
Caterham Project V: как британцы свой первый электрокар придумывали
В июле 2023 года британский бренд спорткаров Caterham показал тизер своего первого полностью электрического автомобиля. По словам компании, Project V поступит в продажу в конце 2025 либо в начале 2026 года и ознаменует новую эпоху для автопрома как минимум внутри Британии. А пока на туманном Альбионе настраивают производство, мы подробно рассмотрим особенности модели.
Project V – действительно важный для Caterham проект во всех смыслах. Как минимум этот первый электрический автомобиль бренда, что уже само по себе прорыв для компании. Второй аргумент в пользу важности – тот факт, что это первая разработка с момента выхода Caterham 21 в 1994 году.
В то время, как упомянутый родстер из 90-х был выпущен в количестве всего 48 экземпляров за все годы существования, Project V по планам компании будет производиться в объеме не менее 2000 экземпляров ежегодно. Вероятно, что название модели будет изменено перед выходом на рынок.
При взгляде на кузов спереди мелькает некоторое сходство с Porsche. Фото: youtube.com
Дизайн Caterham Project V разработан не абы кем, а дизайнерами под кураторством самого Энтони Джанарелли. Француз с ярко выраженной итальянской фамилией широко известен в индустрии. В его владении даже есть автокомпания Jannarelly Automotive, которая тоже производит спорткары.
Caterham 21, Alpine A110 и Piech GT – вот эти три автомобиля, дизайн которых был взят за основу на этапе создания Project V. Электрокар, судя по уже доступным фото, сохранил преемственность, в то же время имеет уникальные черты. Интересно, что его фары похожи на то, что мы видели у Porsche.
Caterham Project V – это трехместное купе с посадочной формулой 2 + 1 (или 2 + 2 в качестве опции). В основе кузова лежит легкое высокотехнологичное шасси из углеродного волокна и алюминиевого композита. Габариты автомобиля таковы: 4255х1893х1226 мм. Спорткар получился и правда крайне легким: в полном снаряжении и с формулой 2 +1 без пассажиров автомобиль весит всего 1190 кг.
Несмотря на не очень большие размеры, за счет низкой посадки автомобиль выглядит длиннее, чем есть на самом деле. Фото: youtube.com
Несмотря на некоторые сходства с Caterham 21, Project V явно не похож ни на один из автомобилей британского бренда, вышедших до этого. Его кузов отличается сильно выступающими «крыльями», сравнительно узким кокпитом и нестандартными овальными фонарями в задней части. В отличие от остальных машин Caterham, электрокар получил обтекаемые формы для лучшей аэродинамики.
Купе Project V построено на 400-вольтовой архитектуре с поддержкой аккумулятора емкостью до 55 кВт*ч. Батарея предусмотрительно разделена на два отдельных модуля и находится под полом. Большая по площади часть расположилась в районе передних сидений, начинается от колесной оси и заканчивается в районе спинок кресел. Второй модуль меньших размеров – перед задней осью.
Нестандартные задние фары выглядят спорно, так как есть сомнения в том, что их свет будет хорошо виден днем. Фото: youtube.com
Аккумулятор разделен на два блока специально для того, чтобы установить передние сиденья как можно ниже. Благодаря этому купе получило низкий центр тяжести, а это бонус для управляемости.
Литий-ионная батарея также получила улучшенную систему терморегулирования для защиты АКБ от перегрева и преждевременной деградации из-за длительного воздействия высоких температур. Модульная компоновка аккумулятора также позволит менять его отдельные части, а не целиком.
С чем у модели нет проблем, так это с аэродинамикой. Фото: youtube.com
Что касается двигателя, спортивный электрокар приводится в движение единственным мотором на 272 л. с. мощности. Классической трансмиссии, очевидно, нет – вместо нее стоит редуктор, который меняет направление движения. Несмотря на всего один мотор, динамика у спорткара неплохая:
✅ разгон от 0 до 100 км/ч – 4,5 секунды
✅ максимальная скорость – 230 км/ч
✅ запас хода по циклу WLTP – 400 км
Используя зарядное устройство максимальной разрешенной мощности (150 кВт), владелец сможет зарядить аккумулятор с исходных 20 до 80 % всего лишь за 15 минут. Запас хода не очень большой, но конкретно для Project V это не проблема, так как автомобиль и не позиционируется как машина для дальних поездок. В пределах той же Великобритании или Японии показатель вполне неплохой.
На передней и задней колесных осях Project V реализована полностью независимая подвеска при участии двойных поперечных рычагов. Амортизаторы и пружины регулируемые, благодаря чему из салона можно немного изменять дорожный просвет, адаптируя автомобиль к дорожным условиям.
Салон сделали просторным и с данью уважения к классике. Фото: youtube.com
В качестве заводских шин на передние колеса Project V будут ставить Michelin Pilot Sport 4S 235/35 R19, на задние – аналогичную модель, но другой размерности, а именно более крупные 285/30 R20.
С торможением проблем точно не будет, так как на всех четырех колесах установлены массивные тормозные диски с перфорацией на большой площади. Волноваться о перегреве не будет нужды.
Если снаружи Project V смотрится довольно современно и в духе времени, салон сделан несколько «старомодным». Даже цифровая приборная панель сделана в виде аналоговой – это не один экран, как в последних электрокарах, а два крупных дисплея круглой формы и еще два дополнительных.
Позади передних сидений есть еще одно, расположенное по центру. Фото: youtube.com
На центральной панели мы видим большой сенсорный дисплей, на который выводится навигация и опции мультимедийной системы. Над ним – три круглых экрана в винтажном стиле, а между ними – два дефлектора круиз-контроля. Под основным тачскрином – линия физических переключателей.
Центрального тоннеля как такового в салоне нет, и это не очень удобно – некуда положить руку или поставить тот же стакан. Зато удалось поставить более широкие сиденья и дать больше свободного места для ног водителя и переднего пассажира. С учетом этого отсутствие тоннеля можно простить.
В это сложно поверить, но Project V с некоторыми условностями можно использовать и в качестве семейного автомобиля. В случае с посадочной формулой 2 + 1 на втором ряду прямо в центре стоит сиденье, на которое можно усадить ребенка. Но не забываем и про 2 + 2 за дополнительную плату.
Точные спецификации хотя бы базовой комплектации Caterham Project V пока держатся в секрете. Из того, что известно – автомобиль получит климат-контроль, электрические стеклоподъемники на всех стеклах, виртуальную приборную панель, электроусилитель рулевого управления. Интересно, что все эти опции впервые появятся в автомобиле британского бренда – раньше этого не случалось.
Помимо сенсорного экрана есть россыпь физических кнопок для управления климат-контролем и не только. Фото: youtube.com
Известно и то, что электрокар предложит водителю один из трех режимов вождения. Вероятно, это будут отдельные настройки для повседневной езды и для передвижения по спортивному треку.
На конец 2023 года у британцев есть один полностью готовый тестовый образец Project V, которому до начала серийного производства предстоит пройти далеко не одно испытание на треке. Вероятно, что в серию машина пойдет в несколько ином виде, чем в том, который мы можем видеть сейчас.
Компания Caterham планирует отправить электрическое купе Project V в продажу максимум в 2026 году. Начальная цена базовой комплектации – немногим менее 80 тысяч фунтов стерлингов, что по актуальному курсу валют составляет немногим более 102 тысяч долларов США или 9,18 млн рублей.
Краткая история
Project V – действительно важный для Caterham проект во всех смыслах. Как минимум этот первый электрический автомобиль бренда, что уже само по себе прорыв для компании. Второй аргумент в пользу важности – тот факт, что это первая разработка с момента выхода Caterham 21 в 1994 году.
В то время, как упомянутый родстер из 90-х был выпущен в количестве всего 48 экземпляров за все годы существования, Project V по планам компании будет производиться в объеме не менее 2000 экземпляров ежегодно. Вероятно, что название модели будет изменено перед выходом на рынок.

Дизайн Caterham Project V разработан не абы кем, а дизайнерами под кураторством самого Энтони Джанарелли. Француз с ярко выраженной итальянской фамилией широко известен в индустрии. В его владении даже есть автокомпания Jannarelly Automotive, которая тоже производит спорткары.
Caterham 21, Alpine A110 и Piech GT – вот эти три автомобиля, дизайн которых был взят за основу на этапе создания Project V. Электрокар, судя по уже доступным фото, сохранил преемственность, в то же время имеет уникальные черты. Интересно, что его фары похожи на то, что мы видели у Porsche.
Размеры и дизайн
Caterham Project V – это трехместное купе с посадочной формулой 2 + 1 (или 2 + 2 в качестве опции). В основе кузова лежит легкое высокотехнологичное шасси из углеродного волокна и алюминиевого композита. Габариты автомобиля таковы: 4255х1893х1226 мм. Спорткар получился и правда крайне легким: в полном снаряжении и с формулой 2 +1 без пассажиров автомобиль весит всего 1190 кг.

Несмотря на некоторые сходства с Caterham 21, Project V явно не похож ни на один из автомобилей британского бренда, вышедших до этого. Его кузов отличается сильно выступающими «крыльями», сравнительно узким кокпитом и нестандартными овальными фонарями в задней части. В отличие от остальных машин Caterham, электрокар получил обтекаемые формы для лучшей аэродинамики.
Архитектура и мотор
Купе Project V построено на 400-вольтовой архитектуре с поддержкой аккумулятора емкостью до 55 кВт*ч. Батарея предусмотрительно разделена на два отдельных модуля и находится под полом. Большая по площади часть расположилась в районе передних сидений, начинается от колесной оси и заканчивается в районе спинок кресел. Второй модуль меньших размеров – перед задней осью.

Аккумулятор разделен на два блока специально для того, чтобы установить передние сиденья как можно ниже. Благодаря этому купе получило низкий центр тяжести, а это бонус для управляемости.
Литий-ионная батарея также получила улучшенную систему терморегулирования для защиты АКБ от перегрева и преждевременной деградации из-за длительного воздействия высоких температур. Модульная компоновка аккумулятора также позволит менять его отдельные части, а не целиком.

Что касается двигателя, спортивный электрокар приводится в движение единственным мотором на 272 л. с. мощности. Классической трансмиссии, очевидно, нет – вместо нее стоит редуктор, который меняет направление движения. Несмотря на всего один мотор, динамика у спорткара неплохая:
✅ разгон от 0 до 100 км/ч – 4,5 секунды
✅ максимальная скорость – 230 км/ч
✅ запас хода по циклу WLTP – 400 км
Используя зарядное устройство максимальной разрешенной мощности (150 кВт), владелец сможет зарядить аккумулятор с исходных 20 до 80 % всего лишь за 15 минут. Запас хода не очень большой, но конкретно для Project V это не проблема, так как автомобиль и не позиционируется как машина для дальних поездок. В пределах той же Великобритании или Японии показатель вполне неплохой.
Что там с подвеской?
На передней и задней колесных осях Project V реализована полностью независимая подвеска при участии двойных поперечных рычагов. Амортизаторы и пружины регулируемые, благодаря чему из салона можно немного изменять дорожный просвет, адаптируя автомобиль к дорожным условиям.

В качестве заводских шин на передние колеса Project V будут ставить Michelin Pilot Sport 4S 235/35 R19, на задние – аналогичную модель, но другой размерности, а именно более крупные 285/30 R20.
С торможением проблем точно не будет, так как на всех четырех колесах установлены массивные тормозные диски с перфорацией на большой площади. Волноваться о перегреве не будет нужды.
Оформление салона
Если снаружи Project V смотрится довольно современно и в духе времени, салон сделан несколько «старомодным». Даже цифровая приборная панель сделана в виде аналоговой – это не один экран, как в последних электрокарах, а два крупных дисплея круглой формы и еще два дополнительных.

На центральной панели мы видим большой сенсорный дисплей, на который выводится навигация и опции мультимедийной системы. Над ним – три круглых экрана в винтажном стиле, а между ними – два дефлектора круиз-контроля. Под основным тачскрином – линия физических переключателей.
Центрального тоннеля как такового в салоне нет, и это не очень удобно – некуда положить руку или поставить тот же стакан. Зато удалось поставить более широкие сиденья и дать больше свободного места для ног водителя и переднего пассажира. С учетом этого отсутствие тоннеля можно простить.
В это сложно поверить, но Project V с некоторыми условностями можно использовать и в качестве семейного автомобиля. В случае с посадочной формулой 2 + 1 на втором ряду прямо в центре стоит сиденье, на которое можно усадить ребенка. Но не забываем и про 2 + 2 за дополнительную плату.
Коротко про оснащение
Точные спецификации хотя бы базовой комплектации Caterham Project V пока держатся в секрете. Из того, что известно – автомобиль получит климат-контроль, электрические стеклоподъемники на всех стеклах, виртуальную приборную панель, электроусилитель рулевого управления. Интересно, что все эти опции впервые появятся в автомобиле британского бренда – раньше этого не случалось.

Известно и то, что электрокар предложит водителю один из трех режимов вождения. Вероятно, это будут отдельные настройки для повседневной езды и для передвижения по спортивному треку.
Когда выйдет и за сколько?
На конец 2023 года у британцев есть один полностью готовый тестовый образец Project V, которому до начала серийного производства предстоит пройти далеко не одно испытание на треке. Вероятно, что в серию машина пойдет в несколько ином виде, чем в том, который мы можем видеть сейчас.
Компания Caterham планирует отправить электрическое купе Project V в продажу максимум в 2026 году. Начальная цена базовой комплектации – немногим менее 80 тысяч фунтов стерлингов, что по актуальному курсу валют составляет немногим более 102 тысяч долларов США или 9,18 млн рублей.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас