ЯК-46: перспективный ближнемагистральный самолет, который так и не был построен
Як-46 представлял собой перспективный ближнемагистральный самолет, который мог бы составить конкуренцию зарубежным аналогам. Однако, исторические события помешали реализации этого проекта.
Он имел ряд преимуществ перед иностранными воздушными средствами, такие как увеличенная скорость и дальность полета, экономичность. Что же помешало реализации этого проекта? Давайте разберемся.
В конце 1980-х годов в СССР началось проектирование нового ближнемагистрального пассажирского самолета, который должен был заменить устаревший Ту-134. Проект поручили ОКБ Яковлева. На тот момент за плечами бюро уже имелся опыт разработки подобных воздушных средств, таких как ЯК-42 и Як-42М.
Новый самолет получил обозначение Як-46 и стал усовершенствованной версией ЯК-42М. Он рассчитывался на перевозку 78 пассажиров на расстояние до 2500 км с крейсерской скоростью 700 км/ч и МАХ — 810 км/ч. ЯК-46 представлял собой двухдвигательный аппарат со стреловидным крылом, угол отклонения от нормали которого был уменьшен с 23 ° до 16 °. Это было сделано для упрощения эксплуатации при взлете с коротких взлетно-посадочных полос.
Крыло имело сверхкритический профиль, который позволял улучшить аэродинамику и снизить расход топлива, а фюзеляж выполнен из алюминиевых сплавов. Шасси было трехопорным. Под пассажирским салоном размещалось багажное отделение длиной менее 5 м.
ЯК-46 оснащался двумя двигателями вместо трех, которые устанавливались на хвостовых пилонах (как у ТУ-132) которые могли быть двух типов:
✅ Турбореактивные моторы Д-627 со сверхбольшой степенью двухконтурности. Эти двигатели обеспечивали высокую тягу и меньший уровень шума
✅ Турбовентиляторные моторы ТВВД редукторной схемы. Эти агрегаты были экономичнее ТРДД и позволяли увеличить дальность полета. ТВДД разработаны конструкторским бюро «Прогресс» на основе моторов Д-27. Их особенность в том, что они позволяли добиться экономии топлива в 15-25%
Пассажирская кабина ЯК-46 рассчитана на 78 пассажиров. Ширина салона составляла 3,6 м. Для размещения пассажиров предусматривалось 13 рядов с креслами, по 6 в каждом. Наиболее допустимый взлетный вес составлял 32,5 тонн, коммерческая нагрузка самолета — 8,2 т. Як-46 оснащался современными на то время системами навигации и управления. Самолет должен был иметь возможность эксплуатации с коротких взлетно-посадочных полос.
Разработка ЯК-46 велась и в 1990-х годах. Был построен опытный экземпляр, который совершил первый полет. Однако, в связи с распадом СССР и экономическим кризисом проект ЯК-46 закрыли. По официальным данным, не удалось найти финансирования для продолжения разработки и испытаний этой модели. Но по факту на имидж предшественника – ЯК-42 – также повлияла авиакатастрофа. Самолет с бортовым номером СССР-42529 потерпел крушение под Наровлей, Беларусь. Эта трагедия стала одной из причин, почему руководство бюро прекратило работу над проектом.
Як-46 должен был стать передовым ближнемагистральным самолетом своего времени. Он мог составить конкуренцию зарубежным моделям, например, Boeing 737 и Airbus A320, и обеспечить российским авиакомпаниям конкурентное преимущество, чтобы привлечь новых пассажиров. Конечно, нельзя утверждать с уверенностью, что Як-46 имел бы успех на рынке. Однако, он бы оказал значительное влияние на развитие мировой авиации, но этому помешали исторические события.
Он имел ряд преимуществ перед иностранными воздушными средствами, такие как увеличенная скорость и дальность полета, экономичность. Что же помешало реализации этого проекта? Давайте разберемся.
История и основные особенности
В конце 1980-х годов в СССР началось проектирование нового ближнемагистрального пассажирского самолета, который должен был заменить устаревший Ту-134. Проект поручили ОКБ Яковлева. На тот момент за плечами бюро уже имелся опыт разработки подобных воздушных средств, таких как ЯК-42 и Як-42М.
Новый самолет получил обозначение Як-46 и стал усовершенствованной версией ЯК-42М. Он рассчитывался на перевозку 78 пассажиров на расстояние до 2500 км с крейсерской скоростью 700 км/ч и МАХ — 810 км/ч. ЯК-46 представлял собой двухдвигательный аппарат со стреловидным крылом, угол отклонения от нормали которого был уменьшен с 23 ° до 16 °. Это было сделано для упрощения эксплуатации при взлете с коротких взлетно-посадочных полос.
Так должен выглядеть ЯК-46 по мнению ИИ. Фото: Нейросеть Кандинского
Крыло имело сверхкритический профиль, который позволял улучшить аэродинамику и снизить расход топлива, а фюзеляж выполнен из алюминиевых сплавов. Шасси было трехопорным. Под пассажирским салоном размещалось багажное отделение длиной менее 5 м.
ЯК-46 оснащался двумя двигателями вместо трех, которые устанавливались на хвостовых пилонах (как у ТУ-132) которые могли быть двух типов:
✅ Турбореактивные моторы Д-627 со сверхбольшой степенью двухконтурности. Эти двигатели обеспечивали высокую тягу и меньший уровень шума
✅ Турбовентиляторные моторы ТВВД редукторной схемы. Эти агрегаты были экономичнее ТРДД и позволяли увеличить дальность полета. ТВДД разработаны конструкторским бюро «Прогресс» на основе моторов Д-27. Их особенность в том, что они позволяли добиться экономии топлива в 15-25%
Пассажирская кабина ЯК-46 рассчитана на 78 пассажиров. Ширина салона составляла 3,6 м. Для размещения пассажиров предусматривалось 13 рядов с креслами, по 6 в каждом. Наиболее допустимый взлетный вес составлял 32,5 тонн, коммерческая нагрузка самолета — 8,2 т. Як-46 оснащался современными на то время системами навигации и управления. Самолет должен был иметь возможность эксплуатации с коротких взлетно-посадочных полос.
Самолет ЯК-42, предшественник ЯК-46. Фото: YouTube.com
Разработка ЯК-46 велась и в 1990-х годах. Был построен опытный экземпляр, который совершил первый полет. Однако, в связи с распадом СССР и экономическим кризисом проект ЯК-46 закрыли. По официальным данным, не удалось найти финансирования для продолжения разработки и испытаний этой модели. Но по факту на имидж предшественника – ЯК-42 – также повлияла авиакатастрофа. Самолет с бортовым номером СССР-42529 потерпел крушение под Наровлей, Беларусь. Эта трагедия стала одной из причин, почему руководство бюро прекратило работу над проектом.
Самолет ЯК-40, ему на замену должен был прийти ЯК-46. Фото: YouTube.com
Як-46 должен был стать передовым ближнемагистральным самолетом своего времени. Он мог составить конкуренцию зарубежным моделям, например, Boeing 737 и Airbus A320, и обеспечить российским авиакомпаниям конкурентное преимущество, чтобы привлечь новых пассажиров. Конечно, нельзя утверждать с уверенностью, что Як-46 имел бы успех на рынке. Однако, он бы оказал значительное влияние на развитие мировой авиации, но этому помешали исторические события.
- Олег Вальд
- youtube.com, нейросеть Кандинского
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....