
ЯК-46: перспективный ближнемагистральный самолет, который так и не был построен
Як-46 представлял собой перспективный ближнемагистральный самолет, который мог бы составить конкуренцию зарубежным аналогам. Однако, исторические события помешали реализации этого проекта.
Он имел ряд преимуществ перед иностранными воздушными средствами, такие как увеличенная скорость и дальность полета, экономичность. Что же помешало реализации этого проекта? Давайте разберемся.
В конце 1980-х годов в СССР началось проектирование нового ближнемагистрального пассажирского самолета, который должен был заменить устаревший Ту-134. Проект поручили ОКБ Яковлева. На тот момент за плечами бюро уже имелся опыт разработки подобных воздушных средств, таких как ЯК-42 и Як-42М.
Новый самолет получил обозначение Як-46 и стал усовершенствованной версией ЯК-42М. Он рассчитывался на перевозку 78 пассажиров на расстояние до 2500 км с крейсерской скоростью 700 км/ч и МАХ — 810 км/ч. ЯК-46 представлял собой двухдвигательный аппарат со стреловидным крылом, угол отклонения от нормали которого был уменьшен с 23 ° до 16 °. Это было сделано для упрощения эксплуатации при взлете с коротких взлетно-посадочных полос.
Так должен выглядеть ЯК-46 по мнению ИИ. Фото: Нейросеть Кандинского
Крыло имело сверхкритический профиль, который позволял улучшить аэродинамику и снизить расход топлива, а фюзеляж выполнен из алюминиевых сплавов. Шасси было трехопорным. Под пассажирским салоном размещалось багажное отделение длиной менее 5 м.
ЯК-46 оснащался двумя двигателями вместо трех, которые устанавливались на хвостовых пилонах (как у ТУ-132) которые могли быть двух типов:
✅ Турбореактивные моторы Д-627 со сверхбольшой степенью двухконтурности. Эти двигатели обеспечивали высокую тягу и меньший уровень шума
✅ Турбовентиляторные моторы ТВВД редукторной схемы. Эти агрегаты были экономичнее ТРДД и позволяли увеличить дальность полета. ТВДД разработаны конструкторским бюро «Прогресс» на основе моторов Д-27. Их особенность в том, что они позволяли добиться экономии топлива в 15-25%
Пассажирская кабина ЯК-46 рассчитана на 78 пассажиров. Ширина салона составляла 3,6 м. Для размещения пассажиров предусматривалось 13 рядов с креслами, по 6 в каждом. Наиболее допустимый взлетный вес составлял 32,5 тонн, коммерческая нагрузка самолета — 8,2 т. Як-46 оснащался современными на то время системами навигации и управления. Самолет должен был иметь возможность эксплуатации с коротких взлетно-посадочных полос.
Самолет ЯК-42, предшественник ЯК-46. Фото: YouTube.com
Разработка ЯК-46 велась и в 1990-х годах. Был построен опытный экземпляр, который совершил первый полет. Однако, в связи с распадом СССР и экономическим кризисом проект ЯК-46 закрыли. По официальным данным, не удалось найти финансирования для продолжения разработки и испытаний этой модели. Но по факту на имидж предшественника – ЯК-42 – также повлияла авиакатастрофа. Самолет с бортовым номером СССР-42529 потерпел крушение под Наровлей, Беларусь. Эта трагедия стала одной из причин, почему руководство бюро прекратило работу над проектом.
Самолет ЯК-40, ему на замену должен был прийти ЯК-46. Фото: YouTube.com
Як-46 должен был стать передовым ближнемагистральным самолетом своего времени. Он мог составить конкуренцию зарубежным моделям, например, Boeing 737 и Airbus A320, и обеспечить российским авиакомпаниям конкурентное преимущество, чтобы привлечь новых пассажиров. Конечно, нельзя утверждать с уверенностью, что Як-46 имел бы успех на рынке. Однако, он бы оказал значительное влияние на развитие мировой авиации, но этому помешали исторические события.
Он имел ряд преимуществ перед иностранными воздушными средствами, такие как увеличенная скорость и дальность полета, экономичность. Что же помешало реализации этого проекта? Давайте разберемся.
История и основные особенности
В конце 1980-х годов в СССР началось проектирование нового ближнемагистрального пассажирского самолета, который должен был заменить устаревший Ту-134. Проект поручили ОКБ Яковлева. На тот момент за плечами бюро уже имелся опыт разработки подобных воздушных средств, таких как ЯК-42 и Як-42М.
Новый самолет получил обозначение Як-46 и стал усовершенствованной версией ЯК-42М. Он рассчитывался на перевозку 78 пассажиров на расстояние до 2500 км с крейсерской скоростью 700 км/ч и МАХ — 810 км/ч. ЯК-46 представлял собой двухдвигательный аппарат со стреловидным крылом, угол отклонения от нормали которого был уменьшен с 23 ° до 16 °. Это было сделано для упрощения эксплуатации при взлете с коротких взлетно-посадочных полос.

Крыло имело сверхкритический профиль, который позволял улучшить аэродинамику и снизить расход топлива, а фюзеляж выполнен из алюминиевых сплавов. Шасси было трехопорным. Под пассажирским салоном размещалось багажное отделение длиной менее 5 м.
ЯК-46 оснащался двумя двигателями вместо трех, которые устанавливались на хвостовых пилонах (как у ТУ-132) которые могли быть двух типов:
✅ Турбореактивные моторы Д-627 со сверхбольшой степенью двухконтурности. Эти двигатели обеспечивали высокую тягу и меньший уровень шума
✅ Турбовентиляторные моторы ТВВД редукторной схемы. Эти агрегаты были экономичнее ТРДД и позволяли увеличить дальность полета. ТВДД разработаны конструкторским бюро «Прогресс» на основе моторов Д-27. Их особенность в том, что они позволяли добиться экономии топлива в 15-25%
Пассажирская кабина ЯК-46 рассчитана на 78 пассажиров. Ширина салона составляла 3,6 м. Для размещения пассажиров предусматривалось 13 рядов с креслами, по 6 в каждом. Наиболее допустимый взлетный вес составлял 32,5 тонн, коммерческая нагрузка самолета — 8,2 т. Як-46 оснащался современными на то время системами навигации и управления. Самолет должен был иметь возможность эксплуатации с коротких взлетно-посадочных полос.

Разработка ЯК-46 велась и в 1990-х годах. Был построен опытный экземпляр, который совершил первый полет. Однако, в связи с распадом СССР и экономическим кризисом проект ЯК-46 закрыли. По официальным данным, не удалось найти финансирования для продолжения разработки и испытаний этой модели. Но по факту на имидж предшественника – ЯК-42 – также повлияла авиакатастрофа. Самолет с бортовым номером СССР-42529 потерпел крушение под Наровлей, Беларусь. Эта трагедия стала одной из причин, почему руководство бюро прекратило работу над проектом.

Як-46 должен был стать передовым ближнемагистральным самолетом своего времени. Он мог составить конкуренцию зарубежным моделям, например, Boeing 737 и Airbus A320, и обеспечить российским авиакомпаниям конкурентное преимущество, чтобы привлечь новых пассажиров. Конечно, нельзя утверждать с уверенностью, что Як-46 имел бы успех на рынке. Однако, он бы оказал значительное влияние на развитие мировой авиации, но этому помешали исторические события.
- Олег Вальд
- youtube.com, нейросеть Кандинского
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....