
Российский уникальный вертолет R-34: «а воз и ныне там»
Первая демонстрация общественности этой машины состоялась в 2019-м на выставке HeliRussia. Четыре года назад, да и сейчас примерно половина самых раскупаемых вертолетов относятся к классу легких одномоторных летательных аппаратов. Среди них безусловным лидером является Robinson, в частности, модель R-44. Всего в мире эксплуатируется не менее 5,6 тыс. этих машин. Компания «Робинсон» произвела и продала примерно 12,5 тыс. легких воздушных судов: т. е. рынок довольно обширный и почему бы РФ не занять его хотя бы частично?
Если говорить о деньгах, то на такие машины приходится почти 17 % финансовых средств. Здесь в лидерах – средние и легкие воздушные суда с парой двигателей, на долю которых «падает» 45 %. Второе место у тяжелых (более семи тонн весом) вертолетов – 38 %. Но это в мире, а что в России? Тут цифры совсем другие.
Опытный образец успешно летает. Фото: YouTube.com
На долю средних гражданских машин, поднимающих в воздух от 3-х до 6-ти тонн, приходится 77 % от всего авиапарка страны. Что касается легких вертолетов, здесь на первом места «легенда» Ми-2 (410 единиц). А из современных летательных аппаратов российский авиапром может предложить только Ка-226 и «Ансат».
Несмотря на латинскую букву в индексе, это российская разработка от компании «Аэроэлектромаш» (Москва) и ОКБ «Ротор» (официально зарегистрировано в 2004-м, в г. Кумертау). Первая из них специализируется на производстве авионики и другого подобного оборудования, в т. ч. для военных самолетов. Легкие винтокрылые машины – новое направление деятельности фирмы. Опытное КБ «Ротор» (Башкортостан) известно еще с советских времен.
Из импортного – только движок. Фото: YouTube.com
Изначально там собирали дельтапланы, но сегодня организация известна своими исследованиями в области легкой авиации. Причем, не только в России, но и далеко за ее пределами. А свой первый микровертолет с соосной схемой винтов в КБ собрали еще в 2005-м.
Кто-то в незатейливом индексе улавливает аналогию с Т-34. Однако на легендарный танк российский вертолет совсем не похож. Это легкая и небольшая по габаритам машина, собранная по соосной схеме и рассчитанная на трех человек: пилота и двух пассажиров. Вертолет может «похвастаться» уникальной силовой установкой (сначала ставили Rotax). Модель, представленная на МАКС-2019, была укомплектована электромотором мощностью 30 кВт при весе всего 12 кг (!). Движок обладает завидным, в 90 % КПД. Подобный агрегат, изготовленный по техзаданию ОКБ «Ротор», можно запросто устанавливать и на самолеты. Как уверен производитель, вертолет R-34 является в своем классе самым компактным, малошумным и экономичным аппаратом. Кстати, масса машины – всего 280 кг.
В кабине. Фото: YouTube.com
Первый опытный образец комплектовался зарубежным силовым агрегатом Rotax-915, развивавшим 130 «лошадей». Использование данного движка обеспечило вертолету максимальную скорость в 170 км/ч (крейсерская до 140 км/ч) и дальность 600 км. В ходе конструирования машины применялись новые, запатентованные российские технологии. Например, соосная схема реализована посредством подвески лопастей без применения шарниров. В плане безопасности машина также оборудована: при необходимости может быть использована спасательная парашютная система.
Причина, как всегда, банальна – отсутствие денег. Причем, они выделялись. В 2011-м по инициативе президента РФ, КБ «Ротор» должно было получить на развитие проектов по легкой авиации 75 млн руб. В Башкортостане к этим средствам добавили свои деньги для создания целого кластера. Сумма составила уже 200 млн руб. Однако «свои» 75 млн ОКБ так и не получило: расследованием занималась прокуратура, но безуспешно.
На сегодня мы имеем бесконечные судебные тяжбы КБ «Ротор» с московским «Аэроэлектромаш» о взыскании средств. Кто прав, кто виноват, решит суд, а «воз и ныне там»: уникальный по своей конструкции вертолет R-34 так и не встал на конвейер. Жаль.
Если говорить о деньгах, то на такие машины приходится почти 17 % финансовых средств. Здесь в лидерах – средние и легкие воздушные суда с парой двигателей, на долю которых «падает» 45 %. Второе место у тяжелых (более семи тонн весом) вертолетов – 38 %. Но это в мире, а что в России? Тут цифры совсем другие.

На долю средних гражданских машин, поднимающих в воздух от 3-х до 6-ти тонн, приходится 77 % от всего авиапарка страны. Что касается легких вертолетов, здесь на первом места «легенда» Ми-2 (410 единиц). А из современных летательных аппаратов российский авиапром может предложить только Ка-226 и «Ансат».
R-34
Несмотря на латинскую букву в индексе, это российская разработка от компании «Аэроэлектромаш» (Москва) и ОКБ «Ротор» (официально зарегистрировано в 2004-м, в г. Кумертау). Первая из них специализируется на производстве авионики и другого подобного оборудования, в т. ч. для военных самолетов. Легкие винтокрылые машины – новое направление деятельности фирмы. Опытное КБ «Ротор» (Башкортостан) известно еще с советских времен.

Изначально там собирали дельтапланы, но сегодня организация известна своими исследованиями в области легкой авиации. Причем, не только в России, но и далеко за ее пределами. А свой первый микровертолет с соосной схемой винтов в КБ собрали еще в 2005-м.
О конструкции R-34
Кто-то в незатейливом индексе улавливает аналогию с Т-34. Однако на легендарный танк российский вертолет совсем не похож. Это легкая и небольшая по габаритам машина, собранная по соосной схеме и рассчитанная на трех человек: пилота и двух пассажиров. Вертолет может «похвастаться» уникальной силовой установкой (сначала ставили Rotax). Модель, представленная на МАКС-2019, была укомплектована электромотором мощностью 30 кВт при весе всего 12 кг (!). Движок обладает завидным, в 90 % КПД. Подобный агрегат, изготовленный по техзаданию ОКБ «Ротор», можно запросто устанавливать и на самолеты. Как уверен производитель, вертолет R-34 является в своем классе самым компактным, малошумным и экономичным аппаратом. Кстати, масса машины – всего 280 кг.

Первый опытный образец комплектовался зарубежным силовым агрегатом Rotax-915, развивавшим 130 «лошадей». Использование данного движка обеспечило вертолету максимальную скорость в 170 км/ч (крейсерская до 140 км/ч) и дальность 600 км. В ходе конструирования машины применялись новые, запатентованные российские технологии. Например, соосная схема реализована посредством подвески лопастей без применения шарниров. В плане безопасности машина также оборудована: при необходимости может быть использована спасательная парашютная система.
Так почему машины нет в серии?
Причина, как всегда, банальна – отсутствие денег. Причем, они выделялись. В 2011-м по инициативе президента РФ, КБ «Ротор» должно было получить на развитие проектов по легкой авиации 75 млн руб. В Башкортостане к этим средствам добавили свои деньги для создания целого кластера. Сумма составила уже 200 млн руб. Однако «свои» 75 млн ОКБ так и не получило: расследованием занималась прокуратура, но безуспешно.
На сегодня мы имеем бесконечные судебные тяжбы КБ «Ротор» с московским «Аэроэлектромаш» о взыскании средств. Кто прав, кто виноват, решит суд, а «воз и ныне там»: уникальный по своей конструкции вертолет R-34 так и не встал на конвейер. Жаль.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....