Российский вертолет «Беркут»: разработка длиной в 15 лет
На авиашоу «МАКС» в 2011-м году посетителей заинтересовала российская разработка – двухместный вертолет «Беркут». Машина была спроектирована и построена одноименным КБ на частные средства без участия государства. На то время эксперты были уверены: летательный аппарат по своим техническим параметрам, стоимости может свободно конкурировать с заграничными аналогами. Например, такими, как Robinson (модели R22, R44), потихоньку заполняющий полупустой российский рынок легкой авиации.
Проектные работы стартовали в 2007- м году: автором идеи и руководителем являлся Валентин Малкин, главный конструктор. Тогда в мире господствовали вертолеты с традиционным несущим и рулевым винтом. В КБ «Беркут» решили строить аппарат в более прогрессивном варианте, пока еще мало распространенным. Имеется в виду соосная схема. По сравнению с обычной она позволяет сделать машину компактнее, мощнее. При этом горючего будет расходоваться меньше, уровень вибраций, шума снизится.
Проектные работы были одобрены российским «Фондом поддержки авиации им. Титова». Также интерес к проекту выразил один из столичных предпринимателей, владевший производственным бизнесом. На первом этапе решили ограничиться сборкой пары машин.
Подходящего силового агрегата, производимого в РФ, на то время просто не было. Поэтому рассматривали варианты с лучшими зарубежными моторами от компаний «Лайкоминг», «Джабира» и других. Однако неожиданно в дело включилась политика: московское руководство, курировавшее «Фонд», заявило, что «стране нужен свой двигатель». Как нельзя «кстати» появился подрядчик, занимавшийся тюнингом автомобилей ВАЗ. С ним и был подписан договор о поставке пока пары форсированных агрегатов ВАЗ максимальной мощностью не менее 165-ти «лошадей». Уже рассчитывали прибыль от выпуска 15-30 вертолетов в месяц.
Авиационный (!) двигатель разрабатывался на базе мотора от «Калины», развивавший 82 л. с. Новые изделия стали именоваться «Конвер-ВАЗ». Одно из главных требований к движку – наличие запаса мощности в 11 %: на взлете необходимо от 147-ми «лошадей». В 2010-м агрегаты стали монтировать на «Беркуты». Однако форсированный мотор от «Калины» выдавал на взлете всего 132 л. с., при крайне неравномерно крутящем моменте. Мощности явно не хватало, не говоря уже об эксплуатационном запасе ресурса.
Однако поздно – машины уже собрали. Чтобы как-то улучшить положение, изменили схему выхлопной системы: «банку» коллектора установили снаружи. Поднялась ли после подобной доработки мощность или нет, так и осталось тайной.
Вертолет старались сделать к грядущим в 2011-м году выставкам МАКС и HeliRussia. А практическое использование вертолета с мотором от «Калины» было невозможным. Но и «быстренько» поставить импортный силовой агрегат также нельзя. И дело не только в политике («у нас должен быть свой двигатель…»): это технически сложно. При монтаже «Лайкоминга» центр тяжести уходил назад: оппозитный мотор ставился продольно, а от «Калины» – поперечно (требуется новая компоновка технического отсека).
К тому же вертолетный двигатель малооборотистый, в отличие от автомобильного. Пришлось бы менять передаточные числа редуктора. Систему управления аппаратом тоже нужно было переделывать. Говоря коротко, требовалась частичная реконструкция «Беркута» с установкой новых комплектующих. А деньги уже кончились.
Машина вызывала интерес не только современным дизайном. Представители КБ говорили и о других плюсах – в частности, стоимости. Аппарат оценивался в 130 тыс. долларов, при заказе не менее десяти экземпляров – 105 тыс. «зеленых». Это, как минимум, на четверть дешевле заграничных аналогов (при благоприятных условиях стоимость аппарата может быть меньше наполовину). Участвовать в выставочных мероприятиях вертолету пришлось с автомобильным двигателем.
Но плюс от авиашоу был: конструкцией заинтересовались множество официальных лиц, близких к столичному руководству и бизнесменов. После конфликта, разгоревшегося вокруг двигателя, главный конструктор ушел из совместного КБ и организовал свою компанию. В ее рамках был разработан новый вертолет «ВМ-Круиз» с агрегатом O-360-J2A.
Лопасти аппарата сделаны из композитов, D-образный лонжерон имеет хвостовую полость, заполненную пенопластом. Передняя кромка – с противофлаттерными грузами из свинца и того же композита. Винты управляются посредством системы российской разработки (автор – В. Малкин), на которую получен патент за № 120627.
В основе корпуса – стальная ферменная конструкция, обшитая стеклопластиком. Из него же изготовлена хвостовая балка, получившая оперение в виде буквы «Н».
Она может трансформироваться, в зависимости от модификации вертолета. Если он предназначен для пассажира, то предусматривается пара багажных отсеков под ручную кладь.
Один из них можно «модифицировать», установив дополнительный топливный бак (вместо него допускается взятие иного груза). Характеристики «Беркута» («Круиза») с двигателем ВАЗ (в скобках – с Lycoming):
✅ диаметр винта – 6,75 (7,6) м
✅ длина, ширина с шасси, высота – 5,1 (5,2), 1,85 (1,85) и 2,83 (3) м
✅ полная взлетная масса – 780 (795) кг
✅ коммерческая нагрузка – 230 (264) кг
✅ скорость – до 174 (170) км/ч
✅ дальность – до 600 (810) км
✅ высота – 3,6 (4) км
Скорость подъема у вертолета с импортным двигателем доходит до 7 м/с, «вазовским» – 5,8 м/с. При почти одинаковой мощности: 147 и 150 л. с. соответственно.
Создаваемый с таким трудом вертолет в первую очередь предназначался для продажи частным лицам. Но тут грянул 2014-й и курс доллара скаканул вверх. Стоимость мотора поднялась. Спросом стали пользоваться недорогие и легкие модели. Однако «Круиз» весил слишком много, поэтому работы по его «доводке» приостановились. В компании (по заказу из-за границы) стали делать недорогой вариант первого аппарата (его уменьшенную копию) – более легкий и дешевый Hunter.
Как указывается на официальном сайте, до 2019-го разработки проводились в рамках авиакомпании «Вектор», имеющей свой парк летающей техники. В 2021-м с учетом результатов деятельности по созданию аппаратов «Беркут-3» и «Беркут-5», формируется отдельная организация авиакорпорация, цель которой – поставить производство данных вертолетов на конвейер. Также предполагается создать сервисную, ремонтную базу и т. п.
Документация на «Беркут-3» разработанная в сотрудничестве со специалистами из КБ Камова и Миля – полностью в цифровом формате. В ходе проектирования учитывались стандарты АП-27. Сегодня на построенном экземпляре проводится тестирование несущей системы и трансмиссии.
Производство опытных машин организовано на площадках Казанского моторостроительного объединения – «КМПО». На официальном сайте пока не сообщается, когда «Беркут-3», а тем более, пятую модель, запустят в серию. Что же, остается только ждать новостей…
Проектные работы стартовали в 2007- м году: автором идеи и руководителем являлся Валентин Малкин, главный конструктор. Тогда в мире господствовали вертолеты с традиционным несущим и рулевым винтом. В КБ «Беркут» решили строить аппарат в более прогрессивном варианте, пока еще мало распространенным. Имеется в виду соосная схема. По сравнению с обычной она позволяет сделать машину компактнее, мощнее. При этом горючего будет расходоваться меньше, уровень вибраций, шума снизится.
Двухместные вертолеты на то время были самыми востребованными. Фото: YouTube.com
Проектные работы были одобрены российским «Фондом поддержки авиации им. Титова». Также интерес к проекту выразил один из столичных предпринимателей, владевший производственным бизнесом. На первом этапе решили ограничиться сборкой пары машин.
«Эпопея» с двигателем и политика
Подходящего силового агрегата, производимого в РФ, на то время просто не было. Поэтому рассматривали варианты с лучшими зарубежными моторами от компаний «Лайкоминг», «Джабира» и других. Однако неожиданно в дело включилась политика: московское руководство, курировавшее «Фонд», заявило, что «стране нужен свой двигатель». Как нельзя «кстати» появился подрядчик, занимавшийся тюнингом автомобилей ВАЗ. С ним и был подписан договор о поставке пока пары форсированных агрегатов ВАЗ максимальной мощностью не менее 165-ти «лошадей». Уже рассчитывали прибыль от выпуска 15-30 вертолетов в месяц.
Никто и не думал, что этот движок полетит в небо. Фото: YouTube.com
Авиационный (!) двигатель разрабатывался на базе мотора от «Калины», развивавший 82 л. с. Новые изделия стали именоваться «Конвер-ВАЗ». Одно из главных требований к движку – наличие запаса мощности в 11 %: на взлете необходимо от 147-ми «лошадей». В 2010-м агрегаты стали монтировать на «Беркуты». Однако форсированный мотор от «Калины» выдавал на взлете всего 132 л. с., при крайне неравномерно крутящем моменте. Мощности явно не хватало, не говоря уже об эксплуатационном запасе ресурса.
Позже подтвердилось: автомобильный движок выдерживал на несколько подъемов и недолгий полет (всего 1,5-2 ч работы). Затем мотор можно было менять. Он подходил разве что для гонок: тогда его хватило бы на 3-4 соревнования.
Однако поздно – машины уже собрали. Чтобы как-то улучшить положение, изменили схему выхлопной системы: «банку» коллектора установили снаружи. Поднялась ли после подобной доработки мощность или нет, так и осталось тайной.
Почему тогда не установили «Лайкоминг»
Вертолет старались сделать к грядущим в 2011-м году выставкам МАКС и HeliRussia. А практическое использование вертолета с мотором от «Калины» было невозможным. Но и «быстренько» поставить импортный силовой агрегат также нельзя. И дело не только в политике («у нас должен быть свой двигатель…»): это технически сложно. При монтаже «Лайкоминга» центр тяжести уходил назад: оппозитный мотор ставился продольно, а от «Калины» – поперечно (требуется новая компоновка технического отсека).
С автомобильным мотором много не налетаешь... Фото: YouTube.com
К тому же вертолетный двигатель малооборотистый, в отличие от автомобильного. Пришлось бы менять передаточные числа редуктора. Систему управления аппаратом тоже нужно было переделывать. Говоря коротко, требовалась частичная реконструкция «Беркута» с установкой новых комплектующих. А деньги уже кончились.
На авиашоу в 2011-м
Машина вызывала интерес не только современным дизайном. Представители КБ говорили и о других плюсах – в частности, стоимости. Аппарат оценивался в 130 тыс. долларов, при заказе не менее десяти экземпляров – 105 тыс. «зеленых». Это, как минимум, на четверть дешевле заграничных аналогов (при благоприятных условиях стоимость аппарата может быть меньше наполовину). Участвовать в выставочных мероприятиях вертолету пришлось с автомобильным двигателем.
На выставки вертолет все-таки возили. Фото: YouTube.com
Но плюс от авиашоу был: конструкцией заинтересовались множество официальных лиц, близких к столичному руководству и бизнесменов. После конфликта, разгоревшегося вокруг двигателя, главный конструктор ушел из совместного КБ и организовал свою компанию. В ее рамках был разработан новый вертолет «ВМ-Круиз» с агрегатом O-360-J2A.
Общая конструкция «Беркута»
Лопасти аппарата сделаны из композитов, D-образный лонжерон имеет хвостовую полость, заполненную пенопластом. Передняя кромка – с противофлаттерными грузами из свинца и того же композита. Винты управляются посредством системы российской разработки (автор – В. Малкин), на которую получен патент за № 120627.
Винты регулируются устройством, созданным в РФ. Фото: YouTube.com
В основе корпуса – стальная ферменная конструкция, обшитая стеклопластиком. Из него же изготовлена хвостовая балка, получившая оперение в виде буквы «Н».
Кабина
Она может трансформироваться, в зависимости от модификации вертолета. Если он предназначен для пассажира, то предусматривается пара багажных отсеков под ручную кладь.
Посадка в кабину – как в автомобиль. Фото: YouTube.com
Один из них можно «модифицировать», установив дополнительный топливный бак (вместо него допускается взятие иного груза). Характеристики «Беркута» («Круиза») с двигателем ВАЗ (в скобках – с Lycoming):
✅ диаметр винта – 6,75 (7,6) м
✅ длина, ширина с шасси, высота – 5,1 (5,2), 1,85 (1,85) и 2,83 (3) м
✅ полная взлетная масса – 780 (795) кг
✅ коммерческая нагрузка – 230 (264) кг
✅ скорость – до 174 (170) км/ч
✅ дальность – до 600 (810) км
✅ высота – 3,6 (4) км
Скорость подъема у вертолета с импортным двигателем доходит до 7 м/с, «вазовским» – 5,8 м/с. При почти одинаковой мощности: 147 и 150 л. с. соответственно.
Что дальше
Создаваемый с таким трудом вертолет в первую очередь предназначался для продажи частным лицам. Но тут грянул 2014-й и курс доллара скаканул вверх. Стоимость мотора поднялась. Спросом стали пользоваться недорогие и легкие модели. Однако «Круиз» весил слишком много, поэтому работы по его «доводке» приостановились. В компании (по заказу из-за границы) стали делать недорогой вариант первого аппарата (его уменьшенную копию) – более легкий и дешевый Hunter.
«Беркут-3»
Как указывается на официальном сайте, до 2019-го разработки проводились в рамках авиакомпании «Вектор», имеющей свой парк летающей техники. В 2021-м с учетом результатов деятельности по созданию аппаратов «Беркут-3» и «Беркут-5», формируется отдельная организация авиакорпорация, цель которой – поставить производство данных вертолетов на конвейер. Также предполагается создать сервисную, ремонтную базу и т. п.
Широкой публике четырехместный «Беркут-3» показали на авиасалоне МАКС-2021.
Документация на «Беркут-3» разработанная в сотрудничестве со специалистами из КБ Камова и Миля – полностью в цифровом формате. В ходе проектирования учитывались стандарты АП-27. Сегодня на построенном экземпляре проводится тестирование несущей системы и трансмиссии.
«Беркут-3» – компьютерная модель. Фото: YouTube.com
Производство опытных машин организовано на площадках Казанского моторостроительного объединения – «КМПО». На официальном сайте пока не сообщается, когда «Беркут-3», а тем более, пятую модель, запустят в серию. Что же, остается только ждать новостей…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...