Caterham Project V: как британцы свой первый электрокар придумывали
В июле 2023 года британский бренд спорткаров Caterham показал тизер своего первого полностью электрического автомобиля. По словам компании, Project V поступит в продажу в конце 2025 либо в начале 2026 года и ознаменует новую эпоху для автопрома как минимум внутри Британии. А пока на туманном Альбионе настраивают производство, мы подробно рассмотрим особенности модели.
Project V – действительно важный для Caterham проект во всех смыслах. Как минимум этот первый электрический автомобиль бренда, что уже само по себе прорыв для компании. Второй аргумент в пользу важности – тот факт, что это первая разработка с момента выхода Caterham 21 в 1994 году.
В то время, как упомянутый родстер из 90-х был выпущен в количестве всего 48 экземпляров за все годы существования, Project V по планам компании будет производиться в объеме не менее 2000 экземпляров ежегодно. Вероятно, что название модели будет изменено перед выходом на рынок.
Дизайн Caterham Project V разработан не абы кем, а дизайнерами под кураторством самого Энтони Джанарелли. Француз с ярко выраженной итальянской фамилией широко известен в индустрии. В его владении даже есть автокомпания Jannarelly Automotive, которая тоже производит спорткары.
Caterham 21, Alpine A110 и Piech GT – вот эти три автомобиля, дизайн которых был взят за основу на этапе создания Project V. Электрокар, судя по уже доступным фото, сохранил преемственность, в то же время имеет уникальные черты. Интересно, что его фары похожи на то, что мы видели у Porsche.
Caterham Project V – это трехместное купе с посадочной формулой 2 + 1 (или 2 + 2 в качестве опции). В основе кузова лежит легкое высокотехнологичное шасси из углеродного волокна и алюминиевого композита. Габариты автомобиля таковы: 4255х1893х1226 мм. Спорткар получился и правда крайне легким: в полном снаряжении и с формулой 2 +1 без пассажиров автомобиль весит всего 1190 кг.
Несмотря на некоторые сходства с Caterham 21, Project V явно не похож ни на один из автомобилей британского бренда, вышедших до этого. Его кузов отличается сильно выступающими «крыльями», сравнительно узким кокпитом и нестандартными овальными фонарями в задней части. В отличие от остальных машин Caterham, электрокар получил обтекаемые формы для лучшей аэродинамики.
Купе Project V построено на 400-вольтовой архитектуре с поддержкой аккумулятора емкостью до 55 кВт*ч. Батарея предусмотрительно разделена на два отдельных модуля и находится под полом. Большая по площади часть расположилась в районе передних сидений, начинается от колесной оси и заканчивается в районе спинок кресел. Второй модуль меньших размеров – перед задней осью.
Аккумулятор разделен на два блока специально для того, чтобы установить передние сиденья как можно ниже. Благодаря этому купе получило низкий центр тяжести, а это бонус для управляемости.
Литий-ионная батарея также получила улучшенную систему терморегулирования для защиты АКБ от перегрева и преждевременной деградации из-за длительного воздействия высоких температур. Модульная компоновка аккумулятора также позволит менять его отдельные части, а не целиком.
Что касается двигателя, спортивный электрокар приводится в движение единственным мотором на 272 л. с. мощности. Классической трансмиссии, очевидно, нет – вместо нее стоит редуктор, который меняет направление движения. Несмотря на всего один мотор, динамика у спорткара неплохая:
✅ разгон от 0 до 100 км/ч – 4,5 секунды
✅ максимальная скорость – 230 км/ч
✅ запас хода по циклу WLTP – 400 км
Используя зарядное устройство максимальной разрешенной мощности (150 кВт), владелец сможет зарядить аккумулятор с исходных 20 до 80 % всего лишь за 15 минут. Запас хода не очень большой, но конкретно для Project V это не проблема, так как автомобиль и не позиционируется как машина для дальних поездок. В пределах той же Великобритании или Японии показатель вполне неплохой.
На передней и задней колесных осях Project V реализована полностью независимая подвеска при участии двойных поперечных рычагов. Амортизаторы и пружины регулируемые, благодаря чему из салона можно немного изменять дорожный просвет, адаптируя автомобиль к дорожным условиям.
В качестве заводских шин на передние колеса Project V будут ставить Michelin Pilot Sport 4S 235/35 R19, на задние – аналогичную модель, но другой размерности, а именно более крупные 285/30 R20.
С торможением проблем точно не будет, так как на всех четырех колесах установлены массивные тормозные диски с перфорацией на большой площади. Волноваться о перегреве не будет нужды.
Если снаружи Project V смотрится довольно современно и в духе времени, салон сделан несколько «старомодным». Даже цифровая приборная панель сделана в виде аналоговой – это не один экран, как в последних электрокарах, а два крупных дисплея круглой формы и еще два дополнительных.
На центральной панели мы видим большой сенсорный дисплей, на который выводится навигация и опции мультимедийной системы. Над ним – три круглых экрана в винтажном стиле, а между ними – два дефлектора круиз-контроля. Под основным тачскрином – линия физических переключателей.
Центрального тоннеля как такового в салоне нет, и это не очень удобно – некуда положить руку или поставить тот же стакан. Зато удалось поставить более широкие сиденья и дать больше свободного места для ног водителя и переднего пассажира. С учетом этого отсутствие тоннеля можно простить.
В это сложно поверить, но Project V с некоторыми условностями можно использовать и в качестве семейного автомобиля. В случае с посадочной формулой 2 + 1 на втором ряду прямо в центре стоит сиденье, на которое можно усадить ребенка. Но не забываем и про 2 + 2 за дополнительную плату.
Точные спецификации хотя бы базовой комплектации Caterham Project V пока держатся в секрете. Из того, что известно – автомобиль получит климат-контроль, электрические стеклоподъемники на всех стеклах, виртуальную приборную панель, электроусилитель рулевого управления. Интересно, что все эти опции впервые появятся в автомобиле британского бренда – раньше этого не случалось.
Известно и то, что электрокар предложит водителю один из трех режимов вождения. Вероятно, это будут отдельные настройки для повседневной езды и для передвижения по спортивному треку.
На конец 2023 года у британцев есть один полностью готовый тестовый образец Project V, которому до начала серийного производства предстоит пройти далеко не одно испытание на треке. Вероятно, что в серию машина пойдет в несколько ином виде, чем в том, который мы можем видеть сейчас.
Компания Caterham планирует отправить электрическое купе Project V в продажу максимум в 2026 году. Начальная цена базовой комплектации – немногим менее 80 тысяч фунтов стерлингов, что по актуальному курсу валют составляет немногим более 102 тысяч долларов США или 9,18 млн рублей.
Краткая история
Project V – действительно важный для Caterham проект во всех смыслах. Как минимум этот первый электрический автомобиль бренда, что уже само по себе прорыв для компании. Второй аргумент в пользу важности – тот факт, что это первая разработка с момента выхода Caterham 21 в 1994 году.
В то время, как упомянутый родстер из 90-х был выпущен в количестве всего 48 экземпляров за все годы существования, Project V по планам компании будет производиться в объеме не менее 2000 экземпляров ежегодно. Вероятно, что название модели будет изменено перед выходом на рынок.
При взгляде на кузов спереди мелькает некоторое сходство с Porsche. Фото: youtube.com
Дизайн Caterham Project V разработан не абы кем, а дизайнерами под кураторством самого Энтони Джанарелли. Француз с ярко выраженной итальянской фамилией широко известен в индустрии. В его владении даже есть автокомпания Jannarelly Automotive, которая тоже производит спорткары.
Caterham 21, Alpine A110 и Piech GT – вот эти три автомобиля, дизайн которых был взят за основу на этапе создания Project V. Электрокар, судя по уже доступным фото, сохранил преемственность, в то же время имеет уникальные черты. Интересно, что его фары похожи на то, что мы видели у Porsche.
Размеры и дизайн
Caterham Project V – это трехместное купе с посадочной формулой 2 + 1 (или 2 + 2 в качестве опции). В основе кузова лежит легкое высокотехнологичное шасси из углеродного волокна и алюминиевого композита. Габариты автомобиля таковы: 4255х1893х1226 мм. Спорткар получился и правда крайне легким: в полном снаряжении и с формулой 2 +1 без пассажиров автомобиль весит всего 1190 кг.
Несмотря на не очень большие размеры, за счет низкой посадки автомобиль выглядит длиннее, чем есть на самом деле. Фото: youtube.com
Несмотря на некоторые сходства с Caterham 21, Project V явно не похож ни на один из автомобилей британского бренда, вышедших до этого. Его кузов отличается сильно выступающими «крыльями», сравнительно узким кокпитом и нестандартными овальными фонарями в задней части. В отличие от остальных машин Caterham, электрокар получил обтекаемые формы для лучшей аэродинамики.
Архитектура и мотор
Купе Project V построено на 400-вольтовой архитектуре с поддержкой аккумулятора емкостью до 55 кВт*ч. Батарея предусмотрительно разделена на два отдельных модуля и находится под полом. Большая по площади часть расположилась в районе передних сидений, начинается от колесной оси и заканчивается в районе спинок кресел. Второй модуль меньших размеров – перед задней осью.
Нестандартные задние фары выглядят спорно, так как есть сомнения в том, что их свет будет хорошо виден днем. Фото: youtube.com
Аккумулятор разделен на два блока специально для того, чтобы установить передние сиденья как можно ниже. Благодаря этому купе получило низкий центр тяжести, а это бонус для управляемости.
Литий-ионная батарея также получила улучшенную систему терморегулирования для защиты АКБ от перегрева и преждевременной деградации из-за длительного воздействия высоких температур. Модульная компоновка аккумулятора также позволит менять его отдельные части, а не целиком.
С чем у модели нет проблем, так это с аэродинамикой. Фото: youtube.com
Что касается двигателя, спортивный электрокар приводится в движение единственным мотором на 272 л. с. мощности. Классической трансмиссии, очевидно, нет – вместо нее стоит редуктор, который меняет направление движения. Несмотря на всего один мотор, динамика у спорткара неплохая:
✅ разгон от 0 до 100 км/ч – 4,5 секунды
✅ максимальная скорость – 230 км/ч
✅ запас хода по циклу WLTP – 400 км
Используя зарядное устройство максимальной разрешенной мощности (150 кВт), владелец сможет зарядить аккумулятор с исходных 20 до 80 % всего лишь за 15 минут. Запас хода не очень большой, но конкретно для Project V это не проблема, так как автомобиль и не позиционируется как машина для дальних поездок. В пределах той же Великобритании или Японии показатель вполне неплохой.
Что там с подвеской?
На передней и задней колесных осях Project V реализована полностью независимая подвеска при участии двойных поперечных рычагов. Амортизаторы и пружины регулируемые, благодаря чему из салона можно немного изменять дорожный просвет, адаптируя автомобиль к дорожным условиям.
Салон сделали просторным и с данью уважения к классике. Фото: youtube.com
В качестве заводских шин на передние колеса Project V будут ставить Michelin Pilot Sport 4S 235/35 R19, на задние – аналогичную модель, но другой размерности, а именно более крупные 285/30 R20.
С торможением проблем точно не будет, так как на всех четырех колесах установлены массивные тормозные диски с перфорацией на большой площади. Волноваться о перегреве не будет нужды.
Оформление салона
Если снаружи Project V смотрится довольно современно и в духе времени, салон сделан несколько «старомодным». Даже цифровая приборная панель сделана в виде аналоговой – это не один экран, как в последних электрокарах, а два крупных дисплея круглой формы и еще два дополнительных.
Позади передних сидений есть еще одно, расположенное по центру. Фото: youtube.com
На центральной панели мы видим большой сенсорный дисплей, на который выводится навигация и опции мультимедийной системы. Над ним – три круглых экрана в винтажном стиле, а между ними – два дефлектора круиз-контроля. Под основным тачскрином – линия физических переключателей.
Центрального тоннеля как такового в салоне нет, и это не очень удобно – некуда положить руку или поставить тот же стакан. Зато удалось поставить более широкие сиденья и дать больше свободного места для ног водителя и переднего пассажира. С учетом этого отсутствие тоннеля можно простить.
В это сложно поверить, но Project V с некоторыми условностями можно использовать и в качестве семейного автомобиля. В случае с посадочной формулой 2 + 1 на втором ряду прямо в центре стоит сиденье, на которое можно усадить ребенка. Но не забываем и про 2 + 2 за дополнительную плату.
Коротко про оснащение
Точные спецификации хотя бы базовой комплектации Caterham Project V пока держатся в секрете. Из того, что известно – автомобиль получит климат-контроль, электрические стеклоподъемники на всех стеклах, виртуальную приборную панель, электроусилитель рулевого управления. Интересно, что все эти опции впервые появятся в автомобиле британского бренда – раньше этого не случалось.
Помимо сенсорного экрана есть россыпь физических кнопок для управления климат-контролем и не только. Фото: youtube.com
Известно и то, что электрокар предложит водителю один из трех режимов вождения. Вероятно, это будут отдельные настройки для повседневной езды и для передвижения по спортивному треку.
Когда выйдет и за сколько?
На конец 2023 года у британцев есть один полностью готовый тестовый образец Project V, которому до начала серийного производства предстоит пройти далеко не одно испытание на треке. Вероятно, что в серию машина пойдет в несколько ином виде, чем в том, который мы можем видеть сейчас.
Компания Caterham планирует отправить электрическое купе Project V в продажу максимум в 2026 году. Начальная цена базовой комплектации – немногим менее 80 тысяч фунтов стерлингов, что по актуальному курсу валют составляет немногим более 102 тысяч долларов США или 9,18 млн рублей.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...