Преемник легендарного Tatra T3: 3-х секционный трамвай KT8D5
Продукция чехословацкого концерна ЧКД прекрасно известна на постсоветском пространстве. Ведь кроме легендарного ЧМЭ3, это еще и не менее популярный Tatra T3. И если первый из них до сих пор успешно трудится на наших магистралях, то второй уже давно безвозвратно морально и технически устарел. Правда, иногда тоже продолжает эксплуатироваться. И даже в самой стране-производителе. Более того, на некоторых трамвайных маршрутах чешской столицы.
Но то, что Т3 больше не соответствует текущим требованиям, поняли в начале 80-х. Тогда еще общее пространство СЭВ требовало, чтобы чехословацкий производитель обновил модельный ряд, обеспечив не только огромный советский парк, но и трамвайные линии других социалистических стран Европы и Азии.
Опытные инженеры предприятия усиленно трудились над этим заданием, тем более что директива пришла с самого верха. Работникам ЧКД предстояло выполнить обязательства перед XVII съездом КПЧ, который вынес соответствующее решение. Поставленная задача производства подчеркивала спрос на сочлененный трамвай с двусторонним движением, чьи двери находились бы в одной плоскости.
Самый высокий уровень контроля накладывал не меньшую ответственность на производителя. Нельзя было допустить какой-то серьезный промах. Поэтому испытания прототипа будущей серийной машины проводились самым тщательным образом. Они проходили на маршрутах по тесным пражским улицам, вполне подходящим для маневренного Т3, но не сильно контактирующим с громоздкой новинкой.
А вся идея заключалась в том, что на местном использовании трамвай не будет выходить на маршруты Старого города. Проектировщики изначально планировали выпускать их на новых прямых линиях городских окраин, поскольку в тот период предполагалось сокращение трамвайного движения в центре. Тщательные проверки выявили, что в Праге есть несколько десятков мест, которые могут создать аварийную ситуацию для новинки KT8D5. А вот там, где имеется больший простор, вместительная 30-метровая машина оказалась бы очень кстати.
Параметры производства железнодорожного гиганта, уточненные тогдашним Управлением транспорта в середине 1981 года, в следующем получили одобрение как проект массового трамвая. Первые прототипы восьмиосной махины из конструкторской мастерской Ивана Лингарта впервые увидели свет в 1984-м, а два года спустя создана проверочная серия из 10 экземпляров.
До этого ни один тип транспорта не подвергался столь тщательным испытаниям и проверкам. В то же время, KT8D5 оказался довольно перспективной для середины 80-х моделью. Машины в свое время принесли много новшеств и конструктивных особенностей:
✅ вагоны с тиристорно-импульсным регулированием
✅ первые сочлененные трамваи на пражском транспорте
✅ двунаправленная компоновка
Со временем они стали очень популярными и надежными, а их двусторонняя конструкция широко использовалась в сложных транспортных операциях и в часы пик. В статье о первом дне его работы репортер Red Right описывает KT8D5 как «трамвай-гигант» и полагает, что он все еще будет на улицах в 2000 году. Предсказание частично исполнилось. Хотя эта модель и продолжала активно использоваться в новом тысячелетии, но ее пришлось подвергнуть ряду доработок и модернизаций:
✅ в 1996 году установлены билетные автоматы Mypol
✅ за кабиной появилась панель с часами и отображением тарифного диапазона
✅ в 2003 году добавлена тепловая защита тяговых двигателей
Но общий внешний вид и, особенно, интерьер оставались неизменными на протяжении многих лет. Первоначальные планы предполагали, что только в столице ЧССР их появится не меньше 290 штук. Но, в итоге, даже общее производство городской рельсовой техники не достигло такого показателя. А в самой Праге остановились на 48 экземплярах KT8D5.
Он отличался от других моделей компании своим дизайном. В частности, чехлами на крыше, скрывающими два комплекта тормозных резисторов, вентилятором двигателя и отопителем для обогрева трамвая. А еще – надстройка выполнена ниже и выдвинута вперед так, что закрывает основание пантографа. Поэтому последний в сложенном виде создает впечатление, что частично встроен в крышу.
Машины изначально оснащались полуавтоматическими сцепками ЭШВ, что оказалось совершенно неоправданно. Позже их демонтировали, заменив муфтами типа «Прага». Также KT8D5 отличались расположением элементов на панелях и других деталях кузова и внутри салона. Особый интерес представляет то, что в первой серии каждая секция получила свой производственный номер, тогда как последующие нумеровались по целым 3-вагонным составам.
Все же новинку приняли не везде и не сразу. Консервативная пражская публика не очень благосклонно отнеслась к новым трамваям, критикуя их сразу по нескольким пунктам:
✅ более узким дверям в передней части вагонов
✅ недостаточной вентиляции в летние месяцы
✅ непривычном обустройстве салона
Со временем поток негатива сошел на нет, и пользователи смогли оценить современную (на тот момент) конструкцию и хорошую вместимость вагонов трамвая. Привыкли к новинке и эксплуатационные службы. Особенно отмечалась ими двухсторонняя компоновка состава, при которой транспорт имел сразу две кабины водителя – с обоих концов трехвагонной конструкции. Все восемь осей являются ведущими. Вот основные параметры KT8D5:
✅ общая длина – 30,3 м
✅ ширина – 2,48 м
✅ высота – 3,55 м
✅ колесная база – 1900 мм
✅ сухой вес – 38,5 т
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
✅ мощность двигателей – 8х45 кВт
При этом техника оказалась очень вместительной и просторной. Общее количество сидячих мест достигло 63 штук. Также предполагалось пространство для еще 157 пассажиров, которые могли путешествовать стоя. При такой загрузке оставалась достаточная свобода, ведь на 5 человек приходился 1 кв. м плоскости трамвая.
В период с 2004 по 2014 годы проходила программа модернизации составов KT8D5, связанная, в том числе, с доработкой до частично низкопольной версии и установкой нового электрооборудования. Из 48 поставленных машин 46 были поэтапно реконструированы.
Трамвай № 9048 был исключен из этой программы и выбран в коллекцию Музея общественного транспорта. Он стал единственным представителем дизайнерских разработок чехословацких рельсовых транспортных средств 70-80-х годов прошлого века.
Последнее эксплуатационное состояние переданного музею трамвая достигнуто после капитального ремонта ПО, проведенного в марте-июне 2004 года. Тогда он получил, в том числе, и новую окраску в цветовую гамму модели Т6А5. Последнее оперативное выведение состава прошло в рамках прощального рейса KT8D5 21 мая 2013 года. В этот день до пункта назначения добралась и последняя машина, предназначенная для программы модернизации (№ 9030).
Модель выпускалась заводом «Татра Смихов» компании ЧКД в период с 1986 по 1993 год. Среди любителей транспорта, за особенности внешнего дизайна, их прозвали «утками». Всего собрано около 200 экземпляров, предназначавшихся, в первую очередь, для чешских транспортных компаний.
Однако некоторые из них были экспортированы в КНДР, российский Волгоград, Сараево в Боснии и Кошице в Восточной Словакии. Несколько экземпляров потрудились и в немецких городах. В 2018 году на его базе Северная Корея создала собственную конструкцию трамвая, но это уже другая история.
Но то, что Т3 больше не соответствует текущим требованиям, поняли в начале 80-х. Тогда еще общее пространство СЭВ требовало, чтобы чехословацкий производитель обновил модельный ряд, обеспечив не только огромный советский парк, но и трамвайные линии других социалистических стран Европы и Азии.
Вместительная конструкция KT8D5. Фото автора
Опытные инженеры предприятия усиленно трудились над этим заданием, тем более что директива пришла с самого верха. Работникам ЧКД предстояло выполнить обязательства перед XVII съездом КПЧ, который вынес соответствующее решение. Поставленная задача производства подчеркивала спрос на сочлененный трамвай с двусторонним движением, чьи двери находились бы в одной плоскости.
Новый трамвай с самыми тщательными испытаниями
Самый высокий уровень контроля накладывал не меньшую ответственность на производителя. Нельзя было допустить какой-то серьезный промах. Поэтому испытания прототипа будущей серийной машины проводились самым тщательным образом. Они проходили на маршрутах по тесным пражским улицам, вполне подходящим для маневренного Т3, но не сильно контактирующим с громоздкой новинкой.
А вся идея заключалась в том, что на местном использовании трамвай не будет выходить на маршруты Старого города. Проектировщики изначально планировали выпускать их на новых прямых линиях городских окраин, поскольку в тот период предполагалось сокращение трамвайного движения в центре. Тщательные проверки выявили, что в Праге есть несколько десятков мест, которые могут создать аварийную ситуацию для новинки KT8D5. А вот там, где имеется больший простор, вместительная 30-метровая машина оказалась бы очень кстати.
Вагон с названием последнего маршрута следования. Фото автора
Параметры производства железнодорожного гиганта, уточненные тогдашним Управлением транспорта в середине 1981 года, в следующем получили одобрение как проект массового трамвая. Первые прототипы восьмиосной махины из конструкторской мастерской Ивана Лингарта впервые увидели свет в 1984-м, а два года спустя создана проверочная серия из 10 экземпляров.
Машины с № 9001 по № 9004 начали испытательную эксплуатацию в Праге. Трамвай KT8D5 компании «ЧКД Татра» впервые приступил к обслуживанию пассажиров 1 июля 1986 года. Небольшие корректировки и устранение «детских болезней» потребовали долгих четырех лет с момента производства первых изделий.
До этого ни один тип транспорта не подвергался столь тщательным испытаниям и проверкам. В то же время, KT8D5 оказался довольно перспективной для середины 80-х моделью. Машины в свое время принесли много новшеств и конструктивных особенностей:
✅ вагоны с тиристорно-импульсным регулированием
✅ первые сочлененные трамваи на пражском транспорте
✅ двунаправленная компоновка
Со временем они стали очень популярными и надежными, а их двусторонняя конструкция широко использовалась в сложных транспортных операциях и в часы пик. В статье о первом дне его работы репортер Red Right описывает KT8D5 как «трамвай-гигант» и полагает, что он все еще будет на улицах в 2000 году. Предсказание частично исполнилось. Хотя эта модель и продолжала активно использоваться в новом тысячелетии, но ее пришлось подвергнуть ряду доработок и модернизаций:
✅ в 1996 году установлены билетные автоматы Mypol
✅ за кабиной появилась панель с часами и отображением тарифного диапазона
✅ в 2003 году добавлена тепловая защита тяговых двигателей
Но общий внешний вид и, особенно, интерьер оставались неизменными на протяжении многих лет. Первоначальные планы предполагали, что только в столице ЧССР их появится не меньше 290 штук. Но, в итоге, даже общее производство городской рельсовой техники не достигло такого показателя. А в самой Праге остановились на 48 экземплярах KT8D5.
Техническое устройство трамвая
Он отличался от других моделей компании своим дизайном. В частности, чехлами на крыше, скрывающими два комплекта тормозных резисторов, вентилятором двигателя и отопителем для обогрева трамвая. А еще – надстройка выполнена ниже и выдвинута вперед так, что закрывает основание пантографа. Поэтому последний в сложенном виде создает впечатление, что частично встроен в крышу.
Просторный салон с сидениями из кожзама. Фото автора
Машины изначально оснащались полуавтоматическими сцепками ЭШВ, что оказалось совершенно неоправданно. Позже их демонтировали, заменив муфтами типа «Прага». Также KT8D5 отличались расположением элементов на панелях и других деталях кузова и внутри салона. Особый интерес представляет то, что в первой серии каждая секция получила свой производственный номер, тогда как последующие нумеровались по целым 3-вагонным составам.
Все же новинку приняли не везде и не сразу. Консервативная пражская публика не очень благосклонно отнеслась к новым трамваям, критикуя их сразу по нескольким пунктам:
✅ более узким дверям в передней части вагонов
✅ недостаточной вентиляции в летние месяцы
✅ непривычном обустройстве салона
Со временем поток негатива сошел на нет, и пользователи смогли оценить современную (на тот момент) конструкцию и хорошую вместимость вагонов трамвая. Привыкли к новинке и эксплуатационные службы. Особенно отмечалась ими двухсторонняя компоновка состава, при которой транспорт имел сразу две кабины водителя – с обоих концов трехвагонной конструкции. Все восемь осей являются ведущими. Вот основные параметры KT8D5:
✅ общая длина – 30,3 м
✅ ширина – 2,48 м
✅ высота – 3,55 м
✅ колесная база – 1900 мм
✅ сухой вес – 38,5 т
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
✅ мощность двигателей – 8х45 кВт
При этом техника оказалась очень вместительной и просторной. Общее количество сидячих мест достигло 63 штук. Также предполагалось пространство для еще 157 пассажиров, которые могли путешествовать стоя. При такой загрузке оставалась достаточная свобода, ведь на 5 человек приходился 1 кв. м плоскости трамвая.
Как экспонат музея MHD
В период с 2004 по 2014 годы проходила программа модернизации составов KT8D5, связанная, в том числе, с доработкой до частично низкопольной версии и установкой нового электрооборудования. Из 48 поставленных машин 46 были поэтапно реконструированы.
Рабочее место водителя. Фото автора
Трамвай № 9048 был исключен из этой программы и выбран в коллекцию Музея общественного транспорта. Он стал единственным представителем дизайнерских разработок чехословацких рельсовых транспортных средств 70-80-х годов прошлого века.
Последнее эксплуатационное состояние переданного музею трамвая достигнуто после капитального ремонта ПО, проведенного в марте-июне 2004 года. Тогда он получил, в том числе, и новую окраску в цветовую гамму модели Т6А5. Последнее оперативное выведение состава прошло в рамках прощального рейса KT8D5 21 мая 2013 года. В этот день до пункта назначения добралась и последняя машина, предназначенная для программы модернизации (№ 9030).
Модель выпускалась заводом «Татра Смихов» компании ЧКД в период с 1986 по 1993 год. Среди любителей транспорта, за особенности внешнего дизайна, их прозвали «утками». Всего собрано около 200 экземпляров, предназначавшихся, в первую очередь, для чешских транспортных компаний.
3-секционный KT8D5 в музее MHD. Фото автора
Однако некоторые из них были экспортированы в КНДР, российский Волгоград, Сараево в Боснии и Кошице в Восточной Словакии. Несколько экземпляров потрудились и в немецких городах. В 2018 году на его базе Северная Корея создала собственную конструкцию трамвая, но это уже другая история.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...