
Новинка SOR TNS 18 – сочлененный троллейбус от чешского производителя
Небольшая компания из чешского города Либхавы уже 30 лет как занимается производством автобусной и другой техники. За это время появилось с десяток моделей от этого завода, на котором трудится меньше восьмисот работников. Среди них имеются как городские, так и междугородние варианты.
Есть у компании и амбиции в развитии городского электротранспорта. Не так давно она представила троллейбус SOR TNB 12, выполненный в виде так называемого автономного варианта, в котором используется электрооборудование компании Rail Electronics CZ. Он построен на автобусной платформе модели NB 12 CITY. Но ожидается, что если вся предполагаемая серия NS пойдет в производство, то кузова новых конструкций будут использоваться и для троллейбусов.
Сочлененный троллейбус SOR TNS 18 с внушительными габаритами. Фото автора
Добавим, что SOR Libchavy занимается производством такого транспорта с 2008 года. После сотрудничества с компаниями Czetro, Cegelec и Skoda, в 2016-м компания также заключила договор с Rail Electronics CZ (в которой является мажоритарным владельцем). Именно этот совместный проект и позволил выйти на новый уровень качества продукции.
Еще одна новинка от этого предприятия была представлена в качестве экспоната автовыставки CZECHBUS 2023, проходившей пару недель назад в Праге. Там, на всеобщее обозрение гостям и специалистам, представили 18-метровую новинку из Либхавы.
Представленный образец занял одно из ведущих мест экспозиции, расположившись у самого входа. Напротив него находилось несколько образцов старой пражской автобусной техники. Ощущалась некая преемственность поколений, похожая на то, как дедушка и бабушка ведут своего внука в первый класс. Особенно символично такое построение выглядело на фоне настойчивого желания муниципалитета чешской столицы возобновить местные троллейбусные маршруты, полностью упраздненные после появления городского метрополитена в первой половине 70-х.
Именно поэтому на вновь построенной столичной троллейбусной линии Пальмовка – Мишковице со второй половины мая этого года начал курсировать новенький SOR TNS 18. Его опытная эксплуатация стартовала немного с опозданием, вначале – без пассажиров. Постепенно в эксплуатацию войдут еще три машины.
– рассказал начальник управления связи Транспортной компании города Праги (DPP) Даниэль Шабик.
В рамках омологации транспортного средства производителю сначала пришлось наездить 10 000 километров без пассажиров, при соблюдении условий Управления дорог. После этого наступил черед этапа тестовой эксплуатации уже с людьми на борту.
Поставка троллейбусов задержалась на несколько месяцев. Причиной стал, прежде всего, кризис у смежников – компании Cegelec, поставляющей электрооборудование. Первоначально все 15 единиц намеревались доставить к 16 апреля этого года, чтобы курсировать по линии № 58 Пальмовка – Чаковице – Мишковице.
Незатейливый дизайн, как и у автобусов марки. Фото автора
Утром 26 октября 2023 года наступил черед второго этапа испытаний. DPP и ее водители начали проверку транспортных средств на том же участке в опытной эксплуатации с пассажирами. Процесс сейчас в самом разгаре, но его проведение не помешало участию одной из машин в местной автовыставке.
Если у троллейбусов в процессе тестирования возникнут технические неисправности, они будут выведены из эксплуатации. А после их устранения заводом-изготовителем, снова продолжат опытное использование. В рамках этого этапа в тестовом режиме с пассажирами машины должны проехать в общей сложности 20 000 километров. Но, думаю, самое время подробнее остановиться на технических характеристиках SOR TNS 18.
Чтобы стать поставщиком новой техники для местной столицы, компании пришлось потеснить легендарную Skoda и швейцарскую Carrosserie HESS. Выиграв тендер еще в январе 2022 года, SOR обязалась поставить в Прагу в течение полутора лет 15 новых единиц техники. Вот их основные характеристики:
✅ трехосная, двухзвенная конструкция
✅ длина – 18,75 м
✅ ширина – 2550 мм
✅ посадочная высота – 330 мм
✅ количество дверей – 4
✅ тяговые батареи емкостью 106 кВт*ч
✅ запас хода – 12 км
Троллейбус запитан от сети напряжением 750 В постоянного тока. Мощность двигателя составляет 240 кВт. В стандартное оборудование входят: полноприводная система кондиционирования и складная платформа для маломобильных пассажиров или молодых мам с колясками.
Рабочее место водителя. Фото автора
Если подробнее остановиться на внутреннем интерьере, то он полностью идентичен автобусам этой же марки. То же можно сказать и об элементах сочленения двух частей конструкции, оборудованных внушительными поручнями с обеих сторон.
Пассажирские сидения мягкие, но без претензий на особый комфорт. Они покрыты чехлами из искусственной кожи алого цвета. Можно сказать, что такой тон является визитной карточкой марки, хотя встречаются и салоны с матерчатыми посадочными местами. Видимо, все зависит от желания заказчика. В столице, похоже, сделали такой выбор. А другие показатели SOR TNS 18 выглядят следующим образом:
✅ вес в режиме ожидания – 29 т
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
✅ общее количество мест – 95
✅ мест для сидения – 41
Чтобы в будущем избежать эксцессов прямо в Праге компания – поставщик электрооборудования арендовала подсобные помещения. Теперь на их базе будет происходить установка, подгонка и текущий ремонт электрической части конструкции троллейбуса. Это не только сэкономит время и средства, но и послужит хорошим заделом на будущее.
Салон с классическим элементом сочленения. Фото автора
Ведь количество единиц «рогатой» техники от SOR на столичных маршрутах очень скоро дойдет до полутора десятка. К тому же, если они проявят себя с хорошей стороны, то вполне возможно и продолжение сотрудничества. И это – довольно логичное предположение, потому что чешские троллейбусы имеют один огромный плюс, о котором мы расскажем чуть ниже.
Одним из главных достоинств нового транспорта в глазах будущих владельцев, конечно же, является его относительно невысокая цена. В принципе, это и есть рыночное кредо компании. Здесь учитывается элементарный и практичный подход к ситуации. Ведь речь идет о городском транспорте, что включает два важных момента.
Во-первых, здесь нет экстремальных условий эксплуатации и не требуется какой-то особый комфорт. Ведь обычно пассажиры проводят в салоне не более 15-20 минут, а то и вовсе всего лишь пару-тройку. Так что, на первое место выходит практичность.
Его уже заждались пражские пассажиры. Фото автора
Во-вторых, «потогонное» использование не подразумевает длительной жизни троллейбуса на линии. Очень быстро набирается необходимый километраж и техника отправляется на покой. Значит, нет смысла применять в конструкции какие-то слишком дорогие узлы и материалы. Такой подход и позволил производителям предлагать машины по очень доступной цене. Они, кстати, и внешне выглядят довольно бюджетно. Хотелось добавить, так не на выставку же. Однако, именно там мы с одним из них и встретились!
Есть у компании и амбиции в развитии городского электротранспорта. Не так давно она представила троллейбус SOR TNB 12, выполненный в виде так называемого автономного варианта, в котором используется электрооборудование компании Rail Electronics CZ. Он построен на автобусной платформе модели NB 12 CITY. Но ожидается, что если вся предполагаемая серия NS пойдет в производство, то кузова новых конструкций будут использоваться и для троллейбусов.

Добавим, что SOR Libchavy занимается производством такого транспорта с 2008 года. После сотрудничества с компаниями Czetro, Cegelec и Skoda, в 2016-м компания также заключила договор с Rail Electronics CZ (в которой является мажоритарным владельцем). Именно этот совместный проект и позволил выйти на новый уровень качества продукции.
Как экспонат международной выставки
Еще одна новинка от этого предприятия была представлена в качестве экспоната автовыставки CZECHBUS 2023, проходившей пару недель назад в Праге. Там, на всеобщее обозрение гостям и специалистам, представили 18-метровую новинку из Либхавы.
SOR TNS 18 – сочлененный низкопольный троллейбус, произведенный чешской компанией SOR Libchavy в сотрудничестве с Cegelec, являющейся поставщиком электрооборудования для этой модели. Кузова TNS 18 также используются Skoda Electric для производства 33Tr
Представленный образец занял одно из ведущих мест экспозиции, расположившись у самого входа. Напротив него находилось несколько образцов старой пражской автобусной техники. Ощущалась некая преемственность поколений, похожая на то, как дедушка и бабушка ведут своего внука в первый класс. Особенно символично такое построение выглядело на фоне настойчивого желания муниципалитета чешской столицы возобновить местные троллейбусные маршруты, полностью упраздненные после появления городского метрополитена в первой половине 70-х.
Именно поэтому на вновь построенной столичной троллейбусной линии Пальмовка – Мишковице со второй половины мая этого года начал курсировать новенький SOR TNS 18. Его опытная эксплуатация стартовала немного с опозданием, вначале – без пассажиров. Постепенно в эксплуатацию войдут еще три машины.
Де-факто мы будем управлять им круглосуточно, без выходных и в три смены. Таким образом, надо иметь возможность обслуживать участок длиной примерно в 500 километров каждые сутки
– рассказал начальник управления связи Транспортной компании города Праги (DPP) Даниэль Шабик.
В рамках омологации транспортного средства производителю сначала пришлось наездить 10 000 километров без пассажиров, при соблюдении условий Управления дорог. После этого наступил черед этапа тестовой эксплуатации уже с людьми на борту.
Поставка троллейбусов задержалась на несколько месяцев. Причиной стал, прежде всего, кризис у смежников – компании Cegelec, поставляющей электрооборудование. Первоначально все 15 единиц намеревались доставить к 16 апреля этого года, чтобы курсировать по линии № 58 Пальмовка – Чаковице – Мишковице.

Утром 26 октября 2023 года наступил черед второго этапа испытаний. DPP и ее водители начали проверку транспортных средств на том же участке в опытной эксплуатации с пассажирами. Процесс сейчас в самом разгаре, но его проведение не помешало участию одной из машин в местной автовыставке.
Если у троллейбусов в процессе тестирования возникнут технические неисправности, они будут выведены из эксплуатации. А после их устранения заводом-изготовителем, снова продолжат опытное использование. В рамках этого этапа в тестовом режиме с пассажирами машины должны проехать в общей сложности 20 000 километров. Но, думаю, самое время подробнее остановиться на технических характеристиках SOR TNS 18.
Особенности и показатели 18-метрового троллейбуса
Чтобы стать поставщиком новой техники для местной столицы, компании пришлось потеснить легендарную Skoda и швейцарскую Carrosserie HESS. Выиграв тендер еще в январе 2022 года, SOR обязалась поставить в Прагу в течение полутора лет 15 новых единиц техники. Вот их основные характеристики:
✅ трехосная, двухзвенная конструкция
✅ длина – 18,75 м
✅ ширина – 2550 мм
✅ посадочная высота – 330 мм
✅ количество дверей – 4
✅ тяговые батареи емкостью 106 кВт*ч
✅ запас хода – 12 км
Троллейбус запитан от сети напряжением 750 В постоянного тока. Мощность двигателя составляет 240 кВт. В стандартное оборудование входят: полноприводная система кондиционирования и складная платформа для маломобильных пассажиров или молодых мам с колясками.

Если подробнее остановиться на внутреннем интерьере, то он полностью идентичен автобусам этой же марки. То же можно сказать и об элементах сочленения двух частей конструкции, оборудованных внушительными поручнями с обеих сторон.
Пассажирские сидения мягкие, но без претензий на особый комфорт. Они покрыты чехлами из искусственной кожи алого цвета. Можно сказать, что такой тон является визитной карточкой марки, хотя встречаются и салоны с матерчатыми посадочными местами. Видимо, все зависит от желания заказчика. В столице, похоже, сделали такой выбор. А другие показатели SOR TNS 18 выглядят следующим образом:
✅ вес в режиме ожидания – 29 т
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
✅ общее количество мест – 95
✅ мест для сидения – 41
Чтобы в будущем избежать эксцессов прямо в Праге компания – поставщик электрооборудования арендовала подсобные помещения. Теперь на их базе будет происходить установка, подгонка и текущий ремонт электрической части конструкции троллейбуса. Это не только сэкономит время и средства, но и послужит хорошим заделом на будущее.

Ведь количество единиц «рогатой» техники от SOR на столичных маршрутах очень скоро дойдет до полутора десятка. К тому же, если они проявят себя с хорошей стороны, то вполне возможно и продолжение сотрудничества. И это – довольно логичное предположение, потому что чешские троллейбусы имеют один огромный плюс, о котором мы расскажем чуть ниже.
В чем преимущество троллейбусов SOR?
Одним из главных достоинств нового транспорта в глазах будущих владельцев, конечно же, является его относительно невысокая цена. В принципе, это и есть рыночное кредо компании. Здесь учитывается элементарный и практичный подход к ситуации. Ведь речь идет о городском транспорте, что включает два важных момента.
Во-первых, здесь нет экстремальных условий эксплуатации и не требуется какой-то особый комфорт. Ведь обычно пассажиры проводят в салоне не более 15-20 минут, а то и вовсе всего лишь пару-тройку. Так что, на первое место выходит практичность.

Во-вторых, «потогонное» использование не подразумевает длительной жизни троллейбуса на линии. Очень быстро набирается необходимый километраж и техника отправляется на покой. Значит, нет смысла применять в конструкции какие-то слишком дорогие узлы и материалы. Такой подход и позволил производителям предлагать машины по очень доступной цене. Они, кстати, и внешне выглядят довольно бюджетно. Хотелось добавить, так не на выставку же. Однако, именно там мы с одним из них и встретились!
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

Самый большой и тихий «Тасманский» паром спущен на воду
Речь о Hull 096, созданном по заказу компании-оператора Buquebus. Теперь он не только самый крупный — смотрите подробности в нашем материале....

Spartan EV – почему электро УАЗ так и не пошел в «массы»
На бездорожье в Подмосковье осенью 2021 года проходили испытания электрокара UAZ Spartan EV, событие освещалось в прессе, были ожидания… Однако российские...

В поисках альтернативы «Искре» — восстановление старой Subaru Impreza
Давайте начистоту: предположительные 1,6 миллиона «целковых» за автомобиль, сильно напоминающий «Весту», готов выложить далеко не каждый житель нашей страны....

Китайские авто остаются доминаторами на российском рынке — Aito Seres M7 тому подтверждение
А происходит это вот почему: новые технологии помноженные на вполне демократичные ценники. Конечно, можно поспорить насчет доступности, но в сравнении с...