
Автомобили на службе в РККА в предвоенный период
С самого первого появления автомобилей, люди в погонах по всему миру стали прикидывать: как бы половчее приспособить новинку к делу убийства других людей. То есть, к военным целям. И надо сказать, очень быстро оценили огромный потенциал автомобильной техники. Уже к Первой Мировой войне многие армии развитых стран широко применяли автотранспорт в своих милитаристских развлечениях. Грузовики, тягачи, мотоциклы, бронеавтомобили, да те же первые танки. Способов применения двигателя внутреннего сгорания становилось все больше. Росло и количество автомобилей в воинских частях.
К слову, Россия нисколько не отставала от европейских стран в темпах механизации. В структуре российской армии появились специализированные автомобильные части. Но, как всегда не вовремя, подоспела революция, а за ней – Брестский мир, Гражданская война, разруха, голод и далее по списку. Стало немного не до автомобилей. Внутренний конфликт разрешался преимущественно на конях да с шашками. Автотехника использовалась, но крайне ограниченно, в основном то, что осталось в наследство от Империалистической бойни. Своего массового автопроизводства в Советской России не было, а закупать было не на что.
Идея, что стремительная Красная Армия, с применением автомобиля, станет еще стремительнее, сформировалась, как концепция, лишь к концу 20-х годов. К тому времени советская промышленность уже освоила производство кое-какой автотехники на базе импортных аналогов.
Но уже в начале 30-х годов стали формироваться автомобильные батальоны, в войска стала поступать техника. В основном это были грузовики АМО-Ф-15. Производство этой машины было налажено в конце 1924 года, на московском заводе АМО (будущий ЗИЛ). За основу конструкции была взята модель FIAT-15 (отсюда индекс Ф-15), сборка которой велась на заводе с 1919 по 1924 годы. Грузовик выпускался до 1931 года, когда его сменил на конвейере более современный АМО-3.
АМО-Ф-15. Фото: youtube.com
К 1932 году количество машин в РККА перевалило уже за 5,5 тысяч.
Дальше – больше. По мере того, как советский автопром строил новые заводы и осваивал новые модели, ассортимент техники в армии нарастал.
Из Горького поступали легковушки ГАЗ-А (в девичестве Ford-A) и «полуторка» ГАЗ-АА.
На первом плане - два автомобиля ГАЗ-АА. Фото: arsenal-info.ru
ГАЗ-А использовался, преимущественно, для перемещения командного состава РККА. Чуть позже, в 1936 году на смену подоспела модель ГАЗ-М1, знаменитая «эмка». Машина на редкость универсальная, использовалась и штабными офицерами, и полевыми командирами. Впрочем, тем, у кого звезды в петлицах были уж очень большие, положен был гораздо более представительный экипаж – семиместный «ЗИС-101».
"Черный воронок" ГАЗ-М1, "Эмка". Фото: youtube.com
Но главными машинами в армии, конечно, были грузовики.
Социалистическая промышленность старалась из всех сил, чтобы родная Красная Армия не знала недостатка в транспорте. На смену древним АМО-Ф-15, как уже говорилось выше, пришел «трехтонник» АМО-3, который в 1933 году модернизировался в 3-тонный ЗИС-5 и 4-тонный ЗИС-6.
"Трехтоннка" ЗИС-5. Фото: youtube.com
Газовская «полуторка» ГАЗ-АА приросла третьей осью, превратившись в ГАЗ-ААА. Обе модели выпускались параллельно и обе активно поставлялись в войска. В 1938 году «полуторка» еще раз модернизировалась, получив более мощный двигатель аж в 50 л. с. и сменив гласные на согласные – ГАЗ-ММ. В таком виде грузовичок и вкатился на дороги Великой Отечественной.
ГАЗ-ААА выпускался с 1934 года. Фото: youtube.com
Предпринимались попытки закупать автотехнику за рубежом. Например, в начале 30-х годов в США была приобретена партия грузовиков Moreland. Однако массовым это явление не стало. В тяжелых условиях советского бездорожья, импортная техника часто ломалась, а запчасти приходилось закупать за валюту. Невыгодно. Так что, до начала Великой Отечественной войны, когда автопарк стал пополняться поставками по ленд-лизу и трофеями, иностранная техника в войсках была редкостью.
Легендарная "полуторка" ГАЗ-ММ. Фото: youtube.com
Переброска войск и доставка имущества и боеприпасов – далеко не единственное возможное применение грузовой армейской техники. Кто-то скажет: подвоз стройматериалов на генеральскую дачу. Но нет, эта крайне полезная функция грузовиков была массово освоена в более поздний советский период, а в 30-х годах за такое можно было уехать прямо с дачи на черной «эмке» в компании сотрудников НКВД. Так что АМО, ГАЗы и ЗИСы старались использовать более разнообразно и законопослушно.
Например, как тягачи в артиллерии. Или как шасси для установки многочисленных смертоносных девайсов. Так, на упомянутые выше американские грузовики Moreland прикрутили 76,2-мм пушку и получили артиллерийскую установку СУ-12.
76,2-мм СУ-12 на базе американского грузовика Moreland. Фото: arsenal-info.ru
На АМО-Ф-15 еще в 20-х устанавливали пулеметы «Максим» . Такая механизированная тачанка получалась. Широко применялись грузовики для установки зенитных орудий и пулеметов. Но апофеозом развития, конечно же, стала в 1941 году легендарная «Катюша».
АМО-Ф-15 с установленными на них пулеметами "Максим" на параде на Красной площади. Фото: arsenal-info.ru
Массово использовалось для изготовления различной военной техники шасси Горьковского автозавода. Так, на базе ГАЗ-ААА строились бензо- и маслозаправщики, передвижные мастерские, мобильные радиостанции, системы дальнего радиообнаружения РУС-2 и многое другое. Был даже передвижной авиационный стартер.
3-тонник ЗИС-6. Фото: youtube.com
На том же шасси базировалась и самоходная артиллерийская установка, с такой же 76,2-мм пушкой, как и на грузовиках Moreland. Чтобы не путаться, «самоходка» получила собственный индекс СУ-1-12.
На укороченном шасси ГАЗ-ААА строились бронеавтомобили БА-6 (1936-1938 годы) и БА-10 (1938-1941 годы), которые очень пригодились в Финскую кампанию и на начальном этапе Великой Отечественной. Правда, из-за своей слабой защищенности, большинство их очень быстро было уничтожено.
Бронеавтомобиль БА-20. Фото: youtube.com
Особенностью военного автопарка предвоенного периода было то, что техника, в основном, использовалась в гражданских версиях, не адаптированная под военные условия. Почти полностью отсутствовали полноприводные автомобили. Сильно не хватало квалифицированного кадрового состава и ремонтных баз. По этим причинам, в реальных боевых действиях, техника быстро выходила из строя.
К тому же, несмотря на все усилия промышленности, автотранспорта в Красной Армии не хватало. Например, к июню 1941 года в РККА насчитывалось чуть более 270 тыс. автомобилей, что составляло менее 40% штатной численности. Отчасти это было вызвано тем, что руководство армии рассчитывало, в случае глобального вооруженного конфликта, быстро мобилизовать гражданскую технику. Учитывая тогдашнюю уверенность, что война будет вестись быстро и на чужой территории, особых опасений это не вызывало. Однако реальность оказалась куда более жестокой. Только в первые месяцы Великой Отечественной армия безвозвратно потеряла 159 тыс. автомобилей – более половины от первоначального количества! А из-за стремительного продвижения Вермахта на восток, огромное количество гражданской техники было захвачено немцами.
В этих условиях очень важны стали поставки американских грузовиков по ленд-лизу. Впрочем, это уже другая история.
При случае, не брезговали привлекать и гражданскую технику. Вспомним хотя бы знаменитую переброску французских воинских частей в 1914 году, в ходе Марнского сражения, силами парижских таксомоторов. 600 машин дважды скатались «до фронта и обратно» и поспособствовали поражению немцев, обескураженных столь шикарным маневром противника.
К слову, Россия нисколько не отставала от европейских стран в темпах механизации. В структуре российской армии появились специализированные автомобильные части. Но, как всегда не вовремя, подоспела революция, а за ней – Брестский мир, Гражданская война, разруха, голод и далее по списку. Стало немного не до автомобилей. Внутренний конфликт разрешался преимущественно на конях да с шашками. Автотехника использовалась, но крайне ограниченно, в основном то, что осталось в наследство от Империалистической бойни. Своего массового автопроизводства в Советской России не было, а закупать было не на что.
Идея, что стремительная Красная Армия, с применением автомобиля, станет еще стремительнее, сформировалась, как концепция, лишь к концу 20-х годов. К тому времени советская промышленность уже освоила производство кое-какой автотехники на базе импортных аналогов.
В 1928 году на балансе всей Красной Армии числилось всего-то 1050 автомобилей. Это все, включая легковые, для перемещения командного состава и оставшиеся от царской России раритеты, зачастую неисправные.
Но уже в начале 30-х годов стали формироваться автомобильные батальоны, в войска стала поступать техника. В основном это были грузовики АМО-Ф-15. Производство этой машины было налажено в конце 1924 года, на московском заводе АМО (будущий ЗИЛ). За основу конструкции была взята модель FIAT-15 (отсюда индекс Ф-15), сборка которой велась на заводе с 1919 по 1924 годы. Грузовик выпускался до 1931 года, когда его сменил на конвейере более современный АМО-3.

К 1932 году количество машин в РККА перевалило уже за 5,5 тысяч.
Дальше – больше. По мере того, как советский автопром строил новые заводы и осваивал новые модели, ассортимент техники в армии нарастал.
Из Горького поступали легковушки ГАЗ-А (в девичестве Ford-A) и «полуторка» ГАЗ-АА.

ГАЗ-А использовался, преимущественно, для перемещения командного состава РККА. Чуть позже, в 1936 году на смену подоспела модель ГАЗ-М1, знаменитая «эмка». Машина на редкость универсальная, использовалась и штабными офицерами, и полевыми командирами. Впрочем, тем, у кого звезды в петлицах были уж очень большие, положен был гораздо более представительный экипаж – семиместный «ЗИС-101».

Но главными машинами в армии, конечно, были грузовики.
Социалистическая промышленность старалась из всех сил, чтобы родная Красная Армия не знала недостатка в транспорте. На смену древним АМО-Ф-15, как уже говорилось выше, пришел «трехтонник» АМО-3, который в 1933 году модернизировался в 3-тонный ЗИС-5 и 4-тонный ЗИС-6.

Газовская «полуторка» ГАЗ-АА приросла третьей осью, превратившись в ГАЗ-ААА. Обе модели выпускались параллельно и обе активно поставлялись в войска. В 1938 году «полуторка» еще раз модернизировалась, получив более мощный двигатель аж в 50 л. с. и сменив гласные на согласные – ГАЗ-ММ. В таком виде грузовичок и вкатился на дороги Великой Отечественной.

Предпринимались попытки закупать автотехнику за рубежом. Например, в начале 30-х годов в США была приобретена партия грузовиков Moreland. Однако массовым это явление не стало. В тяжелых условиях советского бездорожья, импортная техника часто ломалась, а запчасти приходилось закупать за валюту. Невыгодно. Так что, до начала Великой Отечественной войны, когда автопарк стал пополняться поставками по ленд-лизу и трофеями, иностранная техника в войсках была редкостью.

Переброска войск и доставка имущества и боеприпасов – далеко не единственное возможное применение грузовой армейской техники. Кто-то скажет: подвоз стройматериалов на генеральскую дачу. Но нет, эта крайне полезная функция грузовиков была массово освоена в более поздний советский период, а в 30-х годах за такое можно было уехать прямо с дачи на черной «эмке» в компании сотрудников НКВД. Так что АМО, ГАЗы и ЗИСы старались использовать более разнообразно и законопослушно.
Например, как тягачи в артиллерии. Или как шасси для установки многочисленных смертоносных девайсов. Так, на упомянутые выше американские грузовики Moreland прикрутили 76,2-мм пушку и получили артиллерийскую установку СУ-12.

На АМО-Ф-15 еще в 20-х устанавливали пулеметы «Максим» . Такая механизированная тачанка получалась. Широко применялись грузовики для установки зенитных орудий и пулеметов. Но апофеозом развития, конечно же, стала в 1941 году легендарная «Катюша».

Массово использовалось для изготовления различной военной техники шасси Горьковского автозавода. Так, на базе ГАЗ-ААА строились бензо- и маслозаправщики, передвижные мастерские, мобильные радиостанции, системы дальнего радиообнаружения РУС-2 и многое другое. Был даже передвижной авиационный стартер.

На том же шасси базировалась и самоходная артиллерийская установка, с такой же 76,2-мм пушкой, как и на грузовиках Moreland. Чтобы не путаться, «самоходка» получила собственный индекс СУ-1-12.
На укороченном шасси ГАЗ-ААА строились бронеавтомобили БА-6 (1936-1938 годы) и БА-10 (1938-1941 годы), которые очень пригодились в Финскую кампанию и на начальном этапе Великой Отечественной. Правда, из-за своей слабой защищенности, большинство их очень быстро было уничтожено.
Кстати, бронеавтомобили строили и на легковом шасси ГАЗ-М1. БА-20, вооруженный крупнокалиберным пулеметом, широко применялся в боях на Халкин-Голе, Советско-финской войне и Великой Отечественной.

Особенностью военного автопарка предвоенного периода было то, что техника, в основном, использовалась в гражданских версиях, не адаптированная под военные условия. Почти полностью отсутствовали полноприводные автомобили. Сильно не хватало квалифицированного кадрового состава и ремонтных баз. По этим причинам, в реальных боевых действиях, техника быстро выходила из строя.
К тому же, несмотря на все усилия промышленности, автотранспорта в Красной Армии не хватало. Например, к июню 1941 года в РККА насчитывалось чуть более 270 тыс. автомобилей, что составляло менее 40% штатной численности. Отчасти это было вызвано тем, что руководство армии рассчитывало, в случае глобального вооруженного конфликта, быстро мобилизовать гражданскую технику. Учитывая тогдашнюю уверенность, что война будет вестись быстро и на чужой территории, особых опасений это не вызывало. Однако реальность оказалась куда более жестокой. Только в первые месяцы Великой Отечественной армия безвозвратно потеряла 159 тыс. автомобилей – более половины от первоначального количества! А из-за стремительного продвижения Вермахта на восток, огромное количество гражданской техники было захвачено немцами.
В этих условиях очень важны стали поставки американских грузовиков по ленд-лизу. Впрочем, это уже другая история.
- Юрий Самосудов
- youtube.com, arsenal-info.ru
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Nissan успешно конкурирует с китайскими электромобилями на их «поле»
В Поднебесной стартовали продажи нового седана от японского бренда. Модель, на удивление, оказалась востребованной. Как «Ниссан» это удалось?...