Вся правда о вариаторах — устройство, принцип действия CVT и недостатки, с которыми столкнется автовладелец
Вариатор или CVT — бесступенчатая трансмиссия с внешним управлением, которая автоматически меняет передаточное число в соответствии с оборотами мотора. Это позволяет эффективно использовать мощность ДВС.
Данная КПП относится к классу автоматических. CVT использовались в середине прошлого столетия в мотоциклах, а затем в авиации. Первыми вариаторы ставили на свои автомобили компания DAF. Но эти агрегаты не могли похвастаться надежностью и часто выходили из строя. С годами конструкция была доработана. Что изменилось и какие минусы до сих пор присущи CVT — разберем ниже.
Одна из особенностей вариатора — плавное переключение передач и отсутствие рывков при разгоне. С инженерной точки зрения такая трансмиссия считается оптимальной из всех имеющихся на текущий момент.
Бесступенчатое изменение момента вращения возможно благодаря основным составляющим:
✅ вариаторной передачи
✅ компьютера или блока управления системой
✅ механизма, обеспечивающего реверс
✅ сцепления для передачи крутящего момента
В качестве последнего применяется гидротрансформаторное, центробежное, электромагнитное или многодисковое мокрое сцепление. Первый вариант считается самым распространенным. Гидротрансформаторное устройство обеспечивает плавность хода и продлевает срок службы коробки. К слабым местам такого сцепления относится риск перегрева. Функцию управления всеми механизмами в CVT берет на себя процессор или блок, который выбирает подходящий режим работы, учитывая показания с различных датчиков.
Что касается принципа действия коробки, то, в целом, все просто. После выбора режима и начала движения КПП подбирает оптимальное передаточное число, учитывая скорость и положение педали акселератора. Шкивы, соединенные с ременной передачей, сближаются или раздвигаются. В результате этого передаточное число меняется.
Есть несколько типов CVT, в зависимости от конструкции. Клиновидный ременной агрегат включает два шкива, объединенных ременной передачей. Передача крутящего момента выполняется с применением специального ремня.
В клиновидных цепных устройствах вместо ремня используется цепь. У таких вариаторов более высокий КПД, но конструкция не предусматривает реверса, для этого необходим дополнительный механизм. Тороидные КПП не предусматривают ни ременной, ни цепной передачи. Такой вариатор конструктивно включает два противоположно направленных конусовидных диска, которые соединены роликами. Тороидные CVT считаются перспективными, но используются не часто.
Множество сбоев в работе вариаторной коробки связано с ошибками эксплуатации, например, стилем вождения. Резкие старты и остановки приводят к ускоренному износу конструктивных элементов. Плохо на работе вариатора сказывается длительная езда на высоких скоростях, использование некачественного масла, регулярные простои в пробках.
По каким признакам можно выявить проблемы в работе CVT:
✅ Низкая динамика и неуверенный разгон. Обычно это следствие сбоев в работе муфты основного хода, блока управления трансмиссией или гидротрансформатора. Причина неисправности может состоять в дефекте самой передачи, в результате чего ремень, передающий крутящий момент от ДВС, начинает проскальзывать между валами
✅ Рывки при разгоне. Если автомобиль дергается, это указывает на нестабильность управляющего давления в коробке. Редукционный клапан гидравлической помпы является самой уязвимой деталью, которая со временем забивается металлической пылью и продуктами износа. Это приводит к тому, что давление подается рывками
✅ Авто едет на одной передаче. Если вы включаете режим N, и автомобиль катится, это указывает на неполадки в работе переключателя. Также проблема может заключаться в неправильной работе блока управления трансмиссией
✅ Авто едет назад. Если работает реверсивный режим, это свидетельствует о неисправности муфты переднего хода. На практике это часто связано с неисправностью сальника или отрывом контура, который используется для подачи гидравлической жидкости
✅ Машина дергается. Если рывки появляются в любых режимах движения, это может указывать на повреждение ремня и конусов в конструкции CVT. В некоторых случаях немного сэкономить и восстановить работу коробки можно, выполнив полировку конусов
Одной из серьезных проблем в работе КПП можно назвать неисправность блока управления. Если электронный модуль вышел из строя, трансмиссия будет регулярно переключаться в аварийный режим, а обороты начинают плавать. Когда CVT шумит, гудит и издает звуки, нехарактерные для ее нормальной работы, это может указывать на неисправность подшипников и износ их посадочных мест. О неполадках в работе механизма разблокировки вариатора также говорят механические щелчки при нажатии на тормоз.
О неисправностях в работе вариаторной коробки может свидетельствовать соответствующий индикатор на приборной панели. Ошибки могут отличаться, в зависимости от марки и модели авто, поэтому для расшифровки лучше обращаться на СТО.
CVT можно назвать неплохой альтернативой обычным АКПП для тех, кто предпочитает размеренную езду. Эти коробки требуют более частого обслуживания, из-за чего выше эксплуатационные расходы. Но своевременное ТО, включающее замену масла и расходных материалов, позволит увеличить срок службы КПП.
Также учитывайте простые правила:
✅ трогайтесь с места плавно и откажитесь от резких маневров
✅ по возможности избегайте выезда на бездорожье или серпантины, даже если CVT установлен на внедорожнике с полным приводом
✅ при поездке на дальнее расстояние иногда меняйте режим движения и сбавляйте скорость
✅ заезжая на ТО, диагностируйте систему охлаждения трансмиссии (при необходимости производится ее очистка)
✅ откажитесь от буксировки других автомобилей, а если ваша машина не едет, то перемещайте ее только на эвакуаторе
✅ если останавливаетесь на 2 минуты и дольше, но двигатель не глушите, рычаг КПП переводите в режим P или N
При замене масла и запчастей используйте только те расходные материалы, которые рекомендует производитель. При отсутствии необходимой информации в сервисном мануале свяжитесь с дилером или почитайте форумы. В холодное время года перед началом движения вариатор всегда нужно прогревать, причем на это требуется больше времени, чем на нагрев двигателя. Если едете на холодную, избегайте резких разгонов.
Автомобили с CVT могут похвастаться хорошей динамикой разгона, плавностью движения. Вариаторы относительно экономичны в плане расхода топлива и имеют простую конструкцию. И хотя многие отечественные автолюбители скептически относятся к машинам с CVT, эти коробки стали неплохой альтернативой гидромеханическим «автоматам». Но, в целом, вариатор больше подходит для передвижения по городу.
Данная КПП относится к классу автоматических. CVT использовались в середине прошлого столетия в мотоциклах, а затем в авиации. Первыми вариаторы ставили на свои автомобили компания DAF. Но эти агрегаты не могли похвастаться надежностью и часто выходили из строя. С годами конструкция была доработана. Что изменилось и какие минусы до сих пор присущи CVT — разберем ниже.
Устройство и принцип работы
Одна из особенностей вариатора — плавное переключение передач и отсутствие рывков при разгоне. С инженерной точки зрения такая трансмиссия считается оптимальной из всех имеющихся на текущий момент.
Бесступенчатое изменение момента вращения возможно благодаря основным составляющим:
✅ вариаторной передачи
✅ компьютера или блока управления системой
✅ механизма, обеспечивающего реверс
✅ сцепления для передачи крутящего момента
В качестве последнего применяется гидротрансформаторное, центробежное, электромагнитное или многодисковое мокрое сцепление. Первый вариант считается самым распространенным. Гидротрансформаторное устройство обеспечивает плавность хода и продлевает срок службы коробки. К слабым местам такого сцепления относится риск перегрева. Функцию управления всеми механизмами в CVT берет на себя процессор или блок, который выбирает подходящий режим работы, учитывая показания с различных датчиков.
Вариаторная коробка передач в снятом виде. Фото: YouTube.com
Что касается принципа действия коробки, то, в целом, все просто. После выбора режима и начала движения КПП подбирает оптимальное передаточное число, учитывая скорость и положение педали акселератора. Шкивы, соединенные с ременной передачей, сближаются или раздвигаются. В результате этого передаточное число меняется.
Разновидности и их особенности
Есть несколько типов CVT, в зависимости от конструкции. Клиновидный ременной агрегат включает два шкива, объединенных ременной передачей. Передача крутящего момента выполняется с применением специального ремня.
Ручка управления автоматической коробкой. Фото: YouTube.com
В клиновидных цепных устройствах вместо ремня используется цепь. У таких вариаторов более высокий КПД, но конструкция не предусматривает реверса, для этого необходим дополнительный механизм. Тороидные КПП не предусматривают ни ременной, ни цепной передачи. Такой вариатор конструктивно включает два противоположно направленных конусовидных диска, которые соединены роликами. Тороидные CVT считаются перспективными, но используются не часто.
Неполадки и их причины
Множество сбоев в работе вариаторной коробки связано с ошибками эксплуатации, например, стилем вождения. Резкие старты и остановки приводят к ускоренному износу конструктивных элементов. Плохо на работе вариатора сказывается длительная езда на высоких скоростях, использование некачественного масла, регулярные простои в пробках.
По каким признакам можно выявить проблемы в работе CVT:
✅ Низкая динамика и неуверенный разгон. Обычно это следствие сбоев в работе муфты основного хода, блока управления трансмиссией или гидротрансформатора. Причина неисправности может состоять в дефекте самой передачи, в результате чего ремень, передающий крутящий момент от ДВС, начинает проскальзывать между валами
✅ Рывки при разгоне. Если автомобиль дергается, это указывает на нестабильность управляющего давления в коробке. Редукционный клапан гидравлической помпы является самой уязвимой деталью, которая со временем забивается металлической пылью и продуктами износа. Это приводит к тому, что давление подается рывками
✅ Авто едет на одной передаче. Если вы включаете режим N, и автомобиль катится, это указывает на неполадки в работе переключателя. Также проблема может заключаться в неправильной работе блока управления трансмиссией
✅ Авто едет назад. Если работает реверсивный режим, это свидетельствует о неисправности муфты переднего хода. На практике это часто связано с неисправностью сальника или отрывом контура, который используется для подачи гидравлической жидкости
✅ Машина дергается. Если рывки появляются в любых режимах движения, это может указывать на повреждение ремня и конусов в конструкции CVT. В некоторых случаях немного сэкономить и восстановить работу коробки можно, выполнив полировку конусов
Одной из серьезных проблем в работе КПП можно назвать неисправность блока управления. Если электронный модуль вышел из строя, трансмиссия будет регулярно переключаться в аварийный режим, а обороты начинают плавать. Когда CVT шумит, гудит и издает звуки, нехарактерные для ее нормальной работы, это может указывать на неисправность подшипников и износ их посадочных мест. О неполадках в работе механизма разблокировки вариатора также говорят механические щелчки при нажатии на тормоз.
Шкивы и ремень вариаторной коробки. Фото: YouTube.com
О неисправностях в работе вариаторной коробки может свидетельствовать соответствующий индикатор на приборной панели. Ошибки могут отличаться, в зависимости от марки и модели авто, поэтому для расшифровки лучше обращаться на СТО.
Советы по эксплуатации
CVT можно назвать неплохой альтернативой обычным АКПП для тех, кто предпочитает размеренную езду. Эти коробки требуют более частого обслуживания, из-за чего выше эксплуатационные расходы. Но своевременное ТО, включающее замену масла и расходных материалов, позволит увеличить срок службы КПП.
Также учитывайте простые правила:
✅ трогайтесь с места плавно и откажитесь от резких маневров
✅ по возможности избегайте выезда на бездорожье или серпантины, даже если CVT установлен на внедорожнике с полным приводом
✅ при поездке на дальнее расстояние иногда меняйте режим движения и сбавляйте скорость
✅ заезжая на ТО, диагностируйте систему охлаждения трансмиссии (при необходимости производится ее очистка)
✅ откажитесь от буксировки других автомобилей, а если ваша машина не едет, то перемещайте ее только на эвакуаторе
✅ если останавливаетесь на 2 минуты и дольше, но двигатель не глушите, рычаг КПП переводите в режим P или N
При замене масла и запчастей используйте только те расходные материалы, которые рекомендует производитель. При отсутствии необходимой информации в сервисном мануале свяжитесь с дилером или почитайте форумы. В холодное время года перед началом движения вариатор всегда нужно прогревать, причем на это требуется больше времени, чем на нагрев двигателя. Если едете на холодную, избегайте резких разгонов.
Схема перемещения ремня между шкивами в CVT. Фото: YouTube.com
Автомобили с CVT могут похвастаться хорошей динамикой разгона, плавностью движения. Вариаторы относительно экономичны в плане расхода топлива и имеют простую конструкцию. И хотя многие отечественные автолюбители скептически относятся к машинам с CVT, эти коробки стали неплохой альтернативой гидромеханическим «автоматам». Но, в целом, вариатор больше подходит для передвижения по городу.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...