Российский вертолет «Беркут»: разработка длиной в 15 лет
На авиашоу «МАКС» в 2011-м году посетителей заинтересовала российская разработка – двухместный вертолет «Беркут». Машина была спроектирована и построена одноименным КБ на частные средства без участия государства. На то время эксперты были уверены: летательный аппарат по своим техническим параметрам, стоимости может свободно конкурировать с заграничными аналогами. Например, такими, как Robinson (модели R22, R44), потихоньку заполняющий полупустой российский рынок легкой авиации.
Проектные работы стартовали в 2007- м году: автором идеи и руководителем являлся Валентин Малкин, главный конструктор. Тогда в мире господствовали вертолеты с традиционным несущим и рулевым винтом. В КБ «Беркут» решили строить аппарат в более прогрессивном варианте, пока еще мало распространенным. Имеется в виду соосная схема. По сравнению с обычной она позволяет сделать машину компактнее, мощнее. При этом горючего будет расходоваться меньше, уровень вибраций, шума снизится.
Проектные работы были одобрены российским «Фондом поддержки авиации им. Титова». Также интерес к проекту выразил один из столичных предпринимателей, владевший производственным бизнесом. На первом этапе решили ограничиться сборкой пары машин.
Подходящего силового агрегата, производимого в РФ, на то время просто не было. Поэтому рассматривали варианты с лучшими зарубежными моторами от компаний «Лайкоминг», «Джабира» и других. Однако неожиданно в дело включилась политика: московское руководство, курировавшее «Фонд», заявило, что «стране нужен свой двигатель». Как нельзя «кстати» появился подрядчик, занимавшийся тюнингом автомобилей ВАЗ. С ним и был подписан договор о поставке пока пары форсированных агрегатов ВАЗ максимальной мощностью не менее 165-ти «лошадей». Уже рассчитывали прибыль от выпуска 15-30 вертолетов в месяц.
Авиационный (!) двигатель разрабатывался на базе мотора от «Калины», развивавший 82 л. с. Новые изделия стали именоваться «Конвер-ВАЗ». Одно из главных требований к движку – наличие запаса мощности в 11 %: на взлете необходимо от 147-ми «лошадей». В 2010-м агрегаты стали монтировать на «Беркуты». Однако форсированный мотор от «Калины» выдавал на взлете всего 132 л. с., при крайне неравномерно крутящем моменте. Мощности явно не хватало, не говоря уже об эксплуатационном запасе ресурса.
Однако поздно – машины уже собрали. Чтобы как-то улучшить положение, изменили схему выхлопной системы: «банку» коллектора установили снаружи. Поднялась ли после подобной доработки мощность или нет, так и осталось тайной.
Вертолет старались сделать к грядущим в 2011-м году выставкам МАКС и HeliRussia. А практическое использование вертолета с мотором от «Калины» было невозможным. Но и «быстренько» поставить импортный силовой агрегат также нельзя. И дело не только в политике («у нас должен быть свой двигатель…»): это технически сложно. При монтаже «Лайкоминга» центр тяжести уходил назад: оппозитный мотор ставился продольно, а от «Калины» – поперечно (требуется новая компоновка технического отсека).
К тому же вертолетный двигатель малооборотистый, в отличие от автомобильного. Пришлось бы менять передаточные числа редуктора. Систему управления аппаратом тоже нужно было переделывать. Говоря коротко, требовалась частичная реконструкция «Беркута» с установкой новых комплектующих. А деньги уже кончились.
Машина вызывала интерес не только современным дизайном. Представители КБ говорили и о других плюсах – в частности, стоимости. Аппарат оценивался в 130 тыс. долларов, при заказе не менее десяти экземпляров – 105 тыс. «зеленых». Это, как минимум, на четверть дешевле заграничных аналогов (при благоприятных условиях стоимость аппарата может быть меньше наполовину). Участвовать в выставочных мероприятиях вертолету пришлось с автомобильным двигателем.
Но плюс от авиашоу был: конструкцией заинтересовались множество официальных лиц, близких к столичному руководству и бизнесменов. После конфликта, разгоревшегося вокруг двигателя, главный конструктор ушел из совместного КБ и организовал свою компанию. В ее рамках был разработан новый вертолет «ВМ-Круиз» с агрегатом O-360-J2A.
Лопасти аппарата сделаны из композитов, D-образный лонжерон имеет хвостовую полость, заполненную пенопластом. Передняя кромка – с противофлаттерными грузами из свинца и того же композита. Винты управляются посредством системы российской разработки (автор – В. Малкин), на которую получен патент за № 120627.
В основе корпуса – стальная ферменная конструкция, обшитая стеклопластиком. Из него же изготовлена хвостовая балка, получившая оперение в виде буквы «Н».
Она может трансформироваться, в зависимости от модификации вертолета. Если он предназначен для пассажира, то предусматривается пара багажных отсеков под ручную кладь.
Один из них можно «модифицировать», установив дополнительный топливный бак (вместо него допускается взятие иного груза). Характеристики «Беркута» («Круиза») с двигателем ВАЗ (в скобках – с Lycoming):
✅ диаметр винта – 6,75 (7,6) м
✅ длина, ширина с шасси, высота – 5,1 (5,2), 1,85 (1,85) и 2,83 (3) м
✅ полная взлетная масса – 780 (795) кг
✅ коммерческая нагрузка – 230 (264) кг
✅ скорость – до 174 (170) км/ч
✅ дальность – до 600 (810) км
✅ высота – 3,6 (4) км
Скорость подъема у вертолета с импортным двигателем доходит до 7 м/с, «вазовским» – 5,8 м/с. При почти одинаковой мощности: 147 и 150 л. с. соответственно.
Создаваемый с таким трудом вертолет в первую очередь предназначался для продажи частным лицам. Но тут грянул 2014-й и курс доллара скаканул вверх. Стоимость мотора поднялась. Спросом стали пользоваться недорогие и легкие модели. Однако «Круиз» весил слишком много, поэтому работы по его «доводке» приостановились. В компании (по заказу из-за границы) стали делать недорогой вариант первого аппарата (его уменьшенную копию) – более легкий и дешевый Hunter.
Как указывается на официальном сайте, до 2019-го разработки проводились в рамках авиакомпании «Вектор», имеющей свой парк летающей техники. В 2021-м с учетом результатов деятельности по созданию аппаратов «Беркут-3» и «Беркут-5», формируется отдельная организация авиакорпорация, цель которой – поставить производство данных вертолетов на конвейер. Также предполагается создать сервисную, ремонтную базу и т. п.
Документация на «Беркут-3» разработанная в сотрудничестве со специалистами из КБ Камова и Миля – полностью в цифровом формате. В ходе проектирования учитывались стандарты АП-27. Сегодня на построенном экземпляре проводится тестирование несущей системы и трансмиссии.
Производство опытных машин организовано на площадках Казанского моторостроительного объединения – «КМПО». На официальном сайте пока не сообщается, когда «Беркут-3», а тем более, пятую модель, запустят в серию. Что же, остается только ждать новостей…
Проектные работы стартовали в 2007- м году: автором идеи и руководителем являлся Валентин Малкин, главный конструктор. Тогда в мире господствовали вертолеты с традиционным несущим и рулевым винтом. В КБ «Беркут» решили строить аппарат в более прогрессивном варианте, пока еще мало распространенным. Имеется в виду соосная схема. По сравнению с обычной она позволяет сделать машину компактнее, мощнее. При этом горючего будет расходоваться меньше, уровень вибраций, шума снизится.
Двухместные вертолеты на то время были самыми востребованными. Фото: YouTube.com
Проектные работы были одобрены российским «Фондом поддержки авиации им. Титова». Также интерес к проекту выразил один из столичных предпринимателей, владевший производственным бизнесом. На первом этапе решили ограничиться сборкой пары машин.
«Эпопея» с двигателем и политика
Подходящего силового агрегата, производимого в РФ, на то время просто не было. Поэтому рассматривали варианты с лучшими зарубежными моторами от компаний «Лайкоминг», «Джабира» и других. Однако неожиданно в дело включилась политика: московское руководство, курировавшее «Фонд», заявило, что «стране нужен свой двигатель». Как нельзя «кстати» появился подрядчик, занимавшийся тюнингом автомобилей ВАЗ. С ним и был подписан договор о поставке пока пары форсированных агрегатов ВАЗ максимальной мощностью не менее 165-ти «лошадей». Уже рассчитывали прибыль от выпуска 15-30 вертолетов в месяц.
Никто и не думал, что этот движок полетит в небо. Фото: YouTube.com
Авиационный (!) двигатель разрабатывался на базе мотора от «Калины», развивавший 82 л. с. Новые изделия стали именоваться «Конвер-ВАЗ». Одно из главных требований к движку – наличие запаса мощности в 11 %: на взлете необходимо от 147-ми «лошадей». В 2010-м агрегаты стали монтировать на «Беркуты». Однако форсированный мотор от «Калины» выдавал на взлете всего 132 л. с., при крайне неравномерно крутящем моменте. Мощности явно не хватало, не говоря уже об эксплуатационном запасе ресурса.
Позже подтвердилось: автомобильный движок выдерживал на несколько подъемов и недолгий полет (всего 1,5-2 ч работы). Затем мотор можно было менять. Он подходил разве что для гонок: тогда его хватило бы на 3-4 соревнования.
Однако поздно – машины уже собрали. Чтобы как-то улучшить положение, изменили схему выхлопной системы: «банку» коллектора установили снаружи. Поднялась ли после подобной доработки мощность или нет, так и осталось тайной.
Почему тогда не установили «Лайкоминг»
Вертолет старались сделать к грядущим в 2011-м году выставкам МАКС и HeliRussia. А практическое использование вертолета с мотором от «Калины» было невозможным. Но и «быстренько» поставить импортный силовой агрегат также нельзя. И дело не только в политике («у нас должен быть свой двигатель…»): это технически сложно. При монтаже «Лайкоминга» центр тяжести уходил назад: оппозитный мотор ставился продольно, а от «Калины» – поперечно (требуется новая компоновка технического отсека).
С автомобильным мотором много не налетаешь... Фото: YouTube.com
К тому же вертолетный двигатель малооборотистый, в отличие от автомобильного. Пришлось бы менять передаточные числа редуктора. Систему управления аппаратом тоже нужно было переделывать. Говоря коротко, требовалась частичная реконструкция «Беркута» с установкой новых комплектующих. А деньги уже кончились.
На авиашоу в 2011-м
Машина вызывала интерес не только современным дизайном. Представители КБ говорили и о других плюсах – в частности, стоимости. Аппарат оценивался в 130 тыс. долларов, при заказе не менее десяти экземпляров – 105 тыс. «зеленых». Это, как минимум, на четверть дешевле заграничных аналогов (при благоприятных условиях стоимость аппарата может быть меньше наполовину). Участвовать в выставочных мероприятиях вертолету пришлось с автомобильным двигателем.
На выставки вертолет все-таки возили. Фото: YouTube.com
Но плюс от авиашоу был: конструкцией заинтересовались множество официальных лиц, близких к столичному руководству и бизнесменов. После конфликта, разгоревшегося вокруг двигателя, главный конструктор ушел из совместного КБ и организовал свою компанию. В ее рамках был разработан новый вертолет «ВМ-Круиз» с агрегатом O-360-J2A.
Общая конструкция «Беркута»
Лопасти аппарата сделаны из композитов, D-образный лонжерон имеет хвостовую полость, заполненную пенопластом. Передняя кромка – с противофлаттерными грузами из свинца и того же композита. Винты управляются посредством системы российской разработки (автор – В. Малкин), на которую получен патент за № 120627.
Винты регулируются устройством, созданным в РФ. Фото: YouTube.com
В основе корпуса – стальная ферменная конструкция, обшитая стеклопластиком. Из него же изготовлена хвостовая балка, получившая оперение в виде буквы «Н».
Кабина
Она может трансформироваться, в зависимости от модификации вертолета. Если он предназначен для пассажира, то предусматривается пара багажных отсеков под ручную кладь.
Посадка в кабину – как в автомобиль. Фото: YouTube.com
Один из них можно «модифицировать», установив дополнительный топливный бак (вместо него допускается взятие иного груза). Характеристики «Беркута» («Круиза») с двигателем ВАЗ (в скобках – с Lycoming):
✅ диаметр винта – 6,75 (7,6) м
✅ длина, ширина с шасси, высота – 5,1 (5,2), 1,85 (1,85) и 2,83 (3) м
✅ полная взлетная масса – 780 (795) кг
✅ коммерческая нагрузка – 230 (264) кг
✅ скорость – до 174 (170) км/ч
✅ дальность – до 600 (810) км
✅ высота – 3,6 (4) км
Скорость подъема у вертолета с импортным двигателем доходит до 7 м/с, «вазовским» – 5,8 м/с. При почти одинаковой мощности: 147 и 150 л. с. соответственно.
Что дальше
Создаваемый с таким трудом вертолет в первую очередь предназначался для продажи частным лицам. Но тут грянул 2014-й и курс доллара скаканул вверх. Стоимость мотора поднялась. Спросом стали пользоваться недорогие и легкие модели. Однако «Круиз» весил слишком много, поэтому работы по его «доводке» приостановились. В компании (по заказу из-за границы) стали делать недорогой вариант первого аппарата (его уменьшенную копию) – более легкий и дешевый Hunter.
«Беркут-3»
Как указывается на официальном сайте, до 2019-го разработки проводились в рамках авиакомпании «Вектор», имеющей свой парк летающей техники. В 2021-м с учетом результатов деятельности по созданию аппаратов «Беркут-3» и «Беркут-5», формируется отдельная организация авиакорпорация, цель которой – поставить производство данных вертолетов на конвейер. Также предполагается создать сервисную, ремонтную базу и т. п.
Широкой публике четырехместный «Беркут-3» показали на авиасалоне МАКС-2021.
Документация на «Беркут-3» разработанная в сотрудничестве со специалистами из КБ Камова и Миля – полностью в цифровом формате. В ходе проектирования учитывались стандарты АП-27. Сегодня на построенном экземпляре проводится тестирование несущей системы и трансмиссии.
«Беркут-3» – компьютерная модель. Фото: YouTube.com
Производство опытных машин организовано на площадках Казанского моторостроительного объединения – «КМПО». На официальном сайте пока не сообщается, когда «Беркут-3», а тем более, пятую модель, запустят в серию. Что же, остается только ждать новостей…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Байконур»: почему самый большой космодром планеты Земля могут забросить
Уникальный космодром служит человечеству уже почти 70 лет. Но его будущее остается неопределенным....
На производственных площадках бывшего завода John Deere снова «закипела» работа
Предприятие заработало после длительного простоя. О планах и перспективах нового проекта читайте в нашем материале....
Северный широтный ход – российский мегапроект в Арктике: проблемы и перспективы
Магистраль должны были открыть еще в 2015-м году. К тому же, остается неясной судьба Салехардского моста....
Для российских автомобилистов готовят неожиданные запреты
Уже опубликован текст проекта поправок к соответствующему постановлению правительства. Новые запреты коснутся как «обычных» автолюбителей, так и...
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Отечественный самолет «Партизан» подвергся глубокой модернизации
Все доработки были успешно протестированы. Также ведутся работы по улучшению систем автоматического пилотирования. Подробности читайте в нашем материале....
Этот седан опередил свое время, став и революцией, и провалом
Как роторный двигатель Ванкеля стал роковой фишкой автомобиля и привел компанию в упадок?...
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
Российские автономные паромы признаны перспективными
Это первые в нашей стране суда такого типа. Автономная навигация доказала свои преимущества....
«Он едет», или на что еще способен автомобиль за 250 тысяч рублей
Автомобили продолжают дорожать, и водители начинают задумываться, а стоит ли обновлять свою машину. У некоторых рефлексия и вовсе доходит до вопроса: «А нужна...
Российский «Атом» готовится к выходу на международный рынок
Стали известны подробности касательно выбранной методики расширения географии будущих продаж «Атома». В этом материале вы также узнаете, на каком этапе...
АВТОВАЗ еще не выпустил «Искру», но уже занимается удешевлением
Перспективный седан, который займет нишу между «Грантой» и «Вестой», решили немного упростить. Но повлияет ли это на цену машины?...
В Белоруссии наладят производство сразу трех автомобилей зарубежного бренда
И это не китайская компания. Машины будут стоить на уровне наших Lada, при этом по части оснащения будут даже в чем-то лучше....
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
Ледокол «Ленин» вернулся на «постоянное место жительства»
Причиной кратковременного отсутствия в месте «дислокации» первого в мире надводного судна с ядерной установкой стал регламентированный технический осмотр и...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....