ЯК-46: перспективный ближнемагистральный самолет, который так и не был построен
Як-46 представлял собой перспективный ближнемагистральный самолет, который мог бы составить конкуренцию зарубежным аналогам. Однако, исторические события помешали реализации этого проекта.
Он имел ряд преимуществ перед иностранными воздушными средствами, такие как увеличенная скорость и дальность полета, экономичность. Что же помешало реализации этого проекта? Давайте разберемся.
В конце 1980-х годов в СССР началось проектирование нового ближнемагистрального пассажирского самолета, который должен был заменить устаревший Ту-134. Проект поручили ОКБ Яковлева. На тот момент за плечами бюро уже имелся опыт разработки подобных воздушных средств, таких как ЯК-42 и Як-42М.
Новый самолет получил обозначение Як-46 и стал усовершенствованной версией ЯК-42М. Он рассчитывался на перевозку 78 пассажиров на расстояние до 2500 км с крейсерской скоростью 700 км/ч и МАХ — 810 км/ч. ЯК-46 представлял собой двухдвигательный аппарат со стреловидным крылом, угол отклонения от нормали которого был уменьшен с 23 ° до 16 °. Это было сделано для упрощения эксплуатации при взлете с коротких взлетно-посадочных полос.
Крыло имело сверхкритический профиль, который позволял улучшить аэродинамику и снизить расход топлива, а фюзеляж выполнен из алюминиевых сплавов. Шасси было трехопорным. Под пассажирским салоном размещалось багажное отделение длиной менее 5 м.
ЯК-46 оснащался двумя двигателями вместо трех, которые устанавливались на хвостовых пилонах (как у ТУ-132) которые могли быть двух типов:
✅ Турбореактивные моторы Д-627 со сверхбольшой степенью двухконтурности. Эти двигатели обеспечивали высокую тягу и меньший уровень шума
✅ Турбовентиляторные моторы ТВВД редукторной схемы. Эти агрегаты были экономичнее ТРДД и позволяли увеличить дальность полета. ТВДД разработаны конструкторским бюро «Прогресс» на основе моторов Д-27. Их особенность в том, что они позволяли добиться экономии топлива в 15-25%
Пассажирская кабина ЯК-46 рассчитана на 78 пассажиров. Ширина салона составляла 3,6 м. Для размещения пассажиров предусматривалось 13 рядов с креслами, по 6 в каждом. Наиболее допустимый взлетный вес составлял 32,5 тонн, коммерческая нагрузка самолета — 8,2 т. Як-46 оснащался современными на то время системами навигации и управления. Самолет должен был иметь возможность эксплуатации с коротких взлетно-посадочных полос.
Разработка ЯК-46 велась и в 1990-х годах. Был построен опытный экземпляр, который совершил первый полет. Однако, в связи с распадом СССР и экономическим кризисом проект ЯК-46 закрыли. По официальным данным, не удалось найти финансирования для продолжения разработки и испытаний этой модели. Но по факту на имидж предшественника – ЯК-42 – также повлияла авиакатастрофа. Самолет с бортовым номером СССР-42529 потерпел крушение под Наровлей, Беларусь. Эта трагедия стала одной из причин, почему руководство бюро прекратило работу над проектом.
Як-46 должен был стать передовым ближнемагистральным самолетом своего времени. Он мог составить конкуренцию зарубежным моделям, например, Boeing 737 и Airbus A320, и обеспечить российским авиакомпаниям конкурентное преимущество, чтобы привлечь новых пассажиров. Конечно, нельзя утверждать с уверенностью, что Як-46 имел бы успех на рынке. Однако, он бы оказал значительное влияние на развитие мировой авиации, но этому помешали исторические события.
Он имел ряд преимуществ перед иностранными воздушными средствами, такие как увеличенная скорость и дальность полета, экономичность. Что же помешало реализации этого проекта? Давайте разберемся.
История и основные особенности
В конце 1980-х годов в СССР началось проектирование нового ближнемагистрального пассажирского самолета, который должен был заменить устаревший Ту-134. Проект поручили ОКБ Яковлева. На тот момент за плечами бюро уже имелся опыт разработки подобных воздушных средств, таких как ЯК-42 и Як-42М.
Новый самолет получил обозначение Як-46 и стал усовершенствованной версией ЯК-42М. Он рассчитывался на перевозку 78 пассажиров на расстояние до 2500 км с крейсерской скоростью 700 км/ч и МАХ — 810 км/ч. ЯК-46 представлял собой двухдвигательный аппарат со стреловидным крылом, угол отклонения от нормали которого был уменьшен с 23 ° до 16 °. Это было сделано для упрощения эксплуатации при взлете с коротких взлетно-посадочных полос.
Так должен выглядеть ЯК-46 по мнению ИИ. Фото: Нейросеть Кандинского
Крыло имело сверхкритический профиль, который позволял улучшить аэродинамику и снизить расход топлива, а фюзеляж выполнен из алюминиевых сплавов. Шасси было трехопорным. Под пассажирским салоном размещалось багажное отделение длиной менее 5 м.
ЯК-46 оснащался двумя двигателями вместо трех, которые устанавливались на хвостовых пилонах (как у ТУ-132) которые могли быть двух типов:
✅ Турбореактивные моторы Д-627 со сверхбольшой степенью двухконтурности. Эти двигатели обеспечивали высокую тягу и меньший уровень шума
✅ Турбовентиляторные моторы ТВВД редукторной схемы. Эти агрегаты были экономичнее ТРДД и позволяли увеличить дальность полета. ТВДД разработаны конструкторским бюро «Прогресс» на основе моторов Д-27. Их особенность в том, что они позволяли добиться экономии топлива в 15-25%
Пассажирская кабина ЯК-46 рассчитана на 78 пассажиров. Ширина салона составляла 3,6 м. Для размещения пассажиров предусматривалось 13 рядов с креслами, по 6 в каждом. Наиболее допустимый взлетный вес составлял 32,5 тонн, коммерческая нагрузка самолета — 8,2 т. Як-46 оснащался современными на то время системами навигации и управления. Самолет должен был иметь возможность эксплуатации с коротких взлетно-посадочных полос.
Самолет ЯК-42, предшественник ЯК-46. Фото: YouTube.com
Разработка ЯК-46 велась и в 1990-х годах. Был построен опытный экземпляр, который совершил первый полет. Однако, в связи с распадом СССР и экономическим кризисом проект ЯК-46 закрыли. По официальным данным, не удалось найти финансирования для продолжения разработки и испытаний этой модели. Но по факту на имидж предшественника – ЯК-42 – также повлияла авиакатастрофа. Самолет с бортовым номером СССР-42529 потерпел крушение под Наровлей, Беларусь. Эта трагедия стала одной из причин, почему руководство бюро прекратило работу над проектом.
Самолет ЯК-40, ему на замену должен был прийти ЯК-46. Фото: YouTube.com
Як-46 должен был стать передовым ближнемагистральным самолетом своего времени. Он мог составить конкуренцию зарубежным моделям, например, Boeing 737 и Airbus A320, и обеспечить российским авиакомпаниям конкурентное преимущество, чтобы привлечь новых пассажиров. Конечно, нельзя утверждать с уверенностью, что Як-46 имел бы успех на рынке. Однако, он бы оказал значительное влияние на развитие мировой авиации, но этому помешали исторические события.
- Олег Вальд
- youtube.com, нейросеть Кандинского
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...