Стильные мопеды Simson, родом из ГДР
Впервые такую технику вживую мне пришлось увидеть в подростковые годы. С хозяином, правда, лично знаком не был, но что-то подсказывает и сегодня, что послужил этот товарищ в Группе советских войск в Германии. Оттуда и привез сувенир, ведь официальных массовых продаж подобной техники в СССР никогда не производилось.
На первый взгляд бак казался точной копией недавно появившейся и очень стильной «Дельты» (конечно, все происходило наоборот, но рижский мопед я ведь увидел раньше). А вот инструментальный бардачок сразу выдавал незнакомую технику. Впрочем, как и надпись на баке, сделанная латинскими буквами.
Тогда эра интернета еще не наступила, поэтому о новой мототехнике мы узнавали из личных бесед с бывалыми и популярных транспортных журналов. Из первого источника стало известно о 50-кубовом двигателе, а во втором увидел пару фотографий с коротким сопровождением, повествующем, что этот мотоцикл – родом из ГДР.
Завод Simson в Зуле начал производство 50-кубовых мопедов в 1955 году, когда серийный выпуск AWO 425 (успешных четырехтактных 250-кубовых мотоциклов) продолжался уже пять лет. Последние создавались на основе конструкции BMW R23 из Айзенаха.
Создавая такую непритязательную конструкцию, инженеры компании хотели видеть в своих клиентах самые широкие слои населения страны. Я бы назвал его «народным мопедом». Подтверждением стал тот факт, что он прижился на рынке, а выпуск быстро перевалил за 150 000 единиц. После этого в 1957 году появился существенно улучшенный тип SR2, просуществовавший до середины 60-х – времени появления знаменитой «птичьей серии». Вот характеристики первой модели легкой мототехники:
✅ мощность – 1,1 кВт (1,5 л. с)
✅ рабочий объем – 47,6 куб. см
✅ двухскоростная коробка передач
В дальнейшем успешное направление усиленно развивалось, выпуская подобную технику почти в течение полувека. Их основной сферой деятельности теперь считался класс 50 куб. см. Сюда входили: мопеды, скутеры и небольшие мотоциклы – продукция машиностроительной компании в Восточной Германии с очень давними традициями и ярким прошлым.
Этот факт подтверждается и тем, что любой из нас, кто в теме, сразу вспоминает Simson как небольшой 50-кубовый аппарат с обликом легкого мотоцикла. А ведь здесь выпускалась и техника посерьезнее, даже автомобили. Высоким же качеством всей линейки продукции предприятие обязано своим историческим корням. Ведь изначально производственные мощности в Зуле являлись прежде всего оружейным заводом, а это и привело к точности и надежности всего ассортимента.
В 70-е легкая мототехника из ГДР выпускалась стотысячными тиражами, но и в соседних соцстранах считалась редким, скорее, необычным явлением. Например, в Советском Союзе имелись заводе в Риге, Львове, ЗИФ и другие. На каждом из них штамповалось огромные партии отечественных мопедов. И хотя они часто не отличались слишком высоким качеством, закупать, даже в дружественных странах, технику той же категории стало бы моветоном для чиновников самой большой страны мира.
Подобная ситуация сложилась и в соседней Чехословакии. Имея Pionyr, Babetta или Stadion, как можно помышлять об импортной продукции? Например, как вспоминает один из очевидцев, в 70-е годы он впервые увидел небольшой мотоцикл Simson Star SR4-2, выделявшийся впечатляющим дизайном и двухтактным одноцилиндровым двигателем. Это произошло благодаря тому, что его приятель (скорее, его родители) имели какие-то связи во внешнеторговой организации «Мототечна», что и позволило прикупить редкий для ЧССР мопедик из соседней страны с прекрасными характеристиками:
✅ рабочий объем двигателя – 49,6 куб. см
✅ мощность – 3,4 л. с (2,5 кВт) при 6500 об/мин
✅ принудительное охлаждение вентилятором
В пятнадцатилетнем возрасте тот парень (на зависть всем приятелям) успешно участвовал на своем SR4-2 в местных мотоциклетных соревнованиях. Но вернемся, после такого ностальгического отвлечения, к истории самой марки. Ведь, увидев огромный потенциал, производитель быстренько взялся дорабатывать простенькую конструкцию. Очень скоро появился второй тип мопеда Simson SR2 с двигателем, мощность которого увеличили до 1,5 л. с. После этого, чтобы придать особый шарм скромной технике, ей стали давать птичьи названия:
✅ Spatz (воробей)
✅ Star (скворец)
✅ Schwalbe (ласточка) и другие
Все же, среди наиболее успешных оказался уже упомянутый выше мокик (т.е. машина с ножным рычагом запуска, а не мопед) Simson Star SR4-2. С него началась экспортная история марки: небольшие партии отправились в СССР, Польшу, Чехословакию и другие страны СЭВ. Его производство стартовало в 1964 году, позже (в улучшенной версии SR4-2/1) он выпускался до 1975 года.
Всего собрали более полумиллиона таких аппаратов. А одноцилиндровый двигатель мощностью 3,4 лошадиные силы оставался основным приводным агрегатом большинства типов того времени. В двухместном легком мотоцикле Simson Sperber SP4-3 он даже получил увеличенную (до 4,6 л. с) мощность при 6750 об/мин. Но восточные немцы и не мечтали почивать на лаврах, в их планах имелось только движение вперед.
Хотя небольшие мотоциклы Simson пользовались наибольшей популярностью, завод хотел расширить сферу применения и поэтому разработал Simson Mofa SL1. Это – базовое транспортное средство с педалями, максимальная скорость которого составляла всего 30 км/ч с односкоростной коробкой передач. По этим причинам на него не требовались водительские права. Однако в 1970-м «дырчик» уже не был хитом, а к концу марта 1972 года выпущено всего 60 233 экземпляра. Завод снова сосредоточился только на небольших мотоциклах и производных от них мотороллерах.
Первый одноместный скутер KR50 выпущен в 1958 году со старым 47,6-кубовым двигателем Rheinmetall. Однако в 1964 году началось производство двухместного KR51 Schwalbe с новым двигателем Simson. Он имел объем 49,6 куб. см и мощность 3,4 л. с (такой же был и у мокиков из «птичьей серии»).
В 1975 году появилось третье поколение небольших мотоциклов Simson типа S50, который (как и их преемники S51) являются одними из самых известных в нашей стране. Концепцию хребтовой рамы сохранили, но спереди появилась телескопическая вилка. Постепенно создано несколько различных типов всевозможного назначения:
✅ туристических
✅ внедорожных (S51E, эндуро)
✅ S70C (Комфорт)
✅ S70E (Эндуро)
Как видно из маркировки последних, объем двигателя увеличили до 69,9 куб. см еще во времена ГДР. Simson S50 B2 – это модификация в новой версии с электронным зажиганием, появившаяся в 1976 году. В новых моделях примитивный вентилятор сменило принудительное воздушное охлаждение.
В 1986 году компания Simson удивила выпуском совершенно нового современного скутера SR50 (Simson Roller). Позже его дополнила более крупная версия SR80 (70-кубовый, 5,6-сильный мотор). С 1989-го все модели завода перешли на 12-вольтовую электроустановку.
С 1955 по 1990 годы завод в Зуле произвел более пяти миллионов единиц легкой мототехники. После изменения рыночной конъюнктуры продажи прекратились, а большая часть из четырех тысяч сотрудников была уволена. В 1991 году завод произвел всего 5 тысяч транспортных средств.
В ноябре 1991 года новое руководство, вместе с рядом бывших сотрудников, основало другую компанию – Suhler Fahrzeugwerke GmbH (SFW). Производство Simson возобновилось 26 февраля 1992 года, с добавлением в линейку грузовых трициклов SR50 и новых типов небольших мотоциклов.
Предпринимались судорожные попытки спасти предприятие. Выпускались электросамокаты, пытались вернуть популярные раньше модели (но они уже не имели прежнего спроса), даже вышли в более высокий класс – 125 куб. см. Все это не помогло, поэтому 28 июня 2002 года новая компания объявила об окончательном банкротстве.
На первый взгляд бак казался точной копией недавно появившейся и очень стильной «Дельты» (конечно, все происходило наоборот, но рижский мопед я ведь увидел раньше). А вот инструментальный бардачок сразу выдавал незнакомую технику. Впрочем, как и надпись на баке, сделанная латинскими буквами.
Мокик Simson S51. Фото: youtube.com
Тогда эра интернета еще не наступила, поэтому о новой мототехнике мы узнавали из личных бесед с бывалыми и популярных транспортных журналов. Из первого источника стало известно о 50-кубовом двигателе, а во втором увидел пару фотографий с коротким сопровождением, повествующем, что этот мотоцикл – родом из ГДР.
Simsons из Зуля как залог качества
Завод Simson в Зуле начал производство 50-кубовых мопедов в 1955 году, когда серийный выпуск AWO 425 (успешных четырехтактных 250-кубовых мотоциклов) продолжался уже пять лет. Последние создавались на основе конструкции BMW R23 из Айзенаха.
Первым 50-кубовым Simson стал простой мопед SR1 (Simson Rheinmetall номер 1). По сути, моторизованный велосипед с педалями, приводимый в движение двухтактным одноцилиндровым двигателем.
Создавая такую непритязательную конструкцию, инженеры компании хотели видеть в своих клиентах самые широкие слои населения страны. Я бы назвал его «народным мопедом». Подтверждением стал тот факт, что он прижился на рынке, а выпуск быстро перевалил за 150 000 единиц. После этого в 1957 году появился существенно улучшенный тип SR2, просуществовавший до середины 60-х – времени появления знаменитой «птичьей серии». Вот характеристики первой модели легкой мототехники:
✅ мощность – 1,1 кВт (1,5 л. с)
✅ рабочий объем – 47,6 куб. см
✅ двухскоростная коробка передач
В дальнейшем успешное направление усиленно развивалось, выпуская подобную технику почти в течение полувека. Их основной сферой деятельности теперь считался класс 50 куб. см. Сюда входили: мопеды, скутеры и небольшие мотоциклы – продукция машиностроительной компании в Восточной Германии с очень давними традициями и ярким прошлым.
Этот факт подтверждается и тем, что любой из нас, кто в теме, сразу вспоминает Simson как небольшой 50-кубовый аппарат с обликом легкого мотоцикла. А ведь здесь выпускалась и техника посерьезнее, даже автомобили. Высоким же качеством всей линейки продукции предприятие обязано своим историческим корням. Ведь изначально производственные мощности в Зуле являлись прежде всего оружейным заводом, а это и привело к точности и надежности всего ассортимента.
Продолжение линейки 50-кубовых мопедов
В 70-е легкая мототехника из ГДР выпускалась стотысячными тиражами, но и в соседних соцстранах считалась редким, скорее, необычным явлением. Например, в Советском Союзе имелись заводе в Риге, Львове, ЗИФ и другие. На каждом из них штамповалось огромные партии отечественных мопедов. И хотя они часто не отличались слишком высоким качеством, закупать, даже в дружественных странах, технику той же категории стало бы моветоном для чиновников самой большой страны мира.
Simson SR1 с велосипедным седлом. Фото: youtube.com
Подобная ситуация сложилась и в соседней Чехословакии. Имея Pionyr, Babetta или Stadion, как можно помышлять об импортной продукции? Например, как вспоминает один из очевидцев, в 70-е годы он впервые увидел небольшой мотоцикл Simson Star SR4-2, выделявшийся впечатляющим дизайном и двухтактным одноцилиндровым двигателем. Это произошло благодаря тому, что его приятель (скорее, его родители) имели какие-то связи во внешнеторговой организации «Мототечна», что и позволило прикупить редкий для ЧССР мопедик из соседней страны с прекрасными характеристиками:
✅ рабочий объем двигателя – 49,6 куб. см
✅ мощность – 3,4 л. с (2,5 кВт) при 6500 об/мин
✅ принудительное охлаждение вентилятором
В пятнадцатилетнем возрасте тот парень (на зависть всем приятелям) успешно участвовал на своем SR4-2 в местных мотоциклетных соревнованиях. Но вернемся, после такого ностальгического отвлечения, к истории самой марки. Ведь, увидев огромный потенциал, производитель быстренько взялся дорабатывать простенькую конструкцию. Очень скоро появился второй тип мопеда Simson SR2 с двигателем, мощность которого увеличили до 1,5 л. с. После этого, чтобы придать особый шарм скромной технике, ей стали давать птичьи названия:
✅ Spatz (воробей)
✅ Star (скворец)
✅ Schwalbe (ласточка) и другие
Все же, среди наиболее успешных оказался уже упомянутый выше мокик (т.е. машина с ножным рычагом запуска, а не мопед) Simson Star SR4-2. С него началась экспортная история марки: небольшие партии отправились в СССР, Польшу, Чехословакию и другие страны СЭВ. Его производство стартовало в 1964 году, позже (в улучшенной версии SR4-2/1) он выпускался до 1975 года.
Скутер Simson Schwalbe. Фото: youtube.com
Всего собрали более полумиллиона таких аппаратов. А одноцилиндровый двигатель мощностью 3,4 лошадиные силы оставался основным приводным агрегатом большинства типов того времени. В двухместном легком мотоцикле Simson Sperber SP4-3 он даже получил увеличенную (до 4,6 л. с) мощность при 6750 об/мин. Но восточные немцы и не мечтали почивать на лаврах, в их планах имелось только движение вперед.
От мопедов до скутеров
Хотя небольшие мотоциклы Simson пользовались наибольшей популярностью, завод хотел расширить сферу применения и поэтому разработал Simson Mofa SL1. Это – базовое транспортное средство с педалями, максимальная скорость которого составляла всего 30 км/ч с односкоростной коробкой передач. По этим причинам на него не требовались водительские права. Однако в 1970-м «дырчик» уже не был хитом, а к концу марта 1972 года выпущено всего 60 233 экземпляра. Завод снова сосредоточился только на небольших мотоциклах и производных от них мотороллерах.
Спортивная версия Simson. Фото: youtube.com
Первый одноместный скутер KR50 выпущен в 1958 году со старым 47,6-кубовым двигателем Rheinmetall. Однако в 1964 году началось производство двухместного KR51 Schwalbe с новым двигателем Simson. Он имел объем 49,6 куб. см и мощность 3,4 л. с (такой же был и у мокиков из «птичьей серии»).
В 1975 году появилось третье поколение небольших мотоциклов Simson типа S50, который (как и их преемники S51) являются одними из самых известных в нашей стране. Концепцию хребтовой рамы сохранили, но спереди появилась телескопическая вилка. Постепенно создано несколько различных типов всевозможного назначения:
✅ туристических
✅ внедорожных (S51E, эндуро)
✅ S70C (Комфорт)
✅ S70E (Эндуро)
Как видно из маркировки последних, объем двигателя увеличили до 69,9 куб. см еще во времена ГДР. Simson S50 B2 – это модификация в новой версии с электронным зажиганием, появившаяся в 1976 году. В новых моделях примитивный вентилятор сменило принудительное воздушное охлаждение.
В 1986 году компания Simson удивила выпуском совершенно нового современного скутера SR50 (Simson Roller). Позже его дополнила более крупная версия SR80 (70-кубовый, 5,6-сильный мотор). С 1989-го все модели завода перешли на 12-вольтовую электроустановку.
Завершение выпуска и эпохи
С 1955 по 1990 годы завод в Зуле произвел более пяти миллионов единиц легкой мототехники. После изменения рыночной конъюнктуры продажи прекратились, а большая часть из четырех тысяч сотрудников была уволена. В 1991 году завод произвел всего 5 тысяч транспортных средств.
Мототехника марки Simson в музее. Фото: youtube.com
В ноябре 1991 года новое руководство, вместе с рядом бывших сотрудников, основало другую компанию – Suhler Fahrzeugwerke GmbH (SFW). Производство Simson возобновилось 26 февраля 1992 года, с добавлением в линейку грузовых трициклов SR50 и новых типов небольших мотоциклов.
Предпринимались судорожные попытки спасти предприятие. Выпускались электросамокаты, пытались вернуть популярные раньше модели (но они уже не имели прежнего спроса), даже вышли в более высокий класс – 125 куб. см. Все это не помогло, поэтому 28 июня 2002 года новая компания объявила об окончательном банкротстве.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
Rolls-Royce и будущее авиации: как инновации UltraFan меняют игру в строении авиадвигателей
Бренд Rolls-Royce всегда был синонимом роскоши, инноваций и высоких технологий, но их достижения простираются далеко за пределы автомобилей. Мало кто знает,...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
Внедорожники УАЗ оперативно доработали на заводе – критика подействовала
Забеспокоившись из-за критики на правительственном уровне, руководство Sollers поспешило доработать автомобили. И это первый случай массовых переделок из-за...
В России появился флагманский вертолет «Аурус»
Все комплектующие произведены в России. Воздушное судно можно эксплуатировать в любых климатических и географических зонах....
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Самолет SSJ-100 становится еще более российским
Проект локализации лайнера продолжается. Теперь еще один элемент фюзеляжа производится в России....
При «вскрытии» Гранта удивила автомеханика
Чем может похвастаться «Гранта», которую в столице продают за 1,6 млн рублей? Конечно же, кондиционером, шестнадцатиклапанным двигателем времен «Приоры»,...
«В условиях вечной мерзлоты» – на самой сложный трассе России сдали новые участки
Федеральная трасса считалась одной из самых сложных из-за климата, низкого качества покрытия, а также несоответствия стандартам на многих участках. Теперь...
«Ил» - ВАСО представил свой, полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя
С ним, как ожидается, эффективность сохранения тяги самолета улучшится до оптимальных показателей. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
ВАЗ-2151 – неизвестный российский универсал
Заднеприводные автомобили марки ВАЗ до сих пор пользуются высокой популярностью в России. Более того, ВАЗ-2107 недавно стал самой распространенной моделью в...
УАЗ анонсировал скорое обновление «Хантера»
И не только. Сразу несколько модернизированных моделей выйдут на рынок с небольшим интервалом. Более подробно об этом читайте в нашем материале....
В Нижнем Новгороде наладят выпуск отсеков для отечественного лайнера
А именно для пассажирского МС-21. Для этого на авиастроительном предприятии «Сокол» откроют новый производственный участок. Подробнее об этом читайте в нашем...
Jawa против Иж Юпитера – какой из мотоциклов советских времен окажется быстрее?
Споры о том, какой мотоцикл лучше, в советское время возникали периодически. Как правило, велись они в легком и среднем классах. Например, считалось, что...
Как поступают владельцы электромобилей, подтопленных во время урагана Милтон
После затопления такие машины пожароопасны. А еще эти авто потом продают.... Риски значительно возросли из-за последствий урагана Милтон....