
Парашют для летательных аппаратов: российская спасательная система МВЕН
Единственная в России компания, занимающаяся изготовлением быстродействующих парашютных спасательных систем (БПС) для легких летательных аппаратов, называется МВЕН. Аббревиатура расшифровывается по именам организаторов фирмы – Михаила Невельского и Виктора Ермоленко. Разработанная ими система обеспечивает безопасное опускание на землю самолетов, дельтапланов, планеров и иной летательной техники массой до полутонны и более. Всего предлагается одиннадцать вариантов спасательных парашютных систем.
Сегодня уже есть разновидности БПС, предназначенные для спасения самолетов, имеющих вес до 3-х тонн и летающих со скоростью до 450 км/ч. Также разрабатываются системы, позволяющие опускать на землю летательные аппараты, в т. ч. вертолеты массой в 5,7 т.
Когда-нибудь так будут спасаться пассажиры. Фото: YouTube.com
А еще ведется проектирование специальных отстреливающихся капсул для отделения кабин летчиков, пилотирующих тяжелые воздушные суда.
Летательный аппарат спускается на землю с помощью БСП. Фото: YouTube.com
На «счету» компании, как минимум, более полусотни спасенных жизней – к сожалению, точную статистику в РФ никто не ведет. Как говорит руководитель предприятия, узнать это можно из благодарственных писем, приходящих в адрес компании.
Потомок эмигрантов из России Борис Попов, занимавшийся дельтапланеризмом, в 1975-м году совершил неудачный полет. Его аппарат, поднявшись в воздух на 120 м, упал на землю из-за свернувшегося крыла. Только каким-то чудом пилот остался жив. Уцелевший Попов решил заняться изготовлением спасательных систем для легких летательных аппаратов. В 1980-м он в штате Минесота зарегистрировал компанию Ballistic Recovery Systems. Через пару лет пошли продажи. Впервые система была применена на практике в 1983-м году, когда с ее помощью удалось спасти жизни троих человек. Парашют сработал в небе Колорадо. Спустя три года компания официально сертифицировала свою продукцию и через несколько лет в бизнес привлекли инвестиции на сумму 2 млн долларов.
Система работает четко. Фото: YouTube.com
Более свежий пример относится к 2014-му году, когда система Попова помогла плавно спуститься на землю самолету, в котором находился пилот и пара пассажиров. Все отделались легкими царапинами (Австралия, г. Лоусон). Фирма Ballistic Recovery Systems за время своего существования реализовала не менее 30 тыс. БПС и спасла жизни примерно 310-ти пассажиров и летчиков.
Будущие компаньоны познакомились, когда учились в Казанском авиаинституте на почве занятий парашютным спортом. К 1990-му году друзья решили прекратить карьеру в этой области. Тогда советские спортсмены прыгали в основном на парашютах, сделанных в США. Ермоленко и Невельский видели и знали их несовершенные характеристики. Поэтому компаньоны хотели разработать свой, лучший парашют. Однако чуть позже Ермоленко предложил использовать это изделие для спасения мотодельтапланеристов. Оба знали: данный вид спорта довольно опасен и своеобразен. С обычным парашютом из такого аппарата не выпрыгнешь – слишком низко, да и за винт можно зацепиться.
Так выглядят российские капсулы МВЕН. Фото: YouTube.com
Спасательная система для мотодельтапланеристов была создана, и компаньоны получили на нее патент. Только в бюро они узнали, что подобное устройство уже изобретено в США. Однако, как выяснилось, российская система серьезно отличалась от американской: ведь при ее проектировании БПС Попова не копировалась – создавалось уникальное устройство. В частности, у заграничных коллег парашют выстреливался с помощью ракеты, специальная капсула отсутствовала. В результате срабатывания американской БПС могло произойти столкновение с летательным аппаратом либо пропеллером.
Роль проверяющего новой системы взял на себя Ермоленко, который для этого специально научился летать на мотодельтаплане. В 1990-м году Виктор поднялся в небо: он должен был спуститься на землю с помощью изобретенной парашютной системы. На высоте в полтора километра испытатель дернул за рычаг: пиропатрон сработал и над Ермоленко раскрылся купол. Однако при снижении мотодельтаплан стал раскручиваться.
Полет на мотодельтаплане – дело рискованное. Фото: YouTube.com
Виктору пришлось прыгать с обычным парашютом, который он предусмотрительно надел перед полетом. Приземлился он одновременно с аппаратом: позже выяснилось – предосторожность оказалась излишней. Легкая техника всегда опускается с вращением – чем она тяжелее, тем снижение стабильнее. Итогом испытаний стало быстрое развитие бизнеса – уже в следующем году фирма продала полсотни комплектов БПС.
На него компания вышла еще в 1994-м году. Первую десятку систем приобрели в Венесуэле. Позже МВЕН получила в ФРГ сертификат, разрешающий применение российской БПС на планерах. Интересно, что и немцы, и американцы стремились создать собственную подобную систему. Однако пока попытки заканчиваются неудачно. Сегодня продукция компании из РФ поставляется примерно в двадцать стран, среди которых Италия, ЮАР, ФРГ, США, Австралия и другие.
На официальном сайте компании подробно описаны предлагаемые системы: их комплектность, технические характеристики, рекомендации по установке, цена. А БПС в ассортименте МВЕН немало – начиная от К-350 пяти модификаций для летательных аппаратов (ЛА) весом до 350 кг, и заканчивая КС-3000, способной опустить на землю трехтонную авиатехнику.
Парашюты на заводе шьют вручную. Фото: YouTube.com
При этом габариты комплекта находятся в диапазоне от 225Х250Х505 мм до 330Х380Х770 мм. А масса – в пределах 11-65 кг.
Возможно изготовление БПС по индивидуальным параметрам с максимальным учетом особенностей конструкции летательного аппарата. Типовой комплект БПС включает в себя:
✅ капсулу для размещения элементов системы
✅ обтекатель, защищающий комплектующие от внешнего воздействия и служащий для крепления БПС на ЛА
✅ парашют, спускающий летательный аппарат на землю
✅ выбрасывающий механизм
✅ пиропатрон – газогенерирующее элемент, формирующий давление в системе
✅ привод, активирующий вышеуказанное устройство
БПС поставляется в готовом для установки виде. По желанию заказчика, как опция, вместе с комплектом может идти подвеска, выполненная из тросов или кевлара.
Когда пилот убеждается – создалась аварийная ситуация, первое, что нужно сделать – вытянуть ручку (в зависимости от типа системы она может быть не одна), чтобы активировался пиропатрон.
Та самая ручка, за которую нужно дернуть. Фото: YouTube.com
На втором этапе из летательного аппарата вылетает капсула с комплектующими и происходит разворачивание соединительной системы. Далее открывается крышка контейнера, откуда выходят все тормозные элементы.
Контейнер вылетает из самолета. Фото: YouTube.com
Следующий этап – вытягивание главного парашюта и наполнение его купола воздухом. На конечной фазе ЛА опускается на землю. Далее пилот может с помощью отдельной ручки (если она предусмотрена) произвести быструю отцепку БПС.
Она зависит от типа конструкции, массы летательного аппарата, комплектации. В опубликованном прайсе, который можно скачать с официального сайта, цена самой недорогой системы КТ-500 для ЛА массой до полутонны, составляет от 138 тыс. или 155 тыс. руб. (вторая модификация). Самая дорогая БПС для машин массой в три тонны стоит 1 млн 391 тыс. руб. Компания проводит регламентные работы по техобслуживанию. Услуга, в зависимости от типа спасательной системы, обойдется в сумму от 9,7 тыс. руб. до 15 тыс. руб.
Сегодня уже есть разновидности БПС, предназначенные для спасения самолетов, имеющих вес до 3-х тонн и летающих со скоростью до 450 км/ч. Также разрабатываются системы, позволяющие опускать на землю летательные аппараты, в т. ч. вертолеты массой в 5,7 т.

А еще ведется проектирование специальных отстреливающихся капсул для отделения кабин летчиков, пилотирующих тяжелые воздушные суда.

На «счету» компании, как минимум, более полусотни спасенных жизней – к сожалению, точную статистику в РФ никто не ведет. Как говорит руководитель предприятия, узнать это можно из благодарственных писем, приходящих в адрес компании.
Первые разработки в мире
Потомок эмигрантов из России Борис Попов, занимавшийся дельтапланеризмом, в 1975-м году совершил неудачный полет. Его аппарат, поднявшись в воздух на 120 м, упал на землю из-за свернувшегося крыла. Только каким-то чудом пилот остался жив. Уцелевший Попов решил заняться изготовлением спасательных систем для легких летательных аппаратов. В 1980-м он в штате Минесота зарегистрировал компанию Ballistic Recovery Systems. Через пару лет пошли продажи. Впервые система была применена на практике в 1983-м году, когда с ее помощью удалось спасти жизни троих человек. Парашют сработал в небе Колорадо. Спустя три года компания официально сертифицировала свою продукцию и через несколько лет в бизнес привлекли инвестиции на сумму 2 млн долларов.

Более свежий пример относится к 2014-му году, когда система Попова помогла плавно спуститься на землю самолету, в котором находился пилот и пара пассажиров. Все отделались легкими царапинами (Австралия, г. Лоусон). Фирма Ballistic Recovery Systems за время своего существования реализовала не менее 30 тыс. БПС и спасла жизни примерно 310-ти пассажиров и летчиков.
В России
Будущие компаньоны познакомились, когда учились в Казанском авиаинституте на почве занятий парашютным спортом. К 1990-му году друзья решили прекратить карьеру в этой области. Тогда советские спортсмены прыгали в основном на парашютах, сделанных в США. Ермоленко и Невельский видели и знали их несовершенные характеристики. Поэтому компаньоны хотели разработать свой, лучший парашют. Однако чуть позже Ермоленко предложил использовать это изделие для спасения мотодельтапланеристов. Оба знали: данный вид спорта довольно опасен и своеобразен. С обычным парашютом из такого аппарата не выпрыгнешь – слишком низко, да и за винт можно зацепиться.

Спасательная система для мотодельтапланеристов была создана, и компаньоны получили на нее патент. Только в бюро они узнали, что подобное устройство уже изобретено в США. Однако, как выяснилось, российская система серьезно отличалась от американской: ведь при ее проектировании БПС Попова не копировалась – создавалось уникальное устройство. В частности, у заграничных коллег парашют выстреливался с помощью ракеты, специальная капсула отсутствовала. В результате срабатывания американской БПС могло произойти столкновение с летательным аппаратом либо пропеллером.
Первое испытание
Роль проверяющего новой системы взял на себя Ермоленко, который для этого специально научился летать на мотодельтаплане. В 1990-м году Виктор поднялся в небо: он должен был спуститься на землю с помощью изобретенной парашютной системы. На высоте в полтора километра испытатель дернул за рычаг: пиропатрон сработал и над Ермоленко раскрылся купол. Однако при снижении мотодельтаплан стал раскручиваться.

Виктору пришлось прыгать с обычным парашютом, который он предусмотрительно надел перед полетом. Приземлился он одновременно с аппаратом: позже выяснилось – предосторожность оказалась излишней. Легкая техника всегда опускается с вращением – чем она тяжелее, тем снижение стабильнее. Итогом испытаний стало быстрое развитие бизнеса – уже в следующем году фирма продала полсотни комплектов БПС.
Внешний рынок
На него компания вышла еще в 1994-м году. Первую десятку систем приобрели в Венесуэле. Позже МВЕН получила в ФРГ сертификат, разрешающий применение российской БПС на планерах. Интересно, что и немцы, и американцы стремились создать собственную подобную систему. Однако пока попытки заканчиваются неудачно. Сегодня продукция компании из РФ поставляется примерно в двадцать стран, среди которых Италия, ЮАР, ФРГ, США, Австралия и другие.
Как устроена российская БПС
На официальном сайте компании подробно описаны предлагаемые системы: их комплектность, технические характеристики, рекомендации по установке, цена. А БПС в ассортименте МВЕН немало – начиная от К-350 пяти модификаций для летательных аппаратов (ЛА) весом до 350 кг, и заканчивая КС-3000, способной опустить на землю трехтонную авиатехнику.

При этом габариты комплекта находятся в диапазоне от 225Х250Х505 мм до 330Х380Х770 мм. А масса – в пределах 11-65 кг.
На сегодня комплекты К-350, К-400 и КС-500 не выпускаются, но купленные ранее обслуживаются (технический период производителем озвучен в 12 лет).
Возможно изготовление БПС по индивидуальным параметрам с максимальным учетом особенностей конструкции летательного аппарата. Типовой комплект БПС включает в себя:
✅ капсулу для размещения элементов системы
✅ обтекатель, защищающий комплектующие от внешнего воздействия и служащий для крепления БПС на ЛА
✅ парашют, спускающий летательный аппарат на землю
✅ выбрасывающий механизм
✅ пиропатрон – газогенерирующее элемент, формирующий давление в системе
✅ привод, активирующий вышеуказанное устройство
БПС поставляется в готовом для установки виде. По желанию заказчика, как опция, вместе с комплектом может идти подвеска, выполненная из тросов или кевлара.
Как работает БПС
Когда пилот убеждается – создалась аварийная ситуация, первое, что нужно сделать – вытянуть ручку (в зависимости от типа системы она может быть не одна), чтобы активировался пиропатрон.

На втором этапе из летательного аппарата вылетает капсула с комплектующими и происходит разворачивание соединительной системы. Далее открывается крышка контейнера, откуда выходят все тормозные элементы.

Следующий этап – вытягивание главного парашюта и наполнение его купола воздухом. На конечной фазе ЛА опускается на землю. Далее пилот может с помощью отдельной ручки (если она предусмотрена) произвести быструю отцепку БПС.
Стоимость
Она зависит от типа конструкции, массы летательного аппарата, комплектации. В опубликованном прайсе, который можно скачать с официального сайта, цена самой недорогой системы КТ-500 для ЛА массой до полутонны, составляет от 138 тыс. или 155 тыс. руб. (вторая модификация). Самая дорогая БПС для машин массой в три тонны стоит 1 млн 391 тыс. руб. Компания проводит регламентные работы по техобслуживанию. Услуга, в зависимости от типа спасательной системы, обойдется в сумму от 9,7 тыс. руб. до 15 тыс. руб.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...