
АС-1А – «буханка» на железной дороге
История первых образцов железнодорожной техники серии АС1 начинается с далекого 1948-го года. Именно тогда Калужский завод, относящийся к МПС, разработал тип «автомобильного» рельсового транспорта, предназначенного для поездок сотрудников ведомства. За основу взяли дрезины типа УА, которые предприятие выпускало с 1932 по 1939 год. Первые экземпляры даже выполнялись в деревянном корпусе, который позже стал металлическим, сварным.
В дальнейшем, с 1964-го, производство усовершенствованной модели АС-1А, в основе которой – АС-1 (автомотриса служебная), продолжалось на Великолукском ремонтном заводе.
АС-1 все еще ездит. Фото: YouTube.com
Выпуск нужной техники осуществлялся вплоть до 1980-го года: всего предприятие построило 2143 автомотрисы.
Изначально предназначение автомотрисы заключается в доставке ремонтных бригад на конкретный участок железнодорожного пути. При этом такой «вагон с мотором» тянет за собой прицеп, в котором можно разместить необходимое для ремонта оснащение массой до десяти тонн.
Кабина машиниста АС-1 – видна панель приборов от ГАЗ-51. Фото: YouTube.com
Современные автомотрисы приспособлены для перевозки оборудования, позволяющего диагностировать состояние железной дороги.
По сути, это вагон, в который интегрирован шестицилиндровый двигатель от ГАЗ-51 (позднее он заменялся на другие, более современные силовые агрегаты). Роль главного рабочего органа трансмиссии играла четырехступенчатая «механика». В основе корпуса – стальная рама, по обе стороны которой установлены головки автосцепок.
Передок действительно напоминает старый автобус. Фото: YouTube.com
Кузов через листовые рессоры поставлен на буксы с парой конических подшипников. С рельсами вагон «сообщается» посредством двух осей с чугунными колесами диаметром 65 см. Вход/выход машинистов и ремонтной бригады или обслуживающего персонала осуществляется через пару дверей.
Несмотря на то, что данная железнодорожная техника имела весьма скромные характеристики, ее востребованность не уменьшалась.
В кабине машиниста АС1-01. Фото: YouTube.com
Даже после развала Советского Союза эксплуатация этого труженика ж/д продолжалась в восьми вновь образованных странах бывшего СССР. Техника (модель АС-1А-19) использовалась даже в столичном метрополитене: благо, ее габариты это позволяют.
Помещение для ремонтников. Фото: YouTube.com
Также считается, что данный тип ж/д транспорта мог быть задействован на т. н. засекреченных линиях Д-6 «подземки». Об экспорте автомотрисы в дальнее зарубежье данных нет. Основные параметры АС-1А:
✅ вес (служебный) – 9 т
✅ длина, ширина, высота – 8,746, 2,84 и 3,327 м
✅ мощность силовой установки – 70 «лошадей»
✅ емкость топливного бака – 95 л
✅ минимальный радиус поворота – 40 м
✅ скорость – до 82 км/ч
Тормоза автомотрисы – колодочные, с пневматическим приводом. Воздух накачивает компрессор, устанавливаемый на автомобили марки ЗиЛ. В вагон может поместиться до 24-х человек (столько внутри сидячих мест). Грузоподъемность АС-1А составляет 2,4 тонны.
Приборы в АС1-01 – явно от ЗиЛа. Фото: YouTube.com
Выпускаемые Великолукским заводом автомотрисы отличались высокой надежностью. Даже после прекращения производства эта техника активно эксплуатировалась. Тем не менее, время берет свое: в 2013-м году на Свердловском заводе «Ремпутьмаш» стартовал выпуск усовершенствованной автомотрисы.
Модель в первую очередь отличается укрупненными габаритами: Теперь появилась возможность перевозить большее количество ремонтников, а также инспекционных комиссий. Кузов оснастили шестью дверями с площадками, приспособленными для входа/выхода на низкие и высокие ж/д платформы.
АС-01 имеет современный дизайн. Фото: YouTube.com
В нижней части автомотрисы размещается дизельный двигатель, спецоборудование, включая диагностическое, и инструменты. На втором этаже располагаются пассажиры. При этом наверху, помимо «салона» с сиденьями, предусмотрены помещения под кухню и санузел, плюс есть комната для хранения спецодежды (ее можно высушить) и переодевания. Работает система климат-контроля, подразумевающая кондиционирование воздуха, обогрев и вентилирование. Технические характеристики АС01:
✅ вес – 74 т
✅ длина, ширина, высота – 21,85, 3,25 и 5,04 м
✅ силовая установка – дизель ЯМЗ или Cummins QSX15G8 в 670 «лошадей»
✅ средняя скорость – 130 км/ч
✅ радиус поворота – не менее 80 м
✅ количество пассажиров на сидячих местах – 48 человек
На автомотрисе применена электрическая передача. До 2019-го года за ворота ППРМ вышло 126 единиц техники. Впрочем, и сегодня на официальном сайте производителя предлагаются автомотрисы АС-01, АМ-140-01ПК, АМ-140. Также в продаже имеется и прицеп МТСО-2, что расшифровывается, как «модуль технического сопровождения и обслуживания».
Возросла мощность силового агрегата, что позволило увеличить массу буксируемого прицепа до 60 т (сам вагон весит те же 74 т – масса не увеличилась!). Автомотрису оснастили выдвижной грузовой платформой, что облегчило ее использование. Пассажирский отсек стал комфортнее, сиденья мягче, грузовое отделение оборудовали жалюзи с электромеханическим (есть и ручной вариант) приводом.
В кабине машиниста – современное оборудование. Фото: YouTube.com
Больше стала площадь остекления, что улучшило обзорность. И еще один плюс, как уверяет производитель: проведенная локализация позволила применять на машине российские агрегаты и узлы, что увеличило ремонтопригодность техники.
Электрическую модель, являющуюся потомком АС-1А можно смело назвать VIP-версией. Автомотриса предназначена для перевозки инспекционных комиссий, занимающихся проверкой состояния ж/д магистралей, а также всего путевого хозяйства.
АМ-140-01 выезжает на инспекцию. Фото: YouTube.com
Здесь комнаты отдыха с климат-контролем, кухня, душ, туалет, отдельное купе для руководства, локомотивной бригаде предоставляется «свое» помещение. В главной комнате – стол с эргономичными креслами и конференц-связью. Есть смотровая площадка, рассчитанная на восемь инспекторов-проверяющих.
Конференц-зал: комфорт обязателен! Фото: YouTube.com
Всего в вагон помещается 18 человек. Чтобы упростить визуальный контроль контактной сети, снаружи установлены шесть видеокамер. Скорость передвижения достигает 140 км/ч, что обеспечивается сдвоенным дизель-генератором, выдающим 340 кВт.
Это та же автомотриса АС1А, но только доработанная Пермским мотовозоремонтным предприятием. На заводе машине присвоили индекс АС1А.2 м собственное имя, указанное в заголовке абзаца. ПМРЗ восстанавливал серийные автомотрисы с сохранением присвоенного им номера.
«Уралочка» в пути. Фото: YouTube.com
При этом модернизации подвергалась ходовая часть и кузов. Последний стал выглядеть более современно. Технические характеристики оставались прежними.
Как видим, история автомотрис совсем не заканчивается: время от времени, если смотреть с 40-х годов, их производство замирало, но потом восстанавливалось вновь. Очевидно: пока существуют железные дороги, этот тип рельсового транспорта будет востребован. Та техника, что отслужила, не всегда попадает в металлолом. Многие экземпляры сохранились и находятся в музеях или на постаментах в виде памятников истории. Как минимум, шесть из них расположены в России. Например, в Москве на Рижском вокзале, Новосибирске (ст. Сеятель), Самаре (СамГУПС), Архангельской области (ПМС-324).
В дальнейшем, с 1964-го, производство усовершенствованной модели АС-1А, в основе которой – АС-1 (автомотриса служебная), продолжалось на Великолукском ремонтном заводе.

Выпуск нужной техники осуществлялся вплоть до 1980-го года: всего предприятие построило 2143 автомотрисы.
Зачем нужна такая техника
Изначально предназначение автомотрисы заключается в доставке ремонтных бригад на конкретный участок железнодорожного пути. При этом такой «вагон с мотором» тянет за собой прицеп, в котором можно разместить необходимое для ремонта оснащение массой до десяти тонн.

Современные автомотрисы приспособлены для перевозки оборудования, позволяющего диагностировать состояние железной дороги.
Конструкция АС-1А
По сути, это вагон, в который интегрирован шестицилиндровый двигатель от ГАЗ-51 (позднее он заменялся на другие, более современные силовые агрегаты). Роль главного рабочего органа трансмиссии играла четырехступенчатая «механика». В основе корпуса – стальная рама, по обе стороны которой установлены головки автосцепок.

Кузов через листовые рессоры поставлен на буксы с парой конических подшипников. С рельсами вагон «сообщается» посредством двух осей с чугунными колесами диаметром 65 см. Вход/выход машинистов и ремонтной бригады или обслуживающего персонала осуществляется через пару дверей.
Выпускаемый в СССР УАЗ-452 получил прозвище «буханка». Точно так же, начиная с момента выпуска этого «микроавтобуса», стали именовать и автомотрису АС-1А. Вторая «кличка» – «автобус на рельсах» была навеяна схожестью с ПАЗиком.
Несмотря на то, что данная железнодорожная техника имела весьма скромные характеристики, ее востребованность не уменьшалась.

Даже после развала Советского Союза эксплуатация этого труженика ж/д продолжалась в восьми вновь образованных странах бывшего СССР. Техника (модель АС-1А-19) использовалась даже в столичном метрополитене: благо, ее габариты это позволяют.

Также считается, что данный тип ж/д транспорта мог быть задействован на т. н. засекреченных линиях Д-6 «подземки». Об экспорте автомотрисы в дальнее зарубежье данных нет. Основные параметры АС-1А:
✅ вес (служебный) – 9 т
✅ длина, ширина, высота – 8,746, 2,84 и 3,327 м
✅ мощность силовой установки – 70 «лошадей»
✅ емкость топливного бака – 95 л
✅ минимальный радиус поворота – 40 м
✅ скорость – до 82 км/ч
Тормоза автомотрисы – колодочные, с пневматическим приводом. Воздух накачивает компрессор, устанавливаемый на автомобили марки ЗиЛ. В вагон может поместиться до 24-х человек (столько внутри сидячих мест). Грузоподъемность АС-1А составляет 2,4 тонны.

Выпускаемые Великолукским заводом автомотрисы отличались высокой надежностью. Даже после прекращения производства эта техника активно эксплуатировалась. Тем не менее, время берет свое: в 2013-м году на Свердловском заводе «Ремпутьмаш» стартовал выпуск усовершенствованной автомотрисы.
АС01
Модель в первую очередь отличается укрупненными габаритами: Теперь появилась возможность перевозить большее количество ремонтников, а также инспекционных комиссий. Кузов оснастили шестью дверями с площадками, приспособленными для входа/выхода на низкие и высокие ж/д платформы.

В нижней части автомотрисы размещается дизельный двигатель, спецоборудование, включая диагностическое, и инструменты. На втором этаже располагаются пассажиры. При этом наверху, помимо «салона» с сиденьями, предусмотрены помещения под кухню и санузел, плюс есть комната для хранения спецодежды (ее можно высушить) и переодевания. Работает система климат-контроля, подразумевающая кондиционирование воздуха, обогрев и вентилирование. Технические характеристики АС01:
✅ вес – 74 т
✅ длина, ширина, высота – 21,85, 3,25 и 5,04 м
✅ силовая установка – дизель ЯМЗ или Cummins QSX15G8 в 670 «лошадей»
✅ средняя скорость – 130 км/ч
✅ радиус поворота – не менее 80 м
✅ количество пассажиров на сидячих местах – 48 человек
На автомотрисе применена электрическая передача. До 2019-го года за ворота ППРМ вышло 126 единиц техники. Впрочем, и сегодня на официальном сайте производителя предлагаются автомотрисы АС-01, АМ-140-01ПК, АМ-140. Также в продаже имеется и прицеп МТСО-2, что расшифровывается, как «модуль технического сопровождения и обслуживания».
Что нового в усовершенствованной АС-01
Возросла мощность силового агрегата, что позволило увеличить массу буксируемого прицепа до 60 т (сам вагон весит те же 74 т – масса не увеличилась!). Автомотрису оснастили выдвижной грузовой платформой, что облегчило ее использование. Пассажирский отсек стал комфортнее, сиденья мягче, грузовое отделение оборудовали жалюзи с электромеханическим (есть и ручной вариант) приводом.

Больше стала площадь остекления, что улучшило обзорность. И еще один плюс, как уверяет производитель: проведенная локализация позволила применять на машине российские агрегаты и узлы, что увеличило ремонтопригодность техники.
АМ-140-01
Электрическую модель, являющуюся потомком АС-1А можно смело назвать VIP-версией. Автомотриса предназначена для перевозки инспекционных комиссий, занимающихся проверкой состояния ж/д магистралей, а также всего путевого хозяйства.

Здесь комнаты отдыха с климат-контролем, кухня, душ, туалет, отдельное купе для руководства, локомотивной бригаде предоставляется «свое» помещение. В главной комнате – стол с эргономичными креслами и конференц-связью. Есть смотровая площадка, рассчитанная на восемь инспекторов-проверяющих.

Всего в вагон помещается 18 человек. Чтобы упростить визуальный контроль контактной сети, снаружи установлены шесть видеокамер. Скорость передвижения достигает 140 км/ч, что обеспечивается сдвоенным дизель-генератором, выдающим 340 кВт.
«Уралочка»
Это та же автомотриса АС1А, но только доработанная Пермским мотовозоремонтным предприятием. На заводе машине присвоили индекс АС1А.2 м собственное имя, указанное в заголовке абзаца. ПМРЗ восстанавливал серийные автомотрисы с сохранением присвоенного им номера.

При этом модернизации подвергалась ходовая часть и кузов. Последний стал выглядеть более современно. Технические характеристики оставались прежними.
Выводы
Как видим, история автомотрис совсем не заканчивается: время от времени, если смотреть с 40-х годов, их производство замирало, но потом восстанавливалось вновь. Очевидно: пока существуют железные дороги, этот тип рельсового транспорта будет востребован. Та техника, что отслужила, не всегда попадает в металлолом. Многие экземпляры сохранились и находятся в музеях или на постаментах в виде памятников истории. Как минимум, шесть из них расположены в России. Например, в Москве на Рижском вокзале, Новосибирске (ст. Сеятель), Самаре (СамГУПС), Архангельской области (ПМС-324).
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...