
Моторный анализ: преимущества, недостатки и все, что вам следует знать о ЗМЗ-409 для ГАЗели
ЗМЗ 409 — инжекторный двигатель производства Заволжского моторного завода, который впервые сошел с конвейера в 1996 году. Эта модель стала продолжением 406-й линейки ДВС, имеет 4 цилиндра и 16 клапанов, а инжекторная система управляется ЭБУ.
Обладатели авто с такими моторами отмечают его достоинства при езде по бездорожью, относительно доступную стоимость и ремонтопригодность. 409-я модель рекомендована к эксплуатации на грузовиках, тяжелых внедорожниках и ТС с неотключаемым полным приводом. Так ли хороши эти двигатели и с какими проблемами предстоит столкнуться автовладельцу — давайте разберемся.
ЗМЗ 409 — четырехтактный агрегат мощностью от 89 до 150 л. с. Цилиндры выполнены из чугуна, ГБЦ — из алюминия. В моторе жидкостная система охлаждения закрытого типа, поддерживающая необходимую температуру ДВС. Поршни агрегата выполнены из алюминия, а их дно оснащено специальными канавками, позволяющими предотвратить серьезные проблемы от удара при неисправности мотора.
Конструктивные особенности ДВС:
✅ крышки подшипников подогнаны по месту, поэтому не являются взаимозаменяемыми
✅ у ГБЦ оригинальные размеры, головки блока от предыдущих серий ЗМЗ не подходят
✅ распределительные валы обеспечивают вращение гидротолкателей для равномерного износа
✅ картер выполнен из отдельной детали, за счет чего упрощается промывка смазочной системы и замена моторной жидкости
✅ гидрокомпенсаторы исключают необходимость регулировки зазоров клапанов
От своего предшественника, ЗМЗ 406, 409-я модель отличается повышенной мощностью и улучшенным крутящим моментом. Это отличное и надежное решение с хорошей динамикой для городской эксплуатации.
ЗМЗ 409 — стабильный и надежный агрегат, который может проработать долгое время без поломок. Использование качественных материалов и комплектующих увеличивает долговечность двигателя при эксплуатации в нормальных условиях.
К преимуществами ДВС, из-за чего его ставят на ГАЗели, можно отнести низкий уровень вибрации и шума. Плавная работа мотора обеспечивается за счет оптимизированной конструкции и применению запатентованных технологий при производстве комплектующих и сборке. Простое и доступное устройство делает ЗМЗ 409 легким в обслуживании
Двигатель ЗМЗ 409 для ГАЗели. Фото: YouTube.com
ЗМЗ — не самый экономичный двигатель. В смешанном режиме он потребляет около 11 литров топлива на 100 км пробега, по трассе — 11.5 л, по городу — 13.5 л. По факту расход зависит от условий эксплуатации и загруженности авто. Эти показатели не самые высокие, но и экономичным агрегатом ЗМЗ назвать нельзя.
Один из минусов двигателя — ненадежный ГРМ. На многих новых моторах фазы системы газораспределения выставлены неточно, что обусловлено ошибками в размерах деталей и компонентов. Стабильное функционирование цепного привода требует, чтобы звезды цепи были выполнены с минимальным радиальным биением, в противном случае при движении появятся рывки, а натяжители будут изнашиваться быстрее.
На некоторых ЗМЗ звезды расположены не в одной плоскости, а с люфтом до 1 мм. Это приводит к ускоренному износу и засорению сетки маслоприемника, что, в свою очередь, становится катализатором многих проблем, вплоть до поломки ДВС.
Привод газораспределительного механизма мотора ЗМЗ 409. Фото: YouTube.com
Масляный насос также нельзя отнести к надежным устройствам. Его производительность низкая, а привод может выйти из строя из-за не плотной посадки шестерен цепи или произвольного откручивания гайки, фиксирующей ведущую шестеренку приводного устройства к промежуточному валу. Эти проблемы становятся причиной снижения давления моторной жидкости. Увеличенный зазор в шестернях также приводит к снижению производительности помпы, из-за чего некоторые сопряженные компоненты начинают испытывать масляное голодание.
К недостаткам ЗМЗ 409 можно отнести слабую конструкцию упорного подшипника коленчатого вала. Если полукольца цельноалюминиевые или полиамидные, под воздействием высоких нагрузок они быстро изнашиваются. Из-за этого даже при небольшом пробеге у коленчатого вала появляется большой осевой люфт, что отражается на условиях функционирования шатунных подшипников и сроке службы ДВС.
Люфт на распредвале ДВС ЗМЗ 409. Фото: YouTube.com
В некоторых моторах камеры сгорания разного объема, а отличие по цилиндрам может достигать несколько см3. Такая неравномерность приводит к детонации ДВС. Еще одна проблема — негерметичность выпускных клапанов — обусловлена низким качеством обработки седел. В результате этого последние не соосны, из-за чего клапанные элементы быстро прогорают.
Если вы слышите стук из поршневого блока, который усиливается при повышении нагрузки на небольших оборотах, это может быть обусловлено увеличением зазора между цилиндром и поршнем. Последние меняются, а цилиндрические элементы растачиваются. Проблема иногда связана с большим зазором между канавками и кольцами.
Одной из неисправностей, характерных для этого мотора, считается масложор. Высокий расход моторной жидкости может быть обусловлен износом сальников и прокладок, неисправностью маслосъемных колпачков. Вышедшие из строя элементы подлежат замене. Если причина состоит в отказе вентиляции картера, детали системы нужно промыть.
Самостоятельная регулировка фаз. Фото: YouTube.com
Перегрев агрегата — следствие неисправности термостата или попадания масла в систему охлаждения. В первом случае производится замена устройства, во втором — проверяется герметичность всех узлов, добавляется антифриз. Если причина перегрева связана со слабой натяжкой приводного ремня, его нужно подтянуть в соответствии с рекомендациями, приведенными в сервисном мануале. При самопроизвольной остановке мотора рекомендуем проверить датчик. Если снижается мощность ДВС, производится диагностика воздушного и топливного фильтров, бензонасоса.
Заявленный производителем эксплуатационный ресурс двигателя составляет 150 тысяч км. Но фактические цифры могут существенно отличаться, здесь все зависит от условий использования и правильности обслуживания, соблюдения сроков замены расходных материалов.
Менять воздушные и масляные фильтры рекомендуется каждые 8 тыс. км пробега, масло — 10 тыс. км или через 6 месяцев эксплуатации. Не реже, чем один раз в 20 тыс. км или раз в год проверяйте состояние вентиляции картера, АКБ, свечей зажигания. Также подлежат диагностике приводы навесного оборудования, ремни, цепь ГРМ. Ресурс последней — около 100 000 км, но уже на 90 000 км ее можно менять вместе с роликами и натяжителями.
Один раз в 30 тыс. км рекомендуется проверять выпускной коллектор на предмет прогара, а также менять воздушный и топливный фильтр. Не реже, чем раз в 2 года или каждые 40 000 км осматривайте патрубки и узлы системы охлаждения, меняйте антифриз.
ЗМЗ 409 — один из лучших двигателей для ГАЗель. Большинство проблем и неисправностей в его работе связано с неправильной эксплуатацией или несвоевременным обслуживанием. Регулярное ТО позволит избежать поломок и увеличит срок службы мотора.
Обладатели авто с такими моторами отмечают его достоинства при езде по бездорожью, относительно доступную стоимость и ремонтопригодность. 409-я модель рекомендована к эксплуатации на грузовиках, тяжелых внедорожниках и ТС с неотключаемым полным приводом. Так ли хороши эти двигатели и с какими проблемами предстоит столкнуться автовладельцу — давайте разберемся.
Конструктивные особенности
ЗМЗ 409 — четырехтактный агрегат мощностью от 89 до 150 л. с. Цилиндры выполнены из чугуна, ГБЦ — из алюминия. В моторе жидкостная система охлаждения закрытого типа, поддерживающая необходимую температуру ДВС. Поршни агрегата выполнены из алюминия, а их дно оснащено специальными канавками, позволяющими предотвратить серьезные проблемы от удара при неисправности мотора.
Конструктивные особенности ДВС:
✅ крышки подшипников подогнаны по месту, поэтому не являются взаимозаменяемыми
✅ у ГБЦ оригинальные размеры, головки блока от предыдущих серий ЗМЗ не подходят
✅ распределительные валы обеспечивают вращение гидротолкателей для равномерного износа
✅ картер выполнен из отдельной детали, за счет чего упрощается промывка смазочной системы и замена моторной жидкости
✅ гидрокомпенсаторы исключают необходимость регулировки зазоров клапанов
От своего предшественника, ЗМЗ 406, 409-я модель отличается повышенной мощностью и улучшенным крутящим моментом. Это отличное и надежное решение с хорошей динамикой для городской эксплуатации.
Преимущества двигателя
ЗМЗ 409 — стабильный и надежный агрегат, который может проработать долгое время без поломок. Использование качественных материалов и комплектующих увеличивает долговечность двигателя при эксплуатации в нормальных условиях.
К преимуществами ДВС, из-за чего его ставят на ГАЗели, можно отнести низкий уровень вибрации и шума. Плавная работа мотора обеспечивается за счет оптимизированной конструкции и применению запатентованных технологий при производстве комплектующих и сборке. Простое и доступное устройство делает ЗМЗ 409 легким в обслуживании

ЗМЗ — не самый экономичный двигатель. В смешанном режиме он потребляет около 11 литров топлива на 100 км пробега, по трассе — 11.5 л, по городу — 13.5 л. По факту расход зависит от условий эксплуатации и загруженности авто. Эти показатели не самые высокие, но и экономичным агрегатом ЗМЗ назвать нельзя.
Недостатки ЗМЗ 409
Один из минусов двигателя — ненадежный ГРМ. На многих новых моторах фазы системы газораспределения выставлены неточно, что обусловлено ошибками в размерах деталей и компонентов. Стабильное функционирование цепного привода требует, чтобы звезды цепи были выполнены с минимальным радиальным биением, в противном случае при движении появятся рывки, а натяжители будут изнашиваться быстрее.
На некоторых ЗМЗ звезды расположены не в одной плоскости, а с люфтом до 1 мм. Это приводит к ускоренному износу и засорению сетки маслоприемника, что, в свою очередь, становится катализатором многих проблем, вплоть до поломки ДВС.

Масляный насос также нельзя отнести к надежным устройствам. Его производительность низкая, а привод может выйти из строя из-за не плотной посадки шестерен цепи или произвольного откручивания гайки, фиксирующей ведущую шестеренку приводного устройства к промежуточному валу. Эти проблемы становятся причиной снижения давления моторной жидкости. Увеличенный зазор в шестернях также приводит к снижению производительности помпы, из-за чего некоторые сопряженные компоненты начинают испытывать масляное голодание.
К недостаткам ЗМЗ 409 можно отнести слабую конструкцию упорного подшипника коленчатого вала. Если полукольца цельноалюминиевые или полиамидные, под воздействием высоких нагрузок они быстро изнашиваются. Из-за этого даже при небольшом пробеге у коленчатого вала появляется большой осевой люфт, что отражается на условиях функционирования шатунных подшипников и сроке службы ДВС.

В некоторых моторах камеры сгорания разного объема, а отличие по цилиндрам может достигать несколько см3. Такая неравномерность приводит к детонации ДВС. Еще одна проблема — негерметичность выпускных клапанов — обусловлена низким качеством обработки седел. В результате этого последние не соосны, из-за чего клапанные элементы быстро прогорают.
Неисправности и способы устранения
Если вы слышите стук из поршневого блока, который усиливается при повышении нагрузки на небольших оборотах, это может быть обусловлено увеличением зазора между цилиндром и поршнем. Последние меняются, а цилиндрические элементы растачиваются. Проблема иногда связана с большим зазором между канавками и кольцами.
Одной из неисправностей, характерных для этого мотора, считается масложор. Высокий расход моторной жидкости может быть обусловлен износом сальников и прокладок, неисправностью маслосъемных колпачков. Вышедшие из строя элементы подлежат замене. Если причина состоит в отказе вентиляции картера, детали системы нужно промыть.

Перегрев агрегата — следствие неисправности термостата или попадания масла в систему охлаждения. В первом случае производится замена устройства, во втором — проверяется герметичность всех узлов, добавляется антифриз. Если причина перегрева связана со слабой натяжкой приводного ремня, его нужно подтянуть в соответствии с рекомендациями, приведенными в сервисном мануале. При самопроизвольной остановке мотора рекомендуем проверить датчик. Если снижается мощность ДВС, производится диагностика воздушного и топливного фильтров, бензонасоса.
Ресурс эксплуатации и обслуживание
Заявленный производителем эксплуатационный ресурс двигателя составляет 150 тысяч км. Но фактические цифры могут существенно отличаться, здесь все зависит от условий использования и правильности обслуживания, соблюдения сроков замены расходных материалов.
Менять воздушные и масляные фильтры рекомендуется каждые 8 тыс. км пробега, масло — 10 тыс. км или через 6 месяцев эксплуатации. Не реже, чем один раз в 20 тыс. км или раз в год проверяйте состояние вентиляции картера, АКБ, свечей зажигания. Также подлежат диагностике приводы навесного оборудования, ремни, цепь ГРМ. Ресурс последней — около 100 000 км, но уже на 90 000 км ее можно менять вместе с роликами и натяжителями.
Один раз в 30 тыс. км рекомендуется проверять выпускной коллектор на предмет прогара, а также менять воздушный и топливный фильтр. Не реже, чем раз в 2 года или каждые 40 000 км осматривайте патрубки и узлы системы охлаждения, меняйте антифриз.
ЗМЗ 409 — один из лучших двигателей для ГАЗель. Большинство проблем и неисправностей в его работе связано с неправильной эксплуатацией или несвоевременным обслуживанием. Регулярное ТО позволит избежать поломок и увеличит срок службы мотора.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...