ВТМ-4: «Сибирский цирюльник» из Абакана
Иметь в своем распоряжении машину, которая сама пилит деревья и стаскивает их в штабеля – это ли не мечта любого руководителя лесозаготовительного хозяйства? Неудивительно, что попытки разработать подобную технику существовали в разных странах и СССР, Россия не стали исключением. В Советском Союзе были построены довольно удачные трелевочники, отличавшиеся надежностью и простотой конструкции. Один из них – ТТ-4. На его базе было решено создать машину, которая могла бы валить лес и стаскивать его в определенное место.
Серийное производство ТТ-4 началось в 1969-м году. Трелевочник оказался настолько удачным, что его выпуск (разумеется, в модернизированном виде) продолжается до сих пор на Алтайском заводе. Однако, чтобы из ТТ-4 сделать универсальную машину, способную валить деревья, нужно было произвести переоборудование техники.
С трелевочника демонтировали погрузочный механизм вместе с лебедкой, заменили «раздатку», переделали раму для установки дополнительного оснащения.
В гидросистему добавили насос для пильного аппарата и валочного механизма. Серийно ВМ-4 выпускалась Абаканским механическим заводом.
Для валки деревьев машина движется вдоль кромки леса, которая должна оставаться с левой стороны по ходу. Подъехав к очередному стволу, оператор сначала опускает рядом приемопогрузочный рычаг, подводит к дереву пильный цепной механизм (он выдвигается на 120 см) и устройство, обеспечивающее валку в нужном направлении.
Срезание дерева осуществляется со скоростью 18,5 м/с. Как только величина недопила станет равной 0,1 от диаметра ствола, оператор отводит цепной аппарат в исходное положение и включает в работу телескопическое устройство направленного вала ствола. Он падает на землю либо опорный рычаг. Машина рассчитана на валку деревьев диаметром до 1,2 м, при этом ширина пропила равна 2,4 см. Цепной аппарат может перемещаться в вертикальном направлении вверх или вниз на 4 см.
В передней части машины устанавливается снегоочиститель, сделанный по типу бульдозерного ножа. Главный вопрос – какова производительность машины? Если пункт трелевки находится на расстоянии не более 150 м, то за час ВМ-4 может отвезти до 21 кубометра леса (если полнота одного хлыста составляет от 0,6 куб. м). Вроде бы, не так плохо – пили да радуйся! Но это в идеальных условиях. В реальности у машины полно минусов.
Во время работы техника должна подъезжать к каждому дереву по отдельности, примериваясь по расстоянию, а это долго. Понятно: оператор должен обладать хорошим опытом. Если сравнить валку леса с помощью обычных бензомоторных пил, то экономический эффект от применения ВМ-4 окажется крайне незначительным. И то, это в лучшем случае, в худшем – использование машины станет убыточным. А если вспомнить об экологии, станет очевидным – ВМ-4 наносит ей вред: подъезжая к каждому стволу, техника уничтожает подрост. Проще говоря, валить лес бензопилами гораздо эффективнее.
Тем не менее усовершенствованные валочные машины используются и сегодня (в частности, модификация ВМ-4А или импортные аналоги). Не только для лесозаготовок, но и при строительстве дорог, организации просек, например, под установку линий электропередач, связи, а также в случае стихийных бедствий. Для таких работ в России производится компактная валочная машина ВМ-55. От своего «старшего брата» она отличается скромными габаритами. Много работает импортной техники подобного рода.
Гораздо большей популярностью сегодня пользуется универсальная валочно-пакетирующая техника с манипулятором, впервые разработанная в СССР в 1964-м году. О ней мы обязательно расскажем в ближайшее время.
Серийное производство ТТ-4 началось в 1969-м году. Трелевочник оказался настолько удачным, что его выпуск (разумеется, в модернизированном виде) продолжается до сих пор на Алтайском заводе. Однако, чтобы из ТТ-4 сделать универсальную машину, способную валить деревья, нужно было произвести переоборудование техники.
Первые валочные трелевочники были разработаны в СССР в 50-е годы. Это конструкции ВПМ-1 и ВПМ-4, созданные на основе тросовых экскаваторов. Однако техника вышла неудачной и распространения не получила.
С трелевочника демонтировали погрузочный механизм вместе с лебедкой, заменили «раздатку», переделали раму для установки дополнительного оснащения.
ВТМ-4 разработан на базе ТТ-4. Фото: YouTube.com
В гидросистему добавили насос для пильного аппарата и валочного механизма. Серийно ВМ-4 выпускалась Абаканским механическим заводом.
Как работает ВМ-4 (ВТМ-4)
Для валки деревьев машина движется вдоль кромки леса, которая должна оставаться с левой стороны по ходу. Подъехав к очередному стволу, оператор сначала опускает рядом приемопогрузочный рычаг, подводит к дереву пильный цепной механизм (он выдвигается на 120 см) и устройство, обеспечивающее валку в нужном направлении.
ВТМ-4 спиливает дерево. Фото: YouTube.com
Срезание дерева осуществляется со скоростью 18,5 м/с. Как только величина недопила станет равной 0,1 от диаметра ствола, оператор отводит цепной аппарат в исходное положение и включает в работу телескопическое устройство направленного вала ствола. Он падает на землю либо опорный рычаг. Машина рассчитана на валку деревьев диаметром до 1,2 м, при этом ширина пропила равна 2,4 см. Цепной аппарат может перемещаться в вертикальном направлении вверх или вниз на 4 см.
В передней части машины устанавливается снегоочиститель, сделанный по типу бульдозерного ножа. Главный вопрос – какова производительность машины? Если пункт трелевки находится на расстоянии не более 150 м, то за час ВМ-4 может отвезти до 21 кубометра леса (если полнота одного хлыста составляет от 0,6 куб. м). Вроде бы, не так плохо – пили да радуйся! Но это в идеальных условиях. В реальности у машины полно минусов.
Отрицательные стороны эксплуатации ВТМ-4
Во время работы техника должна подъезжать к каждому дереву по отдельности, примериваясь по расстоянию, а это долго. Понятно: оператор должен обладать хорошим опытом. Если сравнить валку леса с помощью обычных бензомоторных пил, то экономический эффект от применения ВМ-4 окажется крайне незначительным. И то, это в лучшем случае, в худшем – использование машины станет убыточным. А если вспомнить об экологии, станет очевидным – ВМ-4 наносит ей вред: подъезжая к каждому стволу, техника уничтожает подрост. Проще говоря, валить лес бензопилами гораздо эффективнее.
Так пилить лес проще и быстрее. Фото: YouTube.com
Тем не менее усовершенствованные валочные машины используются и сегодня (в частности, модификация ВМ-4А или импортные аналоги). Не только для лесозаготовок, но и при строительстве дорог, организации просек, например, под установку линий электропередач, связи, а также в случае стихийных бедствий. Для таких работ в России производится компактная валочная машина ВМ-55. От своего «старшего брата» она отличается скромными габаритами. Много работает импортной техники подобного рода.
В лесах Красноярска сегодня чаще встречаются немецкие валочные машины. Фото: YouTube.com
Гораздо большей популярностью сегодня пользуется универсальная валочно-пакетирующая техника с манипулятором, впервые разработанная в СССР в 1964-м году. О ней мы обязательно расскажем в ближайшее время.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...