Simson AWO 425 – 4-тактный мотоцикл, производимый в ГДР
Корни компании Simson уходят очень глубоко. Уже в 1841 году в Зуле была основана кузница, к которой тринадцать лет спустя присоединились братья Леб и Мозес Симсоны. Под руководством этой семьи бизнес перешел на огнестрельное оружие, позже появились велосипеды, а с 1911 года и легковые автомобили.
Последним типом Simson Supra стала рядная восьмерка, но производство четырехколесной техники прекратилось в 1934 году. После прихода к власти в Германии нацистов имущество членов еврейской семьи конфисковали, однако им самим удалось убежать в США через Швейцарию.
Завод переименовали в BSW (Berliner-Suhler Waffen- und Fahrzeugwerke) и он продолжил выпуск стрелкового оружия. И не только, в 1936 году начали производиться и первые легкие мотоциклы BSW 98 (с 98-кубовым двигателем Sachs). После войны, уже в совсем других условиях, на свет появились мотоциклы AWO 425 (четырехтактные, с двигателем объемом 250 куб. см).
Производство охотничьего оружия продолжалось, в 1957 году полностью прекращен выпуск велосипедов, позже – и другой техники. Их место заняли маленькие 50-кубовые мопеды, которые до сих пор пользуются огромной популярностью, и не только в Германии. Последняя серия уже носила легендарную марку Simson, до конца 1961 года успели выпустить ровно 212 613 единиц. История марки завершилась, но осталась в экспонатах музеев Fahrzeugmuseum в Зуле и Симсона в Жабовржески-над-Огржи. В целом, основные вехи развития выглядели так:
✅ 1896 – линейка пополнилась автобусами и велосипедами
✅ 1911 – начало производства автомобилей
✅ 1936 – семья Симсонов бежит в США
✅ 1948 – возобновление марки в ГДР (AWO 425)
✅ 1961 – последний тип мототехники (50-кубовые мопеды Simson)
После эмиграции законных владельцев, новые хозяева кратковременно возобновили производство мотоциклов. В 1939 году выпущено около 3000 единиц мотовелосипедов. В будущем история продолжается, выпущено еще 1500 моторизованных велосипедов, которые сходят с конвейера до 1940 года. В первой половине 40-х, по понятным причинам, наступила длительная пауза.
5 марта 1947 года произошло знаменательное событие: имя Симсонов возвращается в Германию. На этот раз, в качестве филиала советской компании AWTOVELO: SAG, Sowjetische Aktiengesellschaft Werk Simson. Так совершенно неожиданно Советский Союз посодействовал восстановлению производства мотоциклов на предприятии, теперь находящемся под юрисдикцией ГДР.
По совпадению, на западе бывшей единой страны (в Мюнхене) BMW разрабатывала собственный 4-тактный одноцилиндровый двигатель R25 для довоенной конструкции мотоцикла. Но на предприятии, ставшем филиалом AWTOVELO, происходили иные события. Инженеры компании Simson Гельмут Пильц и Эвальд Даен двигались своим путем. Они вышли на руководство с конструкцией мотора Simson, поскольку усиленно стремились к высокой производительности. В итоге получился приличный силовой агрегат с такими показателями:
✅ рабочий объем – 248 куб. см
✅ мощность – 12 (14) л. с
✅ 4-ступенчатая коробка передач
Он был модульной конструкции, включая карданный вал. К этому стоит добавить закрытую телескопическую подвеску спереди и сзади. К 21 декабря 1950 года были изготовлены и оперативно отправлены по железной дороге в СССР первые 1000 единиц AWO 425.
Новинку встретили очень тепло, открыв ей «зеленую улицу». Спустя всего несколько месяцев AWO 425 выпущен в продажу на территории самой ГДР. Хороший запас мощности и крепкая рама сделала технику подходящей для эксплуатации с боковым прицепом. Она имела запас топлива в 12 (в спортивной версии – 16) литров, при расходе – 3,3 (Sport – 3,7) л на 100 км.
К 1952 году предприятие ожидали серьезные организационные перемены. Оно вошло в состав ВЭБ «Завод машин и оборудования Simson». С этого времени модель AWO 425 поставили на поток, ежегодно выпуская около 20 тысяч единиц. Параллельно шли отдельные модернизации конструкции, такие как: улучшенный карданный вал, передняя вилка с масляным демпфированием или рама, оборудованная спецкреплениями (с 1955 года).
К середине десятилетия мотоцикл переделали в версию AWO 425 T для туризма. Это позволило инженерам компании, двигаться дальше в усовершенствовании конструкции. Выпуск значительно переработанной спортивной модели AWO 425 S стартовал в 1955 году.
Этот байк не предназначался для продажи широким массам населения. Ведь его цена на тот момент составляла 3200 восточных марок (в то время, как средняя месячная заработная плата не превышала показатель в 500 марок). Поэтому новинка больше ориентировалась на партийных чиновников среднего звена и для использования в церемониальных мероприятиях. В целом, этот довольно неплохой мотоцикл был призван продемонстрировать лучшую мотоциклетную технику из ГДР. Вот его основные отличия от базовой версии:
✅ новая задняя подвеска с качающейся вилкой
✅ 18-дюймовые колеса с алюминиевыми тормозными барабанами по всему периметру
✅ ГБЦ измененной формы с повышенной степенью сжатия
✅ карбюратор более современной конструкции
К этому стоит добавить иной тип сиденья (между водителем и пассажиром остался небольшой зазор). Совершенно по-другому выглядящий Simson-AWO теперь имел мощность на две лошадиные силы выше (14 вместо 12 л. с). Оба типа выпускались одновременно до 1960 года, когда закончилось производство базовой модели Touren. Sport простоял на заводском конвейере до 1963 года.
Пилотная серия спортивной версии и ее демонстрация на Лейпцигской ярмарке состоялись в 1956 году. Со следующего AWO 425 S вышел в серию. Дальше компания пыталась совершенствовать конструкцию, избавляясь от некоторых неприятных моментов. Например, уменьшения шума клапанов добились благодаря улучшенному креплению коромысел в головке блока цилиндров.
С 1958 года произошли изменения в наименовании двух типов выпускаемой техники (425 и 425 S). Также, с того времени, стала доступна версия с коляской из Лейпцига от компании Stoye. А полноразмерное пассажирское место заменили отдельные подрессоренные сидения. Чуть позже, в 1960-м, в конструкцию Simson Sport внесли последние доработки: у шасси добавился поворотный рычаг задних колес с гидравлически демпфируемыми пружинными стойками и улучшена тормозная система.
Прекрасные характеристики мотоцикла позволили также конструировать специальные версии для шоссейных гонок, используемые заводской командой. Они выпускались небольшими сериями и, иногда, попадали в руки к частным гонщикам.
Во время участия в этапах чемпионата ГДР, конструкции этих мотоциклов по ходу дорабатывались. Двигатели получили два распредвала, а позже – герметизированный цепной привод, что увеличило производительность техники. Это позволило мотоциклам доминировать в классе 250 куб. см с 1953 по 1955 годы. В это же время появились планы по созданию AWO GS 350 с увеличенным объемом двигателя и версии эндуро. Но над планами производителей встали директивы сверху.
Чуть больше, чем за десятилетие в Зуле успели собрать почти 212 тысяч единиц 4-тактных мотоциклов разных модификаций (около 124 тысяч 425 T и 84,6 тысяч AWO 425). Уже стояло в планах выпуск в серию спортбайка с увеличенным объемом двигателя и тяжелого AWO 700. Но руководство предприятия получило новую вводную, которая обязывала их с 1961 года полностью перейти на выпуск 50-кубовых 2-тактных мокиков. Это решение Госплана ГДР вызвало у работников завода большое разочарование. Но, с другой стороны, их новый легкий мотоцикл прославил марку ничуть не хуже.
Последним типом Simson Supra стала рядная восьмерка, но производство четырехколесной техники прекратилось в 1934 году. После прихода к власти в Германии нацистов имущество членов еврейской семьи конфисковали, однако им самим удалось убежать в США через Швейцарию.
Красивый дизайн Simson AWO 425. Фото: youtube.com
Завод переименовали в BSW (Berliner-Suhler Waffen- und Fahrzeugwerke) и он продолжил выпуск стрелкового оружия. И не только, в 1936 году начали производиться и первые легкие мотоциклы BSW 98 (с 98-кубовым двигателем Sachs). После войны, уже в совсем других условиях, на свет появились мотоциклы AWO 425 (четырехтактные, с двигателем объемом 250 куб. см).
Производство охотничьего оружия продолжалось, в 1957 году полностью прекращен выпуск велосипедов, позже – и другой техники. Их место заняли маленькие 50-кубовые мопеды, которые до сих пор пользуются огромной популярностью, и не только в Германии. Последняя серия уже носила легендарную марку Simson, до конца 1961 года успели выпустить ровно 212 613 единиц. История марки завершилась, но осталась в экспонатах музеев Fahrzeugmuseum в Зуле и Симсона в Жабовржески-над-Огржи. В целом, основные вехи развития выглядели так:
✅ 1896 – линейка пополнилась автобусами и велосипедами
✅ 1911 – начало производства автомобилей
✅ 1936 – семья Симсонов бежит в США
✅ 1948 – возобновление марки в ГДР (AWO 425)
✅ 1961 – последний тип мототехники (50-кубовые мопеды Simson)
После эмиграции законных владельцев, новые хозяева кратковременно возобновили производство мотоциклов. В 1939 году выпущено около 3000 единиц мотовелосипедов. В будущем история продолжается, выпущено еще 1500 моторизованных велосипедов, которые сходят с конвейера до 1940 года. В первой половине 40-х, по понятным причинам, наступила длительная пауза.
Восстановление исторической марки
5 марта 1947 года произошло знаменательное событие: имя Симсонов возвращается в Германию. На этот раз, в качестве филиала советской компании AWTOVELO: SAG, Sowjetische Aktiengesellschaft Werk Simson. Так совершенно неожиданно Советский Союз посодействовал восстановлению производства мотоциклов на предприятии, теперь находящемся под юрисдикцией ГДР.
В декабре 1948 года восточным немцам пришло постановление о том, что Simson должен произвести
одноцилиндровый четырехтактный мотоцикл с объемом двигателя 250 куб. см. К началу серийного производства он получил наименование AWO 425.
одноцилиндровый четырехтактный мотоцикл с объемом двигателя 250 куб. см. К началу серийного производства он получил наименование AWO 425.
По совпадению, на западе бывшей единой страны (в Мюнхене) BMW разрабатывала собственный 4-тактный одноцилиндровый двигатель R25 для довоенной конструкции мотоцикла. Но на предприятии, ставшем филиалом AWTOVELO, происходили иные события. Инженеры компании Simson Гельмут Пильц и Эвальд Даен двигались своим путем. Они вышли на руководство с конструкцией мотора Simson, поскольку усиленно стремились к высокой производительности. В итоге получился приличный силовой агрегат с такими показателями:
✅ рабочий объем – 248 куб. см
✅ мощность – 12 (14) л. с
✅ 4-ступенчатая коробка передач
Он был модульной конструкции, включая карданный вал. К этому стоит добавить закрытую телескопическую подвеску спереди и сзади. К 21 декабря 1950 года были изготовлены и оперативно отправлены по железной дороге в СССР первые 1000 единиц AWO 425.
Спидометр с одометром на фаре. Фото: youtube.com
Новинку встретили очень тепло, открыв ей «зеленую улицу». Спустя всего несколько месяцев AWO 425 выпущен в продажу на территории самой ГДР. Хороший запас мощности и крепкая рама сделала технику подходящей для эксплуатации с боковым прицепом. Она имела запас топлива в 12 (в спортивной версии – 16) литров, при расходе – 3,3 (Sport – 3,7) л на 100 км.
К 1952 году предприятие ожидали серьезные организационные перемены. Оно вошло в состав ВЭБ «Завод машин и оборудования Simson». С этого времени модель AWO 425 поставили на поток, ежегодно выпуская около 20 тысяч единиц. Параллельно шли отдельные модернизации конструкции, такие как: улучшенный карданный вал, передняя вилка с масляным демпфированием или рама, оборудованная спецкреплениями (с 1955 года).
Спортивная версия для избранных
К середине десятилетия мотоцикл переделали в версию AWO 425 T для туризма. Это позволило инженерам компании, двигаться дальше в усовершенствовании конструкции. Выпуск значительно переработанной спортивной модели AWO 425 S стартовал в 1955 году.
Двигатель AWO 425. Фото: youtube.com
Этот байк не предназначался для продажи широким массам населения. Ведь его цена на тот момент составляла 3200 восточных марок (в то время, как средняя месячная заработная плата не превышала показатель в 500 марок). Поэтому новинка больше ориентировалась на партийных чиновников среднего звена и для использования в церемониальных мероприятиях. В целом, этот довольно неплохой мотоцикл был призван продемонстрировать лучшую мотоциклетную технику из ГДР. Вот его основные отличия от базовой версии:
✅ новая задняя подвеска с качающейся вилкой
✅ 18-дюймовые колеса с алюминиевыми тормозными барабанами по всему периметру
✅ ГБЦ измененной формы с повышенной степенью сжатия
✅ карбюратор более современной конструкции
К этому стоит добавить иной тип сиденья (между водителем и пассажиром остался небольшой зазор). Совершенно по-другому выглядящий Simson-AWO теперь имел мощность на две лошадиные силы выше (14 вместо 12 л. с). Оба типа выпускались одновременно до 1960 года, когда закончилось производство базовой модели Touren. Sport простоял на заводском конвейере до 1963 года.
Пилотная серия спортивной версии и ее демонстрация на Лейпцигской ярмарке состоялись в 1956 году. Со следующего AWO 425 S вышел в серию. Дальше компания пыталась совершенствовать конструкцию, избавляясь от некоторых неприятных моментов. Например, уменьшения шума клапанов добились благодаря улучшенному креплению коромысел в головке блока цилиндров.
Удобные сиденья на Simson AWO 425. Фото: youtube.com
С 1958 года произошли изменения в наименовании двух типов выпускаемой техники (425 и 425 S). Также, с того времени, стала доступна версия с коляской из Лейпцига от компании Stoye. А полноразмерное пассажирское место заменили отдельные подрессоренные сидения. Чуть позже, в 1960-м, в конструкцию Simson Sport внесли последние доработки: у шасси добавился поворотный рычаг задних колес с гидравлически демпфируемыми пружинными стойками и улучшена тормозная система.
Байк для шоссейных гонок и завершение эпохи четырехтактников
Прекрасные характеристики мотоцикла позволили также конструировать специальные версии для шоссейных гонок, используемые заводской командой. Они выпускались небольшими сериями и, иногда, попадали в руки к частным гонщикам.
Во время участия в этапах чемпионата ГДР, конструкции этих мотоциклов по ходу дорабатывались. Двигатели получили два распредвала, а позже – герметизированный цепной привод, что увеличило производительность техники. Это позволило мотоциклам доминировать в классе 250 куб. см с 1953 по 1955 годы. В это же время появились планы по созданию AWO GS 350 с увеличенным объемом двигателя и версии эндуро. Но над планами производителей встали директивы сверху.
Симпатичная передняя часть с большой фарой. Фото: youtube.com
Чуть больше, чем за десятилетие в Зуле успели собрать почти 212 тысяч единиц 4-тактных мотоциклов разных модификаций (около 124 тысяч 425 T и 84,6 тысяч AWO 425). Уже стояло в планах выпуск в серию спортбайка с увеличенным объемом двигателя и тяжелого AWO 700. Но руководство предприятия получило новую вводную, которая обязывала их с 1961 года полностью перейти на выпуск 50-кубовых 2-тактных мокиков. Это решение Госплана ГДР вызвало у работников завода большое разочарование. Но, с другой стороны, их новый легкий мотоцикл прославил марку ничуть не хуже.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....