
Bell Agusta BA609 (AW609) – первый в мире коммерческий конвертоплан
Среди нас обязательно найдутся те, кто не мыслит своей жизни без неба. Но, я уверен, что таких не очень-то и много. Большинство просто не против возможности приобщиться к чему-нибудь «возвышенному». Или, скорее, банально быстро переместиться из одной точки в другую, используя воздушный транспорт.
Однако, если вернуться к истинным ценителям летательных аппаратов, то они подразделяются на два основных лагеря. В первый входят любители неподвижного крыла (т. е. самолетов). Во второй – крутящихся лопастей (или просто вертолетов). Понятно, что найдутся и сторонники различной экзотики, но они точно окажутся в меньшинстве.
Красивый внешний вид Bell Agusta BA609. Фото: youtube.com
А вот говоря о двух вышеупомянутых группах, то иногда между ними возникают споры о том, какая из «железных птиц» лучше. И часто в них приводятся сильные стороны обоих видов. Невольно возникает мысль: а если их взять и соединить, то получится идеальная конструкция?
Над ответом на этот вопрос задумывались не только праздные любители, но и профессиональные конструкторы летательных аппаратов. Казалось, что воплощение идеи скрестить способности двух их разновидностей – дело ближайшей перспективы. В итоге получился самолет с наклонным винтом и возможностью вертикального взлета и посадки. Это означает, что он имеет два несущих винта на обоих крыльях, которые при старте и приземлении направлены вертикально (как у вертолета). В то же время, при подъеме аппарат изменяет свое направление и превращается в обычный двухмоторный самолет, быстро набирающий скорость.
Он стал первым в мире коммерчески доступным конвертопланом. Аппарат сочетает в себе скорость, комфорт и способность летать выше непогоды (как у турбовинтового самолета), с удобством вертикального взлета и посадки, как у вертолета. Вывести эту революционную концепцию на авиационный рынок оказалось совсем непросто. Понадобились многолетние исследования и напряженная работа по совершенствованию всех элементов конструкции.
Длительность периода разработки наложила свой отпечаток и на конечную цену этого уникального самолета. Первоначально она планировалась на бронировании в 7 миллионов долларов США, затем постепенно выросла до десяти. Наконец, когда BA609 был почти готов, объявили, что для желающих новинка обойдется уже в 14 миллионов. Правда, приняли решение, что покупателям, забронировавшим его за «десятку» цену оставят прежней. Вот некоторые показатели летательного аппарата:
✅ рассчитан на 9 человек
✅ может летать на высоту до 25 000 футов
✅ дальность полета 750 морских миль
✅ крейсерская скорость более 275 узлов (509 км/ч)
Универсальный самолет BA609 сертифицирован для полетов в морозных условиях и экстремальном климате: от пустыни до Арктики. Вмещая до девяти пассажиров, он развивает в два раза большую скорость, чем аналогичные вертолеты. Аппарат спроектирован как лучшее из доступных многоцелевых летных средств. Предлагаемые направления использования включают:
✅ морские операции
✅ перевозку различных руководителей
✅ в качестве медицинского транспорта
✅ поисково-спасательные операции
✅ правоохранительную деятельность
Быстрое преодоление больших расстояний без задержек, необходимых при использовании классических вариантов, является достаточной причиной, чтобы рассматривать конвертоплан BA609 как часть любого самолетного парка. Нет лучшего способа добраться из пригорода в центр, как и на расстояние до 500 миль. Если к этому добавить его уникальные возможности и эксплуатационные характеристики, на пару с низкой стоимостью жизненного цикла, то получим превосходную персонализированную транспортировку.
Bell Agusta BA609: вертикальный взлет. Фото: youtube.com
Проще говоря, BA609 – один из самых универсальных и полезных самолетов в истории авиации. Будь то в переполненном городском воздушном коридоре или в неосвоенном регионе, эта революционная техника станет изысканным транспортным средством в любой точке мира.
Впервые о программе по разработке необычного самолета объявили в ноябре 1996 года. Ею занималась совместная компания, включающая в себя ряд подразделений: Bell Helicopter Textron, Inc., AgustaWestland и итальянскую компанию Finmecannica. Четыре прототипа подготовили к 2003 году, тогда же состоялся и первый полет. Два месяца спустя (в мае) завершились начальные летные испытания.
Через два года ВА609 успешно выполнил первый полет с переходом на полный самолетный режим, достигнув скорости 190 узлов (219 миль в час). Прошло еще 1,5 года и в небо поднялся второй испытательный самолет. Также он принял участие в летной демонстрации на Парижском авиасалоне в июне 2007-го.
BA609 для общего обозрения. Фото: youtube.com
Двойная начальная сертификация (FAA и европейская) произошла в конце 2011 – начале 2012-го. Дальше открылась возможность для последующих первых поставок. К этому времени уже были получены заказы на более чем 80 самолетов от 40 клиентов из 20 разных стран.
На компании Fuji Heavy Industries Ltd. лежала ответственность производства всех серийных фюзеляжей для BA609. В том числе: строительство носовой части, кабины, хвостового участка и установка бортовых систем. Окончательная сборка серийных самолетов проходит на мощностях завода Bell's Tiltrotor в Амарилло (штат Техас), параллельная линия создана в AgustaWestland (Италия). Все самолеты идентичны, независимо от места их производства.
BA609 получил фиброволоконный фюзеляж с алюминиевой внутренней конструкцией и герметичную кабину (от шести до девяти посадочных мест). К этому стоит добавить два композитных трехлопастных винта на поворотных гондолах. Благодаря их вертикальному положению, конвертоплан может взлетать, приземляться и зависать, как обычный вертолет.
Приборная панель с большими экранами. Фото: youtube.com
Когда гондолы находятся в горизонтальном положении, универсальный аппарат способен перемещаться с высокой скоростью и дальностью полета турбовинтового самолета, имеющего крылья неподвижной конструкции. Переключение между двумя различными режимами движения у BA609 занимает менее 1 минуты. Затянувшийся процесс конечной сертификации Федерального управления гражданской авиации США (FAA) включает три позиции:
✅ часть 25 – для больших самолетов
✅ часть 27 – для вертолетов
✅ новые правила, специально предназначенные для конвертопланов
Конструкция BA609 позволяет летать на высоте до 25 000 футов, а его защита и подогрев лопастей винта способствуют выполнению задач в условиях обледенения. Ударопрочные сиденья для экипажа и пассажиров также входят в стандартную комплектацию. Самолет имеет стеклянную кабину Rockwell Collins Pro Line 21 и триплексную цифровую электродистанционную систему управления полетом BAE Systems. Аналогичная FMS-3000 является дополнительной опцией. Комплекс авионики Pro-line 21 включает в себя:
✅ три широкоформатных жидкокристаллических дисплея с активной матрицей
✅ встроенный автопилот
✅ системы связи
Rockwell Collins также предоставляет радиовысотомер, двойные устройства управления полетом, твердотельный метеорологический радар и систему предотвращения столкновений TCAS 4000. BA609 оснащен двумя турбовальными двигателями Pratt & Whitney of Canada PT6C-67A, максимальная продолжительная мощность каждого из которых составляет 1940 л. с. Конвертоплан может развивать скорость 509 км/ч и иметь дальность полета 1389 (с дополнительными топливными баками – до 1852) км.
Элементы управления Bell Agusta. Фото: youtube.com
В феврале этого года пилоты FAA сели за штурвал конвертоплана, переименованного в AW609, что стало первым таким случаем. Это послужило сигналом того, что приближается заключительный этап затянувшегося процесса сертификации. Она, а также последующий ввод в эксплуатацию, запланированы на первую половину 2024 года.
Однако, если вернуться к истинным ценителям летательных аппаратов, то они подразделяются на два основных лагеря. В первый входят любители неподвижного крыла (т. е. самолетов). Во второй – крутящихся лопастей (или просто вертолетов). Понятно, что найдутся и сторонники различной экзотики, но они точно окажутся в меньшинстве.

А вот говоря о двух вышеупомянутых группах, то иногда между ними возникают споры о том, какая из «железных птиц» лучше. И часто в них приводятся сильные стороны обоих видов. Невольно возникает мысль: а если их взять и соединить, то получится идеальная конструкция?
Как пришли к созданию конвертоплана
Над ответом на этот вопрос задумывались не только праздные любители, но и профессиональные конструкторы летательных аппаратов. Казалось, что воплощение идеи скрестить способности двух их разновидностей – дело ближайшей перспективы. В итоге получился самолет с наклонным винтом и возможностью вертикального взлета и посадки. Это означает, что он имеет два несущих винта на обоих крыльях, которые при старте и приземлении направлены вертикально (как у вертолета). В то же время, при подъеме аппарат изменяет свое направление и превращается в обычный двухмоторный самолет, быстро набирающий скорость.
Конвертоплан BA609 разработан совместным предприятием Bell Agusta Aerospace Company со штаб-квартирой в аэропорту Альянс, к северу от Форт-Уэрта (штат Техас). Начальный образец техники смогли подготовить к 2011 году.
Он стал первым в мире коммерчески доступным конвертопланом. Аппарат сочетает в себе скорость, комфорт и способность летать выше непогоды (как у турбовинтового самолета), с удобством вертикального взлета и посадки, как у вертолета. Вывести эту революционную концепцию на авиационный рынок оказалось совсем непросто. Понадобились многолетние исследования и напряженная работа по совершенствованию всех элементов конструкции.
Длительность периода разработки наложила свой отпечаток и на конечную цену этого уникального самолета. Первоначально она планировалась на бронировании в 7 миллионов долларов США, затем постепенно выросла до десяти. Наконец, когда BA609 был почти готов, объявили, что для желающих новинка обойдется уже в 14 миллионов. Правда, приняли решение, что покупателям, забронировавшим его за «десятку» цену оставят прежней. Вот некоторые показатели летательного аппарата:
✅ рассчитан на 9 человек
✅ может летать на высоту до 25 000 футов
✅ дальность полета 750 морских миль
✅ крейсерская скорость более 275 узлов (509 км/ч)
Универсальный самолет BA609 сертифицирован для полетов в морозных условиях и экстремальном климате: от пустыни до Арктики. Вмещая до девяти пассажиров, он развивает в два раза большую скорость, чем аналогичные вертолеты. Аппарат спроектирован как лучшее из доступных многоцелевых летных средств. Предлагаемые направления использования включают:
✅ морские операции
✅ перевозку различных руководителей
✅ в качестве медицинского транспорта
✅ поисково-спасательные операции
✅ правоохранительную деятельность
Быстрое преодоление больших расстояний без задержек, необходимых при использовании классических вариантов, является достаточной причиной, чтобы рассматривать конвертоплан BA609 как часть любого самолетного парка. Нет лучшего способа добраться из пригорода в центр, как и на расстояние до 500 миль. Если к этому добавить его уникальные возможности и эксплуатационные характеристики, на пару с низкой стоимостью жизненного цикла, то получим превосходную персонализированную транспортировку.

Проще говоря, BA609 – один из самых универсальных и полезных самолетов в истории авиации. Будь то в переполненном городском воздушном коридоре или в неосвоенном регионе, эта революционная техника станет изысканным транспортным средством в любой точке мира.
Долгий путь к разработке
Впервые о программе по разработке необычного самолета объявили в ноябре 1996 года. Ею занималась совместная компания, включающая в себя ряд подразделений: Bell Helicopter Textron, Inc., AgustaWestland и итальянскую компанию Finmecannica. Четыре прототипа подготовили к 2003 году, тогда же состоялся и первый полет. Два месяца спустя (в мае) завершились начальные летные испытания.
Через два года ВА609 успешно выполнил первый полет с переходом на полный самолетный режим, достигнув скорости 190 узлов (219 миль в час). Прошло еще 1,5 года и в небо поднялся второй испытательный самолет. Также он принял участие в летной демонстрации на Парижском авиасалоне в июне 2007-го.

Двойная начальная сертификация (FAA и европейская) произошла в конце 2011 – начале 2012-го. Дальше открылась возможность для последующих первых поставок. К этому времени уже были получены заказы на более чем 80 самолетов от 40 клиентов из 20 разных стран.
На компании Fuji Heavy Industries Ltd. лежала ответственность производства всех серийных фюзеляжей для BA609. В том числе: строительство носовой части, кабины, хвостового участка и установка бортовых систем. Окончательная сборка серийных самолетов проходит на мощностях завода Bell's Tiltrotor в Амарилло (штат Техас), параллельная линия создана в AgustaWestland (Италия). Все самолеты идентичны, независимо от места их производства.
Дизайн конвертоплана
BA609 получил фиброволоконный фюзеляж с алюминиевой внутренней конструкцией и герметичную кабину (от шести до девяти посадочных мест). К этому стоит добавить два композитных трехлопастных винта на поворотных гондолах. Благодаря их вертикальному положению, конвертоплан может взлетать, приземляться и зависать, как обычный вертолет.

Когда гондолы находятся в горизонтальном положении, универсальный аппарат способен перемещаться с высокой скоростью и дальностью полета турбовинтового самолета, имеющего крылья неподвижной конструкции. Переключение между двумя различными режимами движения у BA609 занимает менее 1 минуты. Затянувшийся процесс конечной сертификации Федерального управления гражданской авиации США (FAA) включает три позиции:
✅ часть 25 – для больших самолетов
✅ часть 27 – для вертолетов
✅ новые правила, специально предназначенные для конвертопланов
Конструкция BA609 позволяет летать на высоте до 25 000 футов, а его защита и подогрев лопастей винта способствуют выполнению задач в условиях обледенения. Ударопрочные сиденья для экипажа и пассажиров также входят в стандартную комплектацию. Самолет имеет стеклянную кабину Rockwell Collins Pro Line 21 и триплексную цифровую электродистанционную систему управления полетом BAE Systems. Аналогичная FMS-3000 является дополнительной опцией. Комплекс авионики Pro-line 21 включает в себя:
✅ три широкоформатных жидкокристаллических дисплея с активной матрицей
✅ встроенный автопилот
✅ системы связи
Rockwell Collins также предоставляет радиовысотомер, двойные устройства управления полетом, твердотельный метеорологический радар и систему предотвращения столкновений TCAS 4000. BA609 оснащен двумя турбовальными двигателями Pratt & Whitney of Canada PT6C-67A, максимальная продолжительная мощность каждого из которых составляет 1940 л. с. Конвертоплан может развивать скорость 509 км/ч и иметь дальность полета 1389 (с дополнительными топливными баками – до 1852) км.

В феврале этого года пилоты FAA сели за штурвал конвертоплана, переименованного в AW609, что стало первым таким случаем. Это послужило сигналом того, что приближается заключительный этап затянувшегося процесса сертификации. Она, а также последующий ввод в эксплуатацию, запланированы на первую половину 2024 года.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

УАЗ показал «внешность» новейшего «Патриота»
Автомобиль уже во всю испытывают на тестовых площадках и дорогах общего пользования. Компания активно готовится к серийному производству....

Подтверждены сроки выхода перспективного российско-белорусского самолета «Освей»
Проектирование и разработка идут «по плану». Совсем скоро состоится презентация технического облика проекта....

Депутаты заступились за водителей: штрафы уменьшат и могут вернуть уже оплаченные
Российских водителей снова ожидают масштабные изменения в ПДД, которые вызвали горячие споры в Госдуме. Депутаты выступили против повышения штрафов и...

Гибридный дирижабль на воздушной подушке Z1 скоро поступит в эксплуатацию – появился первый заказчик
И даже два. Так что, учитывая тенденции последнего времени, скоро воздушное пространство пополнится десятками, а то и сотнями, таких огромных управляемых...

Новый российский трактор FT-741 – никаких китайских узлов и агрегатов
Пока производители автомобилей постепенно осваивают китайские двигатели, коробки передач и машины целиком, завод ДСТ-Урал неожиданно выпустил интересную модель...

Российский авиадвигатель ПД-8 – наконец он полетел
На днях в небо поднялся импортозамещенный региональный авиалайнер SJ-100. Это событие могло бы случиться раньше, но увы – двигателей не хватало. Сейчас эта...

В Новочеркасске создают комплекс для производства крыльев МС-21
Импортозамещение коснулось столь высоких и сложных технологий. На проект выделили 600 млн рублей....

Испытания SJ-100 ускоряют – линию сборки модернизировали
Стало известно, сколько всего самолетов уже находится в работе. Некоторые экземпляры оказались в шаге от испытаний в воздухе....

Samsung построит девять танкеров-челноков за 1,34 млрд долларов
Они займутся транспортировкой нефти в акватории Бразилии. Прямо сейчас строят еще три таких судна....

Под Санкт-Петербургом доработают промышленный дизель М756Б-2 для Беларуси
1000-сильная установка получит электронную регулировки скорости. Основное применение – дизель-поезда....

Прорыв в небо: первый полет SJ-100 с ПД-8 и будущее МС-21
В мире гражданской авиации наметился важный поворот: Россия делает уверенные шаги в сторону полной импортозамещенности своих авиалайнеров. Видео на...

Два уникальных грузовика ЗИЛ на бездорожье – инженеры против «самодельщиков»
В очередной раз не дают покоя авторам канала «Полигон-98» лавры советских инженеров. В новой поездке они решили проверить, какой грузовик ЗИЛ лучше – заводской...

Lada Iskra станет первой моделью АВТОВАЗ с системой iTPMS
Она проще и надежнее, чем dTPMS. Теперь российские машины станут немного безопаснее....

«Конструктор Егоров» вышел в первый рейс
Корабль умеет ходить и по рекам, и по морям. Поддерживает автоматизированное управление....

Автомобиль до 200 тысяч рублей – вот что можно купить в Беларуси
Купить автомобиль недорого сейчас просто. Главное, чтобы он был на ходу и в более или менее хорошем состоянии. Это значит, что ржавчина может быть на кузове,...

МВ-650 – советский мотоцикл с полным приводом
Двухколесная техника в армии применялась относительно часто, в особенности во времена Советского Союза. Ярким представителем сегмента можно считать МВ-650....