Уникальные советские автомобили не ставшие серийными – их можно увидеть и сегодня
2 847

Уникальные советские автомобили не ставшие серийными – их можно увидеть и сегодня

Советский Союз славился «рукастыми» автолюбителями. Станции технического обслуживания в стране существовали, но попасть туда было сложно. Как правило, занимались они ремонтом ведомственной техники, да и «сильные мира сего» обращались на СТО нередко.


Простым же водителям приходилось осваивать устройство автомобиля самостоятельно. Поэтому обслуживали и чинили «ласточки» своими руками. А в гаражных кооперативах и вовсе существовали настоящие мужские братства. Коллективный разум способен был превратить хлам в новенький автомобиль.

А еще в Советском Союзе хватало изобретателей машин. Кому-то повезло устроиться в конструкторское бюро при заводе. Но большинство мастерило интересные машины самостоятельно.

Уникальные советские автомобили не ставшие серийными – их можно увидеть и сегодняА вы знали, что этот автомобиль планировался в серийное производство? Фото автора

Если везло жить в сельской местности, то изобретали и воплощали проекты в гаражах и сараях. А вот в городе нередко приходилось использовать балконы и лоджии в квартирах, иногда и комнаты. Понятно, что такой подход не нравился домочадцам. Поэтому проекты часто оставались незавершенными.

Но некоторые все же справились с бытовыми трудностями и сумели построить мечту. Кстати, делали это далеко не из-за одного «творческого зуда». Просто автомобили имелись не у каждой советской семьи. Вот и творили «рукастые» товарищи самоделки. Кстати, некоторые даже оформляли по законам и ездили на них по дорогам общего пользования.

На днях в Минске прошла интересная выставка «Гаражные находки. Уникальная самодельная техника из БССР». В мотосалоне Extreme Zone, расположенном на улице Свердлова, 11, братья Гапановичи представили свой новый проект.

Самодельные машины собирали из того, что было в наличии. Фото автора

В сегодняшнем материале вы познакомитесь с неизвестными самодельными автомобилями и не только. Эта техника построена в БССР. В дальнейшем планируются отдельные обзоры каждого уникального экземпляра.

DLOTA – первый концепт-кар из БССР


Самый интересный экспонат выставки. В отличие от других, этот планировали запустить в серийное производство. DLOTA начали разрабатывать примерно в середине 70-х, а закончили в 1977 году.

Самое интересное в проекте – его кузов. Он взят от редкого Москвича-433. Это коммерческая модель, никогда не продававшаяся в частные руки. Как Иж-2715, он же «каблук». Последний, кстати, стал последователем Москвича-433, но выпущенным куда в большем количестве.

Название автомобиля связано с фамилией создателя – это Александр Георгиевич Длотовский. Почему латиницей – возможно, изобретатель надеялся не только запустить машину в серию, но и продавать ее за рубежом. Кстати, шансы были, ведь работы проходили не в гараже, а в Минском филиале ВНИИТЭ.

Узнать в автомобиле DLOTA исходный Москвич-433 сложно. Фото автора

Похоже, что создателю DLOTA удалось достать списанный Москвич-433. Его уже успели разукомплектовать.

Выбор «донора» объясняется просто:

✅ Это трехдверный универсал, подходящий для создания спорткара
✅ Он достался даром или был куплен недорого
✅ Изобретателю не приходилось выбирать

Внешне опознать Москвич-433 в DLOTA сложно – ведь его кузовные элементы сделаны частично из стеклопластика. Это помогло превратить советский автомобиль в нечто уникальное.

Под капотом двигатель УЗАМ-412. Объем – 1,5 литра, мощность 75 л. с. Коробку передач взяли от ВАЗ-2103. Привод, естественно, карданный.

«Компакт» – пляжный автомобиль


Интересная модель, сделанная буквально с нуля. Это значит, что в основе лежит собственноручно созданная платформа. Авторы проекта – Александр Качук и Марат Кабиров.

В итоге «Компакт» стал кабриолетом. Фото автора

Автомобиль разрабатывался в период с 1985 по 1988 годы. Интересно, что изначально он задумывался с кузовом вагонной компоновки, но в итоге стал кабриолетом.

В качестве двигателя взят силовой агрегат от мотоцикла «Урал». Этот мотор имеет объем 650 см3 и развивает 36 л. с. Карбюратор для питания двухцилиндрового оппозита выбран не «родной», а от ВАЗ.

Кузов из стеклопластика, в качестве основы взята стальная рама. Коробка передач как у современных скутеров – это клиноременный вариатор. Для наладки узла использованы детали от комбайна.

Тормоза простейшие – от мотоколяски. Впрочем, учитывая, что двигатель от «Урала», этого должно было хватить. Рулевое управление взято от ВАЗ-2108. Задние колеса получили бортовые редукторы.

Простой сельский труженик


Интересный автомобиль, явно созданный поклонником военных внедорожников 40-х. Названия у машины пока нет.

Создатель этого автомобиля мечтал о военном внедорожнике. Фото автора

Автомобиль создан на шасси мотоколяски СЗМ С-3А. Судя по всему, конструктор не преследовал каких-то высоких целей, вроде запуска модели в серию. Он просто делал машину мечты, исходя из своих финансовых возможностей.

Автомобиль создан примерно в середине 60-х. Двигатель мотоциклетный – от Иж Планеты. Мощность – около 13 л. с., если силовой агрегат взят от самой ранней модификации модели.

Автомобиль получился грубым и брутальным. Несмотря на внешность, явно отсылающую к военным внедорожникам 40-х, маленькие колесики и маломощный двухтактный мотор ставят крест на проходимости.

Почему автомобиль назван сельским тружеником? Да потому, что в городе на нем ездить все равно бы не получилось. Никаких документов на машину не было изначально. Поэтому кататься на нем можно только в глухой местности, то есть, сельской.

Советский квадроцикл


Владимир Мательский, похоже, всегда мечтал о четырехколесном мотоцикле. А может ему просто нужна была проходимая техника для охоты или рыбалки.

А этот квадроцикл MATV уже похож на серийный. Фото автора

Появился квадроцикл MATV в середине 80-х. В качестве основы выбран Восход 2М.

Выглядит техника законченной, если посмотреть издалека – даже современной. Хотя, выбор мотора от малокубатурного мотоцикла – это достаточно спорное решение. Сюда просится оппозитный силовой агрегат от «Урала» или «Днепра». В крайнем случае, двигатель от Иж Планеты или «Юпитера».

Мотор с объемом 175 см3 развивает 14 л. с. Он одноцилиндровый и двухтактный. Это значит, что в бензин нужно добавлять масло.

Квадроцикл получил амортизаторы от мотоциклов «Восход» и «Урал». Колеса сейчас стоят «фирменные», специально предназначенные для подобной техники. Но изначально тут использовались диски и шины от советских электрокаров, которые на заводах и рынках грузы возили. Соответственно, проходимость была низкая.

Веломобиль с прицелом на будущее


Еще один интересный экземпляр – В-8. Это веломобиль классической компоновки. Модель далеко не советская – ее создал в 2003 году Александр Качук.

Кстати, похожие веломобили за границей выпускаются мелкосерийно. Фото автора

Техника с основным педальным приводом. Если за руль сядет опытный спортсмен, он сможет разогнать конструкцию до 70 км/ч. Конечно, если в кабину пилота залезет «человек с улицы», у него вряд ли получится приблизиться к таким значениям.

У веломобиля сзади есть место для двухтактного бензинового двигателя. А можно сделать проще – установить электрический мотор-колесо. Тогда на место, предусмотренное для двигателя, станет ходовая батарея и контроллер.

Создатель веломобиля уже в 2003 году предвидел новые тренды. Установка электромотора предполагалась изначально.

Мотоколяска «Аэро»


Последний экспонат выставки. Конечно, это боковой прицеп, но он сумел отразить стремление владельца в небо и любовь к авиации.

Коляска сделана для эксплуатации с мотоциклом Jawa в середине 70-х. Судя по всему, владельцу не нравились стандартные размеры боковых прицепов.

Грубо, зато максимально приближенно к авиации. Фото автора

Удлинили коляску необычным способом – в качестве «тела» взят авиационный топливный бак. Раму пришлось переваривать.

Удивительно, что самодельная советская техника сохранилась до наших дней. Благодарить за это нужно таких энтузиастов, как братья Гапановичи. Им бы очень хотелось популяризировать движение реставраторов и изобретателей-самодельщиков.

С последним, конечно, сложнее – в мире доступности мало кто захочет что-то делать с нуля. А вот возврат к жизни старой техники – это хорошо. Ведь она была сделана энтузиастами, а не маркетологами. А значит, в ней есть душа.
А вы готовы самостоятельно построить что-то подобное?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....