Российский уникальный вертолет R-34: «а воз и ныне там»
Первая демонстрация общественности этой машины состоялась в 2019-м на выставке HeliRussia. Четыре года назад, да и сейчас примерно половина самых раскупаемых вертолетов относятся к классу легких одномоторных летательных аппаратов. Среди них безусловным лидером является Robinson, в частности, модель R-44. Всего в мире эксплуатируется не менее 5,6 тыс. этих машин. Компания «Робинсон» произвела и продала примерно 12,5 тыс. легких воздушных судов: т. е. рынок довольно обширный и почему бы РФ не занять его хотя бы частично?
Если говорить о деньгах, то на такие машины приходится почти 17 % финансовых средств. Здесь в лидерах – средние и легкие воздушные суда с парой двигателей, на долю которых «падает» 45 %. Второе место у тяжелых (более семи тонн весом) вертолетов – 38 %. Но это в мире, а что в России? Тут цифры совсем другие.
На долю средних гражданских машин, поднимающих в воздух от 3-х до 6-ти тонн, приходится 77 % от всего авиапарка страны. Что касается легких вертолетов, здесь на первом места «легенда» Ми-2 (410 единиц). А из современных летательных аппаратов российский авиапром может предложить только Ка-226 и «Ансат».
Несмотря на латинскую букву в индексе, это российская разработка от компании «Аэроэлектромаш» (Москва) и ОКБ «Ротор» (официально зарегистрировано в 2004-м, в г. Кумертау). Первая из них специализируется на производстве авионики и другого подобного оборудования, в т. ч. для военных самолетов. Легкие винтокрылые машины – новое направление деятельности фирмы. Опытное КБ «Ротор» (Башкортостан) известно еще с советских времен.
Изначально там собирали дельтапланы, но сегодня организация известна своими исследованиями в области легкой авиации. Причем, не только в России, но и далеко за ее пределами. А свой первый микровертолет с соосной схемой винтов в КБ собрали еще в 2005-м.
Кто-то в незатейливом индексе улавливает аналогию с Т-34. Однако на легендарный танк российский вертолет совсем не похож. Это легкая и небольшая по габаритам машина, собранная по соосной схеме и рассчитанная на трех человек: пилота и двух пассажиров. Вертолет может «похвастаться» уникальной силовой установкой (сначала ставили Rotax). Модель, представленная на МАКС-2019, была укомплектована электромотором мощностью 30 кВт при весе всего 12 кг (!). Движок обладает завидным, в 90 % КПД. Подобный агрегат, изготовленный по техзаданию ОКБ «Ротор», можно запросто устанавливать и на самолеты. Как уверен производитель, вертолет R-34 является в своем классе самым компактным, малошумным и экономичным аппаратом. Кстати, масса машины – всего 280 кг.
Первый опытный образец комплектовался зарубежным силовым агрегатом Rotax-915, развивавшим 130 «лошадей». Использование данного движка обеспечило вертолету максимальную скорость в 170 км/ч (крейсерская до 140 км/ч) и дальность 600 км. В ходе конструирования машины применялись новые, запатентованные российские технологии. Например, соосная схема реализована посредством подвески лопастей без применения шарниров. В плане безопасности машина также оборудована: при необходимости может быть использована спасательная парашютная система.
Причина, как всегда, банальна – отсутствие денег. Причем, они выделялись. В 2011-м по инициативе президента РФ, КБ «Ротор» должно было получить на развитие проектов по легкой авиации 75 млн руб. В Башкортостане к этим средствам добавили свои деньги для создания целого кластера. Сумма составила уже 200 млн руб. Однако «свои» 75 млн ОКБ так и не получило: расследованием занималась прокуратура, но безуспешно.
На сегодня мы имеем бесконечные судебные тяжбы КБ «Ротор» с московским «Аэроэлектромаш» о взыскании средств. Кто прав, кто виноват, решит суд, а «воз и ныне там»: уникальный по своей конструкции вертолет R-34 так и не встал на конвейер. Жаль.
Если говорить о деньгах, то на такие машины приходится почти 17 % финансовых средств. Здесь в лидерах – средние и легкие воздушные суда с парой двигателей, на долю которых «падает» 45 %. Второе место у тяжелых (более семи тонн весом) вертолетов – 38 %. Но это в мире, а что в России? Тут цифры совсем другие.
Опытный образец успешно летает. Фото: YouTube.com
На долю средних гражданских машин, поднимающих в воздух от 3-х до 6-ти тонн, приходится 77 % от всего авиапарка страны. Что касается легких вертолетов, здесь на первом места «легенда» Ми-2 (410 единиц). А из современных летательных аппаратов российский авиапром может предложить только Ка-226 и «Ансат».
R-34
Несмотря на латинскую букву в индексе, это российская разработка от компании «Аэроэлектромаш» (Москва) и ОКБ «Ротор» (официально зарегистрировано в 2004-м, в г. Кумертау). Первая из них специализируется на производстве авионики и другого подобного оборудования, в т. ч. для военных самолетов. Легкие винтокрылые машины – новое направление деятельности фирмы. Опытное КБ «Ротор» (Башкортостан) известно еще с советских времен.
Из импортного – только движок. Фото: YouTube.com
Изначально там собирали дельтапланы, но сегодня организация известна своими исследованиями в области легкой авиации. Причем, не только в России, но и далеко за ее пределами. А свой первый микровертолет с соосной схемой винтов в КБ собрали еще в 2005-м.
О конструкции R-34
Кто-то в незатейливом индексе улавливает аналогию с Т-34. Однако на легендарный танк российский вертолет совсем не похож. Это легкая и небольшая по габаритам машина, собранная по соосной схеме и рассчитанная на трех человек: пилота и двух пассажиров. Вертолет может «похвастаться» уникальной силовой установкой (сначала ставили Rotax). Модель, представленная на МАКС-2019, была укомплектована электромотором мощностью 30 кВт при весе всего 12 кг (!). Движок обладает завидным, в 90 % КПД. Подобный агрегат, изготовленный по техзаданию ОКБ «Ротор», можно запросто устанавливать и на самолеты. Как уверен производитель, вертолет R-34 является в своем классе самым компактным, малошумным и экономичным аппаратом. Кстати, масса машины – всего 280 кг.
В кабине. Фото: YouTube.com
Первый опытный образец комплектовался зарубежным силовым агрегатом Rotax-915, развивавшим 130 «лошадей». Использование данного движка обеспечило вертолету максимальную скорость в 170 км/ч (крейсерская до 140 км/ч) и дальность 600 км. В ходе конструирования машины применялись новые, запатентованные российские технологии. Например, соосная схема реализована посредством подвески лопастей без применения шарниров. В плане безопасности машина также оборудована: при необходимости может быть использована спасательная парашютная система.
Так почему машины нет в серии?
Причина, как всегда, банальна – отсутствие денег. Причем, они выделялись. В 2011-м по инициативе президента РФ, КБ «Ротор» должно было получить на развитие проектов по легкой авиации 75 млн руб. В Башкортостане к этим средствам добавили свои деньги для создания целого кластера. Сумма составила уже 200 млн руб. Однако «свои» 75 млн ОКБ так и не получило: расследованием занималась прокуратура, но безуспешно.
На сегодня мы имеем бесконечные судебные тяжбы КБ «Ротор» с московским «Аэроэлектромаш» о взыскании средств. Кто прав, кто виноват, решит суд, а «воз и ныне там»: уникальный по своей конструкции вертолет R-34 так и не встал на конвейер. Жаль.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...