Вся правда о вариаторах — устройство, принцип действия CVT и недостатки, с которыми столкнется автовладелец
22 277

Вся правда о вариаторах — устройство, принцип действия CVT и недостатки, с которыми столкнется автовладелец

Вариатор или CVT — бесступенчатая трансмиссия с внешним управлением, которая автоматически меняет передаточное число в соответствии с оборотами мотора. Это позволяет эффективно использовать мощность ДВС.


Данная КПП относится к классу автоматических. CVT использовались в середине прошлого столетия в мотоциклах, а затем в авиации. Первыми вариаторы ставили на свои автомобили компания DAF. Но эти агрегаты не могли похвастаться надежностью и часто выходили из строя. С годами конструкция была доработана. Что изменилось и какие минусы до сих пор присущи CVT — разберем ниже.

Устройство и принцип работы


Одна из особенностей вариатора — плавное переключение передач и отсутствие рывков при разгоне. С инженерной точки зрения такая трансмиссия считается оптимальной из всех имеющихся на текущий момент.

Бесступенчатое изменение момента вращения возможно благодаря основным составляющим:

✅ вариаторной передачи
✅ компьютера или блока управления системой
✅ механизма, обеспечивающего реверс
✅ сцепления для передачи крутящего момента

В качестве последнего применяется гидротрансформаторное, центробежное, электромагнитное или многодисковое мокрое сцепление. Первый вариант считается самым распространенным. Гидротрансформаторное устройство обеспечивает плавность хода и продлевает срок службы коробки. К слабым местам такого сцепления относится риск перегрева. Функцию управления всеми механизмами в CVT берет на себя процессор или блок, который выбирает подходящий режим работы, учитывая показания с различных датчиков.

Вся правда о вариаторах — устройство, принцип действия CVT и недостатки, с которыми столкнется автовладелецВариаторная коробка передач в снятом виде. Фото: YouTube.com

Что касается принципа действия коробки, то, в целом, все просто. После выбора режима и начала движения КПП подбирает оптимальное передаточное число, учитывая скорость и положение педали акселератора. Шкивы, соединенные с ременной передачей, сближаются или раздвигаются. В результате этого передаточное число меняется.

Разновидности и их особенности


Есть несколько типов CVT, в зависимости от конструкции. Клиновидный ременной агрегат включает два шкива, объединенных ременной передачей. Передача крутящего момента выполняется с применением специального ремня.

Ручка управления автоматической коробкой. Фото: YouTube.com

В клиновидных цепных устройствах вместо ремня используется цепь. У таких вариаторов более высокий КПД, но конструкция не предусматривает реверса, для этого необходим дополнительный механизм. Тороидные КПП не предусматривают ни ременной, ни цепной передачи. Такой вариатор конструктивно включает два противоположно направленных конусовидных диска, которые соединены роликами. Тороидные CVT считаются перспективными, но используются не часто.

Неполадки и их причины


Множество сбоев в работе вариаторной коробки связано с ошибками эксплуатации, например, стилем вождения. Резкие старты и остановки приводят к ускоренному износу конструктивных элементов. Плохо на работе вариатора сказывается длительная езда на высоких скоростях, использование некачественного масла, регулярные простои в пробках.

По каким признакам можно выявить проблемы в работе CVT:

✅ Низкая динамика и неуверенный разгон. Обычно это следствие сбоев в работе муфты основного хода, блока управления трансмиссией или гидротрансформатора. Причина неисправности может состоять в дефекте самой передачи, в результате чего ремень, передающий крутящий момент от ДВС, начинает проскальзывать между валами
✅ Рывки при разгоне. Если автомобиль дергается, это указывает на нестабильность управляющего давления в коробке. Редукционный клапан гидравлической помпы является самой уязвимой деталью, которая со временем забивается металлической пылью и продуктами износа. Это приводит к тому, что давление подается рывками
✅ Авто едет на одной передаче. Если вы включаете режим N, и автомобиль катится, это указывает на неполадки в работе переключателя. Также проблема может заключаться в неправильной работе блока управления трансмиссией
✅ Авто едет назад. Если работает реверсивный режим, это свидетельствует о неисправности муфты переднего хода. На практике это часто связано с неисправностью сальника или отрывом контура, который используется для подачи гидравлической жидкости
✅ Машина дергается. Если рывки появляются в любых режимах движения, это может указывать на повреждение ремня и конусов в конструкции CVT. В некоторых случаях немного сэкономить и восстановить работу коробки можно, выполнив полировку конусов

Одной из серьезных проблем в работе КПП можно назвать неисправность блока управления. Если электронный модуль вышел из строя, трансмиссия будет регулярно переключаться в аварийный режим, а обороты начинают плавать. Когда CVT шумит, гудит и издает звуки, нехарактерные для ее нормальной работы, это может указывать на неисправность подшипников и износ их посадочных мест. О неполадках в работе механизма разблокировки вариатора также говорят механические щелчки при нажатии на тормоз.

Шкивы и ремень вариаторной коробки. Фото: YouTube.com

О неисправностях в работе вариаторной коробки может свидетельствовать соответствующий индикатор на приборной панели. Ошибки могут отличаться, в зависимости от марки и модели авто, поэтому для расшифровки лучше обращаться на СТО.

Советы по эксплуатации


CVT можно назвать неплохой альтернативой обычным АКПП для тех, кто предпочитает размеренную езду. Эти коробки требуют более частого обслуживания, из-за чего выше эксплуатационные расходы. Но своевременное ТО, включающее замену масла и расходных материалов, позволит увеличить срок службы КПП.

Также учитывайте простые правила:

✅ трогайтесь с места плавно и откажитесь от резких маневров
✅ по возможности избегайте выезда на бездорожье или серпантины, даже если CVT установлен на внедорожнике с полным приводом
✅ при поездке на дальнее расстояние иногда меняйте режим движения и сбавляйте скорость
✅ заезжая на ТО, диагностируйте систему охлаждения трансмиссии (при необходимости производится ее очистка)
✅ откажитесь от буксировки других автомобилей, а если ваша машина не едет, то перемещайте ее только на эвакуаторе
✅ если останавливаетесь на 2 минуты и дольше, но двигатель не глушите, рычаг КПП переводите в режим P или N

При замене масла и запчастей используйте только те расходные материалы, которые рекомендует производитель. При отсутствии необходимой информации в сервисном мануале свяжитесь с дилером или почитайте форумы. В холодное время года перед началом движения вариатор всегда нужно прогревать, причем на это требуется больше времени, чем на нагрев двигателя. Если едете на холодную, избегайте резких разгонов.

Схема перемещения ремня между шкивами в CVT. Фото: YouTube.com

Автомобили с CVT могут похвастаться хорошей динамикой разгона, плавностью движения. Вариаторы относительно экономичны в плане расхода топлива и имеют простую конструкцию. И хотя многие отечественные автолюбители скептически относятся к машинам с CVT, эти коробки стали неплохой альтернативой гидромеханическим «автоматам». Но, в целом, вариатор больше подходит для передвижения по городу.
Вы бы купили авто с вариатором?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....