T3SU (T3SUCS) – трамвай, специально созданный для советских городов
В разгар брежневских времен трамвайные парки крупных советских городов, в основном, состояли из двух моделей: отечественного КТМ-5 и чехословацкого Tatra T3. Оба они прекрасно зарекомендовали себя, и по праву считаются легендарными образцами городской рельсовой техники. Но времена застоя подошли к концу, а современные реалии требовали улучшенных конструкций с расширенными характеристиками.
Решением этого вопроса занимались не только в Усть-Катаве, но и в чехословацкой столице. Причем, последние как раз и считались законодателями моды на тот момент. Ведь КТМ-5 появился, в том числе, и благодаря конструктивному заимствованию от «коллеги», произведенного объединением ЧКД.
Так чехословацкие инженеры задумались о серьезной переработке устаревшей модели, предложив более вместительный вариант, лучше подходящий для стремительно растущих советских городов. Однако производство новых трамваев KT8D5 сильно затянулось и пришлось как-то срочно выходить из создавшегося положения. Поэтому началась сборка моделей T3SU и T3SUCS, технически основанных на привычной нашему пользователю «тройке».
Все происходило так. Некоторым транспортным компаниям поставили запчасти для моделей Т3. Даже началось серийное производство нового оборудования ТВ1. Но старые трамваи часто уже не подходили в новых реалиях (причина в том, что 1-я и 3-я двери расположены не ровно, а немного наклонены, а это препятствует скоростному движению).
Так стартовала коренная модернизация существующих моделей. Компании также решали, покупать ли новые T6B5CS или ждать выпуска KT8D5, которые должны были устранить все недостатки. Еще одной проблемой стал частый выход из строя поставляемого оборудования: ТВ2 и ТВ3.
Изначально он именовался T3SU, где две заглавные буквы обозначали «Совиет Юнион» («Советский Союз»). Это служило подтверждением того, что трамвай сразу ориентировался как экспортный вариант для советского рынка. Но позже добавились еще две буквы CS («Чехословакия»). И это неспроста, таким образом чехи показали, что решили трамвай, созданный для использования на территории СССР, приспособить и к внутреннему рынку.
Дело в том, что компания не захотела производить два типа одновременно. Ведь работы по KT8D5 тоже уже подходили к концу и его можно было отправлять в серию. Учитывая такое сложное положение дел, видоизменившийся в наименовании T3SUCS стал новой моделью и для советских, и для чехословацких городов. Местные муниципалитеты начали закупать целые партии этих трамваев, несмотря на то что они имели не очень экономичное электрооборудование. Правда, в то же время, новинка обладала и рядом преимуществ:
✅ закрытой кабиной
✅ фронтальной ориентацией под стеклом (управление изнутри)
✅ сиденьями в конфигурации 2+1
В итоге пражская транспортная компания закупила 20 единиц первичной конструкции. После этого технику слегка доработали и с 1990 года в чехословацкую столицу начали поступать улучшенные T3SUCS. Всего в первой половине десятилетия поставлено 272 единицы, из которых небольшая часть – для местного использования. Так модель влилась в парки нескольких чешских городов. Вот их список (в скобках – на ходу и сегодня):
✅ Прага – 9 (4)
✅ Либерец – 4 (4)
✅ Мост – 1(1)
Получил трамвай широкое распространение и на постсоветском пространстве. В России он прижился в городе Курск, где в последнее время продолжало эксплуатироваться четыре из семи поставленных единиц. Три экземпляра попали и в словацкую столицу (один уже выведен из эксплуатации).
Шестнадцать таких образцов техники достигли и далекой столицы КНДР. Причем, закрытой стране приходится очень бережно относиться к имеющейся технике. Поэтому все северокорейские трамваи до сих пор активно используются. Более того, местные инженеры пытаются поддерживать их в хорошем состоянии и проводить частичную модернизацию.
Сама по себе неплохая модель появилась в не самое лучшее для нее время. Если на закрытом рынке социалистических стран такие трамваи пользовались несомненным спросом, то политические перемены 90-х внесли свои коррективы. С того момента стал доступен западный рынок, имевший более прогрессивные вагонные конструкции. Особенно приобрела популярность идея постепенного перевода трамвайных парков на полностью низкопольные модели.
В этих условиях T3SUCS, имевший классическое электрическое оборудование PCC и сиденья в конфигурации 1+1, нуждался в срочной омологации. Так появился улучшенный вариант – T3SUCS-DVC. В нем инженеры применили ряд изменений для удобства дальнейшей эксплуатации:
✅ кнопки открывания дверей по требованию
✅ замена дверей на двустворчатые распашные
✅ мягкие сидения в салоне
✅ новая светотехника
Вместо кремового цвета машины получили оранжево-красную окраску с белыми дверями. К кнопкам также добавили стрелки, чтобы пассажиры знали, как открывать двери. Улучшенная серия выпущена в 1992 году. В дальнейшем происходили и другие перемены: в 1994/95 годах у одной из машин исчезли мягкие кресла и улучшенная панель; в 2001/02 им вернули первоначальный цвет. Начиная с 2007-го все оставшиеся в ходу вагоны модернизировали до типа T3R.PLF.
Интересный опыт по коренной модернизации и омологации конструкции вагонов появился в 1999 году. Чтобы продлить срок службы подвижного состава и сделать его более комфортным и конкурентным (на фоне низкопольных трамваев), борт № 8090 доставили в Центральные мастерские пражской транспортной компании. В первоначальных планах стояла возможность доработки тем же образом всех находящихся в столичном парке вагонов T3SUCS.
Во взятом в качестве опытного образца вагоне проведен полный капитальный ремонт кузова, оригинального резистивного электрооборудования и замена кабины машиниста на более крупную типа T3M2-DVC. Также существующие лестницы уступили место нержавеющим аналогам и применена кнопочная предустановка открывания дверей. В остальном трамвай остался без изменений, и дальнейшие действия по этой схеме решили больше не продолжать.
Несмотря на то, что сборку вагонов T3SUCS прекратили еще во второй половине 90-х, они продолжают использоваться и сейчас. Все дело в том, что многие конструкции находятся в полностью рабочем состоянии, а до полной замены парка низкопольными трамваями еще очень далеко. Причем, данный факт касается и постсоветского пространства, и территории бывшей Чехословакии.
Тем не менее в чешской столице решили отдать дань популярному в начале 90-х трамваю – T3SUCS. Одна из моделей, имеющая бортовой № 7292, стала экспонатом местного музея общественного транспорта MHD. Ее вывели из эксплуатации в 2014 году (до этого трамвай использовался почти четверть века – с 1990-го).
После того как он стал экспонатом, вагон не подвергался никакому ремонту, который изменил бы его последнюю аутентичность. Внешний вид транспортного средства № 7292 на конец эксплуатации сохранен прежним. Он представляет собой завершение истории трамваев компании ЧКД с РСС, имеющей почти 60-летний период поставок на местный и рынки соседних стран.
Решением этого вопроса занимались не только в Усть-Катаве, но и в чехословацкой столице. Причем, последние как раз и считались законодателями моды на тот момент. Ведь КТМ-5 появился, в том числе, и благодаря конструктивному заимствованию от «коллеги», произведенного объединением ЧКД.
T3SUCS рядом с базовым T3. Фото автора
Так чехословацкие инженеры задумались о серьезной переработке устаревшей модели, предложив более вместительный вариант, лучше подходящий для стремительно растущих советских городов. Однако производство новых трамваев KT8D5 сильно затянулось и пришлось как-то срочно выходить из создавшегося положения. Поэтому началась сборка моделей T3SU и T3SUCS, технически основанных на привычной нашему пользователю «тройке».
Название, четко обозначавшее приоритетное направление использования
Все происходило так. Некоторым транспортным компаниям поставили запчасти для моделей Т3. Даже началось серийное производство нового оборудования ТВ1. Но старые трамваи часто уже не подходили в новых реалиях (причина в том, что 1-я и 3-я двери расположены не ровно, а немного наклонены, а это препятствует скоростному движению).
Так стартовала коренная модернизация существующих моделей. Компании также решали, покупать ли новые T6B5CS или ждать выпуска KT8D5, которые должны были устранить все недостатки. Еще одной проблемой стал частый выход из строя поставляемого оборудования: ТВ2 и ТВ3.
Все свелось к тому, что в 1982 году появилась новинка T3SUCS, ставшая текущим и временным решением проблемы. Этот полностью обновленный вариант имел латинскую аббревиатуру, показывающую четкое направления его будущего использования.
Изначально он именовался T3SU, где две заглавные буквы обозначали «Совиет Юнион» («Советский Союз»). Это служило подтверждением того, что трамвай сразу ориентировался как экспортный вариант для советского рынка. Но позже добавились еще две буквы CS («Чехословакия»). И это неспроста, таким образом чехи показали, что решили трамвай, созданный для использования на территории СССР, приспособить и к внутреннему рынку.
Рабочее место водителя. Фото автора
Дело в том, что компания не захотела производить два типа одновременно. Ведь работы по KT8D5 тоже уже подходили к концу и его можно было отправлять в серию. Учитывая такое сложное положение дел, видоизменившийся в наименовании T3SUCS стал новой моделью и для советских, и для чехословацких городов. Местные муниципалитеты начали закупать целые партии этих трамваев, несмотря на то что они имели не очень экономичное электрооборудование. Правда, в то же время, новинка обладала и рядом преимуществ:
✅ закрытой кабиной
✅ фронтальной ориентацией под стеклом (управление изнутри)
✅ сиденьями в конфигурации 2+1
В итоге пражская транспортная компания закупила 20 единиц первичной конструкции. После этого технику слегка доработали и с 1990 года в чехословацкую столицу начали поступать улучшенные T3SUCS. Всего в первой половине десятилетия поставлено 272 единицы, из которых небольшая часть – для местного использования. Так модель влилась в парки нескольких чешских городов. Вот их список (в скобках – на ходу и сегодня):
✅ Прага – 9 (4)
✅ Либерец – 4 (4)
✅ Мост – 1(1)
Получил трамвай широкое распространение и на постсоветском пространстве. В России он прижился в городе Курск, где в последнее время продолжало эксплуатироваться четыре из семи поставленных единиц. Три экземпляра попали и в словацкую столицу (один уже выведен из эксплуатации).
Передняя часть T3SUCS с поворотниками. Фото автора
Шестнадцать таких образцов техники достигли и далекой столицы КНДР. Причем, закрытой стране приходится очень бережно относиться к имеющейся технике. Поэтому все северокорейские трамваи до сих пор активно используются. Более того, местные инженеры пытаются поддерживать их в хорошем состоянии и проводить частичную модернизацию.
Доработки и осовременивание оборудования вагонов
Сама по себе неплохая модель появилась в не самое лучшее для нее время. Если на закрытом рынке социалистических стран такие трамваи пользовались несомненным спросом, то политические перемены 90-х внесли свои коррективы. С того момента стал доступен западный рынок, имевший более прогрессивные вагонные конструкции. Особенно приобрела популярность идея постепенного перевода трамвайных парков на полностью низкопольные модели.
В этих условиях T3SUCS, имевший классическое электрическое оборудование PCC и сиденья в конфигурации 1+1, нуждался в срочной омологации. Так появился улучшенный вариант – T3SUCS-DVC. В нем инженеры применили ряд изменений для удобства дальнейшей эксплуатации:
✅ кнопки открывания дверей по требованию
✅ замена дверей на двустворчатые распашные
✅ мягкие сидения в салоне
✅ новая светотехника
Вместо кремового цвета машины получили оранжево-красную окраску с белыми дверями. К кнопкам также добавили стрелки, чтобы пассажиры знали, как открывать двери. Улучшенная серия выпущена в 1992 году. В дальнейшем происходили и другие перемены: в 1994/95 годах у одной из машин исчезли мягкие кресла и улучшенная панель; в 2001/02 им вернули первоначальный цвет. Начиная с 2007-го все оставшиеся в ходу вагоны модернизировали до типа T3R.PLF.
Интересный опыт по коренной модернизации и омологации конструкции вагонов появился в 1999 году. Чтобы продлить срок службы подвижного состава и сделать его более комфортным и конкурентным (на фоне низкопольных трамваев), борт № 8090 доставили в Центральные мастерские пражской транспортной компании. В первоначальных планах стояла возможность доработки тем же образом всех находящихся в столичном парке вагонов T3SUCS.
Салон 1+1 изначально имел пластиковые сидения. Фото автора
Во взятом в качестве опытного образца вагоне проведен полный капитальный ремонт кузова, оригинального резистивного электрооборудования и замена кабины машиниста на более крупную типа T3M2-DVC. Также существующие лестницы уступили место нержавеющим аналогам и применена кнопочная предустановка открывания дверей. В остальном трамвай остался без изменений, и дальнейшие действия по этой схеме решили больше не продолжать.
Завершение выпуска, но продолжение эксплуатации
Несмотря на то, что сборку вагонов T3SUCS прекратили еще во второй половине 90-х, они продолжают использоваться и сейчас. Все дело в том, что многие конструкции находятся в полностью рабочем состоянии, а до полной замены парка низкопольными трамваями еще очень далеко. Причем, данный факт касается и постсоветского пространства, и территории бывшей Чехословакии.
Тем не менее в чешской столице решили отдать дань популярному в начале 90-х трамваю – T3SUCS. Одна из моделей, имеющая бортовой № 7292, стала экспонатом местного музея общественного транспорта MHD. Ее вывели из эксплуатации в 2014 году (до этого трамвай использовался почти четверть века – с 1990-го).
Среди других экспонатом музея MHD. Фото автора
После того как он стал экспонатом, вагон не подвергался никакому ремонту, который изменил бы его последнюю аутентичность. Внешний вид транспортного средства № 7292 на конец эксплуатации сохранен прежним. Он представляет собой завершение истории трамваев компании ЧКД с РСС, имеющей почти 60-летний период поставок на местный и рынки соседних стран.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
Внедорожники УАЗ оперативно доработали на заводе – критика подействовала
Забеспокоившись из-за критики на правительственном уровне, руководство Sollers поспешило доработать автомобили. И это первый случай массовых переделок из-за...
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
Модернизация «Авроры» – легенда снова на рельсах
Это поезд курсировал между Москвой и Ленинградом еще в 60-е. Сегодня технику из прошлого снова запускают в эксплуатацию. А ведь в истории состава было много...
Российский завод «Кургандормаш» «расширяется» семимильными шагами
Завод открыл новую производственную площадку, которая позволит кратно нарастить объемы производства, и останавливаться на этом не собирается. Подробнее об этом...
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
Российские авиадвигатели будут делать быстрее – внедрено новое сварочное оборудование
Оборудование тоже отечественного производства, кстати. А это значит, что выпуск российских авиалайнеров ускорится....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
Два обхода трассы Р-255 запустят раньше срока
Долгожданные обходы планировались уже больше 50 лет. Ожидается запуск двух важных объектов. Проект планируют сдать раньше срока....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...