Парашют для летательных аппаратов: российская спасательная система МВЕН
Единственная в России компания, занимающаяся изготовлением быстродействующих парашютных спасательных систем (БПС) для легких летательных аппаратов, называется МВЕН. Аббревиатура расшифровывается по именам организаторов фирмы – Михаила Невельского и Виктора Ермоленко. Разработанная ими система обеспечивает безопасное опускание на землю самолетов, дельтапланов, планеров и иной летательной техники массой до полутонны и более. Всего предлагается одиннадцать вариантов спасательных парашютных систем.
Сегодня уже есть разновидности БПС, предназначенные для спасения самолетов, имеющих вес до 3-х тонн и летающих со скоростью до 450 км/ч. Также разрабатываются системы, позволяющие опускать на землю летательные аппараты, в т. ч. вертолеты массой в 5,7 т.
А еще ведется проектирование специальных отстреливающихся капсул для отделения кабин летчиков, пилотирующих тяжелые воздушные суда.
На «счету» компании, как минимум, более полусотни спасенных жизней – к сожалению, точную статистику в РФ никто не ведет. Как говорит руководитель предприятия, узнать это можно из благодарственных писем, приходящих в адрес компании.
Потомок эмигрантов из России Борис Попов, занимавшийся дельтапланеризмом, в 1975-м году совершил неудачный полет. Его аппарат, поднявшись в воздух на 120 м, упал на землю из-за свернувшегося крыла. Только каким-то чудом пилот остался жив. Уцелевший Попов решил заняться изготовлением спасательных систем для легких летательных аппаратов. В 1980-м он в штате Минесота зарегистрировал компанию Ballistic Recovery Systems. Через пару лет пошли продажи. Впервые система была применена на практике в 1983-м году, когда с ее помощью удалось спасти жизни троих человек. Парашют сработал в небе Колорадо. Спустя три года компания официально сертифицировала свою продукцию и через несколько лет в бизнес привлекли инвестиции на сумму 2 млн долларов.
Более свежий пример относится к 2014-му году, когда система Попова помогла плавно спуститься на землю самолету, в котором находился пилот и пара пассажиров. Все отделались легкими царапинами (Австралия, г. Лоусон). Фирма Ballistic Recovery Systems за время своего существования реализовала не менее 30 тыс. БПС и спасла жизни примерно 310-ти пассажиров и летчиков.
Будущие компаньоны познакомились, когда учились в Казанском авиаинституте на почве занятий парашютным спортом. К 1990-му году друзья решили прекратить карьеру в этой области. Тогда советские спортсмены прыгали в основном на парашютах, сделанных в США. Ермоленко и Невельский видели и знали их несовершенные характеристики. Поэтому компаньоны хотели разработать свой, лучший парашют. Однако чуть позже Ермоленко предложил использовать это изделие для спасения мотодельтапланеристов. Оба знали: данный вид спорта довольно опасен и своеобразен. С обычным парашютом из такого аппарата не выпрыгнешь – слишком низко, да и за винт можно зацепиться.
Спасательная система для мотодельтапланеристов была создана, и компаньоны получили на нее патент. Только в бюро они узнали, что подобное устройство уже изобретено в США. Однако, как выяснилось, российская система серьезно отличалась от американской: ведь при ее проектировании БПС Попова не копировалась – создавалось уникальное устройство. В частности, у заграничных коллег парашют выстреливался с помощью ракеты, специальная капсула отсутствовала. В результате срабатывания американской БПС могло произойти столкновение с летательным аппаратом либо пропеллером.
Роль проверяющего новой системы взял на себя Ермоленко, который для этого специально научился летать на мотодельтаплане. В 1990-м году Виктор поднялся в небо: он должен был спуститься на землю с помощью изобретенной парашютной системы. На высоте в полтора километра испытатель дернул за рычаг: пиропатрон сработал и над Ермоленко раскрылся купол. Однако при снижении мотодельтаплан стал раскручиваться.
Виктору пришлось прыгать с обычным парашютом, который он предусмотрительно надел перед полетом. Приземлился он одновременно с аппаратом: позже выяснилось – предосторожность оказалась излишней. Легкая техника всегда опускается с вращением – чем она тяжелее, тем снижение стабильнее. Итогом испытаний стало быстрое развитие бизнеса – уже в следующем году фирма продала полсотни комплектов БПС.
На него компания вышла еще в 1994-м году. Первую десятку систем приобрели в Венесуэле. Позже МВЕН получила в ФРГ сертификат, разрешающий применение российской БПС на планерах. Интересно, что и немцы, и американцы стремились создать собственную подобную систему. Однако пока попытки заканчиваются неудачно. Сегодня продукция компании из РФ поставляется примерно в двадцать стран, среди которых Италия, ЮАР, ФРГ, США, Австралия и другие.
На официальном сайте компании подробно описаны предлагаемые системы: их комплектность, технические характеристики, рекомендации по установке, цена. А БПС в ассортименте МВЕН немало – начиная от К-350 пяти модификаций для летательных аппаратов (ЛА) весом до 350 кг, и заканчивая КС-3000, способной опустить на землю трехтонную авиатехнику.
При этом габариты комплекта находятся в диапазоне от 225Х250Х505 мм до 330Х380Х770 мм. А масса – в пределах 11-65 кг.
Возможно изготовление БПС по индивидуальным параметрам с максимальным учетом особенностей конструкции летательного аппарата. Типовой комплект БПС включает в себя:
✅ капсулу для размещения элементов системы
✅ обтекатель, защищающий комплектующие от внешнего воздействия и служащий для крепления БПС на ЛА
✅ парашют, спускающий летательный аппарат на землю
✅ выбрасывающий механизм
✅ пиропатрон – газогенерирующее элемент, формирующий давление в системе
✅ привод, активирующий вышеуказанное устройство
БПС поставляется в готовом для установки виде. По желанию заказчика, как опция, вместе с комплектом может идти подвеска, выполненная из тросов или кевлара.
Когда пилот убеждается – создалась аварийная ситуация, первое, что нужно сделать – вытянуть ручку (в зависимости от типа системы она может быть не одна), чтобы активировался пиропатрон.
На втором этапе из летательного аппарата вылетает капсула с комплектующими и происходит разворачивание соединительной системы. Далее открывается крышка контейнера, откуда выходят все тормозные элементы.
Следующий этап – вытягивание главного парашюта и наполнение его купола воздухом. На конечной фазе ЛА опускается на землю. Далее пилот может с помощью отдельной ручки (если она предусмотрена) произвести быструю отцепку БПС.
Она зависит от типа конструкции, массы летательного аппарата, комплектации. В опубликованном прайсе, который можно скачать с официального сайта, цена самой недорогой системы КТ-500 для ЛА массой до полутонны, составляет от 138 тыс. или 155 тыс. руб. (вторая модификация). Самая дорогая БПС для машин массой в три тонны стоит 1 млн 391 тыс. руб. Компания проводит регламентные работы по техобслуживанию. Услуга, в зависимости от типа спасательной системы, обойдется в сумму от 9,7 тыс. руб. до 15 тыс. руб.
Сегодня уже есть разновидности БПС, предназначенные для спасения самолетов, имеющих вес до 3-х тонн и летающих со скоростью до 450 км/ч. Также разрабатываются системы, позволяющие опускать на землю летательные аппараты, в т. ч. вертолеты массой в 5,7 т.
Когда-нибудь так будут спасаться пассажиры. Фото: YouTube.com
А еще ведется проектирование специальных отстреливающихся капсул для отделения кабин летчиков, пилотирующих тяжелые воздушные суда.
Летательный аппарат спускается на землю с помощью БСП. Фото: YouTube.com
На «счету» компании, как минимум, более полусотни спасенных жизней – к сожалению, точную статистику в РФ никто не ведет. Как говорит руководитель предприятия, узнать это можно из благодарственных писем, приходящих в адрес компании.
Первые разработки в мире
Потомок эмигрантов из России Борис Попов, занимавшийся дельтапланеризмом, в 1975-м году совершил неудачный полет. Его аппарат, поднявшись в воздух на 120 м, упал на землю из-за свернувшегося крыла. Только каким-то чудом пилот остался жив. Уцелевший Попов решил заняться изготовлением спасательных систем для легких летательных аппаратов. В 1980-м он в штате Минесота зарегистрировал компанию Ballistic Recovery Systems. Через пару лет пошли продажи. Впервые система была применена на практике в 1983-м году, когда с ее помощью удалось спасти жизни троих человек. Парашют сработал в небе Колорадо. Спустя три года компания официально сертифицировала свою продукцию и через несколько лет в бизнес привлекли инвестиции на сумму 2 млн долларов.
Система работает четко. Фото: YouTube.com
Более свежий пример относится к 2014-му году, когда система Попова помогла плавно спуститься на землю самолету, в котором находился пилот и пара пассажиров. Все отделались легкими царапинами (Австралия, г. Лоусон). Фирма Ballistic Recovery Systems за время своего существования реализовала не менее 30 тыс. БПС и спасла жизни примерно 310-ти пассажиров и летчиков.
В России
Будущие компаньоны познакомились, когда учились в Казанском авиаинституте на почве занятий парашютным спортом. К 1990-му году друзья решили прекратить карьеру в этой области. Тогда советские спортсмены прыгали в основном на парашютах, сделанных в США. Ермоленко и Невельский видели и знали их несовершенные характеристики. Поэтому компаньоны хотели разработать свой, лучший парашют. Однако чуть позже Ермоленко предложил использовать это изделие для спасения мотодельтапланеристов. Оба знали: данный вид спорта довольно опасен и своеобразен. С обычным парашютом из такого аппарата не выпрыгнешь – слишком низко, да и за винт можно зацепиться.
Так выглядят российские капсулы МВЕН. Фото: YouTube.com
Спасательная система для мотодельтапланеристов была создана, и компаньоны получили на нее патент. Только в бюро они узнали, что подобное устройство уже изобретено в США. Однако, как выяснилось, российская система серьезно отличалась от американской: ведь при ее проектировании БПС Попова не копировалась – создавалось уникальное устройство. В частности, у заграничных коллег парашют выстреливался с помощью ракеты, специальная капсула отсутствовала. В результате срабатывания американской БПС могло произойти столкновение с летательным аппаратом либо пропеллером.
Первое испытание
Роль проверяющего новой системы взял на себя Ермоленко, который для этого специально научился летать на мотодельтаплане. В 1990-м году Виктор поднялся в небо: он должен был спуститься на землю с помощью изобретенной парашютной системы. На высоте в полтора километра испытатель дернул за рычаг: пиропатрон сработал и над Ермоленко раскрылся купол. Однако при снижении мотодельтаплан стал раскручиваться.
Полет на мотодельтаплане – дело рискованное. Фото: YouTube.com
Виктору пришлось прыгать с обычным парашютом, который он предусмотрительно надел перед полетом. Приземлился он одновременно с аппаратом: позже выяснилось – предосторожность оказалась излишней. Легкая техника всегда опускается с вращением – чем она тяжелее, тем снижение стабильнее. Итогом испытаний стало быстрое развитие бизнеса – уже в следующем году фирма продала полсотни комплектов БПС.
Внешний рынок
На него компания вышла еще в 1994-м году. Первую десятку систем приобрели в Венесуэле. Позже МВЕН получила в ФРГ сертификат, разрешающий применение российской БПС на планерах. Интересно, что и немцы, и американцы стремились создать собственную подобную систему. Однако пока попытки заканчиваются неудачно. Сегодня продукция компании из РФ поставляется примерно в двадцать стран, среди которых Италия, ЮАР, ФРГ, США, Австралия и другие.
Как устроена российская БПС
На официальном сайте компании подробно описаны предлагаемые системы: их комплектность, технические характеристики, рекомендации по установке, цена. А БПС в ассортименте МВЕН немало – начиная от К-350 пяти модификаций для летательных аппаратов (ЛА) весом до 350 кг, и заканчивая КС-3000, способной опустить на землю трехтонную авиатехнику.
Парашюты на заводе шьют вручную. Фото: YouTube.com
При этом габариты комплекта находятся в диапазоне от 225Х250Х505 мм до 330Х380Х770 мм. А масса – в пределах 11-65 кг.
На сегодня комплекты К-350, К-400 и КС-500 не выпускаются, но купленные ранее обслуживаются (технический период производителем озвучен в 12 лет).
Возможно изготовление БПС по индивидуальным параметрам с максимальным учетом особенностей конструкции летательного аппарата. Типовой комплект БПС включает в себя:
✅ капсулу для размещения элементов системы
✅ обтекатель, защищающий комплектующие от внешнего воздействия и служащий для крепления БПС на ЛА
✅ парашют, спускающий летательный аппарат на землю
✅ выбрасывающий механизм
✅ пиропатрон – газогенерирующее элемент, формирующий давление в системе
✅ привод, активирующий вышеуказанное устройство
БПС поставляется в готовом для установки виде. По желанию заказчика, как опция, вместе с комплектом может идти подвеска, выполненная из тросов или кевлара.
Как работает БПС
Когда пилот убеждается – создалась аварийная ситуация, первое, что нужно сделать – вытянуть ручку (в зависимости от типа системы она может быть не одна), чтобы активировался пиропатрон.
Та самая ручка, за которую нужно дернуть. Фото: YouTube.com
На втором этапе из летательного аппарата вылетает капсула с комплектующими и происходит разворачивание соединительной системы. Далее открывается крышка контейнера, откуда выходят все тормозные элементы.
Контейнер вылетает из самолета. Фото: YouTube.com
Следующий этап – вытягивание главного парашюта и наполнение его купола воздухом. На конечной фазе ЛА опускается на землю. Далее пилот может с помощью отдельной ручки (если она предусмотрена) произвести быструю отцепку БПС.
Стоимость
Она зависит от типа конструкции, массы летательного аппарата, комплектации. В опубликованном прайсе, который можно скачать с официального сайта, цена самой недорогой системы КТ-500 для ЛА массой до полутонны, составляет от 138 тыс. или 155 тыс. руб. (вторая модификация). Самая дорогая БПС для машин массой в три тонны стоит 1 млн 391 тыс. руб. Компания проводит регламентные работы по техобслуживанию. Услуга, в зависимости от типа спасательной системы, обойдется в сумму от 9,7 тыс. руб. до 15 тыс. руб.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....