двумя петлями. Поэтому запасное колесо пришлось переместить внутрь.
К 1938 году производство Т 57А достигло 8019 машин, что стало рекордом для легковой «Татры» с передним расположением двигателя. В периодическом производстве модернизированных Т 57Б было выпущено 6469 единиц, (примерно половина из них – после войны). Общее количество собранных единиц всей линейки составило 26 985 штук. Tatra 57 изредка принимала участие в гонках и соревнованиях, стоит упомянуть одиннадцатое место Ганса Шрайбера на ралли Монте-Карло 1933 года.
В 1949 году завершилась история популярных автомобилей «Татра», оснащенных плоским четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения с противоположными парами цилиндров. Небезынтересно, что производство самих силовых агрегатов продолжалось, ведь они использовались и в других целях (например, для независимого привода верхней части автокранов). Гениальная конструкция Ганса Ледвинки, таким образом, сохранилась вплоть до 70-х годов. Как и сами «Хадимршки», долгое время служившие чехословацким водителям, для которых часто новая машина была просто не по карману.
Уникальную концепцию шасси впервые представили на моделях Tatra 11 и 12, в которых использовался плоский двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением. Вскоре последовали более крупные четырехцилиндровые автомобили, также с моторами спереди, которые нуждались в свежем встречном потоке, но уже с четырьмя независимо подвешенными колесами.
Простенький дизайн Tatra 57. Фото: youtube.com
Одним из наиболее известных и пользующихся популярностью у клиентов стал постоянно модернизируемый тип 57. По стечению обстоятельств он получил необычное прозвище «Хадимршка», по которому его и помнят многие местные поклонники автостарины. Последний из таких автомобилей покинул заводской конвейер 75 лет назад.
Конструкция с хребтовой рамой
Несмотря на то, что эта модель такая древняя, сохранившиеся сегодня образцы Tatra 57, безусловно, являются гордостью ветеранских слетов. Так, на ежегодных традиционных поездках на холм Брно – Собесице всегда присутствует больше десятка таких автомобилей. И это, не считая производных от модели типов 52 и 54. В общем, эти авто обычно вместе составляют самую большую часть группы F (автомобили Tatra) для демонстрационных поездок.
Tatra 57, появившаяся в 1931 году, считалась самым успешным легковым автомобилем марки из Копрживнице с расположением двигателя спереди. Первоначально она компоновалась типичной носовой частью, благодаря чему начальные модели с воздушным охлаждением получили прозвище «железные». Но два модернизированных поколения 57A и B середины 30-х годов имели уже просторный корпус более современных форм.
Задняя часть автомобиля. Фото: youtube.com
На рынке легковых автомобилей Чехословакии того периода господствовали три марки: Skoda, Tatra и Praga. Правда, с ними также конкурировали автомобили более мелких местных производителей (Zetka, Aero, Jawa, Wikov и Walter). В целом, профильная отрасль в этой стране развивалась достаточно динамично.
На момент появления модели, инициатором которого являлся руководитель автомобильной компании доктор Ганс Ледвинка (1878 – 1957), имела большой успех кинокомедия «Вы не знаете Хадимршку». Это красивое название понравилось создателям, и они приняли его в качестве прозвища для автомобилей серии 57.
Главный конструктор Эрих Юбелакер (1899–1977), изучавший немецкую инженерию в Праге, использовал здесь принцип хребтовой рамы с центральной опорной трубой. Подобное уже применялось и в более ранних пассажирских типах с двигателями воздушного охлаждения.
Неплохой салон для того времени. Фото: youtube.com
Tatra 57 стала его первой крупной работой, позже он принимал участие в создании легенд аэродинамики Tatra 77, 77A, 87 и 97. В 40-х инженер покинул страну. Специалист завершил свою карьеру на немецком автопроизводстве Borgward в Бремене.
Небольшой четырехцилиндровый двигатель вполне подойдет
Стоит напомнить о том, что время появления автомобиля было непростым. Глубокий всемирный кризис сильно повлиял и на автомобильную сферу. Поэтому Tatra 57, как и многие ее современники, задумывалась как некий «народный автомобиль», доступный широким слоям значительно обедневшего населения. По этой причине она получила самый маленький из новых оппозитных четырехцилиндровых двигателей со следующими характеристиками:
✅ рабочим объемом 1155 куб. см
✅ принудительным воздушным охлаждением (обеспечивалось одним вентилятором)
✅ мощностью 13 кВт (18 л. с.) при 3000 об / мин
Прототипы модели имели еще меньший двигатель объемом 995 куб. см и мощностью всего 12,5 кВт (17 л. с). После расточки серийный мотор имел объем уже 1155 «кубиков» и развивал более высокую мощность. Коробка передач всегда была четырехступенчатой, приводной вал через опорную трубку шел к дифференциалу заднего моста.
Премьера первой Tatra 57 состоялась на Пражском автосалоне в октябре 1931 года. Серийные модели включали различные двухдверные кузова, построенные на шасси с независимо подвешенными колесами (поперечные листовые рессоры) и массой всего 410 кг.
Автомобиль очень быстро завоевал популярность у потенциальных клиентов. Его доступность и неплохие характеристики стали одной из причин успеха и того, что модель быстро обросла рядом модификаций:
✅ вариант с открытым кузовом
✅ автомобили с закрытыми кузовами
✅ престижный спортивный двухместный родстер со складной брезентовой крышей
Оригинальную Tatra 57 выпустили в количестве 5997 автомобилей до 1935 года, когда на смену ей пришла модель 57A с улучшенным и просторным кузовом. И это несмотря на то, что колесная база новинки уменьшилась до 2550 миллиметров. Четырехметровый закрытый автомобиль с большой площадью остекления относился к очень современным конструкциям того времени, поэтому интерес к нему проявился даже за рубежом. Он выпускался в следующих вариантах кузова:
✅ двухдверный закрытый
✅ полукабриолет с фиксированными дверными коробками
✅ двухместный родстер Sport
Позже к ним присоединились также и другие конструкции. Например, панельные фургоны (некоторые с остеклением под универсалы) и четырехместные кабриолеты. И это, не говоря уже о переделках от небольших кузовных цехов в минивэны с полезной массой 250 кг. На Tatra 57A устанавливали такой же двигатель, что и раньше, но с улучшенными характеристиками. Рабочий объем сохранился прежним – 1155 куб. см, а вот мощность незначительно выросла – 14,7 кВт (20 л. с).
Большой руль в Tatra 57. Фото: youtube.com
Еще одним важным фактором стало то, что машины начали поставляться и на экспорт. Так, для Китайской Народной Республики создана серия из сорока военных резервных Т 57А с открытым кузовом без дверей. Они получили иной индекс Т 57К (Кюбельваген) и уже компоновались более мощным четырехцилиндровым двигателем типа 57Б. Примерно в то же время венские «Австро-Татры» начали лицензионное производство модели 57А.
Последняя модификация 30-х и завершение производства
В конце 1938 года компания представила улучшенный тип Т 57Б, отличавшийся новой выпуклой носовой решеткой. Выпускался он только с закрытым двухдверным кузовом, во второй половине 40-х еще и как универсал. В последнем случае автомобиль получил маску от Т 57А, которая лучше сочеталась с угловатой задней частью кузова.
Объем четырехцилиндрового двигателя увеличился до 1256 куб. см, а мощность до 18,5 кВт (25 л. с) при неизменных 3000 об/мин. Багажное отделение новой формы в корме теперь стало доступно снаружи, благодаря откидному верху, закрепленному внизу двумя петлями. Поэтому запасное колесо пришлось переместить внутрь.
К 1938 году производство Т 57А достигло 8019 машин, что стало рекордом для легковой «Татры» с передним расположением двигателя. В периодическом производстве модернизированных Т 57Б было выпущено 6469 единиц, (примерно половина из них – после войны). Общее количество собранных единиц всей линейки составило 26 985 штук. Tatra 57 изредка принимала участие в гонках и соревнованиях, стоит упомянуть одиннадцатое место Ганса Шрайбера на ралли Монте-Карло 1933 года.
Двигатель и бензобак в одном месте. Фото: youtube.com
В 1949 году завершилась история популярных автомобилей «Татра», оснащенных плоским четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения с противоположными парами цилиндров. Небезынтересно, что производство самих силовых агрегатов продолжалось, ведь они использовались и в других целях (например, для независимого привода верхней части автокранов). Гениальная конструкция Ганса Ледвинки, таким образом, сохранилась вплоть до 70-х годов. Как и сами «Хадимршки», долгое время служившие чехословацким водителям, для которых часто новая машина была просто не по карману.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...