Моторный анализ: преимущества, недостатки и все, что вам следует знать о ЗМЗ-409 для ГАЗели
ЗМЗ 409 — инжекторный двигатель производства Заволжского моторного завода, который впервые сошел с конвейера в 1996 году. Эта модель стала продолжением 406-й линейки ДВС, имеет 4 цилиндра и 16 клапанов, а инжекторная система управляется ЭБУ.
Обладатели авто с такими моторами отмечают его достоинства при езде по бездорожью, относительно доступную стоимость и ремонтопригодность. 409-я модель рекомендована к эксплуатации на грузовиках, тяжелых внедорожниках и ТС с неотключаемым полным приводом. Так ли хороши эти двигатели и с какими проблемами предстоит столкнуться автовладельцу — давайте разберемся.
ЗМЗ 409 — четырехтактный агрегат мощностью от 89 до 150 л. с. Цилиндры выполнены из чугуна, ГБЦ — из алюминия. В моторе жидкостная система охлаждения закрытого типа, поддерживающая необходимую температуру ДВС. Поршни агрегата выполнены из алюминия, а их дно оснащено специальными канавками, позволяющими предотвратить серьезные проблемы от удара при неисправности мотора.
Конструктивные особенности ДВС:
✅ крышки подшипников подогнаны по месту, поэтому не являются взаимозаменяемыми
✅ у ГБЦ оригинальные размеры, головки блока от предыдущих серий ЗМЗ не подходят
✅ распределительные валы обеспечивают вращение гидротолкателей для равномерного износа
✅ картер выполнен из отдельной детали, за счет чего упрощается промывка смазочной системы и замена моторной жидкости
✅ гидрокомпенсаторы исключают необходимость регулировки зазоров клапанов
От своего предшественника, ЗМЗ 406, 409-я модель отличается повышенной мощностью и улучшенным крутящим моментом. Это отличное и надежное решение с хорошей динамикой для городской эксплуатации.
ЗМЗ 409 — стабильный и надежный агрегат, который может проработать долгое время без поломок. Использование качественных материалов и комплектующих увеличивает долговечность двигателя при эксплуатации в нормальных условиях.
К преимуществами ДВС, из-за чего его ставят на ГАЗели, можно отнести низкий уровень вибрации и шума. Плавная работа мотора обеспечивается за счет оптимизированной конструкции и применению запатентованных технологий при производстве комплектующих и сборке. Простое и доступное устройство делает ЗМЗ 409 легким в обслуживании
ЗМЗ — не самый экономичный двигатель. В смешанном режиме он потребляет около 11 литров топлива на 100 км пробега, по трассе — 11.5 л, по городу — 13.5 л. По факту расход зависит от условий эксплуатации и загруженности авто. Эти показатели не самые высокие, но и экономичным агрегатом ЗМЗ назвать нельзя.
Один из минусов двигателя — ненадежный ГРМ. На многих новых моторах фазы системы газораспределения выставлены неточно, что обусловлено ошибками в размерах деталей и компонентов. Стабильное функционирование цепного привода требует, чтобы звезды цепи были выполнены с минимальным радиальным биением, в противном случае при движении появятся рывки, а натяжители будут изнашиваться быстрее.
На некоторых ЗМЗ звезды расположены не в одной плоскости, а с люфтом до 1 мм. Это приводит к ускоренному износу и засорению сетки маслоприемника, что, в свою очередь, становится катализатором многих проблем, вплоть до поломки ДВС.
Масляный насос также нельзя отнести к надежным устройствам. Его производительность низкая, а привод может выйти из строя из-за не плотной посадки шестерен цепи или произвольного откручивания гайки, фиксирующей ведущую шестеренку приводного устройства к промежуточному валу. Эти проблемы становятся причиной снижения давления моторной жидкости. Увеличенный зазор в шестернях также приводит к снижению производительности помпы, из-за чего некоторые сопряженные компоненты начинают испытывать масляное голодание.
К недостаткам ЗМЗ 409 можно отнести слабую конструкцию упорного подшипника коленчатого вала. Если полукольца цельноалюминиевые или полиамидные, под воздействием высоких нагрузок они быстро изнашиваются. Из-за этого даже при небольшом пробеге у коленчатого вала появляется большой осевой люфт, что отражается на условиях функционирования шатунных подшипников и сроке службы ДВС.
В некоторых моторах камеры сгорания разного объема, а отличие по цилиндрам может достигать несколько см3. Такая неравномерность приводит к детонации ДВС. Еще одна проблема — негерметичность выпускных клапанов — обусловлена низким качеством обработки седел. В результате этого последние не соосны, из-за чего клапанные элементы быстро прогорают.
Если вы слышите стук из поршневого блока, который усиливается при повышении нагрузки на небольших оборотах, это может быть обусловлено увеличением зазора между цилиндром и поршнем. Последние меняются, а цилиндрические элементы растачиваются. Проблема иногда связана с большим зазором между канавками и кольцами.
Одной из неисправностей, характерных для этого мотора, считается масложор. Высокий расход моторной жидкости может быть обусловлен износом сальников и прокладок, неисправностью маслосъемных колпачков. Вышедшие из строя элементы подлежат замене. Если причина состоит в отказе вентиляции картера, детали системы нужно промыть.
Перегрев агрегата — следствие неисправности термостата или попадания масла в систему охлаждения. В первом случае производится замена устройства, во втором — проверяется герметичность всех узлов, добавляется антифриз. Если причина перегрева связана со слабой натяжкой приводного ремня, его нужно подтянуть в соответствии с рекомендациями, приведенными в сервисном мануале. При самопроизвольной остановке мотора рекомендуем проверить датчик. Если снижается мощность ДВС, производится диагностика воздушного и топливного фильтров, бензонасоса.
Заявленный производителем эксплуатационный ресурс двигателя составляет 150 тысяч км. Но фактические цифры могут существенно отличаться, здесь все зависит от условий использования и правильности обслуживания, соблюдения сроков замены расходных материалов.
Менять воздушные и масляные фильтры рекомендуется каждые 8 тыс. км пробега, масло — 10 тыс. км или через 6 месяцев эксплуатации. Не реже, чем один раз в 20 тыс. км или раз в год проверяйте состояние вентиляции картера, АКБ, свечей зажигания. Также подлежат диагностике приводы навесного оборудования, ремни, цепь ГРМ. Ресурс последней — около 100 000 км, но уже на 90 000 км ее можно менять вместе с роликами и натяжителями.
Один раз в 30 тыс. км рекомендуется проверять выпускной коллектор на предмет прогара, а также менять воздушный и топливный фильтр. Не реже, чем раз в 2 года или каждые 40 000 км осматривайте патрубки и узлы системы охлаждения, меняйте антифриз.
ЗМЗ 409 — один из лучших двигателей для ГАЗель. Большинство проблем и неисправностей в его работе связано с неправильной эксплуатацией или несвоевременным обслуживанием. Регулярное ТО позволит избежать поломок и увеличит срок службы мотора.
Обладатели авто с такими моторами отмечают его достоинства при езде по бездорожью, относительно доступную стоимость и ремонтопригодность. 409-я модель рекомендована к эксплуатации на грузовиках, тяжелых внедорожниках и ТС с неотключаемым полным приводом. Так ли хороши эти двигатели и с какими проблемами предстоит столкнуться автовладельцу — давайте разберемся.
Конструктивные особенности
ЗМЗ 409 — четырехтактный агрегат мощностью от 89 до 150 л. с. Цилиндры выполнены из чугуна, ГБЦ — из алюминия. В моторе жидкостная система охлаждения закрытого типа, поддерживающая необходимую температуру ДВС. Поршни агрегата выполнены из алюминия, а их дно оснащено специальными канавками, позволяющими предотвратить серьезные проблемы от удара при неисправности мотора.
Конструктивные особенности ДВС:
✅ крышки подшипников подогнаны по месту, поэтому не являются взаимозаменяемыми
✅ у ГБЦ оригинальные размеры, головки блока от предыдущих серий ЗМЗ не подходят
✅ распределительные валы обеспечивают вращение гидротолкателей для равномерного износа
✅ картер выполнен из отдельной детали, за счет чего упрощается промывка смазочной системы и замена моторной жидкости
✅ гидрокомпенсаторы исключают необходимость регулировки зазоров клапанов
От своего предшественника, ЗМЗ 406, 409-я модель отличается повышенной мощностью и улучшенным крутящим моментом. Это отличное и надежное решение с хорошей динамикой для городской эксплуатации.
Преимущества двигателя
ЗМЗ 409 — стабильный и надежный агрегат, который может проработать долгое время без поломок. Использование качественных материалов и комплектующих увеличивает долговечность двигателя при эксплуатации в нормальных условиях.
К преимуществами ДВС, из-за чего его ставят на ГАЗели, можно отнести низкий уровень вибрации и шума. Плавная работа мотора обеспечивается за счет оптимизированной конструкции и применению запатентованных технологий при производстве комплектующих и сборке. Простое и доступное устройство делает ЗМЗ 409 легким в обслуживании
Двигатель ЗМЗ 409 для ГАЗели. Фото: YouTube.com
ЗМЗ — не самый экономичный двигатель. В смешанном режиме он потребляет около 11 литров топлива на 100 км пробега, по трассе — 11.5 л, по городу — 13.5 л. По факту расход зависит от условий эксплуатации и загруженности авто. Эти показатели не самые высокие, но и экономичным агрегатом ЗМЗ назвать нельзя.
Недостатки ЗМЗ 409
Один из минусов двигателя — ненадежный ГРМ. На многих новых моторах фазы системы газораспределения выставлены неточно, что обусловлено ошибками в размерах деталей и компонентов. Стабильное функционирование цепного привода требует, чтобы звезды цепи были выполнены с минимальным радиальным биением, в противном случае при движении появятся рывки, а натяжители будут изнашиваться быстрее.
На некоторых ЗМЗ звезды расположены не в одной плоскости, а с люфтом до 1 мм. Это приводит к ускоренному износу и засорению сетки маслоприемника, что, в свою очередь, становится катализатором многих проблем, вплоть до поломки ДВС.
Привод газораспределительного механизма мотора ЗМЗ 409. Фото: YouTube.com
Масляный насос также нельзя отнести к надежным устройствам. Его производительность низкая, а привод может выйти из строя из-за не плотной посадки шестерен цепи или произвольного откручивания гайки, фиксирующей ведущую шестеренку приводного устройства к промежуточному валу. Эти проблемы становятся причиной снижения давления моторной жидкости. Увеличенный зазор в шестернях также приводит к снижению производительности помпы, из-за чего некоторые сопряженные компоненты начинают испытывать масляное голодание.
К недостаткам ЗМЗ 409 можно отнести слабую конструкцию упорного подшипника коленчатого вала. Если полукольца цельноалюминиевые или полиамидные, под воздействием высоких нагрузок они быстро изнашиваются. Из-за этого даже при небольшом пробеге у коленчатого вала появляется большой осевой люфт, что отражается на условиях функционирования шатунных подшипников и сроке службы ДВС.
Люфт на распредвале ДВС ЗМЗ 409. Фото: YouTube.com
В некоторых моторах камеры сгорания разного объема, а отличие по цилиндрам может достигать несколько см3. Такая неравномерность приводит к детонации ДВС. Еще одна проблема — негерметичность выпускных клапанов — обусловлена низким качеством обработки седел. В результате этого последние не соосны, из-за чего клапанные элементы быстро прогорают.
Неисправности и способы устранения
Если вы слышите стук из поршневого блока, который усиливается при повышении нагрузки на небольших оборотах, это может быть обусловлено увеличением зазора между цилиндром и поршнем. Последние меняются, а цилиндрические элементы растачиваются. Проблема иногда связана с большим зазором между канавками и кольцами.
Одной из неисправностей, характерных для этого мотора, считается масложор. Высокий расход моторной жидкости может быть обусловлен износом сальников и прокладок, неисправностью маслосъемных колпачков. Вышедшие из строя элементы подлежат замене. Если причина состоит в отказе вентиляции картера, детали системы нужно промыть.
Самостоятельная регулировка фаз. Фото: YouTube.com
Перегрев агрегата — следствие неисправности термостата или попадания масла в систему охлаждения. В первом случае производится замена устройства, во втором — проверяется герметичность всех узлов, добавляется антифриз. Если причина перегрева связана со слабой натяжкой приводного ремня, его нужно подтянуть в соответствии с рекомендациями, приведенными в сервисном мануале. При самопроизвольной остановке мотора рекомендуем проверить датчик. Если снижается мощность ДВС, производится диагностика воздушного и топливного фильтров, бензонасоса.
Ресурс эксплуатации и обслуживание
Заявленный производителем эксплуатационный ресурс двигателя составляет 150 тысяч км. Но фактические цифры могут существенно отличаться, здесь все зависит от условий использования и правильности обслуживания, соблюдения сроков замены расходных материалов.
Менять воздушные и масляные фильтры рекомендуется каждые 8 тыс. км пробега, масло — 10 тыс. км или через 6 месяцев эксплуатации. Не реже, чем один раз в 20 тыс. км или раз в год проверяйте состояние вентиляции картера, АКБ, свечей зажигания. Также подлежат диагностике приводы навесного оборудования, ремни, цепь ГРМ. Ресурс последней — около 100 000 км, но уже на 90 000 км ее можно менять вместе с роликами и натяжителями.
Один раз в 30 тыс. км рекомендуется проверять выпускной коллектор на предмет прогара, а также менять воздушный и топливный фильтр. Не реже, чем раз в 2 года или каждые 40 000 км осматривайте патрубки и узлы системы охлаждения, меняйте антифриз.
ЗМЗ 409 — один из лучших двигателей для ГАЗель. Большинство проблем и неисправностей в его работе связано с неправильной эксплуатацией или несвоевременным обслуживанием. Регулярное ТО позволит избежать поломок и увеличит срок службы мотора.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Зачем в Ан-2 отверстия в сиденьях и почему нет туалета
Советский авиапром выпускал Ан-2 в разных вариациях: были обычные версии, санитарные, пожарные, десантные и многие другие. Но некоторые характерные приметы...
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный
Эта модель самолета проходила многолетние проверки, прежде чем попасть в первому заказчику. Япония не известна своими самолетами, но этот вызывает должное...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
SpaceX: после шестого полета Starship взят курс на Луну
SpaceX отчиталась о шестом успешном испытательном полете Starship: ускорительный многоразовый модуль и космический корабль вернулись на Землю. Впереди – полеты...
Эксклюзивный полет на советском авиалайнере Ту-134
Авиалайнер Ту-134 – это легенда советской пассажирской авиации. Его производство началось в 1966, а закончилось в 1989 году. Считается одним из самых массовых...
Космические корабли Boeing и SpaceX – попытка США отказаться от российских «Союзов»
Почти 10 лет США не имели собственных космических кораблей. И только благодаря частным корпорациям ситуацию удалось исправить....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....