Dornier Do328 – немецкий турбовинтовой самолет из 90-х
Dornier Flugzeugwerke – это немецкая авиастроительная компания. Ее история ведется с далекого 1914 года, когда предприятие во Фридрихссхафене основал Клавдиус Дорнье. В 20-30-е годы здесь производился ряд гидросамолетов, в том числе, гигантский Dornier Do X. А в предвоенные и военные годы местные инженеры трудились над созданием военных летальных аппаратов.
После падения фашистской Германии в этой стране был введен строгий запрет на производство самолетов, поэтому компании пришлось перебраться в Испанию, а позже – в Швейцарию. В последней она выступала в качестве консультанта по авиации до самого 1954 года. Тогда произошло послабление режима и Dornier смогла вернуться на территорию своей страны.
Спустя 20 лет, совместно с французской компанией Dassault-Breguet, был разработан Alpha Jet, который стал стандартным учебным самолетом НАТО в 70-х и 80-х годах. Все же большой сегмент продукции немецкого производителя приходится на гражданскую авиацию. Об одной из таких моделей мы и поведем речь сегодня.
Разработка «328-й» модели начата еще в 80-х годах прошлого века. Именно тогда в Dornier осознали, что на рынке существует ниша сегмента небольших региональных самолетов вместимостью около 30 пассажиров. Бизнесмены предположили коммерческий успех в этой категории, и не ошиблись в своих расчетах.
Сертификацию самолет получил в октябре 1993 года. Изначально его производила Dornier Luftfahrt GmbH. В 1996 году Fairchild Aircraft приобрела Dornier Luftfahrt и сформировала новую компанию под названием Fairchild Dornier GmbH.
Разработка нового самолета стартовала в декабре 1988 года. Первый полет состоялся 6 декабря 1991-го, а сертификация последовала только два года спустя. Особый упор делался на скорость, что неизбежно повлекло за собой высокие затраты на разработку аэродинамики.
Кроме того, секции фюзеляжа собирались из композитных деталей. В то время кабина оснащалась горячей новинкой, так называемой «Glass-cockpit» (стеклянная конструкция) и прозрачным («мертвым») дисплеем. Общее оборудование сделало разработку настолько дорогой, что с первого полета «328-100» программа не смогла даже окупить проценты от вложенных в нее инвестиций. Помимо базовой версии, со временем, появился ряд модификаций:
✅ 328-110 (с увеличенной взлетной массой и дальностью полета)
✅ 328-120 (рассчитанный для полетов на короткие расстояния)
✅ 328-130 (с улучшенным рулем направления и увеличенной скоростью)
Эта техника стала самым современным коммерческим турбовинтовым самолетом того времени. Она смогла утвердиться на рынке именно благодаря своей технологической продвинутости, несмотря на то, что цена на самолеты оказалась очень высокой. Но времена менялись, и произошел ряд событий, повлиявших на то, что успех Do328 продлился недолго.
Do328 получил новую конструкцию фюзеляжа, что позволило самолету иметь салон с тремя сиденьями в ряду. Отличная аэродинамика обеспечивала ему хорошие круизные характеристики и набор высоты на большой скорости.
Чтобы достичь этого, в ряде элементов конструкции использовали композитные материалы, заметно снизившие ее общий вес. В кабине экипажа установлена 5-экранная авиационная система Honeywell Primus 2000 EFIS. Остановимся немного подробнее на силовом агрегате:
✅ два турбовинтовых двигателя Pratt&Whitney Canada PW119B
✅ взлетная мощность: 2-х 1625 кВт
✅ шестилопастные винты Hartzell
Показателей вполне хватало для резвого передвижения на короткие расстояния. Экипаж лайнера состоял из двух пилотов и одного бортпроводника. Вместимость пассажирского салона – от 30 до 33 человек. Позже создана более вместительная модификация, рассчитанная на 44 посадочных места. Вот характеристики базовой модели:
✅ максимальная скорость – 620 км/ч (на высоте 25 000 футов)
✅ размах крыла – 20,98 м
✅ длина – 21,22 м
✅ высота – 7,24 м
Первоначальная заинтересованность покупателей привела к тому, что появился ряд версий самолета с улучшенными или измененными характеристиками. Особенно процесс стал активно развиваться после смены хозяина предприятия.
То, что производители надеялись взвинтить объемы продаж, хорошо подтверждает появление нескольких модификаций с различными характеристиками. В таблице ниже вы можете сравнить их, увидев, что создатели надеялись удовлетворить спросы каждого потенциального клиента. Основная графа – «328-я» модель (в скобках – отличия 328JET / 428JET):
✅ вес – 3450 (3266 /4855) т
✅ подъемная масса – 13990 (15655 / 19800) т
✅ максимальная скорость – 620 (620 / 756) км/ч
✅ вместимость – 30-33 (30-33 / 44) пассажира
С момента первой поставки в 1993 году было продано 107 Do328. Модификация 328JET появилась в 1997 году, открыв тем самым новый сегмент чрезвычайно маленьких и очень быстрых региональных самолетов. Прототип представили 6 декабря в Оберпфаффенхофене под Мюнхеном.
Там же он совершил свой первый полет 20 января следующего года. Сертификация и выпуск первых единиц прошли в середине 1999-го. В течение трех лет поставлено 83 таких версии самолета. Также существовал вариант Dornier Envoy 3, имевший увеличенную дальность полета.
Итоговый провал продаж модели имел несколько причин. Со временем потребность в новых малых турбовинтовых региональных самолетах отпала. В основном это связано с тогдашним представлением, что реактивные двигатели надежнее винтовых. Многие авиакомпании инвестировали в разработку небольших самолетов, что также привело к разработке 328JET. Позже, с ростом цен на топливо, эксплуатационные расходы превысили допустимый предел, и продажи резко упали. Dornier оказался слишком мал и, более того, стоил немалых денег.
В 1996-м компанию приобрела Fairchild, таким образом создав Fairchild-Dornier. В феврале следующего года впервые взлетела новая версия 328JET. Казалось, что развитие производства делает свой новый виток. Но в дело вмешались не зависящие от производителя обстоятельства.
Трагические события в Америке 11 сентября 2001 года привели к снижению коммерческого успеха Do328, а разработка проекта Dornier 728 привела Fairchild Dornier к банкротству в апреле 2002 года. Даже краткосрочное финансовое вливание со стороны Avcraft в 2003-м не смогло спасти этот проект.
Американский производитель владел правами на выпуск и обслуживание клиентов турбовинтовых самолетов Dornier 328 и Dornier 328JET. Эта компания взяла на себя управление обанкротившейся Fairchild Dornier. Avcraft Aviation хотела возобновить производство 328JET в Германии. Готовые крылья от субподрядчиков были получены в срок.
В августе 2004 года Avcraft добилась успеха на региональном рынке самолетов. Тогда же посещение авиасалона в Фарнборо стало сигналом о четких планах генерального директора Бена Бартеля: продолжать сборку ближнемагистральных самолетов.
Однако в марте 2005-го у них начались финансовые проблемы. В июле Бартеля арестовали в Германии за уклонение от уплаты налогов. Продажи готовых моделей «328» сохранились, но производство дальнейших оказалось под большим вопросом. После нескольких поставленных единиц и эта компания вынуждена была объявить о банкротстве. Сегодня крупнейшие парки самолетов Dornier 328 летают в США и Китае, всего в ходу осталось 92 единицы техники.
После падения фашистской Германии в этой стране был введен строгий запрет на производство самолетов, поэтому компании пришлось перебраться в Испанию, а позже – в Швейцарию. В последней она выступала в качестве консультанта по авиации до самого 1954 года. Тогда произошло послабление режима и Dornier смогла вернуться на территорию своей страны.
Красивая передняя часть, с мощными двигателями. Фото: youtube.com
Спустя 20 лет, совместно с французской компанией Dassault-Breguet, был разработан Alpha Jet, который стал стандартным учебным самолетом НАТО в 70-х и 80-х годах. Все же большой сегмент продукции немецкого производителя приходится на гражданскую авиацию. Об одной из таких моделей мы и поведем речь сегодня.
Попытка занять нишу небольших пассажирских самолетов
Разработка «328-й» модели начата еще в 80-х годах прошлого века. Именно тогда в Dornier осознали, что на рынке существует ниша сегмента небольших региональных самолетов вместимостью около 30 пассажиров. Бизнесмены предположили коммерческий успех в этой категории, и не ошиблись в своих расчетах.
Dornier 328 – современный региональный турбовинтовой авиалайнер на 30 мест. Этот двухмоторный аппарат первоначально разрабатывался дочерней компанией DASA Daimler Benz для региональных рейсов Дорнье.
Сертификацию самолет получил в октябре 1993 года. Изначально его производила Dornier Luftfahrt GmbH. В 1996 году Fairchild Aircraft приобрела Dornier Luftfahrt и сформировала новую компанию под названием Fairchild Dornier GmbH.
Разработка нового самолета стартовала в декабре 1988 года. Первый полет состоялся 6 декабря 1991-го, а сертификация последовала только два года спустя. Особый упор делался на скорость, что неизбежно повлекло за собой высокие затраты на разработку аэродинамики.
Кроме того, секции фюзеляжа собирались из композитных деталей. В то время кабина оснащалась горячей новинкой, так называемой «Glass-cockpit» (стеклянная конструкция) и прозрачным («мертвым») дисплеем. Общее оборудование сделало разработку настолько дорогой, что с первого полета «328-100» программа не смогла даже окупить проценты от вложенных в нее инвестиций. Помимо базовой версии, со временем, появился ряд модификаций:
✅ 328-110 (с увеличенной взлетной массой и дальностью полета)
✅ 328-120 (рассчитанный для полетов на короткие расстояния)
✅ 328-130 (с улучшенным рулем направления и увеличенной скоростью)
Эта техника стала самым современным коммерческим турбовинтовым самолетом того времени. Она смогла утвердиться на рынке именно благодаря своей технологической продвинутости, несмотря на то, что цена на самолеты оказалась очень высокой. Но времена менялись, и произошел ряд событий, повлиявших на то, что успех Do328 продлился недолго.
Технические характеристики самолета
Do328 получил новую конструкцию фюзеляжа, что позволило самолету иметь салон с тремя сиденьями в ряду. Отличная аэродинамика обеспечивала ему хорошие круизные характеристики и набор высоты на большой скорости.
Салон для пассажиров в Dornier Do328. Фото: youtube.com
Чтобы достичь этого, в ряде элементов конструкции использовали композитные материалы, заметно снизившие ее общий вес. В кабине экипажа установлена 5-экранная авиационная система Honeywell Primus 2000 EFIS. Остановимся немного подробнее на силовом агрегате:
✅ два турбовинтовых двигателя Pratt&Whitney Canada PW119B
✅ взлетная мощность: 2-х 1625 кВт
✅ шестилопастные винты Hartzell
Показателей вполне хватало для резвого передвижения на короткие расстояния. Экипаж лайнера состоял из двух пилотов и одного бортпроводника. Вместимость пассажирского салона – от 30 до 33 человек. Позже создана более вместительная модификация, рассчитанная на 44 посадочных места. Вот характеристики базовой модели:
✅ максимальная скорость – 620 км/ч (на высоте 25 000 футов)
✅ размах крыла – 20,98 м
✅ длина – 21,22 м
✅ высота – 7,24 м
Первоначальная заинтересованность покупателей привела к тому, что появился ряд версий самолета с улучшенными или измененными характеристиками. Особенно процесс стал активно развиваться после смены хозяина предприятия.
Отличия в характеристиках разных версий
То, что производители надеялись взвинтить объемы продаж, хорошо подтверждает появление нескольких модификаций с различными характеристиками. В таблице ниже вы можете сравнить их, увидев, что создатели надеялись удовлетворить спросы каждого потенциального клиента. Основная графа – «328-я» модель (в скобках – отличия 328JET / 428JET):
✅ вес – 3450 (3266 /4855) т
✅ подъемная масса – 13990 (15655 / 19800) т
✅ максимальная скорость – 620 (620 / 756) км/ч
✅ вместимость – 30-33 (30-33 / 44) пассажира
С момента первой поставки в 1993 году было продано 107 Do328. Модификация 328JET появилась в 1997 году, открыв тем самым новый сегмент чрезвычайно маленьких и очень быстрых региональных самолетов. Прототип представили 6 декабря в Оберпфаффенхофене под Мюнхеном.
Dornier 328: вид сбоку. Фото: youtube.com
Там же он совершил свой первый полет 20 января следующего года. Сертификация и выпуск первых единиц прошли в середине 1999-го. В течение трех лет поставлено 83 таких версии самолета. Также существовал вариант Dornier Envoy 3, имевший увеличенную дальность полета.
Печальное завершение истории модели
Итоговый провал продаж модели имел несколько причин. Со временем потребность в новых малых турбовинтовых региональных самолетах отпала. В основном это связано с тогдашним представлением, что реактивные двигатели надежнее винтовых. Многие авиакомпании инвестировали в разработку небольших самолетов, что также привело к разработке 328JET. Позже, с ростом цен на топливо, эксплуатационные расходы превысили допустимый предел, и продажи резко упали. Dornier оказался слишком мал и, более того, стоил немалых денег.
В 1996-м компанию приобрела Fairchild, таким образом создав Fairchild-Dornier. В феврале следующего года впервые взлетела новая версия 328JET. Казалось, что развитие производства делает свой новый виток. Но в дело вмешались не зависящие от производителя обстоятельства.
Задний хвост Do328. Фото: youtube.com
Трагические события в Америке 11 сентября 2001 года привели к снижению коммерческого успеха Do328, а разработка проекта Dornier 728 привела Fairchild Dornier к банкротству в апреле 2002 года. Даже краткосрочное финансовое вливание со стороны Avcraft в 2003-м не смогло спасти этот проект.
Американский производитель владел правами на выпуск и обслуживание клиентов турбовинтовых самолетов Dornier 328 и Dornier 328JET. Эта компания взяла на себя управление обанкротившейся Fairchild Dornier. Avcraft Aviation хотела возобновить производство 328JET в Германии. Готовые крылья от субподрядчиков были получены в срок.
В августе 2004 года Avcraft добилась успеха на региональном рынке самолетов. Тогда же посещение авиасалона в Фарнборо стало сигналом о четких планах генерального директора Бена Бартеля: продолжать сборку ближнемагистральных самолетов.
Dornier Do328 на стоянке после полета. Фото: youtube.com
Однако в марте 2005-го у них начались финансовые проблемы. В июле Бартеля арестовали в Германии за уклонение от уплаты налогов. Продажи готовых моделей «328» сохранились, но производство дальнейших оказалось под большим вопросом. После нескольких поставленных единиц и эта компания вынуждена была объявить о банкротстве. Сегодня крупнейшие парки самолетов Dornier 328 летают в США и Китае, всего в ходу осталось 92 единицы техники.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
На производственных площадках бывшего завода John Deere снова «закипела» работа
Предприятие заработало после длительного простоя. О планах и перспективах нового проекта читайте в нашем материале....
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Северный широтный ход – российский мегапроект в Арктике: проблемы и перспективы
Магистраль должны были открыть еще в 2015-м году. К тому же, остается неясной судьба Салехардского моста....
Для российских автомобилистов готовят неожиданные запреты
Уже опубликован текст проекта поправок к соответствующему постановлению правительства. Новые запреты коснутся как «обычных» автолюбителей, так и...
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
В Белоруссии наладят производство сразу трех автомобилей зарубежного бренда
И это не китайская компания. Машины будут стоить на уровне наших Lada, при этом по части оснащения будут даже в чем-то лучше....
АВТОВАЗ еще не выпустил «Искру», но уже занимается удешевлением
Перспективный седан, который займет нишу между «Грантой» и «Вестой», решили немного упростить. Но повлияет ли это на цену машины?...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
В России появился флагманский вертолет «Аурус»
Все комплектующие произведены в России. Воздушное судно можно эксплуатировать в любых климатических и географических зонах....
Самолет SSJ-100 становится еще более российским
Проект локализации лайнера продолжается. Теперь еще один элемент фюзеляжа производится в России....
При «вскрытии» Гранта удивила автомеханика
Чем может похвастаться «Гранта», которую в столице продают за 1,6 млн рублей? Конечно же, кондиционером, шестнадцатиклапанным двигателем времен «Приоры»,...
Представлен проект нового российского судна
Автором выступила нижегородская судостроительная компания «Р-Флот». Подробнее о назначении и технических характеристиках корабля читайте в нашем материале....
«Ил» - ВАСО представил свой, полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя
С ним, как ожидается, эффективность сохранения тяги самолета улучшится до оптимальных показателей. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
В России будут производить собственные ратраки
И займется этим одна из крупнейших российских компаний по выпуску транспортных средств – «Синара – Транспортные Машины». Первый заказчик на спецтехнику уже...
ГАЗ 3104, или самая редкая флагманская «Волга» с полным приводом
Впервые эту уникальную «Волгу» презентовали в 1998 году на Московском автосалоне. В серию она должна была пойти в начале «нулевых» вместе с ГАЗ 3111. Только...