Dornier Do328 – немецкий турбовинтовой самолет из 90-х
Dornier Flugzeugwerke – это немецкая авиастроительная компания. Ее история ведется с далекого 1914 года, когда предприятие во Фридрихссхафене основал Клавдиус Дорнье. В 20-30-е годы здесь производился ряд гидросамолетов, в том числе, гигантский Dornier Do X. А в предвоенные и военные годы местные инженеры трудились над созданием военных летальных аппаратов.
После падения фашистской Германии в этой стране был введен строгий запрет на производство самолетов, поэтому компании пришлось перебраться в Испанию, а позже – в Швейцарию. В последней она выступала в качестве консультанта по авиации до самого 1954 года. Тогда произошло послабление режима и Dornier смогла вернуться на территорию своей страны.
Спустя 20 лет, совместно с французской компанией Dassault-Breguet, был разработан Alpha Jet, который стал стандартным учебным самолетом НАТО в 70-х и 80-х годах. Все же большой сегмент продукции немецкого производителя приходится на гражданскую авиацию. Об одной из таких моделей мы и поведем речь сегодня.
Разработка «328-й» модели начата еще в 80-х годах прошлого века. Именно тогда в Dornier осознали, что на рынке существует ниша сегмента небольших региональных самолетов вместимостью около 30 пассажиров. Бизнесмены предположили коммерческий успех в этой категории, и не ошиблись в своих расчетах.
Сертификацию самолет получил в октябре 1993 года. Изначально его производила Dornier Luftfahrt GmbH. В 1996 году Fairchild Aircraft приобрела Dornier Luftfahrt и сформировала новую компанию под названием Fairchild Dornier GmbH.
Разработка нового самолета стартовала в декабре 1988 года. Первый полет состоялся 6 декабря 1991-го, а сертификация последовала только два года спустя. Особый упор делался на скорость, что неизбежно повлекло за собой высокие затраты на разработку аэродинамики.
Кроме того, секции фюзеляжа собирались из композитных деталей. В то время кабина оснащалась горячей новинкой, так называемой «Glass-cockpit» (стеклянная конструкция) и прозрачным («мертвым») дисплеем. Общее оборудование сделало разработку настолько дорогой, что с первого полета «328-100» программа не смогла даже окупить проценты от вложенных в нее инвестиций. Помимо базовой версии, со временем, появился ряд модификаций:
✅ 328-110 (с увеличенной взлетной массой и дальностью полета)
✅ 328-120 (рассчитанный для полетов на короткие расстояния)
✅ 328-130 (с улучшенным рулем направления и увеличенной скоростью)
Эта техника стала самым современным коммерческим турбовинтовым самолетом того времени. Она смогла утвердиться на рынке именно благодаря своей технологической продвинутости, несмотря на то, что цена на самолеты оказалась очень высокой. Но времена менялись, и произошел ряд событий, повлиявших на то, что успех Do328 продлился недолго.
Do328 получил новую конструкцию фюзеляжа, что позволило самолету иметь салон с тремя сиденьями в ряду. Отличная аэродинамика обеспечивала ему хорошие круизные характеристики и набор высоты на большой скорости.
Чтобы достичь этого, в ряде элементов конструкции использовали композитные материалы, заметно снизившие ее общий вес. В кабине экипажа установлена 5-экранная авиационная система Honeywell Primus 2000 EFIS. Остановимся немного подробнее на силовом агрегате:
✅ два турбовинтовых двигателя Pratt&Whitney Canada PW119B
✅ взлетная мощность: 2-х 1625 кВт
✅ шестилопастные винты Hartzell
Показателей вполне хватало для резвого передвижения на короткие расстояния. Экипаж лайнера состоял из двух пилотов и одного бортпроводника. Вместимость пассажирского салона – от 30 до 33 человек. Позже создана более вместительная модификация, рассчитанная на 44 посадочных места. Вот характеристики базовой модели:
✅ максимальная скорость – 620 км/ч (на высоте 25 000 футов)
✅ размах крыла – 20,98 м
✅ длина – 21,22 м
✅ высота – 7,24 м
Первоначальная заинтересованность покупателей привела к тому, что появился ряд версий самолета с улучшенными или измененными характеристиками. Особенно процесс стал активно развиваться после смены хозяина предприятия.
То, что производители надеялись взвинтить объемы продаж, хорошо подтверждает появление нескольких модификаций с различными характеристиками. В таблице ниже вы можете сравнить их, увидев, что создатели надеялись удовлетворить спросы каждого потенциального клиента. Основная графа – «328-я» модель (в скобках – отличия 328JET / 428JET):
✅ вес – 3450 (3266 /4855) т
✅ подъемная масса – 13990 (15655 / 19800) т
✅ максимальная скорость – 620 (620 / 756) км/ч
✅ вместимость – 30-33 (30-33 / 44) пассажира
С момента первой поставки в 1993 году было продано 107 Do328. Модификация 328JET появилась в 1997 году, открыв тем самым новый сегмент чрезвычайно маленьких и очень быстрых региональных самолетов. Прототип представили 6 декабря в Оберпфаффенхофене под Мюнхеном.
Там же он совершил свой первый полет 20 января следующего года. Сертификация и выпуск первых единиц прошли в середине 1999-го. В течение трех лет поставлено 83 таких версии самолета. Также существовал вариант Dornier Envoy 3, имевший увеличенную дальность полета.
Итоговый провал продаж модели имел несколько причин. Со временем потребность в новых малых турбовинтовых региональных самолетах отпала. В основном это связано с тогдашним представлением, что реактивные двигатели надежнее винтовых. Многие авиакомпании инвестировали в разработку небольших самолетов, что также привело к разработке 328JET. Позже, с ростом цен на топливо, эксплуатационные расходы превысили допустимый предел, и продажи резко упали. Dornier оказался слишком мал и, более того, стоил немалых денег.
В 1996-м компанию приобрела Fairchild, таким образом создав Fairchild-Dornier. В феврале следующего года впервые взлетела новая версия 328JET. Казалось, что развитие производства делает свой новый виток. Но в дело вмешались не зависящие от производителя обстоятельства.
Трагические события в Америке 11 сентября 2001 года привели к снижению коммерческого успеха Do328, а разработка проекта Dornier 728 привела Fairchild Dornier к банкротству в апреле 2002 года. Даже краткосрочное финансовое вливание со стороны Avcraft в 2003-м не смогло спасти этот проект.
Американский производитель владел правами на выпуск и обслуживание клиентов турбовинтовых самолетов Dornier 328 и Dornier 328JET. Эта компания взяла на себя управление обанкротившейся Fairchild Dornier. Avcraft Aviation хотела возобновить производство 328JET в Германии. Готовые крылья от субподрядчиков были получены в срок.
В августе 2004 года Avcraft добилась успеха на региональном рынке самолетов. Тогда же посещение авиасалона в Фарнборо стало сигналом о четких планах генерального директора Бена Бартеля: продолжать сборку ближнемагистральных самолетов.
Однако в марте 2005-го у них начались финансовые проблемы. В июле Бартеля арестовали в Германии за уклонение от уплаты налогов. Продажи готовых моделей «328» сохранились, но производство дальнейших оказалось под большим вопросом. После нескольких поставленных единиц и эта компания вынуждена была объявить о банкротстве. Сегодня крупнейшие парки самолетов Dornier 328 летают в США и Китае, всего в ходу осталось 92 единицы техники.
После падения фашистской Германии в этой стране был введен строгий запрет на производство самолетов, поэтому компании пришлось перебраться в Испанию, а позже – в Швейцарию. В последней она выступала в качестве консультанта по авиации до самого 1954 года. Тогда произошло послабление режима и Dornier смогла вернуться на территорию своей страны.
Красивая передняя часть, с мощными двигателями. Фото: youtube.com
Спустя 20 лет, совместно с французской компанией Dassault-Breguet, был разработан Alpha Jet, который стал стандартным учебным самолетом НАТО в 70-х и 80-х годах. Все же большой сегмент продукции немецкого производителя приходится на гражданскую авиацию. Об одной из таких моделей мы и поведем речь сегодня.
Попытка занять нишу небольших пассажирских самолетов
Разработка «328-й» модели начата еще в 80-х годах прошлого века. Именно тогда в Dornier осознали, что на рынке существует ниша сегмента небольших региональных самолетов вместимостью около 30 пассажиров. Бизнесмены предположили коммерческий успех в этой категории, и не ошиблись в своих расчетах.
Dornier 328 – современный региональный турбовинтовой авиалайнер на 30 мест. Этот двухмоторный аппарат первоначально разрабатывался дочерней компанией DASA Daimler Benz для региональных рейсов Дорнье.
Сертификацию самолет получил в октябре 1993 года. Изначально его производила Dornier Luftfahrt GmbH. В 1996 году Fairchild Aircraft приобрела Dornier Luftfahrt и сформировала новую компанию под названием Fairchild Dornier GmbH.
Разработка нового самолета стартовала в декабре 1988 года. Первый полет состоялся 6 декабря 1991-го, а сертификация последовала только два года спустя. Особый упор делался на скорость, что неизбежно повлекло за собой высокие затраты на разработку аэродинамики.
Кроме того, секции фюзеляжа собирались из композитных деталей. В то время кабина оснащалась горячей новинкой, так называемой «Glass-cockpit» (стеклянная конструкция) и прозрачным («мертвым») дисплеем. Общее оборудование сделало разработку настолько дорогой, что с первого полета «328-100» программа не смогла даже окупить проценты от вложенных в нее инвестиций. Помимо базовой версии, со временем, появился ряд модификаций:
✅ 328-110 (с увеличенной взлетной массой и дальностью полета)
✅ 328-120 (рассчитанный для полетов на короткие расстояния)
✅ 328-130 (с улучшенным рулем направления и увеличенной скоростью)
Эта техника стала самым современным коммерческим турбовинтовым самолетом того времени. Она смогла утвердиться на рынке именно благодаря своей технологической продвинутости, несмотря на то, что цена на самолеты оказалась очень высокой. Но времена менялись, и произошел ряд событий, повлиявших на то, что успех Do328 продлился недолго.
Технические характеристики самолета
Do328 получил новую конструкцию фюзеляжа, что позволило самолету иметь салон с тремя сиденьями в ряду. Отличная аэродинамика обеспечивала ему хорошие круизные характеристики и набор высоты на большой скорости.
Салон для пассажиров в Dornier Do328. Фото: youtube.com
Чтобы достичь этого, в ряде элементов конструкции использовали композитные материалы, заметно снизившие ее общий вес. В кабине экипажа установлена 5-экранная авиационная система Honeywell Primus 2000 EFIS. Остановимся немного подробнее на силовом агрегате:
✅ два турбовинтовых двигателя Pratt&Whitney Canada PW119B
✅ взлетная мощность: 2-х 1625 кВт
✅ шестилопастные винты Hartzell
Показателей вполне хватало для резвого передвижения на короткие расстояния. Экипаж лайнера состоял из двух пилотов и одного бортпроводника. Вместимость пассажирского салона – от 30 до 33 человек. Позже создана более вместительная модификация, рассчитанная на 44 посадочных места. Вот характеристики базовой модели:
✅ максимальная скорость – 620 км/ч (на высоте 25 000 футов)
✅ размах крыла – 20,98 м
✅ длина – 21,22 м
✅ высота – 7,24 м
Первоначальная заинтересованность покупателей привела к тому, что появился ряд версий самолета с улучшенными или измененными характеристиками. Особенно процесс стал активно развиваться после смены хозяина предприятия.
Отличия в характеристиках разных версий
То, что производители надеялись взвинтить объемы продаж, хорошо подтверждает появление нескольких модификаций с различными характеристиками. В таблице ниже вы можете сравнить их, увидев, что создатели надеялись удовлетворить спросы каждого потенциального клиента. Основная графа – «328-я» модель (в скобках – отличия 328JET / 428JET):
✅ вес – 3450 (3266 /4855) т
✅ подъемная масса – 13990 (15655 / 19800) т
✅ максимальная скорость – 620 (620 / 756) км/ч
✅ вместимость – 30-33 (30-33 / 44) пассажира
С момента первой поставки в 1993 году было продано 107 Do328. Модификация 328JET появилась в 1997 году, открыв тем самым новый сегмент чрезвычайно маленьких и очень быстрых региональных самолетов. Прототип представили 6 декабря в Оберпфаффенхофене под Мюнхеном.
Dornier 328: вид сбоку. Фото: youtube.com
Там же он совершил свой первый полет 20 января следующего года. Сертификация и выпуск первых единиц прошли в середине 1999-го. В течение трех лет поставлено 83 таких версии самолета. Также существовал вариант Dornier Envoy 3, имевший увеличенную дальность полета.
Печальное завершение истории модели
Итоговый провал продаж модели имел несколько причин. Со временем потребность в новых малых турбовинтовых региональных самолетах отпала. В основном это связано с тогдашним представлением, что реактивные двигатели надежнее винтовых. Многие авиакомпании инвестировали в разработку небольших самолетов, что также привело к разработке 328JET. Позже, с ростом цен на топливо, эксплуатационные расходы превысили допустимый предел, и продажи резко упали. Dornier оказался слишком мал и, более того, стоил немалых денег.
В 1996-м компанию приобрела Fairchild, таким образом создав Fairchild-Dornier. В феврале следующего года впервые взлетела новая версия 328JET. Казалось, что развитие производства делает свой новый виток. Но в дело вмешались не зависящие от производителя обстоятельства.
Задний хвост Do328. Фото: youtube.com
Трагические события в Америке 11 сентября 2001 года привели к снижению коммерческого успеха Do328, а разработка проекта Dornier 728 привела Fairchild Dornier к банкротству в апреле 2002 года. Даже краткосрочное финансовое вливание со стороны Avcraft в 2003-м не смогло спасти этот проект.
Американский производитель владел правами на выпуск и обслуживание клиентов турбовинтовых самолетов Dornier 328 и Dornier 328JET. Эта компания взяла на себя управление обанкротившейся Fairchild Dornier. Avcraft Aviation хотела возобновить производство 328JET в Германии. Готовые крылья от субподрядчиков были получены в срок.
В августе 2004 года Avcraft добилась успеха на региональном рынке самолетов. Тогда же посещение авиасалона в Фарнборо стало сигналом о четких планах генерального директора Бена Бартеля: продолжать сборку ближнемагистральных самолетов.
Dornier Do328 на стоянке после полета. Фото: youtube.com
Однако в марте 2005-го у них начались финансовые проблемы. В июле Бартеля арестовали в Германии за уклонение от уплаты налогов. Продажи готовых моделей «328» сохранились, но производство дальнейших оказалось под большим вопросом. После нескольких поставленных единиц и эта компания вынуждена была объявить о банкротстве. Сегодня крупнейшие парки самолетов Dornier 328 летают в США и Китае, всего в ходу осталось 92 единицы техники.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...