ВЛ61Д – первый двухсистемный электровоз в СССР, опасный для здоровья
Уже в 1920-х годах к конструкторам первых электровозов пришло понимание, что постоянный ток, как источник энергии – не совсем удачное решение. Требовались локомотивы с двигателями большой мощности. А это подразумевало использование токов в 6 тыс. ампер и выше. Для этого пришлось бы при изготовлении контактной сети применять толстый провод – тонны дорогого металла. К тому же понадобится много подстанций.
Поэтому и начались эксперименты со строительством электровозов, питающихся от сети переменного однофазного тока. Для этих целей в 1934-м году столичному заводу «Динамо» дали задание спроектировать соответствующий электровоз (механическую часть изготовили в Коломне). Он получил индекс ОР-22 (однофазный, с ртутным выпрямителем, нагрузка 22 т на ось). Война не позволила закончить испытания: машину разобрали и утилизировали.
После Победы 1945-го года снова встал вопрос о применении электровозов, подобных экспериментальному ОР-22. Одновременное использование переменного (напряжением 25 кВ) и постоянного тока (в 3 кВ) на ж/д магистралях привело к организации т. н. пунктов стыкования. В результате железнодорожники оказались перед дилеммой. Нужно было подавать на отдельные участки сети тот или иной род тока либо иметь в распоряжении машины, способные питаться и постоянным и переменным электричеством. Предлагались и иные методы решения проблемы:
✅ применение второго контактного провода с оснащением прибывающего локомотива дополнительным пантографом
✅ установка еще одного рельса
✅ оборудование электровоза тендером с выпрямителем, где переменный ток преобразовывается в постоянный
Однако оказалось экономически невыгодно строить «кучу» стыковочных станций или прокладывать дополнительную контактную сеть, рельс. Проще начать строить технику, способную работать и на постоянном и на переменном токе.
Электровозами с двойным питанием должны были стать грузовые локомотивы, для создания которых планировалось переоборудовать серийный «переменник» ВЛ61 (название расшифровывается, как «Владимир Ленин», шестиосный). Проектный эскиз представили руководству МПС в 1957-м году.
Но в это время уже шло активное строительство стыковочных пунктов. Один из них построили на станциях, где собирались испытывать новый локомотив. Актуальность машин с двойной системой питания как-то перестала «колоть глаза».
Тут подоспела электрификация перегона Ростов-на-Дону – ст. Кавказская – Минводы и далее до Кисловодска. В контактной сети использовали переменный ток. Чтобы ездили «постоянники», которых в парке страны было большинство, построили пункт переключения и одновременно на участок решили запустить локомотив с двойным питанием.
Разработка проекта модернизации электровоза финишировала в 1963-м. Серийный «переменник» ВЛ61 переоснастили, добавив в машинное отделение выпрямитель, переключатели. Модернизированному электровозу присвоили индекс ВЛ61Д (буква «Д» означает «двойное питание»).
Большинство механических элементов позаимствовали у серийного локомотива ВЛ22. Кузов переделали: на нем уже не было передних площадок для входа/выхода машинистов. На осевые тележки корпус опирался посредством шкворневых брусьев. Двухсторонняя зубчатая передача также взята от ВЛ22.
Модифицированная машина должна получить дополнительное электрооборудование, что ее утяжеляло на 7 тонн. При изготовлении кузова и механической части это учли и общий вес ВЛ61 оказался меньше на 9 т.
Чтобы выпрямить переменный ток, на ВЛ61 применялись игнитроны типа ИВС-200/5 с силой тока 200 А (восемь штук). Однако для двухсистемного локомотива устройства оказались ненадежными, маломощными. Поэтому позже их заменили на трехсотамперный, а потом, в локомотиве ВЛ61Д, и вовсе на ИВС-500/5 (пятьсот ампер).
Ингитрон – ртутный выпрямитель, замыкающий электроцепь при течении тока в одном направлении и размыкающий при другом. Работа на локомотиве с подобным устройством небезопасна. К тому времени стали распространяться кремниевые выпрямители они отличались меньшими потерями энергии при трансформации тока. И, как следствие, им не нужна громоздкая система охлаждения.
Кремниевые устройства были безопасными: ртуть при рывках локомотива и вибрации могла выделять вредные для здоровья пары. Поэтому к концу 60-х Новочеркасский завод переоборудовал первый выпущенный ВЛ61-001 безопасными системами выпрямления тока.
В качестве тяговых электродвигателей использовались усовершенствованные ДПЭ-400, устанавливаемые на ВЛ22. В модернизированных устройствах, получивших в индексе дополнительную букву «П», охлаждающий воздух подводился сверху, а не сбоку.
На участках железной дороги, оборудованной контактной сетью с постоянным током, ВЛ61Д работал, как ВЛ22. Испытания проходили на двух перегонах. Первый участок от Москвы до станции Ожерелье локомотив проходил на постоянном токе, второй (до ст. Павелец) – переменном. После тестирования первого локомотива было принято решение остальные одиннадцать тоже переоснастить. Работы проводились уже на Запорожском заводе. В конечном итоге все «модернизированные» машины под индексом ВЛ61Д работали по маршруту Минводы – Кисловодск. Новые электровозы пришли на смену устаревшим ВЛ19: стали водить пассажирские и грузовые составы.
Начиная с 1972-го года в течение десяти лет локомотивы данной серии потихоньку списали. Первые двухсистемные машины заменили на ВЛ82 и его усовершенствованный вариант ВЛ82М. Но не все из «старичков» пошли под разборку и на металлолом.
Один из ВЛ61 находится в Ростовском музее ж/д транспорта рядом с платформой «Гниловская». До прибытия на «вечную» стоянку машина до 2000-го использовалась в Туапсе в роли тренажера. Через три года ее отреставрировали и выставили на всеобщее обозрение. У второго ВЛ61Д, под знаковым серийным номером «001», более сложная судьба.
Изначально, с 1980-го, он находился на своей первой испытательной станции Ожерелье в Московской области.
Однако в 2022-м году машина, выпущенная в 1956-м, была перемещена в Рязань. Поклонники «локомотивной» истории России и СССР со ст. Ожерелье были недовольны подобным развитием событий.
Многие считали, что данный акт – «неуважение к технике, истории». Если электровоз нужно было убрать, то лучшее для него место – музей ж/д техники в Санкт-Петербурге. Тем не менее факт есть факт: локомотив ВЛ61Д с серийным номером «Н-0-001» находится на станции «Рязань-1».
Поэтому и начались эксперименты со строительством электровозов, питающихся от сети переменного однофазного тока. Для этих целей в 1934-м году столичному заводу «Динамо» дали задание спроектировать соответствующий электровоз (механическую часть изготовили в Коломне). Он получил индекс ОР-22 (однофазный, с ртутным выпрямителем, нагрузка 22 т на ось). Война не позволила закончить испытания: машину разобрали и утилизировали.
Проблемы с переменным током
После Победы 1945-го года снова встал вопрос о применении электровозов, подобных экспериментальному ОР-22. Одновременное использование переменного (напряжением 25 кВ) и постоянного тока (в 3 кВ) на ж/д магистралях привело к организации т. н. пунктов стыкования. В результате железнодорожники оказались перед дилеммой. Нужно было подавать на отдельные участки сети тот или иной род тока либо иметь в распоряжении машины, способные питаться и постоянным и переменным электричеством. Предлагались и иные методы решения проблемы:
✅ применение второго контактного провода с оснащением прибывающего локомотива дополнительным пантографом
✅ установка еще одного рельса
✅ оборудование электровоза тендером с выпрямителем, где переменный ток преобразовывается в постоянный
Однако оказалось экономически невыгодно строить «кучу» стыковочных станций или прокладывать дополнительную контактную сеть, рельс. Проще начать строить технику, способную работать и на постоянном и на переменном токе.
Первые попытки
Электровозами с двойным питанием должны были стать грузовые локомотивы, для создания которых планировалось переоборудовать серийный «переменник» ВЛ61 (название расшифровывается, как «Владимир Ленин», шестиосный). Проектный эскиз представили руководству МПС в 1957-м году.
ВЛ61 производился в Новочеркасске с 1954-й по 1957 годы. Всего выпущено двенадцать единиц техники (в 1963-м переоборудовали в машины с двойным питанием). Первый в Советском Союзе серийный (второй после экспериментального ОР-22) электровоз переменного тока. Изначально машина носила индекс в соответствии со своим производителем – «НО». Однако после известных событий в Новочеркасске, электровоз переименовали.
Но в это время уже шло активное строительство стыковочных пунктов. Один из них построили на станциях, где собирались испытывать новый локомотив. Актуальность машин с двойной системой питания как-то перестала «колоть глаза».
Тут подоспела электрификация перегона Ростов-на-Дону – ст. Кавказская – Минводы и далее до Кисловодска. В контактной сети использовали переменный ток. Чтобы ездили «постоянники», которых в парке страны было большинство, построили пункт переключения и одновременно на участок решили запустить локомотив с двойным питанием.
ВЛ61Д
Разработка проекта модернизации электровоза финишировала в 1963-м. Серийный «переменник» ВЛ61 переоснастили, добавив в машинное отделение выпрямитель, переключатели. Модернизированному электровозу присвоили индекс ВЛ61Д (буква «Д» означает «двойное питание»).
Ходовая часть и кузов
Большинство механических элементов позаимствовали у серийного локомотива ВЛ22. Кузов переделали: на нем уже не было передних площадок для входа/выхода машинистов. На осевые тележки корпус опирался посредством шкворневых брусьев. Двухсторонняя зубчатая передача также взята от ВЛ22.
ВЛ22 частично стал «донором» ВЛ61. Фото: YouTube.com
Модифицированная машина должна получить дополнительное электрооборудование, что ее утяжеляло на 7 тонн. При изготовлении кузова и механической части это учли и общий вес ВЛ61 оказался меньше на 9 т.
Электрооборудование
Чтобы выпрямить переменный ток, на ВЛ61 применялись игнитроны типа ИВС-200/5 с силой тока 200 А (восемь штук). Однако для двухсистемного локомотива устройства оказались ненадежными, маломощными. Поэтому позже их заменили на трехсотамперный, а потом, в локомотиве ВЛ61Д, и вовсе на ИВС-500/5 (пятьсот ампер).
Увы: в машинном отделении электровоза-памятника в Ростове ничего не осталось. Фото: YouTube.com
Ингитрон – ртутный выпрямитель, замыкающий электроцепь при течении тока в одном направлении и размыкающий при другом. Работа на локомотиве с подобным устройством небезопасна. К тому времени стали распространяться кремниевые выпрямители они отличались меньшими потерями энергии при трансформации тока. И, как следствие, им не нужна громоздкая система охлаждения.
Рабочее место машиниста тоже сегодня выглядит печально. Фото: YouTube.com
Кремниевые устройства были безопасными: ртуть при рывках локомотива и вибрации могла выделять вредные для здоровья пары. Поэтому к концу 60-х Новочеркасский завод переоборудовал первый выпущенный ВЛ61-001 безопасными системами выпрямления тока.
Так выглядит экспериментальный ртутный выпрямитель. Фото: YouTube.com
В качестве тяговых электродвигателей использовались усовершенствованные ДПЭ-400, устанавливаемые на ВЛ22. В модернизированных устройствах, получивших в индексе дополнительную букву «П», охлаждающий воздух подводился сверху, а не сбоку.
Ввод в эксплуатацию
На участках железной дороги, оборудованной контактной сетью с постоянным током, ВЛ61Д работал, как ВЛ22. Испытания проходили на двух перегонах. Первый участок от Москвы до станции Ожерелье локомотив проходил на постоянном токе, второй (до ст. Павелец) – переменном. После тестирования первого локомотива было принято решение остальные одиннадцать тоже переоснастить. Работы проводились уже на Запорожском заводе. В конечном итоге все «модернизированные» машины под индексом ВЛ61Д работали по маршруту Минводы – Кисловодск. Новые электровозы пришли на смену устаревшим ВЛ19: стали водить пассажирские и грузовые составы.
На смену ВЛ61 пришел ВЛ82. Фото: YouTube.com
Начиная с 1972-го года в течение десяти лет локомотивы данной серии потихоньку списали. Первые двухсистемные машины заменили на ВЛ82 и его усовершенствованный вариант ВЛ82М. Но не все из «старичков» пошли под разборку и на металлолом.
Памятники
Один из ВЛ61 находится в Ростовском музее ж/д транспорта рядом с платформой «Гниловская». До прибытия на «вечную» стоянку машина до 2000-го использовалась в Туапсе в роли тренажера. Через три года ее отреставрировали и выставили на всеобщее обозрение. У второго ВЛ61Д, под знаковым серийным номером «001», более сложная судьба.
ВЛ61 в Подмосковье. Фото: YouTube.com
Изначально, с 1980-го, он находился на своей первой испытательной станции Ожерелье в Московской области.
На самом деле там стоял локомотив с номером «005»: первенец по невыясненным причинам был утрачен. Цифры «001» закрепили для антуража: т. е. фактически это имитация.
Однако в 2022-м году машина, выпущенная в 1956-м, была перемещена в Рязань. Поклонники «локомотивной» истории России и СССР со ст. Ожерелье были недовольны подобным развитием событий.
Новое место – Рязань 1. Фото: YouTube.com
Многие считали, что данный акт – «неуважение к технике, истории». Если электровоз нужно было убрать, то лучшее для него место – музей ж/д техники в Санкт-Петербурге. Тем не менее факт есть факт: локомотив ВЛ61Д с серийным номером «Н-0-001» находится на станции «Рязань-1».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Новые изменения в правилах обгона – штрафуют вплоть до лишения прав
Автомобиль позволяет серьезно экономить время. Но некоторым и этого мало. Они считают, что им нужно быстрее всех, соответственно нарушают скоростной режим и...
Что осталось от китайского внедорожника после 6 тыс. км настоящего ралли «Шелковый путь»
Российские автолюбители еще с опаской относятся к китайским машинам. Чаще всего это обусловлено недоверием к брендам, которое можно охарактеризовать одним...
Планируется выпуск новой модификации МС-21
Информацией об этом поделился первый вице-премьер РФ. Какая «реинкарнация» может ожидать отечественный авиалайнер читайте в нашем материале....
Новые штрафы ждут российских автомобилистов с сентября
Многие водители плохо знают правила дорожного движения. Это не значит, что они ездить не умеют – уже привыкли и адаптировались передвигаться по ситуации. А ПДД...
В России появится революционный тип дорожной разметки
Уже совсем скоро российские дороги научатся «петь» в буквальном смысле этого слова. Технология призвана повысить уровень безопасности, оповещая об изменении...
Новое российское судно «Бастион» поступило в эксплуатацию
Это экскурсионно-прогулочный катамаран, построенный на Средне-Невской верфи. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Как выглядят самые маленькие летательные аппараты в мире
В этой подборке представлены разнообразные летательные аппараты. Открывают сборник миниатюрные одноместные самолеты Colombian Cri-Cri и BD-5J. Первый...
Соболь NN 4х4 начнут выпускать в специальном внедорожном исполнении
На сайтах официальных дилеров уже есть изображение новинки. А предварительно заказать предлагают пока только стандартные полноприводные модификации....
Чуйский тракт – самая красивая дорога России
История и перспективы развития одной из самых красивых дорог мира....
Подборка нетипичных мотоциклов, еще продающихся на вторичном рынке
На российском б/у рынке можно приобрести разные мотоциклы. Особенно интересны старые модели, ведь новые, как не крути, это продукт современной, «одноразовой»...
«Кобра» CSX2000 – первая из «змей» Шелби, или история американского Ильи Муромца
Вы тоже втайне от жены давили газ до упора, загоняли стрелку спидометра за максимальную отметку? Тогда вы классный автогонщик: детища Керролла Шелби не оставят...
Паровой двигатель своими руками – подойдет, если не будет электричества и бензина
Современный человек не представляет жизнь без электричества. Впрочем, он этого не замечает. А вот когда свет выключается, начинаются проблемы. Делать нечего,...
«Роскосмос» готовится к старту пилотируемого корабля «Союз МС-26»
На Байконуре почти все готово к отправке 72-ой экспедиции на МКС....
«Нива» с деталями от Mercedes и BMW – уникальный проект за 5 млн рублей
«Ниву» по праву можно считать одним из самых популярных внедорожников в России. Этот автомобиль существует в разнообразных конфигурациях, но еще больше...
«Фордзон-Путиловец» – один из первых советских тракторов с американской «родословной»
Благодарить за эту модель нужно в первую очередь Генри Форда лично. Он буквально навязал трактор своим партнерам, а потом продал его Советскому Союзу....
Land Rover обновил внедорожник Discovery
Изменений немного. Появился новый цвет, доработали оснащение. Есть две версии – с бензиновым турбомотором и легким гибридом....