
ВТМ-4: «Сибирский цирюльник» из Абакана
Иметь в своем распоряжении машину, которая сама пилит деревья и стаскивает их в штабеля – это ли не мечта любого руководителя лесозаготовительного хозяйства? Неудивительно, что попытки разработать подобную технику существовали в разных странах и СССР, Россия не стали исключением. В Советском Союзе были построены довольно удачные трелевочники, отличавшиеся надежностью и простотой конструкции. Один из них – ТТ-4. На его базе было решено создать машину, которая могла бы валить лес и стаскивать его в определенное место.
Серийное производство ТТ-4 началось в 1969-м году. Трелевочник оказался настолько удачным, что его выпуск (разумеется, в модернизированном виде) продолжается до сих пор на Алтайском заводе. Однако, чтобы из ТТ-4 сделать универсальную машину, способную валить деревья, нужно было произвести переоборудование техники.
С трелевочника демонтировали погрузочный механизм вместе с лебедкой, заменили «раздатку», переделали раму для установки дополнительного оснащения.
ВТМ-4 разработан на базе ТТ-4. Фото: YouTube.com
В гидросистему добавили насос для пильного аппарата и валочного механизма. Серийно ВМ-4 выпускалась Абаканским механическим заводом.
Для валки деревьев машина движется вдоль кромки леса, которая должна оставаться с левой стороны по ходу. Подъехав к очередному стволу, оператор сначала опускает рядом приемопогрузочный рычаг, подводит к дереву пильный цепной механизм (он выдвигается на 120 см) и устройство, обеспечивающее валку в нужном направлении.
ВТМ-4 спиливает дерево. Фото: YouTube.com
Срезание дерева осуществляется со скоростью 18,5 м/с. Как только величина недопила станет равной 0,1 от диаметра ствола, оператор отводит цепной аппарат в исходное положение и включает в работу телескопическое устройство направленного вала ствола. Он падает на землю либо опорный рычаг. Машина рассчитана на валку деревьев диаметром до 1,2 м, при этом ширина пропила равна 2,4 см. Цепной аппарат может перемещаться в вертикальном направлении вверх или вниз на 4 см.
В передней части машины устанавливается снегоочиститель, сделанный по типу бульдозерного ножа. Главный вопрос – какова производительность машины? Если пункт трелевки находится на расстоянии не более 150 м, то за час ВМ-4 может отвезти до 21 кубометра леса (если полнота одного хлыста составляет от 0,6 куб. м). Вроде бы, не так плохо – пили да радуйся! Но это в идеальных условиях. В реальности у машины полно минусов.
Во время работы техника должна подъезжать к каждому дереву по отдельности, примериваясь по расстоянию, а это долго. Понятно: оператор должен обладать хорошим опытом. Если сравнить валку леса с помощью обычных бензомоторных пил, то экономический эффект от применения ВМ-4 окажется крайне незначительным. И то, это в лучшем случае, в худшем – использование машины станет убыточным. А если вспомнить об экологии, станет очевидным – ВМ-4 наносит ей вред: подъезжая к каждому стволу, техника уничтожает подрост. Проще говоря, валить лес бензопилами гораздо эффективнее.
Так пилить лес проще и быстрее. Фото: YouTube.com
Тем не менее усовершенствованные валочные машины используются и сегодня (в частности, модификация ВМ-4А или импортные аналоги). Не только для лесозаготовок, но и при строительстве дорог, организации просек, например, под установку линий электропередач, связи, а также в случае стихийных бедствий. Для таких работ в России производится компактная валочная машина ВМ-55. От своего «старшего брата» она отличается скромными габаритами. Много работает импортной техники подобного рода.
В лесах Красноярска сегодня чаще встречаются немецкие валочные машины. Фото: YouTube.com
Гораздо большей популярностью сегодня пользуется универсальная валочно-пакетирующая техника с манипулятором, впервые разработанная в СССР в 1964-м году. О ней мы обязательно расскажем в ближайшее время.
Серийное производство ТТ-4 началось в 1969-м году. Трелевочник оказался настолько удачным, что его выпуск (разумеется, в модернизированном виде) продолжается до сих пор на Алтайском заводе. Однако, чтобы из ТТ-4 сделать универсальную машину, способную валить деревья, нужно было произвести переоборудование техники.
Первые валочные трелевочники были разработаны в СССР в 50-е годы. Это конструкции ВПМ-1 и ВПМ-4, созданные на основе тросовых экскаваторов. Однако техника вышла неудачной и распространения не получила.
С трелевочника демонтировали погрузочный механизм вместе с лебедкой, заменили «раздатку», переделали раму для установки дополнительного оснащения.

В гидросистему добавили насос для пильного аппарата и валочного механизма. Серийно ВМ-4 выпускалась Абаканским механическим заводом.
Как работает ВМ-4 (ВТМ-4)
Для валки деревьев машина движется вдоль кромки леса, которая должна оставаться с левой стороны по ходу. Подъехав к очередному стволу, оператор сначала опускает рядом приемопогрузочный рычаг, подводит к дереву пильный цепной механизм (он выдвигается на 120 см) и устройство, обеспечивающее валку в нужном направлении.

Срезание дерева осуществляется со скоростью 18,5 м/с. Как только величина недопила станет равной 0,1 от диаметра ствола, оператор отводит цепной аппарат в исходное положение и включает в работу телескопическое устройство направленного вала ствола. Он падает на землю либо опорный рычаг. Машина рассчитана на валку деревьев диаметром до 1,2 м, при этом ширина пропила равна 2,4 см. Цепной аппарат может перемещаться в вертикальном направлении вверх или вниз на 4 см.
В передней части машины устанавливается снегоочиститель, сделанный по типу бульдозерного ножа. Главный вопрос – какова производительность машины? Если пункт трелевки находится на расстоянии не более 150 м, то за час ВМ-4 может отвезти до 21 кубометра леса (если полнота одного хлыста составляет от 0,6 куб. м). Вроде бы, не так плохо – пили да радуйся! Но это в идеальных условиях. В реальности у машины полно минусов.
Отрицательные стороны эксплуатации ВТМ-4
Во время работы техника должна подъезжать к каждому дереву по отдельности, примериваясь по расстоянию, а это долго. Понятно: оператор должен обладать хорошим опытом. Если сравнить валку леса с помощью обычных бензомоторных пил, то экономический эффект от применения ВМ-4 окажется крайне незначительным. И то, это в лучшем случае, в худшем – использование машины станет убыточным. А если вспомнить об экологии, станет очевидным – ВМ-4 наносит ей вред: подъезжая к каждому стволу, техника уничтожает подрост. Проще говоря, валить лес бензопилами гораздо эффективнее.

Тем не менее усовершенствованные валочные машины используются и сегодня (в частности, модификация ВМ-4А или импортные аналоги). Не только для лесозаготовок, но и при строительстве дорог, организации просек, например, под установку линий электропередач, связи, а также в случае стихийных бедствий. Для таких работ в России производится компактная валочная машина ВМ-55. От своего «старшего брата» она отличается скромными габаритами. Много работает импортной техники подобного рода.

Гораздо большей популярностью сегодня пользуется универсальная валочно-пакетирующая техника с манипулятором, впервые разработанная в СССР в 1964-м году. О ней мы обязательно расскажем в ближайшее время.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....