ВТМ-4: «Сибирский цирюльник» из Абакана
Иметь в своем распоряжении машину, которая сама пилит деревья и стаскивает их в штабеля – это ли не мечта любого руководителя лесозаготовительного хозяйства? Неудивительно, что попытки разработать подобную технику существовали в разных странах и СССР, Россия не стали исключением. В Советском Союзе были построены довольно удачные трелевочники, отличавшиеся надежностью и простотой конструкции. Один из них – ТТ-4. На его базе было решено создать машину, которая могла бы валить лес и стаскивать его в определенное место.
Серийное производство ТТ-4 началось в 1969-м году. Трелевочник оказался настолько удачным, что его выпуск (разумеется, в модернизированном виде) продолжается до сих пор на Алтайском заводе. Однако, чтобы из ТТ-4 сделать универсальную машину, способную валить деревья, нужно было произвести переоборудование техники.
С трелевочника демонтировали погрузочный механизм вместе с лебедкой, заменили «раздатку», переделали раму для установки дополнительного оснащения.
В гидросистему добавили насос для пильного аппарата и валочного механизма. Серийно ВМ-4 выпускалась Абаканским механическим заводом.
Для валки деревьев машина движется вдоль кромки леса, которая должна оставаться с левой стороны по ходу. Подъехав к очередному стволу, оператор сначала опускает рядом приемопогрузочный рычаг, подводит к дереву пильный цепной механизм (он выдвигается на 120 см) и устройство, обеспечивающее валку в нужном направлении.
Срезание дерева осуществляется со скоростью 18,5 м/с. Как только величина недопила станет равной 0,1 от диаметра ствола, оператор отводит цепной аппарат в исходное положение и включает в работу телескопическое устройство направленного вала ствола. Он падает на землю либо опорный рычаг. Машина рассчитана на валку деревьев диаметром до 1,2 м, при этом ширина пропила равна 2,4 см. Цепной аппарат может перемещаться в вертикальном направлении вверх или вниз на 4 см.
В передней части машины устанавливается снегоочиститель, сделанный по типу бульдозерного ножа. Главный вопрос – какова производительность машины? Если пункт трелевки находится на расстоянии не более 150 м, то за час ВМ-4 может отвезти до 21 кубометра леса (если полнота одного хлыста составляет от 0,6 куб. м). Вроде бы, не так плохо – пили да радуйся! Но это в идеальных условиях. В реальности у машины полно минусов.
Во время работы техника должна подъезжать к каждому дереву по отдельности, примериваясь по расстоянию, а это долго. Понятно: оператор должен обладать хорошим опытом. Если сравнить валку леса с помощью обычных бензомоторных пил, то экономический эффект от применения ВМ-4 окажется крайне незначительным. И то, это в лучшем случае, в худшем – использование машины станет убыточным. А если вспомнить об экологии, станет очевидным – ВМ-4 наносит ей вред: подъезжая к каждому стволу, техника уничтожает подрост. Проще говоря, валить лес бензопилами гораздо эффективнее.
Тем не менее усовершенствованные валочные машины используются и сегодня (в частности, модификация ВМ-4А или импортные аналоги). Не только для лесозаготовок, но и при строительстве дорог, организации просек, например, под установку линий электропередач, связи, а также в случае стихийных бедствий. Для таких работ в России производится компактная валочная машина ВМ-55. От своего «старшего брата» она отличается скромными габаритами. Много работает импортной техники подобного рода.
Гораздо большей популярностью сегодня пользуется универсальная валочно-пакетирующая техника с манипулятором, впервые разработанная в СССР в 1964-м году. О ней мы обязательно расскажем в ближайшее время.
Серийное производство ТТ-4 началось в 1969-м году. Трелевочник оказался настолько удачным, что его выпуск (разумеется, в модернизированном виде) продолжается до сих пор на Алтайском заводе. Однако, чтобы из ТТ-4 сделать универсальную машину, способную валить деревья, нужно было произвести переоборудование техники.
Первые валочные трелевочники были разработаны в СССР в 50-е годы. Это конструкции ВПМ-1 и ВПМ-4, созданные на основе тросовых экскаваторов. Однако техника вышла неудачной и распространения не получила.
С трелевочника демонтировали погрузочный механизм вместе с лебедкой, заменили «раздатку», переделали раму для установки дополнительного оснащения.
ВТМ-4 разработан на базе ТТ-4. Фото: YouTube.com
В гидросистему добавили насос для пильного аппарата и валочного механизма. Серийно ВМ-4 выпускалась Абаканским механическим заводом.
Как работает ВМ-4 (ВТМ-4)
Для валки деревьев машина движется вдоль кромки леса, которая должна оставаться с левой стороны по ходу. Подъехав к очередному стволу, оператор сначала опускает рядом приемопогрузочный рычаг, подводит к дереву пильный цепной механизм (он выдвигается на 120 см) и устройство, обеспечивающее валку в нужном направлении.
ВТМ-4 спиливает дерево. Фото: YouTube.com
Срезание дерева осуществляется со скоростью 18,5 м/с. Как только величина недопила станет равной 0,1 от диаметра ствола, оператор отводит цепной аппарат в исходное положение и включает в работу телескопическое устройство направленного вала ствола. Он падает на землю либо опорный рычаг. Машина рассчитана на валку деревьев диаметром до 1,2 м, при этом ширина пропила равна 2,4 см. Цепной аппарат может перемещаться в вертикальном направлении вверх или вниз на 4 см.
В передней части машины устанавливается снегоочиститель, сделанный по типу бульдозерного ножа. Главный вопрос – какова производительность машины? Если пункт трелевки находится на расстоянии не более 150 м, то за час ВМ-4 может отвезти до 21 кубометра леса (если полнота одного хлыста составляет от 0,6 куб. м). Вроде бы, не так плохо – пили да радуйся! Но это в идеальных условиях. В реальности у машины полно минусов.
Отрицательные стороны эксплуатации ВТМ-4
Во время работы техника должна подъезжать к каждому дереву по отдельности, примериваясь по расстоянию, а это долго. Понятно: оператор должен обладать хорошим опытом. Если сравнить валку леса с помощью обычных бензомоторных пил, то экономический эффект от применения ВМ-4 окажется крайне незначительным. И то, это в лучшем случае, в худшем – использование машины станет убыточным. А если вспомнить об экологии, станет очевидным – ВМ-4 наносит ей вред: подъезжая к каждому стволу, техника уничтожает подрост. Проще говоря, валить лес бензопилами гораздо эффективнее.
Так пилить лес проще и быстрее. Фото: YouTube.com
Тем не менее усовершенствованные валочные машины используются и сегодня (в частности, модификация ВМ-4А или импортные аналоги). Не только для лесозаготовок, но и при строительстве дорог, организации просек, например, под установку линий электропередач, связи, а также в случае стихийных бедствий. Для таких работ в России производится компактная валочная машина ВМ-55. От своего «старшего брата» она отличается скромными габаритами. Много работает импортной техники подобного рода.
В лесах Красноярска сегодня чаще встречаются немецкие валочные машины. Фото: YouTube.com
Гораздо большей популярностью сегодня пользуется универсальная валочно-пакетирующая техника с манипулятором, впервые разработанная в СССР в 1964-м году. О ней мы обязательно расскажем в ближайшее время.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ил-96-300: взлет спустя десять лет простоя
Взгляните на фото: это не свалка – перед вами воздушное судно, готовящееся к взлету. Авиалайнер построили в 1992-м году, в 2008-м он совершил последний...
Зачем трактору треугольные гусеницы
Проходимость обычного гусеничного трактора, казалось бы, вне сомнений. Но нет: зачем-то понадобилось его усовершенствовать и поставить движитель в виде...
Самые нестандартные грузоперевозки: риск и необходимость
Как перевезти дом или трубу длиной в несколько десятков метров, огромный трактор, целый корабль, буровую вышку? Все это решает интереснейшая (и рисковая!)...
Испытания российского авиалайнера SJ-100 проходят успешно – подробности
Оказывается, импортозамещенный самолет стал лучше. А намеченные испытания идут по плану....
Российские внедорожники «Капитан» – лучше, чем УАЗ Пикап и «Профи»
В полку российских внедорожников прибыло. Компания «Промтех» решила запустить в серийное производство пикапы. Внешне они напоминают известные японские модели,...
Завод MAN в России переименуют для запуска нового производства
На заводе «Северной столицы» вновь кипит жизнь. В декабре покажут новый грузовик. Обещают, что это будет революция в сегменте....
Россия получит летающие «грузовики» через несколько лет – разработки уже идут
Они смогут пролетать до 700 км, причем без пилота. Грузоподъемность планируется до 750 кг....
Новейшие российские авиадвигатели покажут на китайской выставке – мнения россиян
Обещают показать такие двигатели, которые даже в России официально не демонстрировали. Выставка пройдет с 12 по 17 ноября 2024 года....
Соблюдение сроков выпуска «Байкала» теперь на жестком контроле
Глава страны обозначил конкретную дату для правительства. Кроме контроля даты сдачи первой партии «Байкала», под пристальное внимание попала сфера организации...
«Старт-1М»: «бесплатная» ракета для мирного космоса
Снимаемые с дежурства боевые ракеты могут после доработки доставлять космические аппараты на орбиту. Ведутся ли работы в этом направлении и на каком этапе они...
Двигатель ПД-35 стал на шаг ближе к сертификации
Разработка двигателя для тяжелого транспортного самолета длится уже восемь лет. Теперь проект заметно продвинулся....
С-76: новая тяжелая российская беспилотная платформа
Разработанный российскими инженерами грузовой БПЛА летает на расстояние до 1000 км и перевозит грузы в 300 кг. Эта машина – серьезный конкурент на рынке...
Natilus бросает вызов Airbus и Boeing
Компания работает над созданием пассажирского авиалайнера со смешанным корпусом крыла. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Корпус первой опоры ВК-1600В создали с применением аддитивной методики
Она позволяет сократить время налаживания производственных процессов. Технология позволяет уменьшить вес детали, что помогает улучшить летные характеристики....
Электроника для авиалайнеров SJ 100 и МС-21 будет российской, но окажется дороже зарубежной
Договор на поставки уже подписан. Контракт продлится как минимум до 2030 года....
Легенда советских портов: уникальный буксир «Кит»
Этот буксирный катер – настоящий артефакт советской морской инженерии, созданный для учебных целей и до сих пор находящийся на службе. Построенный в 1950 году,...