АС-1А – «буханка»  на железной дороге
5 189

АС-1А – «буханка» на железной дороге

История первых образцов железнодорожной техники серии АС1 начинается с далекого 1948-го года. Именно тогда Калужский завод, относящийся к МПС, разработал тип «автомобильного» рельсового транспорта, предназначенного для поездок сотрудников ведомства. За основу взяли дрезины типа УА, которые предприятие выпускало с 1932 по 1939 год. Первые экземпляры даже выполнялись в деревянном корпусе, который позже стал металлическим, сварным.


В дальнейшем, с 1964-го, производство усовершенствованной модели АС-1А, в основе которой – АС-1 (автомотриса служебная), продолжалось на Великолукском ремонтном заводе.

АС-1А – «буханка»  на железной дорогеАС-1 все еще ездит. Фото: YouTube.com

Выпуск нужной техники осуществлялся вплоть до 1980-го года: всего предприятие построило 2143 автомотрисы.

Зачем нужна такая техника


Изначально предназначение автомотрисы заключается в доставке ремонтных бригад на конкретный участок железнодорожного пути. При этом такой «вагон с мотором» тянет за собой прицеп, в котором можно разместить необходимое для ремонта оснащение массой до десяти тонн.

Кабина машиниста АС-1 – видна панель приборов от ГАЗ-51. Фото: YouTube.com

Современные автомотрисы приспособлены для перевозки оборудования, позволяющего диагностировать состояние железной дороги.

Конструкция АС-1А


По сути, это вагон, в который интегрирован шестицилиндровый двигатель от ГАЗ-51 (позднее он заменялся на другие, более современные силовые агрегаты). Роль главного рабочего органа трансмиссии играла четырехступенчатая «механика». В основе корпуса – стальная рама, по обе стороны которой установлены головки автосцепок.


Передок действительно напоминает старый автобус. Фото: YouTube.com

Кузов через листовые рессоры поставлен на буксы с парой конических подшипников. С рельсами вагон «сообщается» посредством двух осей с чугунными колесами диаметром 65 см. Вход/выход машинистов и ремонтной бригады или обслуживающего персонала осуществляется через пару дверей.

Выпускаемый в СССР УАЗ-452 получил прозвище «буханка». Точно так же, начиная с момента выпуска этого «микроавтобуса», стали именовать и автомотрису АС-1А. Вторая «кличка» – «автобус на рельсах» была навеяна схожестью с ПАЗиком.

Несмотря на то, что данная железнодорожная техника имела весьма скромные характеристики, ее востребованность не уменьшалась.

В кабине машиниста АС1-01. Фото: YouTube.com

Даже после развала Советского Союза эксплуатация этого труженика ж/д продолжалась в восьми вновь образованных странах бывшего СССР. Техника (модель АС-1А-19) использовалась даже в столичном метрополитене: благо, ее габариты это позволяют.

Помещение для ремонтников. Фото: YouTube.com

Также считается, что данный тип ж/д транспорта мог быть задействован на т. н. засекреченных линиях Д-6 «подземки». Об экспорте автомотрисы в дальнее зарубежье данных нет. Основные параметры АС-1А:

✅ вес (служебный) – 9 т
✅ длина, ширина, высота – 8,746, 2,84 и 3,327 м
✅ мощность силовой установки – 70 «лошадей»
✅ емкость топливного бака – 95 л
✅ минимальный радиус поворота – 40 м
✅ скорость – до 82 км/ч

Тормоза автомотрисы – колодочные, с пневматическим приводом. Воздух накачивает компрессор, устанавливаемый на автомобили марки ЗиЛ. В вагон может поместиться до 24-х человек (столько внутри сидячих мест). Грузоподъемность АС-1А составляет 2,4 тонны.

Приборы в АС1-01 – явно от ЗиЛа. Фото: YouTube.com

Выпускаемые Великолукским заводом автомотрисы отличались высокой надежностью. Даже после прекращения производства эта техника активно эксплуатировалась. Тем не менее, время берет свое: в 2013-м году на Свердловском заводе «Ремпутьмаш» стартовал выпуск усовершенствованной автомотрисы.

АС01


Модель в первую очередь отличается укрупненными габаритами: Теперь появилась возможность перевозить большее количество ремонтников, а также инспекционных комиссий. Кузов оснастили шестью дверями с площадками, приспособленными для входа/выхода на низкие и высокие ж/д платформы.

АС-01 имеет современный дизайн. Фото: YouTube.com

В нижней части автомотрисы размещается дизельный двигатель, спецоборудование, включая диагностическое, и инструменты. На втором этаже располагаются пассажиры. При этом наверху, помимо «салона» с сиденьями, предусмотрены помещения под кухню и санузел, плюс есть комната для хранения спецодежды (ее можно высушить) и переодевания. Работает система климат-контроля, подразумевающая кондиционирование воздуха, обогрев и вентилирование. Технические характеристики АС01:

✅ вес – 74 т
✅ длина, ширина, высота – 21,85, 3,25 и 5,04 м
✅ силовая установка – дизель ЯМЗ или Cummins QSX15G8 в 670 «лошадей»
✅ средняя скорость – 130 км/ч
✅ радиус поворота – не менее 80 м
✅ количество пассажиров на сидячих местах – 48 человек

На автомотрисе применена электрическая передача. До 2019-го года за ворота ППРМ вышло 126 единиц техники. Впрочем, и сегодня на официальном сайте производителя предлагаются автомотрисы АС-01, АМ-140-01ПК, АМ-140. Также в продаже имеется и прицеп МТСО-2, что расшифровывается, как «модуль технического сопровождения и обслуживания».

Что нового в усовершенствованной АС-01


Возросла мощность силового агрегата, что позволило увеличить массу буксируемого прицепа до 60 т (сам вагон весит те же 74 т – масса не увеличилась!). Автомотрису оснастили выдвижной грузовой платформой, что облегчило ее использование. Пассажирский отсек стал комфортнее, сиденья мягче, грузовое отделение оборудовали жалюзи с электромеханическим (есть и ручной вариант) приводом.

В кабине машиниста – современное оборудование. Фото: YouTube.com

Больше стала площадь остекления, что улучшило обзорность. И еще один плюс, как уверяет производитель: проведенная локализация позволила применять на машине российские агрегаты и узлы, что увеличило ремонтопригодность техники.

АМ-140-01


Электрическую модель, являющуюся потомком АС-1А можно смело назвать VIP-версией. Автомотриса предназначена для перевозки инспекционных комиссий, занимающихся проверкой состояния ж/д магистралей, а также всего путевого хозяйства.

АМ-140-01 выезжает на инспекцию. Фото: YouTube.com

Здесь комнаты отдыха с климат-контролем, кухня, душ, туалет, отдельное купе для руководства, локомотивной бригаде предоставляется «свое» помещение. В главной комнате – стол с эргономичными креслами и конференц-связью. Есть смотровая площадка, рассчитанная на восемь инспекторов-проверяющих.

Конференц-зал: комфорт обязателен! Фото: YouTube.com

Всего в вагон помещается 18 человек. Чтобы упростить визуальный контроль контактной сети, снаружи установлены шесть видеокамер. Скорость передвижения достигает 140 км/ч, что обеспечивается сдвоенным дизель-генератором, выдающим 340 кВт.

«Уралочка»


Это та же автомотриса АС1А, но только доработанная Пермским мотовозоремонтным предприятием. На заводе машине присвоили индекс АС1А.2 м собственное имя, указанное в заголовке абзаца. ПМРЗ восстанавливал серийные автомотрисы с сохранением присвоенного им номера.

«Уралочка» в пути. Фото: YouTube.com

При этом модернизации подвергалась ходовая часть и кузов. Последний стал выглядеть более современно. Технические характеристики оставались прежними.

Выводы


Как видим, история автомотрис совсем не заканчивается: время от времени, если смотреть с 40-х годов, их производство замирало, но потом восстанавливалось вновь. Очевидно: пока существуют железные дороги, этот тип рельсового транспорта будет востребован. Та техника, что отслужила, не всегда попадает в металлолом. Многие экземпляры сохранились и находятся в музеях или на постаментах в виде памятников истории. Как минимум, шесть из них расположены в России. Например, в Москве на Рижском вокзале, Новосибирске (ст. Сеятель), Самаре (СамГУПС), Архангельской области (ПМС-324).
А вы что думаете об автомотрисе АС-1А?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....