Российский уникальный вертолет R-34: «а воз и ныне там»
Первая демонстрация общественности этой машины состоялась в 2019-м на выставке HeliRussia. Четыре года назад, да и сейчас примерно половина самых раскупаемых вертолетов относятся к классу легких одномоторных летательных аппаратов. Среди них безусловным лидером является Robinson, в частности, модель R-44. Всего в мире эксплуатируется не менее 5,6 тыс. этих машин. Компания «Робинсон» произвела и продала примерно 12,5 тыс. легких воздушных судов: т. е. рынок довольно обширный и почему бы РФ не занять его хотя бы частично?
Если говорить о деньгах, то на такие машины приходится почти 17 % финансовых средств. Здесь в лидерах – средние и легкие воздушные суда с парой двигателей, на долю которых «падает» 45 %. Второе место у тяжелых (более семи тонн весом) вертолетов – 38 %. Но это в мире, а что в России? Тут цифры совсем другие.
На долю средних гражданских машин, поднимающих в воздух от 3-х до 6-ти тонн, приходится 77 % от всего авиапарка страны. Что касается легких вертолетов, здесь на первом места «легенда» Ми-2 (410 единиц). А из современных летательных аппаратов российский авиапром может предложить только Ка-226 и «Ансат».
Несмотря на латинскую букву в индексе, это российская разработка от компании «Аэроэлектромаш» (Москва) и ОКБ «Ротор» (официально зарегистрировано в 2004-м, в г. Кумертау). Первая из них специализируется на производстве авионики и другого подобного оборудования, в т. ч. для военных самолетов. Легкие винтокрылые машины – новое направление деятельности фирмы. Опытное КБ «Ротор» (Башкортостан) известно еще с советских времен.
Изначально там собирали дельтапланы, но сегодня организация известна своими исследованиями в области легкой авиации. Причем, не только в России, но и далеко за ее пределами. А свой первый микровертолет с соосной схемой винтов в КБ собрали еще в 2005-м.
Кто-то в незатейливом индексе улавливает аналогию с Т-34. Однако на легендарный танк российский вертолет совсем не похож. Это легкая и небольшая по габаритам машина, собранная по соосной схеме и рассчитанная на трех человек: пилота и двух пассажиров. Вертолет может «похвастаться» уникальной силовой установкой (сначала ставили Rotax). Модель, представленная на МАКС-2019, была укомплектована электромотором мощностью 30 кВт при весе всего 12 кг (!). Движок обладает завидным, в 90 % КПД. Подобный агрегат, изготовленный по техзаданию ОКБ «Ротор», можно запросто устанавливать и на самолеты. Как уверен производитель, вертолет R-34 является в своем классе самым компактным, малошумным и экономичным аппаратом. Кстати, масса машины – всего 280 кг.
Первый опытный образец комплектовался зарубежным силовым агрегатом Rotax-915, развивавшим 130 «лошадей». Использование данного движка обеспечило вертолету максимальную скорость в 170 км/ч (крейсерская до 140 км/ч) и дальность 600 км. В ходе конструирования машины применялись новые, запатентованные российские технологии. Например, соосная схема реализована посредством подвески лопастей без применения шарниров. В плане безопасности машина также оборудована: при необходимости может быть использована спасательная парашютная система.
Причина, как всегда, банальна – отсутствие денег. Причем, они выделялись. В 2011-м по инициативе президента РФ, КБ «Ротор» должно было получить на развитие проектов по легкой авиации 75 млн руб. В Башкортостане к этим средствам добавили свои деньги для создания целого кластера. Сумма составила уже 200 млн руб. Однако «свои» 75 млн ОКБ так и не получило: расследованием занималась прокуратура, но безуспешно.
На сегодня мы имеем бесконечные судебные тяжбы КБ «Ротор» с московским «Аэроэлектромаш» о взыскании средств. Кто прав, кто виноват, решит суд, а «воз и ныне там»: уникальный по своей конструкции вертолет R-34 так и не встал на конвейер. Жаль.
Если говорить о деньгах, то на такие машины приходится почти 17 % финансовых средств. Здесь в лидерах – средние и легкие воздушные суда с парой двигателей, на долю которых «падает» 45 %. Второе место у тяжелых (более семи тонн весом) вертолетов – 38 %. Но это в мире, а что в России? Тут цифры совсем другие.
Опытный образец успешно летает. Фото: YouTube.com
На долю средних гражданских машин, поднимающих в воздух от 3-х до 6-ти тонн, приходится 77 % от всего авиапарка страны. Что касается легких вертолетов, здесь на первом места «легенда» Ми-2 (410 единиц). А из современных летательных аппаратов российский авиапром может предложить только Ка-226 и «Ансат».
R-34
Несмотря на латинскую букву в индексе, это российская разработка от компании «Аэроэлектромаш» (Москва) и ОКБ «Ротор» (официально зарегистрировано в 2004-м, в г. Кумертау). Первая из них специализируется на производстве авионики и другого подобного оборудования, в т. ч. для военных самолетов. Легкие винтокрылые машины – новое направление деятельности фирмы. Опытное КБ «Ротор» (Башкортостан) известно еще с советских времен.
Из импортного – только движок. Фото: YouTube.com
Изначально там собирали дельтапланы, но сегодня организация известна своими исследованиями в области легкой авиации. Причем, не только в России, но и далеко за ее пределами. А свой первый микровертолет с соосной схемой винтов в КБ собрали еще в 2005-м.
О конструкции R-34
Кто-то в незатейливом индексе улавливает аналогию с Т-34. Однако на легендарный танк российский вертолет совсем не похож. Это легкая и небольшая по габаритам машина, собранная по соосной схеме и рассчитанная на трех человек: пилота и двух пассажиров. Вертолет может «похвастаться» уникальной силовой установкой (сначала ставили Rotax). Модель, представленная на МАКС-2019, была укомплектована электромотором мощностью 30 кВт при весе всего 12 кг (!). Движок обладает завидным, в 90 % КПД. Подобный агрегат, изготовленный по техзаданию ОКБ «Ротор», можно запросто устанавливать и на самолеты. Как уверен производитель, вертолет R-34 является в своем классе самым компактным, малошумным и экономичным аппаратом. Кстати, масса машины – всего 280 кг.
В кабине. Фото: YouTube.com
Первый опытный образец комплектовался зарубежным силовым агрегатом Rotax-915, развивавшим 130 «лошадей». Использование данного движка обеспечило вертолету максимальную скорость в 170 км/ч (крейсерская до 140 км/ч) и дальность 600 км. В ходе конструирования машины применялись новые, запатентованные российские технологии. Например, соосная схема реализована посредством подвески лопастей без применения шарниров. В плане безопасности машина также оборудована: при необходимости может быть использована спасательная парашютная система.
Так почему машины нет в серии?
Причина, как всегда, банальна – отсутствие денег. Причем, они выделялись. В 2011-м по инициативе президента РФ, КБ «Ротор» должно было получить на развитие проектов по легкой авиации 75 млн руб. В Башкортостане к этим средствам добавили свои деньги для создания целого кластера. Сумма составила уже 200 млн руб. Однако «свои» 75 млн ОКБ так и не получило: расследованием занималась прокуратура, но безуспешно.
На сегодня мы имеем бесконечные судебные тяжбы КБ «Ротор» с московским «Аэроэлектромаш» о взыскании средств. Кто прав, кто виноват, решит суд, а «воз и ныне там»: уникальный по своей конструкции вертолет R-34 так и не встал на конвейер. Жаль.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...