Simson AWO 425 – 4-тактный мотоцикл, производимый в ГДР
Корни компании Simson уходят очень глубоко. Уже в 1841 году в Зуле была основана кузница, к которой тринадцать лет спустя присоединились братья Леб и Мозес Симсоны. Под руководством этой семьи бизнес перешел на огнестрельное оружие, позже появились велосипеды, а с 1911 года и легковые автомобили.
Последним типом Simson Supra стала рядная восьмерка, но производство четырехколесной техники прекратилось в 1934 году. После прихода к власти в Германии нацистов имущество членов еврейской семьи конфисковали, однако им самим удалось убежать в США через Швейцарию.
Завод переименовали в BSW (Berliner-Suhler Waffen- und Fahrzeugwerke) и он продолжил выпуск стрелкового оружия. И не только, в 1936 году начали производиться и первые легкие мотоциклы BSW 98 (с 98-кубовым двигателем Sachs). После войны, уже в совсем других условиях, на свет появились мотоциклы AWO 425 (четырехтактные, с двигателем объемом 250 куб. см).
Производство охотничьего оружия продолжалось, в 1957 году полностью прекращен выпуск велосипедов, позже – и другой техники. Их место заняли маленькие 50-кубовые мопеды, которые до сих пор пользуются огромной популярностью, и не только в Германии. Последняя серия уже носила легендарную марку Simson, до конца 1961 года успели выпустить ровно 212 613 единиц. История марки завершилась, но осталась в экспонатах музеев Fahrzeugmuseum в Зуле и Симсона в Жабовржески-над-Огржи. В целом, основные вехи развития выглядели так:
✅ 1896 – линейка пополнилась автобусами и велосипедами
✅ 1911 – начало производства автомобилей
✅ 1936 – семья Симсонов бежит в США
✅ 1948 – возобновление марки в ГДР (AWO 425)
✅ 1961 – последний тип мототехники (50-кубовые мопеды Simson)
После эмиграции законных владельцев, новые хозяева кратковременно возобновили производство мотоциклов. В 1939 году выпущено около 3000 единиц мотовелосипедов. В будущем история продолжается, выпущено еще 1500 моторизованных велосипедов, которые сходят с конвейера до 1940 года. В первой половине 40-х, по понятным причинам, наступила длительная пауза.
5 марта 1947 года произошло знаменательное событие: имя Симсонов возвращается в Германию. На этот раз, в качестве филиала советской компании AWTOVELO: SAG, Sowjetische Aktiengesellschaft Werk Simson. Так совершенно неожиданно Советский Союз посодействовал восстановлению производства мотоциклов на предприятии, теперь находящемся под юрисдикцией ГДР.
По совпадению, на западе бывшей единой страны (в Мюнхене) BMW разрабатывала собственный 4-тактный одноцилиндровый двигатель R25 для довоенной конструкции мотоцикла. Но на предприятии, ставшем филиалом AWTOVELO, происходили иные события. Инженеры компании Simson Гельмут Пильц и Эвальд Даен двигались своим путем. Они вышли на руководство с конструкцией мотора Simson, поскольку усиленно стремились к высокой производительности. В итоге получился приличный силовой агрегат с такими показателями:
✅ рабочий объем – 248 куб. см
✅ мощность – 12 (14) л. с
✅ 4-ступенчатая коробка передач
Он был модульной конструкции, включая карданный вал. К этому стоит добавить закрытую телескопическую подвеску спереди и сзади. К 21 декабря 1950 года были изготовлены и оперативно отправлены по железной дороге в СССР первые 1000 единиц AWO 425.
Новинку встретили очень тепло, открыв ей «зеленую улицу». Спустя всего несколько месяцев AWO 425 выпущен в продажу на территории самой ГДР. Хороший запас мощности и крепкая рама сделала технику подходящей для эксплуатации с боковым прицепом. Она имела запас топлива в 12 (в спортивной версии – 16) литров, при расходе – 3,3 (Sport – 3,7) л на 100 км.
К 1952 году предприятие ожидали серьезные организационные перемены. Оно вошло в состав ВЭБ «Завод машин и оборудования Simson». С этого времени модель AWO 425 поставили на поток, ежегодно выпуская около 20 тысяч единиц. Параллельно шли отдельные модернизации конструкции, такие как: улучшенный карданный вал, передняя вилка с масляным демпфированием или рама, оборудованная спецкреплениями (с 1955 года).
К середине десятилетия мотоцикл переделали в версию AWO 425 T для туризма. Это позволило инженерам компании, двигаться дальше в усовершенствовании конструкции. Выпуск значительно переработанной спортивной модели AWO 425 S стартовал в 1955 году.
Этот байк не предназначался для продажи широким массам населения. Ведь его цена на тот момент составляла 3200 восточных марок (в то время, как средняя месячная заработная плата не превышала показатель в 500 марок). Поэтому новинка больше ориентировалась на партийных чиновников среднего звена и для использования в церемониальных мероприятиях. В целом, этот довольно неплохой мотоцикл был призван продемонстрировать лучшую мотоциклетную технику из ГДР. Вот его основные отличия от базовой версии:
✅ новая задняя подвеска с качающейся вилкой
✅ 18-дюймовые колеса с алюминиевыми тормозными барабанами по всему периметру
✅ ГБЦ измененной формы с повышенной степенью сжатия
✅ карбюратор более современной конструкции
К этому стоит добавить иной тип сиденья (между водителем и пассажиром остался небольшой зазор). Совершенно по-другому выглядящий Simson-AWO теперь имел мощность на две лошадиные силы выше (14 вместо 12 л. с). Оба типа выпускались одновременно до 1960 года, когда закончилось производство базовой модели Touren. Sport простоял на заводском конвейере до 1963 года.
Пилотная серия спортивной версии и ее демонстрация на Лейпцигской ярмарке состоялись в 1956 году. Со следующего AWO 425 S вышел в серию. Дальше компания пыталась совершенствовать конструкцию, избавляясь от некоторых неприятных моментов. Например, уменьшения шума клапанов добились благодаря улучшенному креплению коромысел в головке блока цилиндров.
С 1958 года произошли изменения в наименовании двух типов выпускаемой техники (425 и 425 S). Также, с того времени, стала доступна версия с коляской из Лейпцига от компании Stoye. А полноразмерное пассажирское место заменили отдельные подрессоренные сидения. Чуть позже, в 1960-м, в конструкцию Simson Sport внесли последние доработки: у шасси добавился поворотный рычаг задних колес с гидравлически демпфируемыми пружинными стойками и улучшена тормозная система.
Прекрасные характеристики мотоцикла позволили также конструировать специальные версии для шоссейных гонок, используемые заводской командой. Они выпускались небольшими сериями и, иногда, попадали в руки к частным гонщикам.
Во время участия в этапах чемпионата ГДР, конструкции этих мотоциклов по ходу дорабатывались. Двигатели получили два распредвала, а позже – герметизированный цепной привод, что увеличило производительность техники. Это позволило мотоциклам доминировать в классе 250 куб. см с 1953 по 1955 годы. В это же время появились планы по созданию AWO GS 350 с увеличенным объемом двигателя и версии эндуро. Но над планами производителей встали директивы сверху.
Чуть больше, чем за десятилетие в Зуле успели собрать почти 212 тысяч единиц 4-тактных мотоциклов разных модификаций (около 124 тысяч 425 T и 84,6 тысяч AWO 425). Уже стояло в планах выпуск в серию спортбайка с увеличенным объемом двигателя и тяжелого AWO 700. Но руководство предприятия получило новую вводную, которая обязывала их с 1961 года полностью перейти на выпуск 50-кубовых 2-тактных мокиков. Это решение Госплана ГДР вызвало у работников завода большое разочарование. Но, с другой стороны, их новый легкий мотоцикл прославил марку ничуть не хуже.
Последним типом Simson Supra стала рядная восьмерка, но производство четырехколесной техники прекратилось в 1934 году. После прихода к власти в Германии нацистов имущество членов еврейской семьи конфисковали, однако им самим удалось убежать в США через Швейцарию.
Красивый дизайн Simson AWO 425. Фото: youtube.com
Завод переименовали в BSW (Berliner-Suhler Waffen- und Fahrzeugwerke) и он продолжил выпуск стрелкового оружия. И не только, в 1936 году начали производиться и первые легкие мотоциклы BSW 98 (с 98-кубовым двигателем Sachs). После войны, уже в совсем других условиях, на свет появились мотоциклы AWO 425 (четырехтактные, с двигателем объемом 250 куб. см).
Производство охотничьего оружия продолжалось, в 1957 году полностью прекращен выпуск велосипедов, позже – и другой техники. Их место заняли маленькие 50-кубовые мопеды, которые до сих пор пользуются огромной популярностью, и не только в Германии. Последняя серия уже носила легендарную марку Simson, до конца 1961 года успели выпустить ровно 212 613 единиц. История марки завершилась, но осталась в экспонатах музеев Fahrzeugmuseum в Зуле и Симсона в Жабовржески-над-Огржи. В целом, основные вехи развития выглядели так:
✅ 1896 – линейка пополнилась автобусами и велосипедами
✅ 1911 – начало производства автомобилей
✅ 1936 – семья Симсонов бежит в США
✅ 1948 – возобновление марки в ГДР (AWO 425)
✅ 1961 – последний тип мототехники (50-кубовые мопеды Simson)
После эмиграции законных владельцев, новые хозяева кратковременно возобновили производство мотоциклов. В 1939 году выпущено около 3000 единиц мотовелосипедов. В будущем история продолжается, выпущено еще 1500 моторизованных велосипедов, которые сходят с конвейера до 1940 года. В первой половине 40-х, по понятным причинам, наступила длительная пауза.
Восстановление исторической марки
5 марта 1947 года произошло знаменательное событие: имя Симсонов возвращается в Германию. На этот раз, в качестве филиала советской компании AWTOVELO: SAG, Sowjetische Aktiengesellschaft Werk Simson. Так совершенно неожиданно Советский Союз посодействовал восстановлению производства мотоциклов на предприятии, теперь находящемся под юрисдикцией ГДР.
В декабре 1948 года восточным немцам пришло постановление о том, что Simson должен произвести
одноцилиндровый четырехтактный мотоцикл с объемом двигателя 250 куб. см. К началу серийного производства он получил наименование AWO 425.
одноцилиндровый четырехтактный мотоцикл с объемом двигателя 250 куб. см. К началу серийного производства он получил наименование AWO 425.
По совпадению, на западе бывшей единой страны (в Мюнхене) BMW разрабатывала собственный 4-тактный одноцилиндровый двигатель R25 для довоенной конструкции мотоцикла. Но на предприятии, ставшем филиалом AWTOVELO, происходили иные события. Инженеры компании Simson Гельмут Пильц и Эвальд Даен двигались своим путем. Они вышли на руководство с конструкцией мотора Simson, поскольку усиленно стремились к высокой производительности. В итоге получился приличный силовой агрегат с такими показателями:
✅ рабочий объем – 248 куб. см
✅ мощность – 12 (14) л. с
✅ 4-ступенчатая коробка передач
Он был модульной конструкции, включая карданный вал. К этому стоит добавить закрытую телескопическую подвеску спереди и сзади. К 21 декабря 1950 года были изготовлены и оперативно отправлены по железной дороге в СССР первые 1000 единиц AWO 425.
Спидометр с одометром на фаре. Фото: youtube.com
Новинку встретили очень тепло, открыв ей «зеленую улицу». Спустя всего несколько месяцев AWO 425 выпущен в продажу на территории самой ГДР. Хороший запас мощности и крепкая рама сделала технику подходящей для эксплуатации с боковым прицепом. Она имела запас топлива в 12 (в спортивной версии – 16) литров, при расходе – 3,3 (Sport – 3,7) л на 100 км.
К 1952 году предприятие ожидали серьезные организационные перемены. Оно вошло в состав ВЭБ «Завод машин и оборудования Simson». С этого времени модель AWO 425 поставили на поток, ежегодно выпуская около 20 тысяч единиц. Параллельно шли отдельные модернизации конструкции, такие как: улучшенный карданный вал, передняя вилка с масляным демпфированием или рама, оборудованная спецкреплениями (с 1955 года).
Спортивная версия для избранных
К середине десятилетия мотоцикл переделали в версию AWO 425 T для туризма. Это позволило инженерам компании, двигаться дальше в усовершенствовании конструкции. Выпуск значительно переработанной спортивной модели AWO 425 S стартовал в 1955 году.
Двигатель AWO 425. Фото: youtube.com
Этот байк не предназначался для продажи широким массам населения. Ведь его цена на тот момент составляла 3200 восточных марок (в то время, как средняя месячная заработная плата не превышала показатель в 500 марок). Поэтому новинка больше ориентировалась на партийных чиновников среднего звена и для использования в церемониальных мероприятиях. В целом, этот довольно неплохой мотоцикл был призван продемонстрировать лучшую мотоциклетную технику из ГДР. Вот его основные отличия от базовой версии:
✅ новая задняя подвеска с качающейся вилкой
✅ 18-дюймовые колеса с алюминиевыми тормозными барабанами по всему периметру
✅ ГБЦ измененной формы с повышенной степенью сжатия
✅ карбюратор более современной конструкции
К этому стоит добавить иной тип сиденья (между водителем и пассажиром остался небольшой зазор). Совершенно по-другому выглядящий Simson-AWO теперь имел мощность на две лошадиные силы выше (14 вместо 12 л. с). Оба типа выпускались одновременно до 1960 года, когда закончилось производство базовой модели Touren. Sport простоял на заводском конвейере до 1963 года.
Пилотная серия спортивной версии и ее демонстрация на Лейпцигской ярмарке состоялись в 1956 году. Со следующего AWO 425 S вышел в серию. Дальше компания пыталась совершенствовать конструкцию, избавляясь от некоторых неприятных моментов. Например, уменьшения шума клапанов добились благодаря улучшенному креплению коромысел в головке блока цилиндров.
Удобные сиденья на Simson AWO 425. Фото: youtube.com
С 1958 года произошли изменения в наименовании двух типов выпускаемой техники (425 и 425 S). Также, с того времени, стала доступна версия с коляской из Лейпцига от компании Stoye. А полноразмерное пассажирское место заменили отдельные подрессоренные сидения. Чуть позже, в 1960-м, в конструкцию Simson Sport внесли последние доработки: у шасси добавился поворотный рычаг задних колес с гидравлически демпфируемыми пружинными стойками и улучшена тормозная система.
Байк для шоссейных гонок и завершение эпохи четырехтактников
Прекрасные характеристики мотоцикла позволили также конструировать специальные версии для шоссейных гонок, используемые заводской командой. Они выпускались небольшими сериями и, иногда, попадали в руки к частным гонщикам.
Во время участия в этапах чемпионата ГДР, конструкции этих мотоциклов по ходу дорабатывались. Двигатели получили два распредвала, а позже – герметизированный цепной привод, что увеличило производительность техники. Это позволило мотоциклам доминировать в классе 250 куб. см с 1953 по 1955 годы. В это же время появились планы по созданию AWO GS 350 с увеличенным объемом двигателя и версии эндуро. Но над планами производителей встали директивы сверху.
Симпатичная передняя часть с большой фарой. Фото: youtube.com
Чуть больше, чем за десятилетие в Зуле успели собрать почти 212 тысяч единиц 4-тактных мотоциклов разных модификаций (около 124 тысяч 425 T и 84,6 тысяч AWO 425). Уже стояло в планах выпуск в серию спортбайка с увеличенным объемом двигателя и тяжелого AWO 700. Но руководство предприятия получило новую вводную, которая обязывала их с 1961 года полностью перейти на выпуск 50-кубовых 2-тактных мокиков. Это решение Госплана ГДР вызвало у работников завода большое разочарование. Но, с другой стороны, их новый легкий мотоцикл прославил марку ничуть не хуже.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...