Дым из глушителя белого, синего или черного цвета: нормальное явление или сигнал бедствия?
Выхлопные газы из глушителя автомобиля — это не только побочный продукт работы двигателя, но и возможность определить проблемы в его работе. В частности, это касается цвета дыма.
Газы белого, серого, синего или черного оттенка свидетельствуют о проблемах в работе ДВС. В чем может быть причина и какие последствия для автомобиля — разбираем ниже.
Обычно проблема заключается в неправильном или неполном сгорании топлива, попадании моторного масла и антифриза в цилиндры. Это может быть вызвано износом или неполадками в работе цилиндро-поршневой системы, распределения впрыска, смазки, зажигания. Цвет дыма позволит сделать поверхностную диагностику, но точно определить причину по одному такому признаку вряд ли удастся. Дело в том, что оттенок может быть следствием разных поломок.
Черный дым из выхлопной трубы является признаком неисправности топливной системы автомобиля. Он возникает в результате неполного сгорания бензина, которое происходит из-за переобогащения топливовоздушной смеси.
Причины появления черного дыма:
✅ Негерметичность форсунок. В этом случае топливо может просачиваться в цилиндры двигателя даже при закрытой дроссельной заслонке. Это приводит к тому, что в мотор поступает слишком много бензина, который не успевает сгореть полностью
✅ Закоксовывание воздушных жиклеров. Через них воздух поступает в цилиндры в карбюраторных двигателях. Если они закоксовываются, то воздушный поток будет меньше, чем требуется для полного сгорания топлива. В результате образуется избыточное количество горючего
✅ Деформация игольчатого клапана. В карбюраторе он регулирует подачу топлива в поплавковую камеру. Если этот элемент деформирован, в камеру может поступать больше топлива, чем требуется
При такой проблеме мотор начинает работать нестабильно, плохо заводится. Существенно падает его мощность и увеличивается расход горючего. Если вы подставите к глушителю белый бумажный лист, то увидите, как на нем остаются мелкие частицы сажи. Избыточное топливо может попадать в масло. В итоге смазка разжижается, снижаются ее смазывающие качества.
В холодную погоду, особенно при отрицательных температурах, из глушителя может выходить не дым, а пар. Это нормальное явление, которое пропадает по мере прогрева мотора. Причина заключается в воде, которая присутствует в топливе. В мороз она конденсируется, а выхлопной газ становится белым. Также вода может капать из глушителя. По мере прогрева двигателя пар испаряется, а дым исчезает.
Но есть и другие, ненормальные причины, например, попадание охлаждающей жидкости. Если белый дым появляется на прогретом двигателе в теплую погоду, это может быть признаком того, что в цилиндры проник антифриз. Причин этому может быть несколько. Хуже всего, если пробита прокладка ГБЦ, которая разделяет блок и головку. При ее повреждении охлаждающая жидкость может просачиваться в цилиндры.
Причиной может быть трещина в блоке или головке. Это также приведет к попаданию охлаждающей жидкости в цилиндры. Среди возможных проблем — протечка помпы или термостата. Это компоненты системы охлаждения, которые в случае неисправности подлежат замене. При их поломке белый дым может иметь сизоватый оттенок. Для проверки запустите двигатель и приложите к глушителю белый лист. Вода, которая на нем останется, через какое-то время высохнет, а от масла будут видны белые пятна.
Если происходит обратный процесс, при котором отработавшие газы попадают в охлаждающую систему из цилиндров, это чревато появлением газовой пробки. Ее можно диагностировать без снятия или со снятием головки блока. Разберем подробно первый вариант, поскольку для этого не нужен опыт.
Для проверки откройте крышку бачка с антифризом:
✅ проверьте уровень жидкости, он должен быть в норме
✅ убедитесь в отсутствии масляной пленки
✅ не должно быть запаха отработавших газов
Пока бачок открыт, запустите двигатель (это лучше делать на холодную). Возьмитесь за верхний шланг радиатора и следите за антифризом. Если он в бачке начал пузыриться, поднимается и опускается, а давление в патрубке увеличилось, это указывает на наличие трещины.
Заглушите мотор. Следите за антифризом — уходит он из бачка или нет. Если да, то вероятнее всего, он проникает в цилиндры. После пуска двигателя смазка с антифризом смешиваются, в результате чего появляется эмульсия. У нее обычно серый или желто-коричневый оттенок.
Для проверки сделайте следующее:
✅ Открутите крышку заливной горловины смазки
✅ Извлеките щуп и проверьте уровень жидкости. Обратите внимание на ее цвет на измерителе и под крышкой горловины
✅ О прогаре или трещине свидетельствует наличие желтой или коричневой пены под крышкой. При этом в картере цвет масла может быть таким же. Скорей всего, повреждение незначительно или появилось недавно
✅ О большой трещине или прогаре говорит изменение цвета смазки в картере. При пуске мотора слышно, как коленвал крутится тяжело. Над поршнем могла собраться жидкость, которая затрудняет пуск ДВС. Есть риск гидроудара, деформирования или неисправности шатуна
Для обнаружения дефекта попробуйте открутить свечи зажигания и сравните их друг с другом. Та, которая самая чистая, указывает на проблемный цилиндр. Антифриз, попадая в него, будет промывать свечу. Поставьте автомобиль на стояночный тормоз и прокрутите коленвал так, чтобы клапана потенциально неисправного цилиндра закрылись, а поршень был в нижней мертвой точке. Через отверстие для свечи нужно подать воздух под давлением. Если уровень антифриза увеличился в бачке, причина обнаружена.
Чаще всего это попадание масла в цилиндры. Оттенок (синий или сизый) зависит от режима функционирования двигателя, количества смазки и степени перегрева. Разобраться с ситуацией поможет тот же тест с листом бумаги. О масляном характере выхлопных газов свидетельствуют жирные пятна, которые не высыхают.
Сизый или синий дым обычно сопровождается повышенным расходом смазки. В среднем на 100 км пробега может уходить до полулитра масла. Выхлопные газы меняют цвет при резком изменении нагрузки на мотор. Расход может быть выше — до одного литра. Тогда синий дым будет с токсичным запахом и густым, независимо от нагрузок. Проблема приводит к преждевременному износу элементов цилиндро-поршневой группы и уменьшению срока службы катализатора.
Также необходимо обратить внимание на маслосъемные колпачки. Со временем они теряют эластичность и становятся менее герметичным. Смазка, протекая по клапанам, будет попадать в камеру сгорания. Решить проблему позволит замена деталей. Разогретая смазка будет быстрее проникать в цилиндры через увеличенные зазоры. Еще больше масла попадает в камеру сгорания при торможении мотором и движении на холостых оборотах.
Дым из глушителя — это не просто признак неисправности, но и сигнал, указывающий на серьезные проблемы с двигателем, которые могут привести к его выходу из строя. Регулярно проводите техническое обслуживание автомобиля, в том числе замену масла и фильтров, следите за уровнем масла, не перегружайте ДВС. При обнаружении первых признаков проблемы ищите квалифицированную помощь.
Газы белого, серого, синего или черного оттенка свидетельствуют о проблемах в работе ДВС. В чем может быть причина и какие последствия для автомобиля — разбираем ниже.
Основные причины
Обычно проблема заключается в неправильном или неполном сгорании топлива, попадании моторного масла и антифриза в цилиндры. Это может быть вызвано износом или неполадками в работе цилиндро-поршневой системы, распределения впрыска, смазки, зажигания. Цвет дыма позволит сделать поверхностную диагностику, но точно определить причину по одному такому признаку вряд ли удастся. Дело в том, что оттенок может быть следствием разных поломок.
Черный дым
Черный дым из выхлопной трубы является признаком неисправности топливной системы автомобиля. Он возникает в результате неполного сгорания бензина, которое происходит из-за переобогащения топливовоздушной смеси.
Причины появления черного дыма:
✅ Негерметичность форсунок. В этом случае топливо может просачиваться в цилиндры двигателя даже при закрытой дроссельной заслонке. Это приводит к тому, что в мотор поступает слишком много бензина, который не успевает сгореть полностью
✅ Закоксовывание воздушных жиклеров. Через них воздух поступает в цилиндры в карбюраторных двигателях. Если они закоксовываются, то воздушный поток будет меньше, чем требуется для полного сгорания топлива. В результате образуется избыточное количество горючего
✅ Деформация игольчатого клапана. В карбюраторе он регулирует подачу топлива в поплавковую камеру. Если этот элемент деформирован, в камеру может поступать больше топлива, чем требуется
При такой проблеме мотор начинает работать нестабильно, плохо заводится. Существенно падает его мощность и увеличивается расход горючего. Если вы подставите к глушителю белый бумажный лист, то увидите, как на нем остаются мелкие частицы сажи. Избыточное топливо может попадать в масло. В итоге смазка разжижается, снижаются ее смазывающие качества.
Белый дым
В холодную погоду, особенно при отрицательных температурах, из глушителя может выходить не дым, а пар. Это нормальное явление, которое пропадает по мере прогрева мотора. Причина заключается в воде, которая присутствует в топливе. В мороз она конденсируется, а выхлопной газ становится белым. Также вода может капать из глушителя. По мере прогрева двигателя пар испаряется, а дым исчезает.
Диагностика дыма с использованием белого листика. Фото: YouTube.com
Но есть и другие, ненормальные причины, например, попадание охлаждающей жидкости. Если белый дым появляется на прогретом двигателе в теплую погоду, это может быть признаком того, что в цилиндры проник антифриз. Причин этому может быть несколько. Хуже всего, если пробита прокладка ГБЦ, которая разделяет блок и головку. При ее повреждении охлаждающая жидкость может просачиваться в цилиндры.
Причиной может быть трещина в блоке или головке. Это также приведет к попаданию охлаждающей жидкости в цилиндры. Среди возможных проблем — протечка помпы или термостата. Это компоненты системы охлаждения, которые в случае неисправности подлежат замене. При их поломке белый дым может иметь сизоватый оттенок. Для проверки запустите двигатель и приложите к глушителю белый лист. Вода, которая на нем останется, через какое-то время высохнет, а от масла будут видны белые пятна.
Прогорание прокладки ГБЦ. Фото: YouTube.com
Если происходит обратный процесс, при котором отработавшие газы попадают в охлаждающую систему из цилиндров, это чревато появлением газовой пробки. Ее можно диагностировать без снятия или со снятием головки блока. Разберем подробно первый вариант, поскольку для этого не нужен опыт.
Для проверки откройте крышку бачка с антифризом:
✅ проверьте уровень жидкости, он должен быть в норме
✅ убедитесь в отсутствии масляной пленки
✅ не должно быть запаха отработавших газов
Пока бачок открыт, запустите двигатель (это лучше делать на холодную). Возьмитесь за верхний шланг радиатора и следите за антифризом. Если он в бачке начал пузыриться, поднимается и опускается, а давление в патрубке увеличилось, это указывает на наличие трещины.
Трещина в головке блока цииндров. Фото: YouTube.com
Заглушите мотор. Следите за антифризом — уходит он из бачка или нет. Если да, то вероятнее всего, он проникает в цилиндры. После пуска двигателя смазка с антифризом смешиваются, в результате чего появляется эмульсия. У нее обычно серый или желто-коричневый оттенок.
Для проверки сделайте следующее:
✅ Открутите крышку заливной горловины смазки
✅ Извлеките щуп и проверьте уровень жидкости. Обратите внимание на ее цвет на измерителе и под крышкой горловины
✅ О прогаре или трещине свидетельствует наличие желтой или коричневой пены под крышкой. При этом в картере цвет масла может быть таким же. Скорей всего, повреждение незначительно или появилось недавно
✅ О большой трещине или прогаре говорит изменение цвета смазки в картере. При пуске мотора слышно, как коленвал крутится тяжело. Над поршнем могла собраться жидкость, которая затрудняет пуск ДВС. Есть риск гидроудара, деформирования или неисправности шатуна
Для обнаружения дефекта попробуйте открутить свечи зажигания и сравните их друг с другом. Та, которая самая чистая, указывает на проблемный цилиндр. Антифриз, попадая в него, будет промывать свечу. Поставьте автомобиль на стояночный тормоз и прокрутите коленвал так, чтобы клапана потенциально неисправного цилиндра закрылись, а поршень был в нижней мертвой точке. Через отверстие для свечи нужно подать воздух под давлением. Если уровень антифриза увеличился в бачке, причина обнаружена.
Причины синего дыма
Чаще всего это попадание масла в цилиндры. Оттенок (синий или сизый) зависит от режима функционирования двигателя, количества смазки и степени перегрева. Разобраться с ситуацией поможет тот же тест с листом бумаги. О масляном характере выхлопных газов свидетельствуют жирные пятна, которые не высыхают.
Сизый или синий дым обычно сопровождается повышенным расходом смазки. В среднем на 100 км пробега может уходить до полулитра масла. Выхлопные газы меняют цвет при резком изменении нагрузки на мотор. Расход может быть выше — до одного литра. Тогда синий дым будет с токсичным запахом и густым, независимо от нагрузок. Проблема приводит к преждевременному износу элементов цилиндро-поршневой группы и уменьшению срока службы катализатора.
Синий дым из выхлопной трубы. Фото: YouTube.com
Также необходимо обратить внимание на маслосъемные колпачки. Со временем они теряют эластичность и становятся менее герметичным. Смазка, протекая по клапанам, будет попадать в камеру сгорания. Решить проблему позволит замена деталей. Разогретая смазка будет быстрее проникать в цилиндры через увеличенные зазоры. Еще больше масла попадает в камеру сгорания при торможении мотором и движении на холостых оборотах.
Дым из глушителя — это не просто признак неисправности, но и сигнал, указывающий на серьезные проблемы с двигателем, которые могут привести к его выходу из строя. Регулярно проводите техническое обслуживание автомобиля, в том числе замену масла и фильтров, следите за уровнем масла, не перегружайте ДВС. При обнаружении первых признаков проблемы ищите квалифицированную помощь.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...