Автомобили на службе в РККА в предвоенный период
С самого первого появления автомобилей, люди в погонах по всему миру стали прикидывать: как бы половчее приспособить новинку к делу убийства других людей. То есть, к военным целям. И надо сказать, очень быстро оценили огромный потенциал автомобильной техники. Уже к Первой Мировой войне многие армии развитых стран широко применяли автотранспорт в своих милитаристских развлечениях. Грузовики, тягачи, мотоциклы, бронеавтомобили, да те же первые танки. Способов применения двигателя внутреннего сгорания становилось все больше. Росло и количество автомобилей в воинских частях.
К слову, Россия нисколько не отставала от европейских стран в темпах механизации. В структуре российской армии появились специализированные автомобильные части. Но, как всегда не вовремя, подоспела революция, а за ней – Брестский мир, Гражданская война, разруха, голод и далее по списку. Стало немного не до автомобилей. Внутренний конфликт разрешался преимущественно на конях да с шашками. Автотехника использовалась, но крайне ограниченно, в основном то, что осталось в наследство от Империалистической бойни. Своего массового автопроизводства в Советской России не было, а закупать было не на что.
Идея, что стремительная Красная Армия, с применением автомобиля, станет еще стремительнее, сформировалась, как концепция, лишь к концу 20-х годов. К тому времени советская промышленность уже освоила производство кое-какой автотехники на базе импортных аналогов.
Но уже в начале 30-х годов стали формироваться автомобильные батальоны, в войска стала поступать техника. В основном это были грузовики АМО-Ф-15. Производство этой машины было налажено в конце 1924 года, на московском заводе АМО (будущий ЗИЛ). За основу конструкции была взята модель FIAT-15 (отсюда индекс Ф-15), сборка которой велась на заводе с 1919 по 1924 годы. Грузовик выпускался до 1931 года, когда его сменил на конвейере более современный АМО-3.
К 1932 году количество машин в РККА перевалило уже за 5,5 тысяч.
Дальше – больше. По мере того, как советский автопром строил новые заводы и осваивал новые модели, ассортимент техники в армии нарастал.
Из Горького поступали легковушки ГАЗ-А (в девичестве Ford-A) и «полуторка» ГАЗ-АА.
ГАЗ-А использовался, преимущественно, для перемещения командного состава РККА. Чуть позже, в 1936 году на смену подоспела модель ГАЗ-М1, знаменитая «эмка». Машина на редкость универсальная, использовалась и штабными офицерами, и полевыми командирами. Впрочем, тем, у кого звезды в петлицах были уж очень большие, положен был гораздо более представительный экипаж – семиместный «ЗИС-101».
Но главными машинами в армии, конечно, были грузовики.
Социалистическая промышленность старалась из всех сил, чтобы родная Красная Армия не знала недостатка в транспорте. На смену древним АМО-Ф-15, как уже говорилось выше, пришел «трехтонник» АМО-3, который в 1933 году модернизировался в 3-тонный ЗИС-5 и 4-тонный ЗИС-6.
Газовская «полуторка» ГАЗ-АА приросла третьей осью, превратившись в ГАЗ-ААА. Обе модели выпускались параллельно и обе активно поставлялись в войска. В 1938 году «полуторка» еще раз модернизировалась, получив более мощный двигатель аж в 50 л. с. и сменив гласные на согласные – ГАЗ-ММ. В таком виде грузовичок и вкатился на дороги Великой Отечественной.
Предпринимались попытки закупать автотехнику за рубежом. Например, в начале 30-х годов в США была приобретена партия грузовиков Moreland. Однако массовым это явление не стало. В тяжелых условиях советского бездорожья, импортная техника часто ломалась, а запчасти приходилось закупать за валюту. Невыгодно. Так что, до начала Великой Отечественной войны, когда автопарк стал пополняться поставками по ленд-лизу и трофеями, иностранная техника в войсках была редкостью.
Переброска войск и доставка имущества и боеприпасов – далеко не единственное возможное применение грузовой армейской техники. Кто-то скажет: подвоз стройматериалов на генеральскую дачу. Но нет, эта крайне полезная функция грузовиков была массово освоена в более поздний советский период, а в 30-х годах за такое можно было уехать прямо с дачи на черной «эмке» в компании сотрудников НКВД. Так что АМО, ГАЗы и ЗИСы старались использовать более разнообразно и законопослушно.
Например, как тягачи в артиллерии. Или как шасси для установки многочисленных смертоносных девайсов. Так, на упомянутые выше американские грузовики Moreland прикрутили 76,2-мм пушку и получили артиллерийскую установку СУ-12.
На АМО-Ф-15 еще в 20-х устанавливали пулеметы «Максим» . Такая механизированная тачанка получалась. Широко применялись грузовики для установки зенитных орудий и пулеметов. Но апофеозом развития, конечно же, стала в 1941 году легендарная «Катюша».
Массово использовалось для изготовления различной военной техники шасси Горьковского автозавода. Так, на базе ГАЗ-ААА строились бензо- и маслозаправщики, передвижные мастерские, мобильные радиостанции, системы дальнего радиообнаружения РУС-2 и многое другое. Был даже передвижной авиационный стартер.
На том же шасси базировалась и самоходная артиллерийская установка, с такой же 76,2-мм пушкой, как и на грузовиках Moreland. Чтобы не путаться, «самоходка» получила собственный индекс СУ-1-12.
На укороченном шасси ГАЗ-ААА строились бронеавтомобили БА-6 (1936-1938 годы) и БА-10 (1938-1941 годы), которые очень пригодились в Финскую кампанию и на начальном этапе Великой Отечественной. Правда, из-за своей слабой защищенности, большинство их очень быстро было уничтожено.
Особенностью военного автопарка предвоенного периода было то, что техника, в основном, использовалась в гражданских версиях, не адаптированная под военные условия. Почти полностью отсутствовали полноприводные автомобили. Сильно не хватало квалифицированного кадрового состава и ремонтных баз. По этим причинам, в реальных боевых действиях, техника быстро выходила из строя.
К тому же, несмотря на все усилия промышленности, автотранспорта в Красной Армии не хватало. Например, к июню 1941 года в РККА насчитывалось чуть более 270 тыс. автомобилей, что составляло менее 40% штатной численности. Отчасти это было вызвано тем, что руководство армии рассчитывало, в случае глобального вооруженного конфликта, быстро мобилизовать гражданскую технику. Учитывая тогдашнюю уверенность, что война будет вестись быстро и на чужой территории, особых опасений это не вызывало. Однако реальность оказалась куда более жестокой. Только в первые месяцы Великой Отечественной армия безвозвратно потеряла 159 тыс. автомобилей – более половины от первоначального количества! А из-за стремительного продвижения Вермахта на восток, огромное количество гражданской техники было захвачено немцами.
В этих условиях очень важны стали поставки американских грузовиков по ленд-лизу. Впрочем, это уже другая история.
При случае, не брезговали привлекать и гражданскую технику. Вспомним хотя бы знаменитую переброску французских воинских частей в 1914 году, в ходе Марнского сражения, силами парижских таксомоторов. 600 машин дважды скатались «до фронта и обратно» и поспособствовали поражению немцев, обескураженных столь шикарным маневром противника.
К слову, Россия нисколько не отставала от европейских стран в темпах механизации. В структуре российской армии появились специализированные автомобильные части. Но, как всегда не вовремя, подоспела революция, а за ней – Брестский мир, Гражданская война, разруха, голод и далее по списку. Стало немного не до автомобилей. Внутренний конфликт разрешался преимущественно на конях да с шашками. Автотехника использовалась, но крайне ограниченно, в основном то, что осталось в наследство от Империалистической бойни. Своего массового автопроизводства в Советской России не было, а закупать было не на что.
Идея, что стремительная Красная Армия, с применением автомобиля, станет еще стремительнее, сформировалась, как концепция, лишь к концу 20-х годов. К тому времени советская промышленность уже освоила производство кое-какой автотехники на базе импортных аналогов.
В 1928 году на балансе всей Красной Армии числилось всего-то 1050 автомобилей. Это все, включая легковые, для перемещения командного состава и оставшиеся от царской России раритеты, зачастую неисправные.
Но уже в начале 30-х годов стали формироваться автомобильные батальоны, в войска стала поступать техника. В основном это были грузовики АМО-Ф-15. Производство этой машины было налажено в конце 1924 года, на московском заводе АМО (будущий ЗИЛ). За основу конструкции была взята модель FIAT-15 (отсюда индекс Ф-15), сборка которой велась на заводе с 1919 по 1924 годы. Грузовик выпускался до 1931 года, когда его сменил на конвейере более современный АМО-3.
АМО-Ф-15. Фото: youtube.com
К 1932 году количество машин в РККА перевалило уже за 5,5 тысяч.
Дальше – больше. По мере того, как советский автопром строил новые заводы и осваивал новые модели, ассортимент техники в армии нарастал.
Из Горького поступали легковушки ГАЗ-А (в девичестве Ford-A) и «полуторка» ГАЗ-АА.
На первом плане - два автомобиля ГАЗ-АА. Фото: arsenal-info.ru
ГАЗ-А использовался, преимущественно, для перемещения командного состава РККА. Чуть позже, в 1936 году на смену подоспела модель ГАЗ-М1, знаменитая «эмка». Машина на редкость универсальная, использовалась и штабными офицерами, и полевыми командирами. Впрочем, тем, у кого звезды в петлицах были уж очень большие, положен был гораздо более представительный экипаж – семиместный «ЗИС-101».
"Черный воронок" ГАЗ-М1, "Эмка". Фото: youtube.com
Но главными машинами в армии, конечно, были грузовики.
Социалистическая промышленность старалась из всех сил, чтобы родная Красная Армия не знала недостатка в транспорте. На смену древним АМО-Ф-15, как уже говорилось выше, пришел «трехтонник» АМО-3, который в 1933 году модернизировался в 3-тонный ЗИС-5 и 4-тонный ЗИС-6.
"Трехтоннка" ЗИС-5. Фото: youtube.com
Газовская «полуторка» ГАЗ-АА приросла третьей осью, превратившись в ГАЗ-ААА. Обе модели выпускались параллельно и обе активно поставлялись в войска. В 1938 году «полуторка» еще раз модернизировалась, получив более мощный двигатель аж в 50 л. с. и сменив гласные на согласные – ГАЗ-ММ. В таком виде грузовичок и вкатился на дороги Великой Отечественной.
ГАЗ-ААА выпускался с 1934 года. Фото: youtube.com
Предпринимались попытки закупать автотехнику за рубежом. Например, в начале 30-х годов в США была приобретена партия грузовиков Moreland. Однако массовым это явление не стало. В тяжелых условиях советского бездорожья, импортная техника часто ломалась, а запчасти приходилось закупать за валюту. Невыгодно. Так что, до начала Великой Отечественной войны, когда автопарк стал пополняться поставками по ленд-лизу и трофеями, иностранная техника в войсках была редкостью.
Легендарная "полуторка" ГАЗ-ММ. Фото: youtube.com
Переброска войск и доставка имущества и боеприпасов – далеко не единственное возможное применение грузовой армейской техники. Кто-то скажет: подвоз стройматериалов на генеральскую дачу. Но нет, эта крайне полезная функция грузовиков была массово освоена в более поздний советский период, а в 30-х годах за такое можно было уехать прямо с дачи на черной «эмке» в компании сотрудников НКВД. Так что АМО, ГАЗы и ЗИСы старались использовать более разнообразно и законопослушно.
Например, как тягачи в артиллерии. Или как шасси для установки многочисленных смертоносных девайсов. Так, на упомянутые выше американские грузовики Moreland прикрутили 76,2-мм пушку и получили артиллерийскую установку СУ-12.
76,2-мм СУ-12 на базе американского грузовика Moreland. Фото: arsenal-info.ru
На АМО-Ф-15 еще в 20-х устанавливали пулеметы «Максим» . Такая механизированная тачанка получалась. Широко применялись грузовики для установки зенитных орудий и пулеметов. Но апофеозом развития, конечно же, стала в 1941 году легендарная «Катюша».
АМО-Ф-15 с установленными на них пулеметами "Максим" на параде на Красной площади. Фото: arsenal-info.ru
Массово использовалось для изготовления различной военной техники шасси Горьковского автозавода. Так, на базе ГАЗ-ААА строились бензо- и маслозаправщики, передвижные мастерские, мобильные радиостанции, системы дальнего радиообнаружения РУС-2 и многое другое. Был даже передвижной авиационный стартер.
3-тонник ЗИС-6. Фото: youtube.com
На том же шасси базировалась и самоходная артиллерийская установка, с такой же 76,2-мм пушкой, как и на грузовиках Moreland. Чтобы не путаться, «самоходка» получила собственный индекс СУ-1-12.
На укороченном шасси ГАЗ-ААА строились бронеавтомобили БА-6 (1936-1938 годы) и БА-10 (1938-1941 годы), которые очень пригодились в Финскую кампанию и на начальном этапе Великой Отечественной. Правда, из-за своей слабой защищенности, большинство их очень быстро было уничтожено.
Кстати, бронеавтомобили строили и на легковом шасси ГАЗ-М1. БА-20, вооруженный крупнокалиберным пулеметом, широко применялся в боях на Халкин-Голе, Советско-финской войне и Великой Отечественной.
Бронеавтомобиль БА-20. Фото: youtube.com
Особенностью военного автопарка предвоенного периода было то, что техника, в основном, использовалась в гражданских версиях, не адаптированная под военные условия. Почти полностью отсутствовали полноприводные автомобили. Сильно не хватало квалифицированного кадрового состава и ремонтных баз. По этим причинам, в реальных боевых действиях, техника быстро выходила из строя.
К тому же, несмотря на все усилия промышленности, автотранспорта в Красной Армии не хватало. Например, к июню 1941 года в РККА насчитывалось чуть более 270 тыс. автомобилей, что составляло менее 40% штатной численности. Отчасти это было вызвано тем, что руководство армии рассчитывало, в случае глобального вооруженного конфликта, быстро мобилизовать гражданскую технику. Учитывая тогдашнюю уверенность, что война будет вестись быстро и на чужой территории, особых опасений это не вызывало. Однако реальность оказалась куда более жестокой. Только в первые месяцы Великой Отечественной армия безвозвратно потеряла 159 тыс. автомобилей – более половины от первоначального количества! А из-за стремительного продвижения Вермахта на восток, огромное количество гражданской техники было захвачено немцами.
В этих условиях очень важны стали поставки американских грузовиков по ленд-лизу. Впрочем, это уже другая история.
- Юрий Самосудов
- youtube.com, arsenal-info.ru
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...