Москвич-433 – самая красивая легковушка для работников советской торговли
5 348

Москвич-433 – самая красивая легковушка для работников советской торговли

Коммерческие легковые автомобили в Советском Союзе встречались, причем достаточно часто. Вот только на них особого внимания не обращали. Ничего удивительного – в руки простых граждан подобные модели не попадали, поэтому и интереса они не вызывали.


Мало ли, чего там государственные предприятия эксплуатировали. У них и грузовики имелись в избытке, но ведь подобная техника была недоступна для простого советского гражданина.

Подумаешь, всяким рыночным торговцам нужны универсалы, а лучше легкие фургоны! В общую очередь и пускай радуются, если хоть «Запорожец» удалось приобрести!

Москвич-433 – самая красивая легковушка для работников советской торговлиИж-2715 как-то более привычен взору водителя, севшего за руль еще при СССР. Фото: Youtube.com

А ведь такие автомобили существовали, делали их на шасси серийных легковых моделей. Самый известный – это Иж-2715. Несмотря на то, что выпущено их было более 2,3 млн экземпляров, в частные руки эти машины начали попадать только в конце 80-х.

Но Иж-2715 – это простая «рабочая лошадка». Ничего интересного в автомобиле нет. А вот его предшественник, выпускавшийся не в Ижевске, а в Москве, был действительно красивым. И это несмотря на нелестное прозвище «стиральная доска».

Герой нашей сегодняшней статьи – Москвич-433. Автомобиль для торговых организаций, не нуждающихся в серьезных объемах перевозимых грузов. Им не было необходимости гонять из-за 100-200 килограммов «Газоны» и «Зилки».

Предпосылки к появлению


Одним из самых красивых советских автомобилей, несомненно, был Москвич-408. Появился он в 1964 году. Дизайнеры старательно работали над внешностью не просто так – модель предназначалась в первую очередь на экспорт.

Москвич-408 красив даже на современный взгляд. Фото: Youtube.com

Сейчас сложно в это поверить, но «Москвичи» во второй половине 60-х массово шли за границу. И не в страны соцлагеря, а к капиталистам. Машины зарабатывали государству валюту. Пускай и в ущерб советским гражданам, вынужденным стоять в очередях годами.

Если разбираться, то в СССР особой необходимости в такой машине и не было:

✅ Бензина хватало, он стоил дешево
✅ Среднетоннажные грузовики выпускались в большом количестве
✅ Нужен был универсальный автомобиль – для города и села. У «Москвича» не хватало проходимости

А вот в европейских капиталистических странах дороги отличались высоким качеством. Поэтому нужды в автомобилях повышенной проходимости для коммерсантов не было.

Те самые боковины на Москвиче-433, похожие на стиральную доску. Фото: Youtube.com

Но самое главное – «Москвичи» дешевые на фоне зарубежных аналогов. Что касается дизайна и технических характеристик, то советские модели во второй половине 60-х не уступали конкурентам.

Внешность


Из Москвича-408 просто не могло получиться некрасивого автомобиля, даже в грузовой версии. Тем более, что в этом кузове выпускался универсал. Модель планировалась на экспорт, поэтому пришлось стараться.

С какой стороны не глянешь, спереди или сзади, машина красивая и гармоничная. Даже глухие боковины и те пересмотрели – сделали рифлеными. Кстати, в СССР именно за это автомобиль назвали «стиралкой».

Сейчас мало кто помнит, что в Советском Союзе и до него были такие специальные доски. Именно они использовались для стирки белья. Во второй половине 60-х настоящая машинка-автомат казалась диковинкой, поэтому дизайн Москвич-433 вызывал специфические эмоции.

Задняя дверь Москвича-433 могла быть как со стеклом, так и глухая. Фото: Youtube.com

Задняя дверь изначально была из двух половинок. Одна откидывалась вниз, вторая поднималась. Начиная с 1972 года ее упростили – сделали цельной.

Особенности


Изначально Москвич-433 продумывался по всем канонам жанра легкой коммерческой техники. Модели предстояло завоевать место на зарубежном рынке, где было много конкурентов. Поэтому конструкторы решили разделить кабину и грузовой отсек перегородкой.

В середине стальной стенки заботливо врезали небольшое окошко. Видимо, для того, чтобы водитель мог следить за грузом, не покидая рабочего места.

Впрочем, модернизация в итоге упростила и перегородку. Ее обрезали до уровня передних сидений. Как писали в те годы, такое новшество позволяло водителю достать груз со своего места. Хотя, сложно представить, как тот будет одной рукой поднимать что-то тяжелое и габаритное, да еще в такой неудобной позе.

От этой приборной панели просто веет советским колоритом. Фото: Youtube.com

Отсутствие верхней части перегородки заставляло грузить машину с оглядкой. Например, класть стальные листы приходилось снизу, а не на ящики. Да и резко тормозить не рекомендовалось – иначе все, что было сложено выше перегородки, могло полететь прямо на голову водителю.

Моторы


Считается, что на Москвич-433 ставили два двигателя – 408 и 412. На самом деле, он был только один – от более ранней модели. Автомобиль с мощным силовым агрегатом назывался по-другому. Он известен как Москвич-434.

Итак, мотор МЗМА-408, как уже ясно по индексу, ставился на одноименный седан. Это атмосферный бензиновый двигатель с объемом 1,36 литра. Мощность не впечатляет – всего 50 л. с. Но для середины 60-х этого хватало.

Кто-нибудь узнал модификацию двигателя? Пишите в комментариях! Фото: Youtube.com

Впрочем, за рубежом автомобили к тому времени уже были более мощными при том же объеме. Поэтому на экспорт двигатели форсировали до 60,5 «лошадок».

Но бюджетному легковому фургону и не нужен такой силовой агрегат. Для него главное – тяга с места и на низких оборотах.

А вот УЗАМ-412, который ставился на Москвич-434, имел уже объем 1,5 литра и мощность в 75 л. с. Эта модель внешне ничем не отличается от 433, только силовым агрегатом.

Если передвигаться по дорогам с качественным покрытием, то автомобиль мог перевозить до 400 кг. А вот в сельской местности эту цифру нужно было уменьшать до 250. Так писали в руководстве по эксплуатации.

Как он едет


Начать стоит с удобства посадки. По современным меркам, водительское сиденье простенькое. С ростом выше 180 см за рулем неудобно. Но если сравнивать с местом пассажира – то водителю повезло. За его сиденьем нет запасного колеса. А вот пассажиру приходилось мириться с его наличием.

На этом Москвиче-433 перегородка уже модернизированная. Фото: Youtube.com

Погрузочно-разгрузочные работы водителю Москвич-433 давались непросто. Ведь это не полноценный фургон, а скорее универсал. Приходилось нагибаться, да и работать на такой машине удобно разве что миниатюрному и ловкому человеку.

Сев за руль Москвич-433, кажется, что автомобиль почти не разгоняется. Особенно если машину загрузить по полной. Хотя, вряд ли кто-то даст так издеваться над редким и уже раритетным автомобилем.

Рычаг коробки передач изначально размещался на рулевой колонке. Это не помешало ему иметь огромные ходы. Сама КПП четырехступенчатая. В начале 1970-х рычаг «переехал» на пол. Но ходы коробки передач не уменьшились, а скорее увеличились.

Модификации


Специально для продаж на экспорт, на заводе МЗМА выпускали Москвич-434П. Литера в индексе означает, что машина имеет правостороннее расположение руля. Автомобиль поставляли в Англию.

Кстати, несколько партий Москвич-434П купила советская почта. Модель использовались для выемки отправлений. Такие модификации более безопасны для водителей – они выходили сразу на тротуар.

А это универсал Москвич-426. Фото: Youtube.com

Москвич-434Г – это пикап с мощным двигателем УЗАМ-412. Изначально автомобили с открытой грузовой платформой использовались только на заводе МЗМА. Они изготавливались из некондиционных экземпляров.

А вот в 1978 году, когда предприятие уже давно переименовали в АЗЛК, конструкторы попытались запустить пикап в серию. Судя по документации, было изготовлено два опытных экземпляра. Но из-за грядущего освоение Москвич-2140, от модели отказались. Тем более, что в конце 70-х спрос на эти автомобили за рубежом снизился.

Купить сейчас Москвич-433 сложно. Эти автомобили редко появляются в продаже. Да и вряд ли получится приобрести их недорого. Разве что повезет наткнуться на наследников бывших владельцев, для которых это лишь старый хлам.
А вам понравился Москвич-433?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....