
ТСН-4 – суперуниверсал высокой проходимости
С виду обычный трелевочник, выпускаемый Алтайским тракторным заводом (ныне – компания «Гранд»), отличается удивительной универсальностью. Помимо вытаскивания и пакетирования стволов деревьев, машина может применяться для бурения скважин, забивания свай и служить передвижной сварочной станицей. Разумеется, «опции» доступны при установке на шасси соответствующего оборудования.
Индекс техники так и расшифровывается – «трактор специального назначения». К его главным отличительным особенностям относится надежность в виде длительного эксплуатационного ресурса, а также высокая проходимость. Последнее качество обеспечивает «бесконечная» гусеничная цепь, для изготовления которой используются специальные сорта стали. Большой клиренс машины помогает преодолевать броды глубиной до 80 см.
По технической части машина представляет собой дальнейшее совершенствование хорошо известной модели ТТ-4М. В новом тракторе сохранили наиболее удачные инженерные решения, реализованные в предшественнике. «Попутно» модернизировали часть агрегатов, поставили более современные узлы, сделали кабину комфортнее.
ТТ-4 славился хорошей проходимостью. Фото: YouTube.com
Но самое главное – шасси подготовлено под монтаж разнообразного оборудования.
Базой трактора является сварная рамная конструкция, спереди которой размещен силовой агрегат с кабиной, сзади – трансмиссия и элементы устанавливаемого оборудования. В основе остова – трубы, между которыми протянуты лонжероны. К особенностям стоит отнести закрытое днище, защищающее узлы и механизмы ТСН-4 от повреждений: пеньков и коряг в лесу предостаточно.
Преодоление брода. Фото: YouTube.com
Также на раме закреплены бамперы и крылья. Днище связано с силовой конструкцией посредством шарниров.
Первый вариант – дизельный мотор ЯМЗ-236/238, выпускаемый Ярославским заводом и развивающий 180 «лошадей». Другие технические параметры ТСН-4 с этим агрегатом:
✅ вес трактора – 10,5 т (а зависимости от типа навешиваемого оснащения)
✅ длина, ширина, высота – 5,8, 5,25 и 2,8 м
✅ давление на грунт (без горючего в баке) – 38 кПа
✅ максимальный угол подъема – 25°
✅ клиренс – 53,7 см
✅ скорость – от 2-х до 22 км/ч
Второй – модель А01МП, выдающая 110 л. с. и поставляемая в комплекте с пусковым подогревателем. При установке ЯМЗ удельный расход горючего в среднем составляет 6,67 л в час.
На тракторе установлена механическая коробка передач, обеспечивающая пять скоростей вперед и одну назад. КПП крепится напрямую к двигателю, кулисы отсутствуют.
Широкие траки уменьшают давление на грунт, обеспечивая лучшую проходимость. Фото: YouTube.com
Подвеска представляет собой полужесткую конструкцию с балансирами и четырьмя каретками. Гусеницы с мелкими звеньями, натягиваются винтами, пальцы – плавающие.
Она может быть одно- или двухместной. В первом случае силовой агрегат находится на раме в защитной облицовке. Для оперативного техобслуживания предусмотрены откидывающийся капот и открывающаяся боковина. Если кабина рассчитана на двух человек, мотор размещается внутри нее. В любом случае для машиниста предусмотрен обогреватель автономного типа. Кресло регулируется в соответствии с комплекцией тракториста.
Главный козырь ТСН-4 – проходимость! Фото: YouTube.com
Чтобы снизить уровень шума и обеспечить термоизоляцию, использованы специальные материалы, плюс облицовочный слой. Кабина опирается на раму через резинометаллические амортизаторы, что помогает уменьшить воздействие на машиниста вибраций. Управляется трактор посредством гидравлики: при этом усилители и тяги не используются.
Чаще всего шасси оборудуется трелевочными механизмами для работы в лесу. Такая модель получила индекс ТСН-4Т. В комплекте – «раздатка», приводящая в движение лебедку, погрузочный щит, бульдозерная навеска и толкатель (оционно).
За кабиной у трелевочника – погрузочный щит. Фото: YouTube.com
Последний дает возможность быстрее выравнивать комли, комплектовать пачки леса перед погрузкой на транспорт. Кроме того, толкатель умеет расчищать волоки, готовить площадку под своз стволов деревьев.
На базе трактора может устанавливаться шнековая буровая установка МРК-750, способная делать скважины первой и четвертой категории. Они используются для монтажа, например, столбов ограждений, опор ЛЭП, обустройства свайного фундамента либо мостовых «быков». При монтаже дополнительного бурового инструмента глубина скважин может достигать девяти метров при диаметре от 30-ти до 90 см. По сравнению с базовым шасси ТСН-4, габариты бурильной установки больше и в транспортном положении длина составит 7,65, ширина – 2,49 и высота – 3,94 м.
Все механизмы установки располагаются на отдельной раме, прикрепленной к балочной конструкции. Вращение рабочего инструмента обеспечивает силовая установка трактора через вал отбора мощности, уже интегрированный в трансмиссию. От ВОМ крутящий момент посредством кардана «отправляется» на трехскоростную коробку. Точно также от нее вращение передается через угловой редуктор на бур. Опускание и подъем элементов установки осуществляется посредством гидравлики.
Установка МРК-750 известна бурильщикам с лучшей стороны и поэтому устанавливается на самую разную технику. Фото: YouTube.com
Завод предлагает и универсальную систему БМ-831, совмещающую бур со сваебойным механизмом. Подобное сочетание возможностей позволяет делать скважины и, не меняя позиции, тут же устанавливать столбы. К тому же машина способна поворачиваться, не съезжая с места. В этом случае появляется возможность без смены позиции забить несколько столбов. Все это экономит время и средства: отпадает необходимость в использовании двух видов техники – копра и бура. Впрочем, первый из них может поставляться в виде отдельной машины – шасси ТСН-4 с установкой КН-6.
Основное достоинство модели – возможность применения в труднодоступных местах, куда обычные установки на автомобильном шасси не проедут или их эксплуатация обойдется дорого. Установка манипулятора производится двумя способами: за водительской кабиной либо сзади кузова. В последнем случае можно еще и тащить за собой прицеп.
По конструкции это утепленный и обитый снаружи стальной гофрой вагончик-фургон, установленный на шасси ТСН-4. В отдельном отсеке размещается сварочный аппарат мощностью 100 кВт. В основном помещении находится четыре поста. Установка – российская, УЭТ-1, оборудование к ней – американское, от компании Lincoln Electric. Это позволяет использовать разные типы сварок: от обычной, с помощью электродов, до автоматической с применением проволоки (блок типа LN-23P/LN-27).
Дизельный сварочный агрегат ТСС АД-100-Т400-1рм11. Фото: YouTube.com
Генератор – БГ-100 или импортные Leroy Somer, Bokuk BK-150. Все оснащение, включая кабели, шланги может выноситься наружу на расстояние до 30 м от фургона. В комплект поставки входит палатка для укрытия. Сваривание, резка без дозаправки могут продолжаться на протяжении 10 ч.
Шасси ТСН-4 – действительно универсальная техника. На базе только одного трактора Алтайский завод предлагает несколько вариантов различной техники, востребованной сегодня. При этом ее продают и в лизинг, что удобно для покупателей. А ведь когда-то предприятие стояло на грани полного разорения – в 2009-м завод прошел процедуру банкротства и его уже считали полностью безнадежным…
Индекс техники так и расшифровывается – «трактор специального назначения». К его главным отличительным особенностям относится надежность в виде длительного эксплуатационного ресурса, а также высокая проходимость. Последнее качество обеспечивает «бесконечная» гусеничная цепь, для изготовления которой используются специальные сорта стали. Большой клиренс машины помогает преодолевать броды глубиной до 80 см.
Конструкция и ее особенности
По технической части машина представляет собой дальнейшее совершенствование хорошо известной модели ТТ-4М. В новом тракторе сохранили наиболее удачные инженерные решения, реализованные в предшественнике. «Попутно» модернизировали часть агрегатов, поставили более современные узлы, сделали кабину комфортнее.

Но самое главное – шасси подготовлено под монтаж разнообразного оборудования.
Что в основе
Базой трактора является сварная рамная конструкция, спереди которой размещен силовой агрегат с кабиной, сзади – трансмиссия и элементы устанавливаемого оборудования. В основе остова – трубы, между которыми протянуты лонжероны. К особенностям стоит отнести закрытое днище, защищающее узлы и механизмы ТСН-4 от повреждений: пеньков и коряг в лесу предостаточно.

Также на раме закреплены бамперы и крылья. Днище связано с силовой конструкцией посредством шарниров.
Двигатели
Первый вариант – дизельный мотор ЯМЗ-236/238, выпускаемый Ярославским заводом и развивающий 180 «лошадей». Другие технические параметры ТСН-4 с этим агрегатом:
✅ вес трактора – 10,5 т (а зависимости от типа навешиваемого оснащения)
✅ длина, ширина, высота – 5,8, 5,25 и 2,8 м
✅ давление на грунт (без горючего в баке) – 38 кПа
✅ максимальный угол подъема – 25°
✅ клиренс – 53,7 см
✅ скорость – от 2-х до 22 км/ч
Второй – модель А01МП, выдающая 110 л. с. и поставляемая в комплекте с пусковым подогревателем. При установке ЯМЗ удельный расход горючего в среднем составляет 6,67 л в час.
Трансмиссия и подвеска
На тракторе установлена механическая коробка передач, обеспечивающая пять скоростей вперед и одну назад. КПП крепится напрямую к двигателю, кулисы отсутствуют.

Подвеска представляет собой полужесткую конструкцию с балансирами и четырьмя каретками. Гусеницы с мелкими звеньями, натягиваются винтами, пальцы – плавающие.
Кабина
Она может быть одно- или двухместной. В первом случае силовой агрегат находится на раме в защитной облицовке. Для оперативного техобслуживания предусмотрены откидывающийся капот и открывающаяся боковина. Если кабина рассчитана на двух человек, мотор размещается внутри нее. В любом случае для машиниста предусмотрен обогреватель автономного типа. Кресло регулируется в соответствии с комплекцией тракториста.

Чтобы снизить уровень шума и обеспечить термоизоляцию, использованы специальные материалы, плюс облицовочный слой. Кабина опирается на раму через резинометаллические амортизаторы, что помогает уменьшить воздействие на машиниста вибраций. Управляется трактор посредством гидравлики: при этом усилители и тяги не используются.
Спецоснащение
Чаще всего шасси оборудуется трелевочными механизмами для работы в лесу. Такая модель получила индекс ТСН-4Т. В комплекте – «раздатка», приводящая в движение лебедку, погрузочный щит, бульдозерная навеска и толкатель (оционно).

Последний дает возможность быстрее выравнивать комли, комплектовать пачки леса перед погрузкой на транспорт. Кроме того, толкатель умеет расчищать волоки, готовить площадку под своз стволов деревьев.
Для достижения лучшей проходимости трактор может оснащаться гусеницами шириной не 50 см, а 55 или 60 см. По желанию заказчика, дополнительно шасси комплектуется грузопассажирской будкой с сиденьями и обогревателем.
На базе трактора может устанавливаться шнековая буровая установка МРК-750, способная делать скважины первой и четвертой категории. Они используются для монтажа, например, столбов ограждений, опор ЛЭП, обустройства свайного фундамента либо мостовых «быков». При монтаже дополнительного бурового инструмента глубина скважин может достигать девяти метров при диаметре от 30-ти до 90 см. По сравнению с базовым шасси ТСН-4, габариты бурильной установки больше и в транспортном положении длина составит 7,65, ширина – 2,49 и высота – 3,94 м.
Технические особенности МРК-750
Все механизмы установки располагаются на отдельной раме, прикрепленной к балочной конструкции. Вращение рабочего инструмента обеспечивает силовая установка трактора через вал отбора мощности, уже интегрированный в трансмиссию. От ВОМ крутящий момент посредством кардана «отправляется» на трехскоростную коробку. Точно также от нее вращение передается через угловой редуктор на бур. Опускание и подъем элементов установки осуществляется посредством гидравлики.

Завод предлагает и универсальную систему БМ-831, совмещающую бур со сваебойным механизмом. Подобное сочетание возможностей позволяет делать скважины и, не меняя позиции, тут же устанавливать столбы. К тому же машина способна поворачиваться, не съезжая с места. В этом случае появляется возможность без смены позиции забить несколько столбов. Все это экономит время и средства: отпадает необходимость в использовании двух видов техники – копра и бура. Впрочем, первый из них может поставляться в виде отдельной машины – шасси ТСН-4 с установкой КН-6.
Кран-манипулятор
Основное достоинство модели – возможность применения в труднодоступных местах, куда обычные установки на автомобильном шасси не проедут или их эксплуатация обойдется дорого. Установка манипулятора производится двумя способами: за водительской кабиной либо сзади кузова. В последнем случае можно еще и тащить за собой прицеп.
Мобильная сварочная станция
По конструкции это утепленный и обитый снаружи стальной гофрой вагончик-фургон, установленный на шасси ТСН-4. В отдельном отсеке размещается сварочный аппарат мощностью 100 кВт. В основном помещении находится четыре поста. Установка – российская, УЭТ-1, оборудование к ней – американское, от компании Lincoln Electric. Это позволяет использовать разные типы сварок: от обычной, с помощью электродов, до автоматической с применением проволоки (блок типа LN-23P/LN-27).

Генератор – БГ-100 или импортные Leroy Somer, Bokuk BK-150. Все оснащение, включая кабели, шланги может выноситься наружу на расстояние до 30 м от фургона. В комплект поставки входит палатка для укрытия. Сваривание, резка без дозаправки могут продолжаться на протяжении 10 ч.
Резюме
Шасси ТСН-4 – действительно универсальная техника. На базе только одного трактора Алтайский завод предлагает несколько вариантов различной техники, востребованной сегодня. При этом ее продают и в лизинг, что удобно для покупателей. А ведь когда-то предприятие стояло на грани полного разорения – в 2009-м завод прошел процедуру банкротства и его уже считали полностью безнадежным…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...