ТСН-4 – суперуниверсал высокой проходимости
С виду обычный трелевочник, выпускаемый Алтайским тракторным заводом (ныне – компания «Гранд»), отличается удивительной универсальностью. Помимо вытаскивания и пакетирования стволов деревьев, машина может применяться для бурения скважин, забивания свай и служить передвижной сварочной станицей. Разумеется, «опции» доступны при установке на шасси соответствующего оборудования.
Индекс техники так и расшифровывается – «трактор специального назначения». К его главным отличительным особенностям относится надежность в виде длительного эксплуатационного ресурса, а также высокая проходимость. Последнее качество обеспечивает «бесконечная» гусеничная цепь, для изготовления которой используются специальные сорта стали. Большой клиренс машины помогает преодолевать броды глубиной до 80 см.
По технической части машина представляет собой дальнейшее совершенствование хорошо известной модели ТТ-4М. В новом тракторе сохранили наиболее удачные инженерные решения, реализованные в предшественнике. «Попутно» модернизировали часть агрегатов, поставили более современные узлы, сделали кабину комфортнее.
Но самое главное – шасси подготовлено под монтаж разнообразного оборудования.
Базой трактора является сварная рамная конструкция, спереди которой размещен силовой агрегат с кабиной, сзади – трансмиссия и элементы устанавливаемого оборудования. В основе остова – трубы, между которыми протянуты лонжероны. К особенностям стоит отнести закрытое днище, защищающее узлы и механизмы ТСН-4 от повреждений: пеньков и коряг в лесу предостаточно.
Также на раме закреплены бамперы и крылья. Днище связано с силовой конструкцией посредством шарниров.
Первый вариант – дизельный мотор ЯМЗ-236/238, выпускаемый Ярославским заводом и развивающий 180 «лошадей». Другие технические параметры ТСН-4 с этим агрегатом:
✅ вес трактора – 10,5 т (а зависимости от типа навешиваемого оснащения)
✅ длина, ширина, высота – 5,8, 5,25 и 2,8 м
✅ давление на грунт (без горючего в баке) – 38 кПа
✅ максимальный угол подъема – 25°
✅ клиренс – 53,7 см
✅ скорость – от 2-х до 22 км/ч
Второй – модель А01МП, выдающая 110 л. с. и поставляемая в комплекте с пусковым подогревателем. При установке ЯМЗ удельный расход горючего в среднем составляет 6,67 л в час.
На тракторе установлена механическая коробка передач, обеспечивающая пять скоростей вперед и одну назад. КПП крепится напрямую к двигателю, кулисы отсутствуют.
Подвеска представляет собой полужесткую конструкцию с балансирами и четырьмя каретками. Гусеницы с мелкими звеньями, натягиваются винтами, пальцы – плавающие.
Она может быть одно- или двухместной. В первом случае силовой агрегат находится на раме в защитной облицовке. Для оперативного техобслуживания предусмотрены откидывающийся капот и открывающаяся боковина. Если кабина рассчитана на двух человек, мотор размещается внутри нее. В любом случае для машиниста предусмотрен обогреватель автономного типа. Кресло регулируется в соответствии с комплекцией тракториста.
Чтобы снизить уровень шума и обеспечить термоизоляцию, использованы специальные материалы, плюс облицовочный слой. Кабина опирается на раму через резинометаллические амортизаторы, что помогает уменьшить воздействие на машиниста вибраций. Управляется трактор посредством гидравлики: при этом усилители и тяги не используются.
Чаще всего шасси оборудуется трелевочными механизмами для работы в лесу. Такая модель получила индекс ТСН-4Т. В комплекте – «раздатка», приводящая в движение лебедку, погрузочный щит, бульдозерная навеска и толкатель (оционно).
Последний дает возможность быстрее выравнивать комли, комплектовать пачки леса перед погрузкой на транспорт. Кроме того, толкатель умеет расчищать волоки, готовить площадку под своз стволов деревьев.
На базе трактора может устанавливаться шнековая буровая установка МРК-750, способная делать скважины первой и четвертой категории. Они используются для монтажа, например, столбов ограждений, опор ЛЭП, обустройства свайного фундамента либо мостовых «быков». При монтаже дополнительного бурового инструмента глубина скважин может достигать девяти метров при диаметре от 30-ти до 90 см. По сравнению с базовым шасси ТСН-4, габариты бурильной установки больше и в транспортном положении длина составит 7,65, ширина – 2,49 и высота – 3,94 м.
Все механизмы установки располагаются на отдельной раме, прикрепленной к балочной конструкции. Вращение рабочего инструмента обеспечивает силовая установка трактора через вал отбора мощности, уже интегрированный в трансмиссию. От ВОМ крутящий момент посредством кардана «отправляется» на трехскоростную коробку. Точно также от нее вращение передается через угловой редуктор на бур. Опускание и подъем элементов установки осуществляется посредством гидравлики.
Завод предлагает и универсальную систему БМ-831, совмещающую бур со сваебойным механизмом. Подобное сочетание возможностей позволяет делать скважины и, не меняя позиции, тут же устанавливать столбы. К тому же машина способна поворачиваться, не съезжая с места. В этом случае появляется возможность без смены позиции забить несколько столбов. Все это экономит время и средства: отпадает необходимость в использовании двух видов техники – копра и бура. Впрочем, первый из них может поставляться в виде отдельной машины – шасси ТСН-4 с установкой КН-6.
Основное достоинство модели – возможность применения в труднодоступных местах, куда обычные установки на автомобильном шасси не проедут или их эксплуатация обойдется дорого. Установка манипулятора производится двумя способами: за водительской кабиной либо сзади кузова. В последнем случае можно еще и тащить за собой прицеп.
По конструкции это утепленный и обитый снаружи стальной гофрой вагончик-фургон, установленный на шасси ТСН-4. В отдельном отсеке размещается сварочный аппарат мощностью 100 кВт. В основном помещении находится четыре поста. Установка – российская, УЭТ-1, оборудование к ней – американское, от компании Lincoln Electric. Это позволяет использовать разные типы сварок: от обычной, с помощью электродов, до автоматической с применением проволоки (блок типа LN-23P/LN-27).
Генератор – БГ-100 или импортные Leroy Somer, Bokuk BK-150. Все оснащение, включая кабели, шланги может выноситься наружу на расстояние до 30 м от фургона. В комплект поставки входит палатка для укрытия. Сваривание, резка без дозаправки могут продолжаться на протяжении 10 ч.
Шасси ТСН-4 – действительно универсальная техника. На базе только одного трактора Алтайский завод предлагает несколько вариантов различной техники, востребованной сегодня. При этом ее продают и в лизинг, что удобно для покупателей. А ведь когда-то предприятие стояло на грани полного разорения – в 2009-м завод прошел процедуру банкротства и его уже считали полностью безнадежным…
Индекс техники так и расшифровывается – «трактор специального назначения». К его главным отличительным особенностям относится надежность в виде длительного эксплуатационного ресурса, а также высокая проходимость. Последнее качество обеспечивает «бесконечная» гусеничная цепь, для изготовления которой используются специальные сорта стали. Большой клиренс машины помогает преодолевать броды глубиной до 80 см.
Конструкция и ее особенности
По технической части машина представляет собой дальнейшее совершенствование хорошо известной модели ТТ-4М. В новом тракторе сохранили наиболее удачные инженерные решения, реализованные в предшественнике. «Попутно» модернизировали часть агрегатов, поставили более современные узлы, сделали кабину комфортнее.
ТТ-4 славился хорошей проходимостью. Фото: YouTube.com
Но самое главное – шасси подготовлено под монтаж разнообразного оборудования.
Что в основе
Базой трактора является сварная рамная конструкция, спереди которой размещен силовой агрегат с кабиной, сзади – трансмиссия и элементы устанавливаемого оборудования. В основе остова – трубы, между которыми протянуты лонжероны. К особенностям стоит отнести закрытое днище, защищающее узлы и механизмы ТСН-4 от повреждений: пеньков и коряг в лесу предостаточно.
Преодоление брода. Фото: YouTube.com
Также на раме закреплены бамперы и крылья. Днище связано с силовой конструкцией посредством шарниров.
Двигатели
Первый вариант – дизельный мотор ЯМЗ-236/238, выпускаемый Ярославским заводом и развивающий 180 «лошадей». Другие технические параметры ТСН-4 с этим агрегатом:
✅ вес трактора – 10,5 т (а зависимости от типа навешиваемого оснащения)
✅ длина, ширина, высота – 5,8, 5,25 и 2,8 м
✅ давление на грунт (без горючего в баке) – 38 кПа
✅ максимальный угол подъема – 25°
✅ клиренс – 53,7 см
✅ скорость – от 2-х до 22 км/ч
Второй – модель А01МП, выдающая 110 л. с. и поставляемая в комплекте с пусковым подогревателем. При установке ЯМЗ удельный расход горючего в среднем составляет 6,67 л в час.
Трансмиссия и подвеска
На тракторе установлена механическая коробка передач, обеспечивающая пять скоростей вперед и одну назад. КПП крепится напрямую к двигателю, кулисы отсутствуют.
Широкие траки уменьшают давление на грунт, обеспечивая лучшую проходимость. Фото: YouTube.com
Подвеска представляет собой полужесткую конструкцию с балансирами и четырьмя каретками. Гусеницы с мелкими звеньями, натягиваются винтами, пальцы – плавающие.
Кабина
Она может быть одно- или двухместной. В первом случае силовой агрегат находится на раме в защитной облицовке. Для оперативного техобслуживания предусмотрены откидывающийся капот и открывающаяся боковина. Если кабина рассчитана на двух человек, мотор размещается внутри нее. В любом случае для машиниста предусмотрен обогреватель автономного типа. Кресло регулируется в соответствии с комплекцией тракториста.
Главный козырь ТСН-4 – проходимость! Фото: YouTube.com
Чтобы снизить уровень шума и обеспечить термоизоляцию, использованы специальные материалы, плюс облицовочный слой. Кабина опирается на раму через резинометаллические амортизаторы, что помогает уменьшить воздействие на машиниста вибраций. Управляется трактор посредством гидравлики: при этом усилители и тяги не используются.
Спецоснащение
Чаще всего шасси оборудуется трелевочными механизмами для работы в лесу. Такая модель получила индекс ТСН-4Т. В комплекте – «раздатка», приводящая в движение лебедку, погрузочный щит, бульдозерная навеска и толкатель (оционно).
За кабиной у трелевочника – погрузочный щит. Фото: YouTube.com
Последний дает возможность быстрее выравнивать комли, комплектовать пачки леса перед погрузкой на транспорт. Кроме того, толкатель умеет расчищать волоки, готовить площадку под своз стволов деревьев.
Для достижения лучшей проходимости трактор может оснащаться гусеницами шириной не 50 см, а 55 или 60 см. По желанию заказчика, дополнительно шасси комплектуется грузопассажирской будкой с сиденьями и обогревателем.
На базе трактора может устанавливаться шнековая буровая установка МРК-750, способная делать скважины первой и четвертой категории. Они используются для монтажа, например, столбов ограждений, опор ЛЭП, обустройства свайного фундамента либо мостовых «быков». При монтаже дополнительного бурового инструмента глубина скважин может достигать девяти метров при диаметре от 30-ти до 90 см. По сравнению с базовым шасси ТСН-4, габариты бурильной установки больше и в транспортном положении длина составит 7,65, ширина – 2,49 и высота – 3,94 м.
Технические особенности МРК-750
Все механизмы установки располагаются на отдельной раме, прикрепленной к балочной конструкции. Вращение рабочего инструмента обеспечивает силовая установка трактора через вал отбора мощности, уже интегрированный в трансмиссию. От ВОМ крутящий момент посредством кардана «отправляется» на трехскоростную коробку. Точно также от нее вращение передается через угловой редуктор на бур. Опускание и подъем элементов установки осуществляется посредством гидравлики.
Установка МРК-750 известна бурильщикам с лучшей стороны и поэтому устанавливается на самую разную технику. Фото: YouTube.com
Завод предлагает и универсальную систему БМ-831, совмещающую бур со сваебойным механизмом. Подобное сочетание возможностей позволяет делать скважины и, не меняя позиции, тут же устанавливать столбы. К тому же машина способна поворачиваться, не съезжая с места. В этом случае появляется возможность без смены позиции забить несколько столбов. Все это экономит время и средства: отпадает необходимость в использовании двух видов техники – копра и бура. Впрочем, первый из них может поставляться в виде отдельной машины – шасси ТСН-4 с установкой КН-6.
Кран-манипулятор
Основное достоинство модели – возможность применения в труднодоступных местах, куда обычные установки на автомобильном шасси не проедут или их эксплуатация обойдется дорого. Установка манипулятора производится двумя способами: за водительской кабиной либо сзади кузова. В последнем случае можно еще и тащить за собой прицеп.
Мобильная сварочная станция
По конструкции это утепленный и обитый снаружи стальной гофрой вагончик-фургон, установленный на шасси ТСН-4. В отдельном отсеке размещается сварочный аппарат мощностью 100 кВт. В основном помещении находится четыре поста. Установка – российская, УЭТ-1, оборудование к ней – американское, от компании Lincoln Electric. Это позволяет использовать разные типы сварок: от обычной, с помощью электродов, до автоматической с применением проволоки (блок типа LN-23P/LN-27).
Дизельный сварочный агрегат ТСС АД-100-Т400-1рм11. Фото: YouTube.com
Генератор – БГ-100 или импортные Leroy Somer, Bokuk BK-150. Все оснащение, включая кабели, шланги может выноситься наружу на расстояние до 30 м от фургона. В комплект поставки входит палатка для укрытия. Сваривание, резка без дозаправки могут продолжаться на протяжении 10 ч.
Резюме
Шасси ТСН-4 – действительно универсальная техника. На базе только одного трактора Алтайский завод предлагает несколько вариантов различной техники, востребованной сегодня. При этом ее продают и в лизинг, что удобно для покупателей. А ведь когда-то предприятие стояло на грани полного разорения – в 2009-м завод прошел процедуру банкротства и его уже считали полностью безнадежным…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Тайна последнего пристанища для сотен автомобилей на краю земли
На Чукотке, вдали от цивилизации, скрывается удивительное автомобильное кладбище, привлекающее своими масштабами и загадками. Здесь оставлены сотни машин – от...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Впервые в России изготовлен супермощный авиадвигатель
Он будет использоваться для отработки новых технологий. Да и отечественным широкофюзеляжным самолетам такие силовые агрегаты необходимы....
АК-3: военная реплика или учебно-тренировочный самолет
Новый УТС внешне очень похож на Як-3: производитель уверяет, что на платформе этой машины можно собрать любой самолет Второй мировой. А что внутри учебного...
Озвучена приоритетность задач в ходе обновления Ту-214
На что направят усилия в первую очередь рассказал руководитель авиационного завода. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Российский авиалайнер МС-21 – итоги модернизации производства за октябрь
Самолет готовятся запустить в серийное производство. Оно стартует уже в 2025 году, если планы ничто не нарушит....
Двигатели для SSJ-100, Ту-214 и Ил-96-300 начнут выпускать и тестировать быстрее
На Пермском заводе ускорят испытания гидромеханических агрегатов. Также будут оптимизированы другие этапы производственного цикла....
Ту-144ЛЛ – программа исследований на летающей лаборатории выполнена
Ту-144ЛЛ создавался с целью исследования поведения самолета на высоких (сверхзвуковых) скоростях и максимально возможных высотах. В программе принимали участие...
Замена Ан-2 или «долгострой» – когда полетит «Байкал»
Самолет впервые показали в 2021 году. С того момента менялись сроки, комплектующие. В этом материале мы обсудим предысторию «Байкала», а также его состояние...
«Еловый Гусь» – 98 метров размах крыльев, тонны древесины и самый короткий полет в истории авиации
Речь о самом большой в мире самолете, построенном из дерева. Все подробности о проекте читайте в нашем материале....
Будущее поршневых авиадвигателей и особенности работы турбовентиляторных моторов
Есть мнение, что поршневые пропеллерные двигатели давно устарели и нет у них будущего. Это не так – в малой авиации они все равно еще долго будут «править...
Возвращение легенды: запущен амбициозный проект «Волга 2025»
Не кажется ли вам, что автомобили «Волга» застряли в прошлом, и было бы справедливо дать этому бренду продолжение? Именно так подумала команда YouTube-канала...
Названы сроки выпуска первого белорусского самолета
Реализация проекта уже началась. Также стал известен ожидаемый тираж воздушного судна и объем дополнительного финансирования....
«Белый кречет» – от Москвы до Питера за 2 часа
В начале сентября этого года каждый желающий мог лицезреть макет высокоскоростного поезда «Белый кречет». Состав со скоростью до 400 км/ч будет соединять...
УАЗ Хантер получил новое «сердце» и стал значительно мощнее
Мощность автомобиля повысилась более чем на 33%. Новые модификации уже появились в продаже....
Новый российский вездеход «Снарк»: удивляет скоростью и проходимостью
В Санкт-Петербурге разработали уникальный вездеход «Снарк», который сочетает мощность и инновационные технологии для достижения максимальной проходимости....