Парашют для летательных аппаратов: российская спасательная система МВЕН
Единственная в России компания, занимающаяся изготовлением быстродействующих парашютных спасательных систем (БПС) для легких летательных аппаратов, называется МВЕН. Аббревиатура расшифровывается по именам организаторов фирмы – Михаила Невельского и Виктора Ермоленко. Разработанная ими система обеспечивает безопасное опускание на землю самолетов, дельтапланов, планеров и иной летательной техники массой до полутонны и более. Всего предлагается одиннадцать вариантов спасательных парашютных систем.
Сегодня уже есть разновидности БПС, предназначенные для спасения самолетов, имеющих вес до 3-х тонн и летающих со скоростью до 450 км/ч. Также разрабатываются системы, позволяющие опускать на землю летательные аппараты, в т. ч. вертолеты массой в 5,7 т.
А еще ведется проектирование специальных отстреливающихся капсул для отделения кабин летчиков, пилотирующих тяжелые воздушные суда.
На «счету» компании, как минимум, более полусотни спасенных жизней – к сожалению, точную статистику в РФ никто не ведет. Как говорит руководитель предприятия, узнать это можно из благодарственных писем, приходящих в адрес компании.
Потомок эмигрантов из России Борис Попов, занимавшийся дельтапланеризмом, в 1975-м году совершил неудачный полет. Его аппарат, поднявшись в воздух на 120 м, упал на землю из-за свернувшегося крыла. Только каким-то чудом пилот остался жив. Уцелевший Попов решил заняться изготовлением спасательных систем для легких летательных аппаратов. В 1980-м он в штате Минесота зарегистрировал компанию Ballistic Recovery Systems. Через пару лет пошли продажи. Впервые система была применена на практике в 1983-м году, когда с ее помощью удалось спасти жизни троих человек. Парашют сработал в небе Колорадо. Спустя три года компания официально сертифицировала свою продукцию и через несколько лет в бизнес привлекли инвестиции на сумму 2 млн долларов.
Более свежий пример относится к 2014-му году, когда система Попова помогла плавно спуститься на землю самолету, в котором находился пилот и пара пассажиров. Все отделались легкими царапинами (Австралия, г. Лоусон). Фирма Ballistic Recovery Systems за время своего существования реализовала не менее 30 тыс. БПС и спасла жизни примерно 310-ти пассажиров и летчиков.
Будущие компаньоны познакомились, когда учились в Казанском авиаинституте на почве занятий парашютным спортом. К 1990-му году друзья решили прекратить карьеру в этой области. Тогда советские спортсмены прыгали в основном на парашютах, сделанных в США. Ермоленко и Невельский видели и знали их несовершенные характеристики. Поэтому компаньоны хотели разработать свой, лучший парашют. Однако чуть позже Ермоленко предложил использовать это изделие для спасения мотодельтапланеристов. Оба знали: данный вид спорта довольно опасен и своеобразен. С обычным парашютом из такого аппарата не выпрыгнешь – слишком низко, да и за винт можно зацепиться.
Спасательная система для мотодельтапланеристов была создана, и компаньоны получили на нее патент. Только в бюро они узнали, что подобное устройство уже изобретено в США. Однако, как выяснилось, российская система серьезно отличалась от американской: ведь при ее проектировании БПС Попова не копировалась – создавалось уникальное устройство. В частности, у заграничных коллег парашют выстреливался с помощью ракеты, специальная капсула отсутствовала. В результате срабатывания американской БПС могло произойти столкновение с летательным аппаратом либо пропеллером.
Роль проверяющего новой системы взял на себя Ермоленко, который для этого специально научился летать на мотодельтаплане. В 1990-м году Виктор поднялся в небо: он должен был спуститься на землю с помощью изобретенной парашютной системы. На высоте в полтора километра испытатель дернул за рычаг: пиропатрон сработал и над Ермоленко раскрылся купол. Однако при снижении мотодельтаплан стал раскручиваться.
Виктору пришлось прыгать с обычным парашютом, который он предусмотрительно надел перед полетом. Приземлился он одновременно с аппаратом: позже выяснилось – предосторожность оказалась излишней. Легкая техника всегда опускается с вращением – чем она тяжелее, тем снижение стабильнее. Итогом испытаний стало быстрое развитие бизнеса – уже в следующем году фирма продала полсотни комплектов БПС.
На него компания вышла еще в 1994-м году. Первую десятку систем приобрели в Венесуэле. Позже МВЕН получила в ФРГ сертификат, разрешающий применение российской БПС на планерах. Интересно, что и немцы, и американцы стремились создать собственную подобную систему. Однако пока попытки заканчиваются неудачно. Сегодня продукция компании из РФ поставляется примерно в двадцать стран, среди которых Италия, ЮАР, ФРГ, США, Австралия и другие.
На официальном сайте компании подробно описаны предлагаемые системы: их комплектность, технические характеристики, рекомендации по установке, цена. А БПС в ассортименте МВЕН немало – начиная от К-350 пяти модификаций для летательных аппаратов (ЛА) весом до 350 кг, и заканчивая КС-3000, способной опустить на землю трехтонную авиатехнику.
При этом габариты комплекта находятся в диапазоне от 225Х250Х505 мм до 330Х380Х770 мм. А масса – в пределах 11-65 кг.
Возможно изготовление БПС по индивидуальным параметрам с максимальным учетом особенностей конструкции летательного аппарата. Типовой комплект БПС включает в себя:
✅ капсулу для размещения элементов системы
✅ обтекатель, защищающий комплектующие от внешнего воздействия и служащий для крепления БПС на ЛА
✅ парашют, спускающий летательный аппарат на землю
✅ выбрасывающий механизм
✅ пиропатрон – газогенерирующее элемент, формирующий давление в системе
✅ привод, активирующий вышеуказанное устройство
БПС поставляется в готовом для установки виде. По желанию заказчика, как опция, вместе с комплектом может идти подвеска, выполненная из тросов или кевлара.
Когда пилот убеждается – создалась аварийная ситуация, первое, что нужно сделать – вытянуть ручку (в зависимости от типа системы она может быть не одна), чтобы активировался пиропатрон.
На втором этапе из летательного аппарата вылетает капсула с комплектующими и происходит разворачивание соединительной системы. Далее открывается крышка контейнера, откуда выходят все тормозные элементы.
Следующий этап – вытягивание главного парашюта и наполнение его купола воздухом. На конечной фазе ЛА опускается на землю. Далее пилот может с помощью отдельной ручки (если она предусмотрена) произвести быструю отцепку БПС.
Она зависит от типа конструкции, массы летательного аппарата, комплектации. В опубликованном прайсе, который можно скачать с официального сайта, цена самой недорогой системы КТ-500 для ЛА массой до полутонны, составляет от 138 тыс. или 155 тыс. руб. (вторая модификация). Самая дорогая БПС для машин массой в три тонны стоит 1 млн 391 тыс. руб. Компания проводит регламентные работы по техобслуживанию. Услуга, в зависимости от типа спасательной системы, обойдется в сумму от 9,7 тыс. руб. до 15 тыс. руб.
Сегодня уже есть разновидности БПС, предназначенные для спасения самолетов, имеющих вес до 3-х тонн и летающих со скоростью до 450 км/ч. Также разрабатываются системы, позволяющие опускать на землю летательные аппараты, в т. ч. вертолеты массой в 5,7 т.
Когда-нибудь так будут спасаться пассажиры. Фото: YouTube.com
А еще ведется проектирование специальных отстреливающихся капсул для отделения кабин летчиков, пилотирующих тяжелые воздушные суда.
Летательный аппарат спускается на землю с помощью БСП. Фото: YouTube.com
На «счету» компании, как минимум, более полусотни спасенных жизней – к сожалению, точную статистику в РФ никто не ведет. Как говорит руководитель предприятия, узнать это можно из благодарственных писем, приходящих в адрес компании.
Первые разработки в мире
Потомок эмигрантов из России Борис Попов, занимавшийся дельтапланеризмом, в 1975-м году совершил неудачный полет. Его аппарат, поднявшись в воздух на 120 м, упал на землю из-за свернувшегося крыла. Только каким-то чудом пилот остался жив. Уцелевший Попов решил заняться изготовлением спасательных систем для легких летательных аппаратов. В 1980-м он в штате Минесота зарегистрировал компанию Ballistic Recovery Systems. Через пару лет пошли продажи. Впервые система была применена на практике в 1983-м году, когда с ее помощью удалось спасти жизни троих человек. Парашют сработал в небе Колорадо. Спустя три года компания официально сертифицировала свою продукцию и через несколько лет в бизнес привлекли инвестиции на сумму 2 млн долларов.
Система работает четко. Фото: YouTube.com
Более свежий пример относится к 2014-му году, когда система Попова помогла плавно спуститься на землю самолету, в котором находился пилот и пара пассажиров. Все отделались легкими царапинами (Австралия, г. Лоусон). Фирма Ballistic Recovery Systems за время своего существования реализовала не менее 30 тыс. БПС и спасла жизни примерно 310-ти пассажиров и летчиков.
В России
Будущие компаньоны познакомились, когда учились в Казанском авиаинституте на почве занятий парашютным спортом. К 1990-му году друзья решили прекратить карьеру в этой области. Тогда советские спортсмены прыгали в основном на парашютах, сделанных в США. Ермоленко и Невельский видели и знали их несовершенные характеристики. Поэтому компаньоны хотели разработать свой, лучший парашют. Однако чуть позже Ермоленко предложил использовать это изделие для спасения мотодельтапланеристов. Оба знали: данный вид спорта довольно опасен и своеобразен. С обычным парашютом из такого аппарата не выпрыгнешь – слишком низко, да и за винт можно зацепиться.
Так выглядят российские капсулы МВЕН. Фото: YouTube.com
Спасательная система для мотодельтапланеристов была создана, и компаньоны получили на нее патент. Только в бюро они узнали, что подобное устройство уже изобретено в США. Однако, как выяснилось, российская система серьезно отличалась от американской: ведь при ее проектировании БПС Попова не копировалась – создавалось уникальное устройство. В частности, у заграничных коллег парашют выстреливался с помощью ракеты, специальная капсула отсутствовала. В результате срабатывания американской БПС могло произойти столкновение с летательным аппаратом либо пропеллером.
Первое испытание
Роль проверяющего новой системы взял на себя Ермоленко, который для этого специально научился летать на мотодельтаплане. В 1990-м году Виктор поднялся в небо: он должен был спуститься на землю с помощью изобретенной парашютной системы. На высоте в полтора километра испытатель дернул за рычаг: пиропатрон сработал и над Ермоленко раскрылся купол. Однако при снижении мотодельтаплан стал раскручиваться.
Полет на мотодельтаплане – дело рискованное. Фото: YouTube.com
Виктору пришлось прыгать с обычным парашютом, который он предусмотрительно надел перед полетом. Приземлился он одновременно с аппаратом: позже выяснилось – предосторожность оказалась излишней. Легкая техника всегда опускается с вращением – чем она тяжелее, тем снижение стабильнее. Итогом испытаний стало быстрое развитие бизнеса – уже в следующем году фирма продала полсотни комплектов БПС.
Внешний рынок
На него компания вышла еще в 1994-м году. Первую десятку систем приобрели в Венесуэле. Позже МВЕН получила в ФРГ сертификат, разрешающий применение российской БПС на планерах. Интересно, что и немцы, и американцы стремились создать собственную подобную систему. Однако пока попытки заканчиваются неудачно. Сегодня продукция компании из РФ поставляется примерно в двадцать стран, среди которых Италия, ЮАР, ФРГ, США, Австралия и другие.
Как устроена российская БПС
На официальном сайте компании подробно описаны предлагаемые системы: их комплектность, технические характеристики, рекомендации по установке, цена. А БПС в ассортименте МВЕН немало – начиная от К-350 пяти модификаций для летательных аппаратов (ЛА) весом до 350 кг, и заканчивая КС-3000, способной опустить на землю трехтонную авиатехнику.
Парашюты на заводе шьют вручную. Фото: YouTube.com
При этом габариты комплекта находятся в диапазоне от 225Х250Х505 мм до 330Х380Х770 мм. А масса – в пределах 11-65 кг.
На сегодня комплекты К-350, К-400 и КС-500 не выпускаются, но купленные ранее обслуживаются (технический период производителем озвучен в 12 лет).
Возможно изготовление БПС по индивидуальным параметрам с максимальным учетом особенностей конструкции летательного аппарата. Типовой комплект БПС включает в себя:
✅ капсулу для размещения элементов системы
✅ обтекатель, защищающий комплектующие от внешнего воздействия и служащий для крепления БПС на ЛА
✅ парашют, спускающий летательный аппарат на землю
✅ выбрасывающий механизм
✅ пиропатрон – газогенерирующее элемент, формирующий давление в системе
✅ привод, активирующий вышеуказанное устройство
БПС поставляется в готовом для установки виде. По желанию заказчика, как опция, вместе с комплектом может идти подвеска, выполненная из тросов или кевлара.
Как работает БПС
Когда пилот убеждается – создалась аварийная ситуация, первое, что нужно сделать – вытянуть ручку (в зависимости от типа системы она может быть не одна), чтобы активировался пиропатрон.
Та самая ручка, за которую нужно дернуть. Фото: YouTube.com
На втором этапе из летательного аппарата вылетает капсула с комплектующими и происходит разворачивание соединительной системы. Далее открывается крышка контейнера, откуда выходят все тормозные элементы.
Контейнер вылетает из самолета. Фото: YouTube.com
Следующий этап – вытягивание главного парашюта и наполнение его купола воздухом. На конечной фазе ЛА опускается на землю. Далее пилот может с помощью отдельной ручки (если она предусмотрена) произвести быструю отцепку БПС.
Стоимость
Она зависит от типа конструкции, массы летательного аппарата, комплектации. В опубликованном прайсе, который можно скачать с официального сайта, цена самой недорогой системы КТ-500 для ЛА массой до полутонны, составляет от 138 тыс. или 155 тыс. руб. (вторая модификация). Самая дорогая БПС для машин массой в три тонны стоит 1 млн 391 тыс. руб. Компания проводит регламентные работы по техобслуживанию. Услуга, в зависимости от типа спасательной системы, обойдется в сумму от 9,7 тыс. руб. до 15 тыс. руб.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...