
Volvo 480 – дебютная переднеприводная модель компании
Главным событием для конструкторов Volvo в первой половине 80-х стала разработка прототипа LCP 2000. По его окончании на склады компании вернулся необычный экономичный мини-дизель, и казалось, что шведы продолжат выпускать большие универсалы и седаны с задним приводом. Но вскоре все изменилось.
Уже в то время, когда футуристический автомобиль набирал испытательные километры, команда дизайнеров Рольфа Мелльде приступила к реализации другого проекта. В 1984 году компактные и практичные хэтчбеки во главе с легендарным Golf начали покорять всю Европу.
Передняя часть Volvo 480 выглядит неплохо. Фото: youtube.com
Более того, их популярность выросла везде, куда Volvo регулярно экспортировала множество автомобилей. Короче говоря, компания не хотела упускать такую возможность для продвижения своего бизнеса. Итак, задача ставилась конкретная – создать компактный хэтчбек, сохранивший все ключевые особенности шведского бренда:
✅ безопасность
✅ комфорт
✅ богатое оснащение
Кроме того, все это хорошо вписывалось в долгосрочное направление развития подразделения, т. н. Galaxy Project, призванного умело реагировать на изменения спроса и «думать наперед». И именно в середине 80-х оно сосредоточилось на внедрении автомобилей с ведущим передним мостом (по примеру большинства европейских производителей) и более экономичными двигателями.
Будущий «четыреста восемьдесят» получил обозначение разработки как G13. Он должен был стать самым маленьким из предстоящей линейки. Материнская компания установила относительно четкие барьеры. Среди прочего, в задании фигурировали «практичность и, в то же время, спортивность». Также подчеркивалась «сверхэкономичность» (в связи с тем, что он разрабатывался преимущественно для американского рынка, его прозвали MPG: «Миля на галлон»). И еще, компоновка исключительно хэтчбек, с четко определенными колесной базой (2400 мм) и общей длиной (3900 мм).
После объявления конкурса на внешний дизайн новинки, команда разработчиков получила 80 рисунков, из которых в итоге выбрали 4 варианта. Один от самого Бертоне, два от шведских дизайнеров Яна Вильсгаарда и Рольфа Мальмгрена (штатные сотрудники Volvo) и подаренный Джоном де Фризом, работником голландской DAF. Стоит отметить явное вдохновение шведов в домашнем прототипе LCP 2000. Другие не имели к нему доступа, поэтому их предложения достаточно сильно различались.
Передние складывающиеся фары на Volvo 480. Фото: youtube.com
Эти четыре концепта построили в натуральную величину и после серии испытаний, отдали предпочтение дизайну де Фриза, с откидными фарами и стеклянной задней стенкой. Правда, в ходе разработки в него внесли ряд изменений и корректировок, прежде чем команда приступила к работе над окончательной формой. Победа голландского предложения также решила и география будущего производства – оно осуществлялось на мощностях завода DAF.
Кто-то сейчас вспоминает об этом с сожалением, ведь выбор в сторону шведских вариантов смог бы дать продолжение истории перспективной модели «2000», так и оставшейся на стадии прототипа. Более того, выбери руководство одно из вышеупомянутых предложений, возможно, и история самого Volvo 480 оказалась бы более успешной. Но, как известно, эта госпожа не приемлет сослагательного наклонения.
Официальная премьера 480 ES состоялась только весной 1986 года на Женевском автосалоне. Формы кузова оказались строго квадратными, в духе того времени. Автором внутреннего интерьера выступил британец Питер Хорбери, который впоследствии стал главным дизайнером Volvo.
В качестве приводного агрегата выбрали удлиненный и относительно надежный четырехцилиндровый двигатель производства Renault (в 80-е годы Volvo входила в альянс PRV). Однако его модернизировали, снабдив системой впрыска Bosch LE-Jetronic, в сочетании с кислородным зондом и управляемым каталитическим нейтрализатором. Модифицированный таким образом мотор выдавал до 108,7 л. с (80 кВт).
В 1988 году к нему добавилась версия, дополненная турбонагнетателем Garret, благодаря чему мощность выросла до 119,6 л. с (88 кВт). Пятиступенчатую механическую коробку передач также переняли у Renault, оставив без изменений. Вот основные показатели техники:
✅ снаряженная масса – 1008 кг
✅ максимальная скорость – 190 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 9,5 с
В 1993 году появился новый силовой агрегат 2.0I, немного улучшивший динамику, но все же нельзя назвать «480» откровенным спорткаром. Однако показатели двигателя оказались достаточно динамичными для быстрой езды.
Руль и торпеда с элементами управления. Фото: youtube.com
Британский Lotus помог с настройкой шасси, машина сидела на нижних поперечных рычагах и стойках McPherson спереди, а сзади – на неразрезном мосту. Разумеется, все колеса имели торсионные стабилизаторы и винтовые пружины с концентрическими телескопическими амортизаторами. Все они также обладали дисковыми тормозами (спереди – вентилируемыми).
Автомобиль оказался революционным не только снаружи, но и изнутри. Британский дизайнер Питер Хорбери справился с поставленной задачей на отлично. Хотя (в отличие от нынешней тенденции пятиместных хэтчбеков) салон ограничивался всего четырьмя сиденьями, имелись свои преимущества.
Volvo 480 мог предложить пассажирам полноценные кресла с откидной спинкой и массивные подлокотники в обоих рядах. К этому стоит добавить приличное количество ящиков и полок для хранения вещей. Однако в минусы я бы записал высокую погрузочную кромку и сравнительно небольшой багажник.
Передние сиденья, обшитые качественными материалами. Фото: youtube.com
Приборная панель выполнена в красивом стиле 80-х, с множеством кнопок, диодов, индикаторов и переключателей. В качестве абсолютной новинки в автомобилях Volvo, салон получил бортовой компьютер CEM с собственным будильником и переключателем. Это оказалось очень практично и просуществовало в моделях марки до начала нового тысячелетия.
Среди интересных особенностей оборудования также отметим: электрорегулировку, опускание стекол и люка на пульте дистанционного управления. И это, вдобавок к богатой комплектации, связанной с электричеством, тонировкой стекол, литыми дисками, кондиционером и т. п. Однако своих первых покупателей модель получила лишь в начале 1987 года – незадолго до появления технически родственных лифтбека 440 и седана 460.
Кабриолет Volvo 480 представили на Женевском автосалоне в 1990/91 годах. Как и другие разработки (тарга, фастбэк), он остался лишь на стадии прототипа и сегодня находится в музее компании. Как не произошло расширения гаммы кузовных версий, так и базовая модель не дождалась версии, предназначенной для США. Поэтому все 76 375 штук выпущенных единиц достались исключительно европейским покупателям.
Мощный двигатель Volvo 480. Фото: youtube.com
Несмотря на первоначальные грандиозные планы, официально автомобиль никогда не предлагался за пределами континента, а продажи оказались далеко не такими, как хотелось бы руководству Volvo. Поэтому производство было прекращено без официального преемника. Последним днем выпуска модели стало 7 июля 1995 года.
Уже в то время, когда футуристический автомобиль набирал испытательные километры, команда дизайнеров Рольфа Мелльде приступила к реализации другого проекта. В 1984 году компактные и практичные хэтчбеки во главе с легендарным Golf начали покорять всю Европу.

Более того, их популярность выросла везде, куда Volvo регулярно экспортировала множество автомобилей. Короче говоря, компания не хотела упускать такую возможность для продвижения своего бизнеса. Итак, задача ставилась конкретная – создать компактный хэтчбек, сохранивший все ключевые особенности шведского бренда:
✅ безопасность
✅ комфорт
✅ богатое оснащение
Кроме того, все это хорошо вписывалось в долгосрочное направление развития подразделения, т. н. Galaxy Project, призванного умело реагировать на изменения спроса и «думать наперед». И именно в середине 80-х оно сосредоточилось на внедрении автомобилей с ведущим передним мостом (по примеру большинства европейских производителей) и более экономичными двигателями.
Непростой путь к новой компоновке
Будущий «четыреста восемьдесят» получил обозначение разработки как G13. Он должен был стать самым маленьким из предстоящей линейки. Материнская компания установила относительно четкие барьеры. Среди прочего, в задании фигурировали «практичность и, в то же время, спортивность». Также подчеркивалась «сверхэкономичность» (в связи с тем, что он разрабатывался преимущественно для американского рынка, его прозвали MPG: «Миля на галлон»). И еще, компоновка исключительно хэтчбек, с четко определенными колесной базой (2400 мм) и общей длиной (3900 мм).
После объявления конкурса на внешний дизайн новинки, команда разработчиков получила 80 рисунков, из которых в итоге выбрали 4 варианта. Один от самого Бертоне, два от шведских дизайнеров Яна Вильсгаарда и Рольфа Мальмгрена (штатные сотрудники Volvo) и подаренный Джоном де Фризом, работником голландской DAF. Стоит отметить явное вдохновение шведов в домашнем прототипе LCP 2000. Другие не имели к нему доступа, поэтому их предложения достаточно сильно различались.

Эти четыре концепта построили в натуральную величину и после серии испытаний, отдали предпочтение дизайну де Фриза, с откидными фарами и стеклянной задней стенкой. Правда, в ходе разработки в него внесли ряд изменений и корректировок, прежде чем команда приступила к работе над окончательной формой. Победа голландского предложения также решила и география будущего производства – оно осуществлялось на мощностях завода DAF.
Кто-то сейчас вспоминает об этом с сожалением, ведь выбор в сторону шведских вариантов смог бы дать продолжение истории перспективной модели «2000», так и оставшейся на стадии прототипа. Более того, выбери руководство одно из вышеупомянутых предложений, возможно, и история самого Volvo 480 оказалась бы более успешной. Но, как известно, эта госпожа не приемлет сослагательного наклонения.
15 октября 1985 года была опубликована первая фотография нового Volvo 480 – модели, занимающей исключительное место в истории шведской марки. Помимо привнесения общей конструктивной компоновки с поперечным расположением двигателя и передним приводом (впервые за 60 лет существования бренда), она выделяется также своим дизайном.
Официальная премьера 480 ES состоялась только весной 1986 года на Женевском автосалоне. Формы кузова оказались строго квадратными, в духе того времени. Автором внутреннего интерьера выступил британец Питер Хорбери, который впоследствии стал главным дизайнером Volvo.
Двигатели, технические параметры и показатели 480 ES
В качестве приводного агрегата выбрали удлиненный и относительно надежный четырехцилиндровый двигатель производства Renault (в 80-е годы Volvo входила в альянс PRV). Однако его модернизировали, снабдив системой впрыска Bosch LE-Jetronic, в сочетании с кислородным зондом и управляемым каталитическим нейтрализатором. Модифицированный таким образом мотор выдавал до 108,7 л. с (80 кВт).
В 1988 году к нему добавилась версия, дополненная турбонагнетателем Garret, благодаря чему мощность выросла до 119,6 л. с (88 кВт). Пятиступенчатую механическую коробку передач также переняли у Renault, оставив без изменений. Вот основные показатели техники:
✅ снаряженная масса – 1008 кг
✅ максимальная скорость – 190 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 9,5 с
В 1993 году появился новый силовой агрегат 2.0I, немного улучшивший динамику, но все же нельзя назвать «480» откровенным спорткаром. Однако показатели двигателя оказались достаточно динамичными для быстрой езды.

Британский Lotus помог с настройкой шасси, машина сидела на нижних поперечных рычагах и стойках McPherson спереди, а сзади – на неразрезном мосту. Разумеется, все колеса имели торсионные стабилизаторы и винтовые пружины с концентрическими телескопическими амортизаторами. Все они также обладали дисковыми тормозами (спереди – вентилируемыми).
Автомобиль оказался революционным не только снаружи, но и изнутри. Британский дизайнер Питер Хорбери справился с поставленной задачей на отлично. Хотя (в отличие от нынешней тенденции пятиместных хэтчбеков) салон ограничивался всего четырьмя сиденьями, имелись свои преимущества.
Volvo 480 мог предложить пассажирам полноценные кресла с откидной спинкой и массивные подлокотники в обоих рядах. К этому стоит добавить приличное количество ящиков и полок для хранения вещей. Однако в минусы я бы записал высокую погрузочную кромку и сравнительно небольшой багажник.

Приборная панель выполнена в красивом стиле 80-х, с множеством кнопок, диодов, индикаторов и переключателей. В качестве абсолютной новинки в автомобилях Volvo, салон получил бортовой компьютер CEM с собственным будильником и переключателем. Это оказалось очень практично и просуществовало в моделях марки до начала нового тысячелетия.
Среди интересных особенностей оборудования также отметим: электрорегулировку, опускание стекол и люка на пульте дистанционного управления. И это, вдобавок к богатой комплектации, связанной с электричеством, тонировкой стекол, литыми дисками, кондиционером и т. п. Однако своих первых покупателей модель получила лишь в начале 1987 года – незадолго до появления технически родственных лифтбека 440 и седана 460.
Завершение производства без прямого преемника
Кабриолет Volvo 480 представили на Женевском автосалоне в 1990/91 годах. Как и другие разработки (тарга, фастбэк), он остался лишь на стадии прототипа и сегодня находится в музее компании. Как не произошло расширения гаммы кузовных версий, так и базовая модель не дождалась версии, предназначенной для США. Поэтому все 76 375 штук выпущенных единиц достались исключительно европейским покупателям.

Несмотря на первоначальные грандиозные планы, официально автомобиль никогда не предлагался за пределами континента, а продажи оказались далеко не такими, как хотелось бы руководству Volvo. Поэтому производство было прекращено без официального преемника. Последним днем выпуска модели стало 7 июля 1995 года.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....