
Футуристичный концепт Volvo LCP 2000 1983 года с множеством прогрессивных решений
Трехцилиндровый турбодизель на альтернативном топливе, небольшой вес и отличная аэродинамика. Неплохо, скажите вы, для какого-нибудь современного образца. Но, постойте, речь пойдет не о нынешней машине, а об этюде Volvo, который появился ровно четыре десятилетия назад. Уже интересно? Давайте вместе вспомним об одном из самых ярких прототипов шведской компании, так и не дождавшемся выхода в серию.
Производители всегда искали пути снижения расхода горючего в своих моделях. Для этого использовали легкие материалы или снижали коэффициент сопротивления воздуха до значений, которыми прежде гордились только аэродинамические исследования. Они и сегодня пытаются применять альтернативные виды топлива. Только в этом нет ничего нового. Volvo представила концепт подобного авто уже в конце лета 1983 года.
Прототип Volvo LCP 2000 получил неплохой и передовой дизайн. Фото: volvocars.com
Конечно, он не был электромобилем, хотя шведы уже имели опыт разработки таких концепций в 1976 и 1977 годах. Тогда построили два прототипа симпатичной двухместной квадратной конструкции с практичной вертикальной задней частью и парой скользящих дверей. Теперь группа дизайнеров двигалась в другом направлении, создавая некий «автомобиль будущего».
Тогда творческую группу предприятия возглавил инженер Рольф Мелльде. Идея более крупного и экологически чистого автомобиля родилась два года спустя, частично на основе сверхлегкого «Эллен». Ребята же постарались довести задумку до относительного совершенства.
Однако в то время футуристические концепции не считались чем-то необычным. Большинство ведущих брендов выдавали что-то похожее, ведь до начала тысячелетия оставалось еще много времени. Как вы можете знать, и советские конструкторы тоже пытались создать теоретический «автомобиль нового тысячелетия». Особенно в этом преуспели инженеры НАМИ.
Команде же под руководством Мелльде пришлось использовать новые материалы и технологии. В ход пошли даже элементы, которые еще только находились в стадии разработки. Поставленная задача гласила, чтобы будущий концепт соответствовал ряду требований:
✅ трехдверный хетчбэк или универсал
✅ вес около 700 кг
✅ расход топлива в районе трех литров
В конце 70-х такие параметры казались нереальными. Наконец, были построены четыре функциональных образца (LCP1-4), отличавшихся некоторыми деталями и окраской. Их премьера состоялась не на каком-либо автосалоне, а на гораздо более подходящем мероприятии: экологическом семинаре в Стокгольме. Основу для них выбрали запланированную ранее:
✅ квадратный клиновидный кузов
✅ одна пара боковых дверей
✅ пластиковая крышка багажника на верхних петлях
Последний простирался глубоко до крыши и одновременно служил входом на задние сидения. Умно, не правда ли? Посадочные места развернули против направления движения – подобную конфигурацию использовали, например, универсалы Peugeot и Mercedes. Но там шла речь о третьем ряде, а не втором. Подголовники изготовили массивными, потому что задний ряд делил их с передним. Кроме того, попасть внутрь было довольно легко.
Бесспорно, одним из самых интересных элементов конструкции являлись силовые агрегаты – поперечно расположенные рядные трехцилиндровые турбодизели. При строительстве экспериментального образца с непосредственным впрыском (совместно с британским специалистом Рикардо) использовали легкий магниевый сплав – даже для блока. Поэтому меньший мотор получил следующие характеристики:
✅ рабочий объемом 1279 куб. см
✅ мощность около 50 (по некоторым данным – 53) л. с
✅ вес мотора всего 98 кг
Второй агрегат уже обеспечивал солидные 90 «лошадок» (66 кВт) при чуть большем объеме в 1387 куб. см. Он выполнен из чугуна с алюминиевой головкой и теплоизоляцией. Для поддержания оптимальной температуры использовалось только моторное масло, а не вода, поэтому выбрали масляный радиатор соответствующих размеров.
Трехдверный кузов Volvo LCP 2000. Фото: volvocars.com
Этот вариант стал воплощением в жизнь изобретения немца Людвига Эльсбетта. Он использовал турбо ККК, а общий вес агрегата составил 130 кг. Он вполне мог работать на подсолнечном или рапсовом масле или их примесях в дизеле, поэтому в машинах часто пахло мобильным фастфудом. Расход в городе составил 4,2 л/100 км, а на трассе – сверхнизкие 2,9 литра. Легковой автомобиль обладал следующими показателями:
✅ масса – 707 кг
✅ максимальная скорость – 177 км/ч
✅ разгон с места до 100 км/ч за 11 секунд
Передний привод считался само собой разумеющимся. Альтернативой пятиступенчатой коробке передач с прямым переключением стал вариатор с электронным управлением. Не будем забывать, что в середине 70-х годов Volvo купила легковое автомобильное подразделение голландской DAF, которая долгое время занималась разработкой Variomatic. Так что в этом плане не имелось никаких проблем.
Удлиненная передняя часть версии в кузове «универсал». Фото: Википедия
Аккумулятор нашел свое место в бежевом салоне, между сиденьями. Да, как понимаете, это была обычная бортовая батарея, а не современный гибрид. Топливный бак находился рядом с ним, в том же пространстве. В качестве системы управления использована немецкая ZF.
На кузовах также применялись различные виды пластика, обеспечив отличный коэффициент аэродинамического сопротивления. Для деталей шасси использовали стеклопластик, алюминиевый и магниевый сплавы. Традиционной стали понадобилось всего лишь 150 кг.
Это делалось не только для того, чтобы конструкторы могли достичь упомянутого выше веса, но и для облегчения переработки в будущем. Технические ноу-хау в отношении магния предоставила полугосударственная компания Norsk Hydro ASA, которая даже пыталась войти в капитал Volvo. Она должна была завладеть 40 % акций, но в конечном итоге, потерпела неудачу.
Кроме того, для дверных коробок разработчики использовали новый, дорогой, прочный, легкий и во многом непроверенный экзотический материал: карбоновые композиты. Шасси с колесной базой 2,54 м выделялось достаточным комфортом благодаря газожидкостной подвеске Hydragas от автомобилей British Leyland.
Необычное решение багажного пространства и заднего ряда. Фото: volvocars.com
Пол представлял собой единую пластиковую отливку, к которой прикрепили панели из того же материала или металла . Поперечная балка улучшала защиту от бокового удара, один из прототипов даже имел полностью карбоновый каркас. Обильное остекление открывало прекрасный вид из салона. Общие размеры составляли:
✅ длина – 3,98 м
✅ ширина – 1,65 м
✅ высота – 1,3 м
Результаты проекта LCP, к сожалению, в серийное производство так и не пошли. Рынок пока не был готов к такому, пусть и легкому, удобному автомобилю. Цена на него оказалась бы астрономической. Желаемое производство в количестве 10 тысяч штук в год осталось лишь в мечтах.
На дорогах продолжали доминировать обычные авто, ключевыми характеристиками которых являлись мощность и производительность. Тем не менее, интерес вызвала концептуальная идея о жизненном цикле автомобиля с последующей полной переработкой. Отголоски футуристической конструкции проявились в трехдверном голландском Volvo 480, премьера которого состоялась в 1986 году. В концептах только отсутствовали складные фары, полученные последним.
Сильно напоминает футуристичный прототип «Таврии» ЗАЗ-1106. Фото: volvocars.com
Позже Volvo начала разрабатывать стратегию экологически чистой продукции. Однако творческий потенциал Рольфа Мелльде и его команды нельзя отрицать даже спустя 40 лет. Ведь сегодня все постепенно отказываются от дизельных двигателей и настойчиво отдают предпочтение электромобилям с аккумуляторами. Которые пока еще достаточно тяжелы, дороги и сложны в производстве и переработке.
А что касается рассматриваемого концепта, то в заводских коллекциях сохранился один LCP 2000, находящийся в музее компании Volvo (Гетеборг). Это последний LCP 4, выпущенный с покатой крышей. Он напоминает более поздние серийные творения Mazda (купе 323F) или Citroen (C4 Coupe серии L), только меньших размеров.
Производители всегда искали пути снижения расхода горючего в своих моделях. Для этого использовали легкие материалы или снижали коэффициент сопротивления воздуха до значений, которыми прежде гордились только аэродинамические исследования. Они и сегодня пытаются применять альтернативные виды топлива. Только в этом нет ничего нового. Volvo представила концепт подобного авто уже в конце лета 1983 года.

Конечно, он не был электромобилем, хотя шведы уже имели опыт разработки таких концепций в 1976 и 1977 годах. Тогда построили два прототипа симпатичной двухместной квадратной конструкции с практичной вертикальной задней частью и парой скользящих дверей. Теперь группа дизайнеров двигалась в другом направлении, создавая некий «автомобиль будущего».
Концепция, которая выглядела бы свежо и в XXI веке
Тогда творческую группу предприятия возглавил инженер Рольф Мелльде. Идея более крупного и экологически чистого автомобиля родилась два года спустя, частично на основе сверхлегкого «Эллен». Ребята же постарались довести задумку до относительного совершенства.
LCP (Light Component Project) должен был представлять собой чрезвычайно экономичный и безопасный хэтчбек, пригодный для использования даже в 2000 году. Именно поэтому, в конце концов, в названии появилась такая цифра.
Однако в то время футуристические концепции не считались чем-то необычным. Большинство ведущих брендов выдавали что-то похожее, ведь до начала тысячелетия оставалось еще много времени. Как вы можете знать, и советские конструкторы тоже пытались создать теоретический «автомобиль нового тысячелетия». Особенно в этом преуспели инженеры НАМИ.
Команде же под руководством Мелльде пришлось использовать новые материалы и технологии. В ход пошли даже элементы, которые еще только находились в стадии разработки. Поставленная задача гласила, чтобы будущий концепт соответствовал ряду требований:
✅ трехдверный хетчбэк или универсал
✅ вес около 700 кг
✅ расход топлива в районе трех литров
В конце 70-х такие параметры казались нереальными. Наконец, были построены четыре функциональных образца (LCP1-4), отличавшихся некоторыми деталями и окраской. Их премьера состоялась не на каком-либо автосалоне, а на гораздо более подходящем мероприятии: экологическом семинаре в Стокгольме. Основу для них выбрали запланированную ранее:
✅ квадратный клиновидный кузов
✅ одна пара боковых дверей
✅ пластиковая крышка багажника на верхних петлях
Последний простирался глубоко до крыши и одновременно служил входом на задние сидения. Умно, не правда ли? Посадочные места развернули против направления движения – подобную конфигурацию использовали, например, универсалы Peugeot и Mercedes. Но там шла речь о третьем ряде, а не втором. Подголовники изготовили массивными, потому что задний ряд делил их с передним. Кроме того, попасть внутрь было довольно легко.
Турбодизели на биотопливе
Бесспорно, одним из самых интересных элементов конструкции являлись силовые агрегаты – поперечно расположенные рядные трехцилиндровые турбодизели. При строительстве экспериментального образца с непосредственным впрыском (совместно с британским специалистом Рикардо) использовали легкий магниевый сплав – даже для блока. Поэтому меньший мотор получил следующие характеристики:
✅ рабочий объемом 1279 куб. см
✅ мощность около 50 (по некоторым данным – 53) л. с
✅ вес мотора всего 98 кг
Второй агрегат уже обеспечивал солидные 90 «лошадок» (66 кВт) при чуть большем объеме в 1387 куб. см. Он выполнен из чугуна с алюминиевой головкой и теплоизоляцией. Для поддержания оптимальной температуры использовалось только моторное масло, а не вода, поэтому выбрали масляный радиатор соответствующих размеров.

Этот вариант стал воплощением в жизнь изобретения немца Людвига Эльсбетта. Он использовал турбо ККК, а общий вес агрегата составил 130 кг. Он вполне мог работать на подсолнечном или рапсовом масле или их примесях в дизеле, поэтому в машинах часто пахло мобильным фастфудом. Расход в городе составил 4,2 л/100 км, а на трассе – сверхнизкие 2,9 литра. Легковой автомобиль обладал следующими показателями:
✅ масса – 707 кг
✅ максимальная скорость – 177 км/ч
✅ разгон с места до 100 км/ч за 11 секунд
Передний привод считался само собой разумеющимся. Альтернативой пятиступенчатой коробке передач с прямым переключением стал вариатор с электронным управлением. Не будем забывать, что в середине 70-х годов Volvo купила легковое автомобильное подразделение голландской DAF, которая долгое время занималась разработкой Variomatic. Так что в этом плане не имелось никаких проблем.

Аккумулятор нашел свое место в бежевом салоне, между сиденьями. Да, как понимаете, это была обычная бортовая батарея, а не современный гибрид. Топливный бак находился рядом с ним, в том же пространстве. В качестве системы управления использована немецкая ZF.
Алюминий, магний и композиты в конструкции
На кузовах также применялись различные виды пластика, обеспечив отличный коэффициент аэродинамического сопротивления. Для деталей шасси использовали стеклопластик, алюминиевый и магниевый сплавы. Традиционной стали понадобилось всего лишь 150 кг.
Это делалось не только для того, чтобы конструкторы могли достичь упомянутого выше веса, но и для облегчения переработки в будущем. Технические ноу-хау в отношении магния предоставила полугосударственная компания Norsk Hydro ASA, которая даже пыталась войти в капитал Volvo. Она должна была завладеть 40 % акций, но в конечном итоге, потерпела неудачу.
Кроме того, для дверных коробок разработчики использовали новый, дорогой, прочный, легкий и во многом непроверенный экзотический материал: карбоновые композиты. Шасси с колесной базой 2,54 м выделялось достаточным комфортом благодаря газожидкостной подвеске Hydragas от автомобилей British Leyland.

Пол представлял собой единую пластиковую отливку, к которой прикрепили панели из того же материала или металла . Поперечная балка улучшала защиту от бокового удара, один из прототипов даже имел полностью карбоновый каркас. Обильное остекление открывало прекрасный вид из салона. Общие размеры составляли:
✅ длина – 3,98 м
✅ ширина – 1,65 м
✅ высота – 1,3 м
Планируемые 10 тысяч автомобилей в год остались лишь мечтой
Результаты проекта LCP, к сожалению, в серийное производство так и не пошли. Рынок пока не был готов к такому, пусть и легкому, удобному автомобилю. Цена на него оказалась бы астрономической. Желаемое производство в количестве 10 тысяч штук в год осталось лишь в мечтах.
На дорогах продолжали доминировать обычные авто, ключевыми характеристиками которых являлись мощность и производительность. Тем не менее, интерес вызвала концептуальная идея о жизненном цикле автомобиля с последующей полной переработкой. Отголоски футуристической конструкции проявились в трехдверном голландском Volvo 480, премьера которого состоялась в 1986 году. В концептах только отсутствовали складные фары, полученные последним.

Позже Volvo начала разрабатывать стратегию экологически чистой продукции. Однако творческий потенциал Рольфа Мелльде и его команды нельзя отрицать даже спустя 40 лет. Ведь сегодня все постепенно отказываются от дизельных двигателей и настойчиво отдают предпочтение электромобилям с аккумуляторами. Которые пока еще достаточно тяжелы, дороги и сложны в производстве и переработке.
А что касается рассматриваемого концепта, то в заводских коллекциях сохранился один LCP 2000, находящийся в музее компании Volvo (Гетеборг). Это последний LCP 4, выпущенный с покатой крышей. Он напоминает более поздние серийные творения Mazda (купе 323F) или Citroen (C4 Coupe серии L), только меньших размеров.
- Иван Гончаров
- volvocars.com, Википедия
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....