Стильные мопеды Simson, родом из ГДР
Впервые такую технику вживую мне пришлось увидеть в подростковые годы. С хозяином, правда, лично знаком не был, но что-то подсказывает и сегодня, что послужил этот товарищ в Группе советских войск в Германии. Оттуда и привез сувенир, ведь официальных массовых продаж подобной техники в СССР никогда не производилось.
На первый взгляд бак казался точной копией недавно появившейся и очень стильной «Дельты» (конечно, все происходило наоборот, но рижский мопед я ведь увидел раньше). А вот инструментальный бардачок сразу выдавал незнакомую технику. Впрочем, как и надпись на баке, сделанная латинскими буквами.
Тогда эра интернета еще не наступила, поэтому о новой мототехнике мы узнавали из личных бесед с бывалыми и популярных транспортных журналов. Из первого источника стало известно о 50-кубовом двигателе, а во втором увидел пару фотографий с коротким сопровождением, повествующем, что этот мотоцикл – родом из ГДР.
Завод Simson в Зуле начал производство 50-кубовых мопедов в 1955 году, когда серийный выпуск AWO 425 (успешных четырехтактных 250-кубовых мотоциклов) продолжался уже пять лет. Последние создавались на основе конструкции BMW R23 из Айзенаха.
Создавая такую непритязательную конструкцию, инженеры компании хотели видеть в своих клиентах самые широкие слои населения страны. Я бы назвал его «народным мопедом». Подтверждением стал тот факт, что он прижился на рынке, а выпуск быстро перевалил за 150 000 единиц. После этого в 1957 году появился существенно улучшенный тип SR2, просуществовавший до середины 60-х – времени появления знаменитой «птичьей серии». Вот характеристики первой модели легкой мототехники:
✅ мощность – 1,1 кВт (1,5 л. с)
✅ рабочий объем – 47,6 куб. см
✅ двухскоростная коробка передач
В дальнейшем успешное направление усиленно развивалось, выпуская подобную технику почти в течение полувека. Их основной сферой деятельности теперь считался класс 50 куб. см. Сюда входили: мопеды, скутеры и небольшие мотоциклы – продукция машиностроительной компании в Восточной Германии с очень давними традициями и ярким прошлым.
Этот факт подтверждается и тем, что любой из нас, кто в теме, сразу вспоминает Simson как небольшой 50-кубовый аппарат с обликом легкого мотоцикла. А ведь здесь выпускалась и техника посерьезнее, даже автомобили. Высоким же качеством всей линейки продукции предприятие обязано своим историческим корням. Ведь изначально производственные мощности в Зуле являлись прежде всего оружейным заводом, а это и привело к точности и надежности всего ассортимента.
В 70-е легкая мототехника из ГДР выпускалась стотысячными тиражами, но и в соседних соцстранах считалась редким, скорее, необычным явлением. Например, в Советском Союзе имелись заводе в Риге, Львове, ЗИФ и другие. На каждом из них штамповалось огромные партии отечественных мопедов. И хотя они часто не отличались слишком высоким качеством, закупать, даже в дружественных странах, технику той же категории стало бы моветоном для чиновников самой большой страны мира.
Подобная ситуация сложилась и в соседней Чехословакии. Имея Pionyr, Babetta или Stadion, как можно помышлять об импортной продукции? Например, как вспоминает один из очевидцев, в 70-е годы он впервые увидел небольшой мотоцикл Simson Star SR4-2, выделявшийся впечатляющим дизайном и двухтактным одноцилиндровым двигателем. Это произошло благодаря тому, что его приятель (скорее, его родители) имели какие-то связи во внешнеторговой организации «Мототечна», что и позволило прикупить редкий для ЧССР мопедик из соседней страны с прекрасными характеристиками:
✅ рабочий объем двигателя – 49,6 куб. см
✅ мощность – 3,4 л. с (2,5 кВт) при 6500 об/мин
✅ принудительное охлаждение вентилятором
В пятнадцатилетнем возрасте тот парень (на зависть всем приятелям) успешно участвовал на своем SR4-2 в местных мотоциклетных соревнованиях. Но вернемся, после такого ностальгического отвлечения, к истории самой марки. Ведь, увидев огромный потенциал, производитель быстренько взялся дорабатывать простенькую конструкцию. Очень скоро появился второй тип мопеда Simson SR2 с двигателем, мощность которого увеличили до 1,5 л. с. После этого, чтобы придать особый шарм скромной технике, ей стали давать птичьи названия:
✅ Spatz (воробей)
✅ Star (скворец)
✅ Schwalbe (ласточка) и другие
Все же, среди наиболее успешных оказался уже упомянутый выше мокик (т.е. машина с ножным рычагом запуска, а не мопед) Simson Star SR4-2. С него началась экспортная история марки: небольшие партии отправились в СССР, Польшу, Чехословакию и другие страны СЭВ. Его производство стартовало в 1964 году, позже (в улучшенной версии SR4-2/1) он выпускался до 1975 года.
Всего собрали более полумиллиона таких аппаратов. А одноцилиндровый двигатель мощностью 3,4 лошадиные силы оставался основным приводным агрегатом большинства типов того времени. В двухместном легком мотоцикле Simson Sperber SP4-3 он даже получил увеличенную (до 4,6 л. с) мощность при 6750 об/мин. Но восточные немцы и не мечтали почивать на лаврах, в их планах имелось только движение вперед.
Хотя небольшие мотоциклы Simson пользовались наибольшей популярностью, завод хотел расширить сферу применения и поэтому разработал Simson Mofa SL1. Это – базовое транспортное средство с педалями, максимальная скорость которого составляла всего 30 км/ч с односкоростной коробкой передач. По этим причинам на него не требовались водительские права. Однако в 1970-м «дырчик» уже не был хитом, а к концу марта 1972 года выпущено всего 60 233 экземпляра. Завод снова сосредоточился только на небольших мотоциклах и производных от них мотороллерах.
Первый одноместный скутер KR50 выпущен в 1958 году со старым 47,6-кубовым двигателем Rheinmetall. Однако в 1964 году началось производство двухместного KR51 Schwalbe с новым двигателем Simson. Он имел объем 49,6 куб. см и мощность 3,4 л. с (такой же был и у мокиков из «птичьей серии»).
В 1975 году появилось третье поколение небольших мотоциклов Simson типа S50, который (как и их преемники S51) являются одними из самых известных в нашей стране. Концепцию хребтовой рамы сохранили, но спереди появилась телескопическая вилка. Постепенно создано несколько различных типов всевозможного назначения:
✅ туристических
✅ внедорожных (S51E, эндуро)
✅ S70C (Комфорт)
✅ S70E (Эндуро)
Как видно из маркировки последних, объем двигателя увеличили до 69,9 куб. см еще во времена ГДР. Simson S50 B2 – это модификация в новой версии с электронным зажиганием, появившаяся в 1976 году. В новых моделях примитивный вентилятор сменило принудительное воздушное охлаждение.
В 1986 году компания Simson удивила выпуском совершенно нового современного скутера SR50 (Simson Roller). Позже его дополнила более крупная версия SR80 (70-кубовый, 5,6-сильный мотор). С 1989-го все модели завода перешли на 12-вольтовую электроустановку.
С 1955 по 1990 годы завод в Зуле произвел более пяти миллионов единиц легкой мототехники. После изменения рыночной конъюнктуры продажи прекратились, а большая часть из четырех тысяч сотрудников была уволена. В 1991 году завод произвел всего 5 тысяч транспортных средств.
В ноябре 1991 года новое руководство, вместе с рядом бывших сотрудников, основало другую компанию – Suhler Fahrzeugwerke GmbH (SFW). Производство Simson возобновилось 26 февраля 1992 года, с добавлением в линейку грузовых трициклов SR50 и новых типов небольших мотоциклов.
Предпринимались судорожные попытки спасти предприятие. Выпускались электросамокаты, пытались вернуть популярные раньше модели (но они уже не имели прежнего спроса), даже вышли в более высокий класс – 125 куб. см. Все это не помогло, поэтому 28 июня 2002 года новая компания объявила об окончательном банкротстве.
На первый взгляд бак казался точной копией недавно появившейся и очень стильной «Дельты» (конечно, все происходило наоборот, но рижский мопед я ведь увидел раньше). А вот инструментальный бардачок сразу выдавал незнакомую технику. Впрочем, как и надпись на баке, сделанная латинскими буквами.
Мокик Simson S51. Фото: youtube.com
Тогда эра интернета еще не наступила, поэтому о новой мототехнике мы узнавали из личных бесед с бывалыми и популярных транспортных журналов. Из первого источника стало известно о 50-кубовом двигателе, а во втором увидел пару фотографий с коротким сопровождением, повествующем, что этот мотоцикл – родом из ГДР.
Simsons из Зуля как залог качества
Завод Simson в Зуле начал производство 50-кубовых мопедов в 1955 году, когда серийный выпуск AWO 425 (успешных четырехтактных 250-кубовых мотоциклов) продолжался уже пять лет. Последние создавались на основе конструкции BMW R23 из Айзенаха.
Первым 50-кубовым Simson стал простой мопед SR1 (Simson Rheinmetall номер 1). По сути, моторизованный велосипед с педалями, приводимый в движение двухтактным одноцилиндровым двигателем.
Создавая такую непритязательную конструкцию, инженеры компании хотели видеть в своих клиентах самые широкие слои населения страны. Я бы назвал его «народным мопедом». Подтверждением стал тот факт, что он прижился на рынке, а выпуск быстро перевалил за 150 000 единиц. После этого в 1957 году появился существенно улучшенный тип SR2, просуществовавший до середины 60-х – времени появления знаменитой «птичьей серии». Вот характеристики первой модели легкой мототехники:
✅ мощность – 1,1 кВт (1,5 л. с)
✅ рабочий объем – 47,6 куб. см
✅ двухскоростная коробка передач
В дальнейшем успешное направление усиленно развивалось, выпуская подобную технику почти в течение полувека. Их основной сферой деятельности теперь считался класс 50 куб. см. Сюда входили: мопеды, скутеры и небольшие мотоциклы – продукция машиностроительной компании в Восточной Германии с очень давними традициями и ярким прошлым.
Этот факт подтверждается и тем, что любой из нас, кто в теме, сразу вспоминает Simson как небольшой 50-кубовый аппарат с обликом легкого мотоцикла. А ведь здесь выпускалась и техника посерьезнее, даже автомобили. Высоким же качеством всей линейки продукции предприятие обязано своим историческим корням. Ведь изначально производственные мощности в Зуле являлись прежде всего оружейным заводом, а это и привело к точности и надежности всего ассортимента.
Продолжение линейки 50-кубовых мопедов
В 70-е легкая мототехника из ГДР выпускалась стотысячными тиражами, но и в соседних соцстранах считалась редким, скорее, необычным явлением. Например, в Советском Союзе имелись заводе в Риге, Львове, ЗИФ и другие. На каждом из них штамповалось огромные партии отечественных мопедов. И хотя они часто не отличались слишком высоким качеством, закупать, даже в дружественных странах, технику той же категории стало бы моветоном для чиновников самой большой страны мира.
Simson SR1 с велосипедным седлом. Фото: youtube.com
Подобная ситуация сложилась и в соседней Чехословакии. Имея Pionyr, Babetta или Stadion, как можно помышлять об импортной продукции? Например, как вспоминает один из очевидцев, в 70-е годы он впервые увидел небольшой мотоцикл Simson Star SR4-2, выделявшийся впечатляющим дизайном и двухтактным одноцилиндровым двигателем. Это произошло благодаря тому, что его приятель (скорее, его родители) имели какие-то связи во внешнеторговой организации «Мототечна», что и позволило прикупить редкий для ЧССР мопедик из соседней страны с прекрасными характеристиками:
✅ рабочий объем двигателя – 49,6 куб. см
✅ мощность – 3,4 л. с (2,5 кВт) при 6500 об/мин
✅ принудительное охлаждение вентилятором
В пятнадцатилетнем возрасте тот парень (на зависть всем приятелям) успешно участвовал на своем SR4-2 в местных мотоциклетных соревнованиях. Но вернемся, после такого ностальгического отвлечения, к истории самой марки. Ведь, увидев огромный потенциал, производитель быстренько взялся дорабатывать простенькую конструкцию. Очень скоро появился второй тип мопеда Simson SR2 с двигателем, мощность которого увеличили до 1,5 л. с. После этого, чтобы придать особый шарм скромной технике, ей стали давать птичьи названия:
✅ Spatz (воробей)
✅ Star (скворец)
✅ Schwalbe (ласточка) и другие
Все же, среди наиболее успешных оказался уже упомянутый выше мокик (т.е. машина с ножным рычагом запуска, а не мопед) Simson Star SR4-2. С него началась экспортная история марки: небольшие партии отправились в СССР, Польшу, Чехословакию и другие страны СЭВ. Его производство стартовало в 1964 году, позже (в улучшенной версии SR4-2/1) он выпускался до 1975 года.
Скутер Simson Schwalbe. Фото: youtube.com
Всего собрали более полумиллиона таких аппаратов. А одноцилиндровый двигатель мощностью 3,4 лошадиные силы оставался основным приводным агрегатом большинства типов того времени. В двухместном легком мотоцикле Simson Sperber SP4-3 он даже получил увеличенную (до 4,6 л. с) мощность при 6750 об/мин. Но восточные немцы и не мечтали почивать на лаврах, в их планах имелось только движение вперед.
От мопедов до скутеров
Хотя небольшие мотоциклы Simson пользовались наибольшей популярностью, завод хотел расширить сферу применения и поэтому разработал Simson Mofa SL1. Это – базовое транспортное средство с педалями, максимальная скорость которого составляла всего 30 км/ч с односкоростной коробкой передач. По этим причинам на него не требовались водительские права. Однако в 1970-м «дырчик» уже не был хитом, а к концу марта 1972 года выпущено всего 60 233 экземпляра. Завод снова сосредоточился только на небольших мотоциклах и производных от них мотороллерах.
Спортивная версия Simson. Фото: youtube.com
Первый одноместный скутер KR50 выпущен в 1958 году со старым 47,6-кубовым двигателем Rheinmetall. Однако в 1964 году началось производство двухместного KR51 Schwalbe с новым двигателем Simson. Он имел объем 49,6 куб. см и мощность 3,4 л. с (такой же был и у мокиков из «птичьей серии»).
В 1975 году появилось третье поколение небольших мотоциклов Simson типа S50, который (как и их преемники S51) являются одними из самых известных в нашей стране. Концепцию хребтовой рамы сохранили, но спереди появилась телескопическая вилка. Постепенно создано несколько различных типов всевозможного назначения:
✅ туристических
✅ внедорожных (S51E, эндуро)
✅ S70C (Комфорт)
✅ S70E (Эндуро)
Как видно из маркировки последних, объем двигателя увеличили до 69,9 куб. см еще во времена ГДР. Simson S50 B2 – это модификация в новой версии с электронным зажиганием, появившаяся в 1976 году. В новых моделях примитивный вентилятор сменило принудительное воздушное охлаждение.
В 1986 году компания Simson удивила выпуском совершенно нового современного скутера SR50 (Simson Roller). Позже его дополнила более крупная версия SR80 (70-кубовый, 5,6-сильный мотор). С 1989-го все модели завода перешли на 12-вольтовую электроустановку.
Завершение выпуска и эпохи
С 1955 по 1990 годы завод в Зуле произвел более пяти миллионов единиц легкой мототехники. После изменения рыночной конъюнктуры продажи прекратились, а большая часть из четырех тысяч сотрудников была уволена. В 1991 году завод произвел всего 5 тысяч транспортных средств.
Мототехника марки Simson в музее. Фото: youtube.com
В ноябре 1991 года новое руководство, вместе с рядом бывших сотрудников, основало другую компанию – Suhler Fahrzeugwerke GmbH (SFW). Производство Simson возобновилось 26 февраля 1992 года, с добавлением в линейку грузовых трициклов SR50 и новых типов небольших мотоциклов.
Предпринимались судорожные попытки спасти предприятие. Выпускались электросамокаты, пытались вернуть популярные раньше модели (но они уже не имели прежнего спроса), даже вышли в более высокий класс – 125 куб. см. Все это не помогло, поэтому 28 июня 2002 года новая компания объявила об окончательном банкротстве.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...