Москвич-433 – самая красивая легковушка для работников советской торговли
Коммерческие легковые автомобили в Советском Союзе встречались, причем достаточно часто. Вот только на них особого внимания не обращали. Ничего удивительного – в руки простых граждан подобные модели не попадали, поэтому и интереса они не вызывали.
Мало ли, чего там государственные предприятия эксплуатировали. У них и грузовики имелись в избытке, но ведь подобная техника была недоступна для простого советского гражданина.
Подумаешь, всяким рыночным торговцам нужны универсалы, а лучше легкие фургоны! В общую очередь и пускай радуются, если хоть «Запорожец» удалось приобрести!
А ведь такие автомобили существовали, делали их на шасси серийных легковых моделей. Самый известный – это Иж-2715. Несмотря на то, что выпущено их было более 2,3 млн экземпляров, в частные руки эти машины начали попадать только в конце 80-х.
Герой нашей сегодняшней статьи – Москвич-433. Автомобиль для торговых организаций, не нуждающихся в серьезных объемах перевозимых грузов. Им не было необходимости гонять из-за 100-200 килограммов «Газоны» и «Зилки».
Одним из самых красивых советских автомобилей, несомненно, был Москвич-408. Появился он в 1964 году. Дизайнеры старательно работали над внешностью не просто так – модель предназначалась в первую очередь на экспорт.
Сейчас сложно в это поверить, но «Москвичи» во второй половине 60-х массово шли за границу. И не в страны соцлагеря, а к капиталистам. Машины зарабатывали государству валюту. Пускай и в ущерб советским гражданам, вынужденным стоять в очередях годами.
Если разбираться, то в СССР особой необходимости в такой машине и не было:
✅ Бензина хватало, он стоил дешево
✅ Среднетоннажные грузовики выпускались в большом количестве
✅ Нужен был универсальный автомобиль – для города и села. У «Москвича» не хватало проходимости
А вот в европейских капиталистических странах дороги отличались высоким качеством. Поэтому нужды в автомобилях повышенной проходимости для коммерсантов не было.
Но самое главное – «Москвичи» дешевые на фоне зарубежных аналогов. Что касается дизайна и технических характеристик, то советские модели во второй половине 60-х не уступали конкурентам.
Из Москвича-408 просто не могло получиться некрасивого автомобиля, даже в грузовой версии. Тем более, что в этом кузове выпускался универсал. Модель планировалась на экспорт, поэтому пришлось стараться.
Сейчас мало кто помнит, что в Советском Союзе и до него были такие специальные доски. Именно они использовались для стирки белья. Во второй половине 60-х настоящая машинка-автомат казалась диковинкой, поэтому дизайн Москвич-433 вызывал специфические эмоции.
Задняя дверь изначально была из двух половинок. Одна откидывалась вниз, вторая поднималась. Начиная с 1972 года ее упростили – сделали цельной.
Изначально Москвич-433 продумывался по всем канонам жанра легкой коммерческой техники. Модели предстояло завоевать место на зарубежном рынке, где было много конкурентов. Поэтому конструкторы решили разделить кабину и грузовой отсек перегородкой.
Впрочем, модернизация в итоге упростила и перегородку. Ее обрезали до уровня передних сидений. Как писали в те годы, такое новшество позволяло водителю достать груз со своего места. Хотя, сложно представить, как тот будет одной рукой поднимать что-то тяжелое и габаритное, да еще в такой неудобной позе.
Отсутствие верхней части перегородки заставляло грузить машину с оглядкой. Например, класть стальные листы приходилось снизу, а не на ящики. Да и резко тормозить не рекомендовалось – иначе все, что было сложено выше перегородки, могло полететь прямо на голову водителю.
Считается, что на Москвич-433 ставили два двигателя – 408 и 412. На самом деле, он был только один – от более ранней модели. Автомобиль с мощным силовым агрегатом назывался по-другому. Он известен как Москвич-434.
Итак, мотор МЗМА-408, как уже ясно по индексу, ставился на одноименный седан. Это атмосферный бензиновый двигатель с объемом 1,36 литра. Мощность не впечатляет – всего 50 л. с. Но для середины 60-х этого хватало.
Впрочем, за рубежом автомобили к тому времени уже были более мощными при том же объеме. Поэтому на экспорт двигатели форсировали до 60,5 «лошадок».
Но бюджетному легковому фургону и не нужен такой силовой агрегат. Для него главное – тяга с места и на низких оборотах.
Если передвигаться по дорогам с качественным покрытием, то автомобиль мог перевозить до 400 кг. А вот в сельской местности эту цифру нужно было уменьшать до 250. Так писали в руководстве по эксплуатации.
Начать стоит с удобства посадки. По современным меркам, водительское сиденье простенькое. С ростом выше 180 см за рулем неудобно. Но если сравнивать с местом пассажира – то водителю повезло. За его сиденьем нет запасного колеса. А вот пассажиру приходилось мириться с его наличием.
Погрузочно-разгрузочные работы водителю Москвич-433 давались непросто. Ведь это не полноценный фургон, а скорее универсал. Приходилось нагибаться, да и работать на такой машине удобно разве что миниатюрному и ловкому человеку.
Рычаг коробки передач изначально размещался на рулевой колонке. Это не помешало ему иметь огромные ходы. Сама КПП четырехступенчатая. В начале 1970-х рычаг «переехал» на пол. Но ходы коробки передач не уменьшились, а скорее увеличились.
Специально для продаж на экспорт, на заводе МЗМА выпускали Москвич-434П. Литера в индексе означает, что машина имеет правостороннее расположение руля. Автомобиль поставляли в Англию.
Кстати, несколько партий Москвич-434П купила советская почта. Модель использовались для выемки отправлений. Такие модификации более безопасны для водителей – они выходили сразу на тротуар.
Москвич-434Г – это пикап с мощным двигателем УЗАМ-412. Изначально автомобили с открытой грузовой платформой использовались только на заводе МЗМА. Они изготавливались из некондиционных экземпляров.
А вот в 1978 году, когда предприятие уже давно переименовали в АЗЛК, конструкторы попытались запустить пикап в серию. Судя по документации, было изготовлено два опытных экземпляра. Но из-за грядущего освоение Москвич-2140, от модели отказались. Тем более, что в конце 70-х спрос на эти автомобили за рубежом снизился.
Купить сейчас Москвич-433 сложно. Эти автомобили редко появляются в продаже. Да и вряд ли получится приобрести их недорого. Разве что повезет наткнуться на наследников бывших владельцев, для которых это лишь старый хлам.
Мало ли, чего там государственные предприятия эксплуатировали. У них и грузовики имелись в избытке, но ведь подобная техника была недоступна для простого советского гражданина.
Подумаешь, всяким рыночным торговцам нужны универсалы, а лучше легкие фургоны! В общую очередь и пускай радуются, если хоть «Запорожец» удалось приобрести!
Иж-2715 как-то более привычен взору водителя, севшего за руль еще при СССР. Фото: Youtube.com
А ведь такие автомобили существовали, делали их на шасси серийных легковых моделей. Самый известный – это Иж-2715. Несмотря на то, что выпущено их было более 2,3 млн экземпляров, в частные руки эти машины начали попадать только в конце 80-х.
Но Иж-2715 – это простая «рабочая лошадка». Ничего интересного в автомобиле нет. А вот его предшественник, выпускавшийся не в Ижевске, а в Москве, был действительно красивым. И это несмотря на нелестное прозвище «стиральная доска».
Герой нашей сегодняшней статьи – Москвич-433. Автомобиль для торговых организаций, не нуждающихся в серьезных объемах перевозимых грузов. Им не было необходимости гонять из-за 100-200 килограммов «Газоны» и «Зилки».
Предпосылки к появлению
Одним из самых красивых советских автомобилей, несомненно, был Москвич-408. Появился он в 1964 году. Дизайнеры старательно работали над внешностью не просто так – модель предназначалась в первую очередь на экспорт.
Москвич-408 красив даже на современный взгляд. Фото: Youtube.com
Сейчас сложно в это поверить, но «Москвичи» во второй половине 60-х массово шли за границу. И не в страны соцлагеря, а к капиталистам. Машины зарабатывали государству валюту. Пускай и в ущерб советским гражданам, вынужденным стоять в очередях годами.
Если разбираться, то в СССР особой необходимости в такой машине и не было:
✅ Бензина хватало, он стоил дешево
✅ Среднетоннажные грузовики выпускались в большом количестве
✅ Нужен был универсальный автомобиль – для города и села. У «Москвича» не хватало проходимости
А вот в европейских капиталистических странах дороги отличались высоким качеством. Поэтому нужды в автомобилях повышенной проходимости для коммерсантов не было.
Те самые боковины на Москвиче-433, похожие на стиральную доску. Фото: Youtube.com
Но самое главное – «Москвичи» дешевые на фоне зарубежных аналогов. Что касается дизайна и технических характеристик, то советские модели во второй половине 60-х не уступали конкурентам.
Внешность
Из Москвича-408 просто не могло получиться некрасивого автомобиля, даже в грузовой версии. Тем более, что в этом кузове выпускался универсал. Модель планировалась на экспорт, поэтому пришлось стараться.
С какой стороны не глянешь, спереди или сзади, машина красивая и гармоничная. Даже глухие боковины и те пересмотрели – сделали рифлеными. Кстати, в СССР именно за это автомобиль назвали «стиралкой».
Сейчас мало кто помнит, что в Советском Союзе и до него были такие специальные доски. Именно они использовались для стирки белья. Во второй половине 60-х настоящая машинка-автомат казалась диковинкой, поэтому дизайн Москвич-433 вызывал специфические эмоции.
Задняя дверь Москвича-433 могла быть как со стеклом, так и глухая. Фото: Youtube.com
Задняя дверь изначально была из двух половинок. Одна откидывалась вниз, вторая поднималась. Начиная с 1972 года ее упростили – сделали цельной.
Особенности
Изначально Москвич-433 продумывался по всем канонам жанра легкой коммерческой техники. Модели предстояло завоевать место на зарубежном рынке, где было много конкурентов. Поэтому конструкторы решили разделить кабину и грузовой отсек перегородкой.
В середине стальной стенки заботливо врезали небольшое окошко. Видимо, для того, чтобы водитель мог следить за грузом, не покидая рабочего места.
Впрочем, модернизация в итоге упростила и перегородку. Ее обрезали до уровня передних сидений. Как писали в те годы, такое новшество позволяло водителю достать груз со своего места. Хотя, сложно представить, как тот будет одной рукой поднимать что-то тяжелое и габаритное, да еще в такой неудобной позе.
От этой приборной панели просто веет советским колоритом. Фото: Youtube.com
Отсутствие верхней части перегородки заставляло грузить машину с оглядкой. Например, класть стальные листы приходилось снизу, а не на ящики. Да и резко тормозить не рекомендовалось – иначе все, что было сложено выше перегородки, могло полететь прямо на голову водителю.
Моторы
Считается, что на Москвич-433 ставили два двигателя – 408 и 412. На самом деле, он был только один – от более ранней модели. Автомобиль с мощным силовым агрегатом назывался по-другому. Он известен как Москвич-434.
Итак, мотор МЗМА-408, как уже ясно по индексу, ставился на одноименный седан. Это атмосферный бензиновый двигатель с объемом 1,36 литра. Мощность не впечатляет – всего 50 л. с. Но для середины 60-х этого хватало.
Кто-нибудь узнал модификацию двигателя? Пишите в комментариях! Фото: Youtube.com
Впрочем, за рубежом автомобили к тому времени уже были более мощными при том же объеме. Поэтому на экспорт двигатели форсировали до 60,5 «лошадок».
Но бюджетному легковому фургону и не нужен такой силовой агрегат. Для него главное – тяга с места и на низких оборотах.
А вот УЗАМ-412, который ставился на Москвич-434, имел уже объем 1,5 литра и мощность в 75 л. с. Эта модель внешне ничем не отличается от 433, только силовым агрегатом.
Если передвигаться по дорогам с качественным покрытием, то автомобиль мог перевозить до 400 кг. А вот в сельской местности эту цифру нужно было уменьшать до 250. Так писали в руководстве по эксплуатации.
Как он едет
Начать стоит с удобства посадки. По современным меркам, водительское сиденье простенькое. С ростом выше 180 см за рулем неудобно. Но если сравнивать с местом пассажира – то водителю повезло. За его сиденьем нет запасного колеса. А вот пассажиру приходилось мириться с его наличием.
На этом Москвиче-433 перегородка уже модернизированная. Фото: Youtube.com
Погрузочно-разгрузочные работы водителю Москвич-433 давались непросто. Ведь это не полноценный фургон, а скорее универсал. Приходилось нагибаться, да и работать на такой машине удобно разве что миниатюрному и ловкому человеку.
Сев за руль Москвич-433, кажется, что автомобиль почти не разгоняется. Особенно если машину загрузить по полной. Хотя, вряд ли кто-то даст так издеваться над редким и уже раритетным автомобилем.
Рычаг коробки передач изначально размещался на рулевой колонке. Это не помешало ему иметь огромные ходы. Сама КПП четырехступенчатая. В начале 1970-х рычаг «переехал» на пол. Но ходы коробки передач не уменьшились, а скорее увеличились.
Модификации
Специально для продаж на экспорт, на заводе МЗМА выпускали Москвич-434П. Литера в индексе означает, что машина имеет правостороннее расположение руля. Автомобиль поставляли в Англию.
Кстати, несколько партий Москвич-434П купила советская почта. Модель использовались для выемки отправлений. Такие модификации более безопасны для водителей – они выходили сразу на тротуар.
А это универсал Москвич-426. Фото: Youtube.com
Москвич-434Г – это пикап с мощным двигателем УЗАМ-412. Изначально автомобили с открытой грузовой платформой использовались только на заводе МЗМА. Они изготавливались из некондиционных экземпляров.
А вот в 1978 году, когда предприятие уже давно переименовали в АЗЛК, конструкторы попытались запустить пикап в серию. Судя по документации, было изготовлено два опытных экземпляра. Но из-за грядущего освоение Москвич-2140, от модели отказались. Тем более, что в конце 70-х спрос на эти автомобили за рубежом снизился.
Купить сейчас Москвич-433 сложно. Эти автомобили редко появляются в продаже. Да и вряд ли получится приобрести их недорого. Разве что повезет наткнуться на наследников бывших владельцев, для которых это лишь старый хлам.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...