Volvo 480 – дебютная переднеприводная модель компании
Главным событием для конструкторов Volvo в первой половине 80-х стала разработка прототипа LCP 2000. По его окончании на склады компании вернулся необычный экономичный мини-дизель, и казалось, что шведы продолжат выпускать большие универсалы и седаны с задним приводом. Но вскоре все изменилось.
Уже в то время, когда футуристический автомобиль набирал испытательные километры, команда дизайнеров Рольфа Мелльде приступила к реализации другого проекта. В 1984 году компактные и практичные хэтчбеки во главе с легендарным Golf начали покорять всю Европу.
Более того, их популярность выросла везде, куда Volvo регулярно экспортировала множество автомобилей. Короче говоря, компания не хотела упускать такую возможность для продвижения своего бизнеса. Итак, задача ставилась конкретная – создать компактный хэтчбек, сохранивший все ключевые особенности шведского бренда:
✅ безопасность
✅ комфорт
✅ богатое оснащение
Кроме того, все это хорошо вписывалось в долгосрочное направление развития подразделения, т. н. Galaxy Project, призванного умело реагировать на изменения спроса и «думать наперед». И именно в середине 80-х оно сосредоточилось на внедрении автомобилей с ведущим передним мостом (по примеру большинства европейских производителей) и более экономичными двигателями.
Будущий «четыреста восемьдесят» получил обозначение разработки как G13. Он должен был стать самым маленьким из предстоящей линейки. Материнская компания установила относительно четкие барьеры. Среди прочего, в задании фигурировали «практичность и, в то же время, спортивность». Также подчеркивалась «сверхэкономичность» (в связи с тем, что он разрабатывался преимущественно для американского рынка, его прозвали MPG: «Миля на галлон»). И еще, компоновка исключительно хэтчбек, с четко определенными колесной базой (2400 мм) и общей длиной (3900 мм).
После объявления конкурса на внешний дизайн новинки, команда разработчиков получила 80 рисунков, из которых в итоге выбрали 4 варианта. Один от самого Бертоне, два от шведских дизайнеров Яна Вильсгаарда и Рольфа Мальмгрена (штатные сотрудники Volvo) и подаренный Джоном де Фризом, работником голландской DAF. Стоит отметить явное вдохновение шведов в домашнем прототипе LCP 2000. Другие не имели к нему доступа, поэтому их предложения достаточно сильно различались.
Эти четыре концепта построили в натуральную величину и после серии испытаний, отдали предпочтение дизайну де Фриза, с откидными фарами и стеклянной задней стенкой. Правда, в ходе разработки в него внесли ряд изменений и корректировок, прежде чем команда приступила к работе над окончательной формой. Победа голландского предложения также решила и география будущего производства – оно осуществлялось на мощностях завода DAF.
Кто-то сейчас вспоминает об этом с сожалением, ведь выбор в сторону шведских вариантов смог бы дать продолжение истории перспективной модели «2000», так и оставшейся на стадии прототипа. Более того, выбери руководство одно из вышеупомянутых предложений, возможно, и история самого Volvo 480 оказалась бы более успешной. Но, как известно, эта госпожа не приемлет сослагательного наклонения.
Официальная премьера 480 ES состоялась только весной 1986 года на Женевском автосалоне. Формы кузова оказались строго квадратными, в духе того времени. Автором внутреннего интерьера выступил британец Питер Хорбери, который впоследствии стал главным дизайнером Volvo.
В качестве приводного агрегата выбрали удлиненный и относительно надежный четырехцилиндровый двигатель производства Renault (в 80-е годы Volvo входила в альянс PRV). Однако его модернизировали, снабдив системой впрыска Bosch LE-Jetronic, в сочетании с кислородным зондом и управляемым каталитическим нейтрализатором. Модифицированный таким образом мотор выдавал до 108,7 л. с (80 кВт).
В 1988 году к нему добавилась версия, дополненная турбонагнетателем Garret, благодаря чему мощность выросла до 119,6 л. с (88 кВт). Пятиступенчатую механическую коробку передач также переняли у Renault, оставив без изменений. Вот основные показатели техники:
✅ снаряженная масса – 1008 кг
✅ максимальная скорость – 190 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 9,5 с
В 1993 году появился новый силовой агрегат 2.0I, немного улучшивший динамику, но все же нельзя назвать «480» откровенным спорткаром. Однако показатели двигателя оказались достаточно динамичными для быстрой езды.
Британский Lotus помог с настройкой шасси, машина сидела на нижних поперечных рычагах и стойках McPherson спереди, а сзади – на неразрезном мосту. Разумеется, все колеса имели торсионные стабилизаторы и винтовые пружины с концентрическими телескопическими амортизаторами. Все они также обладали дисковыми тормозами (спереди – вентилируемыми).
Автомобиль оказался революционным не только снаружи, но и изнутри. Британский дизайнер Питер Хорбери справился с поставленной задачей на отлично. Хотя (в отличие от нынешней тенденции пятиместных хэтчбеков) салон ограничивался всего четырьмя сиденьями, имелись свои преимущества.
Volvo 480 мог предложить пассажирам полноценные кресла с откидной спинкой и массивные подлокотники в обоих рядах. К этому стоит добавить приличное количество ящиков и полок для хранения вещей. Однако в минусы я бы записал высокую погрузочную кромку и сравнительно небольшой багажник.
Приборная панель выполнена в красивом стиле 80-х, с множеством кнопок, диодов, индикаторов и переключателей. В качестве абсолютной новинки в автомобилях Volvo, салон получил бортовой компьютер CEM с собственным будильником и переключателем. Это оказалось очень практично и просуществовало в моделях марки до начала нового тысячелетия.
Среди интересных особенностей оборудования также отметим: электрорегулировку, опускание стекол и люка на пульте дистанционного управления. И это, вдобавок к богатой комплектации, связанной с электричеством, тонировкой стекол, литыми дисками, кондиционером и т. п. Однако своих первых покупателей модель получила лишь в начале 1987 года – незадолго до появления технически родственных лифтбека 440 и седана 460.
Кабриолет Volvo 480 представили на Женевском автосалоне в 1990/91 годах. Как и другие разработки (тарга, фастбэк), он остался лишь на стадии прототипа и сегодня находится в музее компании. Как не произошло расширения гаммы кузовных версий, так и базовая модель не дождалась версии, предназначенной для США. Поэтому все 76 375 штук выпущенных единиц достались исключительно европейским покупателям.
Несмотря на первоначальные грандиозные планы, официально автомобиль никогда не предлагался за пределами континента, а продажи оказались далеко не такими, как хотелось бы руководству Volvo. Поэтому производство было прекращено без официального преемника. Последним днем выпуска модели стало 7 июля 1995 года.
Уже в то время, когда футуристический автомобиль набирал испытательные километры, команда дизайнеров Рольфа Мелльде приступила к реализации другого проекта. В 1984 году компактные и практичные хэтчбеки во главе с легендарным Golf начали покорять всю Европу.
Передняя часть Volvo 480 выглядит неплохо. Фото: youtube.com
Более того, их популярность выросла везде, куда Volvo регулярно экспортировала множество автомобилей. Короче говоря, компания не хотела упускать такую возможность для продвижения своего бизнеса. Итак, задача ставилась конкретная – создать компактный хэтчбек, сохранивший все ключевые особенности шведского бренда:
✅ безопасность
✅ комфорт
✅ богатое оснащение
Кроме того, все это хорошо вписывалось в долгосрочное направление развития подразделения, т. н. Galaxy Project, призванного умело реагировать на изменения спроса и «думать наперед». И именно в середине 80-х оно сосредоточилось на внедрении автомобилей с ведущим передним мостом (по примеру большинства европейских производителей) и более экономичными двигателями.
Непростой путь к новой компоновке
Будущий «четыреста восемьдесят» получил обозначение разработки как G13. Он должен был стать самым маленьким из предстоящей линейки. Материнская компания установила относительно четкие барьеры. Среди прочего, в задании фигурировали «практичность и, в то же время, спортивность». Также подчеркивалась «сверхэкономичность» (в связи с тем, что он разрабатывался преимущественно для американского рынка, его прозвали MPG: «Миля на галлон»). И еще, компоновка исключительно хэтчбек, с четко определенными колесной базой (2400 мм) и общей длиной (3900 мм).
После объявления конкурса на внешний дизайн новинки, команда разработчиков получила 80 рисунков, из которых в итоге выбрали 4 варианта. Один от самого Бертоне, два от шведских дизайнеров Яна Вильсгаарда и Рольфа Мальмгрена (штатные сотрудники Volvo) и подаренный Джоном де Фризом, работником голландской DAF. Стоит отметить явное вдохновение шведов в домашнем прототипе LCP 2000. Другие не имели к нему доступа, поэтому их предложения достаточно сильно различались.
Передние складывающиеся фары на Volvo 480. Фото: youtube.com
Эти четыре концепта построили в натуральную величину и после серии испытаний, отдали предпочтение дизайну де Фриза, с откидными фарами и стеклянной задней стенкой. Правда, в ходе разработки в него внесли ряд изменений и корректировок, прежде чем команда приступила к работе над окончательной формой. Победа голландского предложения также решила и география будущего производства – оно осуществлялось на мощностях завода DAF.
Кто-то сейчас вспоминает об этом с сожалением, ведь выбор в сторону шведских вариантов смог бы дать продолжение истории перспективной модели «2000», так и оставшейся на стадии прототипа. Более того, выбери руководство одно из вышеупомянутых предложений, возможно, и история самого Volvo 480 оказалась бы более успешной. Но, как известно, эта госпожа не приемлет сослагательного наклонения.
15 октября 1985 года была опубликована первая фотография нового Volvo 480 – модели, занимающей исключительное место в истории шведской марки. Помимо привнесения общей конструктивной компоновки с поперечным расположением двигателя и передним приводом (впервые за 60 лет существования бренда), она выделяется также своим дизайном.
Официальная премьера 480 ES состоялась только весной 1986 года на Женевском автосалоне. Формы кузова оказались строго квадратными, в духе того времени. Автором внутреннего интерьера выступил британец Питер Хорбери, который впоследствии стал главным дизайнером Volvo.
Двигатели, технические параметры и показатели 480 ES
В качестве приводного агрегата выбрали удлиненный и относительно надежный четырехцилиндровый двигатель производства Renault (в 80-е годы Volvo входила в альянс PRV). Однако его модернизировали, снабдив системой впрыска Bosch LE-Jetronic, в сочетании с кислородным зондом и управляемым каталитическим нейтрализатором. Модифицированный таким образом мотор выдавал до 108,7 л. с (80 кВт).
В 1988 году к нему добавилась версия, дополненная турбонагнетателем Garret, благодаря чему мощность выросла до 119,6 л. с (88 кВт). Пятиступенчатую механическую коробку передач также переняли у Renault, оставив без изменений. Вот основные показатели техники:
✅ снаряженная масса – 1008 кг
✅ максимальная скорость – 190 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 9,5 с
В 1993 году появился новый силовой агрегат 2.0I, немного улучшивший динамику, но все же нельзя назвать «480» откровенным спорткаром. Однако показатели двигателя оказались достаточно динамичными для быстрой езды.
Руль и торпеда с элементами управления. Фото: youtube.com
Британский Lotus помог с настройкой шасси, машина сидела на нижних поперечных рычагах и стойках McPherson спереди, а сзади – на неразрезном мосту. Разумеется, все колеса имели торсионные стабилизаторы и винтовые пружины с концентрическими телескопическими амортизаторами. Все они также обладали дисковыми тормозами (спереди – вентилируемыми).
Автомобиль оказался революционным не только снаружи, но и изнутри. Британский дизайнер Питер Хорбери справился с поставленной задачей на отлично. Хотя (в отличие от нынешней тенденции пятиместных хэтчбеков) салон ограничивался всего четырьмя сиденьями, имелись свои преимущества.
Volvo 480 мог предложить пассажирам полноценные кресла с откидной спинкой и массивные подлокотники в обоих рядах. К этому стоит добавить приличное количество ящиков и полок для хранения вещей. Однако в минусы я бы записал высокую погрузочную кромку и сравнительно небольшой багажник.
Передние сиденья, обшитые качественными материалами. Фото: youtube.com
Приборная панель выполнена в красивом стиле 80-х, с множеством кнопок, диодов, индикаторов и переключателей. В качестве абсолютной новинки в автомобилях Volvo, салон получил бортовой компьютер CEM с собственным будильником и переключателем. Это оказалось очень практично и просуществовало в моделях марки до начала нового тысячелетия.
Среди интересных особенностей оборудования также отметим: электрорегулировку, опускание стекол и люка на пульте дистанционного управления. И это, вдобавок к богатой комплектации, связанной с электричеством, тонировкой стекол, литыми дисками, кондиционером и т. п. Однако своих первых покупателей модель получила лишь в начале 1987 года – незадолго до появления технически родственных лифтбека 440 и седана 460.
Завершение производства без прямого преемника
Кабриолет Volvo 480 представили на Женевском автосалоне в 1990/91 годах. Как и другие разработки (тарга, фастбэк), он остался лишь на стадии прототипа и сегодня находится в музее компании. Как не произошло расширения гаммы кузовных версий, так и базовая модель не дождалась версии, предназначенной для США. Поэтому все 76 375 штук выпущенных единиц достались исключительно европейским покупателям.
Мощный двигатель Volvo 480. Фото: youtube.com
Несмотря на первоначальные грандиозные планы, официально автомобиль никогда не предлагался за пределами континента, а продажи оказались далеко не такими, как хотелось бы руководству Volvo. Поэтому производство было прекращено без официального преемника. Последним днем выпуска модели стало 7 июля 1995 года.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...