
LADA на «автомате»: все, что нужно знать об установке АКПП своими руками
АКПП в автомобиле — не только удобство, но и безопасность. Безусловно, и у механики есть свои плюсы, но спорить о комфорте, который дает «автомат», бессмысленно.
Поэтому многим владельцам ВАЗов с МКПП рано или поздно приходит в голову вопрос — «а что, если поставить АКПП?». Обычно от этой идеи отказываются в силу сложности ее реализации, только единицы решаются сделать это. В этой статье подробно разберем, что ожидает тех, кто все-таки решит поставить «автомат» на свою Ладу Гранту.
АКПП в классическом исполнении оснащаются гидроавтоматами. Это проверенный временем агрегат, который могут поставить большинство специалистов, занимающихся монтажом КПП. Роботизированная коробка — конкурент традиционной АКПП. По факту, это та же механика, которая переключает передачи без вмешательства водителя, эту функцию выполняют актуаторы.
В салоне Лады Гранты с установленной АКПП. Фото: YouTube.com
Роботизированная КПП оснащается внешними датчиками, которые определяют нагрузку на двигатель, скорость движения машины и положение педали газа. Также учитывается пробуксовка колес, после чего обработанные данные передаются на ЭБУ. Основной недостаток «роботов» — медленное переключение передач и рывки при движении.
Механическая часть в РКПП ремонтопригодная. На практике на авто с «роботами» расход топлива меньше. Такие коробки способны выдерживать больший крутящий момент, но и недостатки у них серьезные. Во-первых, ресурс эксплуатации сцепления и актуаторов — не выше 100 тыс. км, во-вторых — сервоприводы неремонтопригодны и стоят дорого, как и электроника. Выбор типа КПП — личное дело каждого.
Для выполнения задачи вам потребуется установочный комплект, включающий в себя саму коробку, радиатор и шланги, рычаг с тросами, новую приборную панель с датчиком спидометра. Также понадобится блок управления и электропроводка для подключения агрегата, стартер, педальный узел. Не забудьте о подушках крепления с кронштейнами для «автомата». Вся процедура требует тщательной подготовки, изучения специализированной литературы и электросхем Лады Гранты конкретно вашей комплектации и года выпуска.
Селектор автоматической коробки, установленной в Ладе Гранте. Фото: YouTube.com
В общем, если для вас это «темный лес», то без навыков лучше не пытаться поменять КПП самостоятельно. Если же вы решили обременить себя таким увлекательным занятием, то этапы монтажа будут следующие:
✅ Снятие всего, что мешает демонтировать механическую коробку. Отключите аккумулятор, привод от КПП. Снимите защитный щиток и отсоедините разъемы, связанные с коробкой передач. Также нужно отключить выхлопную систему и опорную плиту КПП, после чего отсоединить агрегат от двигателя
✅ Разборка педального узла, отключение всех проводов и соединений
✅ Демонтаж маховика, разъединение гидравлических магистралей. Нужно оценить состояние всех патрубков и заменить изношенные элементы на новые
✅ Установка нового радиатора для «автомата». Возможно, потребуется переделка креплений. Также производится монтаж задней опоры мотора
✅ Замена стартерного механизма и всей электропроводки. Меняется приборная панель. Параллельно оценивайте состояние проводки и соединений
✅ Установка новых патрубков радиаторного устройства. Проследите за тем, чтобы изгибы шлангов были «плавные»
На завершающем этапе производится монтаж нового ЭБУ и селектора. Если вы выбрали роботизированную коробку, установка производится аналогичным образом. Но нужно будет дополнительно подключить внешние датчики, а монтаж радиатора не потребуется. По завершении установки выполняется регулировка и тестирование новой КПП.
Блок управления АКПП Jatco JF414E для Лады Гранты. Фото: YouTube.com
Настройте педаль газа и тормоза. Отрегулируйте их расположение так, чтобы управление ногой было без лишнего напряжения. Обычно педали газа и тормоза находятся примерно на одном уровне. Сам ход акселератора должен быть мягким. Выполните тестовую поездку на разных режимах и дорожных условиях.
Отдельно следует рассказать о переделке узлов. В первую очередь, это касается креплений. Опоры мотора и КПП вместе с кронштейнами подлежат замене. Также потребуется переделка электрики. На Лады Гранты производитель ставил «автоматы» Jatco JF414E с системой электронного управления переключениями. Если вы меняете КПП, лучше установить новую проводку, чем заниматься переделкой старой. Но любые реконструкции затронут и приборную панель.
Переделки коснутся и системы масляного охлаждения. Если автомобиль оснащен МКПП, объем рабочей жидкости в нем фиксированный. В «автоматах» смазка и ее качество играют важную роль в обеспечении работоспособности агрегата. Поэтому потребуется установка принудительной охладительной системы. Конструктивно она включает маслоприемник, помпу, фильтр, теплообменник, радиаторный узел. Неисправность одного из этих компонентов может привести к поломке всего «автомата».
Размещение ЭБУ для управления АКПП под фарой. Фото: YouTube.com
Еще один важный момент — перепрошивка блока управления. Сюда тоже лучше не лезть, не имея навыков. Установка новой коробки передач предусматривает вмешательство в работу ЭБУ. На АКПП обычно ставят блоки Итэлма М74. Для калибровки или перепрошивки устройства лучше обратиться к специалистам.
Стоимость автоматической коробки передач зависит от марки, модели, состояния и возможности доставки. Если взять, например, Jatco JF414E, ее цена на вторичном рынке будет порядка 25-30 тысяч рублей. За новые и восстановленные агрегаты продавцы могут просить от 50-75 тыс. руб., но стоимость может быть и существенно выше. Какой вариант выбрать — личное дело каждого. Но преимущество новой АКПП очевидно — как минимум, это гарантия на товар.
Однозначно — да. Установка автоматической трансмиссии на любое авто, по умолчанию оснащенной механикой, является изменением конструкции ТС, которое может влиять на безопасность. Поэтому, переоборудование в обязательном порядке нужно регистрировать в ГИБДД.
Сначала вы обращаетесь в испытательную лабораторию и оставляете заявление на внесение изменений в конструкцию. Этим занимается департамент технического надзора ГИБДД. После получения разрешения производится установка новой КПП, причем это должны делать в специализированном сервисе. Далее, нужно обратиться в испытательную лабораторию, где протестируют безопасность переделанной конструкции.
После этого выполняется новый техосмотр в ГИБДД. В технадзоре нужно получить документ, подтверждающий соответствие вашего ТС с внесенными изменениями. И только теперь можно обратиться в ГАИ, чтобы внести новые данные в паспорт авто и СТС.
Если почитать форумы, то становится понятно, что многие автовладельцы, которые переоборудуют свои авто, делают это «втайне» от ГИБДД, надеясь, что при перерегистрации «пронесет». Но это плохая идея. В случае мелкого ДТП при обращении в страховую компанию могут вскрыться все конструктивные изменения. Тогда и ответственность полностью ляжет на его водителя, технические параметры автомобиля которого не соответствуют тем, что указаны в ПТС.
Поэтому многим владельцам ВАЗов с МКПП рано или поздно приходит в голову вопрос — «а что, если поставить АКПП?». Обычно от этой идеи отказываются в силу сложности ее реализации, только единицы решаются сделать это. В этой статье подробно разберем, что ожидает тех, кто все-таки решит поставить «автомат» на свою Ладу Гранту.
Гидроавтомат или «робот»: что выбрать?
АКПП в классическом исполнении оснащаются гидроавтоматами. Это проверенный временем агрегат, который могут поставить большинство специалистов, занимающихся монтажом КПП. Роботизированная коробка — конкурент традиционной АКПП. По факту, это та же механика, которая переключает передачи без вмешательства водителя, эту функцию выполняют актуаторы.

Роботизированная КПП оснащается внешними датчиками, которые определяют нагрузку на двигатель, скорость движения машины и положение педали газа. Также учитывается пробуксовка колес, после чего обработанные данные передаются на ЭБУ. Основной недостаток «роботов» — медленное переключение передач и рывки при движении.
Механическая часть в РКПП ремонтопригодная. На практике на авто с «роботами» расход топлива меньше. Такие коробки способны выдерживать больший крутящий момент, но и недостатки у них серьезные. Во-первых, ресурс эксплуатации сцепления и актуаторов — не выше 100 тыс. км, во-вторых — сервоприводы неремонтопригодны и стоят дорого, как и электроника. Выбор типа КПП — личное дело каждого.
Установка АКПП или «робота» на Ладу Гранту своими руками
Для выполнения задачи вам потребуется установочный комплект, включающий в себя саму коробку, радиатор и шланги, рычаг с тросами, новую приборную панель с датчиком спидометра. Также понадобится блок управления и электропроводка для подключения агрегата, стартер, педальный узел. Не забудьте о подушках крепления с кронштейнами для «автомата». Вся процедура требует тщательной подготовки, изучения специализированной литературы и электросхем Лады Гранты конкретно вашей комплектации и года выпуска.

В общем, если для вас это «темный лес», то без навыков лучше не пытаться поменять КПП самостоятельно. Если же вы решили обременить себя таким увлекательным занятием, то этапы монтажа будут следующие:
✅ Снятие всего, что мешает демонтировать механическую коробку. Отключите аккумулятор, привод от КПП. Снимите защитный щиток и отсоедините разъемы, связанные с коробкой передач. Также нужно отключить выхлопную систему и опорную плиту КПП, после чего отсоединить агрегат от двигателя
✅ Разборка педального узла, отключение всех проводов и соединений
✅ Демонтаж маховика, разъединение гидравлических магистралей. Нужно оценить состояние всех патрубков и заменить изношенные элементы на новые
✅ Установка нового радиатора для «автомата». Возможно, потребуется переделка креплений. Также производится монтаж задней опоры мотора
✅ Замена стартерного механизма и всей электропроводки. Меняется приборная панель. Параллельно оценивайте состояние проводки и соединений
✅ Установка новых патрубков радиаторного устройства. Проследите за тем, чтобы изгибы шлангов были «плавные»
На завершающем этапе производится монтаж нового ЭБУ и селектора. Если вы выбрали роботизированную коробку, установка производится аналогичным образом. Но нужно будет дополнительно подключить внешние датчики, а монтаж радиатора не потребуется. По завершении установки выполняется регулировка и тестирование новой КПП.

Настройте педаль газа и тормоза. Отрегулируйте их расположение так, чтобы управление ногой было без лишнего напряжения. Обычно педали газа и тормоза находятся примерно на одном уровне. Сам ход акселератора должен быть мягким. Выполните тестовую поездку на разных режимах и дорожных условиях.
Отдельно следует рассказать о переделке узлов. В первую очередь, это касается креплений. Опоры мотора и КПП вместе с кронштейнами подлежат замене. Также потребуется переделка электрики. На Лады Гранты производитель ставил «автоматы» Jatco JF414E с системой электронного управления переключениями. Если вы меняете КПП, лучше установить новую проводку, чем заниматься переделкой старой. Но любые реконструкции затронут и приборную панель.
Переделки коснутся и системы масляного охлаждения. Если автомобиль оснащен МКПП, объем рабочей жидкости в нем фиксированный. В «автоматах» смазка и ее качество играют важную роль в обеспечении работоспособности агрегата. Поэтому потребуется установка принудительной охладительной системы. Конструктивно она включает маслоприемник, помпу, фильтр, теплообменник, радиаторный узел. Неисправность одного из этих компонентов может привести к поломке всего «автомата».

Еще один важный момент — перепрошивка блока управления. Сюда тоже лучше не лезть, не имея навыков. Установка новой коробки передач предусматривает вмешательство в работу ЭБУ. На АКПП обычно ставят блоки Итэлма М74. Для калибровки или перепрошивки устройства лучше обратиться к специалистам.
Сколько стоит?
Стоимость автоматической коробки передач зависит от марки, модели, состояния и возможности доставки. Если взять, например, Jatco JF414E, ее цена на вторичном рынке будет порядка 25-30 тысяч рублей. За новые и восстановленные агрегаты продавцы могут просить от 50-75 тыс. руб., но стоимость может быть и существенно выше. Какой вариант выбрать — личное дело каждого. Но преимущество новой АКПП очевидно — как минимум, это гарантия на товар.
Нужна ли регистрация в ГИБДД?
Однозначно — да. Установка автоматической трансмиссии на любое авто, по умолчанию оснащенной механикой, является изменением конструкции ТС, которое может влиять на безопасность. Поэтому, переоборудование в обязательном порядке нужно регистрировать в ГИБДД.
Сначала вы обращаетесь в испытательную лабораторию и оставляете заявление на внесение изменений в конструкцию. Этим занимается департамент технического надзора ГИБДД. После получения разрешения производится установка новой КПП, причем это должны делать в специализированном сервисе. Далее, нужно обратиться в испытательную лабораторию, где протестируют безопасность переделанной конструкции.
После этого выполняется новый техосмотр в ГИБДД. В технадзоре нужно получить документ, подтверждающий соответствие вашего ТС с внесенными изменениями. И только теперь можно обратиться в ГАИ, чтобы внести новые данные в паспорт авто и СТС.
Если почитать форумы, то становится понятно, что многие автовладельцы, которые переоборудуют свои авто, делают это «втайне» от ГИБДД, надеясь, что при перерегистрации «пронесет». Но это плохая идея. В случае мелкого ДТП при обращении в страховую компанию могут вскрыться все конструктивные изменения. Тогда и ответственность полностью ляжет на его водителя, технические параметры автомобиля которого не соответствуют тем, что указаны в ПТС.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас