
Caterham Project V: как британцы свой первый электрокар придумывали
В июле 2023 года британский бренд спорткаров Caterham показал тизер своего первого полностью электрического автомобиля. По словам компании, Project V поступит в продажу в конце 2025 либо в начале 2026 года и ознаменует новую эпоху для автопрома как минимум внутри Британии. А пока на туманном Альбионе настраивают производство, мы подробно рассмотрим особенности модели.
Project V – действительно важный для Caterham проект во всех смыслах. Как минимум этот первый электрический автомобиль бренда, что уже само по себе прорыв для компании. Второй аргумент в пользу важности – тот факт, что это первая разработка с момента выхода Caterham 21 в 1994 году.
В то время, как упомянутый родстер из 90-х был выпущен в количестве всего 48 экземпляров за все годы существования, Project V по планам компании будет производиться в объеме не менее 2000 экземпляров ежегодно. Вероятно, что название модели будет изменено перед выходом на рынок.
При взгляде на кузов спереди мелькает некоторое сходство с Porsche. Фото: youtube.com
Дизайн Caterham Project V разработан не абы кем, а дизайнерами под кураторством самого Энтони Джанарелли. Француз с ярко выраженной итальянской фамилией широко известен в индустрии. В его владении даже есть автокомпания Jannarelly Automotive, которая тоже производит спорткары.
Caterham 21, Alpine A110 и Piech GT – вот эти три автомобиля, дизайн которых был взят за основу на этапе создания Project V. Электрокар, судя по уже доступным фото, сохранил преемственность, в то же время имеет уникальные черты. Интересно, что его фары похожи на то, что мы видели у Porsche.
Caterham Project V – это трехместное купе с посадочной формулой 2 + 1 (или 2 + 2 в качестве опции). В основе кузова лежит легкое высокотехнологичное шасси из углеродного волокна и алюминиевого композита. Габариты автомобиля таковы: 4255х1893х1226 мм. Спорткар получился и правда крайне легким: в полном снаряжении и с формулой 2 +1 без пассажиров автомобиль весит всего 1190 кг.
Несмотря на не очень большие размеры, за счет низкой посадки автомобиль выглядит длиннее, чем есть на самом деле. Фото: youtube.com
Несмотря на некоторые сходства с Caterham 21, Project V явно не похож ни на один из автомобилей британского бренда, вышедших до этого. Его кузов отличается сильно выступающими «крыльями», сравнительно узким кокпитом и нестандартными овальными фонарями в задней части. В отличие от остальных машин Caterham, электрокар получил обтекаемые формы для лучшей аэродинамики.
Купе Project V построено на 400-вольтовой архитектуре с поддержкой аккумулятора емкостью до 55 кВт*ч. Батарея предусмотрительно разделена на два отдельных модуля и находится под полом. Большая по площади часть расположилась в районе передних сидений, начинается от колесной оси и заканчивается в районе спинок кресел. Второй модуль меньших размеров – перед задней осью.
Нестандартные задние фары выглядят спорно, так как есть сомнения в том, что их свет будет хорошо виден днем. Фото: youtube.com
Аккумулятор разделен на два блока специально для того, чтобы установить передние сиденья как можно ниже. Благодаря этому купе получило низкий центр тяжести, а это бонус для управляемости.
Литий-ионная батарея также получила улучшенную систему терморегулирования для защиты АКБ от перегрева и преждевременной деградации из-за длительного воздействия высоких температур. Модульная компоновка аккумулятора также позволит менять его отдельные части, а не целиком.
С чем у модели нет проблем, так это с аэродинамикой. Фото: youtube.com
Что касается двигателя, спортивный электрокар приводится в движение единственным мотором на 272 л. с. мощности. Классической трансмиссии, очевидно, нет – вместо нее стоит редуктор, который меняет направление движения. Несмотря на всего один мотор, динамика у спорткара неплохая:
✅ разгон от 0 до 100 км/ч – 4,5 секунды
✅ максимальная скорость – 230 км/ч
✅ запас хода по циклу WLTP – 400 км
Используя зарядное устройство максимальной разрешенной мощности (150 кВт), владелец сможет зарядить аккумулятор с исходных 20 до 80 % всего лишь за 15 минут. Запас хода не очень большой, но конкретно для Project V это не проблема, так как автомобиль и не позиционируется как машина для дальних поездок. В пределах той же Великобритании или Японии показатель вполне неплохой.
На передней и задней колесных осях Project V реализована полностью независимая подвеска при участии двойных поперечных рычагов. Амортизаторы и пружины регулируемые, благодаря чему из салона можно немного изменять дорожный просвет, адаптируя автомобиль к дорожным условиям.
Салон сделали просторным и с данью уважения к классике. Фото: youtube.com
В качестве заводских шин на передние колеса Project V будут ставить Michelin Pilot Sport 4S 235/35 R19, на задние – аналогичную модель, но другой размерности, а именно более крупные 285/30 R20.
С торможением проблем точно не будет, так как на всех четырех колесах установлены массивные тормозные диски с перфорацией на большой площади. Волноваться о перегреве не будет нужды.
Если снаружи Project V смотрится довольно современно и в духе времени, салон сделан несколько «старомодным». Даже цифровая приборная панель сделана в виде аналоговой – это не один экран, как в последних электрокарах, а два крупных дисплея круглой формы и еще два дополнительных.
Позади передних сидений есть еще одно, расположенное по центру. Фото: youtube.com
На центральной панели мы видим большой сенсорный дисплей, на который выводится навигация и опции мультимедийной системы. Над ним – три круглых экрана в винтажном стиле, а между ними – два дефлектора круиз-контроля. Под основным тачскрином – линия физических переключателей.
Центрального тоннеля как такового в салоне нет, и это не очень удобно – некуда положить руку или поставить тот же стакан. Зато удалось поставить более широкие сиденья и дать больше свободного места для ног водителя и переднего пассажира. С учетом этого отсутствие тоннеля можно простить.
В это сложно поверить, но Project V с некоторыми условностями можно использовать и в качестве семейного автомобиля. В случае с посадочной формулой 2 + 1 на втором ряду прямо в центре стоит сиденье, на которое можно усадить ребенка. Но не забываем и про 2 + 2 за дополнительную плату.
Точные спецификации хотя бы базовой комплектации Caterham Project V пока держатся в секрете. Из того, что известно – автомобиль получит климат-контроль, электрические стеклоподъемники на всех стеклах, виртуальную приборную панель, электроусилитель рулевого управления. Интересно, что все эти опции впервые появятся в автомобиле британского бренда – раньше этого не случалось.
Помимо сенсорного экрана есть россыпь физических кнопок для управления климат-контролем и не только. Фото: youtube.com
Известно и то, что электрокар предложит водителю один из трех режимов вождения. Вероятно, это будут отдельные настройки для повседневной езды и для передвижения по спортивному треку.
На конец 2023 года у британцев есть один полностью готовый тестовый образец Project V, которому до начала серийного производства предстоит пройти далеко не одно испытание на треке. Вероятно, что в серию машина пойдет в несколько ином виде, чем в том, который мы можем видеть сейчас.
Компания Caterham планирует отправить электрическое купе Project V в продажу максимум в 2026 году. Начальная цена базовой комплектации – немногим менее 80 тысяч фунтов стерлингов, что по актуальному курсу валют составляет немногим более 102 тысяч долларов США или 9,18 млн рублей.
Краткая история
Project V – действительно важный для Caterham проект во всех смыслах. Как минимум этот первый электрический автомобиль бренда, что уже само по себе прорыв для компании. Второй аргумент в пользу важности – тот факт, что это первая разработка с момента выхода Caterham 21 в 1994 году.
В то время, как упомянутый родстер из 90-х был выпущен в количестве всего 48 экземпляров за все годы существования, Project V по планам компании будет производиться в объеме не менее 2000 экземпляров ежегодно. Вероятно, что название модели будет изменено перед выходом на рынок.

Дизайн Caterham Project V разработан не абы кем, а дизайнерами под кураторством самого Энтони Джанарелли. Француз с ярко выраженной итальянской фамилией широко известен в индустрии. В его владении даже есть автокомпания Jannarelly Automotive, которая тоже производит спорткары.
Caterham 21, Alpine A110 и Piech GT – вот эти три автомобиля, дизайн которых был взят за основу на этапе создания Project V. Электрокар, судя по уже доступным фото, сохранил преемственность, в то же время имеет уникальные черты. Интересно, что его фары похожи на то, что мы видели у Porsche.
Размеры и дизайн
Caterham Project V – это трехместное купе с посадочной формулой 2 + 1 (или 2 + 2 в качестве опции). В основе кузова лежит легкое высокотехнологичное шасси из углеродного волокна и алюминиевого композита. Габариты автомобиля таковы: 4255х1893х1226 мм. Спорткар получился и правда крайне легким: в полном снаряжении и с формулой 2 +1 без пассажиров автомобиль весит всего 1190 кг.

Несмотря на некоторые сходства с Caterham 21, Project V явно не похож ни на один из автомобилей британского бренда, вышедших до этого. Его кузов отличается сильно выступающими «крыльями», сравнительно узким кокпитом и нестандартными овальными фонарями в задней части. В отличие от остальных машин Caterham, электрокар получил обтекаемые формы для лучшей аэродинамики.
Архитектура и мотор
Купе Project V построено на 400-вольтовой архитектуре с поддержкой аккумулятора емкостью до 55 кВт*ч. Батарея предусмотрительно разделена на два отдельных модуля и находится под полом. Большая по площади часть расположилась в районе передних сидений, начинается от колесной оси и заканчивается в районе спинок кресел. Второй модуль меньших размеров – перед задней осью.

Аккумулятор разделен на два блока специально для того, чтобы установить передние сиденья как можно ниже. Благодаря этому купе получило низкий центр тяжести, а это бонус для управляемости.
Литий-ионная батарея также получила улучшенную систему терморегулирования для защиты АКБ от перегрева и преждевременной деградации из-за длительного воздействия высоких температур. Модульная компоновка аккумулятора также позволит менять его отдельные части, а не целиком.

Что касается двигателя, спортивный электрокар приводится в движение единственным мотором на 272 л. с. мощности. Классической трансмиссии, очевидно, нет – вместо нее стоит редуктор, который меняет направление движения. Несмотря на всего один мотор, динамика у спорткара неплохая:
✅ разгон от 0 до 100 км/ч – 4,5 секунды
✅ максимальная скорость – 230 км/ч
✅ запас хода по циклу WLTP – 400 км
Используя зарядное устройство максимальной разрешенной мощности (150 кВт), владелец сможет зарядить аккумулятор с исходных 20 до 80 % всего лишь за 15 минут. Запас хода не очень большой, но конкретно для Project V это не проблема, так как автомобиль и не позиционируется как машина для дальних поездок. В пределах той же Великобритании или Японии показатель вполне неплохой.
Что там с подвеской?
На передней и задней колесных осях Project V реализована полностью независимая подвеска при участии двойных поперечных рычагов. Амортизаторы и пружины регулируемые, благодаря чему из салона можно немного изменять дорожный просвет, адаптируя автомобиль к дорожным условиям.

В качестве заводских шин на передние колеса Project V будут ставить Michelin Pilot Sport 4S 235/35 R19, на задние – аналогичную модель, но другой размерности, а именно более крупные 285/30 R20.
С торможением проблем точно не будет, так как на всех четырех колесах установлены массивные тормозные диски с перфорацией на большой площади. Волноваться о перегреве не будет нужды.
Оформление салона
Если снаружи Project V смотрится довольно современно и в духе времени, салон сделан несколько «старомодным». Даже цифровая приборная панель сделана в виде аналоговой – это не один экран, как в последних электрокарах, а два крупных дисплея круглой формы и еще два дополнительных.

На центральной панели мы видим большой сенсорный дисплей, на который выводится навигация и опции мультимедийной системы. Над ним – три круглых экрана в винтажном стиле, а между ними – два дефлектора круиз-контроля. Под основным тачскрином – линия физических переключателей.
Центрального тоннеля как такового в салоне нет, и это не очень удобно – некуда положить руку или поставить тот же стакан. Зато удалось поставить более широкие сиденья и дать больше свободного места для ног водителя и переднего пассажира. С учетом этого отсутствие тоннеля можно простить.
В это сложно поверить, но Project V с некоторыми условностями можно использовать и в качестве семейного автомобиля. В случае с посадочной формулой 2 + 1 на втором ряду прямо в центре стоит сиденье, на которое можно усадить ребенка. Но не забываем и про 2 + 2 за дополнительную плату.
Коротко про оснащение
Точные спецификации хотя бы базовой комплектации Caterham Project V пока держатся в секрете. Из того, что известно – автомобиль получит климат-контроль, электрические стеклоподъемники на всех стеклах, виртуальную приборную панель, электроусилитель рулевого управления. Интересно, что все эти опции впервые появятся в автомобиле британского бренда – раньше этого не случалось.

Известно и то, что электрокар предложит водителю один из трех режимов вождения. Вероятно, это будут отдельные настройки для повседневной езды и для передвижения по спортивному треку.
Когда выйдет и за сколько?
На конец 2023 года у британцев есть один полностью готовый тестовый образец Project V, которому до начала серийного производства предстоит пройти далеко не одно испытание на треке. Вероятно, что в серию машина пойдет в несколько ином виде, чем в том, который мы можем видеть сейчас.
Компания Caterham планирует отправить электрическое купе Project V в продажу максимум в 2026 году. Начальная цена базовой комплектации – немногим менее 80 тысяч фунтов стерлингов, что по актуальному курсу валют составляет немногим более 102 тысяч долларов США или 9,18 млн рублей.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...