Новый двигатель от КНР – 16 Махов на высоте 30 км
Речь идет о новом, точнее сказать, усовершенствованном детонационном двигателе, предназначенным для установки на летательные аппараты. Проект силовой установки создан учеными Пекинского машиностроительного института. Данное учреждение известно своими разработками, связанными с реактивными двигателями прямоточного типа.
Сейчас речь идет о модернизированной детонационной силовой установке. Подобные типы двигателей внутреннего сгорания были известны и ранее, однако на практике мало использовались из-за своего несовершенства.
Такие установки работают гораздо эффективнее своих обычных «собратьев». Но обо всем по порядку.
Он представляет собой силовой агрегат внутреннего сгорания, в котором топливо-воздушная смесь сжигается методом детонации. Об этом явлении хорошо известно многим автомобилистам. Это когда машина начинает дергаться из-за неправильно выставленного зажигания: в цилиндрах происходит не плавное сгорание смеси, а ее «взрывы». Такая работа приводит к быстрому износу мотора. Однако в данном случае детонация используется «во благо», т. к. у нее есть свои плюсы, по сравнению с обычным ДВС:
✅ увеличенный КПД
✅ уменьшенный расход горючего
✅ относительная экологическая безопасность
В подобном режиме топливо сжигается при очень высокой температуре и давлении. Происходит ударный процесс, который сам себя поддерживает. Его результатом является сжимающая волна, движущаяся в камере сгорания со сверхзвуковой скоростью. Топливо сжигается почти полностью, выделяется большее количество энергии, чем и достигается экономичность и нанесение меньшего вреда окружающей среде.
Использование взрывной технологии сгорания топлива способно преобразовать примерно 80 % получаемой энергии в кинетическую. Для сравнения: в применяемых ныне двигателях турбовентиляторного типа, где процесс сжигания идет аккуратно и медленно, эта цифра не превышает 30 % (КПД). Почему же тогда подобные силовые установки не используются повсеместно? Не все так просто – у детонационного двигателя есть свои серьезные проблемы, и главная из них заключается в сложности установления контроля над процессом, который может быть крайне неустойчивым.
На детонацию сильно влияют такие моменты, как форма камеры сгорания, состав топливно-воздушной смеси (в т. ч. ее пропорции), скорость потока. Всем этим нужно уметь управлять: в противном случае детонация становится неустойчивой, а то и вовсе может прекратиться. А это приведет к снижению эффективности работы двигателя, который становится ненадежным. В общем, главная проблема – сложность управления для поддержания стабильности процесса.
Смысл идеи заключается в использовании 2-х режимов работы ДВС. При скорости менее семи Махов он работает, как детонационный вращающийся. В этом случае волна расходится внутри камеры и зажигает вновь поступающее топливо, в результате чего высвобождается энергия, используемая для создания тяги. На скорости более семи Махов ситуация меняется.
Волна перестает вращаться и собирается в задней части двигателя на специальной платформе, детонация становится прямолинейной. Горючее начинает взрываться автоматически. Если такой двигатель поставить на самолет, ракету и т. п., летательный аппарат смог бы развить скорость до 16 Махов и подняться на высоту 30 км. От Европы до Америки можно было бы долететь за пару часов. Но пока это только в теории — практическая реализация проекта впереди.
Сейчас речь идет о модернизированной детонационной силовой установке. Подобные типы двигателей внутреннего сгорания были известны и ранее, однако на практике мало использовались из-за своего несовершенства.
Испытания детонационного двигателя в Австралии. Фото: YouTube.com
Такие установки работают гораздо эффективнее своих обычных «собратьев». Но обо всем по порядку.
Что такое детонационный двигатель
Он представляет собой силовой агрегат внутреннего сгорания, в котором топливо-воздушная смесь сжигается методом детонации. Об этом явлении хорошо известно многим автомобилистам. Это когда машина начинает дергаться из-за неправильно выставленного зажигания: в цилиндрах происходит не плавное сгорание смеси, а ее «взрывы». Такая работа приводит к быстрому износу мотора. Однако в данном случае детонация используется «во благо», т. к. у нее есть свои плюсы, по сравнению с обычным ДВС:
✅ увеличенный КПД
✅ уменьшенный расход горючего
✅ относительная экологическая безопасность
В подобном режиме топливо сжигается при очень высокой температуре и давлении. Происходит ударный процесс, который сам себя поддерживает. Его результатом является сжимающая волна, движущаяся в камере сгорания со сверхзвуковой скоростью. Топливо сжигается почти полностью, выделяется большее количество энергии, чем и достигается экономичность и нанесение меньшего вреда окружающей среде.
Испытания детонационного двигателя в РФ. Фото: YouTube.com
Использование взрывной технологии сгорания топлива способно преобразовать примерно 80 % получаемой энергии в кинетическую. Для сравнения: в применяемых ныне двигателях турбовентиляторного типа, где процесс сжигания идет аккуратно и медленно, эта цифра не превышает 30 % (КПД). Почему же тогда подобные силовые установки не используются повсеместно? Не все так просто – у детонационного двигателя есть свои серьезные проблемы, и главная из них заключается в сложности установления контроля над процессом, который может быть крайне неустойчивым.
Американские ученые недавно провели испытания очередного детонационного силового агрегата. Двигатель отработал на 4 мин. больше, чем его предшественник, развив тягу более 2600 кг.
На детонацию сильно влияют такие моменты, как форма камеры сгорания, состав топливно-воздушной смеси (в т. ч. ее пропорции), скорость потока. Всем этим нужно уметь управлять: в противном случае детонация становится неустойчивой, а то и вовсе может прекратиться. А это приведет к снижению эффективности работы двигателя, который становится ненадежным. В общем, главная проблема – сложность управления для поддержания стабильности процесса.
Что придумали китайцы
Смысл идеи заключается в использовании 2-х режимов работы ДВС. При скорости менее семи Махов он работает, как детонационный вращающийся. В этом случае волна расходится внутри камеры и зажигает вновь поступающее топливо, в результате чего высвобождается энергия, используемая для создания тяги. На скорости более семи Махов ситуация меняется.
Опытный детонационный двигатель для самолета (ОКБ Люльки, РФ). Фото: YouTube.com
Волна перестает вращаться и собирается в задней части двигателя на специальной платформе, детонация становится прямолинейной. Горючее начинает взрываться автоматически. Если такой двигатель поставить на самолет, ракету и т. п., летательный аппарат смог бы развить скорость до 16 Махов и подняться на высоту 30 км. От Европы до Америки можно было бы долететь за пару часов. Но пока это только в теории — практическая реализация проекта впереди.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...