
Москвич-433 – самая красивая легковушка для работников советской торговли
Коммерческие легковые автомобили в Советском Союзе встречались, причем достаточно часто. Вот только на них особого внимания не обращали. Ничего удивительного – в руки простых граждан подобные модели не попадали, поэтому и интереса они не вызывали.
Мало ли, чего там государственные предприятия эксплуатировали. У них и грузовики имелись в избытке, но ведь подобная техника была недоступна для простого советского гражданина.
Подумаешь, всяким рыночным торговцам нужны универсалы, а лучше легкие фургоны! В общую очередь и пускай радуются, если хоть «Запорожец» удалось приобрести!
Иж-2715 как-то более привычен взору водителя, севшего за руль еще при СССР. Фото: Youtube.com
А ведь такие автомобили существовали, делали их на шасси серийных легковых моделей. Самый известный – это Иж-2715. Несмотря на то, что выпущено их было более 2,3 млн экземпляров, в частные руки эти машины начали попадать только в конце 80-х.
Герой нашей сегодняшней статьи – Москвич-433. Автомобиль для торговых организаций, не нуждающихся в серьезных объемах перевозимых грузов. Им не было необходимости гонять из-за 100-200 килограммов «Газоны» и «Зилки».
Одним из самых красивых советских автомобилей, несомненно, был Москвич-408. Появился он в 1964 году. Дизайнеры старательно работали над внешностью не просто так – модель предназначалась в первую очередь на экспорт.
Москвич-408 красив даже на современный взгляд. Фото: Youtube.com
Сейчас сложно в это поверить, но «Москвичи» во второй половине 60-х массово шли за границу. И не в страны соцлагеря, а к капиталистам. Машины зарабатывали государству валюту. Пускай и в ущерб советским гражданам, вынужденным стоять в очередях годами.
Если разбираться, то в СССР особой необходимости в такой машине и не было:
✅ Бензина хватало, он стоил дешево
✅ Среднетоннажные грузовики выпускались в большом количестве
✅ Нужен был универсальный автомобиль – для города и села. У «Москвича» не хватало проходимости
А вот в европейских капиталистических странах дороги отличались высоким качеством. Поэтому нужды в автомобилях повышенной проходимости для коммерсантов не было.
Те самые боковины на Москвиче-433, похожие на стиральную доску. Фото: Youtube.com
Но самое главное – «Москвичи» дешевые на фоне зарубежных аналогов. Что касается дизайна и технических характеристик, то советские модели во второй половине 60-х не уступали конкурентам.
Из Москвича-408 просто не могло получиться некрасивого автомобиля, даже в грузовой версии. Тем более, что в этом кузове выпускался универсал. Модель планировалась на экспорт, поэтому пришлось стараться.
Сейчас мало кто помнит, что в Советском Союзе и до него были такие специальные доски. Именно они использовались для стирки белья. Во второй половине 60-х настоящая машинка-автомат казалась диковинкой, поэтому дизайн Москвич-433 вызывал специфические эмоции.
Задняя дверь Москвича-433 могла быть как со стеклом, так и глухая. Фото: Youtube.com
Задняя дверь изначально была из двух половинок. Одна откидывалась вниз, вторая поднималась. Начиная с 1972 года ее упростили – сделали цельной.
Изначально Москвич-433 продумывался по всем канонам жанра легкой коммерческой техники. Модели предстояло завоевать место на зарубежном рынке, где было много конкурентов. Поэтому конструкторы решили разделить кабину и грузовой отсек перегородкой.
Впрочем, модернизация в итоге упростила и перегородку. Ее обрезали до уровня передних сидений. Как писали в те годы, такое новшество позволяло водителю достать груз со своего места. Хотя, сложно представить, как тот будет одной рукой поднимать что-то тяжелое и габаритное, да еще в такой неудобной позе.
От этой приборной панели просто веет советским колоритом. Фото: Youtube.com
Отсутствие верхней части перегородки заставляло грузить машину с оглядкой. Например, класть стальные листы приходилось снизу, а не на ящики. Да и резко тормозить не рекомендовалось – иначе все, что было сложено выше перегородки, могло полететь прямо на голову водителю.
Считается, что на Москвич-433 ставили два двигателя – 408 и 412. На самом деле, он был только один – от более ранней модели. Автомобиль с мощным силовым агрегатом назывался по-другому. Он известен как Москвич-434.
Итак, мотор МЗМА-408, как уже ясно по индексу, ставился на одноименный седан. Это атмосферный бензиновый двигатель с объемом 1,36 литра. Мощность не впечатляет – всего 50 л. с. Но для середины 60-х этого хватало.
Кто-нибудь узнал модификацию двигателя? Пишите в комментариях! Фото: Youtube.com
Впрочем, за рубежом автомобили к тому времени уже были более мощными при том же объеме. Поэтому на экспорт двигатели форсировали до 60,5 «лошадок».
Но бюджетному легковому фургону и не нужен такой силовой агрегат. Для него главное – тяга с места и на низких оборотах.
Если передвигаться по дорогам с качественным покрытием, то автомобиль мог перевозить до 400 кг. А вот в сельской местности эту цифру нужно было уменьшать до 250. Так писали в руководстве по эксплуатации.
Начать стоит с удобства посадки. По современным меркам, водительское сиденье простенькое. С ростом выше 180 см за рулем неудобно. Но если сравнивать с местом пассажира – то водителю повезло. За его сиденьем нет запасного колеса. А вот пассажиру приходилось мириться с его наличием.
На этом Москвиче-433 перегородка уже модернизированная. Фото: Youtube.com
Погрузочно-разгрузочные работы водителю Москвич-433 давались непросто. Ведь это не полноценный фургон, а скорее универсал. Приходилось нагибаться, да и работать на такой машине удобно разве что миниатюрному и ловкому человеку.
Рычаг коробки передач изначально размещался на рулевой колонке. Это не помешало ему иметь огромные ходы. Сама КПП четырехступенчатая. В начале 1970-х рычаг «переехал» на пол. Но ходы коробки передач не уменьшились, а скорее увеличились.
Специально для продаж на экспорт, на заводе МЗМА выпускали Москвич-434П. Литера в индексе означает, что машина имеет правостороннее расположение руля. Автомобиль поставляли в Англию.
Кстати, несколько партий Москвич-434П купила советская почта. Модель использовались для выемки отправлений. Такие модификации более безопасны для водителей – они выходили сразу на тротуар.
А это универсал Москвич-426. Фото: Youtube.com
Москвич-434Г – это пикап с мощным двигателем УЗАМ-412. Изначально автомобили с открытой грузовой платформой использовались только на заводе МЗМА. Они изготавливались из некондиционных экземпляров.
А вот в 1978 году, когда предприятие уже давно переименовали в АЗЛК, конструкторы попытались запустить пикап в серию. Судя по документации, было изготовлено два опытных экземпляра. Но из-за грядущего освоение Москвич-2140, от модели отказались. Тем более, что в конце 70-х спрос на эти автомобили за рубежом снизился.
Купить сейчас Москвич-433 сложно. Эти автомобили редко появляются в продаже. Да и вряд ли получится приобрести их недорого. Разве что повезет наткнуться на наследников бывших владельцев, для которых это лишь старый хлам.
Мало ли, чего там государственные предприятия эксплуатировали. У них и грузовики имелись в избытке, но ведь подобная техника была недоступна для простого советского гражданина.
Подумаешь, всяким рыночным торговцам нужны универсалы, а лучше легкие фургоны! В общую очередь и пускай радуются, если хоть «Запорожец» удалось приобрести!

А ведь такие автомобили существовали, делали их на шасси серийных легковых моделей. Самый известный – это Иж-2715. Несмотря на то, что выпущено их было более 2,3 млн экземпляров, в частные руки эти машины начали попадать только в конце 80-х.
Но Иж-2715 – это простая «рабочая лошадка». Ничего интересного в автомобиле нет. А вот его предшественник, выпускавшийся не в Ижевске, а в Москве, был действительно красивым. И это несмотря на нелестное прозвище «стиральная доска».
Герой нашей сегодняшней статьи – Москвич-433. Автомобиль для торговых организаций, не нуждающихся в серьезных объемах перевозимых грузов. Им не было необходимости гонять из-за 100-200 килограммов «Газоны» и «Зилки».
Предпосылки к появлению
Одним из самых красивых советских автомобилей, несомненно, был Москвич-408. Появился он в 1964 году. Дизайнеры старательно работали над внешностью не просто так – модель предназначалась в первую очередь на экспорт.

Сейчас сложно в это поверить, но «Москвичи» во второй половине 60-х массово шли за границу. И не в страны соцлагеря, а к капиталистам. Машины зарабатывали государству валюту. Пускай и в ущерб советским гражданам, вынужденным стоять в очередях годами.
Если разбираться, то в СССР особой необходимости в такой машине и не было:
✅ Бензина хватало, он стоил дешево
✅ Среднетоннажные грузовики выпускались в большом количестве
✅ Нужен был универсальный автомобиль – для города и села. У «Москвича» не хватало проходимости
А вот в европейских капиталистических странах дороги отличались высоким качеством. Поэтому нужды в автомобилях повышенной проходимости для коммерсантов не было.

Но самое главное – «Москвичи» дешевые на фоне зарубежных аналогов. Что касается дизайна и технических характеристик, то советские модели во второй половине 60-х не уступали конкурентам.
Внешность
Из Москвича-408 просто не могло получиться некрасивого автомобиля, даже в грузовой версии. Тем более, что в этом кузове выпускался универсал. Модель планировалась на экспорт, поэтому пришлось стараться.
С какой стороны не глянешь, спереди или сзади, машина красивая и гармоничная. Даже глухие боковины и те пересмотрели – сделали рифлеными. Кстати, в СССР именно за это автомобиль назвали «стиралкой».
Сейчас мало кто помнит, что в Советском Союзе и до него были такие специальные доски. Именно они использовались для стирки белья. Во второй половине 60-х настоящая машинка-автомат казалась диковинкой, поэтому дизайн Москвич-433 вызывал специфические эмоции.

Задняя дверь изначально была из двух половинок. Одна откидывалась вниз, вторая поднималась. Начиная с 1972 года ее упростили – сделали цельной.
Особенности
Изначально Москвич-433 продумывался по всем канонам жанра легкой коммерческой техники. Модели предстояло завоевать место на зарубежном рынке, где было много конкурентов. Поэтому конструкторы решили разделить кабину и грузовой отсек перегородкой.
В середине стальной стенки заботливо врезали небольшое окошко. Видимо, для того, чтобы водитель мог следить за грузом, не покидая рабочего места.
Впрочем, модернизация в итоге упростила и перегородку. Ее обрезали до уровня передних сидений. Как писали в те годы, такое новшество позволяло водителю достать груз со своего места. Хотя, сложно представить, как тот будет одной рукой поднимать что-то тяжелое и габаритное, да еще в такой неудобной позе.

Отсутствие верхней части перегородки заставляло грузить машину с оглядкой. Например, класть стальные листы приходилось снизу, а не на ящики. Да и резко тормозить не рекомендовалось – иначе все, что было сложено выше перегородки, могло полететь прямо на голову водителю.
Моторы
Считается, что на Москвич-433 ставили два двигателя – 408 и 412. На самом деле, он был только один – от более ранней модели. Автомобиль с мощным силовым агрегатом назывался по-другому. Он известен как Москвич-434.
Итак, мотор МЗМА-408, как уже ясно по индексу, ставился на одноименный седан. Это атмосферный бензиновый двигатель с объемом 1,36 литра. Мощность не впечатляет – всего 50 л. с. Но для середины 60-х этого хватало.

Впрочем, за рубежом автомобили к тому времени уже были более мощными при том же объеме. Поэтому на экспорт двигатели форсировали до 60,5 «лошадок».
Но бюджетному легковому фургону и не нужен такой силовой агрегат. Для него главное – тяга с места и на низких оборотах.
А вот УЗАМ-412, который ставился на Москвич-434, имел уже объем 1,5 литра и мощность в 75 л. с. Эта модель внешне ничем не отличается от 433, только силовым агрегатом.
Если передвигаться по дорогам с качественным покрытием, то автомобиль мог перевозить до 400 кг. А вот в сельской местности эту цифру нужно было уменьшать до 250. Так писали в руководстве по эксплуатации.
Как он едет
Начать стоит с удобства посадки. По современным меркам, водительское сиденье простенькое. С ростом выше 180 см за рулем неудобно. Но если сравнивать с местом пассажира – то водителю повезло. За его сиденьем нет запасного колеса. А вот пассажиру приходилось мириться с его наличием.

Погрузочно-разгрузочные работы водителю Москвич-433 давались непросто. Ведь это не полноценный фургон, а скорее универсал. Приходилось нагибаться, да и работать на такой машине удобно разве что миниатюрному и ловкому человеку.
Сев за руль Москвич-433, кажется, что автомобиль почти не разгоняется. Особенно если машину загрузить по полной. Хотя, вряд ли кто-то даст так издеваться над редким и уже раритетным автомобилем.
Рычаг коробки передач изначально размещался на рулевой колонке. Это не помешало ему иметь огромные ходы. Сама КПП четырехступенчатая. В начале 1970-х рычаг «переехал» на пол. Но ходы коробки передач не уменьшились, а скорее увеличились.
Модификации
Специально для продаж на экспорт, на заводе МЗМА выпускали Москвич-434П. Литера в индексе означает, что машина имеет правостороннее расположение руля. Автомобиль поставляли в Англию.
Кстати, несколько партий Москвич-434П купила советская почта. Модель использовались для выемки отправлений. Такие модификации более безопасны для водителей – они выходили сразу на тротуар.

Москвич-434Г – это пикап с мощным двигателем УЗАМ-412. Изначально автомобили с открытой грузовой платформой использовались только на заводе МЗМА. Они изготавливались из некондиционных экземпляров.
А вот в 1978 году, когда предприятие уже давно переименовали в АЗЛК, конструкторы попытались запустить пикап в серию. Судя по документации, было изготовлено два опытных экземпляра. Но из-за грядущего освоение Москвич-2140, от модели отказались. Тем более, что в конце 70-х спрос на эти автомобили за рубежом снизился.
Купить сейчас Москвич-433 сложно. Эти автомобили редко появляются в продаже. Да и вряд ли получится приобрести их недорого. Разве что повезет наткнуться на наследников бывших владельцев, для которых это лишь старый хлам.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....