Советский автомобиль ДЛОТА – как энтузиаст хотел дать вторую жизнь списанным машинам
Советские легковые автомобили разнообразием не отличались, но выпускались они огромными тиражами. Основной республикой, где сосредоточилось производство, была РСФСР. Только «Запорожцы» собирали в УССР.
А вот БССР как-то обошли стороной. Там выпускали только грузовики, причем знаменитые – МАЗ, БелАЗ. Легкового автопрома белорусам не досталось. Именно это обстоятельство и не давало покоя конструкторам, изобретателям и прочим неравнодушным энтузиастам.
И вот во второй половине 70-х мечта чуть не стала реальностью. В БССР появился первый концепт-кар, который вполне мог быть серийным. Увы, ничего из этой идеи не вышло.
А ведь данное производство могло стать уникальным не только для всего Советского Союза, но и для большинства капиталистических стран. Сегодняшний рассказ будет про автомобиль ДЛОТА, который, кстати, сохранился до наших дней, поставлен на ход и ждет реставрации.
Проект появился благодаря Александру Длотовскому. Понимание, что автопроизводства с нуля в БССР все равно не будет, пришло к нему рано – еще во второй половине 60-х. До этого надежда была, но после 1966 года она исчезла. Тогда в СССР начали строить Волжский автозавод.
Жизнеспособная идея возникла примерно в середине 70-х. А что, если давать вторую жизнь списанным машинам? Предпосылки для этого были:
✅ Исчерпавших ресурс автомобилей на балансе советских предприятий хватало
✅ Их продавали по остаточной стоимости «своим» людям
✅ При этом частные владельцы эксплуатировали машины десятилетиями, делая капитальные ремонты, причем самостоятельно
Если разбираться, идея была не нова. Например, частные мастерские в крупных странах могли на шасси старого автомобиля установить новый кузов, перебрав двигатель и все основные узлы.
В середине 70-х проект стартовал. Чтобы слова не расходились с делом, машина строилась на шасси списанного «Москвича-433». Уже по выбору модели ясно, что это стандартный автомобиль на службе государственной организации.
Только из рабочего универсала в итоге сделали стильный трехдверный хетчбэк. Спортивный почти, по крайней мере, для своего времени и с учетом того, что появился он в СССР.
Александру Длотовскому удалось еще на этапе создания договориться с руководством двух предприятий – заводами в Осиповичах и Слуцке. Естественно, это было на неформальном уровне. Все прекрасно понимали, что решаться вопрос окончательно будет в правительстве.
В 1977 году автомобиль был готов. Нарекли его ДЛОТА – явно по фамилии создателя. Впрочем, он был готов назвать машину так, как решат «верха», главное, чтобы техника пошла в серию. Но этого не случилось.
Договоренности с руководством заводов на словах ничего не значили в СССР. Такие решения принимались на государственном уровне.
Пока Советский Союз существовал, идея запустить ДЛОТУ в серию витала в воздухе. Александр Длотовский верил, что все изменится.
Была надежда в конце 80-х на кооператоров. Только тех не интересовали такие долгосрочные проекты. Тем более, что в производство автомобилей приходилось вкладывать большие деньги, нужна была техническая база.
После развала СССР в Россию, Беларусь и другие советские республики хлынули бывшие в употреблении иномарки. Стоили они недорого – за тысячу или две долларов получалось взять Опель или Форд первой половины 80-х. Причем уже пригнанный, а покупали их в Германии в районе 500-750 немецких марок.
Примерно в то же время машиной заинтересовался один парень, пожелавший остаться неизвестным. Он поговорил с Александром Длотовским, а тот отдал ему свое детище. Непонятно, бесплатно или нет, но он взял с нового владельца обещание сохранить машину и ездить на ней.
Примерно в 2020 году проектом ДЛОТА заинтересовались братья Гапановичи. Они известны в Беларуси и странах СНГ как любители и реставраторы старой авто и мототехники.
Энтузиасты посетили Александра Длотовского, который и рассказал, что отдал свое детище, не сохранив контактов нового владельца. Что же, пришлось довольствоваться старыми советскими фотографиями.
Но ДЛОТА нашлась через несколько лет, причем совершенно случайно. Виталий Гапанович обнаружил странный автомобиль в одном из частных дворов Минской области. В буквально вросшей в землю машине угадывался силуэт ДЛОТА.
Зайдя во двор, удалось найти и владельца этого чуда техники. Оказалось, что это именно тот самый парень, которому Длотовский подарил автомобиль в 90-х. ДЛОТА простояла у него во дворе более 15 лет без движения. От сдачи на металлолом ее спасло только слово, некогда данное Длотовскому.
Вросший в землю автомобиль выкопали, накачали колеса и сдернули с места. Он при этом не развалился. Владелец согласился отдать машину на реставрацию, то есть, подарить. Наконец он исполнит обещание, данное некогда создателю, пусть и косвенно.
Автомобиль решили показать на выставке «Автоэкспо», причем в том состоянии, в котором он был найден. Очень хотелось продемонстрировать первый белорусский концепт-кар публике, а на восстановление не было средств и времени.
Машина привлекла много внимания несмотря на состояние. Даже нашелся спонсор, пожелавший остаться неизвестным, который помог поставить ДЛОТУ на ход. А это средства на запчасти, многие еще советского производства, но полностью новые.
Работ автомобиль потребовал много. Повезло еще, что основные узлы оказались в неплохом состоянии.
Краткий перечень сделанного:
✅ Техническое обслуживание двигателя – масло и свечи
✅ Охлаждающая система – патрубки и жидкость
✅ Тормоза – суппорта, колодки, цилиндры, магистрали
✅ Полностью новая выхлопная
✅ Переборка и настройка карбюратора
Автомобиль теперь на ходу, способен самостоятельно передвигаться. Кстати, он на номерах и со всеми документами времен СССР. Так что можно ездить. Главное, привести его внешне в подобающий вид. Но это совсем другие вложения.
Автомобиль получился похожим на хетчбэки начала 80-х. Мне он больше напоминает старенький Фольксваген Поло второго поколения. Хотя, белорусский концепт однозначно крупнее и просторнее.
Чтобы превратить старый Москвич-433 в легковой хетчбэк, понадобилось серьезно поработать над кузовом. По сути, он создан с нуля. Использовались для этого самодельные панели из стеклопластика. Муторно, конечно, но зато автомобиль не гниет снаружи.
Особенно интересна приборная панель. Она сделана с использованием частей от колесного штампованного диска. Получилось не только оригинально, но и красиво.
Двигатель и подвески ДЛОТЫ, от «донора», то есть Москвича-433. А вот коробка передач взята от ВАЗ-2103. Для чего – сложно сказать. Считается, что КПП ВАЗ более надежная, да и автомобиль с ней резвей. Но родной агрегат тоже можно настроить так, что он не будет доставлять проблем.
ДЛОТА на ходу, теперь она ждет полной реставрации. Пожелаем же энтузиастам, братьям Гапановичам, успехов в их нелегких трудах!
А вот БССР как-то обошли стороной. Там выпускали только грузовики, причем знаменитые – МАЗ, БелАЗ. Легкового автопрома белорусам не досталось. Именно это обстоятельство и не давало покоя конструкторам, изобретателям и прочим неравнодушным энтузиастам.
И вот во второй половине 70-х мечта чуть не стала реальностью. В БССР появился первый концепт-кар, который вполне мог быть серийным. Увы, ничего из этой идеи не вышло.
Внешне ДЛОТА не похожа ни на один серийный автомобиль из СССР. Фото: автора
А ведь данное производство могло стать уникальным не только для всего Советского Союза, но и для большинства капиталистических стран. Сегодняшний рассказ будет про автомобиль ДЛОТА, который, кстати, сохранился до наших дней, поставлен на ход и ждет реставрации.
Предпосылки
Проект появился благодаря Александру Длотовскому. Понимание, что автопроизводства с нуля в БССР все равно не будет, пришло к нему рано – еще во второй половине 60-х. До этого надежда была, но после 1966 года она исчезла. Тогда в СССР начали строить Волжский автозавод.
А вот сзади автомобиль напоминает Иж-2125 «Комби». Фото: автора
Жизнеспособная идея возникла примерно в середине 70-х. А что, если давать вторую жизнь списанным машинам? Предпосылки для этого были:
✅ Исчерпавших ресурс автомобилей на балансе советских предприятий хватало
✅ Их продавали по остаточной стоимости «своим» людям
✅ При этом частные владельцы эксплуатировали машины десятилетиями, делая капитальные ремонты, причем самостоятельно
Если разбираться, идея была не нова. Например, частные мастерские в крупных странах могли на шасси старого автомобиля установить новый кузов, перебрав двигатель и все основные узлы.
Концепт и планы на будущее
В середине 70-х проект стартовал. Чтобы слова не расходились с делом, машина строилась на шасси списанного «Москвича-433». Уже по выбору модели ясно, что это стандартный автомобиль на службе государственной организации.
Кузов ДЛОТЫ не гниет – он из стеклопластика. Фото: автора
Только из рабочего универсала в итоге сделали стильный трехдверный хетчбэк. Спортивный почти, по крайней мере, для своего времени и с учетом того, что появился он в СССР.
Александру Длотовскому удалось еще на этапе создания договориться с руководством двух предприятий – заводами в Осиповичах и Слуцке. Естественно, это было на неформальном уровне. Все прекрасно понимали, что решаться вопрос окончательно будет в правительстве.
В 1977 году автомобиль был готов. Нарекли его ДЛОТА – явно по фамилии создателя. Впрочем, он был готов назвать машину так, как решат «верха», главное, чтобы техника пошла в серию. Но этого не случилось.
А ведь автомобиль неоднократно участвовал в пробегах по всему Советскому Союзу. Машина нравилась народу. Да и идея делать из списанных государственных легковушек новые интересные автомобили нашла отклик в массах.
Договоренности с руководством заводов на словах ничего не значили в СССР. Такие решения принимались на государственном уровне.
Что случилось
Пока Советский Союз существовал, идея запустить ДЛОТУ в серию витала в воздухе. Александр Длотовский верил, что все изменится.
Приборная панель ДЛОТЫ имеет какой-то итальянский шарм. Фото: автора
Была надежда в конце 80-х на кооператоров. Только тех не интересовали такие долгосрочные проекты. Тем более, что в производство автомобилей приходилось вкладывать большие деньги, нужна была техническая база.
После развала СССР в Россию, Беларусь и другие советские республики хлынули бывшие в употреблении иномарки. Стоили они недорого – за тысячу или две долларов получалось взять Опель или Форд первой половины 80-х. Причем уже пригнанный, а покупали их в Германии в районе 500-750 немецких марок.
Ближе к середине 90-х первый белорусский концепт-кар ДЛОТА оказался невостребованным. Он простаивал у своего владельца и приходил в негодность.
Примерно в то же время машиной заинтересовался один парень, пожелавший остаться неизвестным. Он поговорил с Александром Длотовским, а тот отдал ему свое детище. Непонятно, бесплатно или нет, но он взял с нового владельца обещание сохранить машину и ездить на ней.
Невероятное совпадение
Примерно в 2020 году проектом ДЛОТА заинтересовались братья Гапановичи. Они известны в Беларуси и странах СНГ как любители и реставраторы старой авто и мототехники.
Один из братьев Гапановичей рассказывает про ДЛОТУ. Фото: автора
Энтузиасты посетили Александра Длотовского, который и рассказал, что отдал свое детище, не сохранив контактов нового владельца. Что же, пришлось довольствоваться старыми советскими фотографиями.
Но ДЛОТА нашлась через несколько лет, причем совершенно случайно. Виталий Гапанович обнаружил странный автомобиль в одном из частных дворов Минской области. В буквально вросшей в землю машине угадывался силуэт ДЛОТА.
Зайдя во двор, удалось найти и владельца этого чуда техники. Оказалось, что это именно тот самый парень, которому Длотовский подарил автомобиль в 90-х. ДЛОТА простояла у него во дворе более 15 лет без движения. От сдачи на металлолом ее спасло только слово, некогда данное Длотовскому.
Интересно, что автомобиль был комплектным, то есть, на ходу, условном. Завести его не удалось, что естественно после 15 лет простоя. Но стартер заработал, стоило лишь поставить новый аккумулятор.
Вросший в землю автомобиль выкопали, накачали колеса и сдернули с места. Он при этом не развалился. Владелец согласился отдать машину на реставрацию, то есть, подарить. Наконец он исполнит обещание, данное некогда создателю, пусть и косвенно.
Заработало!
Автомобиль решили показать на выставке «Автоэкспо», причем в том состоянии, в котором он был найден. Очень хотелось продемонстрировать первый белорусский концепт-кар публике, а на восстановление не было средств и времени.
В салоне самодельного автомобиля достаточно просторно. Фото: автора
Машина привлекла много внимания несмотря на состояние. Даже нашелся спонсор, пожелавший остаться неизвестным, который помог поставить ДЛОТУ на ход. А это средства на запчасти, многие еще советского производства, но полностью новые.
Работ автомобиль потребовал много. Повезло еще, что основные узлы оказались в неплохом состоянии.
Краткий перечень сделанного:
✅ Техническое обслуживание двигателя – масло и свечи
✅ Охлаждающая система – патрубки и жидкость
✅ Тормоза – суппорта, колодки, цилиндры, магистрали
✅ Полностью новая выхлопная
✅ Переборка и настройка карбюратора
Автомобиль теперь на ходу, способен самостоятельно передвигаться. Кстати, он на номерах и со всеми документами времен СССР. Так что можно ездить. Главное, привести его внешне в подобающий вид. Но это совсем другие вложения.
Внешность, салон и основные ТТХ
Автомобиль получился похожим на хетчбэки начала 80-х. Мне он больше напоминает старенький Фольксваген Поло второго поколения. Хотя, белорусский концепт однозначно крупнее и просторнее.
Чтобы превратить старый Москвич-433 в легковой хетчбэк, понадобилось серьезно поработать над кузовом. По сути, он создан с нуля. Использовались для этого самодельные панели из стеклопластика. Муторно, конечно, но зато автомобиль не гниет снаружи.
Задний ряд ДЛОТЫ рассчитан на троих пассажиров. Фото: автора
Особенно интересна приборная панель. Она сделана с использованием частей от колесного штампованного диска. Получилось не только оригинально, но и красиво.
Двигатель и подвески ДЛОТЫ, от «донора», то есть Москвича-433. А вот коробка передач взята от ВАЗ-2103. Для чего – сложно сказать. Считается, что КПП ВАЗ более надежная, да и автомобиль с ней резвей. Но родной агрегат тоже можно настроить так, что он не будет доставлять проблем.
ДЛОТА на ходу, теперь она ждет полной реставрации. Пожелаем же энтузиастам, братьям Гапановичам, успехов в их нелегких трудах!
- Ульф
- Фото автора
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Замена Ан-2 или «долгострой» – когда полетит «Байкал»
Самолет впервые показали в 2021 году. С того момента менялись сроки, комплектующие. В этом материале мы обсудим предысторию «Байкала», а также его состояние...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
VICTORY A11 FLY – брутальный флагман российской верфи
Этот обзор на YouTube-канале «Люди и лодки» посвящен одному из самых впечатляющих катеров, доступных сегодня на российском рынке. Лодка с флайбриджем и тремя...
Первые в мире «Жигули» с V16 из бензопил наконец-то поехали
Помните недавний эксперимент команды YouTube-канала «Гараж 54» с изготовлением двигателя V16 из бензопил? Они все-таки установили эту необычную поделку в...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...