ВТМ-4: «Сибирский цирюльник» из Абакана
2 175

ВТМ-4: «Сибирский цирюльник» из Абакана

Иметь в своем распоряжении машину, которая сама пилит деревья и стаскивает их в штабеля – это ли не мечта любого руководителя лесозаготовительного хозяйства? Неудивительно, что попытки разработать подобную технику существовали в разных странах и СССР, Россия не стали исключением. В Советском Союзе были построены довольно удачные трелевочники, отличавшиеся надежностью и простотой конструкции. Один из них – ТТ-4. На его базе было решено создать машину, которая могла бы валить лес и стаскивать его в определенное место.


Серийное производство ТТ-4 началось в 1969-м году. Трелевочник оказался настолько удачным, что его выпуск (разумеется, в модернизированном виде) продолжается до сих пор на Алтайском заводе. Однако, чтобы из ТТ-4 сделать универсальную машину, способную валить деревья, нужно было произвести переоборудование техники.

Первые валочные трелевочники были разработаны в СССР в 50-е годы. Это конструкции ВПМ-1 и ВПМ-4, созданные на основе тросовых экскаваторов. Однако техника вышла неудачной и распространения не получила.

С трелевочника демонтировали погрузочный механизм вместе с лебедкой, заменили «раздатку», переделали раму для установки дополнительного оснащения.

ВТМ-4: «Сибирский цирюльник» из АбаканаВТМ-4 разработан на базе ТТ-4. Фото: YouTube.com

В гидросистему добавили насос для пильного аппарата и валочного механизма. Серийно ВМ-4 выпускалась Абаканским механическим заводом.

Как работает ВМ-4 (ВТМ-4)


Для валки деревьев машина движется вдоль кромки леса, которая должна оставаться с левой стороны по ходу. Подъехав к очередному стволу, оператор сначала опускает рядом приемопогрузочный рычаг, подводит к дереву пильный цепной механизм (он выдвигается на 120 см) и устройство, обеспечивающее валку в нужном направлении.

ВТМ-4 спиливает дерево. Фото: YouTube.com

Срезание дерева осуществляется со скоростью 18,5 м/с. Как только величина недопила станет равной 0,1 от диаметра ствола, оператор отводит цепной аппарат в исходное положение и включает в работу телескопическое устройство направленного вала ствола. Он падает на землю либо опорный рычаг. Машина рассчитана на валку деревьев диаметром до 1,2 м, при этом ширина пропила равна 2,4 см. Цепной аппарат может перемещаться в вертикальном направлении вверх или вниз на 4 см.

В передней части машины устанавливается снегоочиститель, сделанный по типу бульдозерного ножа. Главный вопрос – какова производительность машины? Если пункт трелевки находится на расстоянии не более 150 м, то за час ВМ-4 может отвезти до 21 кубометра леса (если полнота одного хлыста составляет от 0,6 куб. м). Вроде бы, не так плохо – пили да радуйся! Но это в идеальных условиях. В реальности у машины полно минусов.

Отрицательные стороны эксплуатации ВТМ-4


Во время работы техника должна подъезжать к каждому дереву по отдельности, примериваясь по расстоянию, а это долго. Понятно: оператор должен обладать хорошим опытом. Если сравнить валку леса с помощью обычных бензомоторных пил, то экономический эффект от применения ВМ-4 окажется крайне незначительным. И то, это в лучшем случае, в худшем – использование машины станет убыточным. А если вспомнить об экологии, станет очевидным – ВМ-4 наносит ей вред: подъезжая к каждому стволу, техника уничтожает подрост. Проще говоря, валить лес бензопилами гораздо эффективнее.

Так пилить лес проще и быстрее. Фото: YouTube.com

Тем не менее усовершенствованные валочные машины используются и сегодня (в частности, модификация ВМ-4А или импортные аналоги). Не только для лесозаготовок, но и при строительстве дорог, организации просек, например, под установку линий электропередач, связи, а также в случае стихийных бедствий. Для таких работ в России производится компактная валочная машина ВМ-55. От своего «старшего брата» она отличается скромными габаритами. Много работает импортной техники подобного рода.

В лесах Красноярска сегодня чаще встречаются немецкие валочные машины. Фото: YouTube.com

Гораздо большей популярностью сегодня пользуется универсальная валочно-пакетирующая техника с манипулятором, впервые разработанная в СССР в 1964-м году. О ней мы обязательно расскажем в ближайшее время.
А вы что думаете о ВМ-4?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....