Volvo 480 – дебютная переднеприводная модель компании
1 598

Volvo 480 – дебютная переднеприводная модель компании

Главным событием для конструкторов Volvo в первой половине 80-х стала разработка прототипа LCP 2000. По его окончании на склады компании вернулся необычный экономичный мини-дизель, и казалось, что шведы продолжат выпускать большие универсалы и седаны с задним приводом. Но вскоре все изменилось.


Уже в то время, когда футуристический автомобиль набирал испытательные километры, команда дизайнеров Рольфа Мелльде приступила к реализации другого проекта. В 1984 году компактные и практичные хэтчбеки во главе с легендарным Golf начали покорять всю Европу.

Volvo 480 – дебютная переднеприводная модель компанииПередняя часть Volvo 480 выглядит неплохо. Фото: youtube.com

Более того, их популярность выросла везде, куда Volvo регулярно экспортировала множество автомобилей. Короче говоря, компания не хотела упускать такую возможность для продвижения своего бизнеса. Итак, задача ставилась конкретная – создать компактный хэтчбек, сохранивший все ключевые особенности шведского бренда:

✅ безопасность
✅ комфорт
✅ богатое оснащение

Кроме того, все это хорошо вписывалось в долгосрочное направление развития подразделения, т. н. Galaxy Project, призванного умело реагировать на изменения спроса и «думать наперед». И именно в середине 80-х оно сосредоточилось на внедрении автомобилей с ведущим передним мостом (по примеру большинства европейских производителей) и более экономичными двигателями.

Непростой путь к новой компоновке


Будущий «четыреста восемьдесят» получил обозначение разработки как G13. Он должен был стать самым маленьким из предстоящей линейки. Материнская компания установила относительно четкие барьеры. Среди прочего, в задании фигурировали «практичность и, в то же время, спортивность». Также подчеркивалась «сверхэкономичность» (в связи с тем, что он разрабатывался преимущественно для американского рынка, его прозвали MPG: «Миля на галлон»). И еще, компоновка исключительно хэтчбек, с четко определенными колесной базой (2400 мм) и общей длиной (3900 мм).

После объявления конкурса на внешний дизайн новинки, команда разработчиков получила 80 рисунков, из которых в итоге выбрали 4 варианта. Один от самого Бертоне, два от шведских дизайнеров Яна Вильсгаарда и Рольфа Мальмгрена (штатные сотрудники Volvo) и подаренный Джоном де Фризом, работником голландской DAF. Стоит отметить явное вдохновение шведов в домашнем прототипе LCP 2000. Другие не имели к нему доступа, поэтому их предложения достаточно сильно различались.

Передние складывающиеся фары на Volvo 480. Фото: youtube.com

Эти четыре концепта построили в натуральную величину и после серии испытаний, отдали предпочтение дизайну де Фриза, с откидными фарами и стеклянной задней стенкой. Правда, в ходе разработки в него внесли ряд изменений и корректировок, прежде чем команда приступила к работе над окончательной формой. Победа голландского предложения также решила и география будущего производства – оно осуществлялось на мощностях завода DAF.

Кто-то сейчас вспоминает об этом с сожалением, ведь выбор в сторону шведских вариантов смог бы дать продолжение истории перспективной модели «2000», так и оставшейся на стадии прототипа. Более того, выбери руководство одно из вышеупомянутых предложений, возможно, и история самого Volvo 480 оказалась бы более успешной. Но, как известно, эта госпожа не приемлет сослагательного наклонения.

15 октября 1985 года была опубликована первая фотография нового Volvo 480 – модели, занимающей исключительное место в истории шведской марки. Помимо привнесения общей конструктивной компоновки с поперечным расположением двигателя и передним приводом (впервые за 60 лет существования бренда), она выделяется также своим дизайном.


Официальная премьера 480 ES состоялась только весной 1986 года на Женевском автосалоне. Формы кузова оказались строго квадратными, в духе того времени. Автором внутреннего интерьера выступил британец Питер Хорбери, который впоследствии стал главным дизайнером Volvo.

Двигатели, технические параметры и показатели 480 ES


В качестве приводного агрегата выбрали удлиненный и относительно надежный четырехцилиндровый двигатель производства Renault (в 80-е годы Volvo входила в альянс PRV). Однако его модернизировали, снабдив системой впрыска Bosch LE-Jetronic, в сочетании с кислородным зондом и управляемым каталитическим нейтрализатором. Модифицированный таким образом мотор выдавал до 108,7 л. с (80 кВт).

В 1988 году к нему добавилась версия, дополненная турбонагнетателем Garret, благодаря чему мощность выросла до 119,6 л. с (88 кВт). Пятиступенчатую механическую коробку передач также переняли у Renault, оставив без изменений. Вот основные показатели техники:

✅ снаряженная масса – 1008 кг
✅ максимальная скорость – 190 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 9,5 с

В 1993 году появился новый силовой агрегат 2.0I, немного улучшивший динамику, но все же нельзя назвать «480» откровенным спорткаром. Однако показатели двигателя оказались достаточно динамичными для быстрой езды.

Руль и торпеда с элементами управления. Фото: youtube.com

Британский Lotus помог с настройкой шасси, машина сидела на нижних поперечных рычагах и стойках McPherson спереди, а сзади – на неразрезном мосту. Разумеется, все колеса имели торсионные стабилизаторы и винтовые пружины с концентрическими телескопическими амортизаторами. Все они также обладали дисковыми тормозами (спереди – вентилируемыми).

Автомобиль оказался революционным не только снаружи, но и изнутри. Британский дизайнер Питер Хорбери справился с поставленной задачей на отлично. Хотя (в отличие от нынешней тенденции пятиместных хэтчбеков) салон ограничивался всего четырьмя сиденьями, имелись свои преимущества.

Volvo 480 мог предложить пассажирам полноценные кресла с откидной спинкой и массивные подлокотники в обоих рядах. К этому стоит добавить приличное количество ящиков и полок для хранения вещей. Однако в минусы я бы записал высокую погрузочную кромку и сравнительно небольшой багажник.

Передние сиденья, обшитые качественными материалами. Фото: youtube.com

Приборная панель выполнена в красивом стиле 80-х, с множеством кнопок, диодов, индикаторов и переключателей. В качестве абсолютной новинки в автомобилях Volvo, салон получил бортовой компьютер CEM с собственным будильником и переключателем. Это оказалось очень практично и просуществовало в моделях марки до начала нового тысячелетия.

Среди интересных особенностей оборудования также отметим: электрорегулировку, опускание стекол и люка на пульте дистанционного управления. И это, вдобавок к богатой комплектации, связанной с электричеством, тонировкой стекол, литыми дисками, кондиционером и т. п. Однако своих первых покупателей модель получила лишь в начале 1987 года – незадолго до появления технически родственных лифтбека 440 и седана 460.

Завершение производства без прямого преемника


Кабриолет Volvo 480 представили на Женевском автосалоне в 1990/91 годах. Как и другие разработки (тарга, фастбэк), он остался лишь на стадии прототипа и сегодня находится в музее компании. Как не произошло расширения гаммы кузовных версий, так и базовая модель не дождалась версии, предназначенной для США. Поэтому все 76 375 штук выпущенных единиц достались исключительно европейским покупателям.

Мощный двигатель Volvo 480. Фото: youtube.com

Несмотря на первоначальные грандиозные планы, официально автомобиль никогда не предлагался за пределами континента, а продажи оказались далеко не такими, как хотелось бы руководству Volvo. Поэтому производство было прекращено без официального преемника. Последним днем выпуска модели стало 7 июля 1995 года.
Как считаете, чего не хватило для успеха Volvo 480?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....