ВТМ-4: «Сибирский цирюльник» из Абакана
Иметь в своем распоряжении машину, которая сама пилит деревья и стаскивает их в штабеля – это ли не мечта любого руководителя лесозаготовительного хозяйства? Неудивительно, что попытки разработать подобную технику существовали в разных странах и СССР, Россия не стали исключением. В Советском Союзе были построены довольно удачные трелевочники, отличавшиеся надежностью и простотой конструкции. Один из них – ТТ-4. На его базе было решено создать машину, которая могла бы валить лес и стаскивать его в определенное место.
Серийное производство ТТ-4 началось в 1969-м году. Трелевочник оказался настолько удачным, что его выпуск (разумеется, в модернизированном виде) продолжается до сих пор на Алтайском заводе. Однако, чтобы из ТТ-4 сделать универсальную машину, способную валить деревья, нужно было произвести переоборудование техники.
С трелевочника демонтировали погрузочный механизм вместе с лебедкой, заменили «раздатку», переделали раму для установки дополнительного оснащения.
В гидросистему добавили насос для пильного аппарата и валочного механизма. Серийно ВМ-4 выпускалась Абаканским механическим заводом.
Для валки деревьев машина движется вдоль кромки леса, которая должна оставаться с левой стороны по ходу. Подъехав к очередному стволу, оператор сначала опускает рядом приемопогрузочный рычаг, подводит к дереву пильный цепной механизм (он выдвигается на 120 см) и устройство, обеспечивающее валку в нужном направлении.
Срезание дерева осуществляется со скоростью 18,5 м/с. Как только величина недопила станет равной 0,1 от диаметра ствола, оператор отводит цепной аппарат в исходное положение и включает в работу телескопическое устройство направленного вала ствола. Он падает на землю либо опорный рычаг. Машина рассчитана на валку деревьев диаметром до 1,2 м, при этом ширина пропила равна 2,4 см. Цепной аппарат может перемещаться в вертикальном направлении вверх или вниз на 4 см.
В передней части машины устанавливается снегоочиститель, сделанный по типу бульдозерного ножа. Главный вопрос – какова производительность машины? Если пункт трелевки находится на расстоянии не более 150 м, то за час ВМ-4 может отвезти до 21 кубометра леса (если полнота одного хлыста составляет от 0,6 куб. м). Вроде бы, не так плохо – пили да радуйся! Но это в идеальных условиях. В реальности у машины полно минусов.
Во время работы техника должна подъезжать к каждому дереву по отдельности, примериваясь по расстоянию, а это долго. Понятно: оператор должен обладать хорошим опытом. Если сравнить валку леса с помощью обычных бензомоторных пил, то экономический эффект от применения ВМ-4 окажется крайне незначительным. И то, это в лучшем случае, в худшем – использование машины станет убыточным. А если вспомнить об экологии, станет очевидным – ВМ-4 наносит ей вред: подъезжая к каждому стволу, техника уничтожает подрост. Проще говоря, валить лес бензопилами гораздо эффективнее.
Тем не менее усовершенствованные валочные машины используются и сегодня (в частности, модификация ВМ-4А или импортные аналоги). Не только для лесозаготовок, но и при строительстве дорог, организации просек, например, под установку линий электропередач, связи, а также в случае стихийных бедствий. Для таких работ в России производится компактная валочная машина ВМ-55. От своего «старшего брата» она отличается скромными габаритами. Много работает импортной техники подобного рода.
Гораздо большей популярностью сегодня пользуется универсальная валочно-пакетирующая техника с манипулятором, впервые разработанная в СССР в 1964-м году. О ней мы обязательно расскажем в ближайшее время.
Серийное производство ТТ-4 началось в 1969-м году. Трелевочник оказался настолько удачным, что его выпуск (разумеется, в модернизированном виде) продолжается до сих пор на Алтайском заводе. Однако, чтобы из ТТ-4 сделать универсальную машину, способную валить деревья, нужно было произвести переоборудование техники.
Первые валочные трелевочники были разработаны в СССР в 50-е годы. Это конструкции ВПМ-1 и ВПМ-4, созданные на основе тросовых экскаваторов. Однако техника вышла неудачной и распространения не получила.
С трелевочника демонтировали погрузочный механизм вместе с лебедкой, заменили «раздатку», переделали раму для установки дополнительного оснащения.
ВТМ-4 разработан на базе ТТ-4. Фото: YouTube.com
В гидросистему добавили насос для пильного аппарата и валочного механизма. Серийно ВМ-4 выпускалась Абаканским механическим заводом.
Как работает ВМ-4 (ВТМ-4)
Для валки деревьев машина движется вдоль кромки леса, которая должна оставаться с левой стороны по ходу. Подъехав к очередному стволу, оператор сначала опускает рядом приемопогрузочный рычаг, подводит к дереву пильный цепной механизм (он выдвигается на 120 см) и устройство, обеспечивающее валку в нужном направлении.
ВТМ-4 спиливает дерево. Фото: YouTube.com
Срезание дерева осуществляется со скоростью 18,5 м/с. Как только величина недопила станет равной 0,1 от диаметра ствола, оператор отводит цепной аппарат в исходное положение и включает в работу телескопическое устройство направленного вала ствола. Он падает на землю либо опорный рычаг. Машина рассчитана на валку деревьев диаметром до 1,2 м, при этом ширина пропила равна 2,4 см. Цепной аппарат может перемещаться в вертикальном направлении вверх или вниз на 4 см.
В передней части машины устанавливается снегоочиститель, сделанный по типу бульдозерного ножа. Главный вопрос – какова производительность машины? Если пункт трелевки находится на расстоянии не более 150 м, то за час ВМ-4 может отвезти до 21 кубометра леса (если полнота одного хлыста составляет от 0,6 куб. м). Вроде бы, не так плохо – пили да радуйся! Но это в идеальных условиях. В реальности у машины полно минусов.
Отрицательные стороны эксплуатации ВТМ-4
Во время работы техника должна подъезжать к каждому дереву по отдельности, примериваясь по расстоянию, а это долго. Понятно: оператор должен обладать хорошим опытом. Если сравнить валку леса с помощью обычных бензомоторных пил, то экономический эффект от применения ВМ-4 окажется крайне незначительным. И то, это в лучшем случае, в худшем – использование машины станет убыточным. А если вспомнить об экологии, станет очевидным – ВМ-4 наносит ей вред: подъезжая к каждому стволу, техника уничтожает подрост. Проще говоря, валить лес бензопилами гораздо эффективнее.
Так пилить лес проще и быстрее. Фото: YouTube.com
Тем не менее усовершенствованные валочные машины используются и сегодня (в частности, модификация ВМ-4А или импортные аналоги). Не только для лесозаготовок, но и при строительстве дорог, организации просек, например, под установку линий электропередач, связи, а также в случае стихийных бедствий. Для таких работ в России производится компактная валочная машина ВМ-55. От своего «старшего брата» она отличается скромными габаритами. Много работает импортной техники подобного рода.
В лесах Красноярска сегодня чаще встречаются немецкие валочные машины. Фото: YouTube.com
Гораздо большей популярностью сегодня пользуется универсальная валочно-пакетирующая техника с манипулятором, впервые разработанная в СССР в 1964-м году. О ней мы обязательно расскажем в ближайшее время.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...