Новинка SOR TNS 18 – сочлененный троллейбус от чешского производителя
Небольшая компания из чешского города Либхавы уже 30 лет как занимается производством автобусной и другой техники. За это время появилось с десяток моделей от этого завода, на котором трудится меньше восьмисот работников. Среди них имеются как городские, так и междугородние варианты.
Есть у компании и амбиции в развитии городского электротранспорта. Не так давно она представила троллейбус SOR TNB 12, выполненный в виде так называемого автономного варианта, в котором используется электрооборудование компании Rail Electronics CZ. Он построен на автобусной платформе модели NB 12 CITY. Но ожидается, что если вся предполагаемая серия NS пойдет в производство, то кузова новых конструкций будут использоваться и для троллейбусов.
Добавим, что SOR Libchavy занимается производством такого транспорта с 2008 года. После сотрудничества с компаниями Czetro, Cegelec и Skoda, в 2016-м компания также заключила договор с Rail Electronics CZ (в которой является мажоритарным владельцем). Именно этот совместный проект и позволил выйти на новый уровень качества продукции.
Еще одна новинка от этого предприятия была представлена в качестве экспоната автовыставки CZECHBUS 2023, проходившей пару недель назад в Праге. Там, на всеобщее обозрение гостям и специалистам, представили 18-метровую новинку из Либхавы.
Представленный образец занял одно из ведущих мест экспозиции, расположившись у самого входа. Напротив него находилось несколько образцов старой пражской автобусной техники. Ощущалась некая преемственность поколений, похожая на то, как дедушка и бабушка ведут своего внука в первый класс. Особенно символично такое построение выглядело на фоне настойчивого желания муниципалитета чешской столицы возобновить местные троллейбусные маршруты, полностью упраздненные после появления городского метрополитена в первой половине 70-х.
Именно поэтому на вновь построенной столичной троллейбусной линии Пальмовка – Мишковице со второй половины мая этого года начал курсировать новенький SOR TNS 18. Его опытная эксплуатация стартовала немного с опозданием, вначале – без пассажиров. Постепенно в эксплуатацию войдут еще три машины.
– рассказал начальник управления связи Транспортной компании города Праги (DPP) Даниэль Шабик.
В рамках омологации транспортного средства производителю сначала пришлось наездить 10 000 километров без пассажиров, при соблюдении условий Управления дорог. После этого наступил черед этапа тестовой эксплуатации уже с людьми на борту.
Поставка троллейбусов задержалась на несколько месяцев. Причиной стал, прежде всего, кризис у смежников – компании Cegelec, поставляющей электрооборудование. Первоначально все 15 единиц намеревались доставить к 16 апреля этого года, чтобы курсировать по линии № 58 Пальмовка – Чаковице – Мишковице.
Утром 26 октября 2023 года наступил черед второго этапа испытаний. DPP и ее водители начали проверку транспортных средств на том же участке в опытной эксплуатации с пассажирами. Процесс сейчас в самом разгаре, но его проведение не помешало участию одной из машин в местной автовыставке.
Если у троллейбусов в процессе тестирования возникнут технические неисправности, они будут выведены из эксплуатации. А после их устранения заводом-изготовителем, снова продолжат опытное использование. В рамках этого этапа в тестовом режиме с пассажирами машины должны проехать в общей сложности 20 000 километров. Но, думаю, самое время подробнее остановиться на технических характеристиках SOR TNS 18.
Чтобы стать поставщиком новой техники для местной столицы, компании пришлось потеснить легендарную Skoda и швейцарскую Carrosserie HESS. Выиграв тендер еще в январе 2022 года, SOR обязалась поставить в Прагу в течение полутора лет 15 новых единиц техники. Вот их основные характеристики:
✅ трехосная, двухзвенная конструкция
✅ длина – 18,75 м
✅ ширина – 2550 мм
✅ посадочная высота – 330 мм
✅ количество дверей – 4
✅ тяговые батареи емкостью 106 кВт*ч
✅ запас хода – 12 км
Троллейбус запитан от сети напряжением 750 В постоянного тока. Мощность двигателя составляет 240 кВт. В стандартное оборудование входят: полноприводная система кондиционирования и складная платформа для маломобильных пассажиров или молодых мам с колясками.
Если подробнее остановиться на внутреннем интерьере, то он полностью идентичен автобусам этой же марки. То же можно сказать и об элементах сочленения двух частей конструкции, оборудованных внушительными поручнями с обеих сторон.
Пассажирские сидения мягкие, но без претензий на особый комфорт. Они покрыты чехлами из искусственной кожи алого цвета. Можно сказать, что такой тон является визитной карточкой марки, хотя встречаются и салоны с матерчатыми посадочными местами. Видимо, все зависит от желания заказчика. В столице, похоже, сделали такой выбор. А другие показатели SOR TNS 18 выглядят следующим образом:
✅ вес в режиме ожидания – 29 т
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
✅ общее количество мест – 95
✅ мест для сидения – 41
Чтобы в будущем избежать эксцессов прямо в Праге компания – поставщик электрооборудования арендовала подсобные помещения. Теперь на их базе будет происходить установка, подгонка и текущий ремонт электрической части конструкции троллейбуса. Это не только сэкономит время и средства, но и послужит хорошим заделом на будущее.
Ведь количество единиц «рогатой» техники от SOR на столичных маршрутах очень скоро дойдет до полутора десятка. К тому же, если они проявят себя с хорошей стороны, то вполне возможно и продолжение сотрудничества. И это – довольно логичное предположение, потому что чешские троллейбусы имеют один огромный плюс, о котором мы расскажем чуть ниже.
Одним из главных достоинств нового транспорта в глазах будущих владельцев, конечно же, является его относительно невысокая цена. В принципе, это и есть рыночное кредо компании. Здесь учитывается элементарный и практичный подход к ситуации. Ведь речь идет о городском транспорте, что включает два важных момента.
Во-первых, здесь нет экстремальных условий эксплуатации и не требуется какой-то особый комфорт. Ведь обычно пассажиры проводят в салоне не более 15-20 минут, а то и вовсе всего лишь пару-тройку. Так что, на первое место выходит практичность.
Во-вторых, «потогонное» использование не подразумевает длительной жизни троллейбуса на линии. Очень быстро набирается необходимый километраж и техника отправляется на покой. Значит, нет смысла применять в конструкции какие-то слишком дорогие узлы и материалы. Такой подход и позволил производителям предлагать машины по очень доступной цене. Они, кстати, и внешне выглядят довольно бюджетно. Хотелось добавить, так не на выставку же. Однако, именно там мы с одним из них и встретились!
Есть у компании и амбиции в развитии городского электротранспорта. Не так давно она представила троллейбус SOR TNB 12, выполненный в виде так называемого автономного варианта, в котором используется электрооборудование компании Rail Electronics CZ. Он построен на автобусной платформе модели NB 12 CITY. Но ожидается, что если вся предполагаемая серия NS пойдет в производство, то кузова новых конструкций будут использоваться и для троллейбусов.
Сочлененный троллейбус SOR TNS 18 с внушительными габаритами. Фото автора
Добавим, что SOR Libchavy занимается производством такого транспорта с 2008 года. После сотрудничества с компаниями Czetro, Cegelec и Skoda, в 2016-м компания также заключила договор с Rail Electronics CZ (в которой является мажоритарным владельцем). Именно этот совместный проект и позволил выйти на новый уровень качества продукции.
Как экспонат международной выставки
Еще одна новинка от этого предприятия была представлена в качестве экспоната автовыставки CZECHBUS 2023, проходившей пару недель назад в Праге. Там, на всеобщее обозрение гостям и специалистам, представили 18-метровую новинку из Либхавы.
SOR TNS 18 – сочлененный низкопольный троллейбус, произведенный чешской компанией SOR Libchavy в сотрудничестве с Cegelec, являющейся поставщиком электрооборудования для этой модели. Кузова TNS 18 также используются Skoda Electric для производства 33Tr
Представленный образец занял одно из ведущих мест экспозиции, расположившись у самого входа. Напротив него находилось несколько образцов старой пражской автобусной техники. Ощущалась некая преемственность поколений, похожая на то, как дедушка и бабушка ведут своего внука в первый класс. Особенно символично такое построение выглядело на фоне настойчивого желания муниципалитета чешской столицы возобновить местные троллейбусные маршруты, полностью упраздненные после появления городского метрополитена в первой половине 70-х.
Именно поэтому на вновь построенной столичной троллейбусной линии Пальмовка – Мишковице со второй половины мая этого года начал курсировать новенький SOR TNS 18. Его опытная эксплуатация стартовала немного с опозданием, вначале – без пассажиров. Постепенно в эксплуатацию войдут еще три машины.
Де-факто мы будем управлять им круглосуточно, без выходных и в три смены. Таким образом, надо иметь возможность обслуживать участок длиной примерно в 500 километров каждые сутки
– рассказал начальник управления связи Транспортной компании города Праги (DPP) Даниэль Шабик.
В рамках омологации транспортного средства производителю сначала пришлось наездить 10 000 километров без пассажиров, при соблюдении условий Управления дорог. После этого наступил черед этапа тестовой эксплуатации уже с людьми на борту.
Поставка троллейбусов задержалась на несколько месяцев. Причиной стал, прежде всего, кризис у смежников – компании Cegelec, поставляющей электрооборудование. Первоначально все 15 единиц намеревались доставить к 16 апреля этого года, чтобы курсировать по линии № 58 Пальмовка – Чаковице – Мишковице.
Незатейливый дизайн, как и у автобусов марки. Фото автора
Утром 26 октября 2023 года наступил черед второго этапа испытаний. DPP и ее водители начали проверку транспортных средств на том же участке в опытной эксплуатации с пассажирами. Процесс сейчас в самом разгаре, но его проведение не помешало участию одной из машин в местной автовыставке.
Если у троллейбусов в процессе тестирования возникнут технические неисправности, они будут выведены из эксплуатации. А после их устранения заводом-изготовителем, снова продолжат опытное использование. В рамках этого этапа в тестовом режиме с пассажирами машины должны проехать в общей сложности 20 000 километров. Но, думаю, самое время подробнее остановиться на технических характеристиках SOR TNS 18.
Особенности и показатели 18-метрового троллейбуса
Чтобы стать поставщиком новой техники для местной столицы, компании пришлось потеснить легендарную Skoda и швейцарскую Carrosserie HESS. Выиграв тендер еще в январе 2022 года, SOR обязалась поставить в Прагу в течение полутора лет 15 новых единиц техники. Вот их основные характеристики:
✅ трехосная, двухзвенная конструкция
✅ длина – 18,75 м
✅ ширина – 2550 мм
✅ посадочная высота – 330 мм
✅ количество дверей – 4
✅ тяговые батареи емкостью 106 кВт*ч
✅ запас хода – 12 км
Троллейбус запитан от сети напряжением 750 В постоянного тока. Мощность двигателя составляет 240 кВт. В стандартное оборудование входят: полноприводная система кондиционирования и складная платформа для маломобильных пассажиров или молодых мам с колясками.
Рабочее место водителя. Фото автора
Если подробнее остановиться на внутреннем интерьере, то он полностью идентичен автобусам этой же марки. То же можно сказать и об элементах сочленения двух частей конструкции, оборудованных внушительными поручнями с обеих сторон.
Пассажирские сидения мягкие, но без претензий на особый комфорт. Они покрыты чехлами из искусственной кожи алого цвета. Можно сказать, что такой тон является визитной карточкой марки, хотя встречаются и салоны с матерчатыми посадочными местами. Видимо, все зависит от желания заказчика. В столице, похоже, сделали такой выбор. А другие показатели SOR TNS 18 выглядят следующим образом:
✅ вес в режиме ожидания – 29 т
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
✅ общее количество мест – 95
✅ мест для сидения – 41
Чтобы в будущем избежать эксцессов прямо в Праге компания – поставщик электрооборудования арендовала подсобные помещения. Теперь на их базе будет происходить установка, подгонка и текущий ремонт электрической части конструкции троллейбуса. Это не только сэкономит время и средства, но и послужит хорошим заделом на будущее.
Салон с классическим элементом сочленения. Фото автора
Ведь количество единиц «рогатой» техники от SOR на столичных маршрутах очень скоро дойдет до полутора десятка. К тому же, если они проявят себя с хорошей стороны, то вполне возможно и продолжение сотрудничества. И это – довольно логичное предположение, потому что чешские троллейбусы имеют один огромный плюс, о котором мы расскажем чуть ниже.
В чем преимущество троллейбусов SOR?
Одним из главных достоинств нового транспорта в глазах будущих владельцев, конечно же, является его относительно невысокая цена. В принципе, это и есть рыночное кредо компании. Здесь учитывается элементарный и практичный подход к ситуации. Ведь речь идет о городском транспорте, что включает два важных момента.
Во-первых, здесь нет экстремальных условий эксплуатации и не требуется какой-то особый комфорт. Ведь обычно пассажиры проводят в салоне не более 15-20 минут, а то и вовсе всего лишь пару-тройку. Так что, на первое место выходит практичность.
Его уже заждались пражские пассажиры. Фото автора
Во-вторых, «потогонное» использование не подразумевает длительной жизни троллейбуса на линии. Очень быстро набирается необходимый километраж и техника отправляется на покой. Значит, нет смысла применять в конструкции какие-то слишком дорогие узлы и материалы. Такой подход и позволил производителям предлагать машины по очень доступной цене. Они, кстати, и внешне выглядят довольно бюджетно. Хотелось добавить, так не на выставку же. Однако, именно там мы с одним из них и встретились!
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...