Miller Golden Submarine – обтекаемый болид из 1917 года
Как повысить безопасность в автогонках? Этот вопрос интересовал специалистов и более 100 лет назад. Идея закрыть тело пилота возникла у Гарри Миллера, Фреда Оффенхаузера и Барни Олдфилда. И они ее осуществили, воплотив в удивительную для времен Октябрьской революции конструкцию.
На первый взгляд созданная ими Golden Submarine похожа на сумасшедшую машину из романов Жюля Верна. Но у нее есть колеса, знаменитый французский писатель-фантаст умер на двенадцать лет раньше, да и появился чудо-аппарат не во Франции, а в США.
Это не было каким-то шоу-каром, построенным только для развлечений. Golden Submarine являлась настоящей гоночной машиной. Кроме того, достаточно продвинутой.
Стоявшие за строительством автомобиля люди оставили свой след в истории американского автоспорта. Двигатели Оффенхаузера долгое время доминировали в гонках на треке, и автомобили, носившие имя этого человека, также преуспели. Но в то время его соавтор Миллер занимался изготовлением карбюраторов в Лос-Анджелесе. И именно эта экстравагантная машина прославила его как конструктора спорткаров.
Попытка аэродинамического дизайна не являлась самоцелью. Закрытый каплевидный кузов служил защитой гонщика в случае аварии. А тогда они слишком часто заканчивались смертью, пилоты просто выпадали из машин из-за отсутствия ремней безопасности и получали смертельные травмы. Или, наехав на препятствие, их авто просто погребали водителей под собой. Ведь не было даже шлемов, лишь кожаный капюшон и очки, вот и все. Никто не беспокоился о гонщиках и зрителях, всем казалось, что такая опасность лишь подогревает общие страсти.
Примерно в то же время «клиент созрел» – Барни был готов отдать свой супербыстрый Blitzen Benz на металлолом, получив взамен что-то не менее достойное. А у Миллера уже имелся уникальный двигатель с отличными характеристиками:
✅ длинноходный четырехцилиндровый
✅ рабочим объемом 4736 куб. см
✅ мощностью 101 кВт (137 л. с) при 2950 об/мин
Мало того, что его выполнили из алюминия, так еще и в головке установили распределительный вал. А в основном – десмодроновые клапаны, закрытие которых контролировалось кулачком вместо возвратных пружин. Каждый цилиндр имел двойной впускной патрубок и две свечи, магнитное зажигание также было удвоено.
Если алюминиевые сплавы сыграли свою роль в значительном облегчении силового аппарата, то подобную же задачу они имели и в других элементах конструкции. Golden Submarine получила легкий корпус каплевидной формы с узкими отверстиями для обзора водителя.
Вдохновение авторы дизайна черпали от небольших двухместных подводных лодок времен Русско-японской войны (1904-1905 гг.). Хотя и сделали авто их уменьшенной копией. Однако важен тот факт, что внутреннее пространство получило встроенный в конструкцию защитный каркас, значительно увеличивший безопасность пилота. Аэродинамику даже проверяли в тоннеле, где кузов продувался воздухом. Золотистого цвета достигли за счет смешивания обычной краски с бронзовым порошком. Автомобиль имел более чем приличные характеристики:
✅ колесную базу – 2,6 м
✅ вес – 730 кг
✅ максимальную (среднюю) скорость – 175 (167) км/ч
Правда, на значительно опередившую свое время Golden Submarine, установили выхлопную трубу, проходившую через кабину и завершавшуюся в заостренном «хвосте». Вся конструкция обошлась в 15 000 долларов, что по тем временам являлось очень большими деньгами. Закрытый гоночный автомобиль Гарри Миллера отличали сразу несколько моментов:
✅ он супераэродинамичен для своего времени
✅ более безопасен, чем открытые машины
✅ пресса вначале беспощадно высмеивала его
Аэродинамически усовершенствованный и обтекаемый гоночный автомобиль во многих отношениях опередил свое время. То же можно сказать и о четырехцилиндровом двигателе SOHC с перекрестным потоком и водяным охлаждением. Он стал предшественником весьма успешного гоночного мотора Offenhauser, появившегося в последующие годы.
Олдфилд дебютировал на нем 16 июня 1917 года на гоночной трассе Chicago Board Speedway в Мэйвуде (Иллинойс). К сожалению, двигатель не продержался и 16 километров, хотя машина развила весьма приличную среднюю скорость – 167 км/ч. На знаменитой Милуоки-Майл (тогда еще на грунте) девять дней спустя он четыре раза в семи попытках обыграл выдающегося Ральфа ДеПальму, победителя «Инди 1915 года» на Mercedes Grand Prix 4.5L. Гонки того периода отличались короткой протяженностью (всего 10-25 кругов), кстати, ДеПальма стартовал на гоночном 12-цилиндровом Packard Twin Six.
В общей сложности машина выиграла 20 из 54 гонок, в которых участвовала, заняла два вторых и столько же третьих мест. Более того, она побила рекорды трассы почти везде, где выступал Олдфилд. Но затем произошла авария в Спрингфилде (штат Иллинойс), когда лопнул топливопровод. Этот случай показал, что закрытая кабина тоже имеет свои недостатки. Поскольку единственная дверь по правому борту застряла, Барни не смог выбраться. Он оказался в пруду посреди трассы, машина заглохла, и пилот чуть не утонул. Результатом стало то, что ее переделали в классический открытый гоночный автомобиль.
Оригинальная конструкция, конечно же, не дожила до наших дней. Но любители старины попытались создать ее почти точную копию. С конца 90-х годов Чарльз Глик занимался созданием автомобилей для «Больших гонок». Причуда судьбы в 2003 году положила начало событиям, позволившим ему принять участие в воссоздании Golden Submarine 1917 года. Тогда он познакомился с гонщиком Дейлом Беллой, участником этих соревнований, поручившем Глику воссоздать утерянный болид почти столетней давности. К лету 2003-го работа была завершена.
Роберт «Бак» Баудман даже восстановил настоящий двигатель Миллера. Всем этим действиям поспособствовал один немаловажный факт. К счастью, фотографии оригинальной Golden Submarine находились в архивах гоночной трассы Индианаполиса. Это позволило Глику сделать подобное, слегка увеличив параметры. Такой вариант понадобился, чтобы выполнить конструкцию в 2-местном варианте: для водителя и штурмана.
Другая реинтерпретация была представлена в период 2006-2009 годов на тюнинговой выставке Autorama в Детройте производителем хот-родов Дэном Уэббом. Его Submarine была не золотая, а с неокрашенным кузовом, укомплектованная двухлитровым четырехцилиндровым двигателем Ford Zetec ZX3 (130 кВт/177 л. с), сжигающем спирт и дисковыми тормозами от полугусеничных Buells. Автомобиль также видели на SEMA 2008, интересная его особенность – кожаное сиденье с ремешком и ведущий вал, проходящий между ногами пилота.
На первый взгляд созданная ими Golden Submarine похожа на сумасшедшую машину из романов Жюля Верна. Но у нее есть колеса, знаменитый французский писатель-фантаст умер на двенадцать лет раньше, да и появился чудо-аппарат не во Франции, а в США.
Транспортировка копии легендарной «субмарины». Фото: youtube.com
Это не было каким-то шоу-каром, построенным только для развлечений. Golden Submarine являлась настоящей гоночной машиной. Кроме того, достаточно продвинутой.
Новый гоночный автомобиль для лучшего пилота
Стоявшие за строительством автомобиля люди оставили свой след в истории американского автоспорта. Двигатели Оффенхаузера долгое время доминировали в гонках на треке, и автомобили, носившие имя этого человека, также преуспели. Но в то время его соавтор Миллер занимался изготовлением карбюраторов в Лос-Анджелесе. И именно эта экстравагантная машина прославила его как конструктора спорткаров.
Golden Submarine предназначалась Барни Олдфилду, неофициальному рекордсмену мира 1910-х по скорости. Его соперник и близкий друг Боб Берман погиб в апреле 1916 года в Короне (штат Калифорния), в результате аварии. Тогда их «Пежо» несколько раз перевернулся, не выжил даже механик Эрик Шрейдер. Также смертельно травмированы дежурный полицейский и трое зрителей. Именно эта трагедия и послужила первоначальным толчком к строительству.
Попытка аэродинамического дизайна не являлась самоцелью. Закрытый каплевидный кузов служил защитой гонщика в случае аварии. А тогда они слишком часто заканчивались смертью, пилоты просто выпадали из машин из-за отсутствия ремней безопасности и получали смертельные травмы. Или, наехав на препятствие, их авто просто погребали водителей под собой. Ведь не было даже шлемов, лишь кожаный капюшон и очки, вот и все. Никто не беспокоился о гонщиках и зрителях, всем казалось, что такая опасность лишь подогревает общие страсти.
Конструктор решил полностью спрятать пилота Golden Submarine. Фото: youtube.com
Примерно в то же время «клиент созрел» – Барни был готов отдать свой супербыстрый Blitzen Benz на металлолом, получив взамен что-то не менее достойное. А у Миллера уже имелся уникальный двигатель с отличными характеристиками:
✅ длинноходный четырехцилиндровый
✅ рабочим объемом 4736 куб. см
✅ мощностью 101 кВт (137 л. с) при 2950 об/мин
Мало того, что его выполнили из алюминия, так еще и в головке установили распределительный вал. А в основном – десмодроновые клапаны, закрытие которых контролировалось кулачком вместо возвратных пружин. Каждый цилиндр имел двойной впускной патрубок и две свечи, магнитное зажигание также было удвоено.
Максимум алюминия в конструкции
Если алюминиевые сплавы сыграли свою роль в значительном облегчении силового аппарата, то подобную же задачу они имели и в других элементах конструкции. Golden Submarine получила легкий корпус каплевидной формы с узкими отверстиями для обзора водителя.
Привлекательный дизайн передней части. Фото: youtube.com
Вдохновение авторы дизайна черпали от небольших двухместных подводных лодок времен Русско-японской войны (1904-1905 гг.). Хотя и сделали авто их уменьшенной копией. Однако важен тот факт, что внутреннее пространство получило встроенный в конструкцию защитный каркас, значительно увеличивший безопасность пилота. Аэродинамику даже проверяли в тоннеле, где кузов продувался воздухом. Золотистого цвета достигли за счет смешивания обычной краски с бронзовым порошком. Автомобиль имел более чем приличные характеристики:
✅ колесную базу – 2,6 м
✅ вес – 730 кг
✅ максимальную (среднюю) скорость – 175 (167) км/ч
Правда, на значительно опередившую свое время Golden Submarine, установили выхлопную трубу, проходившую через кабину и завершавшуюся в заостренном «хвосте». Вся конструкция обошлась в 15 000 долларов, что по тем временам являлось очень большими деньгами. Закрытый гоночный автомобиль Гарри Миллера отличали сразу несколько моментов:
✅ он супераэродинамичен для своего времени
✅ более безопасен, чем открытые машины
✅ пресса вначале беспощадно высмеивала его
Аэродинамически усовершенствованный и обтекаемый гоночный автомобиль во многих отношениях опередил свое время. То же можно сказать и о четырехцилиндровом двигателе SOHC с перекрестным потоком и водяным охлаждением. Он стал предшественником весьма успешного гоночного мотора Offenhauser, появившегося в последующие годы.
Олдфилд дебютировал на нем 16 июня 1917 года на гоночной трассе Chicago Board Speedway в Мэйвуде (Иллинойс). К сожалению, двигатель не продержался и 16 километров, хотя машина развила весьма приличную среднюю скорость – 167 км/ч. На знаменитой Милуоки-Майл (тогда еще на грунте) девять дней спустя он четыре раза в семи попытках обыграл выдающегося Ральфа ДеПальму, победителя «Инди 1915 года» на Mercedes Grand Prix 4.5L. Гонки того периода отличались короткой протяженностью (всего 10-25 кругов), кстати, ДеПальма стартовал на гоночном 12-цилиндровом Packard Twin Six.
Окружающий мир – через узкие полоски окон. Фото: youtube.com
В общей сложности машина выиграла 20 из 54 гонок, в которых участвовала, заняла два вторых и столько же третьих мест. Более того, она побила рекорды трассы почти везде, где выступал Олдфилд. Но затем произошла авария в Спрингфилде (штат Иллинойс), когда лопнул топливопровод. Этот случай показал, что закрытая кабина тоже имеет свои недостатки. Поскольку единственная дверь по правому борту застряла, Барни не смог выбраться. Он оказался в пруду посреди трассы, машина заглохла, и пилот чуть не утонул. Результатом стало то, что ее переделали в классический открытый гоночный автомобиль.
Современные попытки воссоздания
Оригинальная конструкция, конечно же, не дожила до наших дней. Но любители старины попытались создать ее почти точную копию. С конца 90-х годов Чарльз Глик занимался созданием автомобилей для «Больших гонок». Причуда судьбы в 2003 году положила начало событиям, позволившим ему принять участие в воссоздании Golden Submarine 1917 года. Тогда он познакомился с гонщиком Дейлом Беллой, участником этих соревнований, поручившем Глику воссоздать утерянный болид почти столетней давности. К лету 2003-го работа была завершена.
Роберт «Бак» Баудман даже восстановил настоящий двигатель Миллера. Всем этим действиям поспособствовал один немаловажный факт. К счастью, фотографии оригинальной Golden Submarine находились в архивах гоночной трассы Индианаполиса. Это позволило Глику сделать подобное, слегка увеличив параметры. Такой вариант понадобился, чтобы выполнить конструкцию в 2-местном варианте: для водителя и штурмана.
Обтекаемая задняя часть Golden Submarine. Фото: youtube.com
Другая реинтерпретация была представлена в период 2006-2009 годов на тюнинговой выставке Autorama в Детройте производителем хот-родов Дэном Уэббом. Его Submarine была не золотая, а с неокрашенным кузовом, укомплектованная двухлитровым четырехцилиндровым двигателем Ford Zetec ZX3 (130 кВт/177 л. с), сжигающем спирт и дисковыми тормозами от полугусеничных Buells. Автомобиль также видели на SEMA 2008, интересная его особенность – кожаное сиденье с ремешком и ведущий вал, проходящий между ногами пилота.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...