T3SU (T3SUCS) – трамвай, специально созданный для советских городов
В разгар брежневских времен трамвайные парки крупных советских городов, в основном, состояли из двух моделей: отечественного КТМ-5 и чехословацкого Tatra T3. Оба они прекрасно зарекомендовали себя, и по праву считаются легендарными образцами городской рельсовой техники. Но времена застоя подошли к концу, а современные реалии требовали улучшенных конструкций с расширенными характеристиками.
Решением этого вопроса занимались не только в Усть-Катаве, но и в чехословацкой столице. Причем, последние как раз и считались законодателями моды на тот момент. Ведь КТМ-5 появился, в том числе, и благодаря конструктивному заимствованию от «коллеги», произведенного объединением ЧКД.
Так чехословацкие инженеры задумались о серьезной переработке устаревшей модели, предложив более вместительный вариант, лучше подходящий для стремительно растущих советских городов. Однако производство новых трамваев KT8D5 сильно затянулось и пришлось как-то срочно выходить из создавшегося положения. Поэтому началась сборка моделей T3SU и T3SUCS, технически основанных на привычной нашему пользователю «тройке».
Все происходило так. Некоторым транспортным компаниям поставили запчасти для моделей Т3. Даже началось серийное производство нового оборудования ТВ1. Но старые трамваи часто уже не подходили в новых реалиях (причина в том, что 1-я и 3-я двери расположены не ровно, а немного наклонены, а это препятствует скоростному движению).
Так стартовала коренная модернизация существующих моделей. Компании также решали, покупать ли новые T6B5CS или ждать выпуска KT8D5, которые должны были устранить все недостатки. Еще одной проблемой стал частый выход из строя поставляемого оборудования: ТВ2 и ТВ3.
Изначально он именовался T3SU, где две заглавные буквы обозначали «Совиет Юнион» («Советский Союз»). Это служило подтверждением того, что трамвай сразу ориентировался как экспортный вариант для советского рынка. Но позже добавились еще две буквы CS («Чехословакия»). И это неспроста, таким образом чехи показали, что решили трамвай, созданный для использования на территории СССР, приспособить и к внутреннему рынку.
Дело в том, что компания не захотела производить два типа одновременно. Ведь работы по KT8D5 тоже уже подходили к концу и его можно было отправлять в серию. Учитывая такое сложное положение дел, видоизменившийся в наименовании T3SUCS стал новой моделью и для советских, и для чехословацких городов. Местные муниципалитеты начали закупать целые партии этих трамваев, несмотря на то что они имели не очень экономичное электрооборудование. Правда, в то же время, новинка обладала и рядом преимуществ:
✅ закрытой кабиной
✅ фронтальной ориентацией под стеклом (управление изнутри)
✅ сиденьями в конфигурации 2+1
В итоге пражская транспортная компания закупила 20 единиц первичной конструкции. После этого технику слегка доработали и с 1990 года в чехословацкую столицу начали поступать улучшенные T3SUCS. Всего в первой половине десятилетия поставлено 272 единицы, из которых небольшая часть – для местного использования. Так модель влилась в парки нескольких чешских городов. Вот их список (в скобках – на ходу и сегодня):
✅ Прага – 9 (4)
✅ Либерец – 4 (4)
✅ Мост – 1(1)
Получил трамвай широкое распространение и на постсоветском пространстве. В России он прижился в городе Курск, где в последнее время продолжало эксплуатироваться четыре из семи поставленных единиц. Три экземпляра попали и в словацкую столицу (один уже выведен из эксплуатации).
Шестнадцать таких образцов техники достигли и далекой столицы КНДР. Причем, закрытой стране приходится очень бережно относиться к имеющейся технике. Поэтому все северокорейские трамваи до сих пор активно используются. Более того, местные инженеры пытаются поддерживать их в хорошем состоянии и проводить частичную модернизацию.
Сама по себе неплохая модель появилась в не самое лучшее для нее время. Если на закрытом рынке социалистических стран такие трамваи пользовались несомненным спросом, то политические перемены 90-х внесли свои коррективы. С того момента стал доступен западный рынок, имевший более прогрессивные вагонные конструкции. Особенно приобрела популярность идея постепенного перевода трамвайных парков на полностью низкопольные модели.
В этих условиях T3SUCS, имевший классическое электрическое оборудование PCC и сиденья в конфигурации 1+1, нуждался в срочной омологации. Так появился улучшенный вариант – T3SUCS-DVC. В нем инженеры применили ряд изменений для удобства дальнейшей эксплуатации:
✅ кнопки открывания дверей по требованию
✅ замена дверей на двустворчатые распашные
✅ мягкие сидения в салоне
✅ новая светотехника
Вместо кремового цвета машины получили оранжево-красную окраску с белыми дверями. К кнопкам также добавили стрелки, чтобы пассажиры знали, как открывать двери. Улучшенная серия выпущена в 1992 году. В дальнейшем происходили и другие перемены: в 1994/95 годах у одной из машин исчезли мягкие кресла и улучшенная панель; в 2001/02 им вернули первоначальный цвет. Начиная с 2007-го все оставшиеся в ходу вагоны модернизировали до типа T3R.PLF.
Интересный опыт по коренной модернизации и омологации конструкции вагонов появился в 1999 году. Чтобы продлить срок службы подвижного состава и сделать его более комфортным и конкурентным (на фоне низкопольных трамваев), борт № 8090 доставили в Центральные мастерские пражской транспортной компании. В первоначальных планах стояла возможность доработки тем же образом всех находящихся в столичном парке вагонов T3SUCS.
Во взятом в качестве опытного образца вагоне проведен полный капитальный ремонт кузова, оригинального резистивного электрооборудования и замена кабины машиниста на более крупную типа T3M2-DVC. Также существующие лестницы уступили место нержавеющим аналогам и применена кнопочная предустановка открывания дверей. В остальном трамвай остался без изменений, и дальнейшие действия по этой схеме решили больше не продолжать.
Несмотря на то, что сборку вагонов T3SUCS прекратили еще во второй половине 90-х, они продолжают использоваться и сейчас. Все дело в том, что многие конструкции находятся в полностью рабочем состоянии, а до полной замены парка низкопольными трамваями еще очень далеко. Причем, данный факт касается и постсоветского пространства, и территории бывшей Чехословакии.
Тем не менее в чешской столице решили отдать дань популярному в начале 90-х трамваю – T3SUCS. Одна из моделей, имеющая бортовой № 7292, стала экспонатом местного музея общественного транспорта MHD. Ее вывели из эксплуатации в 2014 году (до этого трамвай использовался почти четверть века – с 1990-го).
После того как он стал экспонатом, вагон не подвергался никакому ремонту, который изменил бы его последнюю аутентичность. Внешний вид транспортного средства № 7292 на конец эксплуатации сохранен прежним. Он представляет собой завершение истории трамваев компании ЧКД с РСС, имеющей почти 60-летний период поставок на местный и рынки соседних стран.
Решением этого вопроса занимались не только в Усть-Катаве, но и в чехословацкой столице. Причем, последние как раз и считались законодателями моды на тот момент. Ведь КТМ-5 появился, в том числе, и благодаря конструктивному заимствованию от «коллеги», произведенного объединением ЧКД.
T3SUCS рядом с базовым T3. Фото автора
Так чехословацкие инженеры задумались о серьезной переработке устаревшей модели, предложив более вместительный вариант, лучше подходящий для стремительно растущих советских городов. Однако производство новых трамваев KT8D5 сильно затянулось и пришлось как-то срочно выходить из создавшегося положения. Поэтому началась сборка моделей T3SU и T3SUCS, технически основанных на привычной нашему пользователю «тройке».
Название, четко обозначавшее приоритетное направление использования
Все происходило так. Некоторым транспортным компаниям поставили запчасти для моделей Т3. Даже началось серийное производство нового оборудования ТВ1. Но старые трамваи часто уже не подходили в новых реалиях (причина в том, что 1-я и 3-я двери расположены не ровно, а немного наклонены, а это препятствует скоростному движению).
Так стартовала коренная модернизация существующих моделей. Компании также решали, покупать ли новые T6B5CS или ждать выпуска KT8D5, которые должны были устранить все недостатки. Еще одной проблемой стал частый выход из строя поставляемого оборудования: ТВ2 и ТВ3.
Все свелось к тому, что в 1982 году появилась новинка T3SUCS, ставшая текущим и временным решением проблемы. Этот полностью обновленный вариант имел латинскую аббревиатуру, показывающую четкое направления его будущего использования.
Изначально он именовался T3SU, где две заглавные буквы обозначали «Совиет Юнион» («Советский Союз»). Это служило подтверждением того, что трамвай сразу ориентировался как экспортный вариант для советского рынка. Но позже добавились еще две буквы CS («Чехословакия»). И это неспроста, таким образом чехи показали, что решили трамвай, созданный для использования на территории СССР, приспособить и к внутреннему рынку.
Рабочее место водителя. Фото автора
Дело в том, что компания не захотела производить два типа одновременно. Ведь работы по KT8D5 тоже уже подходили к концу и его можно было отправлять в серию. Учитывая такое сложное положение дел, видоизменившийся в наименовании T3SUCS стал новой моделью и для советских, и для чехословацких городов. Местные муниципалитеты начали закупать целые партии этих трамваев, несмотря на то что они имели не очень экономичное электрооборудование. Правда, в то же время, новинка обладала и рядом преимуществ:
✅ закрытой кабиной
✅ фронтальной ориентацией под стеклом (управление изнутри)
✅ сиденьями в конфигурации 2+1
В итоге пражская транспортная компания закупила 20 единиц первичной конструкции. После этого технику слегка доработали и с 1990 года в чехословацкую столицу начали поступать улучшенные T3SUCS. Всего в первой половине десятилетия поставлено 272 единицы, из которых небольшая часть – для местного использования. Так модель влилась в парки нескольких чешских городов. Вот их список (в скобках – на ходу и сегодня):
✅ Прага – 9 (4)
✅ Либерец – 4 (4)
✅ Мост – 1(1)
Получил трамвай широкое распространение и на постсоветском пространстве. В России он прижился в городе Курск, где в последнее время продолжало эксплуатироваться четыре из семи поставленных единиц. Три экземпляра попали и в словацкую столицу (один уже выведен из эксплуатации).
Передняя часть T3SUCS с поворотниками. Фото автора
Шестнадцать таких образцов техники достигли и далекой столицы КНДР. Причем, закрытой стране приходится очень бережно относиться к имеющейся технике. Поэтому все северокорейские трамваи до сих пор активно используются. Более того, местные инженеры пытаются поддерживать их в хорошем состоянии и проводить частичную модернизацию.
Доработки и осовременивание оборудования вагонов
Сама по себе неплохая модель появилась в не самое лучшее для нее время. Если на закрытом рынке социалистических стран такие трамваи пользовались несомненным спросом, то политические перемены 90-х внесли свои коррективы. С того момента стал доступен западный рынок, имевший более прогрессивные вагонные конструкции. Особенно приобрела популярность идея постепенного перевода трамвайных парков на полностью низкопольные модели.
В этих условиях T3SUCS, имевший классическое электрическое оборудование PCC и сиденья в конфигурации 1+1, нуждался в срочной омологации. Так появился улучшенный вариант – T3SUCS-DVC. В нем инженеры применили ряд изменений для удобства дальнейшей эксплуатации:
✅ кнопки открывания дверей по требованию
✅ замена дверей на двустворчатые распашные
✅ мягкие сидения в салоне
✅ новая светотехника
Вместо кремового цвета машины получили оранжево-красную окраску с белыми дверями. К кнопкам также добавили стрелки, чтобы пассажиры знали, как открывать двери. Улучшенная серия выпущена в 1992 году. В дальнейшем происходили и другие перемены: в 1994/95 годах у одной из машин исчезли мягкие кресла и улучшенная панель; в 2001/02 им вернули первоначальный цвет. Начиная с 2007-го все оставшиеся в ходу вагоны модернизировали до типа T3R.PLF.
Интересный опыт по коренной модернизации и омологации конструкции вагонов появился в 1999 году. Чтобы продлить срок службы подвижного состава и сделать его более комфортным и конкурентным (на фоне низкопольных трамваев), борт № 8090 доставили в Центральные мастерские пражской транспортной компании. В первоначальных планах стояла возможность доработки тем же образом всех находящихся в столичном парке вагонов T3SUCS.
Салон 1+1 изначально имел пластиковые сидения. Фото автора
Во взятом в качестве опытного образца вагоне проведен полный капитальный ремонт кузова, оригинального резистивного электрооборудования и замена кабины машиниста на более крупную типа T3M2-DVC. Также существующие лестницы уступили место нержавеющим аналогам и применена кнопочная предустановка открывания дверей. В остальном трамвай остался без изменений, и дальнейшие действия по этой схеме решили больше не продолжать.
Завершение выпуска, но продолжение эксплуатации
Несмотря на то, что сборку вагонов T3SUCS прекратили еще во второй половине 90-х, они продолжают использоваться и сейчас. Все дело в том, что многие конструкции находятся в полностью рабочем состоянии, а до полной замены парка низкопольными трамваями еще очень далеко. Причем, данный факт касается и постсоветского пространства, и территории бывшей Чехословакии.
Тем не менее в чешской столице решили отдать дань популярному в начале 90-х трамваю – T3SUCS. Одна из моделей, имеющая бортовой № 7292, стала экспонатом местного музея общественного транспорта MHD. Ее вывели из эксплуатации в 2014 году (до этого трамвай использовался почти четверть века – с 1990-го).
Среди других экспонатом музея MHD. Фото автора
После того как он стал экспонатом, вагон не подвергался никакому ремонту, который изменил бы его последнюю аутентичность. Внешний вид транспортного средства № 7292 на конец эксплуатации сохранен прежним. Он представляет собой завершение истории трамваев компании ЧКД с РСС, имеющей почти 60-летний период поставок на местный и рынки соседних стран.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....