.d-md-none .d-lg-block bibimot

Парашют для летательных аппаратов: российская спасательная система МВЕН

Парашют для летательных аппаратов: российская спасательная система МВЕН
Единственная в России компания, занимающаяся изготовлением быстродействующих парашютных спасательных систем (БПС) для легких летательных аппаратов, называется МВЕН. Аббревиатура расшифровывается по именам организаторов фирмы – Михаила Невельского и Виктора Ермоленко. Разработанная ими система обеспечивает безопасное опускание на землю самолетов, дельтапланов, планеров и иной летательной техники массой до полутонны и более. Всего предлагается одиннадцать вариантов спасательных парашютных систем.


Сегодня уже есть разновидности БПС, предназначенные для спасения самолетов, имеющих вес до 3-х тонн и летающих со скоростью до 450 км/ч. Также разрабатываются системы, позволяющие опускать на землю летательные аппараты, в т. ч. вертолеты массой в 5,7 т.

Парашют для летательных аппаратов: российская спасательная система МВЕНКогда-нибудь так будут спасаться пассажиры. Фото: YouTube.com

А еще ведется проектирование специальных отстреливающихся капсул для отделения кабин летчиков, пилотирующих тяжелые воздушные суда.

Летательный аппарат спускается на землю с помощью БСП. Фото: YouTube.com

На «счету» компании, как минимум, более полусотни спасенных жизней – к сожалению, точную статистику в РФ никто не ведет. Как говорит руководитель предприятия, узнать это можно из благодарственных писем, приходящих в адрес компании.

Первые разработки в мире


Потомок эмигрантов из России Борис Попов, занимавшийся дельтапланеризмом, в 1975-м году совершил неудачный полет. Его аппарат, поднявшись в воздух на 120 м, упал на землю из-за свернувшегося крыла. Только каким-то чудом пилот остался жив. Уцелевший Попов решил заняться изготовлением спасательных систем для легких летательных аппаратов. В 1980-м он в штате Минесота зарегистрировал компанию Ballistic Recovery Systems. Через пару лет пошли продажи. Впервые система была применена на практике в 1983-м году, когда с ее помощью удалось спасти жизни троих человек. Парашют сработал в небе Колорадо. Спустя три года компания официально сертифицировала свою продукцию и через несколько лет в бизнес привлекли инвестиции на сумму 2 млн долларов.

Система работает четко. Фото: YouTube.com

Более свежий пример относится к 2014-му году, когда система Попова помогла плавно спуститься на землю самолету, в котором находился пилот и пара пассажиров. Все отделались легкими царапинами (Австралия, г. Лоусон). Фирма Ballistic Recovery Systems за время своего существования реализовала не менее 30 тыс. БПС и спасла жизни примерно 310-ти пассажиров и летчиков.

В России


Будущие компаньоны познакомились, когда учились в Казанском авиаинституте на почве занятий парашютным спортом. К 1990-му году друзья решили прекратить карьеру в этой области. Тогда советские спортсмены прыгали в основном на парашютах, сделанных в США. Ермоленко и Невельский видели и знали их несовершенные характеристики. Поэтому компаньоны хотели разработать свой, лучший парашют. Однако чуть позже Ермоленко предложил использовать это изделие для спасения мотодельтапланеристов. Оба знали: данный вид спорта довольно опасен и своеобразен. С обычным парашютом из такого аппарата не выпрыгнешь – слишком низко, да и за винт можно зацепиться.

Так выглядят российские капсулы МВЕН. Фото: YouTube.com

Спасательная система для мотодельтапланеристов была создана, и компаньоны получили на нее патент. Только в бюро они узнали, что подобное устройство уже изобретено в США. Однако, как выяснилось, российская система серьезно отличалась от американской: ведь при ее проектировании БПС Попова не копировалась – создавалось уникальное устройство. В частности, у заграничных коллег парашют выстреливался с помощью ракеты, специальная капсула отсутствовала. В результате срабатывания американской БПС могло произойти столкновение с летательным аппаратом либо пропеллером.

Первое испытание


Роль проверяющего новой системы взял на себя Ермоленко, который для этого специально научился летать на мотодельтаплане. В 1990-м году Виктор поднялся в небо: он должен был спуститься на землю с помощью изобретенной парашютной системы. На высоте в полтора километра испытатель дернул за рычаг: пиропатрон сработал и над Ермоленко раскрылся купол. Однако при снижении мотодельтаплан стал раскручиваться.

Полет на мотодельтаплане – дело рискованное. Фото: YouTube.com

Виктору пришлось прыгать с обычным парашютом, который он предусмотрительно надел перед полетом. Приземлился он одновременно с аппаратом: позже выяснилось – предосторожность оказалась излишней. Легкая техника всегда опускается с вращением – чем она тяжелее, тем снижение стабильнее. Итогом испытаний стало быстрое развитие бизнеса – уже в следующем году фирма продала полсотни комплектов БПС.

Внешний рынок


На него компания вышла еще в 1994-м году. Первую десятку систем приобрели в Венесуэле. Позже МВЕН получила в ФРГ сертификат, разрешающий применение российской БПС на планерах. Интересно, что и немцы, и американцы стремились создать собственную подобную систему. Однако пока попытки заканчиваются неудачно. Сегодня продукция компании из РФ поставляется примерно в двадцать стран, среди которых Италия, ЮАР, ФРГ, США, Австралия и другие.

Как устроена российская БПС


На официальном сайте компании подробно описаны предлагаемые системы: их комплектность, технические характеристики, рекомендации по установке, цена. А БПС в ассортименте МВЕН немало – начиная от К-350 пяти модификаций для летательных аппаратов (ЛА) весом до 350 кг, и заканчивая КС-3000, способной опустить на землю трехтонную авиатехнику.

Парашюты на заводе шьют вручную. Фото: YouTube.com

При этом габариты комплекта находятся в диапазоне от 225Х250Х505 мм до 330Х380Х770 мм. А масса – в пределах 11-65 кг.

На сегодня комплекты К-350, К-400 и КС-500 не выпускаются, но купленные ранее обслуживаются (технический период производителем озвучен в 12 лет).

Возможно изготовление БПС по индивидуальным параметрам с максимальным учетом особенностей конструкции летательного аппарата. Типовой комплект БПС включает в себя:

✅ капсулу для размещения элементов системы
✅ обтекатель, защищающий комплектующие от внешнего воздействия и служащий для крепления БПС на ЛА
✅ парашют, спускающий летательный аппарат на землю
✅ выбрасывающий механизм
✅ пиропатрон – газогенерирующее элемент, формирующий давление в системе
✅ привод, активирующий вышеуказанное устройство

БПС поставляется в готовом для установки виде. По желанию заказчика, как опция, вместе с комплектом может идти подвеска, выполненная из тросов или кевлара.

Как работает БПС


Когда пилот убеждается – создалась аварийная ситуация, первое, что нужно сделать – вытянуть ручку (в зависимости от типа системы она может быть не одна), чтобы активировался пиропатрон.

Та самая ручка, за которую нужно дернуть. Фото: YouTube.com

На втором этапе из летательного аппарата вылетает капсула с комплектующими и происходит разворачивание соединительной системы. Далее открывается крышка контейнера, откуда выходят все тормозные элементы.

Контейнер вылетает из самолета. Фото: YouTube.com

Следующий этап – вытягивание главного парашюта и наполнение его купола воздухом. На конечной фазе ЛА опускается на землю. Далее пилот может с помощью отдельной ручки (если она предусмотрена) произвести быструю отцепку БПС.

Стоимость


Она зависит от типа конструкции, массы летательного аппарата, комплектации. В опубликованном прайсе, который можно скачать с официального сайта, цена самой недорогой системы КТ-500 для ЛА массой до полутонны, составляет от 138 тыс. или 155 тыс. руб. (вторая модификация). Самая дорогая БПС для машин массой в три тонны стоит 1 млн 391 тыс. руб. Компания проводит регламентные работы по техобслуживанию. Услуга, в зависимости от типа спасательной системы, обойдется в сумму от 9,7 тыс. руб. до 15 тыс. руб.

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о спасательной системе?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Доступная авиация – легкие летательные аппараты по цене бюджетных авто«Фермер-2» – единственный самолет РФ для распыления удобрений