Стильные мопеды Simson, родом из ГДР
Впервые такую технику вживую мне пришлось увидеть в подростковые годы. С хозяином, правда, лично знаком не был, но что-то подсказывает и сегодня, что послужил этот товарищ в Группе советских войск в Германии. Оттуда и привез сувенир, ведь официальных массовых продаж подобной техники в СССР никогда не производилось.
На первый взгляд бак казался точной копией недавно появившейся и очень стильной «Дельты» (конечно, все происходило наоборот, но рижский мопед я ведь увидел раньше). А вот инструментальный бардачок сразу выдавал незнакомую технику. Впрочем, как и надпись на баке, сделанная латинскими буквами.
Тогда эра интернета еще не наступила, поэтому о новой мототехнике мы узнавали из личных бесед с бывалыми и популярных транспортных журналов. Из первого источника стало известно о 50-кубовом двигателе, а во втором увидел пару фотографий с коротким сопровождением, повествующем, что этот мотоцикл – родом из ГДР.
Завод Simson в Зуле начал производство 50-кубовых мопедов в 1955 году, когда серийный выпуск AWO 425 (успешных четырехтактных 250-кубовых мотоциклов) продолжался уже пять лет. Последние создавались на основе конструкции BMW R23 из Айзенаха.
Создавая такую непритязательную конструкцию, инженеры компании хотели видеть в своих клиентах самые широкие слои населения страны. Я бы назвал его «народным мопедом». Подтверждением стал тот факт, что он прижился на рынке, а выпуск быстро перевалил за 150 000 единиц. После этого в 1957 году появился существенно улучшенный тип SR2, просуществовавший до середины 60-х – времени появления знаменитой «птичьей серии». Вот характеристики первой модели легкой мототехники:
✅ мощность – 1,1 кВт (1,5 л. с)
✅ рабочий объем – 47,6 куб. см
✅ двухскоростная коробка передач
В дальнейшем успешное направление усиленно развивалось, выпуская подобную технику почти в течение полувека. Их основной сферой деятельности теперь считался класс 50 куб. см. Сюда входили: мопеды, скутеры и небольшие мотоциклы – продукция машиностроительной компании в Восточной Германии с очень давними традициями и ярким прошлым.
Этот факт подтверждается и тем, что любой из нас, кто в теме, сразу вспоминает Simson как небольшой 50-кубовый аппарат с обликом легкого мотоцикла. А ведь здесь выпускалась и техника посерьезнее, даже автомобили. Высоким же качеством всей линейки продукции предприятие обязано своим историческим корням. Ведь изначально производственные мощности в Зуле являлись прежде всего оружейным заводом, а это и привело к точности и надежности всего ассортимента.
В 70-е легкая мототехника из ГДР выпускалась стотысячными тиражами, но и в соседних соцстранах считалась редким, скорее, необычным явлением. Например, в Советском Союзе имелись заводе в Риге, Львове, ЗИФ и другие. На каждом из них штамповалось огромные партии отечественных мопедов. И хотя они часто не отличались слишком высоким качеством, закупать, даже в дружественных странах, технику той же категории стало бы моветоном для чиновников самой большой страны мира.
Подобная ситуация сложилась и в соседней Чехословакии. Имея Pionyr, Babetta или Stadion, как можно помышлять об импортной продукции? Например, как вспоминает один из очевидцев, в 70-е годы он впервые увидел небольшой мотоцикл Simson Star SR4-2, выделявшийся впечатляющим дизайном и двухтактным одноцилиндровым двигателем. Это произошло благодаря тому, что его приятель (скорее, его родители) имели какие-то связи во внешнеторговой организации «Мототечна», что и позволило прикупить редкий для ЧССР мопедик из соседней страны с прекрасными характеристиками:
✅ рабочий объем двигателя – 49,6 куб. см
✅ мощность – 3,4 л. с (2,5 кВт) при 6500 об/мин
✅ принудительное охлаждение вентилятором
В пятнадцатилетнем возрасте тот парень (на зависть всем приятелям) успешно участвовал на своем SR4-2 в местных мотоциклетных соревнованиях. Но вернемся, после такого ностальгического отвлечения, к истории самой марки. Ведь, увидев огромный потенциал, производитель быстренько взялся дорабатывать простенькую конструкцию. Очень скоро появился второй тип мопеда Simson SR2 с двигателем, мощность которого увеличили до 1,5 л. с. После этого, чтобы придать особый шарм скромной технике, ей стали давать птичьи названия:
✅ Spatz (воробей)
✅ Star (скворец)
✅ Schwalbe (ласточка) и другие
Все же, среди наиболее успешных оказался уже упомянутый выше мокик (т.е. машина с ножным рычагом запуска, а не мопед) Simson Star SR4-2. С него началась экспортная история марки: небольшие партии отправились в СССР, Польшу, Чехословакию и другие страны СЭВ. Его производство стартовало в 1964 году, позже (в улучшенной версии SR4-2/1) он выпускался до 1975 года.
Всего собрали более полумиллиона таких аппаратов. А одноцилиндровый двигатель мощностью 3,4 лошадиные силы оставался основным приводным агрегатом большинства типов того времени. В двухместном легком мотоцикле Simson Sperber SP4-3 он даже получил увеличенную (до 4,6 л. с) мощность при 6750 об/мин. Но восточные немцы и не мечтали почивать на лаврах, в их планах имелось только движение вперед.
Хотя небольшие мотоциклы Simson пользовались наибольшей популярностью, завод хотел расширить сферу применения и поэтому разработал Simson Mofa SL1. Это – базовое транспортное средство с педалями, максимальная скорость которого составляла всего 30 км/ч с односкоростной коробкой передач. По этим причинам на него не требовались водительские права. Однако в 1970-м «дырчик» уже не был хитом, а к концу марта 1972 года выпущено всего 60 233 экземпляра. Завод снова сосредоточился только на небольших мотоциклах и производных от них мотороллерах.
Первый одноместный скутер KR50 выпущен в 1958 году со старым 47,6-кубовым двигателем Rheinmetall. Однако в 1964 году началось производство двухместного KR51 Schwalbe с новым двигателем Simson. Он имел объем 49,6 куб. см и мощность 3,4 л. с (такой же был и у мокиков из «птичьей серии»).
В 1975 году появилось третье поколение небольших мотоциклов Simson типа S50, который (как и их преемники S51) являются одними из самых известных в нашей стране. Концепцию хребтовой рамы сохранили, но спереди появилась телескопическая вилка. Постепенно создано несколько различных типов всевозможного назначения:
✅ туристических
✅ внедорожных (S51E, эндуро)
✅ S70C (Комфорт)
✅ S70E (Эндуро)
Как видно из маркировки последних, объем двигателя увеличили до 69,9 куб. см еще во времена ГДР. Simson S50 B2 – это модификация в новой версии с электронным зажиганием, появившаяся в 1976 году. В новых моделях примитивный вентилятор сменило принудительное воздушное охлаждение.
В 1986 году компания Simson удивила выпуском совершенно нового современного скутера SR50 (Simson Roller). Позже его дополнила более крупная версия SR80 (70-кубовый, 5,6-сильный мотор). С 1989-го все модели завода перешли на 12-вольтовую электроустановку.
С 1955 по 1990 годы завод в Зуле произвел более пяти миллионов единиц легкой мототехники. После изменения рыночной конъюнктуры продажи прекратились, а большая часть из четырех тысяч сотрудников была уволена. В 1991 году завод произвел всего 5 тысяч транспортных средств.
В ноябре 1991 года новое руководство, вместе с рядом бывших сотрудников, основало другую компанию – Suhler Fahrzeugwerke GmbH (SFW). Производство Simson возобновилось 26 февраля 1992 года, с добавлением в линейку грузовых трициклов SR50 и новых типов небольших мотоциклов.
Предпринимались судорожные попытки спасти предприятие. Выпускались электросамокаты, пытались вернуть популярные раньше модели (но они уже не имели прежнего спроса), даже вышли в более высокий класс – 125 куб. см. Все это не помогло, поэтому 28 июня 2002 года новая компания объявила об окончательном банкротстве.
На первый взгляд бак казался точной копией недавно появившейся и очень стильной «Дельты» (конечно, все происходило наоборот, но рижский мопед я ведь увидел раньше). А вот инструментальный бардачок сразу выдавал незнакомую технику. Впрочем, как и надпись на баке, сделанная латинскими буквами.
Мокик Simson S51. Фото: youtube.com
Тогда эра интернета еще не наступила, поэтому о новой мототехнике мы узнавали из личных бесед с бывалыми и популярных транспортных журналов. Из первого источника стало известно о 50-кубовом двигателе, а во втором увидел пару фотографий с коротким сопровождением, повествующем, что этот мотоцикл – родом из ГДР.
Simsons из Зуля как залог качества
Завод Simson в Зуле начал производство 50-кубовых мопедов в 1955 году, когда серийный выпуск AWO 425 (успешных четырехтактных 250-кубовых мотоциклов) продолжался уже пять лет. Последние создавались на основе конструкции BMW R23 из Айзенаха.
Первым 50-кубовым Simson стал простой мопед SR1 (Simson Rheinmetall номер 1). По сути, моторизованный велосипед с педалями, приводимый в движение двухтактным одноцилиндровым двигателем.
Создавая такую непритязательную конструкцию, инженеры компании хотели видеть в своих клиентах самые широкие слои населения страны. Я бы назвал его «народным мопедом». Подтверждением стал тот факт, что он прижился на рынке, а выпуск быстро перевалил за 150 000 единиц. После этого в 1957 году появился существенно улучшенный тип SR2, просуществовавший до середины 60-х – времени появления знаменитой «птичьей серии». Вот характеристики первой модели легкой мототехники:
✅ мощность – 1,1 кВт (1,5 л. с)
✅ рабочий объем – 47,6 куб. см
✅ двухскоростная коробка передач
В дальнейшем успешное направление усиленно развивалось, выпуская подобную технику почти в течение полувека. Их основной сферой деятельности теперь считался класс 50 куб. см. Сюда входили: мопеды, скутеры и небольшие мотоциклы – продукция машиностроительной компании в Восточной Германии с очень давними традициями и ярким прошлым.
Этот факт подтверждается и тем, что любой из нас, кто в теме, сразу вспоминает Simson как небольшой 50-кубовый аппарат с обликом легкого мотоцикла. А ведь здесь выпускалась и техника посерьезнее, даже автомобили. Высоким же качеством всей линейки продукции предприятие обязано своим историческим корням. Ведь изначально производственные мощности в Зуле являлись прежде всего оружейным заводом, а это и привело к точности и надежности всего ассортимента.
Продолжение линейки 50-кубовых мопедов
В 70-е легкая мототехника из ГДР выпускалась стотысячными тиражами, но и в соседних соцстранах считалась редким, скорее, необычным явлением. Например, в Советском Союзе имелись заводе в Риге, Львове, ЗИФ и другие. На каждом из них штамповалось огромные партии отечественных мопедов. И хотя они часто не отличались слишком высоким качеством, закупать, даже в дружественных странах, технику той же категории стало бы моветоном для чиновников самой большой страны мира.
Simson SR1 с велосипедным седлом. Фото: youtube.com
Подобная ситуация сложилась и в соседней Чехословакии. Имея Pionyr, Babetta или Stadion, как можно помышлять об импортной продукции? Например, как вспоминает один из очевидцев, в 70-е годы он впервые увидел небольшой мотоцикл Simson Star SR4-2, выделявшийся впечатляющим дизайном и двухтактным одноцилиндровым двигателем. Это произошло благодаря тому, что его приятель (скорее, его родители) имели какие-то связи во внешнеторговой организации «Мототечна», что и позволило прикупить редкий для ЧССР мопедик из соседней страны с прекрасными характеристиками:
✅ рабочий объем двигателя – 49,6 куб. см
✅ мощность – 3,4 л. с (2,5 кВт) при 6500 об/мин
✅ принудительное охлаждение вентилятором
В пятнадцатилетнем возрасте тот парень (на зависть всем приятелям) успешно участвовал на своем SR4-2 в местных мотоциклетных соревнованиях. Но вернемся, после такого ностальгического отвлечения, к истории самой марки. Ведь, увидев огромный потенциал, производитель быстренько взялся дорабатывать простенькую конструкцию. Очень скоро появился второй тип мопеда Simson SR2 с двигателем, мощность которого увеличили до 1,5 л. с. После этого, чтобы придать особый шарм скромной технике, ей стали давать птичьи названия:
✅ Spatz (воробей)
✅ Star (скворец)
✅ Schwalbe (ласточка) и другие
Все же, среди наиболее успешных оказался уже упомянутый выше мокик (т.е. машина с ножным рычагом запуска, а не мопед) Simson Star SR4-2. С него началась экспортная история марки: небольшие партии отправились в СССР, Польшу, Чехословакию и другие страны СЭВ. Его производство стартовало в 1964 году, позже (в улучшенной версии SR4-2/1) он выпускался до 1975 года.
Скутер Simson Schwalbe. Фото: youtube.com
Всего собрали более полумиллиона таких аппаратов. А одноцилиндровый двигатель мощностью 3,4 лошадиные силы оставался основным приводным агрегатом большинства типов того времени. В двухместном легком мотоцикле Simson Sperber SP4-3 он даже получил увеличенную (до 4,6 л. с) мощность при 6750 об/мин. Но восточные немцы и не мечтали почивать на лаврах, в их планах имелось только движение вперед.
От мопедов до скутеров
Хотя небольшие мотоциклы Simson пользовались наибольшей популярностью, завод хотел расширить сферу применения и поэтому разработал Simson Mofa SL1. Это – базовое транспортное средство с педалями, максимальная скорость которого составляла всего 30 км/ч с односкоростной коробкой передач. По этим причинам на него не требовались водительские права. Однако в 1970-м «дырчик» уже не был хитом, а к концу марта 1972 года выпущено всего 60 233 экземпляра. Завод снова сосредоточился только на небольших мотоциклах и производных от них мотороллерах.
Спортивная версия Simson. Фото: youtube.com
Первый одноместный скутер KR50 выпущен в 1958 году со старым 47,6-кубовым двигателем Rheinmetall. Однако в 1964 году началось производство двухместного KR51 Schwalbe с новым двигателем Simson. Он имел объем 49,6 куб. см и мощность 3,4 л. с (такой же был и у мокиков из «птичьей серии»).
В 1975 году появилось третье поколение небольших мотоциклов Simson типа S50, который (как и их преемники S51) являются одними из самых известных в нашей стране. Концепцию хребтовой рамы сохранили, но спереди появилась телескопическая вилка. Постепенно создано несколько различных типов всевозможного назначения:
✅ туристических
✅ внедорожных (S51E, эндуро)
✅ S70C (Комфорт)
✅ S70E (Эндуро)
Как видно из маркировки последних, объем двигателя увеличили до 69,9 куб. см еще во времена ГДР. Simson S50 B2 – это модификация в новой версии с электронным зажиганием, появившаяся в 1976 году. В новых моделях примитивный вентилятор сменило принудительное воздушное охлаждение.
В 1986 году компания Simson удивила выпуском совершенно нового современного скутера SR50 (Simson Roller). Позже его дополнила более крупная версия SR80 (70-кубовый, 5,6-сильный мотор). С 1989-го все модели завода перешли на 12-вольтовую электроустановку.
Завершение выпуска и эпохи
С 1955 по 1990 годы завод в Зуле произвел более пяти миллионов единиц легкой мототехники. После изменения рыночной конъюнктуры продажи прекратились, а большая часть из четырех тысяч сотрудников была уволена. В 1991 году завод произвел всего 5 тысяч транспортных средств.
Мототехника марки Simson в музее. Фото: youtube.com
В ноябре 1991 года новое руководство, вместе с рядом бывших сотрудников, основало другую компанию – Suhler Fahrzeugwerke GmbH (SFW). Производство Simson возобновилось 26 февраля 1992 года, с добавлением в линейку грузовых трициклов SR50 и новых типов небольших мотоциклов.
Предпринимались судорожные попытки спасти предприятие. Выпускались электросамокаты, пытались вернуть популярные раньше модели (но они уже не имели прежнего спроса), даже вышли в более высокий класс – 125 куб. см. Все это не помогло, поэтому 28 июня 2002 года новая компания объявила об окончательном банкротстве.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...