Dornier Do328 – немецкий турбовинтовой самолет из 90-х
9 931

Dornier Do328 – немецкий турбовинтовой самолет из 90-х

Dornier Flugzeugwerke – это немецкая авиастроительная компания. Ее история ведется с далекого 1914 года, когда предприятие во Фридрихссхафене основал Клавдиус Дорнье. В 20-30-е годы здесь производился ряд гидросамолетов, в том числе, гигантский Dornier Do X. А в предвоенные и военные годы местные инженеры трудились над созданием военных летальных аппаратов.


После падения фашистской Германии в этой стране был введен строгий запрет на производство самолетов, поэтому компании пришлось перебраться в Испанию, а позже – в Швейцарию. В последней она выступала в качестве консультанта по авиации до самого 1954 года. Тогда произошло послабление режима и Dornier смогла вернуться на территорию своей страны.

Dornier Do328 – немецкий турбовинтовой самолет из 90-хКрасивая передняя часть, с мощными двигателями. Фото: youtube.com

Спустя 20 лет, совместно с французской компанией Dassault-Breguet, был разработан Alpha Jet, который стал стандартным учебным самолетом НАТО в 70-х и 80-х годах. Все же большой сегмент продукции немецкого производителя приходится на гражданскую авиацию. Об одной из таких моделей мы и поведем речь сегодня.

Попытка занять нишу небольших пассажирских самолетов


Разработка «328-й» модели начата еще в 80-х годах прошлого века. Именно тогда в Dornier осознали, что на рынке существует ниша сегмента небольших региональных самолетов вместимостью около 30 пассажиров. Бизнесмены предположили коммерческий успех в этой категории, и не ошиблись в своих расчетах.

Dornier 328 – современный региональный турбовинтовой авиалайнер на 30 мест. Этот двухмоторный аппарат первоначально разрабатывался дочерней компанией DASA Daimler Benz для региональных рейсов Дорнье.


Сертификацию самолет получил в октябре 1993 года. Изначально его производила Dornier Luftfahrt GmbH. В 1996 году Fairchild Aircraft приобрела Dornier Luftfahrt и сформировала новую компанию под названием Fairchild Dornier GmbH.

Разработка нового самолета стартовала в декабре 1988 года. Первый полет состоялся 6 декабря 1991-го, а сертификация последовала только два года спустя. Особый упор делался на скорость, что неизбежно повлекло за собой высокие затраты на разработку аэродинамики.

Кроме того, секции фюзеляжа собирались из композитных деталей. В то время кабина оснащалась горячей новинкой, так называемой «Glass-cockpit» (стеклянная конструкция) и прозрачным («мертвым») дисплеем. Общее оборудование сделало разработку настолько дорогой, что с первого полета «328-100» программа не смогла даже окупить проценты от вложенных в нее инвестиций. Помимо базовой версии, со временем, появился ряд модификаций:

✅ 328-110 (с увеличенной взлетной массой и дальностью полета)
✅ 328-120 (рассчитанный для полетов на короткие расстояния)
✅ 328-130 (с улучшенным рулем направления и увеличенной скоростью)

Эта техника стала самым современным коммерческим турбовинтовым самолетом того времени. Она смогла утвердиться на рынке именно благодаря своей технологической продвинутости, несмотря на то, что цена на самолеты оказалась очень высокой. Но времена менялись, и произошел ряд событий, повлиявших на то, что успех Do328 продлился недолго.

Технические характеристики самолета


Do328 получил новую конструкцию фюзеляжа, что позволило самолету иметь салон с тремя сиденьями в ряду. Отличная аэродинамика обеспечивала ему хорошие круизные характеристики и набор высоты на большой скорости.

Салон для пассажиров в Dornier Do328. Фото: youtube.com

Чтобы достичь этого, в ряде элементов конструкции использовали композитные материалы, заметно снизившие ее общий вес. В кабине экипажа установлена 5-экранная авиационная система Honeywell Primus 2000 EFIS. Остановимся немного подробнее на силовом агрегате:

✅ два турбовинтовых двигателя Pratt&Whitney Canada PW119B
✅ взлетная мощность: 2-х 1625 кВт
✅ шестилопастные винты Hartzell

Показателей вполне хватало для резвого передвижения на короткие расстояния. Экипаж лайнера состоял из двух пилотов и одного бортпроводника. Вместимость пассажирского салона – от 30 до 33 человек. Позже создана более вместительная модификация, рассчитанная на 44 посадочных места. Вот характеристики базовой модели:

✅ максимальная скорость – 620 км/ч (на высоте 25 000 футов)
✅ размах крыла – 20,98 м
✅ длина – 21,22 м
✅ высота – 7,24 м

Первоначальная заинтересованность покупателей привела к тому, что появился ряд версий самолета с улучшенными или измененными характеристиками. Особенно процесс стал активно развиваться после смены хозяина предприятия.

Отличия в характеристиках разных версий


То, что производители надеялись взвинтить объемы продаж, хорошо подтверждает появление нескольких модификаций с различными характеристиками. В таблице ниже вы можете сравнить их, увидев, что создатели надеялись удовлетворить спросы каждого потенциального клиента. Основная графа – «328-я» модель (в скобках – отличия 328JET / 428JET):

✅ вес – 3450 (3266 /4855) т
✅ подъемная масса – 13990 (15655 / 19800) т
✅ максимальная скорость – 620 (620 / 756) км/ч
✅ вместимость – 30-33 (30-33 / 44) пассажира

С момента первой поставки в 1993 году было продано 107 Do328. Модификация 328JET появилась в 1997 году, открыв тем самым новый сегмент чрезвычайно маленьких и очень быстрых региональных самолетов. Прототип представили 6 декабря в Оберпфаффенхофене под Мюнхеном.

Dornier 328: вид сбоку. Фото: youtube.com

Там же он совершил свой первый полет 20 января следующего года. Сертификация и выпуск первых единиц прошли в середине 1999-го. В течение трех лет поставлено 83 таких версии самолета. Также существовал вариант Dornier Envoy 3, имевший увеличенную дальность полета.

Печальное завершение истории модели


Итоговый провал продаж модели имел несколько причин. Со временем потребность в новых малых турбовинтовых региональных самолетах отпала. В основном это связано с тогдашним представлением, что реактивные двигатели надежнее винтовых. Многие авиакомпании инвестировали в разработку небольших самолетов, что также привело к разработке 328JET. Позже, с ростом цен на топливо, эксплуатационные расходы превысили допустимый предел, и продажи резко упали. Dornier оказался слишком мал и, более того, стоил немалых денег.

В 1996-м компанию приобрела Fairchild, таким образом создав Fairchild-Dornier. В феврале следующего года впервые взлетела новая версия 328JET. Казалось, что развитие производства делает свой новый виток. Но в дело вмешались не зависящие от производителя обстоятельства.

Задний хвост Do328. Фото: youtube.com

Трагические события в Америке 11 сентября 2001 года привели к снижению коммерческого успеха Do328, а разработка проекта Dornier 728 привела Fairchild Dornier к банкротству в апреле 2002 года. Даже краткосрочное финансовое вливание со стороны Avcraft в 2003-м не смогло спасти этот проект.

Американский производитель владел правами на выпуск и обслуживание клиентов турбовинтовых самолетов Dornier 328 и Dornier 328JET. Эта компания взяла на себя управление обанкротившейся Fairchild Dornier. Avcraft Aviation хотела возобновить производство 328JET в Германии. Готовые крылья от субподрядчиков были получены в срок.

В августе 2004 года Avcraft добилась успеха на региональном рынке самолетов. Тогда же посещение авиасалона в Фарнборо стало сигналом о четких планах генерального директора Бена Бартеля: продолжать сборку ближнемагистральных самолетов.

Dornier Do328 на стоянке после полета. Фото: youtube.com

Однако в марте 2005-го у них начались финансовые проблемы. В июле Бартеля арестовали в Германии за уклонение от уплаты налогов. Продажи готовых моделей «328» сохранились, но производство дальнейших оказалось под большим вопросом. После нескольких поставленных единиц и эта компания вынуждена была объявить о банкротстве. Сегодня крупнейшие парки самолетов Dornier 328 летают в США и Китае, всего в ходу осталось 92 единицы техники.
Каковы ваши знания о самолете Dornier Do328?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....