Мопеды Jawa Stadion с очень короткой историей
История мопедов в Чехословакии имеет давнюю традицию. Межвоенное законодательство отдавало предпочтение именно такому варианту, поскольку для управления ими не требовалось регистрации и водительских прав, а объем двигателя ограничивался 100 куб. см. Самыми известными мотоциклами от местных производителей того времени являются Kaktus, CZ 98 и Jawa Robot.
Благодаря развитию мототехники в послевоенный период, появился новый класс объемом 50 куб. см. А вместе с ним и мопед Jawa 550 (по прозвищу Pionyr), который должен был стать преемником межвоенных аппаратов (его опытная серия имела педали).
Однако, благодаря законодательным изменениям 1955 года, они стали попадать в группу «малых мотоциклов» и пошли в производство без вспомогательных педалей. Так что появление в этом объемном классе аналогичной машины, которая оказалась бы проще и соответствовала новой спецификации мопеда, стало лишь вопросом времени.
Разработку чехословацкого варианта поручили двум отделам предприятий: развития тяжелой промышленности Рокицаны и пражскому конструкторскому бюро «9 мая». И, хотя лозунги гласили, что при социализме нет места конкуренции, оба производителя полностью задействовали свой творческий и инженерный потенциал.
Результаты проявились очень скоро, а конструкторы представили взвешенные и вполне работоспособные варианты. Кстати, каждый из них позже пошел в серию и имел немалый успех. В общем, эти события являются лишним доказательством того, что конкуренция – прекрасный двигатель прогресса.
Последний оснащался двигателем Jawa 551, концептуально основанным на предшественнике – модели 550. Оба прототипа (пока без торгового названия) были представлены публике на II Машиностроительной выставке в Брно того же года. Очень скоро конструкторы прибегли к модификациям, доработкам и улучшениям конструкции.
В период 1956–1957 годов создано несколько прототипов будущих Stadion, оснащенных двигателем Fichtel & Sachs, а также чехословацким JAWA 552, созданным на основе мотора Jawetta. Оба местных силовых агрегата конструктивно идентичны, за исключением разной формы головки и блока цилиндров. Серьезная подготовка показала, что модель вполне готова к тому, чтобы встать на заводской конвейер. Дело оставалось за выбором мощностей.
Серийный выпуск нового мопеда в итоге поручили производителю велосипедов Velo Stadion, национальному предприятию Раковник (филиалу завода Motor, Ческе-Будеевице). Он стартовал во второй половине 1957 года. Двигатели поставляла сама компания Motor. Торговое название Stadion техника получила в честь местного традиционного бренда. В итоге к нему добавилось также обозначение S11 (в народе он получил прозвище «козье дыхание»).
По своим техническим параметрам новинка являлась обычным велосипедом с мотором или привычным для старшего поколения наших читателей «дырчиком». Но, если обратить больше внимания на дизайн, то можно заметить, что S11 выглядел гораздо более стильным, чем наш его современник В-901. Это служит подтверждением потенциала чехословацкого предприятия, который, к сожалению, так и не удалось реализовать в полной мере.
Главным новшеством при производстве S11 стала передняя вилка. Первые серийные модели оснащались простой конструкцией с рычагами, подпружиненными за счет скручивающихся резиновых блоков. Однако это оказалось не очень успешным решением, и позже авторам пришлось прибегнуть к модернизации за счет коромысел, подвешенных на пружинах сжатия той же конструкции, что и в конкурентных мопедах Jawetta. За последующие три года собрали около 150 тысяч экземпляров S11.
Успешный старт побудил инженеров двигаться дальше. Спустя всего несколько лет они подготовили улучшенную версию мопеда. Тем более, что начальная конструкция оказалась слишком простоватой для изысканного пользователя. Чтобы расширить круг потенциальных клиентов, создатели основательно доработали первоначальную версию.
Мопед Stadion S22, добавленный в производственную программу с 1960 года, обеспечил больший комфорт при езде и производительность. Также пришло понимание, что параллельная конструкция, не конкуренты, а коллеги, идущие тем же путем. Поэтому, в интересах клиентов, производители из Раковника обеспечили большую унификацию с мопедами Jawetta.
Дизайн S22 полностью переработали. Двигатель был оснащен новым полупогружным карбюратором Jikov 2912 PS вместо типа 2912M (M означало моноблок) и впускным глушителем. Ширина шины увеличена с 2 до 2,25 дюйма. Если применить советскую классификацию, то он теперь больше походил не на легкий («дырчик») а на классический, правда, пока еще одноместный, мопед. Вот его некоторые технические показатели:
✅ рама из трубчатой стали
✅ сухой вес – 48 кг
✅ снаряженная масса – 52 кг
✅ емкость бака – 5,6 л
✅ колесная база – 1165 мм
✅ высота сидения – 850 мм
✅ максимальная скорость – 45 км/ч
Приводным агрегатом является Jawa 50 – тип 552, изготовленный на заводе MOTOR. Двигатель двухтактный, бензиновый, трехканальный с обратной промывкой и поршневым распределением, воздушного охлаждения с наклоненным вперед цилиндром. Он подвешивался под рамой на трех винтах, проходящих через втулки шарнира.
Резиновые блоки уменьшали передачу вибраций на раму. Мощность – 1,5 л. с. при 4250 об/мин. Двигатель сбалансирован во всем диапазоне оборотов и способен хорошо разгоняться, что позволяло уверенно использовать мопед в условиях высокой городской интенсивности движения.
Обе половины корпуса мотора отлиты под давлением из легких сплавов, также как и цилиндр, имеющий чугунную вставку. В головке блока установлен декомпрессор, управляемый рычагом, с помощью которого можно заглушить двигатель или облегчить его запуск. Коленчатый вал разделен и состоит из двух кривошипов с основными шейками. Отдельные детали прессованы и вращаются на трех однорядных шарикоподшипниках. Шатунный – роликовый, однорядный. Вот характеристики силового агрегата:
✅ рабочий объем – 49,8 куб. см
✅ мощность – 1,5 л. с
✅ степень сжатия – 7,5:1
✅ расход топлива – 1,6 л на 100 км
Обновленная техника пришлась по душе местным пользователям, особенно молодежи. Правда, оставался один момент. Красивым аппаратом (почти мотоциклом) можно было легко похвалиться перед своей девчонкой. Вот только прокатить ее никак не получилось бы. Ведь посадочных мест имелось всего одно и эту проблему в срочном порядке постарались решить пару лет спустя в новой, специальной версии.
Последним вариантом в заводской истории стал тип S23, представленный в 1962 году. Этот спортивный мопед во многом повторял конструкцию предыдущего, с незначительными улучшениями. Двигатель JAWA 552 оснащался полуосевым карбюратором Jikov 2914 PS увеличенного диаметра диффузора с 12 до 14 мм, что позволило повысить его производительность.
Таким образом мопед мог развивать максимальную скорость до 60 км/ч (некоторые даже говорят о возможности разгоняться до семидесяти). Усиление рамы поперечиной над двигателем, увеличение диаметра тормозов до 125 мм и оснащение панели руля ветровым стеклом стало логичным ответом на возросшие ходовые качества этой машины.
Хотя официально он являлся одноместным, сидение вполне позволяло посадить сзади негабаритного пассажира. Вот только оставалась одна проблема. Мелкосерийное производство предназначалось исключительно для экспорта. А небольшое количество единиц техники продавалось на местном рынке уже после официального окончания производства.
Несколько штук также попали в руки чешских владельцев, купивших мопеды, возвращенные иностранными покупателями по претензиям. Конструкции отдельных элементов S23 могли различаться, в зависимости от конкретных требований заказчика.
К сожалению, на основании директивного решения властей, связанного с реструктуризацией мотоциклетного производства в Чехословакии, в 1964 году производство мопедов в Раковнике было прекращено. Но они и сегодня вызывают немалый интерес, ведь на интернет-площадках за старенький Stadion S22 просят приличные 28-55 тыс. крон (112-220 тыс. рублей). А легендарный S11 может обойтись еще дороже.
Благодаря развитию мототехники в послевоенный период, появился новый класс объемом 50 куб. см. А вместе с ним и мопед Jawa 550 (по прозвищу Pionyr), который должен был стать преемником межвоенных аппаратов (его опытная серия имела педали).
Мопед Jawa Stadion S11. Фото: youtube.com
Однако, благодаря законодательным изменениям 1955 года, они стали попадать в группу «малых мотоциклов» и пошли в производство без вспомогательных педалей. Так что появление в этом объемном классе аналогичной машины, которая оказалась бы проще и соответствовала новой спецификации мопеда, стало лишь вопросом времени.
Разработку чехословацкого варианта поручили двум отделам предприятий: развития тяжелой промышленности Рокицаны и пражскому конструкторскому бюро «9 мая». И, хотя лозунги гласили, что при социализме нет места конкуренции, оба производителя полностью задействовали свой творческий и инженерный потенциал.
Создание мопеда Stadion S11
Результаты проявились очень скоро, а конструкторы представили взвешенные и вполне работоспособные варианты. Кстати, каждый из них позже пошел в серию и имел немалый успех. В общем, эти события являются лишним доказательством того, что конкуренция – прекрасный двигатель прогресса.
В 1956 году в Рокицанах (под руководством конструктора Шовадина) представили прототип мопеда Stadion, предварительно оснащенного двигателем Fichtel & Sachs объемом 48 куб. см. А (в рамках реальной конкурентной гонки) «9 мая» (Jawa) создали мопед Jawetta.
Последний оснащался двигателем Jawa 551, концептуально основанным на предшественнике – модели 550. Оба прототипа (пока без торгового названия) были представлены публике на II Машиностроительной выставке в Брно того же года. Очень скоро конструкторы прибегли к модификациям, доработкам и улучшениям конструкции.
В период 1956–1957 годов создано несколько прототипов будущих Stadion, оснащенных двигателем Fichtel & Sachs, а также чехословацким JAWA 552, созданным на основе мотора Jawetta. Оба местных силовых агрегата конструктивно идентичны, за исключением разной формы головки и блока цилиндров. Серьезная подготовка показала, что модель вполне готова к тому, чтобы встать на заводской конвейер. Дело оставалось за выбором мощностей.
Серийный выпуск нового мопеда в итоге поручили производителю велосипедов Velo Stadion, национальному предприятию Раковник (филиалу завода Motor, Ческе-Будеевице). Он стартовал во второй половине 1957 года. Двигатели поставляла сама компания Motor. Торговое название Stadion техника получила в честь местного традиционного бренда. В итоге к нему добавилось также обозначение S11 (в народе он получил прозвище «козье дыхание»).
S11: просто велосипед с мотором. Фото: youtube.com
По своим техническим параметрам новинка являлась обычным велосипедом с мотором или привычным для старшего поколения наших читателей «дырчиком». Но, если обратить больше внимания на дизайн, то можно заметить, что S11 выглядел гораздо более стильным, чем наш его современник В-901. Это служит подтверждением потенциала чехословацкого предприятия, который, к сожалению, так и не удалось реализовать в полной мере.
Главным новшеством при производстве S11 стала передняя вилка. Первые серийные модели оснащались простой конструкцией с рычагами, подпружиненными за счет скручивающихся резиновых блоков. Однако это оказалось не очень успешным решением, и позже авторам пришлось прибегнуть к модернизации за счет коромысел, подвешенных на пружинах сжатия той же конструкции, что и в конкурентных мопедах Jawetta. За последующие три года собрали около 150 тысяч экземпляров S11.
Успешный старт побудил инженеров двигаться дальше. Спустя всего несколько лет они подготовили улучшенную версию мопеда. Тем более, что начальная конструкция оказалась слишком простоватой для изысканного пользователя. Чтобы расширить круг потенциальных клиентов, создатели основательно доработали первоначальную версию.
Более серьезная техника – мопед Stadion S22
Мопед Stadion S22, добавленный в производственную программу с 1960 года, обеспечил больший комфорт при езде и производительность. Также пришло понимание, что параллельная конструкция, не конкуренты, а коллеги, идущие тем же путем. Поэтому, в интересах клиентов, производители из Раковника обеспечили большую унификацию с мопедами Jawetta.
Более солидный Jawa Stadion S22. Фото: youtube.com
Дизайн S22 полностью переработали. Двигатель был оснащен новым полупогружным карбюратором Jikov 2912 PS вместо типа 2912M (M означало моноблок) и впускным глушителем. Ширина шины увеличена с 2 до 2,25 дюйма. Если применить советскую классификацию, то он теперь больше походил не на легкий («дырчик») а на классический, правда, пока еще одноместный, мопед. Вот его некоторые технические показатели:
✅ рама из трубчатой стали
✅ сухой вес – 48 кг
✅ снаряженная масса – 52 кг
✅ емкость бака – 5,6 л
✅ колесная база – 1165 мм
✅ высота сидения – 850 мм
✅ максимальная скорость – 45 км/ч
Приводным агрегатом является Jawa 50 – тип 552, изготовленный на заводе MOTOR. Двигатель двухтактный, бензиновый, трехканальный с обратной промывкой и поршневым распределением, воздушного охлаждения с наклоненным вперед цилиндром. Он подвешивался под рамой на трех винтах, проходящих через втулки шарнира.
Резиновые блоки уменьшали передачу вибраций на раму. Мощность – 1,5 л. с. при 4250 об/мин. Двигатель сбалансирован во всем диапазоне оборотов и способен хорошо разгоняться, что позволяло уверенно использовать мопед в условиях высокой городской интенсивности движения.
Обе половины корпуса мотора отлиты под давлением из легких сплавов, также как и цилиндр, имеющий чугунную вставку. В головке блока установлен декомпрессор, управляемый рычагом, с помощью которого можно заглушить двигатель или облегчить его запуск. Коленчатый вал разделен и состоит из двух кривошипов с основными шейками. Отдельные детали прессованы и вращаются на трех однорядных шарикоподшипниках. Шатунный – роликовый, однорядный. Вот характеристики силового агрегата:
✅ рабочий объем – 49,8 куб. см
✅ мощность – 1,5 л. с
✅ степень сжатия – 7,5:1
✅ расход топлива – 1,6 л на 100 км
Обновленная техника пришлась по душе местным пользователям, особенно молодежи. Правда, оставался один момент. Красивым аппаратом (почти мотоциклом) можно было легко похвалиться перед своей девчонкой. Вот только прокатить ее никак не получилось бы. Ведь посадочных мест имелось всего одно и эту проблему в срочном порядке постарались решить пару лет спустя в новой, специальной версии.
Мопед S23 – «лебединая песня» марки Stadion
Последним вариантом в заводской истории стал тип S23, представленный в 1962 году. Этот спортивный мопед во многом повторял конструкцию предыдущего, с незначительными улучшениями. Двигатель JAWA 552 оснащался полуосевым карбюратором Jikov 2914 PS увеличенного диаметра диффузора с 12 до 14 мм, что позволило повысить его производительность.
Спортивный Stadion S23. Фото: youtube.com
Таким образом мопед мог развивать максимальную скорость до 60 км/ч (некоторые даже говорят о возможности разгоняться до семидесяти). Усиление рамы поперечиной над двигателем, увеличение диаметра тормозов до 125 мм и оснащение панели руля ветровым стеклом стало логичным ответом на возросшие ходовые качества этой машины.
Хотя официально он являлся одноместным, сидение вполне позволяло посадить сзади негабаритного пассажира. Вот только оставалась одна проблема. Мелкосерийное производство предназначалось исключительно для экспорта. А небольшое количество единиц техники продавалось на местном рынке уже после официального окончания производства.
Несколько штук также попали в руки чешских владельцев, купивших мопеды, возвращенные иностранными покупателями по претензиям. Конструкции отдельных элементов S23 могли различаться, в зависимости от конкретных требований заказчика.
Двигатель, который устанавливался на все модели. Фото: youtube.com
К сожалению, на основании директивного решения властей, связанного с реструктуризацией мотоциклетного производства в Чехословакии, в 1964 году производство мопедов в Раковнике было прекращено. Но они и сегодня вызывают немалый интерес, ведь на интернет-площадках за старенький Stadion S22 просят приличные 28-55 тыс. крон (112-220 тыс. рублей). А легендарный S11 может обойтись еще дороже.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Зачем в Ан-2 отверстия в сиденьях и почему нет туалета
Советский авиапром выпускал Ан-2 в разных вариациях: были обычные версии, санитарные, пожарные, десантные и многие другие. Но некоторые характерные приметы...
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный
Эта модель самолета проходила многолетние проверки, прежде чем попасть в первому заказчику. Япония не известна своими самолетами, но этот вызывает должное...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
SpaceX: после шестого полета Starship взят курс на Луну
SpaceX отчиталась о шестом успешном испытательном полете Starship: ускорительный многоразовый модуль и космический корабль вернулись на Землю. Впереди – полеты...
Эксклюзивный полет на советском авиалайнере Ту-134
Авиалайнер Ту-134 – это легенда советской пассажирской авиации. Его производство началось в 1966, а закончилось в 1989 году. Считается одним из самых массовых...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Космические корабли Boeing и SpaceX – попытка США отказаться от российских «Союзов»
Почти 10 лет США не имели собственных космических кораблей. И только благодаря частным корпорациям ситуацию удалось исправить....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...