Новинка SOR TNS 18 – сочлененный троллейбус от чешского производителя
Небольшая компания из чешского города Либхавы уже 30 лет как занимается производством автобусной и другой техники. За это время появилось с десяток моделей от этого завода, на котором трудится меньше восьмисот работников. Среди них имеются как городские, так и междугородние варианты.
Есть у компании и амбиции в развитии городского электротранспорта. Не так давно она представила троллейбус SOR TNB 12, выполненный в виде так называемого автономного варианта, в котором используется электрооборудование компании Rail Electronics CZ. Он построен на автобусной платформе модели NB 12 CITY. Но ожидается, что если вся предполагаемая серия NS пойдет в производство, то кузова новых конструкций будут использоваться и для троллейбусов.
Добавим, что SOR Libchavy занимается производством такого транспорта с 2008 года. После сотрудничества с компаниями Czetro, Cegelec и Skoda, в 2016-м компания также заключила договор с Rail Electronics CZ (в которой является мажоритарным владельцем). Именно этот совместный проект и позволил выйти на новый уровень качества продукции.
Еще одна новинка от этого предприятия была представлена в качестве экспоната автовыставки CZECHBUS 2023, проходившей пару недель назад в Праге. Там, на всеобщее обозрение гостям и специалистам, представили 18-метровую новинку из Либхавы.
Представленный образец занял одно из ведущих мест экспозиции, расположившись у самого входа. Напротив него находилось несколько образцов старой пражской автобусной техники. Ощущалась некая преемственность поколений, похожая на то, как дедушка и бабушка ведут своего внука в первый класс. Особенно символично такое построение выглядело на фоне настойчивого желания муниципалитета чешской столицы возобновить местные троллейбусные маршруты, полностью упраздненные после появления городского метрополитена в первой половине 70-х.
Именно поэтому на вновь построенной столичной троллейбусной линии Пальмовка – Мишковице со второй половины мая этого года начал курсировать новенький SOR TNS 18. Его опытная эксплуатация стартовала немного с опозданием, вначале – без пассажиров. Постепенно в эксплуатацию войдут еще три машины.
– рассказал начальник управления связи Транспортной компании города Праги (DPP) Даниэль Шабик.
В рамках омологации транспортного средства производителю сначала пришлось наездить 10 000 километров без пассажиров, при соблюдении условий Управления дорог. После этого наступил черед этапа тестовой эксплуатации уже с людьми на борту.
Поставка троллейбусов задержалась на несколько месяцев. Причиной стал, прежде всего, кризис у смежников – компании Cegelec, поставляющей электрооборудование. Первоначально все 15 единиц намеревались доставить к 16 апреля этого года, чтобы курсировать по линии № 58 Пальмовка – Чаковице – Мишковице.
Утром 26 октября 2023 года наступил черед второго этапа испытаний. DPP и ее водители начали проверку транспортных средств на том же участке в опытной эксплуатации с пассажирами. Процесс сейчас в самом разгаре, но его проведение не помешало участию одной из машин в местной автовыставке.
Если у троллейбусов в процессе тестирования возникнут технические неисправности, они будут выведены из эксплуатации. А после их устранения заводом-изготовителем, снова продолжат опытное использование. В рамках этого этапа в тестовом режиме с пассажирами машины должны проехать в общей сложности 20 000 километров. Но, думаю, самое время подробнее остановиться на технических характеристиках SOR TNS 18.
Чтобы стать поставщиком новой техники для местной столицы, компании пришлось потеснить легендарную Skoda и швейцарскую Carrosserie HESS. Выиграв тендер еще в январе 2022 года, SOR обязалась поставить в Прагу в течение полутора лет 15 новых единиц техники. Вот их основные характеристики:
✅ трехосная, двухзвенная конструкция
✅ длина – 18,75 м
✅ ширина – 2550 мм
✅ посадочная высота – 330 мм
✅ количество дверей – 4
✅ тяговые батареи емкостью 106 кВт*ч
✅ запас хода – 12 км
Троллейбус запитан от сети напряжением 750 В постоянного тока. Мощность двигателя составляет 240 кВт. В стандартное оборудование входят: полноприводная система кондиционирования и складная платформа для маломобильных пассажиров или молодых мам с колясками.
Если подробнее остановиться на внутреннем интерьере, то он полностью идентичен автобусам этой же марки. То же можно сказать и об элементах сочленения двух частей конструкции, оборудованных внушительными поручнями с обеих сторон.
Пассажирские сидения мягкие, но без претензий на особый комфорт. Они покрыты чехлами из искусственной кожи алого цвета. Можно сказать, что такой тон является визитной карточкой марки, хотя встречаются и салоны с матерчатыми посадочными местами. Видимо, все зависит от желания заказчика. В столице, похоже, сделали такой выбор. А другие показатели SOR TNS 18 выглядят следующим образом:
✅ вес в режиме ожидания – 29 т
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
✅ общее количество мест – 95
✅ мест для сидения – 41
Чтобы в будущем избежать эксцессов прямо в Праге компания – поставщик электрооборудования арендовала подсобные помещения. Теперь на их базе будет происходить установка, подгонка и текущий ремонт электрической части конструкции троллейбуса. Это не только сэкономит время и средства, но и послужит хорошим заделом на будущее.
Ведь количество единиц «рогатой» техники от SOR на столичных маршрутах очень скоро дойдет до полутора десятка. К тому же, если они проявят себя с хорошей стороны, то вполне возможно и продолжение сотрудничества. И это – довольно логичное предположение, потому что чешские троллейбусы имеют один огромный плюс, о котором мы расскажем чуть ниже.
Одним из главных достоинств нового транспорта в глазах будущих владельцев, конечно же, является его относительно невысокая цена. В принципе, это и есть рыночное кредо компании. Здесь учитывается элементарный и практичный подход к ситуации. Ведь речь идет о городском транспорте, что включает два важных момента.
Во-первых, здесь нет экстремальных условий эксплуатации и не требуется какой-то особый комфорт. Ведь обычно пассажиры проводят в салоне не более 15-20 минут, а то и вовсе всего лишь пару-тройку. Так что, на первое место выходит практичность.
Во-вторых, «потогонное» использование не подразумевает длительной жизни троллейбуса на линии. Очень быстро набирается необходимый километраж и техника отправляется на покой. Значит, нет смысла применять в конструкции какие-то слишком дорогие узлы и материалы. Такой подход и позволил производителям предлагать машины по очень доступной цене. Они, кстати, и внешне выглядят довольно бюджетно. Хотелось добавить, так не на выставку же. Однако, именно там мы с одним из них и встретились!
Есть у компании и амбиции в развитии городского электротранспорта. Не так давно она представила троллейбус SOR TNB 12, выполненный в виде так называемого автономного варианта, в котором используется электрооборудование компании Rail Electronics CZ. Он построен на автобусной платформе модели NB 12 CITY. Но ожидается, что если вся предполагаемая серия NS пойдет в производство, то кузова новых конструкций будут использоваться и для троллейбусов.
Сочлененный троллейбус SOR TNS 18 с внушительными габаритами. Фото автора
Добавим, что SOR Libchavy занимается производством такого транспорта с 2008 года. После сотрудничества с компаниями Czetro, Cegelec и Skoda, в 2016-м компания также заключила договор с Rail Electronics CZ (в которой является мажоритарным владельцем). Именно этот совместный проект и позволил выйти на новый уровень качества продукции.
Как экспонат международной выставки
Еще одна новинка от этого предприятия была представлена в качестве экспоната автовыставки CZECHBUS 2023, проходившей пару недель назад в Праге. Там, на всеобщее обозрение гостям и специалистам, представили 18-метровую новинку из Либхавы.
SOR TNS 18 – сочлененный низкопольный троллейбус, произведенный чешской компанией SOR Libchavy в сотрудничестве с Cegelec, являющейся поставщиком электрооборудования для этой модели. Кузова TNS 18 также используются Skoda Electric для производства 33Tr
Представленный образец занял одно из ведущих мест экспозиции, расположившись у самого входа. Напротив него находилось несколько образцов старой пражской автобусной техники. Ощущалась некая преемственность поколений, похожая на то, как дедушка и бабушка ведут своего внука в первый класс. Особенно символично такое построение выглядело на фоне настойчивого желания муниципалитета чешской столицы возобновить местные троллейбусные маршруты, полностью упраздненные после появления городского метрополитена в первой половине 70-х.
Именно поэтому на вновь построенной столичной троллейбусной линии Пальмовка – Мишковице со второй половины мая этого года начал курсировать новенький SOR TNS 18. Его опытная эксплуатация стартовала немного с опозданием, вначале – без пассажиров. Постепенно в эксплуатацию войдут еще три машины.
Де-факто мы будем управлять им круглосуточно, без выходных и в три смены. Таким образом, надо иметь возможность обслуживать участок длиной примерно в 500 километров каждые сутки
– рассказал начальник управления связи Транспортной компании города Праги (DPP) Даниэль Шабик.
В рамках омологации транспортного средства производителю сначала пришлось наездить 10 000 километров без пассажиров, при соблюдении условий Управления дорог. После этого наступил черед этапа тестовой эксплуатации уже с людьми на борту.
Поставка троллейбусов задержалась на несколько месяцев. Причиной стал, прежде всего, кризис у смежников – компании Cegelec, поставляющей электрооборудование. Первоначально все 15 единиц намеревались доставить к 16 апреля этого года, чтобы курсировать по линии № 58 Пальмовка – Чаковице – Мишковице.
Незатейливый дизайн, как и у автобусов марки. Фото автора
Утром 26 октября 2023 года наступил черед второго этапа испытаний. DPP и ее водители начали проверку транспортных средств на том же участке в опытной эксплуатации с пассажирами. Процесс сейчас в самом разгаре, но его проведение не помешало участию одной из машин в местной автовыставке.
Если у троллейбусов в процессе тестирования возникнут технические неисправности, они будут выведены из эксплуатации. А после их устранения заводом-изготовителем, снова продолжат опытное использование. В рамках этого этапа в тестовом режиме с пассажирами машины должны проехать в общей сложности 20 000 километров. Но, думаю, самое время подробнее остановиться на технических характеристиках SOR TNS 18.
Особенности и показатели 18-метрового троллейбуса
Чтобы стать поставщиком новой техники для местной столицы, компании пришлось потеснить легендарную Skoda и швейцарскую Carrosserie HESS. Выиграв тендер еще в январе 2022 года, SOR обязалась поставить в Прагу в течение полутора лет 15 новых единиц техники. Вот их основные характеристики:
✅ трехосная, двухзвенная конструкция
✅ длина – 18,75 м
✅ ширина – 2550 мм
✅ посадочная высота – 330 мм
✅ количество дверей – 4
✅ тяговые батареи емкостью 106 кВт*ч
✅ запас хода – 12 км
Троллейбус запитан от сети напряжением 750 В постоянного тока. Мощность двигателя составляет 240 кВт. В стандартное оборудование входят: полноприводная система кондиционирования и складная платформа для маломобильных пассажиров или молодых мам с колясками.
Рабочее место водителя. Фото автора
Если подробнее остановиться на внутреннем интерьере, то он полностью идентичен автобусам этой же марки. То же можно сказать и об элементах сочленения двух частей конструкции, оборудованных внушительными поручнями с обеих сторон.
Пассажирские сидения мягкие, но без претензий на особый комфорт. Они покрыты чехлами из искусственной кожи алого цвета. Можно сказать, что такой тон является визитной карточкой марки, хотя встречаются и салоны с матерчатыми посадочными местами. Видимо, все зависит от желания заказчика. В столице, похоже, сделали такой выбор. А другие показатели SOR TNS 18 выглядят следующим образом:
✅ вес в режиме ожидания – 29 т
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
✅ общее количество мест – 95
✅ мест для сидения – 41
Чтобы в будущем избежать эксцессов прямо в Праге компания – поставщик электрооборудования арендовала подсобные помещения. Теперь на их базе будет происходить установка, подгонка и текущий ремонт электрической части конструкции троллейбуса. Это не только сэкономит время и средства, но и послужит хорошим заделом на будущее.
Салон с классическим элементом сочленения. Фото автора
Ведь количество единиц «рогатой» техники от SOR на столичных маршрутах очень скоро дойдет до полутора десятка. К тому же, если они проявят себя с хорошей стороны, то вполне возможно и продолжение сотрудничества. И это – довольно логичное предположение, потому что чешские троллейбусы имеют один огромный плюс, о котором мы расскажем чуть ниже.
В чем преимущество троллейбусов SOR?
Одним из главных достоинств нового транспорта в глазах будущих владельцев, конечно же, является его относительно невысокая цена. В принципе, это и есть рыночное кредо компании. Здесь учитывается элементарный и практичный подход к ситуации. Ведь речь идет о городском транспорте, что включает два важных момента.
Во-первых, здесь нет экстремальных условий эксплуатации и не требуется какой-то особый комфорт. Ведь обычно пассажиры проводят в салоне не более 15-20 минут, а то и вовсе всего лишь пару-тройку. Так что, на первое место выходит практичность.
Его уже заждались пражские пассажиры. Фото автора
Во-вторых, «потогонное» использование не подразумевает длительной жизни троллейбуса на линии. Очень быстро набирается необходимый километраж и техника отправляется на покой. Значит, нет смысла применять в конструкции какие-то слишком дорогие узлы и материалы. Такой подход и позволил производителям предлагать машины по очень доступной цене. Они, кстати, и внешне выглядят довольно бюджетно. Хотелось добавить, так не на выставку же. Однако, именно там мы с одним из них и встретились!
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....