Советский автомобиль ДЛОТА – как энтузиаст хотел дать вторую жизнь списанным машинам
Советские легковые автомобили разнообразием не отличались, но выпускались они огромными тиражами. Основной республикой, где сосредоточилось производство, была РСФСР. Только «Запорожцы» собирали в УССР.
А вот БССР как-то обошли стороной. Там выпускали только грузовики, причем знаменитые – МАЗ, БелАЗ. Легкового автопрома белорусам не досталось. Именно это обстоятельство и не давало покоя конструкторам, изобретателям и прочим неравнодушным энтузиастам.
И вот во второй половине 70-х мечта чуть не стала реальностью. В БССР появился первый концепт-кар, который вполне мог быть серийным. Увы, ничего из этой идеи не вышло.
А ведь данное производство могло стать уникальным не только для всего Советского Союза, но и для большинства капиталистических стран. Сегодняшний рассказ будет про автомобиль ДЛОТА, который, кстати, сохранился до наших дней, поставлен на ход и ждет реставрации.
Проект появился благодаря Александру Длотовскому. Понимание, что автопроизводства с нуля в БССР все равно не будет, пришло к нему рано – еще во второй половине 60-х. До этого надежда была, но после 1966 года она исчезла. Тогда в СССР начали строить Волжский автозавод.
Жизнеспособная идея возникла примерно в середине 70-х. А что, если давать вторую жизнь списанным машинам? Предпосылки для этого были:
✅ Исчерпавших ресурс автомобилей на балансе советских предприятий хватало
✅ Их продавали по остаточной стоимости «своим» людям
✅ При этом частные владельцы эксплуатировали машины десятилетиями, делая капитальные ремонты, причем самостоятельно
Если разбираться, идея была не нова. Например, частные мастерские в крупных странах могли на шасси старого автомобиля установить новый кузов, перебрав двигатель и все основные узлы.
В середине 70-х проект стартовал. Чтобы слова не расходились с делом, машина строилась на шасси списанного «Москвича-433». Уже по выбору модели ясно, что это стандартный автомобиль на службе государственной организации.
Только из рабочего универсала в итоге сделали стильный трехдверный хетчбэк. Спортивный почти, по крайней мере, для своего времени и с учетом того, что появился он в СССР.
Александру Длотовскому удалось еще на этапе создания договориться с руководством двух предприятий – заводами в Осиповичах и Слуцке. Естественно, это было на неформальном уровне. Все прекрасно понимали, что решаться вопрос окончательно будет в правительстве.
В 1977 году автомобиль был готов. Нарекли его ДЛОТА – явно по фамилии создателя. Впрочем, он был готов назвать машину так, как решат «верха», главное, чтобы техника пошла в серию. Но этого не случилось.
Договоренности с руководством заводов на словах ничего не значили в СССР. Такие решения принимались на государственном уровне.
Пока Советский Союз существовал, идея запустить ДЛОТУ в серию витала в воздухе. Александр Длотовский верил, что все изменится.
Была надежда в конце 80-х на кооператоров. Только тех не интересовали такие долгосрочные проекты. Тем более, что в производство автомобилей приходилось вкладывать большие деньги, нужна была техническая база.
После развала СССР в Россию, Беларусь и другие советские республики хлынули бывшие в употреблении иномарки. Стоили они недорого – за тысячу или две долларов получалось взять Опель или Форд первой половины 80-х. Причем уже пригнанный, а покупали их в Германии в районе 500-750 немецких марок.
Примерно в то же время машиной заинтересовался один парень, пожелавший остаться неизвестным. Он поговорил с Александром Длотовским, а тот отдал ему свое детище. Непонятно, бесплатно или нет, но он взял с нового владельца обещание сохранить машину и ездить на ней.
Примерно в 2020 году проектом ДЛОТА заинтересовались братья Гапановичи. Они известны в Беларуси и странах СНГ как любители и реставраторы старой авто и мототехники.
Энтузиасты посетили Александра Длотовского, который и рассказал, что отдал свое детище, не сохранив контактов нового владельца. Что же, пришлось довольствоваться старыми советскими фотографиями.
Но ДЛОТА нашлась через несколько лет, причем совершенно случайно. Виталий Гапанович обнаружил странный автомобиль в одном из частных дворов Минской области. В буквально вросшей в землю машине угадывался силуэт ДЛОТА.
Зайдя во двор, удалось найти и владельца этого чуда техники. Оказалось, что это именно тот самый парень, которому Длотовский подарил автомобиль в 90-х. ДЛОТА простояла у него во дворе более 15 лет без движения. От сдачи на металлолом ее спасло только слово, некогда данное Длотовскому.
Вросший в землю автомобиль выкопали, накачали колеса и сдернули с места. Он при этом не развалился. Владелец согласился отдать машину на реставрацию, то есть, подарить. Наконец он исполнит обещание, данное некогда создателю, пусть и косвенно.
Автомобиль решили показать на выставке «Автоэкспо», причем в том состоянии, в котором он был найден. Очень хотелось продемонстрировать первый белорусский концепт-кар публике, а на восстановление не было средств и времени.
Машина привлекла много внимания несмотря на состояние. Даже нашелся спонсор, пожелавший остаться неизвестным, который помог поставить ДЛОТУ на ход. А это средства на запчасти, многие еще советского производства, но полностью новые.
Работ автомобиль потребовал много. Повезло еще, что основные узлы оказались в неплохом состоянии.
Краткий перечень сделанного:
✅ Техническое обслуживание двигателя – масло и свечи
✅ Охлаждающая система – патрубки и жидкость
✅ Тормоза – суппорта, колодки, цилиндры, магистрали
✅ Полностью новая выхлопная
✅ Переборка и настройка карбюратора
Автомобиль теперь на ходу, способен самостоятельно передвигаться. Кстати, он на номерах и со всеми документами времен СССР. Так что можно ездить. Главное, привести его внешне в подобающий вид. Но это совсем другие вложения.
Автомобиль получился похожим на хетчбэки начала 80-х. Мне он больше напоминает старенький Фольксваген Поло второго поколения. Хотя, белорусский концепт однозначно крупнее и просторнее.
Чтобы превратить старый Москвич-433 в легковой хетчбэк, понадобилось серьезно поработать над кузовом. По сути, он создан с нуля. Использовались для этого самодельные панели из стеклопластика. Муторно, конечно, но зато автомобиль не гниет снаружи.
Особенно интересна приборная панель. Она сделана с использованием частей от колесного штампованного диска. Получилось не только оригинально, но и красиво.
Двигатель и подвески ДЛОТЫ, от «донора», то есть Москвича-433. А вот коробка передач взята от ВАЗ-2103. Для чего – сложно сказать. Считается, что КПП ВАЗ более надежная, да и автомобиль с ней резвей. Но родной агрегат тоже можно настроить так, что он не будет доставлять проблем.
ДЛОТА на ходу, теперь она ждет полной реставрации. Пожелаем же энтузиастам, братьям Гапановичам, успехов в их нелегких трудах!
А вот БССР как-то обошли стороной. Там выпускали только грузовики, причем знаменитые – МАЗ, БелАЗ. Легкового автопрома белорусам не досталось. Именно это обстоятельство и не давало покоя конструкторам, изобретателям и прочим неравнодушным энтузиастам.
И вот во второй половине 70-х мечта чуть не стала реальностью. В БССР появился первый концепт-кар, который вполне мог быть серийным. Увы, ничего из этой идеи не вышло.
Внешне ДЛОТА не похожа ни на один серийный автомобиль из СССР. Фото: автора
А ведь данное производство могло стать уникальным не только для всего Советского Союза, но и для большинства капиталистических стран. Сегодняшний рассказ будет про автомобиль ДЛОТА, который, кстати, сохранился до наших дней, поставлен на ход и ждет реставрации.
Предпосылки
Проект появился благодаря Александру Длотовскому. Понимание, что автопроизводства с нуля в БССР все равно не будет, пришло к нему рано – еще во второй половине 60-х. До этого надежда была, но после 1966 года она исчезла. Тогда в СССР начали строить Волжский автозавод.
А вот сзади автомобиль напоминает Иж-2125 «Комби». Фото: автора
Жизнеспособная идея возникла примерно в середине 70-х. А что, если давать вторую жизнь списанным машинам? Предпосылки для этого были:
✅ Исчерпавших ресурс автомобилей на балансе советских предприятий хватало
✅ Их продавали по остаточной стоимости «своим» людям
✅ При этом частные владельцы эксплуатировали машины десятилетиями, делая капитальные ремонты, причем самостоятельно
Если разбираться, идея была не нова. Например, частные мастерские в крупных странах могли на шасси старого автомобиля установить новый кузов, перебрав двигатель и все основные узлы.
Концепт и планы на будущее
В середине 70-х проект стартовал. Чтобы слова не расходились с делом, машина строилась на шасси списанного «Москвича-433». Уже по выбору модели ясно, что это стандартный автомобиль на службе государственной организации.
Кузов ДЛОТЫ не гниет – он из стеклопластика. Фото: автора
Только из рабочего универсала в итоге сделали стильный трехдверный хетчбэк. Спортивный почти, по крайней мере, для своего времени и с учетом того, что появился он в СССР.
Александру Длотовскому удалось еще на этапе создания договориться с руководством двух предприятий – заводами в Осиповичах и Слуцке. Естественно, это было на неформальном уровне. Все прекрасно понимали, что решаться вопрос окончательно будет в правительстве.
В 1977 году автомобиль был готов. Нарекли его ДЛОТА – явно по фамилии создателя. Впрочем, он был готов назвать машину так, как решат «верха», главное, чтобы техника пошла в серию. Но этого не случилось.
А ведь автомобиль неоднократно участвовал в пробегах по всему Советскому Союзу. Машина нравилась народу. Да и идея делать из списанных государственных легковушек новые интересные автомобили нашла отклик в массах.
Договоренности с руководством заводов на словах ничего не значили в СССР. Такие решения принимались на государственном уровне.
Что случилось
Пока Советский Союз существовал, идея запустить ДЛОТУ в серию витала в воздухе. Александр Длотовский верил, что все изменится.
Приборная панель ДЛОТЫ имеет какой-то итальянский шарм. Фото: автора
Была надежда в конце 80-х на кооператоров. Только тех не интересовали такие долгосрочные проекты. Тем более, что в производство автомобилей приходилось вкладывать большие деньги, нужна была техническая база.
После развала СССР в Россию, Беларусь и другие советские республики хлынули бывшие в употреблении иномарки. Стоили они недорого – за тысячу или две долларов получалось взять Опель или Форд первой половины 80-х. Причем уже пригнанный, а покупали их в Германии в районе 500-750 немецких марок.
Ближе к середине 90-х первый белорусский концепт-кар ДЛОТА оказался невостребованным. Он простаивал у своего владельца и приходил в негодность.
Примерно в то же время машиной заинтересовался один парень, пожелавший остаться неизвестным. Он поговорил с Александром Длотовским, а тот отдал ему свое детище. Непонятно, бесплатно или нет, но он взял с нового владельца обещание сохранить машину и ездить на ней.
Невероятное совпадение
Примерно в 2020 году проектом ДЛОТА заинтересовались братья Гапановичи. Они известны в Беларуси и странах СНГ как любители и реставраторы старой авто и мототехники.
Один из братьев Гапановичей рассказывает про ДЛОТУ. Фото: автора
Энтузиасты посетили Александра Длотовского, который и рассказал, что отдал свое детище, не сохранив контактов нового владельца. Что же, пришлось довольствоваться старыми советскими фотографиями.
Но ДЛОТА нашлась через несколько лет, причем совершенно случайно. Виталий Гапанович обнаружил странный автомобиль в одном из частных дворов Минской области. В буквально вросшей в землю машине угадывался силуэт ДЛОТА.
Зайдя во двор, удалось найти и владельца этого чуда техники. Оказалось, что это именно тот самый парень, которому Длотовский подарил автомобиль в 90-х. ДЛОТА простояла у него во дворе более 15 лет без движения. От сдачи на металлолом ее спасло только слово, некогда данное Длотовскому.
Интересно, что автомобиль был комплектным, то есть, на ходу, условном. Завести его не удалось, что естественно после 15 лет простоя. Но стартер заработал, стоило лишь поставить новый аккумулятор.
Вросший в землю автомобиль выкопали, накачали колеса и сдернули с места. Он при этом не развалился. Владелец согласился отдать машину на реставрацию, то есть, подарить. Наконец он исполнит обещание, данное некогда создателю, пусть и косвенно.
Заработало!
Автомобиль решили показать на выставке «Автоэкспо», причем в том состоянии, в котором он был найден. Очень хотелось продемонстрировать первый белорусский концепт-кар публике, а на восстановление не было средств и времени.
В салоне самодельного автомобиля достаточно просторно. Фото: автора
Машина привлекла много внимания несмотря на состояние. Даже нашелся спонсор, пожелавший остаться неизвестным, который помог поставить ДЛОТУ на ход. А это средства на запчасти, многие еще советского производства, но полностью новые.
Работ автомобиль потребовал много. Повезло еще, что основные узлы оказались в неплохом состоянии.
Краткий перечень сделанного:
✅ Техническое обслуживание двигателя – масло и свечи
✅ Охлаждающая система – патрубки и жидкость
✅ Тормоза – суппорта, колодки, цилиндры, магистрали
✅ Полностью новая выхлопная
✅ Переборка и настройка карбюратора
Автомобиль теперь на ходу, способен самостоятельно передвигаться. Кстати, он на номерах и со всеми документами времен СССР. Так что можно ездить. Главное, привести его внешне в подобающий вид. Но это совсем другие вложения.
Внешность, салон и основные ТТХ
Автомобиль получился похожим на хетчбэки начала 80-х. Мне он больше напоминает старенький Фольксваген Поло второго поколения. Хотя, белорусский концепт однозначно крупнее и просторнее.
Чтобы превратить старый Москвич-433 в легковой хетчбэк, понадобилось серьезно поработать над кузовом. По сути, он создан с нуля. Использовались для этого самодельные панели из стеклопластика. Муторно, конечно, но зато автомобиль не гниет снаружи.
Задний ряд ДЛОТЫ рассчитан на троих пассажиров. Фото: автора
Особенно интересна приборная панель. Она сделана с использованием частей от колесного штампованного диска. Получилось не только оригинально, но и красиво.
Двигатель и подвески ДЛОТЫ, от «донора», то есть Москвича-433. А вот коробка передач взята от ВАЗ-2103. Для чего – сложно сказать. Считается, что КПП ВАЗ более надежная, да и автомобиль с ней резвей. Но родной агрегат тоже можно настроить так, что он не будет доставлять проблем.
ДЛОТА на ходу, теперь она ждет полной реставрации. Пожелаем же энтузиастам, братьям Гапановичам, успехов в их нелегких трудах!
- Ульф
- Фото автора
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...