
Вся правда о вариаторах — устройство, принцип действия CVT и недостатки, с которыми столкнется автовладелец
Вариатор или CVT — бесступенчатая трансмиссия с внешним управлением, которая автоматически меняет передаточное число в соответствии с оборотами мотора. Это позволяет эффективно использовать мощность ДВС.
Данная КПП относится к классу автоматических. CVT использовались в середине прошлого столетия в мотоциклах, а затем в авиации. Первыми вариаторы ставили на свои автомобили компания DAF. Но эти агрегаты не могли похвастаться надежностью и часто выходили из строя. С годами конструкция была доработана. Что изменилось и какие минусы до сих пор присущи CVT — разберем ниже.
Одна из особенностей вариатора — плавное переключение передач и отсутствие рывков при разгоне. С инженерной точки зрения такая трансмиссия считается оптимальной из всех имеющихся на текущий момент.
Бесступенчатое изменение момента вращения возможно благодаря основным составляющим:
✅ вариаторной передачи
✅ компьютера или блока управления системой
✅ механизма, обеспечивающего реверс
✅ сцепления для передачи крутящего момента
В качестве последнего применяется гидротрансформаторное, центробежное, электромагнитное или многодисковое мокрое сцепление. Первый вариант считается самым распространенным. Гидротрансформаторное устройство обеспечивает плавность хода и продлевает срок службы коробки. К слабым местам такого сцепления относится риск перегрева. Функцию управления всеми механизмами в CVT берет на себя процессор или блок, который выбирает подходящий режим работы, учитывая показания с различных датчиков.
Вариаторная коробка передач в снятом виде. Фото: YouTube.com
Что касается принципа действия коробки, то, в целом, все просто. После выбора режима и начала движения КПП подбирает оптимальное передаточное число, учитывая скорость и положение педали акселератора. Шкивы, соединенные с ременной передачей, сближаются или раздвигаются. В результате этого передаточное число меняется.
Есть несколько типов CVT, в зависимости от конструкции. Клиновидный ременной агрегат включает два шкива, объединенных ременной передачей. Передача крутящего момента выполняется с применением специального ремня.
Ручка управления автоматической коробкой. Фото: YouTube.com
В клиновидных цепных устройствах вместо ремня используется цепь. У таких вариаторов более высокий КПД, но конструкция не предусматривает реверса, для этого необходим дополнительный механизм. Тороидные КПП не предусматривают ни ременной, ни цепной передачи. Такой вариатор конструктивно включает два противоположно направленных конусовидных диска, которые соединены роликами. Тороидные CVT считаются перспективными, но используются не часто.
Множество сбоев в работе вариаторной коробки связано с ошибками эксплуатации, например, стилем вождения. Резкие старты и остановки приводят к ускоренному износу конструктивных элементов. Плохо на работе вариатора сказывается длительная езда на высоких скоростях, использование некачественного масла, регулярные простои в пробках.
По каким признакам можно выявить проблемы в работе CVT:
✅ Низкая динамика и неуверенный разгон. Обычно это следствие сбоев в работе муфты основного хода, блока управления трансмиссией или гидротрансформатора. Причина неисправности может состоять в дефекте самой передачи, в результате чего ремень, передающий крутящий момент от ДВС, начинает проскальзывать между валами
✅ Рывки при разгоне. Если автомобиль дергается, это указывает на нестабильность управляющего давления в коробке. Редукционный клапан гидравлической помпы является самой уязвимой деталью, которая со временем забивается металлической пылью и продуктами износа. Это приводит к тому, что давление подается рывками
✅ Авто едет на одной передаче. Если вы включаете режим N, и автомобиль катится, это указывает на неполадки в работе переключателя. Также проблема может заключаться в неправильной работе блока управления трансмиссией
✅ Авто едет назад. Если работает реверсивный режим, это свидетельствует о неисправности муфты переднего хода. На практике это часто связано с неисправностью сальника или отрывом контура, который используется для подачи гидравлической жидкости
✅ Машина дергается. Если рывки появляются в любых режимах движения, это может указывать на повреждение ремня и конусов в конструкции CVT. В некоторых случаях немного сэкономить и восстановить работу коробки можно, выполнив полировку конусов
Одной из серьезных проблем в работе КПП можно назвать неисправность блока управления. Если электронный модуль вышел из строя, трансмиссия будет регулярно переключаться в аварийный режим, а обороты начинают плавать. Когда CVT шумит, гудит и издает звуки, нехарактерные для ее нормальной работы, это может указывать на неисправность подшипников и износ их посадочных мест. О неполадках в работе механизма разблокировки вариатора также говорят механические щелчки при нажатии на тормоз.
Шкивы и ремень вариаторной коробки. Фото: YouTube.com
О неисправностях в работе вариаторной коробки может свидетельствовать соответствующий индикатор на приборной панели. Ошибки могут отличаться, в зависимости от марки и модели авто, поэтому для расшифровки лучше обращаться на СТО.
CVT можно назвать неплохой альтернативой обычным АКПП для тех, кто предпочитает размеренную езду. Эти коробки требуют более частого обслуживания, из-за чего выше эксплуатационные расходы. Но своевременное ТО, включающее замену масла и расходных материалов, позволит увеличить срок службы КПП.
Также учитывайте простые правила:
✅ трогайтесь с места плавно и откажитесь от резких маневров
✅ по возможности избегайте выезда на бездорожье или серпантины, даже если CVT установлен на внедорожнике с полным приводом
✅ при поездке на дальнее расстояние иногда меняйте режим движения и сбавляйте скорость
✅ заезжая на ТО, диагностируйте систему охлаждения трансмиссии (при необходимости производится ее очистка)
✅ откажитесь от буксировки других автомобилей, а если ваша машина не едет, то перемещайте ее только на эвакуаторе
✅ если останавливаетесь на 2 минуты и дольше, но двигатель не глушите, рычаг КПП переводите в режим P или N
При замене масла и запчастей используйте только те расходные материалы, которые рекомендует производитель. При отсутствии необходимой информации в сервисном мануале свяжитесь с дилером или почитайте форумы. В холодное время года перед началом движения вариатор всегда нужно прогревать, причем на это требуется больше времени, чем на нагрев двигателя. Если едете на холодную, избегайте резких разгонов.
Схема перемещения ремня между шкивами в CVT. Фото: YouTube.com
Автомобили с CVT могут похвастаться хорошей динамикой разгона, плавностью движения. Вариаторы относительно экономичны в плане расхода топлива и имеют простую конструкцию. И хотя многие отечественные автолюбители скептически относятся к машинам с CVT, эти коробки стали неплохой альтернативой гидромеханическим «автоматам». Но, в целом, вариатор больше подходит для передвижения по городу.
Данная КПП относится к классу автоматических. CVT использовались в середине прошлого столетия в мотоциклах, а затем в авиации. Первыми вариаторы ставили на свои автомобили компания DAF. Но эти агрегаты не могли похвастаться надежностью и часто выходили из строя. С годами конструкция была доработана. Что изменилось и какие минусы до сих пор присущи CVT — разберем ниже.
Устройство и принцип работы
Одна из особенностей вариатора — плавное переключение передач и отсутствие рывков при разгоне. С инженерной точки зрения такая трансмиссия считается оптимальной из всех имеющихся на текущий момент.
Бесступенчатое изменение момента вращения возможно благодаря основным составляющим:
✅ вариаторной передачи
✅ компьютера или блока управления системой
✅ механизма, обеспечивающего реверс
✅ сцепления для передачи крутящего момента
В качестве последнего применяется гидротрансформаторное, центробежное, электромагнитное или многодисковое мокрое сцепление. Первый вариант считается самым распространенным. Гидротрансформаторное устройство обеспечивает плавность хода и продлевает срок службы коробки. К слабым местам такого сцепления относится риск перегрева. Функцию управления всеми механизмами в CVT берет на себя процессор или блок, который выбирает подходящий режим работы, учитывая показания с различных датчиков.

Что касается принципа действия коробки, то, в целом, все просто. После выбора режима и начала движения КПП подбирает оптимальное передаточное число, учитывая скорость и положение педали акселератора. Шкивы, соединенные с ременной передачей, сближаются или раздвигаются. В результате этого передаточное число меняется.
Разновидности и их особенности
Есть несколько типов CVT, в зависимости от конструкции. Клиновидный ременной агрегат включает два шкива, объединенных ременной передачей. Передача крутящего момента выполняется с применением специального ремня.

В клиновидных цепных устройствах вместо ремня используется цепь. У таких вариаторов более высокий КПД, но конструкция не предусматривает реверса, для этого необходим дополнительный механизм. Тороидные КПП не предусматривают ни ременной, ни цепной передачи. Такой вариатор конструктивно включает два противоположно направленных конусовидных диска, которые соединены роликами. Тороидные CVT считаются перспективными, но используются не часто.
Неполадки и их причины
Множество сбоев в работе вариаторной коробки связано с ошибками эксплуатации, например, стилем вождения. Резкие старты и остановки приводят к ускоренному износу конструктивных элементов. Плохо на работе вариатора сказывается длительная езда на высоких скоростях, использование некачественного масла, регулярные простои в пробках.
По каким признакам можно выявить проблемы в работе CVT:
✅ Низкая динамика и неуверенный разгон. Обычно это следствие сбоев в работе муфты основного хода, блока управления трансмиссией или гидротрансформатора. Причина неисправности может состоять в дефекте самой передачи, в результате чего ремень, передающий крутящий момент от ДВС, начинает проскальзывать между валами
✅ Рывки при разгоне. Если автомобиль дергается, это указывает на нестабильность управляющего давления в коробке. Редукционный клапан гидравлической помпы является самой уязвимой деталью, которая со временем забивается металлической пылью и продуктами износа. Это приводит к тому, что давление подается рывками
✅ Авто едет на одной передаче. Если вы включаете режим N, и автомобиль катится, это указывает на неполадки в работе переключателя. Также проблема может заключаться в неправильной работе блока управления трансмиссией
✅ Авто едет назад. Если работает реверсивный режим, это свидетельствует о неисправности муфты переднего хода. На практике это часто связано с неисправностью сальника или отрывом контура, который используется для подачи гидравлической жидкости
✅ Машина дергается. Если рывки появляются в любых режимах движения, это может указывать на повреждение ремня и конусов в конструкции CVT. В некоторых случаях немного сэкономить и восстановить работу коробки можно, выполнив полировку конусов
Одной из серьезных проблем в работе КПП можно назвать неисправность блока управления. Если электронный модуль вышел из строя, трансмиссия будет регулярно переключаться в аварийный режим, а обороты начинают плавать. Когда CVT шумит, гудит и издает звуки, нехарактерные для ее нормальной работы, это может указывать на неисправность подшипников и износ их посадочных мест. О неполадках в работе механизма разблокировки вариатора также говорят механические щелчки при нажатии на тормоз.

О неисправностях в работе вариаторной коробки может свидетельствовать соответствующий индикатор на приборной панели. Ошибки могут отличаться, в зависимости от марки и модели авто, поэтому для расшифровки лучше обращаться на СТО.
Советы по эксплуатации
CVT можно назвать неплохой альтернативой обычным АКПП для тех, кто предпочитает размеренную езду. Эти коробки требуют более частого обслуживания, из-за чего выше эксплуатационные расходы. Но своевременное ТО, включающее замену масла и расходных материалов, позволит увеличить срок службы КПП.
Также учитывайте простые правила:
✅ трогайтесь с места плавно и откажитесь от резких маневров
✅ по возможности избегайте выезда на бездорожье или серпантины, даже если CVT установлен на внедорожнике с полным приводом
✅ при поездке на дальнее расстояние иногда меняйте режим движения и сбавляйте скорость
✅ заезжая на ТО, диагностируйте систему охлаждения трансмиссии (при необходимости производится ее очистка)
✅ откажитесь от буксировки других автомобилей, а если ваша машина не едет, то перемещайте ее только на эвакуаторе
✅ если останавливаетесь на 2 минуты и дольше, но двигатель не глушите, рычаг КПП переводите в режим P или N
При замене масла и запчастей используйте только те расходные материалы, которые рекомендует производитель. При отсутствии необходимой информации в сервисном мануале свяжитесь с дилером или почитайте форумы. В холодное время года перед началом движения вариатор всегда нужно прогревать, причем на это требуется больше времени, чем на нагрев двигателя. Если едете на холодную, избегайте резких разгонов.

Автомобили с CVT могут похвастаться хорошей динамикой разгона, плавностью движения. Вариаторы относительно экономичны в плане расхода топлива и имеют простую конструкцию. И хотя многие отечественные автолюбители скептически относятся к машинам с CVT, эти коробки стали неплохой альтернативой гидромеханическим «автоматам». Но, в целом, вариатор больше подходит для передвижения по городу.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Маленький «сверхмедленный» самолет бьет рекорды продаж
Речь о гибридно-электрической модели от Electra, которая должна поступить в эксплуатацию в 2028 году. Более подробно о причинах популярности воздушного судна и...

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

Гибридный дирижабль на воздушной подушке Z1 скоро поступит в эксплуатацию – появился первый заказчик
И даже два. Так что, учитывая тенденции последнего времени, скоро воздушное пространство пополнится десятками, а то и сотнями, таких огромных управляемых...

Чиновника «пересадили» с BMW на «Ауру» – мнение из первых уст
Раньше трудно было найти государственного служащего, перемещающегося на машине отечественного производства. Времена меняются, автопарк «изнашивается» и...

Испытания SJ-100 ускоряют – линию сборки модернизировали
Стало известно, сколько всего самолетов уже находится в работе. Некоторые экземпляры оказались в шаге от испытаний в воздухе....

Два уникальных грузовика ЗИЛ на бездорожье – инженеры против «самодельщиков»
В очередной раз не дают покоя авторам канала «Полигон-98» лавры советских инженеров. В новой поездке они решили проверить, какой грузовик ЗИЛ лучше – заводской...

Прорыв в небо: первый полет SJ-100 с ПД-8 и будущее МС-21
В мире гражданской авиации наметился важный поворот: Россия делает уверенные шаги в сторону полной импортозамещенности своих авиалайнеров. Видео на...

Samsung построит девять танкеров-челноков за 1,34 млрд долларов
Они займутся транспортировкой нефти в акватории Бразилии. Прямо сейчас строят еще три таких судна....

АВТОВАЗ начал производство самой доступной версии LADA Largus
Этот автомобиль пришел на смену LADA Largus в комплектации Classic Plus. Он называется Comfort и стоит на 5 тысяч рублей дороже....

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

В Британии создали двигатель, работающий на чистой меди
Он сможет использовать космический мусор в качестве топлива. Однако есть две большие проблемы....

Lada Iskra станет первой моделью АВТОВАЗ с системой iTPMS
Она проще и надежнее, чем dTPMS. Теперь российские машины станут немного безопаснее....

Такого успеха не ожидал никто: Denza N9 Black Warrior бьет рекорды продаж
Даже в самой BYD не думали, что будет такой спрос. Что именно привлекает покупателей в авто?...

Взлет и падение Русско-Балтийского завода
Автомобили «Руссо-Балт» получили широкую известность не только в России но и в Европе. Но из-за исторических событий первый российский автомобильный бренд...

Космонавты «примерили» корабль «Союз МС-27» перед стартом
Полетят два российских космонавта и один американский астронавт. На испытаниях также были их дублеры....

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....