Москвич-433 – самая красивая легковушка для работников советской торговли
Коммерческие легковые автомобили в Советском Союзе встречались, причем достаточно часто. Вот только на них особого внимания не обращали. Ничего удивительного – в руки простых граждан подобные модели не попадали, поэтому и интереса они не вызывали.
Мало ли, чего там государственные предприятия эксплуатировали. У них и грузовики имелись в избытке, но ведь подобная техника была недоступна для простого советского гражданина.
Подумаешь, всяким рыночным торговцам нужны универсалы, а лучше легкие фургоны! В общую очередь и пускай радуются, если хоть «Запорожец» удалось приобрести!
А ведь такие автомобили существовали, делали их на шасси серийных легковых моделей. Самый известный – это Иж-2715. Несмотря на то, что выпущено их было более 2,3 млн экземпляров, в частные руки эти машины начали попадать только в конце 80-х.
Герой нашей сегодняшней статьи – Москвич-433. Автомобиль для торговых организаций, не нуждающихся в серьезных объемах перевозимых грузов. Им не было необходимости гонять из-за 100-200 килограммов «Газоны» и «Зилки».
Одним из самых красивых советских автомобилей, несомненно, был Москвич-408. Появился он в 1964 году. Дизайнеры старательно работали над внешностью не просто так – модель предназначалась в первую очередь на экспорт.
Сейчас сложно в это поверить, но «Москвичи» во второй половине 60-х массово шли за границу. И не в страны соцлагеря, а к капиталистам. Машины зарабатывали государству валюту. Пускай и в ущерб советским гражданам, вынужденным стоять в очередях годами.
Если разбираться, то в СССР особой необходимости в такой машине и не было:
✅ Бензина хватало, он стоил дешево
✅ Среднетоннажные грузовики выпускались в большом количестве
✅ Нужен был универсальный автомобиль – для города и села. У «Москвича» не хватало проходимости
А вот в европейских капиталистических странах дороги отличались высоким качеством. Поэтому нужды в автомобилях повышенной проходимости для коммерсантов не было.
Но самое главное – «Москвичи» дешевые на фоне зарубежных аналогов. Что касается дизайна и технических характеристик, то советские модели во второй половине 60-х не уступали конкурентам.
Из Москвича-408 просто не могло получиться некрасивого автомобиля, даже в грузовой версии. Тем более, что в этом кузове выпускался универсал. Модель планировалась на экспорт, поэтому пришлось стараться.
Сейчас мало кто помнит, что в Советском Союзе и до него были такие специальные доски. Именно они использовались для стирки белья. Во второй половине 60-х настоящая машинка-автомат казалась диковинкой, поэтому дизайн Москвич-433 вызывал специфические эмоции.
Задняя дверь изначально была из двух половинок. Одна откидывалась вниз, вторая поднималась. Начиная с 1972 года ее упростили – сделали цельной.
Изначально Москвич-433 продумывался по всем канонам жанра легкой коммерческой техники. Модели предстояло завоевать место на зарубежном рынке, где было много конкурентов. Поэтому конструкторы решили разделить кабину и грузовой отсек перегородкой.
Впрочем, модернизация в итоге упростила и перегородку. Ее обрезали до уровня передних сидений. Как писали в те годы, такое новшество позволяло водителю достать груз со своего места. Хотя, сложно представить, как тот будет одной рукой поднимать что-то тяжелое и габаритное, да еще в такой неудобной позе.
Отсутствие верхней части перегородки заставляло грузить машину с оглядкой. Например, класть стальные листы приходилось снизу, а не на ящики. Да и резко тормозить не рекомендовалось – иначе все, что было сложено выше перегородки, могло полететь прямо на голову водителю.
Считается, что на Москвич-433 ставили два двигателя – 408 и 412. На самом деле, он был только один – от более ранней модели. Автомобиль с мощным силовым агрегатом назывался по-другому. Он известен как Москвич-434.
Итак, мотор МЗМА-408, как уже ясно по индексу, ставился на одноименный седан. Это атмосферный бензиновый двигатель с объемом 1,36 литра. Мощность не впечатляет – всего 50 л. с. Но для середины 60-х этого хватало.
Впрочем, за рубежом автомобили к тому времени уже были более мощными при том же объеме. Поэтому на экспорт двигатели форсировали до 60,5 «лошадок».
Но бюджетному легковому фургону и не нужен такой силовой агрегат. Для него главное – тяга с места и на низких оборотах.
Если передвигаться по дорогам с качественным покрытием, то автомобиль мог перевозить до 400 кг. А вот в сельской местности эту цифру нужно было уменьшать до 250. Так писали в руководстве по эксплуатации.
Начать стоит с удобства посадки. По современным меркам, водительское сиденье простенькое. С ростом выше 180 см за рулем неудобно. Но если сравнивать с местом пассажира – то водителю повезло. За его сиденьем нет запасного колеса. А вот пассажиру приходилось мириться с его наличием.
Погрузочно-разгрузочные работы водителю Москвич-433 давались непросто. Ведь это не полноценный фургон, а скорее универсал. Приходилось нагибаться, да и работать на такой машине удобно разве что миниатюрному и ловкому человеку.
Рычаг коробки передач изначально размещался на рулевой колонке. Это не помешало ему иметь огромные ходы. Сама КПП четырехступенчатая. В начале 1970-х рычаг «переехал» на пол. Но ходы коробки передач не уменьшились, а скорее увеличились.
Специально для продаж на экспорт, на заводе МЗМА выпускали Москвич-434П. Литера в индексе означает, что машина имеет правостороннее расположение руля. Автомобиль поставляли в Англию.
Кстати, несколько партий Москвич-434П купила советская почта. Модель использовались для выемки отправлений. Такие модификации более безопасны для водителей – они выходили сразу на тротуар.
Москвич-434Г – это пикап с мощным двигателем УЗАМ-412. Изначально автомобили с открытой грузовой платформой использовались только на заводе МЗМА. Они изготавливались из некондиционных экземпляров.
А вот в 1978 году, когда предприятие уже давно переименовали в АЗЛК, конструкторы попытались запустить пикап в серию. Судя по документации, было изготовлено два опытных экземпляра. Но из-за грядущего освоение Москвич-2140, от модели отказались. Тем более, что в конце 70-х спрос на эти автомобили за рубежом снизился.
Купить сейчас Москвич-433 сложно. Эти автомобили редко появляются в продаже. Да и вряд ли получится приобрести их недорого. Разве что повезет наткнуться на наследников бывших владельцев, для которых это лишь старый хлам.
Мало ли, чего там государственные предприятия эксплуатировали. У них и грузовики имелись в избытке, но ведь подобная техника была недоступна для простого советского гражданина.
Подумаешь, всяким рыночным торговцам нужны универсалы, а лучше легкие фургоны! В общую очередь и пускай радуются, если хоть «Запорожец» удалось приобрести!
Иж-2715 как-то более привычен взору водителя, севшего за руль еще при СССР. Фото: Youtube.com
А ведь такие автомобили существовали, делали их на шасси серийных легковых моделей. Самый известный – это Иж-2715. Несмотря на то, что выпущено их было более 2,3 млн экземпляров, в частные руки эти машины начали попадать только в конце 80-х.
Но Иж-2715 – это простая «рабочая лошадка». Ничего интересного в автомобиле нет. А вот его предшественник, выпускавшийся не в Ижевске, а в Москве, был действительно красивым. И это несмотря на нелестное прозвище «стиральная доска».
Герой нашей сегодняшней статьи – Москвич-433. Автомобиль для торговых организаций, не нуждающихся в серьезных объемах перевозимых грузов. Им не было необходимости гонять из-за 100-200 килограммов «Газоны» и «Зилки».
Предпосылки к появлению
Одним из самых красивых советских автомобилей, несомненно, был Москвич-408. Появился он в 1964 году. Дизайнеры старательно работали над внешностью не просто так – модель предназначалась в первую очередь на экспорт.
Москвич-408 красив даже на современный взгляд. Фото: Youtube.com
Сейчас сложно в это поверить, но «Москвичи» во второй половине 60-х массово шли за границу. И не в страны соцлагеря, а к капиталистам. Машины зарабатывали государству валюту. Пускай и в ущерб советским гражданам, вынужденным стоять в очередях годами.
Если разбираться, то в СССР особой необходимости в такой машине и не было:
✅ Бензина хватало, он стоил дешево
✅ Среднетоннажные грузовики выпускались в большом количестве
✅ Нужен был универсальный автомобиль – для города и села. У «Москвича» не хватало проходимости
А вот в европейских капиталистических странах дороги отличались высоким качеством. Поэтому нужды в автомобилях повышенной проходимости для коммерсантов не было.
Те самые боковины на Москвиче-433, похожие на стиральную доску. Фото: Youtube.com
Но самое главное – «Москвичи» дешевые на фоне зарубежных аналогов. Что касается дизайна и технических характеристик, то советские модели во второй половине 60-х не уступали конкурентам.
Внешность
Из Москвича-408 просто не могло получиться некрасивого автомобиля, даже в грузовой версии. Тем более, что в этом кузове выпускался универсал. Модель планировалась на экспорт, поэтому пришлось стараться.
С какой стороны не глянешь, спереди или сзади, машина красивая и гармоничная. Даже глухие боковины и те пересмотрели – сделали рифлеными. Кстати, в СССР именно за это автомобиль назвали «стиралкой».
Сейчас мало кто помнит, что в Советском Союзе и до него были такие специальные доски. Именно они использовались для стирки белья. Во второй половине 60-х настоящая машинка-автомат казалась диковинкой, поэтому дизайн Москвич-433 вызывал специфические эмоции.
Задняя дверь Москвича-433 могла быть как со стеклом, так и глухая. Фото: Youtube.com
Задняя дверь изначально была из двух половинок. Одна откидывалась вниз, вторая поднималась. Начиная с 1972 года ее упростили – сделали цельной.
Особенности
Изначально Москвич-433 продумывался по всем канонам жанра легкой коммерческой техники. Модели предстояло завоевать место на зарубежном рынке, где было много конкурентов. Поэтому конструкторы решили разделить кабину и грузовой отсек перегородкой.
В середине стальной стенки заботливо врезали небольшое окошко. Видимо, для того, чтобы водитель мог следить за грузом, не покидая рабочего места.
Впрочем, модернизация в итоге упростила и перегородку. Ее обрезали до уровня передних сидений. Как писали в те годы, такое новшество позволяло водителю достать груз со своего места. Хотя, сложно представить, как тот будет одной рукой поднимать что-то тяжелое и габаритное, да еще в такой неудобной позе.
От этой приборной панели просто веет советским колоритом. Фото: Youtube.com
Отсутствие верхней части перегородки заставляло грузить машину с оглядкой. Например, класть стальные листы приходилось снизу, а не на ящики. Да и резко тормозить не рекомендовалось – иначе все, что было сложено выше перегородки, могло полететь прямо на голову водителю.
Моторы
Считается, что на Москвич-433 ставили два двигателя – 408 и 412. На самом деле, он был только один – от более ранней модели. Автомобиль с мощным силовым агрегатом назывался по-другому. Он известен как Москвич-434.
Итак, мотор МЗМА-408, как уже ясно по индексу, ставился на одноименный седан. Это атмосферный бензиновый двигатель с объемом 1,36 литра. Мощность не впечатляет – всего 50 л. с. Но для середины 60-х этого хватало.
Кто-нибудь узнал модификацию двигателя? Пишите в комментариях! Фото: Youtube.com
Впрочем, за рубежом автомобили к тому времени уже были более мощными при том же объеме. Поэтому на экспорт двигатели форсировали до 60,5 «лошадок».
Но бюджетному легковому фургону и не нужен такой силовой агрегат. Для него главное – тяга с места и на низких оборотах.
А вот УЗАМ-412, который ставился на Москвич-434, имел уже объем 1,5 литра и мощность в 75 л. с. Эта модель внешне ничем не отличается от 433, только силовым агрегатом.
Если передвигаться по дорогам с качественным покрытием, то автомобиль мог перевозить до 400 кг. А вот в сельской местности эту цифру нужно было уменьшать до 250. Так писали в руководстве по эксплуатации.
Как он едет
Начать стоит с удобства посадки. По современным меркам, водительское сиденье простенькое. С ростом выше 180 см за рулем неудобно. Но если сравнивать с местом пассажира – то водителю повезло. За его сиденьем нет запасного колеса. А вот пассажиру приходилось мириться с его наличием.
На этом Москвиче-433 перегородка уже модернизированная. Фото: Youtube.com
Погрузочно-разгрузочные работы водителю Москвич-433 давались непросто. Ведь это не полноценный фургон, а скорее универсал. Приходилось нагибаться, да и работать на такой машине удобно разве что миниатюрному и ловкому человеку.
Сев за руль Москвич-433, кажется, что автомобиль почти не разгоняется. Особенно если машину загрузить по полной. Хотя, вряд ли кто-то даст так издеваться над редким и уже раритетным автомобилем.
Рычаг коробки передач изначально размещался на рулевой колонке. Это не помешало ему иметь огромные ходы. Сама КПП четырехступенчатая. В начале 1970-х рычаг «переехал» на пол. Но ходы коробки передач не уменьшились, а скорее увеличились.
Модификации
Специально для продаж на экспорт, на заводе МЗМА выпускали Москвич-434П. Литера в индексе означает, что машина имеет правостороннее расположение руля. Автомобиль поставляли в Англию.
Кстати, несколько партий Москвич-434П купила советская почта. Модель использовались для выемки отправлений. Такие модификации более безопасны для водителей – они выходили сразу на тротуар.
А это универсал Москвич-426. Фото: Youtube.com
Москвич-434Г – это пикап с мощным двигателем УЗАМ-412. Изначально автомобили с открытой грузовой платформой использовались только на заводе МЗМА. Они изготавливались из некондиционных экземпляров.
А вот в 1978 году, когда предприятие уже давно переименовали в АЗЛК, конструкторы попытались запустить пикап в серию. Судя по документации, было изготовлено два опытных экземпляра. Но из-за грядущего освоение Москвич-2140, от модели отказались. Тем более, что в конце 70-х спрос на эти автомобили за рубежом снизился.
Купить сейчас Москвич-433 сложно. Эти автомобили редко появляются в продаже. Да и вряд ли получится приобрести их недорого. Разве что повезет наткнуться на наследников бывших владельцев, для которых это лишь старый хлам.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...