Мопеды Jawa Stadion с очень короткой историей
История мопедов в Чехословакии имеет давнюю традицию. Межвоенное законодательство отдавало предпочтение именно такому варианту, поскольку для управления ими не требовалось регистрации и водительских прав, а объем двигателя ограничивался 100 куб. см. Самыми известными мотоциклами от местных производителей того времени являются Kaktus, CZ 98 и Jawa Robot.
Благодаря развитию мототехники в послевоенный период, появился новый класс объемом 50 куб. см. А вместе с ним и мопед Jawa 550 (по прозвищу Pionyr), который должен был стать преемником межвоенных аппаратов (его опытная серия имела педали).
Однако, благодаря законодательным изменениям 1955 года, они стали попадать в группу «малых мотоциклов» и пошли в производство без вспомогательных педалей. Так что появление в этом объемном классе аналогичной машины, которая оказалась бы проще и соответствовала новой спецификации мопеда, стало лишь вопросом времени.
Разработку чехословацкого варианта поручили двум отделам предприятий: развития тяжелой промышленности Рокицаны и пражскому конструкторскому бюро «9 мая». И, хотя лозунги гласили, что при социализме нет места конкуренции, оба производителя полностью задействовали свой творческий и инженерный потенциал.
Результаты проявились очень скоро, а конструкторы представили взвешенные и вполне работоспособные варианты. Кстати, каждый из них позже пошел в серию и имел немалый успех. В общем, эти события являются лишним доказательством того, что конкуренция – прекрасный двигатель прогресса.
Последний оснащался двигателем Jawa 551, концептуально основанным на предшественнике – модели 550. Оба прототипа (пока без торгового названия) были представлены публике на II Машиностроительной выставке в Брно того же года. Очень скоро конструкторы прибегли к модификациям, доработкам и улучшениям конструкции.
В период 1956–1957 годов создано несколько прототипов будущих Stadion, оснащенных двигателем Fichtel & Sachs, а также чехословацким JAWA 552, созданным на основе мотора Jawetta. Оба местных силовых агрегата конструктивно идентичны, за исключением разной формы головки и блока цилиндров. Серьезная подготовка показала, что модель вполне готова к тому, чтобы встать на заводской конвейер. Дело оставалось за выбором мощностей.
Серийный выпуск нового мопеда в итоге поручили производителю велосипедов Velo Stadion, национальному предприятию Раковник (филиалу завода Motor, Ческе-Будеевице). Он стартовал во второй половине 1957 года. Двигатели поставляла сама компания Motor. Торговое название Stadion техника получила в честь местного традиционного бренда. В итоге к нему добавилось также обозначение S11 (в народе он получил прозвище «козье дыхание»).
По своим техническим параметрам новинка являлась обычным велосипедом с мотором или привычным для старшего поколения наших читателей «дырчиком». Но, если обратить больше внимания на дизайн, то можно заметить, что S11 выглядел гораздо более стильным, чем наш его современник В-901. Это служит подтверждением потенциала чехословацкого предприятия, который, к сожалению, так и не удалось реализовать в полной мере.
Главным новшеством при производстве S11 стала передняя вилка. Первые серийные модели оснащались простой конструкцией с рычагами, подпружиненными за счет скручивающихся резиновых блоков. Однако это оказалось не очень успешным решением, и позже авторам пришлось прибегнуть к модернизации за счет коромысел, подвешенных на пружинах сжатия той же конструкции, что и в конкурентных мопедах Jawetta. За последующие три года собрали около 150 тысяч экземпляров S11.
Успешный старт побудил инженеров двигаться дальше. Спустя всего несколько лет они подготовили улучшенную версию мопеда. Тем более, что начальная конструкция оказалась слишком простоватой для изысканного пользователя. Чтобы расширить круг потенциальных клиентов, создатели основательно доработали первоначальную версию.
Мопед Stadion S22, добавленный в производственную программу с 1960 года, обеспечил больший комфорт при езде и производительность. Также пришло понимание, что параллельная конструкция, не конкуренты, а коллеги, идущие тем же путем. Поэтому, в интересах клиентов, производители из Раковника обеспечили большую унификацию с мопедами Jawetta.
Дизайн S22 полностью переработали. Двигатель был оснащен новым полупогружным карбюратором Jikov 2912 PS вместо типа 2912M (M означало моноблок) и впускным глушителем. Ширина шины увеличена с 2 до 2,25 дюйма. Если применить советскую классификацию, то он теперь больше походил не на легкий («дырчик») а на классический, правда, пока еще одноместный, мопед. Вот его некоторые технические показатели:
✅ рама из трубчатой стали
✅ сухой вес – 48 кг
✅ снаряженная масса – 52 кг
✅ емкость бака – 5,6 л
✅ колесная база – 1165 мм
✅ высота сидения – 850 мм
✅ максимальная скорость – 45 км/ч
Приводным агрегатом является Jawa 50 – тип 552, изготовленный на заводе MOTOR. Двигатель двухтактный, бензиновый, трехканальный с обратной промывкой и поршневым распределением, воздушного охлаждения с наклоненным вперед цилиндром. Он подвешивался под рамой на трех винтах, проходящих через втулки шарнира.
Резиновые блоки уменьшали передачу вибраций на раму. Мощность – 1,5 л. с. при 4250 об/мин. Двигатель сбалансирован во всем диапазоне оборотов и способен хорошо разгоняться, что позволяло уверенно использовать мопед в условиях высокой городской интенсивности движения.
Обе половины корпуса мотора отлиты под давлением из легких сплавов, также как и цилиндр, имеющий чугунную вставку. В головке блока установлен декомпрессор, управляемый рычагом, с помощью которого можно заглушить двигатель или облегчить его запуск. Коленчатый вал разделен и состоит из двух кривошипов с основными шейками. Отдельные детали прессованы и вращаются на трех однорядных шарикоподшипниках. Шатунный – роликовый, однорядный. Вот характеристики силового агрегата:
✅ рабочий объем – 49,8 куб. см
✅ мощность – 1,5 л. с
✅ степень сжатия – 7,5:1
✅ расход топлива – 1,6 л на 100 км
Обновленная техника пришлась по душе местным пользователям, особенно молодежи. Правда, оставался один момент. Красивым аппаратом (почти мотоциклом) можно было легко похвалиться перед своей девчонкой. Вот только прокатить ее никак не получилось бы. Ведь посадочных мест имелось всего одно и эту проблему в срочном порядке постарались решить пару лет спустя в новой, специальной версии.
Последним вариантом в заводской истории стал тип S23, представленный в 1962 году. Этот спортивный мопед во многом повторял конструкцию предыдущего, с незначительными улучшениями. Двигатель JAWA 552 оснащался полуосевым карбюратором Jikov 2914 PS увеличенного диаметра диффузора с 12 до 14 мм, что позволило повысить его производительность.
Таким образом мопед мог развивать максимальную скорость до 60 км/ч (некоторые даже говорят о возможности разгоняться до семидесяти). Усиление рамы поперечиной над двигателем, увеличение диаметра тормозов до 125 мм и оснащение панели руля ветровым стеклом стало логичным ответом на возросшие ходовые качества этой машины.
Хотя официально он являлся одноместным, сидение вполне позволяло посадить сзади негабаритного пассажира. Вот только оставалась одна проблема. Мелкосерийное производство предназначалось исключительно для экспорта. А небольшое количество единиц техники продавалось на местном рынке уже после официального окончания производства.
Несколько штук также попали в руки чешских владельцев, купивших мопеды, возвращенные иностранными покупателями по претензиям. Конструкции отдельных элементов S23 могли различаться, в зависимости от конкретных требований заказчика.
К сожалению, на основании директивного решения властей, связанного с реструктуризацией мотоциклетного производства в Чехословакии, в 1964 году производство мопедов в Раковнике было прекращено. Но они и сегодня вызывают немалый интерес, ведь на интернет-площадках за старенький Stadion S22 просят приличные 28-55 тыс. крон (112-220 тыс. рублей). А легендарный S11 может обойтись еще дороже.
Благодаря развитию мототехники в послевоенный период, появился новый класс объемом 50 куб. см. А вместе с ним и мопед Jawa 550 (по прозвищу Pionyr), который должен был стать преемником межвоенных аппаратов (его опытная серия имела педали).
Мопед Jawa Stadion S11. Фото: youtube.com
Однако, благодаря законодательным изменениям 1955 года, они стали попадать в группу «малых мотоциклов» и пошли в производство без вспомогательных педалей. Так что появление в этом объемном классе аналогичной машины, которая оказалась бы проще и соответствовала новой спецификации мопеда, стало лишь вопросом времени.
Разработку чехословацкого варианта поручили двум отделам предприятий: развития тяжелой промышленности Рокицаны и пражскому конструкторскому бюро «9 мая». И, хотя лозунги гласили, что при социализме нет места конкуренции, оба производителя полностью задействовали свой творческий и инженерный потенциал.
Создание мопеда Stadion S11
Результаты проявились очень скоро, а конструкторы представили взвешенные и вполне работоспособные варианты. Кстати, каждый из них позже пошел в серию и имел немалый успех. В общем, эти события являются лишним доказательством того, что конкуренция – прекрасный двигатель прогресса.
В 1956 году в Рокицанах (под руководством конструктора Шовадина) представили прототип мопеда Stadion, предварительно оснащенного двигателем Fichtel & Sachs объемом 48 куб. см. А (в рамках реальной конкурентной гонки) «9 мая» (Jawa) создали мопед Jawetta.
Последний оснащался двигателем Jawa 551, концептуально основанным на предшественнике – модели 550. Оба прототипа (пока без торгового названия) были представлены публике на II Машиностроительной выставке в Брно того же года. Очень скоро конструкторы прибегли к модификациям, доработкам и улучшениям конструкции.
В период 1956–1957 годов создано несколько прототипов будущих Stadion, оснащенных двигателем Fichtel & Sachs, а также чехословацким JAWA 552, созданным на основе мотора Jawetta. Оба местных силовых агрегата конструктивно идентичны, за исключением разной формы головки и блока цилиндров. Серьезная подготовка показала, что модель вполне готова к тому, чтобы встать на заводской конвейер. Дело оставалось за выбором мощностей.
Серийный выпуск нового мопеда в итоге поручили производителю велосипедов Velo Stadion, национальному предприятию Раковник (филиалу завода Motor, Ческе-Будеевице). Он стартовал во второй половине 1957 года. Двигатели поставляла сама компания Motor. Торговое название Stadion техника получила в честь местного традиционного бренда. В итоге к нему добавилось также обозначение S11 (в народе он получил прозвище «козье дыхание»).
S11: просто велосипед с мотором. Фото: youtube.com
По своим техническим параметрам новинка являлась обычным велосипедом с мотором или привычным для старшего поколения наших читателей «дырчиком». Но, если обратить больше внимания на дизайн, то можно заметить, что S11 выглядел гораздо более стильным, чем наш его современник В-901. Это служит подтверждением потенциала чехословацкого предприятия, который, к сожалению, так и не удалось реализовать в полной мере.
Главным новшеством при производстве S11 стала передняя вилка. Первые серийные модели оснащались простой конструкцией с рычагами, подпружиненными за счет скручивающихся резиновых блоков. Однако это оказалось не очень успешным решением, и позже авторам пришлось прибегнуть к модернизации за счет коромысел, подвешенных на пружинах сжатия той же конструкции, что и в конкурентных мопедах Jawetta. За последующие три года собрали около 150 тысяч экземпляров S11.
Успешный старт побудил инженеров двигаться дальше. Спустя всего несколько лет они подготовили улучшенную версию мопеда. Тем более, что начальная конструкция оказалась слишком простоватой для изысканного пользователя. Чтобы расширить круг потенциальных клиентов, создатели основательно доработали первоначальную версию.
Более серьезная техника – мопед Stadion S22
Мопед Stadion S22, добавленный в производственную программу с 1960 года, обеспечил больший комфорт при езде и производительность. Также пришло понимание, что параллельная конструкция, не конкуренты, а коллеги, идущие тем же путем. Поэтому, в интересах клиентов, производители из Раковника обеспечили большую унификацию с мопедами Jawetta.
Более солидный Jawa Stadion S22. Фото: youtube.com
Дизайн S22 полностью переработали. Двигатель был оснащен новым полупогружным карбюратором Jikov 2912 PS вместо типа 2912M (M означало моноблок) и впускным глушителем. Ширина шины увеличена с 2 до 2,25 дюйма. Если применить советскую классификацию, то он теперь больше походил не на легкий («дырчик») а на классический, правда, пока еще одноместный, мопед. Вот его некоторые технические показатели:
✅ рама из трубчатой стали
✅ сухой вес – 48 кг
✅ снаряженная масса – 52 кг
✅ емкость бака – 5,6 л
✅ колесная база – 1165 мм
✅ высота сидения – 850 мм
✅ максимальная скорость – 45 км/ч
Приводным агрегатом является Jawa 50 – тип 552, изготовленный на заводе MOTOR. Двигатель двухтактный, бензиновый, трехканальный с обратной промывкой и поршневым распределением, воздушного охлаждения с наклоненным вперед цилиндром. Он подвешивался под рамой на трех винтах, проходящих через втулки шарнира.
Резиновые блоки уменьшали передачу вибраций на раму. Мощность – 1,5 л. с. при 4250 об/мин. Двигатель сбалансирован во всем диапазоне оборотов и способен хорошо разгоняться, что позволяло уверенно использовать мопед в условиях высокой городской интенсивности движения.
Обе половины корпуса мотора отлиты под давлением из легких сплавов, также как и цилиндр, имеющий чугунную вставку. В головке блока установлен декомпрессор, управляемый рычагом, с помощью которого можно заглушить двигатель или облегчить его запуск. Коленчатый вал разделен и состоит из двух кривошипов с основными шейками. Отдельные детали прессованы и вращаются на трех однорядных шарикоподшипниках. Шатунный – роликовый, однорядный. Вот характеристики силового агрегата:
✅ рабочий объем – 49,8 куб. см
✅ мощность – 1,5 л. с
✅ степень сжатия – 7,5:1
✅ расход топлива – 1,6 л на 100 км
Обновленная техника пришлась по душе местным пользователям, особенно молодежи. Правда, оставался один момент. Красивым аппаратом (почти мотоциклом) можно было легко похвалиться перед своей девчонкой. Вот только прокатить ее никак не получилось бы. Ведь посадочных мест имелось всего одно и эту проблему в срочном порядке постарались решить пару лет спустя в новой, специальной версии.
Мопед S23 – «лебединая песня» марки Stadion
Последним вариантом в заводской истории стал тип S23, представленный в 1962 году. Этот спортивный мопед во многом повторял конструкцию предыдущего, с незначительными улучшениями. Двигатель JAWA 552 оснащался полуосевым карбюратором Jikov 2914 PS увеличенного диаметра диффузора с 12 до 14 мм, что позволило повысить его производительность.
Спортивный Stadion S23. Фото: youtube.com
Таким образом мопед мог развивать максимальную скорость до 60 км/ч (некоторые даже говорят о возможности разгоняться до семидесяти). Усиление рамы поперечиной над двигателем, увеличение диаметра тормозов до 125 мм и оснащение панели руля ветровым стеклом стало логичным ответом на возросшие ходовые качества этой машины.
Хотя официально он являлся одноместным, сидение вполне позволяло посадить сзади негабаритного пассажира. Вот только оставалась одна проблема. Мелкосерийное производство предназначалось исключительно для экспорта. А небольшое количество единиц техники продавалось на местном рынке уже после официального окончания производства.
Несколько штук также попали в руки чешских владельцев, купивших мопеды, возвращенные иностранными покупателями по претензиям. Конструкции отдельных элементов S23 могли различаться, в зависимости от конкретных требований заказчика.
Двигатель, который устанавливался на все модели. Фото: youtube.com
К сожалению, на основании директивного решения властей, связанного с реструктуризацией мотоциклетного производства в Чехословакии, в 1964 году производство мопедов в Раковнике было прекращено. Но они и сегодня вызывают немалый интерес, ведь на интернет-площадках за старенький Stadion S22 просят приличные 28-55 тыс. крон (112-220 тыс. рублей). А легендарный S11 может обойтись еще дороже.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...