Bell Agusta BA609 (AW609) – первый в мире коммерческий конвертоплан
Среди нас обязательно найдутся те, кто не мыслит своей жизни без неба. Но, я уверен, что таких не очень-то и много. Большинство просто не против возможности приобщиться к чему-нибудь «возвышенному». Или, скорее, банально быстро переместиться из одной точки в другую, используя воздушный транспорт.
Однако, если вернуться к истинным ценителям летательных аппаратов, то они подразделяются на два основных лагеря. В первый входят любители неподвижного крыла (т. е. самолетов). Во второй – крутящихся лопастей (или просто вертолетов). Понятно, что найдутся и сторонники различной экзотики, но они точно окажутся в меньшинстве.
А вот говоря о двух вышеупомянутых группах, то иногда между ними возникают споры о том, какая из «железных птиц» лучше. И часто в них приводятся сильные стороны обоих видов. Невольно возникает мысль: а если их взять и соединить, то получится идеальная конструкция?
Над ответом на этот вопрос задумывались не только праздные любители, но и профессиональные конструкторы летательных аппаратов. Казалось, что воплощение идеи скрестить способности двух их разновидностей – дело ближайшей перспективы. В итоге получился самолет с наклонным винтом и возможностью вертикального взлета и посадки. Это означает, что он имеет два несущих винта на обоих крыльях, которые при старте и приземлении направлены вертикально (как у вертолета). В то же время, при подъеме аппарат изменяет свое направление и превращается в обычный двухмоторный самолет, быстро набирающий скорость.
Он стал первым в мире коммерчески доступным конвертопланом. Аппарат сочетает в себе скорость, комфорт и способность летать выше непогоды (как у турбовинтового самолета), с удобством вертикального взлета и посадки, как у вертолета. Вывести эту революционную концепцию на авиационный рынок оказалось совсем непросто. Понадобились многолетние исследования и напряженная работа по совершенствованию всех элементов конструкции.
Длительность периода разработки наложила свой отпечаток и на конечную цену этого уникального самолета. Первоначально она планировалась на бронировании в 7 миллионов долларов США, затем постепенно выросла до десяти. Наконец, когда BA609 был почти готов, объявили, что для желающих новинка обойдется уже в 14 миллионов. Правда, приняли решение, что покупателям, забронировавшим его за «десятку» цену оставят прежней. Вот некоторые показатели летательного аппарата:
✅ рассчитан на 9 человек
✅ может летать на высоту до 25 000 футов
✅ дальность полета 750 морских миль
✅ крейсерская скорость более 275 узлов (509 км/ч)
Универсальный самолет BA609 сертифицирован для полетов в морозных условиях и экстремальном климате: от пустыни до Арктики. Вмещая до девяти пассажиров, он развивает в два раза большую скорость, чем аналогичные вертолеты. Аппарат спроектирован как лучшее из доступных многоцелевых летных средств. Предлагаемые направления использования включают:
✅ морские операции
✅ перевозку различных руководителей
✅ в качестве медицинского транспорта
✅ поисково-спасательные операции
✅ правоохранительную деятельность
Быстрое преодоление больших расстояний без задержек, необходимых при использовании классических вариантов, является достаточной причиной, чтобы рассматривать конвертоплан BA609 как часть любого самолетного парка. Нет лучшего способа добраться из пригорода в центр, как и на расстояние до 500 миль. Если к этому добавить его уникальные возможности и эксплуатационные характеристики, на пару с низкой стоимостью жизненного цикла, то получим превосходную персонализированную транспортировку.
Проще говоря, BA609 – один из самых универсальных и полезных самолетов в истории авиации. Будь то в переполненном городском воздушном коридоре или в неосвоенном регионе, эта революционная техника станет изысканным транспортным средством в любой точке мира.
Впервые о программе по разработке необычного самолета объявили в ноябре 1996 года. Ею занималась совместная компания, включающая в себя ряд подразделений: Bell Helicopter Textron, Inc., AgustaWestland и итальянскую компанию Finmecannica. Четыре прототипа подготовили к 2003 году, тогда же состоялся и первый полет. Два месяца спустя (в мае) завершились начальные летные испытания.
Через два года ВА609 успешно выполнил первый полет с переходом на полный самолетный режим, достигнув скорости 190 узлов (219 миль в час). Прошло еще 1,5 года и в небо поднялся второй испытательный самолет. Также он принял участие в летной демонстрации на Парижском авиасалоне в июне 2007-го.
Двойная начальная сертификация (FAA и европейская) произошла в конце 2011 – начале 2012-го. Дальше открылась возможность для последующих первых поставок. К этому времени уже были получены заказы на более чем 80 самолетов от 40 клиентов из 20 разных стран.
На компании Fuji Heavy Industries Ltd. лежала ответственность производства всех серийных фюзеляжей для BA609. В том числе: строительство носовой части, кабины, хвостового участка и установка бортовых систем. Окончательная сборка серийных самолетов проходит на мощностях завода Bell's Tiltrotor в Амарилло (штат Техас), параллельная линия создана в AgustaWestland (Италия). Все самолеты идентичны, независимо от места их производства.
BA609 получил фиброволоконный фюзеляж с алюминиевой внутренней конструкцией и герметичную кабину (от шести до девяти посадочных мест). К этому стоит добавить два композитных трехлопастных винта на поворотных гондолах. Благодаря их вертикальному положению, конвертоплан может взлетать, приземляться и зависать, как обычный вертолет.
Когда гондолы находятся в горизонтальном положении, универсальный аппарат способен перемещаться с высокой скоростью и дальностью полета турбовинтового самолета, имеющего крылья неподвижной конструкции. Переключение между двумя различными режимами движения у BA609 занимает менее 1 минуты. Затянувшийся процесс конечной сертификации Федерального управления гражданской авиации США (FAA) включает три позиции:
✅ часть 25 – для больших самолетов
✅ часть 27 – для вертолетов
✅ новые правила, специально предназначенные для конвертопланов
Конструкция BA609 позволяет летать на высоте до 25 000 футов, а его защита и подогрев лопастей винта способствуют выполнению задач в условиях обледенения. Ударопрочные сиденья для экипажа и пассажиров также входят в стандартную комплектацию. Самолет имеет стеклянную кабину Rockwell Collins Pro Line 21 и триплексную цифровую электродистанционную систему управления полетом BAE Systems. Аналогичная FMS-3000 является дополнительной опцией. Комплекс авионики Pro-line 21 включает в себя:
✅ три широкоформатных жидкокристаллических дисплея с активной матрицей
✅ встроенный автопилот
✅ системы связи
Rockwell Collins также предоставляет радиовысотомер, двойные устройства управления полетом, твердотельный метеорологический радар и систему предотвращения столкновений TCAS 4000. BA609 оснащен двумя турбовальными двигателями Pratt & Whitney of Canada PT6C-67A, максимальная продолжительная мощность каждого из которых составляет 1940 л. с. Конвертоплан может развивать скорость 509 км/ч и иметь дальность полета 1389 (с дополнительными топливными баками – до 1852) км.
В феврале этого года пилоты FAA сели за штурвал конвертоплана, переименованного в AW609, что стало первым таким случаем. Это послужило сигналом того, что приближается заключительный этап затянувшегося процесса сертификации. Она, а также последующий ввод в эксплуатацию, запланированы на первую половину 2024 года.
Однако, если вернуться к истинным ценителям летательных аппаратов, то они подразделяются на два основных лагеря. В первый входят любители неподвижного крыла (т. е. самолетов). Во второй – крутящихся лопастей (или просто вертолетов). Понятно, что найдутся и сторонники различной экзотики, но они точно окажутся в меньшинстве.
Красивый внешний вид Bell Agusta BA609. Фото: youtube.com
А вот говоря о двух вышеупомянутых группах, то иногда между ними возникают споры о том, какая из «железных птиц» лучше. И часто в них приводятся сильные стороны обоих видов. Невольно возникает мысль: а если их взять и соединить, то получится идеальная конструкция?
Как пришли к созданию конвертоплана
Над ответом на этот вопрос задумывались не только праздные любители, но и профессиональные конструкторы летательных аппаратов. Казалось, что воплощение идеи скрестить способности двух их разновидностей – дело ближайшей перспективы. В итоге получился самолет с наклонным винтом и возможностью вертикального взлета и посадки. Это означает, что он имеет два несущих винта на обоих крыльях, которые при старте и приземлении направлены вертикально (как у вертолета). В то же время, при подъеме аппарат изменяет свое направление и превращается в обычный двухмоторный самолет, быстро набирающий скорость.
Конвертоплан BA609 разработан совместным предприятием Bell Agusta Aerospace Company со штаб-квартирой в аэропорту Альянс, к северу от Форт-Уэрта (штат Техас). Начальный образец техники смогли подготовить к 2011 году.
Он стал первым в мире коммерчески доступным конвертопланом. Аппарат сочетает в себе скорость, комфорт и способность летать выше непогоды (как у турбовинтового самолета), с удобством вертикального взлета и посадки, как у вертолета. Вывести эту революционную концепцию на авиационный рынок оказалось совсем непросто. Понадобились многолетние исследования и напряженная работа по совершенствованию всех элементов конструкции.
Длительность периода разработки наложила свой отпечаток и на конечную цену этого уникального самолета. Первоначально она планировалась на бронировании в 7 миллионов долларов США, затем постепенно выросла до десяти. Наконец, когда BA609 был почти готов, объявили, что для желающих новинка обойдется уже в 14 миллионов. Правда, приняли решение, что покупателям, забронировавшим его за «десятку» цену оставят прежней. Вот некоторые показатели летательного аппарата:
✅ рассчитан на 9 человек
✅ может летать на высоту до 25 000 футов
✅ дальность полета 750 морских миль
✅ крейсерская скорость более 275 узлов (509 км/ч)
Универсальный самолет BA609 сертифицирован для полетов в морозных условиях и экстремальном климате: от пустыни до Арктики. Вмещая до девяти пассажиров, он развивает в два раза большую скорость, чем аналогичные вертолеты. Аппарат спроектирован как лучшее из доступных многоцелевых летных средств. Предлагаемые направления использования включают:
✅ морские операции
✅ перевозку различных руководителей
✅ в качестве медицинского транспорта
✅ поисково-спасательные операции
✅ правоохранительную деятельность
Быстрое преодоление больших расстояний без задержек, необходимых при использовании классических вариантов, является достаточной причиной, чтобы рассматривать конвертоплан BA609 как часть любого самолетного парка. Нет лучшего способа добраться из пригорода в центр, как и на расстояние до 500 миль. Если к этому добавить его уникальные возможности и эксплуатационные характеристики, на пару с низкой стоимостью жизненного цикла, то получим превосходную персонализированную транспортировку.
Bell Agusta BA609: вертикальный взлет. Фото: youtube.com
Проще говоря, BA609 – один из самых универсальных и полезных самолетов в истории авиации. Будь то в переполненном городском воздушном коридоре или в неосвоенном регионе, эта революционная техника станет изысканным транспортным средством в любой точке мира.
Долгий путь к разработке
Впервые о программе по разработке необычного самолета объявили в ноябре 1996 года. Ею занималась совместная компания, включающая в себя ряд подразделений: Bell Helicopter Textron, Inc., AgustaWestland и итальянскую компанию Finmecannica. Четыре прототипа подготовили к 2003 году, тогда же состоялся и первый полет. Два месяца спустя (в мае) завершились начальные летные испытания.
Через два года ВА609 успешно выполнил первый полет с переходом на полный самолетный режим, достигнув скорости 190 узлов (219 миль в час). Прошло еще 1,5 года и в небо поднялся второй испытательный самолет. Также он принял участие в летной демонстрации на Парижском авиасалоне в июне 2007-го.
BA609 для общего обозрения. Фото: youtube.com
Двойная начальная сертификация (FAA и европейская) произошла в конце 2011 – начале 2012-го. Дальше открылась возможность для последующих первых поставок. К этому времени уже были получены заказы на более чем 80 самолетов от 40 клиентов из 20 разных стран.
На компании Fuji Heavy Industries Ltd. лежала ответственность производства всех серийных фюзеляжей для BA609. В том числе: строительство носовой части, кабины, хвостового участка и установка бортовых систем. Окончательная сборка серийных самолетов проходит на мощностях завода Bell's Tiltrotor в Амарилло (штат Техас), параллельная линия создана в AgustaWestland (Италия). Все самолеты идентичны, независимо от места их производства.
Дизайн конвертоплана
BA609 получил фиброволоконный фюзеляж с алюминиевой внутренней конструкцией и герметичную кабину (от шести до девяти посадочных мест). К этому стоит добавить два композитных трехлопастных винта на поворотных гондолах. Благодаря их вертикальному положению, конвертоплан может взлетать, приземляться и зависать, как обычный вертолет.
Приборная панель с большими экранами. Фото: youtube.com
Когда гондолы находятся в горизонтальном положении, универсальный аппарат способен перемещаться с высокой скоростью и дальностью полета турбовинтового самолета, имеющего крылья неподвижной конструкции. Переключение между двумя различными режимами движения у BA609 занимает менее 1 минуты. Затянувшийся процесс конечной сертификации Федерального управления гражданской авиации США (FAA) включает три позиции:
✅ часть 25 – для больших самолетов
✅ часть 27 – для вертолетов
✅ новые правила, специально предназначенные для конвертопланов
Конструкция BA609 позволяет летать на высоте до 25 000 футов, а его защита и подогрев лопастей винта способствуют выполнению задач в условиях обледенения. Ударопрочные сиденья для экипажа и пассажиров также входят в стандартную комплектацию. Самолет имеет стеклянную кабину Rockwell Collins Pro Line 21 и триплексную цифровую электродистанционную систему управления полетом BAE Systems. Аналогичная FMS-3000 является дополнительной опцией. Комплекс авионики Pro-line 21 включает в себя:
✅ три широкоформатных жидкокристаллических дисплея с активной матрицей
✅ встроенный автопилот
✅ системы связи
Rockwell Collins также предоставляет радиовысотомер, двойные устройства управления полетом, твердотельный метеорологический радар и систему предотвращения столкновений TCAS 4000. BA609 оснащен двумя турбовальными двигателями Pratt & Whitney of Canada PT6C-67A, максимальная продолжительная мощность каждого из которых составляет 1940 л. с. Конвертоплан может развивать скорость 509 км/ч и иметь дальность полета 1389 (с дополнительными топливными баками – до 1852) км.
Элементы управления Bell Agusta. Фото: youtube.com
В феврале этого года пилоты FAA сели за штурвал конвертоплана, переименованного в AW609, что стало первым таким случаем. Это послужило сигналом того, что приближается заключительный этап затянувшегося процесса сертификации. Она, а также последующий ввод в эксплуатацию, запланированы на первую половину 2024 года.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...