Российский вертолет «Беркут»: разработка длиной в 15 лет
На авиашоу «МАКС» в 2011-м году посетителей заинтересовала российская разработка – двухместный вертолет «Беркут». Машина была спроектирована и построена одноименным КБ на частные средства без участия государства. На то время эксперты были уверены: летательный аппарат по своим техническим параметрам, стоимости может свободно конкурировать с заграничными аналогами. Например, такими, как Robinson (модели R22, R44), потихоньку заполняющий полупустой российский рынок легкой авиации.
Проектные работы стартовали в 2007- м году: автором идеи и руководителем являлся Валентин Малкин, главный конструктор. Тогда в мире господствовали вертолеты с традиционным несущим и рулевым винтом. В КБ «Беркут» решили строить аппарат в более прогрессивном варианте, пока еще мало распространенным. Имеется в виду соосная схема. По сравнению с обычной она позволяет сделать машину компактнее, мощнее. При этом горючего будет расходоваться меньше, уровень вибраций, шума снизится.
Проектные работы были одобрены российским «Фондом поддержки авиации им. Титова». Также интерес к проекту выразил один из столичных предпринимателей, владевший производственным бизнесом. На первом этапе решили ограничиться сборкой пары машин.
Подходящего силового агрегата, производимого в РФ, на то время просто не было. Поэтому рассматривали варианты с лучшими зарубежными моторами от компаний «Лайкоминг», «Джабира» и других. Однако неожиданно в дело включилась политика: московское руководство, курировавшее «Фонд», заявило, что «стране нужен свой двигатель». Как нельзя «кстати» появился подрядчик, занимавшийся тюнингом автомобилей ВАЗ. С ним и был подписан договор о поставке пока пары форсированных агрегатов ВАЗ максимальной мощностью не менее 165-ти «лошадей». Уже рассчитывали прибыль от выпуска 15-30 вертолетов в месяц.
Авиационный (!) двигатель разрабатывался на базе мотора от «Калины», развивавший 82 л. с. Новые изделия стали именоваться «Конвер-ВАЗ». Одно из главных требований к движку – наличие запаса мощности в 11 %: на взлете необходимо от 147-ми «лошадей». В 2010-м агрегаты стали монтировать на «Беркуты». Однако форсированный мотор от «Калины» выдавал на взлете всего 132 л. с., при крайне неравномерно крутящем моменте. Мощности явно не хватало, не говоря уже об эксплуатационном запасе ресурса.
Однако поздно – машины уже собрали. Чтобы как-то улучшить положение, изменили схему выхлопной системы: «банку» коллектора установили снаружи. Поднялась ли после подобной доработки мощность или нет, так и осталось тайной.
Вертолет старались сделать к грядущим в 2011-м году выставкам МАКС и HeliRussia. А практическое использование вертолета с мотором от «Калины» было невозможным. Но и «быстренько» поставить импортный силовой агрегат также нельзя. И дело не только в политике («у нас должен быть свой двигатель…»): это технически сложно. При монтаже «Лайкоминга» центр тяжести уходил назад: оппозитный мотор ставился продольно, а от «Калины» – поперечно (требуется новая компоновка технического отсека).
К тому же вертолетный двигатель малооборотистый, в отличие от автомобильного. Пришлось бы менять передаточные числа редуктора. Систему управления аппаратом тоже нужно было переделывать. Говоря коротко, требовалась частичная реконструкция «Беркута» с установкой новых комплектующих. А деньги уже кончились.
Машина вызывала интерес не только современным дизайном. Представители КБ говорили и о других плюсах – в частности, стоимости. Аппарат оценивался в 130 тыс. долларов, при заказе не менее десяти экземпляров – 105 тыс. «зеленых». Это, как минимум, на четверть дешевле заграничных аналогов (при благоприятных условиях стоимость аппарата может быть меньше наполовину). Участвовать в выставочных мероприятиях вертолету пришлось с автомобильным двигателем.
Но плюс от авиашоу был: конструкцией заинтересовались множество официальных лиц, близких к столичному руководству и бизнесменов. После конфликта, разгоревшегося вокруг двигателя, главный конструктор ушел из совместного КБ и организовал свою компанию. В ее рамках был разработан новый вертолет «ВМ-Круиз» с агрегатом O-360-J2A.
Лопасти аппарата сделаны из композитов, D-образный лонжерон имеет хвостовую полость, заполненную пенопластом. Передняя кромка – с противофлаттерными грузами из свинца и того же композита. Винты управляются посредством системы российской разработки (автор – В. Малкин), на которую получен патент за № 120627.
В основе корпуса – стальная ферменная конструкция, обшитая стеклопластиком. Из него же изготовлена хвостовая балка, получившая оперение в виде буквы «Н».
Она может трансформироваться, в зависимости от модификации вертолета. Если он предназначен для пассажира, то предусматривается пара багажных отсеков под ручную кладь.
Один из них можно «модифицировать», установив дополнительный топливный бак (вместо него допускается взятие иного груза). Характеристики «Беркута» («Круиза») с двигателем ВАЗ (в скобках – с Lycoming):
✅ диаметр винта – 6,75 (7,6) м
✅ длина, ширина с шасси, высота – 5,1 (5,2), 1,85 (1,85) и 2,83 (3) м
✅ полная взлетная масса – 780 (795) кг
✅ коммерческая нагрузка – 230 (264) кг
✅ скорость – до 174 (170) км/ч
✅ дальность – до 600 (810) км
✅ высота – 3,6 (4) км
Скорость подъема у вертолета с импортным двигателем доходит до 7 м/с, «вазовским» – 5,8 м/с. При почти одинаковой мощности: 147 и 150 л. с. соответственно.
Создаваемый с таким трудом вертолет в первую очередь предназначался для продажи частным лицам. Но тут грянул 2014-й и курс доллара скаканул вверх. Стоимость мотора поднялась. Спросом стали пользоваться недорогие и легкие модели. Однако «Круиз» весил слишком много, поэтому работы по его «доводке» приостановились. В компании (по заказу из-за границы) стали делать недорогой вариант первого аппарата (его уменьшенную копию) – более легкий и дешевый Hunter.
Как указывается на официальном сайте, до 2019-го разработки проводились в рамках авиакомпании «Вектор», имеющей свой парк летающей техники. В 2021-м с учетом результатов деятельности по созданию аппаратов «Беркут-3» и «Беркут-5», формируется отдельная организация авиакорпорация, цель которой – поставить производство данных вертолетов на конвейер. Также предполагается создать сервисную, ремонтную базу и т. п.
Документация на «Беркут-3» разработанная в сотрудничестве со специалистами из КБ Камова и Миля – полностью в цифровом формате. В ходе проектирования учитывались стандарты АП-27. Сегодня на построенном экземпляре проводится тестирование несущей системы и трансмиссии.
Производство опытных машин организовано на площадках Казанского моторостроительного объединения – «КМПО». На официальном сайте пока не сообщается, когда «Беркут-3», а тем более, пятую модель, запустят в серию. Что же, остается только ждать новостей…
Проектные работы стартовали в 2007- м году: автором идеи и руководителем являлся Валентин Малкин, главный конструктор. Тогда в мире господствовали вертолеты с традиционным несущим и рулевым винтом. В КБ «Беркут» решили строить аппарат в более прогрессивном варианте, пока еще мало распространенным. Имеется в виду соосная схема. По сравнению с обычной она позволяет сделать машину компактнее, мощнее. При этом горючего будет расходоваться меньше, уровень вибраций, шума снизится.
Двухместные вертолеты на то время были самыми востребованными. Фото: YouTube.com
Проектные работы были одобрены российским «Фондом поддержки авиации им. Титова». Также интерес к проекту выразил один из столичных предпринимателей, владевший производственным бизнесом. На первом этапе решили ограничиться сборкой пары машин.
«Эпопея» с двигателем и политика
Подходящего силового агрегата, производимого в РФ, на то время просто не было. Поэтому рассматривали варианты с лучшими зарубежными моторами от компаний «Лайкоминг», «Джабира» и других. Однако неожиданно в дело включилась политика: московское руководство, курировавшее «Фонд», заявило, что «стране нужен свой двигатель». Как нельзя «кстати» появился подрядчик, занимавшийся тюнингом автомобилей ВАЗ. С ним и был подписан договор о поставке пока пары форсированных агрегатов ВАЗ максимальной мощностью не менее 165-ти «лошадей». Уже рассчитывали прибыль от выпуска 15-30 вертолетов в месяц.
Никто и не думал, что этот движок полетит в небо. Фото: YouTube.com
Авиационный (!) двигатель разрабатывался на базе мотора от «Калины», развивавший 82 л. с. Новые изделия стали именоваться «Конвер-ВАЗ». Одно из главных требований к движку – наличие запаса мощности в 11 %: на взлете необходимо от 147-ми «лошадей». В 2010-м агрегаты стали монтировать на «Беркуты». Однако форсированный мотор от «Калины» выдавал на взлете всего 132 л. с., при крайне неравномерно крутящем моменте. Мощности явно не хватало, не говоря уже об эксплуатационном запасе ресурса.
Позже подтвердилось: автомобильный движок выдерживал на несколько подъемов и недолгий полет (всего 1,5-2 ч работы). Затем мотор можно было менять. Он подходил разве что для гонок: тогда его хватило бы на 3-4 соревнования.
Однако поздно – машины уже собрали. Чтобы как-то улучшить положение, изменили схему выхлопной системы: «банку» коллектора установили снаружи. Поднялась ли после подобной доработки мощность или нет, так и осталось тайной.
Почему тогда не установили «Лайкоминг»
Вертолет старались сделать к грядущим в 2011-м году выставкам МАКС и HeliRussia. А практическое использование вертолета с мотором от «Калины» было невозможным. Но и «быстренько» поставить импортный силовой агрегат также нельзя. И дело не только в политике («у нас должен быть свой двигатель…»): это технически сложно. При монтаже «Лайкоминга» центр тяжести уходил назад: оппозитный мотор ставился продольно, а от «Калины» – поперечно (требуется новая компоновка технического отсека).
С автомобильным мотором много не налетаешь... Фото: YouTube.com
К тому же вертолетный двигатель малооборотистый, в отличие от автомобильного. Пришлось бы менять передаточные числа редуктора. Систему управления аппаратом тоже нужно было переделывать. Говоря коротко, требовалась частичная реконструкция «Беркута» с установкой новых комплектующих. А деньги уже кончились.
На авиашоу в 2011-м
Машина вызывала интерес не только современным дизайном. Представители КБ говорили и о других плюсах – в частности, стоимости. Аппарат оценивался в 130 тыс. долларов, при заказе не менее десяти экземпляров – 105 тыс. «зеленых». Это, как минимум, на четверть дешевле заграничных аналогов (при благоприятных условиях стоимость аппарата может быть меньше наполовину). Участвовать в выставочных мероприятиях вертолету пришлось с автомобильным двигателем.
На выставки вертолет все-таки возили. Фото: YouTube.com
Но плюс от авиашоу был: конструкцией заинтересовались множество официальных лиц, близких к столичному руководству и бизнесменов. После конфликта, разгоревшегося вокруг двигателя, главный конструктор ушел из совместного КБ и организовал свою компанию. В ее рамках был разработан новый вертолет «ВМ-Круиз» с агрегатом O-360-J2A.
Общая конструкция «Беркута»
Лопасти аппарата сделаны из композитов, D-образный лонжерон имеет хвостовую полость, заполненную пенопластом. Передняя кромка – с противофлаттерными грузами из свинца и того же композита. Винты управляются посредством системы российской разработки (автор – В. Малкин), на которую получен патент за № 120627.
Винты регулируются устройством, созданным в РФ. Фото: YouTube.com
В основе корпуса – стальная ферменная конструкция, обшитая стеклопластиком. Из него же изготовлена хвостовая балка, получившая оперение в виде буквы «Н».
Кабина
Она может трансформироваться, в зависимости от модификации вертолета. Если он предназначен для пассажира, то предусматривается пара багажных отсеков под ручную кладь.
Посадка в кабину – как в автомобиль. Фото: YouTube.com
Один из них можно «модифицировать», установив дополнительный топливный бак (вместо него допускается взятие иного груза). Характеристики «Беркута» («Круиза») с двигателем ВАЗ (в скобках – с Lycoming):
✅ диаметр винта – 6,75 (7,6) м
✅ длина, ширина с шасси, высота – 5,1 (5,2), 1,85 (1,85) и 2,83 (3) м
✅ полная взлетная масса – 780 (795) кг
✅ коммерческая нагрузка – 230 (264) кг
✅ скорость – до 174 (170) км/ч
✅ дальность – до 600 (810) км
✅ высота – 3,6 (4) км
Скорость подъема у вертолета с импортным двигателем доходит до 7 м/с, «вазовским» – 5,8 м/с. При почти одинаковой мощности: 147 и 150 л. с. соответственно.
Что дальше
Создаваемый с таким трудом вертолет в первую очередь предназначался для продажи частным лицам. Но тут грянул 2014-й и курс доллара скаканул вверх. Стоимость мотора поднялась. Спросом стали пользоваться недорогие и легкие модели. Однако «Круиз» весил слишком много, поэтому работы по его «доводке» приостановились. В компании (по заказу из-за границы) стали делать недорогой вариант первого аппарата (его уменьшенную копию) – более легкий и дешевый Hunter.
«Беркут-3»
Как указывается на официальном сайте, до 2019-го разработки проводились в рамках авиакомпании «Вектор», имеющей свой парк летающей техники. В 2021-м с учетом результатов деятельности по созданию аппаратов «Беркут-3» и «Беркут-5», формируется отдельная организация авиакорпорация, цель которой – поставить производство данных вертолетов на конвейер. Также предполагается создать сервисную, ремонтную базу и т. п.
Широкой публике четырехместный «Беркут-3» показали на авиасалоне МАКС-2021.
Документация на «Беркут-3» разработанная в сотрудничестве со специалистами из КБ Камова и Миля – полностью в цифровом формате. В ходе проектирования учитывались стандарты АП-27. Сегодня на построенном экземпляре проводится тестирование несущей системы и трансмиссии.
«Беркут-3» – компьютерная модель. Фото: YouTube.com
Производство опытных машин организовано на площадках Казанского моторостроительного объединения – «КМПО». На официальном сайте пока не сообщается, когда «Беркут-3», а тем более, пятую модель, запустят в серию. Что же, остается только ждать новостей…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....