ТСН-4 – суперуниверсал высокой проходимости
С виду обычный трелевочник, выпускаемый Алтайским тракторным заводом (ныне – компания «Гранд»), отличается удивительной универсальностью. Помимо вытаскивания и пакетирования стволов деревьев, машина может применяться для бурения скважин, забивания свай и служить передвижной сварочной станицей. Разумеется, «опции» доступны при установке на шасси соответствующего оборудования.
Индекс техники так и расшифровывается – «трактор специального назначения». К его главным отличительным особенностям относится надежность в виде длительного эксплуатационного ресурса, а также высокая проходимость. Последнее качество обеспечивает «бесконечная» гусеничная цепь, для изготовления которой используются специальные сорта стали. Большой клиренс машины помогает преодолевать броды глубиной до 80 см.
По технической части машина представляет собой дальнейшее совершенствование хорошо известной модели ТТ-4М. В новом тракторе сохранили наиболее удачные инженерные решения, реализованные в предшественнике. «Попутно» модернизировали часть агрегатов, поставили более современные узлы, сделали кабину комфортнее.
Но самое главное – шасси подготовлено под монтаж разнообразного оборудования.
Базой трактора является сварная рамная конструкция, спереди которой размещен силовой агрегат с кабиной, сзади – трансмиссия и элементы устанавливаемого оборудования. В основе остова – трубы, между которыми протянуты лонжероны. К особенностям стоит отнести закрытое днище, защищающее узлы и механизмы ТСН-4 от повреждений: пеньков и коряг в лесу предостаточно.
Также на раме закреплены бамперы и крылья. Днище связано с силовой конструкцией посредством шарниров.
Первый вариант – дизельный мотор ЯМЗ-236/238, выпускаемый Ярославским заводом и развивающий 180 «лошадей». Другие технические параметры ТСН-4 с этим агрегатом:
✅ вес трактора – 10,5 т (а зависимости от типа навешиваемого оснащения)
✅ длина, ширина, высота – 5,8, 5,25 и 2,8 м
✅ давление на грунт (без горючего в баке) – 38 кПа
✅ максимальный угол подъема – 25°
✅ клиренс – 53,7 см
✅ скорость – от 2-х до 22 км/ч
Второй – модель А01МП, выдающая 110 л. с. и поставляемая в комплекте с пусковым подогревателем. При установке ЯМЗ удельный расход горючего в среднем составляет 6,67 л в час.
На тракторе установлена механическая коробка передач, обеспечивающая пять скоростей вперед и одну назад. КПП крепится напрямую к двигателю, кулисы отсутствуют.
Подвеска представляет собой полужесткую конструкцию с балансирами и четырьмя каретками. Гусеницы с мелкими звеньями, натягиваются винтами, пальцы – плавающие.
Она может быть одно- или двухместной. В первом случае силовой агрегат находится на раме в защитной облицовке. Для оперативного техобслуживания предусмотрены откидывающийся капот и открывающаяся боковина. Если кабина рассчитана на двух человек, мотор размещается внутри нее. В любом случае для машиниста предусмотрен обогреватель автономного типа. Кресло регулируется в соответствии с комплекцией тракториста.
Чтобы снизить уровень шума и обеспечить термоизоляцию, использованы специальные материалы, плюс облицовочный слой. Кабина опирается на раму через резинометаллические амортизаторы, что помогает уменьшить воздействие на машиниста вибраций. Управляется трактор посредством гидравлики: при этом усилители и тяги не используются.
Чаще всего шасси оборудуется трелевочными механизмами для работы в лесу. Такая модель получила индекс ТСН-4Т. В комплекте – «раздатка», приводящая в движение лебедку, погрузочный щит, бульдозерная навеска и толкатель (оционно).
Последний дает возможность быстрее выравнивать комли, комплектовать пачки леса перед погрузкой на транспорт. Кроме того, толкатель умеет расчищать волоки, готовить площадку под своз стволов деревьев.
На базе трактора может устанавливаться шнековая буровая установка МРК-750, способная делать скважины первой и четвертой категории. Они используются для монтажа, например, столбов ограждений, опор ЛЭП, обустройства свайного фундамента либо мостовых «быков». При монтаже дополнительного бурового инструмента глубина скважин может достигать девяти метров при диаметре от 30-ти до 90 см. По сравнению с базовым шасси ТСН-4, габариты бурильной установки больше и в транспортном положении длина составит 7,65, ширина – 2,49 и высота – 3,94 м.
Все механизмы установки располагаются на отдельной раме, прикрепленной к балочной конструкции. Вращение рабочего инструмента обеспечивает силовая установка трактора через вал отбора мощности, уже интегрированный в трансмиссию. От ВОМ крутящий момент посредством кардана «отправляется» на трехскоростную коробку. Точно также от нее вращение передается через угловой редуктор на бур. Опускание и подъем элементов установки осуществляется посредством гидравлики.
Завод предлагает и универсальную систему БМ-831, совмещающую бур со сваебойным механизмом. Подобное сочетание возможностей позволяет делать скважины и, не меняя позиции, тут же устанавливать столбы. К тому же машина способна поворачиваться, не съезжая с места. В этом случае появляется возможность без смены позиции забить несколько столбов. Все это экономит время и средства: отпадает необходимость в использовании двух видов техники – копра и бура. Впрочем, первый из них может поставляться в виде отдельной машины – шасси ТСН-4 с установкой КН-6.
Основное достоинство модели – возможность применения в труднодоступных местах, куда обычные установки на автомобильном шасси не проедут или их эксплуатация обойдется дорого. Установка манипулятора производится двумя способами: за водительской кабиной либо сзади кузова. В последнем случае можно еще и тащить за собой прицеп.
По конструкции это утепленный и обитый снаружи стальной гофрой вагончик-фургон, установленный на шасси ТСН-4. В отдельном отсеке размещается сварочный аппарат мощностью 100 кВт. В основном помещении находится четыре поста. Установка – российская, УЭТ-1, оборудование к ней – американское, от компании Lincoln Electric. Это позволяет использовать разные типы сварок: от обычной, с помощью электродов, до автоматической с применением проволоки (блок типа LN-23P/LN-27).
Генератор – БГ-100 или импортные Leroy Somer, Bokuk BK-150. Все оснащение, включая кабели, шланги может выноситься наружу на расстояние до 30 м от фургона. В комплект поставки входит палатка для укрытия. Сваривание, резка без дозаправки могут продолжаться на протяжении 10 ч.
Шасси ТСН-4 – действительно универсальная техника. На базе только одного трактора Алтайский завод предлагает несколько вариантов различной техники, востребованной сегодня. При этом ее продают и в лизинг, что удобно для покупателей. А ведь когда-то предприятие стояло на грани полного разорения – в 2009-м завод прошел процедуру банкротства и его уже считали полностью безнадежным…
Индекс техники так и расшифровывается – «трактор специального назначения». К его главным отличительным особенностям относится надежность в виде длительного эксплуатационного ресурса, а также высокая проходимость. Последнее качество обеспечивает «бесконечная» гусеничная цепь, для изготовления которой используются специальные сорта стали. Большой клиренс машины помогает преодолевать броды глубиной до 80 см.
Конструкция и ее особенности
По технической части машина представляет собой дальнейшее совершенствование хорошо известной модели ТТ-4М. В новом тракторе сохранили наиболее удачные инженерные решения, реализованные в предшественнике. «Попутно» модернизировали часть агрегатов, поставили более современные узлы, сделали кабину комфортнее.
ТТ-4 славился хорошей проходимостью. Фото: YouTube.com
Но самое главное – шасси подготовлено под монтаж разнообразного оборудования.
Что в основе
Базой трактора является сварная рамная конструкция, спереди которой размещен силовой агрегат с кабиной, сзади – трансмиссия и элементы устанавливаемого оборудования. В основе остова – трубы, между которыми протянуты лонжероны. К особенностям стоит отнести закрытое днище, защищающее узлы и механизмы ТСН-4 от повреждений: пеньков и коряг в лесу предостаточно.
Преодоление брода. Фото: YouTube.com
Также на раме закреплены бамперы и крылья. Днище связано с силовой конструкцией посредством шарниров.
Двигатели
Первый вариант – дизельный мотор ЯМЗ-236/238, выпускаемый Ярославским заводом и развивающий 180 «лошадей». Другие технические параметры ТСН-4 с этим агрегатом:
✅ вес трактора – 10,5 т (а зависимости от типа навешиваемого оснащения)
✅ длина, ширина, высота – 5,8, 5,25 и 2,8 м
✅ давление на грунт (без горючего в баке) – 38 кПа
✅ максимальный угол подъема – 25°
✅ клиренс – 53,7 см
✅ скорость – от 2-х до 22 км/ч
Второй – модель А01МП, выдающая 110 л. с. и поставляемая в комплекте с пусковым подогревателем. При установке ЯМЗ удельный расход горючего в среднем составляет 6,67 л в час.
Трансмиссия и подвеска
На тракторе установлена механическая коробка передач, обеспечивающая пять скоростей вперед и одну назад. КПП крепится напрямую к двигателю, кулисы отсутствуют.
Широкие траки уменьшают давление на грунт, обеспечивая лучшую проходимость. Фото: YouTube.com
Подвеска представляет собой полужесткую конструкцию с балансирами и четырьмя каретками. Гусеницы с мелкими звеньями, натягиваются винтами, пальцы – плавающие.
Кабина
Она может быть одно- или двухместной. В первом случае силовой агрегат находится на раме в защитной облицовке. Для оперативного техобслуживания предусмотрены откидывающийся капот и открывающаяся боковина. Если кабина рассчитана на двух человек, мотор размещается внутри нее. В любом случае для машиниста предусмотрен обогреватель автономного типа. Кресло регулируется в соответствии с комплекцией тракториста.
Главный козырь ТСН-4 – проходимость! Фото: YouTube.com
Чтобы снизить уровень шума и обеспечить термоизоляцию, использованы специальные материалы, плюс облицовочный слой. Кабина опирается на раму через резинометаллические амортизаторы, что помогает уменьшить воздействие на машиниста вибраций. Управляется трактор посредством гидравлики: при этом усилители и тяги не используются.
Спецоснащение
Чаще всего шасси оборудуется трелевочными механизмами для работы в лесу. Такая модель получила индекс ТСН-4Т. В комплекте – «раздатка», приводящая в движение лебедку, погрузочный щит, бульдозерная навеска и толкатель (оционно).
За кабиной у трелевочника – погрузочный щит. Фото: YouTube.com
Последний дает возможность быстрее выравнивать комли, комплектовать пачки леса перед погрузкой на транспорт. Кроме того, толкатель умеет расчищать волоки, готовить площадку под своз стволов деревьев.
Для достижения лучшей проходимости трактор может оснащаться гусеницами шириной не 50 см, а 55 или 60 см. По желанию заказчика, дополнительно шасси комплектуется грузопассажирской будкой с сиденьями и обогревателем.
На базе трактора может устанавливаться шнековая буровая установка МРК-750, способная делать скважины первой и четвертой категории. Они используются для монтажа, например, столбов ограждений, опор ЛЭП, обустройства свайного фундамента либо мостовых «быков». При монтаже дополнительного бурового инструмента глубина скважин может достигать девяти метров при диаметре от 30-ти до 90 см. По сравнению с базовым шасси ТСН-4, габариты бурильной установки больше и в транспортном положении длина составит 7,65, ширина – 2,49 и высота – 3,94 м.
Технические особенности МРК-750
Все механизмы установки располагаются на отдельной раме, прикрепленной к балочной конструкции. Вращение рабочего инструмента обеспечивает силовая установка трактора через вал отбора мощности, уже интегрированный в трансмиссию. От ВОМ крутящий момент посредством кардана «отправляется» на трехскоростную коробку. Точно также от нее вращение передается через угловой редуктор на бур. Опускание и подъем элементов установки осуществляется посредством гидравлики.
Установка МРК-750 известна бурильщикам с лучшей стороны и поэтому устанавливается на самую разную технику. Фото: YouTube.com
Завод предлагает и универсальную систему БМ-831, совмещающую бур со сваебойным механизмом. Подобное сочетание возможностей позволяет делать скважины и, не меняя позиции, тут же устанавливать столбы. К тому же машина способна поворачиваться, не съезжая с места. В этом случае появляется возможность без смены позиции забить несколько столбов. Все это экономит время и средства: отпадает необходимость в использовании двух видов техники – копра и бура. Впрочем, первый из них может поставляться в виде отдельной машины – шасси ТСН-4 с установкой КН-6.
Кран-манипулятор
Основное достоинство модели – возможность применения в труднодоступных местах, куда обычные установки на автомобильном шасси не проедут или их эксплуатация обойдется дорого. Установка манипулятора производится двумя способами: за водительской кабиной либо сзади кузова. В последнем случае можно еще и тащить за собой прицеп.
Мобильная сварочная станция
По конструкции это утепленный и обитый снаружи стальной гофрой вагончик-фургон, установленный на шасси ТСН-4. В отдельном отсеке размещается сварочный аппарат мощностью 100 кВт. В основном помещении находится четыре поста. Установка – российская, УЭТ-1, оборудование к ней – американское, от компании Lincoln Electric. Это позволяет использовать разные типы сварок: от обычной, с помощью электродов, до автоматической с применением проволоки (блок типа LN-23P/LN-27).
Дизельный сварочный агрегат ТСС АД-100-Т400-1рм11. Фото: YouTube.com
Генератор – БГ-100 или импортные Leroy Somer, Bokuk BK-150. Все оснащение, включая кабели, шланги может выноситься наружу на расстояние до 30 м от фургона. В комплект поставки входит палатка для укрытия. Сваривание, резка без дозаправки могут продолжаться на протяжении 10 ч.
Резюме
Шасси ТСН-4 – действительно универсальная техника. На базе только одного трактора Алтайский завод предлагает несколько вариантов различной техники, востребованной сегодня. При этом ее продают и в лизинг, что удобно для покупателей. А ведь когда-то предприятие стояло на грани полного разорения – в 2009-м завод прошел процедуру банкротства и его уже считали полностью безнадежным…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...