Miller Golden Submarine – обтекаемый болид из 1917 года
Как повысить безопасность в автогонках? Этот вопрос интересовал специалистов и более 100 лет назад. Идея закрыть тело пилота возникла у Гарри Миллера, Фреда Оффенхаузера и Барни Олдфилда. И они ее осуществили, воплотив в удивительную для времен Октябрьской революции конструкцию.
На первый взгляд созданная ими Golden Submarine похожа на сумасшедшую машину из романов Жюля Верна. Но у нее есть колеса, знаменитый французский писатель-фантаст умер на двенадцать лет раньше, да и появился чудо-аппарат не во Франции, а в США.
Это не было каким-то шоу-каром, построенным только для развлечений. Golden Submarine являлась настоящей гоночной машиной. Кроме того, достаточно продвинутой.
Стоявшие за строительством автомобиля люди оставили свой след в истории американского автоспорта. Двигатели Оффенхаузера долгое время доминировали в гонках на треке, и автомобили, носившие имя этого человека, также преуспели. Но в то время его соавтор Миллер занимался изготовлением карбюраторов в Лос-Анджелесе. И именно эта экстравагантная машина прославила его как конструктора спорткаров.
Попытка аэродинамического дизайна не являлась самоцелью. Закрытый каплевидный кузов служил защитой гонщика в случае аварии. А тогда они слишком часто заканчивались смертью, пилоты просто выпадали из машин из-за отсутствия ремней безопасности и получали смертельные травмы. Или, наехав на препятствие, их авто просто погребали водителей под собой. Ведь не было даже шлемов, лишь кожаный капюшон и очки, вот и все. Никто не беспокоился о гонщиках и зрителях, всем казалось, что такая опасность лишь подогревает общие страсти.
Примерно в то же время «клиент созрел» – Барни был готов отдать свой супербыстрый Blitzen Benz на металлолом, получив взамен что-то не менее достойное. А у Миллера уже имелся уникальный двигатель с отличными характеристиками:
✅ длинноходный четырехцилиндровый
✅ рабочим объемом 4736 куб. см
✅ мощностью 101 кВт (137 л. с) при 2950 об/мин
Мало того, что его выполнили из алюминия, так еще и в головке установили распределительный вал. А в основном – десмодроновые клапаны, закрытие которых контролировалось кулачком вместо возвратных пружин. Каждый цилиндр имел двойной впускной патрубок и две свечи, магнитное зажигание также было удвоено.
Если алюминиевые сплавы сыграли свою роль в значительном облегчении силового аппарата, то подобную же задачу они имели и в других элементах конструкции. Golden Submarine получила легкий корпус каплевидной формы с узкими отверстиями для обзора водителя.
Вдохновение авторы дизайна черпали от небольших двухместных подводных лодок времен Русско-японской войны (1904-1905 гг.). Хотя и сделали авто их уменьшенной копией. Однако важен тот факт, что внутреннее пространство получило встроенный в конструкцию защитный каркас, значительно увеличивший безопасность пилота. Аэродинамику даже проверяли в тоннеле, где кузов продувался воздухом. Золотистого цвета достигли за счет смешивания обычной краски с бронзовым порошком. Автомобиль имел более чем приличные характеристики:
✅ колесную базу – 2,6 м
✅ вес – 730 кг
✅ максимальную (среднюю) скорость – 175 (167) км/ч
Правда, на значительно опередившую свое время Golden Submarine, установили выхлопную трубу, проходившую через кабину и завершавшуюся в заостренном «хвосте». Вся конструкция обошлась в 15 000 долларов, что по тем временам являлось очень большими деньгами. Закрытый гоночный автомобиль Гарри Миллера отличали сразу несколько моментов:
✅ он супераэродинамичен для своего времени
✅ более безопасен, чем открытые машины
✅ пресса вначале беспощадно высмеивала его
Аэродинамически усовершенствованный и обтекаемый гоночный автомобиль во многих отношениях опередил свое время. То же можно сказать и о четырехцилиндровом двигателе SOHC с перекрестным потоком и водяным охлаждением. Он стал предшественником весьма успешного гоночного мотора Offenhauser, появившегося в последующие годы.
Олдфилд дебютировал на нем 16 июня 1917 года на гоночной трассе Chicago Board Speedway в Мэйвуде (Иллинойс). К сожалению, двигатель не продержался и 16 километров, хотя машина развила весьма приличную среднюю скорость – 167 км/ч. На знаменитой Милуоки-Майл (тогда еще на грунте) девять дней спустя он четыре раза в семи попытках обыграл выдающегося Ральфа ДеПальму, победителя «Инди 1915 года» на Mercedes Grand Prix 4.5L. Гонки того периода отличались короткой протяженностью (всего 10-25 кругов), кстати, ДеПальма стартовал на гоночном 12-цилиндровом Packard Twin Six.
В общей сложности машина выиграла 20 из 54 гонок, в которых участвовала, заняла два вторых и столько же третьих мест. Более того, она побила рекорды трассы почти везде, где выступал Олдфилд. Но затем произошла авария в Спрингфилде (штат Иллинойс), когда лопнул топливопровод. Этот случай показал, что закрытая кабина тоже имеет свои недостатки. Поскольку единственная дверь по правому борту застряла, Барни не смог выбраться. Он оказался в пруду посреди трассы, машина заглохла, и пилот чуть не утонул. Результатом стало то, что ее переделали в классический открытый гоночный автомобиль.
Оригинальная конструкция, конечно же, не дожила до наших дней. Но любители старины попытались создать ее почти точную копию. С конца 90-х годов Чарльз Глик занимался созданием автомобилей для «Больших гонок». Причуда судьбы в 2003 году положила начало событиям, позволившим ему принять участие в воссоздании Golden Submarine 1917 года. Тогда он познакомился с гонщиком Дейлом Беллой, участником этих соревнований, поручившем Глику воссоздать утерянный болид почти столетней давности. К лету 2003-го работа была завершена.
Роберт «Бак» Баудман даже восстановил настоящий двигатель Миллера. Всем этим действиям поспособствовал один немаловажный факт. К счастью, фотографии оригинальной Golden Submarine находились в архивах гоночной трассы Индианаполиса. Это позволило Глику сделать подобное, слегка увеличив параметры. Такой вариант понадобился, чтобы выполнить конструкцию в 2-местном варианте: для водителя и штурмана.
Другая реинтерпретация была представлена в период 2006-2009 годов на тюнинговой выставке Autorama в Детройте производителем хот-родов Дэном Уэббом. Его Submarine была не золотая, а с неокрашенным кузовом, укомплектованная двухлитровым четырехцилиндровым двигателем Ford Zetec ZX3 (130 кВт/177 л. с), сжигающем спирт и дисковыми тормозами от полугусеничных Buells. Автомобиль также видели на SEMA 2008, интересная его особенность – кожаное сиденье с ремешком и ведущий вал, проходящий между ногами пилота.
На первый взгляд созданная ими Golden Submarine похожа на сумасшедшую машину из романов Жюля Верна. Но у нее есть колеса, знаменитый французский писатель-фантаст умер на двенадцать лет раньше, да и появился чудо-аппарат не во Франции, а в США.
Транспортировка копии легендарной «субмарины». Фото: youtube.com
Это не было каким-то шоу-каром, построенным только для развлечений. Golden Submarine являлась настоящей гоночной машиной. Кроме того, достаточно продвинутой.
Новый гоночный автомобиль для лучшего пилота
Стоявшие за строительством автомобиля люди оставили свой след в истории американского автоспорта. Двигатели Оффенхаузера долгое время доминировали в гонках на треке, и автомобили, носившие имя этого человека, также преуспели. Но в то время его соавтор Миллер занимался изготовлением карбюраторов в Лос-Анджелесе. И именно эта экстравагантная машина прославила его как конструктора спорткаров.
Golden Submarine предназначалась Барни Олдфилду, неофициальному рекордсмену мира 1910-х по скорости. Его соперник и близкий друг Боб Берман погиб в апреле 1916 года в Короне (штат Калифорния), в результате аварии. Тогда их «Пежо» несколько раз перевернулся, не выжил даже механик Эрик Шрейдер. Также смертельно травмированы дежурный полицейский и трое зрителей. Именно эта трагедия и послужила первоначальным толчком к строительству.
Попытка аэродинамического дизайна не являлась самоцелью. Закрытый каплевидный кузов служил защитой гонщика в случае аварии. А тогда они слишком часто заканчивались смертью, пилоты просто выпадали из машин из-за отсутствия ремней безопасности и получали смертельные травмы. Или, наехав на препятствие, их авто просто погребали водителей под собой. Ведь не было даже шлемов, лишь кожаный капюшон и очки, вот и все. Никто не беспокоился о гонщиках и зрителях, всем казалось, что такая опасность лишь подогревает общие страсти.
Конструктор решил полностью спрятать пилота Golden Submarine. Фото: youtube.com
Примерно в то же время «клиент созрел» – Барни был готов отдать свой супербыстрый Blitzen Benz на металлолом, получив взамен что-то не менее достойное. А у Миллера уже имелся уникальный двигатель с отличными характеристиками:
✅ длинноходный четырехцилиндровый
✅ рабочим объемом 4736 куб. см
✅ мощностью 101 кВт (137 л. с) при 2950 об/мин
Мало того, что его выполнили из алюминия, так еще и в головке установили распределительный вал. А в основном – десмодроновые клапаны, закрытие которых контролировалось кулачком вместо возвратных пружин. Каждый цилиндр имел двойной впускной патрубок и две свечи, магнитное зажигание также было удвоено.
Максимум алюминия в конструкции
Если алюминиевые сплавы сыграли свою роль в значительном облегчении силового аппарата, то подобную же задачу они имели и в других элементах конструкции. Golden Submarine получила легкий корпус каплевидной формы с узкими отверстиями для обзора водителя.
Привлекательный дизайн передней части. Фото: youtube.com
Вдохновение авторы дизайна черпали от небольших двухместных подводных лодок времен Русско-японской войны (1904-1905 гг.). Хотя и сделали авто их уменьшенной копией. Однако важен тот факт, что внутреннее пространство получило встроенный в конструкцию защитный каркас, значительно увеличивший безопасность пилота. Аэродинамику даже проверяли в тоннеле, где кузов продувался воздухом. Золотистого цвета достигли за счет смешивания обычной краски с бронзовым порошком. Автомобиль имел более чем приличные характеристики:
✅ колесную базу – 2,6 м
✅ вес – 730 кг
✅ максимальную (среднюю) скорость – 175 (167) км/ч
Правда, на значительно опередившую свое время Golden Submarine, установили выхлопную трубу, проходившую через кабину и завершавшуюся в заостренном «хвосте». Вся конструкция обошлась в 15 000 долларов, что по тем временам являлось очень большими деньгами. Закрытый гоночный автомобиль Гарри Миллера отличали сразу несколько моментов:
✅ он супераэродинамичен для своего времени
✅ более безопасен, чем открытые машины
✅ пресса вначале беспощадно высмеивала его
Аэродинамически усовершенствованный и обтекаемый гоночный автомобиль во многих отношениях опередил свое время. То же можно сказать и о четырехцилиндровом двигателе SOHC с перекрестным потоком и водяным охлаждением. Он стал предшественником весьма успешного гоночного мотора Offenhauser, появившегося в последующие годы.
Олдфилд дебютировал на нем 16 июня 1917 года на гоночной трассе Chicago Board Speedway в Мэйвуде (Иллинойс). К сожалению, двигатель не продержался и 16 километров, хотя машина развила весьма приличную среднюю скорость – 167 км/ч. На знаменитой Милуоки-Майл (тогда еще на грунте) девять дней спустя он четыре раза в семи попытках обыграл выдающегося Ральфа ДеПальму, победителя «Инди 1915 года» на Mercedes Grand Prix 4.5L. Гонки того периода отличались короткой протяженностью (всего 10-25 кругов), кстати, ДеПальма стартовал на гоночном 12-цилиндровом Packard Twin Six.
Окружающий мир – через узкие полоски окон. Фото: youtube.com
В общей сложности машина выиграла 20 из 54 гонок, в которых участвовала, заняла два вторых и столько же третьих мест. Более того, она побила рекорды трассы почти везде, где выступал Олдфилд. Но затем произошла авария в Спрингфилде (штат Иллинойс), когда лопнул топливопровод. Этот случай показал, что закрытая кабина тоже имеет свои недостатки. Поскольку единственная дверь по правому борту застряла, Барни не смог выбраться. Он оказался в пруду посреди трассы, машина заглохла, и пилот чуть не утонул. Результатом стало то, что ее переделали в классический открытый гоночный автомобиль.
Современные попытки воссоздания
Оригинальная конструкция, конечно же, не дожила до наших дней. Но любители старины попытались создать ее почти точную копию. С конца 90-х годов Чарльз Глик занимался созданием автомобилей для «Больших гонок». Причуда судьбы в 2003 году положила начало событиям, позволившим ему принять участие в воссоздании Golden Submarine 1917 года. Тогда он познакомился с гонщиком Дейлом Беллой, участником этих соревнований, поручившем Глику воссоздать утерянный болид почти столетней давности. К лету 2003-го работа была завершена.
Роберт «Бак» Баудман даже восстановил настоящий двигатель Миллера. Всем этим действиям поспособствовал один немаловажный факт. К счастью, фотографии оригинальной Golden Submarine находились в архивах гоночной трассы Индианаполиса. Это позволило Глику сделать подобное, слегка увеличив параметры. Такой вариант понадобился, чтобы выполнить конструкцию в 2-местном варианте: для водителя и штурмана.
Обтекаемая задняя часть Golden Submarine. Фото: youtube.com
Другая реинтерпретация была представлена в период 2006-2009 годов на тюнинговой выставке Autorama в Детройте производителем хот-родов Дэном Уэббом. Его Submarine была не золотая, а с неокрашенным кузовом, укомплектованная двухлитровым четырехцилиндровым двигателем Ford Zetec ZX3 (130 кВт/177 л. с), сжигающем спирт и дисковыми тормозами от полугусеничных Buells. Автомобиль также видели на SEMA 2008, интересная его особенность – кожаное сиденье с ремешком и ведущий вал, проходящий между ногами пилота.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....