Он имел ряд преимуществ перед иностранными воздушными средствами, такие как увеличенная скорость и дальность полета, экономичность. Что же помешало реализации этого проекта? Давайте разберемся.
История и основные особенности
В конце 1980-х годов в СССР началось проектирование нового ближнемагистрального пассажирского самолета, который должен был заменить устаревший Ту-134. Проект поручили ОКБ Яковлева. На тот момент за плечами бюро уже имелся опыт разработки подобных воздушных средств, таких как ЯК-42 и Як-42М.
Новый самолет получил обозначение Як-46 и стал усовершенствованной версией ЯК-42М. Он рассчитывался на перевозку 78 пассажиров на расстояние до 2500 км с крейсерской скоростью 700 км/ч и МАХ — 810 км/ч. ЯК-46 представлял собой двухдвигательный аппарат со стреловидным крылом, угол отклонения от нормали которого был уменьшен с 23 ° до 16 °. Это было сделано для упрощения эксплуатации при взлете с коротких взлетно-посадочных полос.
Так должен выглядеть ЯК-46 по мнению ИИ. Фото: Нейросеть Кандинского
Крыло имело сверхкритический профиль, который позволял улучшить аэродинамику и снизить расход топлива, а фюзеляж выполнен из алюминиевых сплавов. Шасси было трехопорным. Под пассажирским салоном размещалось багажное отделение длиной менее 5 м.
ЯК-46 оснащался двумя двигателями вместо трех, которые устанавливались на хвостовых пилонах (как у ТУ-132) которые могли быть двух типов:
✅ Турбореактивные моторы Д-627 со сверхбольшой степенью двухконтурности. Эти двигатели обеспечивали высокую тягу и меньший уровень шума
✅ Турбовентиляторные моторы ТВВД редукторной схемы. Эти агрегаты были экономичнее ТРДД и позволяли увеличить дальность полета. ТВДД разработаны конструкторским бюро «Прогресс» на основе моторов Д-27. Их особенность в том, что они позволяли добиться экономии топлива в 15-25%
Пассажирская кабина ЯК-46 рассчитана на 78 пассажиров. Ширина салона составляла 3,6 м. Для размещения пассажиров предусматривалось 13 рядов с креслами, по 6 в каждом. Наиболее допустимый взлетный вес составлял 32,5 тонн, коммерческая нагрузка самолета — 8,2 т. Як-46 оснащался современными на то время системами навигации и управления. Самолет должен был иметь возможность эксплуатации с коротких взлетно-посадочных полос.
Самолет ЯК-42, предшественник ЯК-46. Фото: YouTube.com
Разработка ЯК-46 велась и в 1990-х годах. Был построен опытный экземпляр, который совершил первый полет. Однако, в связи с распадом СССР и экономическим кризисом проект ЯК-46 закрыли. По официальным данным, не удалось найти финансирования для продолжения разработки и испытаний этой модели. Но по факту на имидж предшественника – ЯК-42 – также повлияла авиакатастрофа. Самолет с бортовым номером СССР-42529 потерпел крушение под Наровлей, Беларусь. Эта трагедия стала одной из причин, почему руководство бюро прекратило работу над проектом.
Самолет ЯК-40, ему на замену должен был прийти ЯК-46. Фото: YouTube.com
Як-46 должен был стать передовым ближнемагистральным самолетом своего времени. Он мог составить конкуренцию зарубежным моделям, например, Boeing 737 и Airbus A320, и обеспечить российским авиакомпаниям конкурентное преимущество, чтобы привлечь новых пассажиров. Конечно, нельзя утверждать с уверенностью, что Як-46 имел бы успех на рынке. Однако, он бы оказал значительное влияние на развитие мировой авиации, но этому помешали исторические события.