.d-md-none .d-lg-block bibimot

Российский вертолет «Беркут»: разработка длиной в 15 лет

Российский вертолет «Беркут»: разработка длиной в 15 лет
На авиашоу «МАКС» в 2011-м году посетителей заинтересовала российская разработка – двухместный вертолет «Беркут». Машина была спроектирована и построена одноименным КБ на частные средства без участия государства. На то время эксперты были уверены: летательный аппарат по своим техническим параметрам, стоимости может свободно конкурировать с заграничными аналогами. Например, такими, как Robinson (модели R22, R44), потихоньку заполняющий полупустой российский рынок легкой авиации.


Проектные работы стартовали в 2007- м году: автором идеи и руководителем являлся Валентин Малкин, главный конструктор. Тогда в мире господствовали вертолеты с традиционным несущим и рулевым винтом. В КБ «Беркут» решили строить аппарат в более прогрессивном варианте, пока еще мало распространенным. Имеется в виду соосная схема. По сравнению с обычной она позволяет сделать машину компактнее, мощнее. При этом горючего будет расходоваться меньше, уровень вибраций, шума снизится.

Российский вертолет «Беркут»: разработка длиной в 15 летДвухместные вертолеты на то время были самыми востребованными. Фото: YouTube.com

Проектные работы были одобрены российским «Фондом поддержки авиации им. Титова». Также интерес к проекту выразил один из столичных предпринимателей, владевший производственным бизнесом. На первом этапе решили ограничиться сборкой пары машин.

«Эпопея» с двигателем и политика


Подходящего силового агрегата, производимого в РФ, на то время просто не было. Поэтому рассматривали варианты с лучшими зарубежными моторами от компаний «Лайкоминг», «Джабира» и других. Однако неожиданно в дело включилась политика: московское руководство, курировавшее «Фонд», заявило, что «стране нужен свой двигатель». Как нельзя «кстати» появился подрядчик, занимавшийся тюнингом автомобилей ВАЗ. С ним и был подписан договор о поставке пока пары форсированных агрегатов ВАЗ максимальной мощностью не менее 165-ти «лошадей». Уже рассчитывали прибыль от выпуска 15-30 вертолетов в месяц.

Никто и не думал, что этот движок полетит в небо. Фото: YouTube.com

Авиационный (!) двигатель разрабатывался на базе мотора от «Калины», развивавший 82 л. с. Новые изделия стали именоваться «Конвер-ВАЗ». Одно из главных требований к движку – наличие запаса мощности в 11 %: на взлете необходимо от 147-ми «лошадей». В 2010-м агрегаты стали монтировать на «Беркуты». Однако форсированный мотор от «Калины» выдавал на взлете всего 132 л. с., при крайне неравномерно крутящем моменте. Мощности явно не хватало, не говоря уже об эксплуатационном запасе ресурса.

Позже подтвердилось: автомобильный движок выдерживал на несколько подъемов и недолгий полет (всего 1,5-2 ч работы). Затем мотор можно было менять. Он подходил разве что для гонок: тогда его хватило бы на 3-4 соревнования.

Однако поздно – машины уже собрали. Чтобы как-то улучшить положение, изменили схему выхлопной системы: «банку» коллектора установили снаружи. Поднялась ли после подобной доработки мощность или нет, так и осталось тайной.

Почему тогда не установили «Лайкоминг»


Вертолет старались сделать к грядущим в 2011-м году выставкам МАКС и HeliRussia. А практическое использование вертолета с мотором от «Калины» было невозможным. Но и «быстренько» поставить импортный силовой агрегат также нельзя. И дело не только в политике («у нас должен быть свой двигатель…»): это технически сложно. При монтаже «Лайкоминга» центр тяжести уходил назад: оппозитный мотор ставился продольно, а от «Калины» – поперечно (требуется новая компоновка технического отсека).

С автомобильным мотором много не налетаешь... Фото: YouTube.com

К тому же вертолетный двигатель малооборотистый, в отличие от автомобильного. Пришлось бы менять передаточные числа редуктора. Систему управления аппаратом тоже нужно было переделывать. Говоря коротко, требовалась частичная реконструкция «Беркута» с установкой новых комплектующих. А деньги уже кончились.

На авиашоу в 2011-м


Машина вызывала интерес не только современным дизайном. Представители КБ говорили и о других плюсах – в частности, стоимости. Аппарат оценивался в 130 тыс. долларов, при заказе не менее десяти экземпляров – 105 тыс. «зеленых». Это, как минимум, на четверть дешевле заграничных аналогов (при благоприятных условиях стоимость аппарата может быть меньше наполовину). Участвовать в выставочных мероприятиях вертолету пришлось с автомобильным двигателем.

На выставки вертолет все-таки возили. Фото: YouTube.com

Но плюс от авиашоу был: конструкцией заинтересовались множество официальных лиц, близких к столичному руководству и бизнесменов. После конфликта, разгоревшегося вокруг двигателя, главный конструктор ушел из совместного КБ и организовал свою компанию. В ее рамках был разработан новый вертолет «ВМ-Круиз» с агрегатом O-360-J2A.

Общая конструкция «Беркута»


Лопасти аппарата сделаны из композитов, D-образный лонжерон имеет хвостовую полость, заполненную пенопластом. Передняя кромка – с противофлаттерными грузами из свинца и того же композита. Винты управляются посредством системы российской разработки (автор – В. Малкин), на которую получен патент за № 120627.

Винты регулируются устройством, созданным в РФ. Фото: YouTube.com

В основе корпуса – стальная ферменная конструкция, обшитая стеклопластиком. Из него же изготовлена хвостовая балка, получившая оперение в виде буквы «Н».

Кабина


Она может трансформироваться, в зависимости от модификации вертолета. Если он предназначен для пассажира, то предусматривается пара багажных отсеков под ручную кладь.

Посадка в кабину – как в автомобиль. Фото: YouTube.com

Один из них можно «модифицировать», установив дополнительный топливный бак (вместо него допускается взятие иного груза). Характеристики «Беркута» («Круиза») с двигателем ВАЗ (в скобках – с Lycoming):

✅ диаметр винта – 6,75 (7,6) м
✅ длина, ширина с шасси, высота – 5,1 (5,2), 1,85 (1,85) и 2,83 (3) м
✅ полная взлетная масса – 780 (795) кг
✅ коммерческая нагрузка – 230 (264) кг
✅ скорость – до 174 (170) км/ч
✅ дальность – до 600 (810) км
✅ высота – 3,6 (4) км

Скорость подъема у вертолета с импортным двигателем доходит до 7 м/с, «вазовским» – 5,8 м/с. При почти одинаковой мощности: 147 и 150 л. с. соответственно.

Что дальше


Создаваемый с таким трудом вертолет в первую очередь предназначался для продажи частным лицам. Но тут грянул 2014-й и курс доллара скаканул вверх. Стоимость мотора поднялась. Спросом стали пользоваться недорогие и легкие модели. Однако «Круиз» весил слишком много, поэтому работы по его «доводке» приостановились. В компании (по заказу из-за границы) стали делать недорогой вариант первого аппарата (его уменьшенную копию) – более легкий и дешевый Hunter.

«Беркут-3»


Как указывается на официальном сайте, до 2019-го разработки проводились в рамках авиакомпании «Вектор», имеющей свой парк летающей техники. В 2021-м с учетом результатов деятельности по созданию аппаратов «Беркут-3» и «Беркут-5», формируется отдельная организация авиакорпорация, цель которой – поставить производство данных вертолетов на конвейер. Также предполагается создать сервисную, ремонтную базу и т. п.

Широкой публике четырехместный «Беркут-3» показали на авиасалоне МАКС-2021.

Документация на «Беркут-3» разработанная в сотрудничестве со специалистами из КБ Камова и Миля – полностью в цифровом формате. В ходе проектирования учитывались стандарты АП-27. Сегодня на построенном экземпляре проводится тестирование несущей системы и трансмиссии.

«Беркут-3» – компьютерная модель. Фото: YouTube.com

Производство опытных машин организовано на площадках Казанского моторостроительного объединения – «КМПО». На официальном сайте пока не сообщается, когда «Беркут-3», а тем более, пятую модель, запустят в серию. Что же, остается только ждать новостей…

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о вертолете «Беркут»?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Robinson R66 – как вертолет завоевал небо и рынок«Афалина» – сверхлегкий вертолет с ДВС станет электрическим?