ГАЗ «Валдай» – «старший брат» мегапопулярной «Газели»
Грузовые машины марки ГАЗ – это легенда советской, а потом и российской автомобильной промышленности. Если раньше они уступали по престижности моделям ЗиЛ, причем как в легковом, так и в грузовом классах, то в начале 90-х все изменилось.
Конечно, среднетоннажные машины после развала СССР брали плохо, но Горьковский завод сразу смог «подняться над своими слабостями» за счет «Волги». Бывшие советские граждане еще пару-тройку лет исполняли свои давние «хотелки», покупая некогда желанные легковушки.
Тем более, что последние вдруг стали почти доступными. Точнее, приходилось быстро тратить накопления – инфляция их «съедала» стремительными темпами.
Когда российские водители поняли, что иномарки лучше, да и дешевле, если б/у, покупать «Волги» перестали. Кризис уже вплотную подбирался к заводу ГАЗ, но тут появилась судьбоносная модель – «Газель».
Этот автомобиль оказался бестселлером продаж. А потом, почти через 11 лет, производитель решил выступить в новой для себя категории. Точнее, сделать преемника ГАЗ-52, не по грузоподъемности, а, чтобы автомобиль занимал промежуточное положение между «Газелью» и «Газоном».
Собираясь создать новый малотоннажный грузовик, руководство Горьковского завода даже не предполагало, что модель станет мегапопулярной. Просто надеялись выпустить несколько пробных партий на удачу.
Но уже в 1996 году было продано около 75 тысяч малотоннажных автомобилей. И это на фоне того, что выпуск ГАЗ-3307/09 к тому времени снизился более чем в 25 раз.
В те годы ЗиЛ запустил своего «Бычка». У того получилось закрепиться на рынке, отвоевав приличную его часть у многострадальных «Газонов». Новый автомобиль хоть и был с полукапотной компоновкой, но это уже полноценная городская модель с экономичным дизельным мотором.
Конечно, руководство Горьковского завода к тому времени прекрасно понимало, что большим спросом пользуются легковые машины. Но отдавать без боя целую нишу, новую, кстати, для отечественного автопроизводства, не хотелось. Тем более, что МАЗ вдруг тоже включился в гонку, представив своего «Зубренка» с индексом 4370.
Чтобы закрыть все ниши, ГАЗ приступил к разработке новой модели.
Попытки создать городской развозной грузовик крупнее «Газели» предпринимались сразу же после дебюта «Бычка» от ЗиЛ. В 1998 году появляется ГАЗ-330903. Как уже ясно по индексу, модель создана на шасси «Газона».
Особо конструкторы не мудрили, даже не стали делать свою кабину, как на Заводе имени Лихачева. Просто взяли шасси ГАЗ-3309, доработали его немного, да водрузили на маленькие колеса.
Модель получилась на первый взгляд жизнеспособной. Но она обладала рядом недостатков:
✅ Капотная компоновка
✅ Неприспособленное для малого радиуса колес шасси
✅ Огромная для данного класса кабина
✅ Бензиновый двигатель
Поняв, что такой автомобиль будет бесперспективным, конструкторы обратили взор на «Газель». А ведь можно создать машину по ее образцу, только увеличив пропорции. Так и появился «Валдай».
Чтобы максимально упростить и удешевить модель, для ее производства постарались по максимуму использовать узлы и агрегаты от серийных грузовиков. Это помогло облегчить запуск в серию.
Кабина «Валдая» взята от «Газели», то есть, она полукапотной компоновки. В отличие от ГАЗ-3307, автомобиль получился достаточно компактным – как раз для городской эксплуатации. Кабину доработали – переделали переднюю подвеску, добавили декоративное «оперение» снизу, новый бампер.
Появилась дополнительная оптика в виде габаритных верхних фонарей. Водитель получил новое, регулируемое сиденье. Оно однозначно удобнее, чем у «Газели». Сразу видно, что конструкторы подумали про длительные поездки.
Руль «Валдая» от «Соболя». Отопительная система «Газели» переработана – она более эффективная. В итоге комфорт в кабине нового грузовика равен легковому.
Рама и грузовое шасси взято от ГАЗ-3307. Только их немного переделали. Раму пришлось укоротить, а платформа получила новые, более низкие продольные брусья. Последнее понадобилось для максимального снижения погрузочной высоты машины. Ведь только в больших магазинах есть рампы, позволяющие подъезжать средне и крупнотоннажникам. Мелкие торговые точки такого лишены.
Меньшие, чем у «Газона» колеса позволили использовать новые поворотные «кулаки». За счет этого радиус разворота сократили до 6,4 метра у базового «Валдая». Это серьезное достоинство для городского развозного грузовика. Ведь он должен быть маневренным.
Как и положено полноценному грузовику, подвески ГАЗ-3310 рессорные. Но конструкторы постарались сделать конкурентоспособный автомобиль. Поэтому спереди и сзади добавлены телескопические амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости.
Тормозная система улучшена по сравнению с «Газелью». Она имеет ряд особенностей:
✅ Двухконтурная
✅ Пневматическая
✅ Трехканальная ABS ставилась даже в базовой комплектации
✅ Вентилируемые диски спереди и сзади
Ряд примененных новшеств позволил автомобилю эффективно останавливаться, несмотря на полную массу в 7,5 тонны. Хотя, конечно, претензии к тормозной системе есть, особенно у владельцев моделей первых годов выпуска, когда не использовали детали зарубежного производства.
Что касается рулевого управления, то оно у «Валдая» с гидроусилителем. Это также помогает водителю в городских условиях эксплуатации. Особенно актуальным новшество оказалось в крупных мегаполисах с их узкими дворами.
Изначально конструкторы Горьковского автомобильного завода понимали – новый среднетоннажный грузовик должен быть дизельным. Это же не «Газель», которая может привлечь своей легковой категорией.
Тем более, что с момента появления последней прошло около 11 лет. Да и современные ГАЗель NEXT тоже выпускаются в основном дизельные. Точнее, стараются покупать именно такие модификации. Бензиновые держатся «на плаву» из-за своей более низкой стоимости и наличия в модельном ряду ГАЗель Бизнес.
Вот только почти не было дизельных двигателей у Горьковского автомобильного завода на момент запуска «Валдая». Разве что ГАЗ-562, созданный по лицензии STEYR. Вкратце – в мотор вложены огромные средства, но его так и не доработали до состояния идеала. Да и дорогой он оказался.
Поэтому пришлось искать двигатель на стороне. Главным силовым агрегатом стал минский ММЗ Д-245.7. Кроме него, предлагались моторы Iveco, Cummins и Fiat. Все дизели турбированные, отвечающие экологическому классу как минимум Евро-2. Минский мотор специально адаптировали для нового горьковского грузовика.
На базе «Валдая» выпускали удлиненные модификации. Вне зависимости от типа, на шасси грузового автомобиля устанавливали различное оборудование, включая специфическое. Многие частники выбирали модификации с двойной кабиной. Там помещается 6 человек вместе с водителем – то есть, полноценная строительная бригада.
Несмотря на достоинства, ГАЗ-3310 остается отечественным автомобилем. Он рекомендован к покупке только тем, кто «дружит» с инструментами и не гнушается запачкать руки. Зато автомобиль прост и имеет высокий запас прочности.
В 2015 году производство ГАЗ-3310 «Валдай» было прекращено из-за падения спроса. Но через 5 лет модель возродили уже с новой бескапотной кабиной. Это Валдай-Next, который выпускается до сих пор.
Конечно, среднетоннажные машины после развала СССР брали плохо, но Горьковский завод сразу смог «подняться над своими слабостями» за счет «Волги». Бывшие советские граждане еще пару-тройку лет исполняли свои давние «хотелки», покупая некогда желанные легковушки.
Тем более, что последние вдруг стали почти доступными. Точнее, приходилось быстро тратить накопления – инфляция их «съедала» стремительными темпами.
Легковые автомобили ГАЗ 24-10 начали массово скупать в самом начале 90-х. Фото: Youtube.com
Когда российские водители поняли, что иномарки лучше, да и дешевле, если б/у, покупать «Волги» перестали. Кризис уже вплотную подбирался к заводу ГАЗ, но тут появилась судьбоносная модель – «Газель».
Этот автомобиль оказался бестселлером продаж. А потом, почти через 11 лет, производитель решил выступить в новой для себя категории. Точнее, сделать преемника ГАЗ-52, не по грузоподъемности, а, чтобы автомобиль занимал промежуточное положение между «Газелью» и «Газоном».
Предпосылки
Собираясь создать новый малотоннажный грузовик, руководство Горьковского завода даже не предполагало, что модель станет мегапопулярной. Просто надеялись выпустить несколько пробных партий на удачу.
Вот такая «Газель» стала скромной легендой второй половины 90-х. Фото: Youtube.com
Но уже в 1996 году было продано около 75 тысяч малотоннажных автомобилей. И это на фоне того, что выпуск ГАЗ-3307/09 к тому времени снизился более чем в 25 раз.
В те годы ЗиЛ запустил своего «Бычка». У того получилось закрепиться на рынке, отвоевав приличную его часть у многострадальных «Газонов». Новый автомобиль хоть и был с полукапотной компоновкой, но это уже полноценная городская модель с экономичным дизельным мотором.
Конечно, руководство Горьковского завода к тому времени прекрасно понимало, что большим спросом пользуются легковые машины. Но отдавать без боя целую нишу, новую, кстати, для отечественного автопроизводства, не хотелось. Тем более, что МАЗ вдруг тоже включился в гонку, представив своего «Зубренка» с индексом 4370.
Чтобы закрыть все ниши, ГАЗ приступил к разработке новой модели.
Появление «Валдая»
Попытки создать городской развозной грузовик крупнее «Газели» предпринимались сразу же после дебюта «Бычка» от ЗиЛ. В 1998 году появляется ГАЗ-330903. Как уже ясно по индексу, модель создана на шасси «Газона».
Кабина ГАЗ «Валдай» выглядит солидно. Фото: Youtube.com
Особо конструкторы не мудрили, даже не стали делать свою кабину, как на Заводе имени Лихачева. Просто взяли шасси ГАЗ-3309, доработали его немного, да водрузили на маленькие колеса.
Модель получилась на первый взгляд жизнеспособной. Но она обладала рядом недостатков:
✅ Капотная компоновка
✅ Неприспособленное для малого радиуса колес шасси
✅ Огромная для данного класса кабина
✅ Бензиновый двигатель
Поняв, что такой автомобиль будет бесперспективным, конструкторы обратили взор на «Газель». А ведь можно создать машину по ее образцу, только увеличив пропорции. Так и появился «Валдай».
Чтобы максимально упростить и удешевить модель, для ее производства постарались по максимуму использовать узлы и агрегаты от серийных грузовиков. Это помогло облегчить запуск в серию.
Особенности
Кабина «Валдая» взята от «Газели», то есть, она полукапотной компоновки. В отличие от ГАЗ-3307, автомобиль получился достаточно компактным – как раз для городской эксплуатации. Кабину доработали – переделали переднюю подвеску, добавили декоративное «оперение» снизу, новый бампер.
У «Валдая» есть то, что недоставало «Газели» – объем кузова и грузоподъемность. Фото: Youtube.com
Появилась дополнительная оптика в виде габаритных верхних фонарей. Водитель получил новое, регулируемое сиденье. Оно однозначно удобнее, чем у «Газели». Сразу видно, что конструкторы подумали про длительные поездки.
Приборную панель модернизировали – добавили пару электрических манометров. Каждый из них отвечал за один контур тормозной системы. Комбинация приборов взята от легковой «Волги» ГАЗ-3110 – там она более информативная.
Руль «Валдая» от «Соболя». Отопительная система «Газели» переработана – она более эффективная. В итоге комфорт в кабине нового грузовика равен легковому.
Внешне в «Валдае» можно сразу же узнать «Газель». Но выглядит автомобиль куда более массивно благодаря мощному бамперу и «оперению» кабины.
Рама и грузовое шасси взято от ГАЗ-3307. Только их немного переделали. Раму пришлось укоротить, а платформа получила новые, более низкие продольные брусья. Последнее понадобилось для максимального снижения погрузочной высоты машины. Ведь только в больших магазинах есть рампы, позволяющие подъезжать средне и крупнотоннажникам. Мелкие торговые точки такого лишены.
Меньшие, чем у «Газона» колеса позволили использовать новые поворотные «кулаки». За счет этого радиус разворота сократили до 6,4 метра у базового «Валдая». Это серьезное достоинство для городского развозного грузовика. Ведь он должен быть маневренным.
На фото можно оценить монументальность рамы и задней подвески ГАЗ-3310. Фото: Youtube.com
Как и положено полноценному грузовику, подвески ГАЗ-3310 рессорные. Но конструкторы постарались сделать конкурентоспособный автомобиль. Поэтому спереди и сзади добавлены телескопические амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости.
Тормозная система улучшена по сравнению с «Газелью». Она имеет ряд особенностей:
✅ Двухконтурная
✅ Пневматическая
✅ Трехканальная ABS ставилась даже в базовой комплектации
✅ Вентилируемые диски спереди и сзади
Ряд примененных новшеств позволил автомобилю эффективно останавливаться, несмотря на полную массу в 7,5 тонны. Хотя, конечно, претензии к тормозной системе есть, особенно у владельцев моделей первых годов выпуска, когда не использовали детали зарубежного производства.
Что касается рулевого управления, то оно у «Валдая» с гидроусилителем. Это также помогает водителю в городских условиях эксплуатации. Особенно актуальным новшество оказалось в крупных мегаполисах с их узкими дворами.
Двигатели
Изначально конструкторы Горьковского автомобильного завода понимали – новый среднетоннажный грузовик должен быть дизельным. Это же не «Газель», которая может привлечь своей легковой категорией.
Минский двигатель Д-245 не очень надежный, зато доступный. Фото: Youtube.com
Тем более, что с момента появления последней прошло около 11 лет. Да и современные ГАЗель NEXT тоже выпускаются в основном дизельные. Точнее, стараются покупать именно такие модификации. Бензиновые держатся «на плаву» из-за своей более низкой стоимости и наличия в модельном ряду ГАЗель Бизнес.
Вот только почти не было дизельных двигателей у Горьковского автомобильного завода на момент запуска «Валдая». Разве что ГАЗ-562, созданный по лицензии STEYR. Вкратце – в мотор вложены огромные средства, но его так и не доработали до состояния идеала. Да и дорогой он оказался.
Поэтому пришлось искать двигатель на стороне. Главным силовым агрегатом стал минский ММЗ Д-245.7. Кроме него, предлагались моторы Iveco, Cummins и Fiat. Все дизели турбированные, отвечающие экологическому классу как минимум Евро-2. Минский мотор специально адаптировали для нового горьковского грузовика.
Бывают и такие версии ГАЗ «Валдай». Фото: Youtube.com
На базе «Валдая» выпускали удлиненные модификации. Вне зависимости от типа, на шасси грузового автомобиля устанавливали различное оборудование, включая специфическое. Многие частники выбирали модификации с двойной кабиной. Там помещается 6 человек вместе с водителем – то есть, полноценная строительная бригада.
Несмотря на достоинства, ГАЗ-3310 остается отечественным автомобилем. Он рекомендован к покупке только тем, кто «дружит» с инструментами и не гнушается запачкать руки. Зато автомобиль прост и имеет высокий запас прочности.
В 2015 году производство ГАЗ-3310 «Валдай» было прекращено из-за падения спроса. Но через 5 лет модель возродили уже с новой бескапотной кабиной. Это Валдай-Next, который выпускается до сих пор.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...